Совершенствование системы социальной защиты

Совершенствование системы социальной защиты.

Статьи по теме
Искать по теме

Основные методы разработки и реализации социальной политики в области защиты детей

Одним из традиционных направлений социальной политики признается политика семейная – относительно обособленная часть социальной политики, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивида как носителя семейных ролей, а также институт родительства – биологические и социальные связи между супругами и детьми, включающие рождение, воспитание и социализацию ребенка [12, c. 76].

Фиксируемый в современной России повышенный уровень интереса к данному направлению социальной политики неслучаен. Хорошо известно, что начало 1990-х годов ознаменовалось для нашей страны наступлением периода длительной депопуляции, детерминируемой обоими компонентами воспроизводства населения (рождаемостью и смертностью) и связанной с масштабными трансформациями институтов семьи и брака, существенными изменениями репродуктивных установок и поведения населения. Превращаясь в одну из наиболее острых национальных проблем, демографический шок или кризис, – выход из которого не способно обеспечить и отмечаемое в настоящий момент небольшое увеличение абсолютного числа рождений, объясняемое не столько повышением рождаемости (т.е. интенсивности рождений вторых, третьих и более детей в семье), сколько увеличением числа браков и аккумуляцией рождений, в основном, первых – приводит к тому, что в среднем число жителей страны сокращается ежегодно почти на 700 тысяч человек [43, c. 78].

При этом в последние полтора десятка лет семья и дети все чаще отодвигаются на второй план.

Вопреки тому, что для самих россиян и то, и другое остается важнейшими жизненными ценностями.

В условиях современной России семья и дети становятся зачастую не только и не столько своеобразным "тылом", позволяющим чувствовать себя увереннее в бурном море событий, но и огромным дополнительным психологическим стрессом, равно как и источником серьезных материальных затрат.

По оценкам специалистов, рождаемость в России снижалась с начала 1990-х годов столь стремительно, что в среднем по стране достигла уровня европейских стран с низкой рождаемостью. Так, в 2006 г. коэффициент суммарной рождаемости составлял в ней 1,3 в сравнении, например, с 2,0 в 1989 г [6, c. 87].

Исследования отечественных социологов говорят и о том, что 36% россиян в возрасте до 40 лет откладывают на "потом" рождение даже первого ребенка. На рождение же второго решаются лишь немногие (19% представителей возрастных когорт 21-30 и 31-40 лет). При этом причинами, побуждающими отказаться от рождения второго ребенка, служат как соображения материального характера (размер заработанной платы подавляющего большинства российских граждан сегодня таков, что даже при отсутствии других иждивенцев допускает возможность вырастить вдвоем лишь одного ребенка), так и груз "сопутствующих" проблем, связанных с потерей перспектив на работе, невозможностью вести активный образ жизни.

Складывающаяся ситуация указывает на необходимость активизации внимания к социальной политике, проводимой в отношении институтов семьи и родительства, создания условий для нормального функционирования последних [23, c. 19].

В настоящее время отечественная практика государственной социальной помощи семьям с детьми основывается на ряде пособий и льгот, среди которых можно выделить: выплату пособий по беременности и родам; пособий матерям, вставшим на учет в ранние сроки беременности (предназначенных для стимулирования ответственного отношения родителей к вынашиванию ребенка); единовременных пособий при рождении ребенка; пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; ежемесячных пособий на ребенка (призванных хотя бы частично компенсировать текущие расходы по содержанию ребенка, а также изменить пропорции в уровне потребления семей с различным числом детей в сторону более "детных" из них); налоговые льготы; субсидии на приобретение жилья и оплату детских дошкольных учреждений. При этом власти не стоят на месте, но пытаются изменить ситуацию в лучшую сторону. 12 октября 2006 г. правительство одобрило законопроект "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей", согласно которому, начиная с 1 января 2007 г., за рождение второго и каждого последующего ребенка женщины получают от государства по 360 тысяч рублей так называемого материнского капитала, воспользоваться которым можно будет только через три года (то есть с 1 января 2010 г.) и лишь тремя способами, направив на покупку жилья и улучшение жилищных условий; образование ребенка или накопительную часть пенсии матери.

