Управление туристической фирмой

Менеджмент туристической фирмы.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие, сущность и особенности туристической деятельности

Туризм по определению Международной академии туризма представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания.

Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга, либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках:

- туризм есть результат передвижения людей;

- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;

- путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

- путешествие являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.

Основными критериями туризма являются:

1) Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства.

2) Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2–3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6–7 дней), меньшую долю занимают 8–12-дневные поездки.

3) Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующие находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

4) Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (например, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму.

5) Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей.

В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:

1) Услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств размещения; услуги вторых домов за собственный счет или бесплатно.

2) Услуги предприятий общественного питания.

3) Услуги пассажирского транспорта: междугородные перевозки железнодорожным транспортом; перевозки дорожным транспортом; перевозки водным транспортом; перевозки воздушным транспортом; вспомогательные услуги, относящиеся к пассажирскому транспорту; сдача в аренду пассажирского транспортного оборудования; техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирского транспортного оборудования.

4) Услуги туристических агентств, туроператоров и гидов: услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное обеспечение туристов и услуги гидов.

5) Услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры.

6) Рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений: спортивная деятельность и услуги в области любительского спорта; прочие услуги в области развлечений и отдыха.

7) Различные туристские услуги: финансовые услуги и страхование; прочие услуги по сдаче в аренду товаров; прочие туристские услуги.

В федеральном законе "Об основах туристической деятельности в РФ" от 24 ноября 1996 года даются определения некоторых видов туризма:

- туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

- туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

- туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

- туризм международный – туризм выездной или въездной;

- туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

- туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно.

Виды туристской деятельности имеют следующую классификацию (табл. 4).

Таблица 4

Классификация туристской деятельности

Классификационный признак

Виды туризма

1. Цель тура

1.1. Отдых

1.2. Спортивный отдых

1.3. Экзотический отдых

1.4. Деловой туризм

1.5. Обучение и/или повышение квалификации

1.6. Семейный туризм

1.7. Лечение

1.8. Экскурсионный тур

1.9. Шоп-тур

1.10. Паломнический тур

2. Географический принцип

2.1. Отечественный (российский тур)

2.2. Тур в страны СНГ

2.3. Тур в дальнее зарубежье

По классификации Всемирной туристской организации

2.1. Внутренний тур

2.2. Внешний тур

3. Число участников тура

Индивидуальный тур

Семейный тур

Групповой тур

4. По способу передвижения

4.1. Пеший отдых

4.2. Морской круиз

4.3. Речной круиз

4.4. Автотуризм

4.5. Горнолыжный тур

4.6. Поездка на поезде (железнодорожный тур)

4.7. Смешанный тур

Примечание. Таблица взята из источника [39].

Кроме того, туризм – это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).

Под туроператорской деятельностью законодательство понимает деятельность, направленную на формирование, продвижение и реализацию турпакета, то есть организацию путешествия. Эта деятельность осуществляется юридическим лицом.

Под турагентской деятельностью – деятельность по продвижению и реализации турпродукта, разработанного туроператором, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В практике туристской деятельности различают туроператоров и турагентов, работающих на прием туристов или их отправку. Прием и отправка могут, осуществятся по отношению, как к внутренним, так и к международным туристам.

К особенностям туристической деятельности относятся организация рынка, сегментация и особенности конкуренции.

Рассмотрим особенности организации деятельности на туристическом рынке.

В формировании и продаже туристического продукта принимают участие:

- туроператоры – юридические и физические лица, занимающиеся изготовлением, продвижением и реализацией туристского продукта;

- исполнители туристских услуг – юридические или физические лица, непосредственно оказывающие услуги по размещению, питанию, транспортные, экскурсионные и услуги, входящие в турпакет;

- турагенты – юридические лица, занимающиеся продвижением и реализацией туристского продукта (посредники);

- потребители туристского продукта – физические лица, использующие, приобретающие, либо имеющие намерение приобрести туристские услуги для личных нужд.

Правовые отношения в туристской деятельности могут рассматриваться как отношения по оказанию (предложению и реализации) туристских услуг между:

- туристской Фирмой и туристом (клиентом, потребителем тур услуг);

- туристской фирмой и другими контактирующими с ней организациями.

