Управление дошкольным учреждением

Совершенствование управления муниципальным дошкольным учреждением.

Статьи по теме
Искать по теме

Муниципальные дошкольные учреждения как объект управления

Образование представляет собой общественное благо в рамках удовлетворения экономически обоснованных общественных потребностей и потребностей государства и общественную образовательную услугу доверительного характера в рамках удовлетворения потребностей личности, общества и экономики предпринимательского сектора.

Сфера образования представляет собой не только множество организаций, на рисунке 1.1 представлены элементы системы образования.

Совершенствование управления муниципальным дошкольным учреждением

Рис.1.1 – Элементы системы образования

ФЗ РФ "Об образовании в РФ" регламентировано понятие "система образования", согласно которому система образования РФ представляет собой единую совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Взаимодействие этих элементов системы обуславливает способность действующей образовательной системы оказывать образовательные услуги признаваемого государством и обществом качества, понятного уровня и содержания

Уровни системы образования приведены на рисунке 1.2.

Совершенствование управления муниципальным дошкольным учреждением

Рис. 1.2 –Уровни системы образования

Согласно ФЗ РФ "Об образовании в РФ" система образования состоит из следующих уровней:

- дошкольного образования,

- начального общего образования,

- основного общего образования,

- среднего общего образования,

- профессионального образования.

Современная, мобильная и гибкая система образования, как объект государственного управления, включающей все уровни образования – от начального до послевузовского – и обеспечивающей решение трех основных задач:

- преемственность всех видов и уровней этого образования, которая позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося;

- отсутствие в профобразовании тупиковых ветвей, закрывающих пути к дальнейшему продолжению обучения;

- возможность как повышения уровня профессионального образования, так и переподготовки кадров на каждом из его уровней.

Таким образом, учреждения дошкольного образования являются базой всей современной системы образования.

Современное муниципальное дошкольное учреждение как объект управления – это, прежде всего структура с многоуровневыми отношениями "руководство – подчинение", обеспечивающими получение информации руководителя о состоянии дел, как из внешнего окружения, так и с нижних уровней учреждений, выработку управленческого решения и соответствующую отработку его исполнения.

Такая структура эффективно функционирует только при существовании хорошо отлаженных каналах управления муниципального дошкольного учреждения в целом, и налаженных связях между всеми структурными подразделениями и уровнями выработки решений и исполнения.

Так, если на верхнем уровне руководства муниципального дошкольного учреждения появляется необходимость воздействовать на поведение подчиненных, например по административной линии, то приказ, распоряжение, указание не только должны дойти до низшего уровня в иерархии структурного устройства, но и распространиться по всем структурным единицам и отдельным подразделениям данного уровня. Взаимодействие между элементами организационно – управленческой структуры осуществляется посредством организационной структуры муниципального дошкольного учреждения.

Система управления муниципального дошкольного учреждения – это схема, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений муниципального дошкольного учреждения и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой.

Система управления муниципального дошкольного учреждения устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых образовательной организацией, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Развитие управления муниципального дошкольного учреждения связано с практикой распределения властных полномочий в финансовых организациях. Под системой властных полномочий муниципального дошкольного учреждения понимается множественность элементов, составляющие единство, совокупность связей и взаимосвязей между ними и внешней средой, которые образуют целостность, качественную определенность.

Эволюция схем систем управления муниципальным дошкольным учреждением обусловлена наличием достоинств и недостатков, а так же соответствие структурированной системы внешним и внутренним факторам деятельности системы муниципального дошкольного образования.

Так же если рассматривать муниципальное дошкольное учреждение в качестве объекта управления следует учитывать, что оно состоит из представителей социально-иерархических групп. Причем у каждого представителя социально-иерархической группы имеются свои инструменты воздействия и влияния, свое отношение, которое продиктовано определенными мотивами, жизненными интересами и которые проявляются в наделении определенными полномочиями и ответственностью в рамках системы управления муниципального дошкольного учреждения.

У представителя каждой социально-иерархической группы помимо собственных мотивов и отношения к происходящим процессам имеются свои инструменты воздействия.

Муниципальные дошкольные учреждения могут успешно функционировать, если их работники не только владеют необходимыми умениями и навыками, но и следуют писанным и неписаным правилам, законам данной фирмы, имеют определенное отношение к своей работе, к своей компании, клиентам и коллегам.

Данные факторы находят свое выражение в распределении полномочий и ответственности властных отношений в организации.