Все это, несомненно, правильно, если бы не одно "но", подмеченное нами ранее: к сожалению, современная государственная политика России в области социального обеспечения (в том числе обеспечения институтов материнства, родительства и семьи) скорее номинальна, чем реальна. Номинальна, даже несмотря на то, что основную ответственность по социальной поддержке семьи и детей россияне склонны возлагать, как и прежде, на государственные органы власти. Так, относительное большинство (49%) респондентов, опрошенных в рамках проекта "Социальная политика и социальные реформы глазами россиян", назвало в качестве субъекта подобной ответственности федеральные органы власти; еще 25% возложили ее на местные, и 18% – на региональные органы власти. Да и социальная роль многочисленных выплачиваемых пособий (вопреки их постоянной индексации в связи с инфляцией) слишком незначительна для того, чтобы их можно было рассматривать в качестве реальной поддержки и опоры вышеупомянутых социальных институтов [17, c. 98].

В настоящее время в нашей стране работают в основном экономические механизмы социальной поддержки населения. Однако многие из них неэффективны вследствие незначительности объема выплат. Современное законодательство, хотя оно и охватывает самые различные сферы частной, семейной жизни, во многом несовершенно, а в некоторых случаях носит и вовсе декларативный характер.

Можно выделить следующие основные области социальной политики в сфере социальной защиты детей:

Первое направление – социальная защита семей.

Второе направление – охрана детства и права ребенка.

Третье направление – социальное сиротство. В рамках данного концептуального направления отечественные специалисты рассматривают развитие личности ребенка в процессе социальных отношений, в которых родители выступают в качестве важнейшего источника развития, поэтому нахождение ребенка в состоянии сиротства приводит к серьезным депривационным симптомам [26, c. 75]

В Российской Федерации на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами семьи и детей. На федеральном уровне это Уполномоченный по правам человека в РФ; Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Комиссия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам молодежи и спорту; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ; в Министерстве образования и науки РФ – Управление по делам молодежи, Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей, Федеральное агентство по образованию; Государственный НИИ семьи и воспитания РАО и Министерства здравоохранения и социального развития РФ; работают Российский Детский Фонд и его Институт детства.

Департаменты, комитеты, комиссии и отделы с аналогичными функциями действуют и на региональном уровне [42, c. 84].

Определение и функции социальной защиты детей

Мы разделяем позицию Н.А. Волгиной, которая предложила под социальной защитой понимать политику и целенаправленные действия, а также выделяемые государством и обществом средства, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [23, c. 97].

Предметом социальной защиты детства является целенаправленный процесс взаимодействия общественных институтов и ребенка по оказанию ему помощи и поддержки с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Под социальной защитой детства следует понимать осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально-психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка. Педагогические аспекты социальной защиты заключаются в обеспечении социальной защищенности мира детства, удовлетворении потребностей и интересов каждого ребенка, содействии его социализации и оптимальной жизнедеятельности средствами образования [34, c. 69].

С 1 января 2005 года социальные гарантии стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения, в том числе, детей.

Вместе с тем, до настоящего времени большинство российских граждан не в полной мере осведомлены о социальных гарантиях, направленных на их социальную защиту, так как сведения о них в основном публикуются в нормативных правовых актах и методических документах различных министерств и ведомств.

В рамках данного раздела рассмотрим место и значение социальной работы по социальной защите детей.

Как известно, для оказания содействия людям, в том числе несовершеннолетним, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

Социальная работа с несовершеннолетними базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению [22, c. 79].