Схема функционирования туристического деятельности может быть представлена в следующем виде (рис. 5).

Совершенствование менеджмента туристической фирмы

Рис. 5. Схема функционирования туристического рынка.

Стоит так же отметить, что различается оптовая и розничная реализация туристического продукта:

1) Оптовая реализация осуществляется по посредническому договору, имеющему формы договора-поручения, договора комиссии или агентского соглашения. Туроператор в зависимости от вида договора выступает в роли доверителя, комитента или принципала.

2) Розничная продажа турпродукта конечному потребителю – туристу осуществляется по договору купли – продажи, иначе говоря, по договору возмездного оказания туристских услуг.

Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагентства могут устанавливать определённые наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагентств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм.

Особенности сегментации туристских услуг отражены на рисунке 6.

Совершенствование менеджмента туристической фирмы

Рис. 6. Особенности сегментации рынка туристских услуг

На рисунке 6 отражена структура потребностей туристов, лежащая в основе туристической программы, показывающая, что организация туров на отдых должна учитывать такие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов; при организации деловых поездок и шоп-туров особое значение имеет местоположение страны туризма, а для туристических поездок с целью обучения к последнему добавляется и анализ возрастной структуры туристов.

Главной особенностью конкуренции в туристической деятельности является взаимодополняемость комплекса предлагаемых услуг и местных условий. К местным условиям относятся природные особенности и особенности климата, местные достопримечательности и памятники архитектуры, особенности истории и некоторые другие. Второй важной особенностью является взаимозаменяемость товара на туристском рынке, т.к. потребность в услуге туризма может быть удовлетворена несколькими различными способами. Еще одним источником взаимозаменяемости товаров является конкуренция, связанная с большим числом фирм на рынке и, соответственно, взаимозаменяемость продуктов различных фирм, работающих с определенной местностью. Особое место занимает взаимозаменяемость тура и самостоятельной поездки.

Все, выше рассмотренные, особенности позволяют говорить о высокой перекрестной эластичности спроса на товар как туризма вообще, в сравнении с самостоятельной поездкой, так и перекрестной эластичности спроса на продукт конкретной фирмы, что позволяет говорить о высокой конкуренции в данной отрасли.

В сфере туристической деятельности происходят постоянные потоки товаров и услуг между участниками рынка. Туристический кругооборот – это система экономических и юридических отношений, возникающих между туристом и туристской фирмой и показывающая направления потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Туристический кругооборот осуществляется по следующей схеме (рис. 7).

Совершенствование менеджмента туристической фирмы

Рис. 7. Схема туристического кругооборота

На рисунке 7 отражены различные потоки:

В целом туристическая индустрия предлагает туристам потоки туристического товара как пакета услуг, взамен получая денежный поток.

Туроператорам и турагентам государство предлагает туристический продукт как право на тур, взамен получая денежный поток, посредством пополнения бюджета.

Турагенты, туроператоры и туристы находятся друг с другом в постоянной взаимосвязи, производя взаимовыгодный обмен и осуществляя между собой потоки: туристского товара как пакета услуг,туристического продукта как права на тур, денег.

Анализ товара на туристском рынке позволяет говорить о его дифференциации, следовательно, в рамках рассмотрения туристской деятельности следует говорить о наличии монополистической и олигополистической конкуренции в этой отрасли.

В связи с тем, что индустрия туризма представляет собой сегодня сферу по большей части мелкого бизнеса, дифференциация продукта не позволяет рассматривать данную отрасль как совершенно конкурентную. Монополия в данной отрасли связана, прежде всего, с уникальностью местных условий и их дополнению к услугам тура. Это создает ситуацию неполной взаимозаменяемости туров и позволяет агентам на рынке манипулировать спросом с целью повышения прибыли.

В то же время модель совершенной конкуренции можно рассматривать в нескольких ситуациях:

- в отношении отдельного региона, специализирующегося на оказании туристских услуг. В этом случае местные условия у всех участников совпадают, что позволяет абстрагироваться от их влияния на полезность тура;

- рынок туров в целом, на котором оперируют турагенты. В данном случае портфель туров различных турагентов в значительной мере совпадает, что так же позволяет абстрагироваться от дифференциации продукта.