Анализ сущности полномочий и ответственности властных отношений в рамках системы управления муниципального дошкольного учреждения необходимо начать с определения базового понятия. Среди ученых не сложилось единого мнения по поводу содержания, поэтому считаем логичным, отразить различные точки зрения в таблице 1.1

Таблица 1.1

Концепции системы полномочий и ответственности властных отношений в рамках системы управления муниципального дошкольного учреждения

Концепция

Трактовка сущности полномочий и ответственности властных отношений

Система полномочий и ответственности властных отношений в организации как властно-административные возможности

Система полномочий и ответственности властных отношений в организации обуславливает способность и возможность личности или группы (класса, нации, партии, государства и т.д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, …и других средств, оказывая направляющее воздей­ствие на деятельность, поведение и жизнь персонала

Система полномочий и ответственности властных отношений в организации как власть над ресурсами организации

Система полномочий и ответственности властных отношений в организации обуславливается функцией зависимости ин­дивида от распределения редких ресурсов, а сама власть зависит от степени заменяемости редкого ресурса

Система полномочий и ответственности властных отношений в организации как потенциальная возможность влияние на решения

Систему полномочий и ответственности властных отношений в организации нужно понимать как потенциальную способность, которой располагают группа или индивид, чтобы с её помощью влиять на другого

Система полномочий и ответственности властных отношений в организации как социальная подсистема организации

Система полномочий и ответственности властных отношений в организации регламентирует  возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана

Таким образом, в рамках муниципального дошкольного учреждения управление обладает общими чертами:

- система полномочий и ответственности властных отношений в рамках системы управления муниципального дошкольного учреждения реализуется только в случае взаимодействия двух и более лиц, одно из которых субъект власти, другие – объекты;

- суть реализации система полномочий и ответственности властных отношений в рамках системы управления муниципального дошкольного учреждения заключается в воздействии на объект власти субъектом для достижения собственных или корпоративных целей.

Современная государственная политика в сфере дошкольного образования

Современная государственная политика в сфере дошкольного образования заключатся в обеспечении соответствия дошкольного образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики. В России функционируют более 53,4 тыс. организаций, реализующих программы дошкольного образования.

Численность детей, охваченных дошкольным образованием в различных формах, составляет около 6,4 млн. человек. При этом:

- По состоянию на 10 сентября 2014 г. дошкольное образование в различных формах получают более 5,1 млн. детей в возрасте от 3 до 7 лет.

- Численность детей указанной возрастной категории, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях, по данным электронной очереди, составляет около 496,5 тыс. детей.

- Численность детей, не обеспеченных на 10 сентября 2014 г. местами в дошкольных образовательных организациях, составляет 412,5 тыс. человек.

- Численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 652 тыс. человек.

В рамках государственной политики в субъектах РФ реализуются мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования. В 2014 году на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования Правительством Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в объеме 50 млрд. рублей. Софинансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 30,9 млрд. рублей.

В результате реализации "дорожных карт" в 2014 году регионы России ввели 353,1 тыс. дополнительных мест, из них в рамках соглашений по модернизации региональных систем дошкольного образования – 182,3 тыс. мест.

Еще одним механизмом реализации государственной политики в части создания дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях являются бюджетные кредиты на финансирование комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных организаций в регионах России в части строительства и реконструкции дошкольных образовательных организаций с целью создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста. В федеральном бюджете в 2012 и 2013 годах на указанные цели были выдеелны средства в размере 8 млрд. рублей ежегодно. В 2012 году их получили бюджеты 41 субъекта Российской Федерации, в 2013 – 48 субъектов Российской Федерации.

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Количество детей в возрасте от 0 до 3 лет (искл. 3 полных года), посещающих дошкольные образовательные организации, по данным Росстата в 2014 г. снизился.

Таблица 1.2.

Показатели количества детей в возрасте от 0 до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации

Год

Число детей

до 1 года

1 год

2 года

Итого от 0 до 2 лет

2014 год

1 114

114 593

833 912

949 619

2013 год

1 265

111 137

839 498

951 900

2012 год

780

107 694

825 442

933 916

Дефицит мест для детей раннего возраста объясняется недостатком мест в детских садах в целом. Средний срок ожидания в очереди составляет 2,5 – 3 года с момента постановки ребенка на учет для получения места в дошкольной образовательной организации. Вместе с тем удельный вес детей дошкольного возраста не является стабильной величиной, а постоянно изменяется, в связи с чем сеть дошкольных образовательных организаций должна быть потенциально готова к приему любых возрастных групп дошкольников.