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания, в том числе несовершеннолетних, в Российской Федерации функционируют следующие социальные службы:

- пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты,

а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;

- социально-бытового обслуживания;

- материальной помощи;

- социального обслуживания на дому;

- специализированного стационарного социального обслуживания;

- протезирования, ортезирования и протезостроения;

- технических средств реабилитации;

- специального транспортного обслуживания;

- медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;

- детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;

- специальные профессиональные образовательные учреждения;

- поддержки семьи, женщин и детей;

- реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

- по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;

- по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, семей с детьми;

- другие [32, c. 27].

Следует отметить, что социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли – социальной защиты населения, в том числе несовершеннолетних, подведомственной Министерству здравоохранения и социального развития РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях [48, c. 65].

В 2001 году на Всероссийской конференции "Реальная социальная политика в период модернизации в России" д.и.н., профессором Е.И. Холостовой были представлены следующие статистические данные:

- В России численность учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее время около 2300 учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных видов социальных услуг;

- Быстрыми темпами развиваются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (рост составил более чем в 5 раз за 6 лет), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, их численность выросла в 2 раза;

- Появились новые типы учреждений: кризисные центры для несовершеннолетних мам. Однако нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими. Так, обеспеченность населения социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних детей в среднем по России составляет – 6,7%. В 24 регионах учреждения данного типа отсутствует;

- Обеспеченность социальными приютами составляет 10,4%, центрами помощи семье и детям – 6,4 [16, c. 51].

Следует отметить, что уровень удовлетворенности населения различными видами социальных услуг имеет существенную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. В Москве и регионах постоянно ведутся поиски наиболее приемлемых для конкретных условий форм и методов социальной работы с несовершеннолетними.

Характеризуя эту новую область социальной работы, отметим, что ее цель – не карательное наказание и не уход от ответственности, а поиск таких форм, при которых в одинаковой степени достигаются цели удовлетворения потребностей жертвы, правонарушителя и общества. Это особенно важно еще и потому, что речь идет о несовершеннолетних, а их социализация еще не завершена, и способ, которым общество отреагирует на совершенное им правонарушение, впрямую определит дальнейший путь его вхождения в социальную жизнь [48, c. 38].

1.3 Опыт реализации социальной политики в области защиты детей в зарубежных странах

Системы социальной защиты детей в разных странах складываются по-разному, и Поддубная Т.Н. выделяет три модели социальной защиты за рубежом (рис. 1).

Совершенствование системы социальной защиты

Рис. 1. Модели социальной защиты детей за рубежом

Изучение зарубежного опыта показало, что в современном мире реализуется широкий спектр достаточно эффективных мероприятий по социальной защите детей, что иллюстрирует активное стремление мирового сообщества к улучшению положения мира детства. Резюмируя зарубежный опыт, нами выявлены следующие современные международные тенденции социальной защиты детства: создание единых универсальных стандартов прав и свобод ребенка, которые должны обязательно соблюдаться государствами-участниками международных договоренностей в рамках внутреннего правопорядка (Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) и др.); образование специального механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств (Комитет ООН по правам ребенка); функционирование международных и региональных организаций, принимающих активное участие в оказании социальной помощи и защите несовершеннолетних (Генеральная Ассамблея ООН, Всемирная организация здравоохранения, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Комитет ООН по правам ребенка и др.); разработка и внедрение комплексных социальных программ для оказания помощи наиболее нуждающимся семьям и детям (программы сети ЮНЕСКО по вынужденным переселенцам, программа ООН по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа и др.); развитие сети уполномоченных по правам ребенка (института детского омбудсмена), которая во многих странах мира (Швеция, Норвегия, Исландия, Гватемала, Перу, Колумбия, Люксембург, Австрия, Испания, Дания, Финляндия и др.) получила достаточно широкое распространение и статус международного социально-правового феномена, выполняющего функции своеобразного мониторинга деятельности государств и правительств в области защиты детей; совершенствование профессиональной подготовки специалистов – социальных педагогов и социальных работников, определение их роли и профессиональных характеристик как субъектов социальной защиты детства; практически повсеместное реформирование национальных систем социальной защиты детства с ориентацией на достижения мирового опыта. Проведенный анализ социальной защиты несовершеннолетних за рубежом позволил обозначить три зарубежные модели социальной защиты детства в зависимости от содержательно-целевого компонента на основе субъектного подхода [17, c. 43].