В то же время тенденции последнего времени, позволяют говорить и о концентрации в туристской отрасли, что постепенно будет способствовать ее превращению ее в олигополистическую отрасль.

Этому способствуют два фактора:

- рост рынка туристских услуг повышает его привлекательность для предприятий отраслей, обладающих высокой концентрацией;

- отрасль становится направлением диверсификации смежных отраслей, таких, как гостиничное хозяйство, транспорт и др.

Эти тенденции приводят к двоякому эффекту. С одной стороны, увеличивается инвестирование, что приводит к росту качества обслуживания и развитию продукта. С другой стороны, следствием концентрации в туристской отрасли может стать значительная унификация продукта в будущем.

Специфика работы и эффективная организация управления туристической фирмой

Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом видении и предвидении. На основе видения разрабатывается политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры. Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.

Конкурирующая экономика туризма заставляет каждое гостиничное находить свои туристское предприятие новые собственные решения.

Анализ показывает, что компании, успешно конкурирующие в сфере туризма, руководствуются тремя стратегическими методами, применяемыми как отдельно, так и в сочетании:

- развитие действующего продукта по сложившимся направлениям туризма;

- расширение географии поездок и продаж за счет новых районов туристского назначения и создания новых туров;

- введение встречных сфер туристской деятельности, в том числе через создание новых компаний.

На рынке туристских услуг товаром является тур – комплекс услуг, правом воспользоваться которыми, предлагается клиенту. Данный комплекс является продуктом собственно туристической фирмы, которая создает его из промежуточных продуктов – организации переезда, питания, проживания, экскурсионной программы и других.

Комплекс услуг, предоставляемых туристской фирмой предполагает выделение профильных (основных) услуг по туристскому обслуживанию и вспомогательных услуг, обеспечивающих собственно проведение тура.

К профильным услугам туристических фирм относятся:

- выбор вида туризма и маршрута тура (места отдыха);

- уточнение количества дней тура;

- выбор категории отеля;

- организация питания;

- выбор трайлера (средства доставки туристов);

- организация культурной программы;

- уточнение цены тура с учетом системы скидок.

С учетом определенных профильных услуг устанавливается окончательная цена тура, которая может быть скорректирована в связи с предоставлением дополнительных услуг и различных скидок. В качестве последних обычно фигурируют скидки с цены для детей (от 10 до 20%) и для постоянных клиентов (от 15 до 30 %).

Необходимо подчеркнуть специфику отдельных видов туризма, тогда значительную часть цены тура составляет стоимость так называемой ведущей услуги, определяющей назначение тура:

- лечение в оздоровительном туре;

- обучение в бизнес-туре;

- переговоры с инофирмами в деловом туре;

организация покупок в шоп-туре и пр..

К вспомогательным услугам, обеспечивающим проведение тура (и также включаемых в окончательную цену), относятся:

- визовая поддержка (оформление ваучера на группу или виз туристам) и оформление загранпаспортов (при их отсутствии);

- сопровождение (взрослых и/или детей - по желанию туриста);

- оформление авиабилетов и багажа;

- доставка туристов до трайлера и обратно по прибытии из тура;

- страхование туриста и багажа и пр.

Между туристом и туристической фирмой должен быть заключен договор об оказании услуг (договор на туристское обслуживание), который оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ и включает следующие основные разделы:

- стороны;

- предмет договора;

- права и обязанности сторон;

- цена (стоимость) тура и порядок взаиморасчетов;

- ответственность сторон;

- особые условия;

- юридические адреса и реквизиты сторон.

Один экземпляр договора на туристское обслуживание, заверенный подписями обеих сторон и печатью тур фирмы остается у нее, другой выдается на руки туристу. На основании заключенного договора туристу выдается путевка, оформленная по типовой форме.