В этой связи, очевидно, что принимаемые меры по удовлетворению потребности граждан в услугах дошкольного образования для детей раннего возраста должны быть связаны с общим расширением сети дошкольных образовательных организаций вне зависимости от отдельных возрастных категорий детей.

Важным решением в данном вопросе стало введение дополнительного показателя оценки результативности предоставления субсидии по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году – "Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет".Также доступность дошкольного образования для детей раннего возраста обеспечивается посредством развития негосударственных форм дошкольного образования.

В целях обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в субъектах Российской Федерации разработан и утвержден План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Указанным планом действий предусмотрено, что в 2014 – 2016 годах на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации будут проведены необходимые для введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мероприятия по следующим направлениям: создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; создание организационного обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; создание кадрового обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; создание финансово-экономического обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; создание информационного обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В целях содействия органам исполнительной власти регинов России, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в обеспечении перехода дошкольных образовательных организаций на федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования создана Координационная группа по вопросам организации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

По аналогии с Координационной группой созданы координационные органы во всех субъектах Российской Федерации (региональные координационные советы, группы и иные), а также на муниципальном уровне и на уровне отдельных дошкольных образовательных организаций.

Во всех регионах России нормативными правовыми актами утверждены планы-графики мероприятий, "дорожные карты" регионального, муниципального и институционального уровней и иные документы, регулирующие переход дошкольных образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Значительным достижением в развитии негосударственных форм дошкольного образования в 2014 году стало формирование на региональном уровне нормативной правовой базы. В регионах Росси для поддержки сектора дошкольного образования применяют следующие механизмы:

- уменьшение арендных ставок (или возмещение части арендной платы) на государственное и муниципальное имущество, передаваемое в аренду частным образовательным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям;

- предоставление субсидий и (или) грантов, и (или) льготных кредитов частным поставщикам услуг дошкольного образования на создание групп дошкольного образования, присмотра и ухода;

- предоставление земли под строительство частных детских садов;

- поддержка развития материально-технической базы частных детских садов;

- предоставление налоговых льгот частным образовательным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям;

- возмещение отдельных расходов частных поставщиков услуг дошкольного образования;

- методическая, консультационная, юридическая и информационная поддержка частных поставщиков услуг.

По данным ежемесячного мониторинга, проводимого Роспотребнадзором, за прошедший 2014 год отмечается положительная динамика по увеличению числа дошкольных организаций в целом по Российской Федерации и частных дошкольных организаций в частности.

Число частных организаций в 2014 г. увеличилось на более чем на 600 по сравнению с 2013 г. и составило более 2 тыс. организаций.

Количество семейных групп по уходу и присмотру, размещенных в жилых помещениях, 2014 г. составило более 20,7 тыс. (на 2013 г. было около 5,4 тыс. семейных групп), которые посещают почти 240 тыс. детей (на 2013 г. – 17,7 тыс. детей). В качестве структурного подразделения образовательных организаций сформированы почти 16,5 тыс. семейных групп с числом детей – 223,5 тыс. человек.

Таким образом, государственная политика в сфер дошкольного образования направлена на достижение следующих целей: развитие системы дошкольного образования, повышение его доступности, а также создание равных возможностей для получения качественного дошкольного образования вне зависимости от материального положения, социального статуса родителей, места проживания.

Современные тенденции развития управления муниципальным дошкольным учреждением

В современных дошкольных учреждениях (особенно негосударственных) отмечается тенденция построения систем управления основывать на опыте коммерческих организации и примеряя принципа менеджмента. Формальные формы структуры управления выражаются в следующих основных типах структурирования:

- Чистая линейная схема структуры управления. Вся власть сконцентрирована на вершине пирамиды управления. На долю подчиненных остаётся только исполнение распоряжений. Графическая схема такой структуры приведена на рисунке 1.3.

Совершенствование управления муниципальным дошкольным учреждением


Рис. 1.3 – Изображение простой линейной структуры

Основным достоинством данной структуры является стабильность функционирования организации и управления ею. Централизация гарантирует надёжность управления и повышает ее стабильность.

Вместе с тем, известны два главных недостатка простой линейной схемы:

а) Во-первых, такое распределение власти, как правило, неэффективно в условиях динамичной среды.

б) Во-вторых, она предрасполагает такую организацию работ, которая недостаточна для внутренней мотивации и полного использования всех способностей работника. Кроме того, для подобных властных отношений характерны: большая потеря времени; моментальная сложность организационного взаимодействия при выпадении одного из звеньев структуры; и, самое главное, отсутствие профессиональной специализации.

- Функциональная схема структуры управления представлена на рисунке 1.4.