Европейская модель преобладает в развитых западноевропейских странах (Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Франция и др.) и отличается доминирующей степенью участия государства (либо его контролем) в сфере социальной защиты детства. Современная европейская модель социальной защиты детства базируется на теории государства всеобщего благосостояния, согласно которой на государственном уровне проводится активная социальная политика, ориентированная на создание достойного уровня жизни, нарастания социального равенства, справедливости. В развитых странах Европы общим для всех государств является тот факт, что "семья признается важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержку" (О.Б. Осколкова). Ориентация европейской стратегии защиты детства на принцип приоритета интересов ребенка позволяет рассматривать социальную защиту детства в числе главнейших факторов экономического и социально-культурного развития цивилизованного общества. Право ребенка на социальную защиту является основополагающим социально-экономическим правом человека и зафиксировано на конституционном уровне. Основу государственной политики защиты детства стран с европейской моделью составляет развитая законодательная база, направленная на обеспечение детям полноценной и достойной жизни в обществе, четко отлаженная организационная структура, представленная, как правило, тремя уровнями (государственным, региональным и местным), широкое развитие учреждений социальной инфраструктуры для детей, функционирующей преимущественно за счет бюджетных ассигнований, а также высокий уровень профессиональной компетентности социальных работников [20, c. 65]. Вместе с тем, как считает исследователь государственной семейной политики в странах Европейского союза О.Б. Осколкова, меры государственной политики поддержки семей с детьми представляют в странах Западной Европы весьма пеструю картину. В наиболее общем виде в рамках социальной защиты детства проводятся следующие мероприятия: повышение благосостояния семей с детьми за счет универсальных семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты (либо субсидии) для приобретения или аренды жилья и др.; развитая система социальной помощи; общедоступность и бесплатность (по общему правилу) систем образования и здравоохранения; правовая защита детей; высокий уровень социальной работы с детьми и др. Большинство социальных работников нанимается организациями и учреждениями муниципалитетов, а также общественными организациями; частнопрактикующие социальные работники распространены слабо. В целом разносторонняя всеохватывающая государственная забота о детях и семьях с детьми, давняя и широкая практика взаимодействия социальных работников и социальных педагогов с несовершеннолетними способствовали поднятию стран с европейской моделью на самый высокий уровень социальной защиты детства [32, c. 87].

Американская модель социальной защиты детства имеет место в США и странах Латинской Америки. Отличается практически полным отсутствием официально сформулированной государственной социальной политики детства. Мероприятия по социальной защите детства сконцентрированы преимущественно в руках частного сектора при слабом участии государства. Характерная черта – децентрализация, проявляющаяся в отсутствии централизованно координируемой детской и молодежной политики – проблемы детства находятся в компетенции ряда министерств и ведомств на разных уровнях, не взаимосвязанных четко между собой. Отсюда резкое отличие в содержании социальной защиты детства в территориальных рамках одного и того же государства. Активными субъектами социальной защиты несовершеннолетних являются общественные и благотворительные организации. В государственных мероприятиях по социальной защите детства преобладает программно-целевой подход – реализация различных национальных программ помощи только нуждающимся категориям детей и семьям с детьми. Широко развита сеть социальной инфрастуктуры для детей, большинство учреждений которой платные. Однако существуют и государственные (бесплатные) школы и медицинские учреждения. Сфера социальной работы с детьми имеет давние традиции, сильно развита и охватывает все учреждения для детей. Социальные работники нанимаются преимущественно общественными организациями, широко распространена частная практика социальной работы. Между тем, незначительная роль государственного сектора, территориальная разрозненность содержания программ помощи и поддержки детям внутри отдельной страны, слабый охват детского населения мероприятиями социальной защиты являются факторами, преимущественно обусловливающими, по мнению ученых (О.Б. Осколкова, П. Шеррер), высокий уровень детской бедности, заболеваемости и смертности, низкий уровень образованности [26, c. 12].