Договорные отношения туриста и туристской фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует подчеркнуть особый характер "продукта", приобретаемого у тур фирмы. Вступая с ней в Договорные отношения, турист рассчитывает в конечном итоге получить необходимый ему набор услуг. Фирма же предоставляет ему еще не сами услуги, а права получения в определенное время, в определенном месте услуг, непосредственно осуществляемых другими фирмами, не имеющими прямых договорных, отношений с данным туристом, но состоящими в договорных отношениях с "его" тур фирмой (гарантия проживания в отеле определенного класса, питание, трансферт и пр.). Приобретаемая туристом совокупность этих прав оформляется "его" тур фирмой в виде путевки.

Таким образом, путевка является конечным "продуктом" деятельности тур фирмы и соответственно предметом ее реализации. Она представляет собой совокупность прав получения туристом количественно и качественно определенных услуг.

Получение туристом самих услуг представляет собой уже процесс потреблении туристом приобретенной "продукции". Естественно, что за туристом остается возможность предъявления претензий к турфирме, продавшей ему путевку, в случае неполучения или получения не в полном объеме услуг, гарантии предоставления которых, он приобрел у тур фирмы. Споры по оказываемым туристским услугам разрешаются в соответствии с ГК РФ, арбитражным и арбитражно-процессуальным законодательством.

Поскольку виды туристской деятельности имеют довольно обширную классификацию, при выборе своего сегмента на рынке туристических услуг туристическая фирма должна анализировать следующие факторы:

1) Цели поездки: отдых бизнес, обучение, шопинг.

2) Географические факторы: отдых на море, развлечения, интерес к культурным и архитектурным ценностям.

3) Возрастные группы: школьники, студенты, взрослые, семьи.

4) Экономические потребности и престиж: экономия времени и усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определённой социальной группе и пр.

В то же время, стоит отметить, что существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные – снижают туристский поток. Такие факторы туристической фирме нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.

Внешние обстоятельства эффективности туризма включают:

1) Статистические (неизменные во времени) факторы:

- природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы

2) Динамические факторы:

- социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы.

Демографические и социальные изменения ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать.

Изучение туристического рынка, стратегии и тактики возможного поведения на них туристических фирм, изучает туристический маркетинг.

В содержание туристического маркетинга включаются туристический продукт, цена, сбыт, коммуникации, персонал, его квалификация и обучение, процесс потребления услуг, окружение. Туристический маркетинг должен не просто удовлетворять потребности, а обеспечивать конкретные запросы конкретного потребителя конкретных туристической деятельности в активном использовании свободного времени, в развитии недостаточно используемых форм туристической деятельности, в обслуживании туристов высококачественными услугами.

Особенности ценообразования в туристическом бизнесе предполагают необходимость учета всех факторов ценовой политики, включающих цены фирм-конкурентов, качество услуг и сервисное обслуживание, издержки производства, транспортные издержки, надбавки и скидки в пользу посредников, рекламу, высокую эластичность цен в различных сегментах туристического рынка, высокую степень влияния конкуренции.

При создании рекламных программ в туристической деятельности следует руководствоваться основными направлениями рекламы, перечень которых приведен в таблице 5.

Таблица 5.

Основные направления рекламы, решаемые на отдельных стадиях развития туристического рынка

Стадии развития рынка

Задачи рекламы

Подготовка к функционированию

Информация потребителей, формирование потенциальных потребителей, создание представления об оказании услуг

Внедрение новых услуг

Увеличение числа потенциальных потребителей за счет усиления рекламы, стимулирование приобретения, информирование о местах продажи, создание имиджа производственных услуг

Массовая продажа услуг

Поддержание достигнутого уровня продаж, стабилизация круга потребителей, расширение продаж

Переключение спроса

Напоминание, определение приоритетов путем замены услуг, переориентация потребителей

Примечание: таблица взята из источника[33].

В условиях усиления конкурентной борьбы, усложнения организационной и технической деятельности эффективность контактов с потенциальными и реальными туристами требует все большей квалификации и информированности у сотрудников туристических фирм, что зависит от степени их подготовки. Организация оказания услуг должна быть нацелена на достижение полезного эффекта при четкой взаимосвязи важнейших составляющих ее элементов: технологии и организации труда.

