Современные тенденции развития розничного торгового обслуживания

Современные тенденции развития розничного торгового обслуживания.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность и социально-экономическое значение качества торгового обслуживания населения

Розничная торговля относится к отраслям, продукция которых выступает в виде услуг или деятельности, не приводящей к созданию самостоятельного продукта, товара. Содержание ее заключается в удовлетворении нужд, то есть обслуживании. Усиление социально-экономической роли торговли, увеличение ее вклада в осуществлении социальной миссии потребительской кооперации требуют решения множества проблем, связанных с дальнейшим развитием отрасли и повышением качества торгового обслуживания.

Решение вопросов, связанных с повышением качества торгового обслуживания, развитием экономико-организационных методов, воздействующих на него, открывает возможность активного влияния на процесс его повышения. Однако поиск эффективных методов, способствующих повышению качества торгового обслуживания, невозможен без правильного теоретического подхода к этому понятию, выяснения его сущности как социально-экономической категории.

Необходимо единообразие в трактовке этого понятия, выработке точной терминологии, которая позволит координировать усилия, направленные на обеспечение качества. Смысловые и терминологические трудности в понимании и толковании понятия "качество торгового обслуживания" не способствуют всестороннему постижению его смысла и значения. При практическом использовании термина нужно строго ограничить область его применения, что позволит более точно отразить цель исследования и сущность явления.

Важность теоретического обоснования объясняет многочисленные поиски ученых и экономистов, проводимые в последние годы в этом направлении. Однако разными авторами неодинаково трактуется понятие "качество торгового обслуживания". Многие из них, пытаясь дать свое определение, ограничиваются лишь перечислением отдельных составляющих его элементов. При этом приводимые определения в значительной степени различаются количеством конкретных элементов, их составом и понятиями, которые характеризуют их совокупность.

Так, Л.П. Коваленко считает, что наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента товаров, применение рациональных форм их продажи, предоставление покупателям услуг в магазине, минимальные затраты времени на обслуживание, высокая профессиональная квалификация работников, вежливое отношение к покупателям, соблюдение правил торговли и хорошее санитарное состояние магазина характеризуют культуру обслуживания покупателей [6].

A.M. Огородник и А.Ю. Масленников, перечислив подобные элементы и добавив к ним еще три (необходимость информирования покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров; изучение потребностей и вкусов покупателей; эстетическое оформление торговых залов), определяют эту совокупность как культуру торговли [12].

Н.С. Клебакова, В.В. Коваленко, Л.И. Горелова важными элементами культуры торговли называют рациональное устройство и размещение розничной торговой сети, механизацию трудоемких процессов, внедрение современных технологических средств и прогрессивной технологии, хорошо организованную рекламу и оказание широкого комплекса услуг. Культуру же обслуживания они выделяют как составную часть культуры торговли.

В конечном счете, все перечисленные элементы, по нашему мнению, в большей или меньшей степени характеризуют единственное понятие - "качество торгового обслуживания", а "культура торговли", "культура обслуживания", "качество торговли" используются как его синонимы, что неправомерно, так как это искажает исходную теоретическую позицию и затрудняет определение конкретных направлений повышения качества. Четкость понятий и категорий является важным требованием любой науки, а синонимическое множество терминов возникает из разнообразия подходов к исследованию качества торгового обслуживания и различного содержания, вкладываемого в это понятие.

Кроме того, в приведенных выше определениях не раскрывается сущность качества торгового обслуживания как социально-экономической категории, без чего невозможна дальнейшая теоретическая работа над проблемой и разработка практических рекомендаций по повышению качества торгового обслуживания. Необходимость рассмотрения категориальной сущности этого понятия обусловливается тем, что экономические категории, являясь теоретическим выражением реально существующих производственных отношении, выступают ступенями их познания, отражают процессы, свойственные данному этапу развития общества.

О социально-экономическом содержании услуги, как специфического продукта труда работников, занятых в сфере обслуживания, К. Маркс писал, что "это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару: но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги" потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности" [21].

Результатом труда по оказанию услуг розничной торговли является не создание вещественных благ, а специфический неотделимый от самой торговой деятельности полезный эффект, заключающийся в изменении состояния уже произведенного продукта, переходе его из сферы производства в сферу потребления, смене формы стоимости.