Совершенствование управления муниципальным дошкольным учреждением

Рис. 1.4 – Изображение функциональной структуры

Принципы распространения власти в данной схеме позволяют использовать инициативу подчиненных более широко. Такая схема власти в организации менее формализованная и более децентрализована, чем чистая линейная схема. Властные позиции формируются вокруг функциональной составляющей во властной пирамиде, а принятие управленческих решений обычно осуществляется децентрализовано. Можно заметить, что если при использовании чисто линейной схемы власти в организации образуется классическая (веберовская) бюрократия, то при реализации схемы функциональной реализуется профессиональная бюрократия.

- Линейно-функциональная схема структуры управления (рисунок 1.5). Для схемы характерно распространение власти по горизонтали ограниченных должностей (кадры, финансы и так далее). Можно выделить, по крайней мере, два плюса линейно-функциональной структуры:

а) Во-первых, принцип единоначалия.

б) Во-вторых, контроль со стороны специалистов.

Любая власть при делегировании теряется, так как её нельзя контролировать.

Совершенствование управления муниципальным дошкольным учреждением

Рис. 1.5 – Схема линейно-функционального распределения власти

Матричная схема структуры управления представляет комбинацию схем распределения власти по функциям и продукции (рисунок 1.6).

Совершенствование управления муниципальным дошкольным учреждением

Рис. 1.6 – Изображение матричной схемы власти в учреждениях

Данная структура управления создаётся путём совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой.

При функционировании программно-целевой структуры управляющее действие направлено на выполнение определённой целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. Осуществление матричной структуры строится в соответствии с линейной структурой (по вертикали), строится управление по отдельным сферам деятельности организации (производство, сбыт, снабжение); в рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

В таблице 1.3 представлены современные тенденции в развитии управления муниципальным дошкольным учреждением с анализом имеющихся на данном этапе развития системы дошкольного образования проблем.

Таблица 1.2

Современные тенденции в развитии управления дошкольным образовательным учреждением

Управление

Целостный педагогический процесс

Сопровождение и обеспечение

Проблемы

Гуманизация

Рефлексивное

соуправление

самоуправление

Личностно-ориентированный, личностно-деятельный подход

Расширение комплекса услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов личности

На уровне условий:

- нет единого Госстандарта дошкольного образования;

- отсутствие единой стратегии развития дошкольного образования, как следствие – нет нормативов и концепций развития, базирующихся на общих основаниях;

- недостаток ресурсного обеспечения, недоразвитость инфраструктуры внешних и внутренних коммуникаций учреждений

Демократизация

Расширение состава коллективного субъекта управления

Децентрализация

Расширение горизонтальных связей

Новые отношения и позиции:

субъект-субъектные отношения, возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником

Расширение полномочий и состава субъектов учебно-воспитательного процесса

На уровне процесса:

- не ориентирован на целостное и всестороннее развитие личности ребенка;

- используемые инновации не всегда сбалансированы по целям и задачам с аналогичными в ДОУ;

- преобладание административных методов управления (слабость функций мотивации и стимуляции)

Диверсификация

Расширение типов и уровней управления

Индивидуализация и дифференциация, вариативность в реализации образовательных услуг

Расширение структур сопровождения (медико-валеологическая, социально-педагогическая, психологическая, (коррекционно-педагогическая)

На уровне результата:

- нет естественного воспроизводства/расширения инноваций;

- нет валидных методик отслеживания инновационного процесса

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии управления муниципальным дошкольным учреждением, в частности, такие, как:

- совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

- раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

- несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

- потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

- потребность в новых педагогических кадрах;

- приспособление новшеств к новым условиям;

- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

Литература

1. ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

2. Публичный доклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 63 за 2013/2014 учебный год – Машинопись, 2015

3. Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения (компендиум) – СПб.: НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2015. – 100 с

4. Антонов А.А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. № 11. С. 22-27.

5. Ануфриева Н.И. Инновационные и патологические процессы в организации // ЭКО. – 2011. – N 10. – С.145-159.

6. Белая К. Ю. Еще раз об образовательной программе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – N 5. – С.45-66

7. Бирюков Ю.М. Исследование устойчивости развития региональных экономических систем // Микроэкономика. – 2010. – N 6. – С.100-109.

8. Бром А.Е. Современные методы управления предприятием / А.Е.Бром, Л.С.Гогулина // Микроэкономика. – 2011. – N 2. – С.66-70.

9. Валеева Р.Р. Анализ системы управления организацией: структурно-проблемный подход // Инновации. – 2009. – N 10. – С.118-126.