В практике деятельности туристических фирм особое значение получило сочетание стратегии и тактики маркетинга, которое зависит от конкретных направлений стратегического маркетинга вытекающих из соответствующих ситуаций в данной туристической фирме. Поскольку деятельность туристических организаций осуществляется в условиях конкурентной борьбы за клиентов, успех обеспечивается тем фирмам, которые найдут конкретные преимущества, индивидуальность, клиентуру и сумеют как создать, так и обеспечить новые потребности в туристических услугах и услугах других предприятий-участников туристического бизнеса.

Важной составной частью маркетингового управления считается процесс планирования. Решением задач развития туризма, определением средств их достижения занимается туристическое планирование. Его назначением является получение максимальных поступлений от развития туризма и обеспечение динамического равновесия между туристическим предложением и спросом. В основе туристического планирования лежит системный подход, базирующийся на концепции туристического продукта и рынка туристических товаров.

Созданный туристской фирмой продукт подчиняется ряду закономерностей, распространяющихся на другие группы товаров, например, жизненный цикл продукта: разработка, запуск, зрелость упадок. Каждая стадия характеризуется своими особенностями. Максимальную прибыль от продажи, фирма получает на стадии зрелости.

Таким образом, можно выделить виды товаров в зависимости от стадии жизненного цикла. Это накладывает ограничение на продуктовую стратегию фирмы: в продуктовом портфеле фирмы должны находиться товары на разных стадиях жизненного цикла, так как в противном случае фирма недолговечна.

Поэтому основное место в товарной политике фирм, предоставляющих услуги, занимают планы:

- по повышению конкурентоспособности услуги и управлению ее качеством;

- формированию ассортимента услуг и управлению им;

- рациональному продлению жизненного цикла услуг;

- инновационной политике.

Повысить качество услуг можно путем разработки и тщательного соблюдения стандарта обслуживания — комплекса обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех проводимых операций. Стандарт обслуживания включает ряд критериев, по которым можно оценить уровень обслуживания потребителей и деятельность сотрудников фирмы. К таким критериям можно отнести:

- время обслуживания клиентов;

- систему работы с жалобами и претензиями;

- требования к одежде и внешнему виду сотрудников;

- наличие информационно-рекламных материалов в офисе фирмы;

- требования по оформлению документов и т.д.

Важным направлением товарной политики является формирование и управление ассортиментом предоставляемых услуг. Формирование ассортимента предполагает решение вопросов, связанных с разработкой оптимального пакета услуг, а также с определением необходимости создания новых услуг, изменением уже существующих, прекращением оказания нерентабельных видов услуг. При этом необходимо учитывать фазу жизненного цикла, на которой находится та или иная услуга.

Особый момент деятельности фирмы — процесс разработки новой услуги. При проведении инновационной политики в задачи маркетинговой службы входит анализ ситуации на рынке, исследование пожеланий и предложений клиентов, оценка целесообразности развития новых услуг и вывода их на рынок. Создание новой услуги и выведение ее на рынок — это сложный процесс, требующий больших затрат, но без него не может обойтись ни одна фирма, предполагающая функционировать длительный период времени.

Таким образом, подводя итоги первой главы, можно отметить следующее. Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке: ее доля составляет около 1% мирового туристского потока. В то же время исследователи отмечают рост туристического рынка в России и усиление конкуренции среди фирм, занимающихся туристической деятельностью. Сегодня туристские рынки характеризуются, с одной стороны, высокой покупательной способностью, а с другой стороны, искушенностью потребителей в вопросах туристского предложения и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству обслуживания. Туризму присущи свои специфические особенности, отличающие его от других форм торговли услугами. Специфика продвижения туристского продукта на рынок обусловлена сущностью самого туристического продукта и его особенностями как вида услуги. Основное деление туристского продукта по видам связано с его конечным использованием. Это связано с тем, что при оказании услуг фирма должна ориентироваться на потребности туристов. При характеристике рынка туризма необходимо отметить, что основным предметом купли-продажи являются туристические услуги потребителям туризма, где кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения. В современных условиях, для успешного функционирования туристической фирмы необходимо разрабатывать такую стратегическую товарную политику, которая позволит компании предлагать набор конкурентоспособных услуг, в частности продвигать инновационные решения, в частности, чем и является разработка новых туров.