Некоторые экономисты отождествляют услуги с процессом труда, не учитывая при этом, что их результаты выражаются в полезном эффекте, продукте данного труда. Отсюда делается неверный вывод, что услуги - это результат неовеществленного труда и они не имеют потребительной стоимости. Однако тогда нужно признать, что, приобретая услуги, оплачивается сам процесс труда, а не его результат, то есть полезный эффект или продукт этого труда, в то же время известно, что потребляться может только потребительная стоимость результата труда. Конечно, услуга как одна из созидающих форм труда не является потребительной стоимостью, благом, но результат услуги (результат конкретного труда в виде полезного эффекта) имеет потребительную стоимость.

Разрабатывая принципиальные вопросы теории услуг, К. Маркс отмечал, что "услуга есть вообще лишь способ выражения для особой потребительной стоимости труда, поскольку она полезна не как вещь, а как деятельность". При этом понятие об услуге он связывал, прежде всего, не с технологическим содержанием той или иной деятельности, а с ее социально-экономической формой, то есть с характером экономических отношений, складывающихся по поводу выполняемых ею общественно необходимых функций.

Сущность услуг торговли состоит в полезном действии труда по организации и осуществлению товарного обращения, в результате чего удовлетворяются потребности населения в необходимых предметах. Являясь посредником между сферой производства и сферой потребления, торговля на основе товарно-денежных отношений оказывает производственным предприятиям услуги по доведению произведенных ими изделий до населения, а ему в свою очередь, услуги по организации продажи этих изделий и созданию благоприятных условий для возможно максимального удовлетворения покупательского спроса.

Таким образом, по своей экономической природе услуги торговли представляют собой определенные общественные отношения по поводу полезного действия труда, потребляемого в качестве товара или деятельности, и присвоения его результатов, направленных на удовлетворение потребностей человека.

Совокупность взаимосвязанных услуг торговли по доведению товаров от производства до торговли и смене формы их стоимости составляет процесс торгового обслуживания. В ходе этого процесса особенно ярко проявляются полезные свойства потребительной стоимости той группы услуг, которая оказывается населению в розничной торговле. Эти услуги непосредственно обеспечивают получение социального эффекта, выраженного в удовлетворении предъявляемого населением покупательского спроса, а также в сокращении издержек потребления при высокой культуре обслуживания и увеличении свободного времени населения.

Услуги торговли, связанные с организацией завоза товаров в розничную сеть, формированием рационального и устойчивого их ассортимента, сохранением потребительских свойств товаров и подготовкой их к продаже, обеспечивают покупателям экономию времени при совершении покупок. А услуги, направленные на создание различных удобств в процессе выбора и покупки товаров, способствуют не только снижению издержек потребления, но и повышают комфортность обслуживания.

В зависимости от различных признаков в экономической литературе по-разному классифицируются услуги торговли, предоставляемые в розничных предприятиях. В данной работе мы остановимся на одной из классификаций, в основу которой положена определенная форма связи с реализацией товаров. По нашему мнению, это наиболее существенный признак, так как именно во время процесса реализации происходит признание покупателями потребительской ценности большинства услуг торговли.

В соответствии с этим делением из всей совокупности услуг выделяются такие, которые непосредственно связаны с реализацией товаров, в них материализованы и неотделимы от них. Это, например, услуги по расфасовке, упаковке, предоставлению широкого выбора товаров, смене формы их стоимости и другие. Существуют услуги, которые лишь частично связаны с товарами, входящими в ассортимент данного предприятия, и не составляют с ними единого неразрывного комплекса. Такие услуги направлены на создание дополнительных удобств, обеспечивающих улучшение эстетических свойств товаров, условий их реализации и потребления, и приобретаются покупателями по желанию бесплатно или за дополнительную плату (прием заказов на изделия нестандартных размеров, продажа сувенирной упаковки, организация камер хранения и т.д.).