Переходная модель – нашла практическое воплощение в государствах бывшего социалистического лагеря (странах Центральной Европы, СНГ и России), что обусловлено процессом реформирования с конца XX в. всех социальных сфер, в т.ч. и института социальной защиты детства. Новая социокультурная ситуация коренным образом изменила содержание социальной защиты детей посредством экспансии зарубежного опыта. Основной чертой данной модели является явное смещение вектора социальной защиты детства с полного государственного регулирования (советская модель) на сочетание государственного и частного секторов. Социальная защита детства рассматривается в числе приоритетных направлений государственной социальной политики, ориентированной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие ребенка, и закреплена в конституциях государств. Современная система социальной защиты детства стран с переходной моделью характеризуется следующими основными компонентами: широким спектром законодательного регламентирования, ориентированного на Конвенцию ООН о правах ребенка; реформированной организационной структурой, включающей органы государственной власти и местного самоуправления (представлены, как правило, компетентными министерствами и ведомствами, наделенными соответствующими полномочиями), а также негосударственный сектор; развитием сети социальной инфраструктуры, предоставляющей разнообразные услуги детям (образовательные, социальные, юридические, медицинские, психолого-педагогические и т.п.), ее частичная (полная) коммерциализация; инновационным кадрово-технологическим компонентом (введение института социальных педагогов и социальных работников, разработка и реализация инновационных педагогических технологий защиты детства). Социальная помощь семьям с детьми осуществляется адресно, на основе проверки нуждаемости за счет средств бюджета и частных лиц, а также добровольных пожертвований граждан. В настоящее время в странах с переходной моделью окончательно не сформировалась четко отлаженная система помощи и поддержки детского населения – национальные системы социальной защиты детства находятся в стадии становления и базируются на заимствовании международного опыта с элементами как американской, так и европейской модели. В целом, преимущественно для всех трех моделей характерно в последние годы формирование всеобъемлющей концепции социальной защиты детства, основными компонентами которой выступают улучшение благосостояния детей и семей с детьми, расширение сети социальной инфраструктуры для детей, реализация программ социальной помощи и поддержки детей, повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми [27, c. 90].

В целом системы социальной защиты детства зарубежных стран носят комплексный характер и включают в себя: государственные пособия, социальное страхование и социальную помощь (табл. 1). Государственные пособия пред назначены для обеспечения семей с детьми гарантированными выплатами в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите (беременность, рождение детей, уход за детьми, неполная семья) в соответствии с законодательством каждой отдельно взятой страны.

Таблица 1.

Совремеые тендеции социальной защиты в зарубежных странах

Совершенствование системы социальной защиты

Из рассматриваемых моделей остановимся на 3-й, смешанной, системе социальной защиты, в которой кроме государственных субсидий используется масса других форм привлечения капитала в домашние хозяйства. Предлагаются возможности:

- включения в ЕТС специальности, например, семейный воспитатель с материнским окладом до достижения ребенком определенного возраста, а финансирование производить из средств, поступающих от предпринимателей (опыт Австрии). Предприниматель же, финансировавший взращивание работника, имел бы доступ к банку данных резерва человеческого капитала. Это именно тот случай, когда происходит максимальное участие государства через сочетание частного и государственного секторов и концентрации большинства полномочий по социальной защите в руках частного сектора;

- помощи в предоставлении льгот семьям с детьми, в организации и регистрации семейного бизнеса – во всех районах и городах представители Минюста, которые берут на себя все тяготы по оформлению необходимых документов. Все это делается оперативно и бесплатно, без каких-либо поборов, за исключением компенсации суммы государственной пошлины за регистрацию. Плюс к этому Банки оказывают услуги по льготному кредитованию как регистрации бизнеса, так и развития (расширения) бизнеса. Вложения в человеческий капитал превращаются в экономически выгодные проекты на национальном и корпоративном уровне, а рост ценности человеческого труда становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики.