10. Газарян А. Если не хватает власти, чтобы реально управлять организацией… // Business excellence. – 2012. – N 3. – С.56-60.

11. Гришин В. Структура управления предприятием: влияние внешних факторов // Пробл. теории и практики управл. – 2011. – N 10. – С.67-78.

12. Коротков Э. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал // Пробл. теории и практики управл. – 2010. – N 4. – С.18-30.

13. Маейр А.А. Программа развития дошкольного образовательного учреждения.// Дошкольное образование, 2013, №1.- 13 с.

14. Микишанов А.Л. Социально ориентированные расходы региональных бюджетов в период экономического кризиса // Пробл. прогнозирования. – 2012. – N 1. – С.98-108.

15. Мустафаев А. Модернизация в системах управления экономикой региона: методические аспекты / А.Мустафаев, В.Спирягин // Пробл. теории и практики управл. – 2010. – N 8. – С.65-73.

16. Петров А.Н. Процесс реструктуризации экономики региона: динамика сдвигов в отраслевой структуре // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – N 5. – С.20-36.

17. Савинков В. Диспропорции социально-экономического развития регионов России: пути и механизмы преодоления // Власть. – 2010. – N 5. – С.15-19.

18. Свиридов Н.Н., Скаржинский М.И., Грабова О.Н. Стратегия устойчивого экономического и социального развития региона.- Кострома:КГУ им. Н.А. Некрасова,2011.-180с.

19. Смирнов В.В. Императивы стратегии эффективного социально-экономического развития региона // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – N 15. – С.24-32.

20. Сокольник И. Актуальность региональной политики управления человеческими ресурсами / И.Сокольник, В.Таран // Власть. – 2011. – N 12. – С.41-44.

21. Суспицын С.А. Как регионы России выходят из кризиса // Регион: экономика и социология. – 2011. – N 2. – С.274-281.

22. Тарасов В. Аудит муниципальных образований // Пробл. теории и практики управл. – 2011. – N 4. – С.84-93.

23. Теория менеджмента: учебник / под ред. А.М. Лялина. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2009.

24. Теппинг Д. Бережливый офис: Управление потоками создания ценности: пер. с англ. / Теппинг Д., Шукер Т. – М.: Стандарты и качество, 2009. – 205с.

25. Третьякова Е. Структура и технология управления: концептуальный подход // Пробл. теории и практики управл. – 2008. – N 4. – С.96-101.

26. Устойчивое развитие социально-экономических систем на основе инновационных преобразований: региональный аспект / Ю.М.Максимо, С.Н.Митяков, О.И.Митякова, Е.С.Мокрецова // Инновации. – 2010. – N 6. – C.103-107.

27. Управление дошкольным образованием / под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. – М.: Издатель- ство Юрайт, 2015. – 394 с

28. Управление персоналом организации /Под ред. А.Я. Кибанова – М.: ИНФРА-М, 2010

29. Управление персоналом / Под общей ред. А. С. Турчинова. – М.: Изд. РАГС, 2012. – 321 с.

30. Управление персоналом / Под ред. С. И. Самыгина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 298 с.

31. Управление персоналом предприятия / Под ред. А. А. Крылова, Ю. В. Прушинского. – М.: ЮНИТИ: Единство, 2012. – 344 с.

32. Устоев А.В. Проблемы местного самоуправления в мегаполисе (на примере г. Москвы) // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 129. С. 107-112.

33. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. – М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2011 г. с. 304.

34. Фетисов Г. О необходимости учета пространственного фактора в исследованиях и регулировании социально-экономического развития // Экономист. – 2011. – N 9. – С.26-32.

35. Шедько Ю.С. Регион как большая социально-экономическая система // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – N 6. – С.32-37.

36. Халиков М.И. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011.

37. Шлихтер А.А.Местное самоуправление в системе федерации: зарубежная практика и проблемы России. – М.: ИМЭМО РАН, 2012,

38. Шинковская Н. Городское самоуправление в современной России: границы возможного (запрограммированная девиантность) // Политическая наука. 2008. № 3. С. 194–233.

39. Шугрина Е.С, Судебная защита местного самоуправления – М.: Норма, Инфра-М, 2010 г. – 336 с.

40. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – М.: Инфра-М, 2008

41. Юрасов И. Территориальное общественное самоуправление в регионах России: социальные аспекты / И.Юрасов, О.Юрасова // Пробл. теории и практики управл. – 2012. – N 2. – С.28-35.

42. Якушкина Т. Формирование программы социально-экономического развития региона // Пробл. теории и практики управл. – 2011. – N 4. – С.66-74.