Несмотря на различные формы связи услуг торговли с товарами, общественное признание их объективно возможно только при наличии товарного предложения, отвечающего потребностям населения. Однако наличие товаров выступает необходимым, но не достаточным условием реализации услуг розничной торговли. Они должны соответствовать общественным потребностям, что будет характеризовать их полезность. Оценка различных свойств услуг торговли, образующих процесс обслуживания, с точки зрения удовлетворения ими общественных потребностей осуществляется с помощью категории "качество". Соответствие их потребительной стоимости потребностям общества является общей мерой качества торгового обслуживания.

Исходя из этого, некоторые экономисты, давая категориальную характеристику качеству торгового обслуживания, ограничиваются лишь указанием на то, что "эта категория отражает оценку различных торговых услуг, образующих процесс обслуживания населения предприятиями розничной торговли, с точки зрения удовлетворения потребностей покупателей". Другие отмечают, что качество торгового обслуживания "характеризуется степенью соответствия полноты удовлетворения спроса населения на товары народного потребления в требуемом объеме, ассортименте, качестве" [19].

Конечно, усиление социально-экономического значения торговли привело к необходимости совершенствования услуг, что непосредственно связано с повышением качества торгового обслуживания населения. Решение данной проблемы предполагает, прежде всего, возможно более полное удовлетворение спроса населения. Однако ее необходимо рассматривать и с позиций рыночных отношений, то есть увязывать с затратами на обслуживание процесса купли-продажи. С экономической точки зрения наилучшим результатом является не максимально высокое качество торгового обслуживания, которое может быть достигнуто в данных условиях, а качество оправданное социально и экономически.

Определяя сущность качества торгового обслуживания целесообразно выделить те общие свойства, которые характеризуют любую экономическую категорию, и показать специфические особенности, отличающие данную категорию от других.

Учитывая эти требования, ближе всех к истине, по нашему мнению, те экономисты, которые считают, что под качеством торгового обслуживания следует понимать такую совокупность потребительских свойств услуг, которая способствует удовлетворению потребностей человека в обслуживании с учетом затрат труда и средств на производство и реализацию услуг.

В то же время нельзя не согласиться с авторами, отмечающими, что качественным является такое торговое обслуживание, которое обеспечивает покупателям возможность удовлетворения потребностей в предметах потребления с наибольшими удобствами и наименьшими затратами времени на их приобретение и сопровождается психологически доброжелательным микроклиматом отношений [24].

Недостаточно, на наш взгляд, трактуется это понятие ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения": "качество торгового обслуживания - это совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей" [1].

Исходя из общих и специфических черт, определяющих сущность качества торгового обслуживания, по нашему мнению, его можно определить как социально-экономическую категорию, которая отражает общественные отношения по поводу создания и использования услуг торговли, максимально обладающих способностью удовлетворять конкретные потребности людей в товарах при минимальных затратах. Возможно, данное определение тоже не лишено недостатков, однако оно, на наш взгляд, учитывает не только характер потребностей населения и связь качества торгового обслуживания с материальными и трудовыми затратами, но и отражает динамичность требований к качеству торгового обслуживания со стороны общества, а также социально-экономическую целесообразность и необходимость его повышения.

Понятие и виды розничных торговых сетей

Торговая сеть - совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.

Розничная торговая сеть - совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории [4, c.2].

Розничная торговая сеть выполняет следующие функции: закупка, транспортировка, хранение, подсортировка, подработка, приведение к товарному виду, продажа товаров, принятие риска, финансовая деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке.

Предприятие розничной торговли осуществляет куплю-продажу товаров с оказанием необходимых услуг покупателям.

Предприятия розничной торговой сети - магазины, в том числе мелкорозничной - павильоны, киоски и палатки - могут объединяться:

- в торговое - добровольное договорное - объединение с сохранением хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица каждого предприятия для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;

- торговый комплекс - реализующий универсальный ассортимент товаров и оказывающий широкий набор услуг, а также централизующий функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности;

- торговый центр - реализующий универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенный на определенной территории, спланированный, построенный и управляемый как единое целое и предоставляющий в границах своей территории стоянку для автомашин;

- торговый дом - многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.[13, c.38].