Выводы

Анализ показывает, что в Российской Федерации социальная политика в области защиты детей в первую очередь направлена на решение задач повышения рождаемости, поддержки семей, воспитывающих детей. Основными проблемами на данном этапе являются недостаточное материальное обеспечение семей с детьми, а также большое количество аномальных семей. Основным субъектом социальной политики в данной области является семья, так как только в условиях семейного воспитания может быть осуществлено полноценное воспитание и воспроизводство. Можно выделить следующие основные области социальной политики в сфере социальной защиты детей: первое направление – социальная защита семей, второе направление – охрана детства и права ребенка, третье направление – социальное сиротство. В рамках данного концептуального направления отечественные специалисты

Под социальной защитой понимать политику и целенаправленные действия, а также выделяемые государством и обществом средства, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Под социальной защитой детей понимается совокупность действий органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по созданию социальных гарантий и механизмов их реализации, направленных на обеспечение защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних граждан.

Социальная защита детей реализуется через субъекты социальной защиты на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

В мировом опыте мы выделили три основных модели защиты детей. В России на сегодняшний момент превалирует модель социально защиты с высоким уровнем участия государства, основные инструменты помощи – это материальная помощь.

Рекомендации по улучшению социальной защиты многодетных семей, а также семей с детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации

Как свидетельствует анализ обращений семей, попавших в сложную ситуацию, подавляющее большинство обращений связана с последствиями сложных непредвиденных ситуаций болезнь, стихийное бедствие (пожар) и т.д.

Можно предполагать, что пострадавшие от семейного насилия (женщины и дети) не считают нужным обращаться в специальные службы, либо сами несовершеннолетние не имеют возможно обратиться за помощью.

Однако, по данным МВД РФ за 2008 год, насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвертой семье; две трети умышленных убийств обусловлены семейно-бытовыми мотивами; ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких; до 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Таким образом, данная проблема является актуальной, в том числе для Наро-Фоминского района.

Мы можем предложить следующую схему работы по данному направлению социальной помощи:

1. Налаживание работы с органами полиции, а также социальными педагогами школ района, медицинскими учреждениями Должна быть сформирована база данных семей на основе обращений в полицию и медицинские учреждения по поводу насилия в семье, а также на основе сигналов социальных педагогов школ. Пострадавшим от семейного насилия должна быть предложена помощь со стороны Центра. Эта помощь может заключаться:

- психологическая помощь женщинам и детям, составление индивидуальных программ психологической реабилитации;

- оказание юридической помощи.

- в особо тяжелых случаях женщинам с детьми, страдающими от семейного насилия, до принятия мер разрешения ситуации Центр может представить временное убежище на базе Центра в отделении дневного пребывания.

Также Центр может оказывать дополнительную помощь женщинам, которые решились на развод в следствие домашнего насилия и имеющим малолетних детей. Эта помощь может заключаться в:

- оказание услуг социальной няни;

- помощь в поиске вакансий на неполный рабочий день, удаленной работы;

- оформление субсидий;

- юридическая консультация.

В рамках работы этого направления может быть организован "Телефон доверия".

Следующим направлением работы в области помощи семьям с детьми может быт активизация работы с многодетными семьями и нуждающимися. На сегодняшний день вся помощь в большей мере связана с материальным аспектом, то есть оформление различных льгот и пособий, что способствует созданию определенных стереотипов, формированию комплексов постоянного ожидания помощи со стороны. Поэтому помощь должна быть направлена на стимулирование активности самих семей.