Вся розничная сеть классифицируется по определенным признакам. Для каждого формата прописаны стандарты - по ассортименту, дизайну, оборудованию, что облегчает их тиражирование. Стандартизация размещения ассортимента в торговом зале, например, упростила переговоры с поставщиками и разработку логистики поставок. Оптимизирован и управленческий ресурс. Введена должность менеджеров форматов, которые отслеживают соблюдение стандартов. Внутри форматов несколько магазинов объединены в куст по территориальному признаку. Это дает возможность учитывать особенности района, сократить издержки на подбор и поддержание ассортимента, подготовку кадров.[20, c.2].

По товарно-ассортиментному профилю розничную сеть можно подразделить на:

- универсальную, представленную в основном универмагами, гипермаркетами, супермаркетами, гастрономами, универсамами, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;

- специализированную на торговле товарной группой, товарами одной подгруппы, товарами, сгруппированными в потребительские комплексы.

- смешанную, где в основном реализуются товары повседневного спроса продовольственного и непродовольственного ассортимента.[13, c.42].

Существуют следующие формы продажи и методы обслуживания: самообслуживание, традиционная продажа через прилавок, салонная или индивидуальная продажа товаров, по образцам, по заказам, с использованием автоматов, по почте, по каталогам, интернет-торговля, прямые продажи.

Самообслуживание - форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование.

Продажа товаров по предварительным заказам - форма продажи, при которой покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.[13, c.44].

Индивидуальное (салонное) обслуживание - форма продажи, при которой продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара. Данная форма продажи предусматривает предоставление покупателям разных платных и бесплатных услуг.[4, c.2].

Продажа с открытой выкладкой - форма продажи, когда покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары продавец.

Продажа товаров по образцам - форма продажи, когда покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора товара и оплаты покупки он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина.

Продажа по телефону - это активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента. Телефонный звонок используется в целях рекламирования товара и поиска покупателя.

Более 90% всех розничных продаж совершаются в магазинах. Но в настоящее время темпы роста внемагазинной торговли значительно превышают аналогичный показатель для розничной торговли. Существуют три разновидности внемагазинной торговли: прямая розничная торговля, личные продажи и продажи через автоматы.

Прямая торговля - покупатели сначала заказывают товар по телефону или по почте. В зависимости от используемых средств передачи информации различаются типы прямой торговли.

Личные продажи, в отличие от прямой розничной торговли, основанной на использовании разных информационных источников, основываются на непосредственном контакте между продавцом и покупателем. При этом общение происходит либо напрямую, лицом к лицу, либо по домашнему (рабочему) телефону.[3, c.23].

Продажи товаров через автоматы. В этом случае личный контакт с покупателем не устанавливается. В данном случае происходит просто покупка и получение товара посредством механического устройства.

Ритейл принято классифицировать по формату магазинов: супермаркет, гипермаркет, Магазин "за углом". Таким образом, классификация сетей: сеть гипермаркетов, сеть супермаркетов, магазин-за-углом и сеть разноформатных магазинов прямо отражает форматы магазинов, входящих в сеть.

Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Типизацией РТС могут служить:

Ларек (киоск, палатка) - оснащенное торговым оборудованием строение (здание), не имеющее торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца.

Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест и помещение для хранения товаров.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми и всеми необходимыми подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.[18, c.3].

Универсальный магазин (универмаг) - магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных товаров

Универсам (супермаркет) - магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса.[16, c.8].

Гипермаркет – объект торговли, в котором продаются товары различных групп, - продовольственные и непродовольственные. Площадь гипермаркета должна быть не менее 5000 кв. м..[2].

Специализированный магазин - предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее подгруппу, вид.

Мини-маркет (мини-продукты) - магазин с узким или ограниченным ассортиментом продовольственных товаров при площади торгового зала не более 50 квадратных метров.

Ее основными видами являются:

стационарная;

нестационарная;

Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах развозной и разносной торговли.

Развозная торговля использует специализированный или специально оборудованный транспорт для обслуживания жителей сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины, а также для торговли в городах в местах большого скопления людей.[5, c.3].

Разносная торговля осуществляется вне стационарных розничных торговых предприятий путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждении, организации, на предприятии, транспорте или на улице.

Специализация РТС

Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговли сети - ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально- технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю, формам торгового обслуживания, функциональной роли.

Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.[2, c.111].

Необходимость специализации розничных торговых предприятий - следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, покупателям предлагаются товары широкого ассортимента в пределах одной или нескольких товарных групп.

В то же время чрезмерная специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что в свою очередь вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:

- узкоспециализированные;

- специализированные;

- комбинированные;

- универсальные;

- смешанные.

Удобна для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, так как позволяет совершить комплексную покупку в одном магазине. Это могут быть товары для женщин, для детей, для дома и т.д.

В системе потребительской кооперации действуют в основном магазины, специализированные на базе товаров нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо - рыба - овощи, галантерея - трикотаж и т.п.), или широкой номенклатуры товарных групп (универмаги, универсамы), или ведущие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами – "Товары повседневного спроса" [8, c.57].

Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов или отношением розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.

Типизация РТС

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

Универсальный магазин представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров.

Специализированный магазин представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

Магазин с комбинированным ассортиментом товаров представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

Магазин со смешанным ассортиментом товаров представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.[7, c.132].

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м2. В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах-дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);

преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных); применение самообслуживания; использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре; оптимизация численности персонала.[12, c.70].

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

изучение покупательского спроса на товары;

формирование ассортимента товаров;

составление заявок на завоз товаров;

оказание торговых услуг покупателям;

рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

хранение товаров;

выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

выполнение расчетов с покупателями.

Наряду с перечисленными розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.[16, c.7].

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

Понятие и классификация торговых центров

Торговый центр (ТЦ)- это совокупность предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений, подобранных в соответствии с концепцией и осуществляющих свою деятельность в специально спланированном здании (или комплексе таковых), находящемся в профессиональном управлении и поддерживаемом в виде одной функциональной единицы.

Первоначально выделились районные (neighborhood), окружные (community) и региональные (regional) ТЦ. Позже добавились микрорайонный (convenience centers), суперрегиональный центр (super regional centers) и различные менее общепринятые типы центров. Для каждого типа ТЦ присущ свой парковочный индекс, определяемый его концепцией и рассчитываемый, исходя из необходимого количества парковочных мест на 100 м. арендной или общей площади. Во всех случаях тип ТЦ и его специализация определяются составом арендаторов и масштабом влияния (размером торговой зоны). Разработка архитектурно-планировочных решений, а также брокеридж (сдача площадей торгового центра в аренду) проводятся на основании концепции торгового центра.

Концепция торгового центра должна отражать следующее:

- Целевые группы покупателей (Портрет покупателя)

- Тип торгового центра

- Состав арендаторов (якоря, мини-якоря, сопутствующие)

Классификация торговых центров

Микрорайонный торговый центр (Convenience center) осуществляет торговлю товарами первой необходимости и предлагают услуги повседневного спроса (ремонт обуви, прачечная). Состоят как минимум из трех магазинов, общая арендная площадь (GLA) которых составляет обычно 2800 кв. м. и может варьироваться от 1500 до 3000 кв.м. Основным оператором (якорем), в большинстве случаев, является минимаркет. Торговой зоной является территория 5-10 минутной пешеходной доступности, количество покупателей - до 10 000 человек. Примером такого рода центров могут служить бывшие советские универсамы, крупные продовольственные и промтоварные магазины, которые сократили площадь основной торговли и сдали часть площадей арендаторам (аптечный пункт, прачечная, видеопрокат, хозтовары, фотоуслуги и прочее).

Районный торговый центр (Neighborhood center) предлагает товары повседневного спроса (продукты, лекарства, хозтовары и т.д.) и услуги (прачечная, химчистка, парикмахерская, ремонт обуви, металлоремонт) для удовлетворения ежедневных потребностей жителей района. Якорным арендатором, как правило, является супермаркет, мини-якорями могут быть аптека, хозяйственный магазин. Сопутствующими арендаторами являются магазины одежды, обуви и аксессуаров, парфюмерии, спорттоваров и пр. Общая арендная площадь данных ТЦ в основном составляет 5600 кв.м., на практике площадь может варьироваться от 3000 до 10000 кв.м. Первичная торговая зона районного торгового центра включает в себя от 3 000 до 40 000 человек, проживающих в 5-10 минутах езды на личном или общественном транспорте.