Это могут быть такие меры стимулирования как:

- помощь для материально нуждающихся семей (например, безработных) по организации собственного дела, особенно это касается семей, живущих в поселковой местности. Формы организации данной помощи могут быть: мотивационные тренинги, семинары с участием специалистов по малому бизнесу, координация работы с Центром занятости населения, вовлечение эти семьи в программы самозанятости, помощь в составлении бизнес-планов.

Также предполагается активизация работы и привлечение к помощи семьях, оказавшимся в кризисной ситуации (например, пострадавшим от различных непредвиденных ситуаций) волонтеров и благотворительных организаций. Для этой категории нуждающихся могут быть проведены различные благотворительные акции по сбору средств первой необходимости.

Рекомендации по улучшению работы по социальной защите детей-инвалидов

Работа с этой категорией нуждающихся также в основном ведется в плоскости материальной помощи, хотя работа с детьми с ограниченными возможностями многоаспектна. Предлагаются следующие меры по оптимизации работы этого направления:

1. Активизация психологического просвещения и консультирования родителей и опекунов детей-инвалидов. Форма организации: родительские семинары с участием специалистов-психологов и медицинских специалистов, родительские школы, тренинги.

2. Активизация работы с волонтерами и волонтерскими организациями. Волонтеры могут стать хорошим ресурсом в оказании помощи семьям с детьми-инвалидами. Мы предлагаем создание волонтерского центра пи учреждении. С этой целью предполагается организация взаимодействия с учебными заведениями города и района. К волонтерской деятельности могут привлекаться студенты факультетов социальной работы, психологии, дефектологии, а также студенты медицинских учебных учреждений. Также должна быть разработана система нематериального мотивирования волонтеров.

Волонтеры могут выполнять следующие задачи:

- бытовая помощь семьям с детьми-инвалидами;

- медицинские манипуляции на дому (массаж, уколы и т.д.);

- развивающие занятия с детьми;

- психологическое консультирование родителей;

3. Работа по нематериальной поддержки родителей детей-инвалидов. Во-первых, в данных семьях существенна проблема свободного времени родителей, а также проблема выхода на работу. Здесь могут быть предоставлены услуги социальной няни, а также координация работы с Центром занятости населения и совместная работа по разработке специальных программ занятости для родителей детей-инвалидов, например, предоставление вакансий удаленной работы, курсы переквалификации, чтобы такие родители могли оптимально сочетать уход за ребенком и профессиональную деятельность.

Литература

1. " О проекте ФЗ № 317989 – 4 " О внесении изменений в федеральный закон РФ " О государственных пособиях гражданам имеющим детей " и статью 18 Закона РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 октября 2006г. № 3640-4 ГД //Собрание законодательства Российской Федерации.-2006.-№ 44.-С.12450.

2. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин: Сборник статей /Сост. Глущенко П.П., Балибалова Д.И. – СПб.: Бизнес-пресса, 1998. – 379с.

3. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М., 2002.- 224с.

4. Антонов, А.И.Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции /А.И. Антонов, С.А.Сорокин. – М.: Грааль, 2000. – 414с.

5. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы.-М.:ЗАО,2006.-271с.

6. Артюхова, И. Ты у нас один! /И. Артюхова //Школьный психолог. – 1998. – № 28. – С. 14 – 15.

7. Биндар, Л. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии //Человек и труд. – 2002. – № 1. – С. 31-34.

8. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России //Социологические исследования. – 2002. – № 6. – С. 96-102.

9. Большакова И.А. Опыт социально-педогогические работы в лагере дневного пребывания на базе комплексного центра социального обслуживания населения //Работник социальной службы.-2005.-№1.-С.60-67.

10. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. – М., 2004. – 192 с.

11. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики: Сборник статей /Под ред. Ш. Рамон. – М.: Аспект-пресс, 1997. – 256с.

12. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей: Вопросы обучения и воспитания //Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 27-39.

13. Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2002. – 255с.

14. Государственная молодежная политика. – М., 1993.