Окружной торговый центр (Community center) предлагает широкий спектр товаров и услуг, с большим выбором "мягких" товаров (мужская, женская, детская и спортивная одежда) и "жестких" товаров (металлические изделия, электроинструменты, бытовая техника). Для данной категории ТЦ характерен более глубокий ассортимент и более широкий диапазон цен, нежели в районном ТЦ. Многие центры строятся вокруг детских универмагов (junior department store), дискаунт-универмагов, крупных аптек (drug-store), универсальных магазинов, торгующих разнообразными товарами, часто по сниженным ценам (variety store), как основных арендаторов в добавлении к супермаркетам. Хотя окружной ТЦ не имеет универмага полной линии, у него могут быть сильные специализированные магазины. Типичный размер арендной площади - 14000 кв.м., может занимать от 9500 до 47000 кв. м. Первичная торговая зона для окружного торгового центра находится в пределах 10-20 минут транспортной доступности, и покупатели центра насчитывают от 40 000 до 150 000 человек.

Суперокружной торговый центр (Super community center)

Центры, которые соответствуют общему профилю окружного центра, но имеют площадь более 23000 кв. м, классифицируются как суперокружные. В исключительных случаях площадь достигает 90000 кв.м. В результате, окружной ТЦ - самая сложная категория торговых центров для оценки их размеров и зоны обслуживания.

Существует разновидность суперокружного торгового центра - Пауэр центр (power center). Он содержит, по крайней мере, 4 якоря, специфичных для данной категории площадью более 1900 кв. м. Такими якорями являются "жесткие" товары: бытовая техника и электроника, спорттовары, офисные принадлежности, товары для дома, лекарства, средства для здоровья и красоты, игрушки, персональные компьютеры и их элементы. Power center сочетает в себе узко направленных "убийц категорий" (полный ассортимент товаров по какой-либо категории по низким ценам), оптовый клуб и дискаунт-универмаг. Якоря в таких power center занимают 85 % общей арендуемой площади.

Региональный торговый центр (Regional center)

Региональные центры обеспечивают покупателей широким выбором товаров, одежды, мебели, товарами для дома (глубокий и широкий ассортимент), различными видами услуг, а также местами отдыха и развлечения. Они строятся вокруг 1-2 универмагов полной линии, площадь обычно не менее 5000 кв. м. Типичная для данной категории общая арендная площадь 45000 кв. м, на практике она варьируется 23000 кв.м - 85000 кв.м. Региональные центры предлагают услуги, характерные для деловых районов, но не такие разнообразные, как в суперрегиональном торговом центре. Торговая зона для регионального торгового центра находится в пределах 30-40 минут транспортной доступности, количество посетителей центра - 150 000 человек и более.

Суперрегиональный центр (Super regional center)

Предлагает широкий выбор товаров, одежды, мебели, товаров для дома, также услуги отдыха и развлечения. Строятся вокруг 3 и более универмагов площадью не менее 7000 кв. м каждый. Такой центр часто имеет общую арендную площадь 93000 кв.м. На практике площадь варьируется от 50000 и может превышать 150000 кв. м. Торговая зона для суперрегионального торгового центра может достигать 1,5 часов транспортной доступности, количество посетителей центра - 300 000 и более человек.

Специализированные торговые центры (Specialty centers)

Существует множество вариантов названных основных категорий, которые можно объединить словом специализированные, то есть это подтипы других, более или менее традиционных видов ТЦ. Специализированные торговые центры в широком смысле - это такие торговые центры, которые сильно отличаются или не отвечают требованиям, указанных в предыдущих категориях. Например, районный ТЦ, который имеет группу специализированных продуктовых магазинов - гастроном, мясной магазин, овощи/фрукты, винный отдел - как заменитель супермаркета, может быть назван специализированным районным центром. Центр окружного масштаба, в котором якорем является крупный фитнес-центр с такими магазинами как спорттовары, товары для здорового образа жизни, туризма и отдыха, представляет собой статус специализированного.

Специализированные торговые центры часто разделяют по темам:

- Развлечение (Entertainment)

- Торговля и Развлечения (Retail-Entertainment)

- Скидки (Off-price)

- Товары для дома (Home improvement)

- Стрип-центр (Strip Center)

- Исторический (Historic)

- Мегамолл (Megamall)

- Стиль жизни (Lifestyle)

Также выделяют несколько типов:

- Фестивал-центр (Festival Center) - якорем является совокупность предприятий развлечений и общественного питания, предприятия торговли (магазины сувениров и парфюмерии, одежды, обуви и аксессуаров, ювелирные) выступают в качестве сопутствующих. Расположены, как правило, в культурно-исторических местах города, на центральной площади.

- Торгово-общественный центр - якорем в таком центре могут выступать детские и фитнес-клубы, спортивные и развлекательные комплексы, гостиница и универмаг. В своем составе они могут иметь объекты социальной направленности. Сопутствующими арендаторами являются магазины сувениров и парфюмерии, одежды, обуви и аксессуаров.

- Торговый центр Моды (Fashion Center) - якорем, в данном центре, является совокупность магазинов одежды и обуви. Сопутствующими арендаторами выступают магазины аксессуаров, парфюмерии и косметики, подарков. Торговые центры моды, как правило, находятся в центре города, и часто занимают первые (с 1-го по 3-й) этажи в торгово-офисных центрах.

- Аутлет-центр (Outlet Center) - в данных центрах торговлю осуществляют предприятия-производители одежды и обуви, бытовой техники и электроники, строительных и отделочных материалов. В качестве сопутствующий операторов могут выступать предприятия услуг. Могут располагаться в спальных и удаленных районах города.

- Пауэр-центр (Power Center) - в его состав входят 4 и более специализированных оператора розничной торговли, представляющих широкий и глубокий ассортимент товара какой-либо категории. Так же в его составе могут присутствовать дискаунт-универмаг, центр торговли по каталогам и др. Располагаются Пауэр-центры, в большинстве случаев, в спальных районах и на окраинах города рядом с автомагистралями.

Данная классификация торговых центров была разработана Urban Land Institute (ULI), переведена и адаптирована для применения в современных условиях развития форматов розничной торговли в России группой экспертов под руководством Елены Флоринской.

Торговая зона (Trade Area, Catchment Area) - географическая область, на территории которой проживает или работает подавляющее большинство (около 95%) покупателей торгового центра.

Границы торговой зоны торгового центра, определяются такими факторами, как:

- тип торгового центра;

- пешеходная и транспортная доступность;

- естественные или искусственные физические препятствия;

- наличие конкурентных объектов;

- плотность населения и др.

Обычно выделяют три концентрические зоны влияния:

- Первичная торговая зона - это географический сегмент, где проживает 70-80% от общего числа регулярных покупателей или так называемая "опорная" группа. Для городов важным является время пешеходной доступности.

Вторичная торговая зона занимает большую территорию - на нее приходится 15-20% покупателей. На протяженность этой зоны влияет наличие подобных объектов в округе. Хорошая транспортная доступность может значительно увеличивать эту зону.

Третичная (периферийная) торговая зона - это максимальная территория, с которой покупатели притягиваются к торговому центру. Их число может составлять 5-10%. Хотя потенциальным покупателям приходится преодолевать большие расстояния, их могут привлекать хорошая транспортная доступность, определенные группы товаров или услуг, отсутствующие в других центрах, расположение объекта по пути на работу и обратно. В число покупателей приезжающих из этой зоны принято включать транзитных и случайных покупателей, не проживающих в географических пределах третичной зоны. Небольшую, а иногда значительную долю покупателей торгового центра могут составлять туристы.

Границы торговых зон не являются абсолютными и могут изменяться с течением времени или увеличением уровня конкуренции. Реальные границы торговой зоны объекта могут быть определены не ранее чем через 6 месяцев после ввода объекта в эксплуатацию.

Якорь (Anchor) - крупный, как правило сетевой, оператор розничной торговли с известным брэндом, расположенный на территории торгового центра на правах арендатора или собственника занимаемой площади и привлекающий в торговый центр основные потоки покупателей. В качестве якоря могут выступать и предприятия другого профиля или их совокупность (предприятия общественного питания - фуд-корт, предприятия услуг - кинотеатр и т.д.). Так же функцию якоря могут выполнять имидж места, некоммерческие объекты - памятники архитектуры и др.