15. Данилова А. Самые несвободные среди свободных // Граждановедение. – 2001. -N49. – С.3.

16. Данилова С. И. Права ребёнка //Беспризорник. – 2003. – № 1. – С. 16 – 18

17. Дети России на пороге XXI века. Независимый доклад Российского Детского Фонда о положении детей и реализация Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации // Дитя человеческое. – 2000. – N4-5-6. – С. 2-24.

18. Дубошева, И.М. Социальная работа по предотвращению насилия в семье //Отечественный журнал социальной работы. – 2002. – № 1. – С. 49-52.

19. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М., 2002.

20. Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика. Защитить человека. – М., 1994.

21. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения.- М., 1994.- 66с.

22. Защита прав ребенка в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. – СПб., 2000. – 96 с.

23. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи /Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М.: Академия, 2003.- 224 с.

24. Крашенинникова Н.А. Защита социальных прав: опыт США. //Вестник Московского университета.-2005.-№ 3.-С.92-.

25. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства.- М., 2003.- 192 с.

26. Миронова Т.К. Право и социальная защита.- М.,2006.-336с.

27. Митрошенков, О.А. Социальная политика в России: мегатенденции 1999-2010 гг. //Социально-политический журнал. – 1999. – № 6. – С. 20-35.

28. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сборник статей /Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2000. – 418с.

29. Об исполнении законодательства о защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.:информация Генпрокуратуры России //Официальные документы в образовании.-2005.-№ 33.-С.35-42.

30. Осадчих, А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов //Социальная работа. – 2002. – № 1. – С. 47-51.

31. Осколкова О.Б. Государственная семейная политика в странах ЕС: кратк. справ. – М., 1995.

32. Основы социальной работы: Учебник для вузов /Авт. П.Д. Павленок, А.А. Акмалова, В.П. Алферов и др.; Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 393с.

33. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учебник. – М., 2008.

34. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога. – Ростов н/Д, 2005. – 473 с.

35. Пчелинцева, Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации /Л.М. Пчелинцева. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2001. – 696 с.

36. Реан, А. Развитие и социализация личности в семье //Социальная работа. – 2003. – № 1. – С. 41-43.

37. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства. Социально-правовые проблемы: Учебное пособие для студентов вузов.-М.:Академия,2004.-224с.

38. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты: Учебное пособие.- М., 2001.- 192с.

39. Савинов Л. И., Кузнецова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей.:Учебное пособие.-М.:Дашков и К,2005.-216с.

40. Самарина, О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России //Вопросы экономики. – 2000. – № 3. – С. 131-136.

41. Сергеева Е.А. Специфика политики социальной поддержки уязвимых категорий населения. //Отечественный журнал социальной работы.-2005.-№ 4.-С.35-46.

42. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие.- М., 1997.- 122с.

43. Социальная защита в Японии.

44. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы:Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности/Под.ред. Кукушина В. С..-М.-Ростов-на-Дону,2004.-400с.

45. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы:Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности/Под.ред. Кукушина В. С.-М.-Ростов-на-Дону,2004.-400с.

46. Социальная защита семьи и детей: Зарубежный опыт. Ред. кол.: Л.Э.Кунельский, М.С.Мацковский, А.М.Панов- М., 1992.- 92с.

47. Социальная политика /Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во "Экзамен", 2002. – 736с.

48. Социальная программа Латинской Америки.

49. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: стат. сб. / Росстат. – М., 2009.

50. Топчий Л.В. Система управления социальным обслуживанием населения //Социальное обслуживание.-2005.-№1.-С.5-16.

51. Тюгашев, Е.А. Семьеведение. – Новосибирск: СибУПК, 2002. – 154 с.

52. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 "Об основных направлениях государственной семенной политики".

53. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

54. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей.- М.-Тула, 1996.- 208с.

55. Шерстнева Н. Защита прав детей, проживающих в социальных семьях //Законность.-2006.-№11.-С.27-28.