Состав и содержание стратегии фирмы

Состав и содержание стратегии фирмы.

Статьи по теме
Искать по теме

Основные плановые показатели функционирования и развитие фирмы формируются на стадии стратегического маркетинга, на которой должны быть даны ответы на следующие вопросы: что производить, с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта в сфере его потребления, для кого производить, по какой цене, в каком количестве, кому производить, в какие сроки. На стадии стратегического маркетинга должны быть" разработаны нормативы конкурентоспособности товаров и фирмы в целом, учитывающие использование имеющихся и стратегических конкурентных преимуществ фирмы, стратегические параметры товарных рынков, базирующиеся на дереве показателе: эффективности будущих товаров, дереве показателей конкурентоспособности фирмы.

Предлагается разрабатывать систему стратегических планов фирмы, состоящую из планов двух уровней:

1. Стратегия фирмы на период с ___________по ____________гг.

2. Стратегические планы, раскрывающие стратегию фирмы и обеспечивающие достижение стратегических целей фирмы на тот же период (разделы "Стратегии фирмы").

Горизонт стратегического планирования определяется сложностью и обновляемостью выпускаемой продукции, возрастом фирмы, ее особенностями. Например, в электронной промышленности стратегия фирмы может разрабатываться на 2–3 года, машиностроении – на 3–5 лет, добывающих отраслях –на 5 и более лет.

Состав "Стратегии фирмы" как комплексного планового документа предлагается следующий:

1. Оглавление.

2. Предисловие (исполнительное резюме).

3. Описание фирмы.

4. Стратегия маркетинга.

5. Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы.

6. Стратегия обновления выпускаемой продукции.

7. Стратегия развития производства.

8. Стратегия обеспечения производства.

9. Стратегический финансовый план фирмы.

10. Стратегия международной деятельности фирмы.

11. Стратегия развития системы менеджмента.

12. Организация реализации стратегии фирмы.

13. Приложения.

Предисловие представляет собой ключ к "Стратегии фирмы". В нем должны быть освещены следующие вопросы:

- значимость выпускаемой фирмой продукции в международном масштабе, в масштабе данного региона с точки зрения конкурентоспособности, качества и безопасности использования, ресурсосбережения у потребителя;

- имидж фирмы, полученные ею призы и т.п. на международных конкурсах, выставках и т.п., количество патентов и изобретений, полученных фирмой;

- основные технико-экономические показатели фирмы за прошлые 5 лет и на планируемый период, краткая характеристика фондов, капиталов, кадров фирмы;

- показатели конкурентоспособности товаров и фирмы по конкретным рынкам и периодам, номера и даты получения сертификатов;

- основные показатели технологии, организации, менеджмента фирмы в динамике за прошлые годы и на перспективу;

- основные методы, подходы, принципы, применяемые в системе менеджмента фирмы;

- факты, подтверждающие надежность деятельности фирмы, юридические и экономические гарантии.

Предисловие должно быть привлекательным, кратким, деловым, ярким, конкретным. Составляется оно в последнюю очередь, после разработки всех разделов "Стратегии фирмы".

В разделе "Описание фирмы" должны быть раскрыты следующие вопросы:

- цели фирмы;

- организационно – правовая форма фирмы;

- особенности устава фирмы;

- связи с внешней средой, авторитетными партнерами, компаниями; организационная структура фирмы;

- характеристика выпускаемых товаров, их конкурентоспособность на конкретных рынках;

- технико-экономические показатели деятельности фирмы за прошлый период и на будущее и другие сведения, не представляющие коммерческую тайну.

В разделе "Стратегия маркетинга" должны быть разработаны и освещены следующие вопросы:

- концепция стратегического маркетинга, применяемого фирмой;

- функции и задачи отдела маркетинга;

- технология и результаты стратегической сегментации рынка;

- стратегия ценообразования, прогнозы цен на товары фирмы;

- стратегии охвата рынков;

- стратегии разработки новых товаров;

- выбор ресурсной стратегии;

- выбор методов и способов распространения товаров;

- стратегии стимулирования сбыта товаров;

- выбор стратегии рекламы товара;

- выбор стратегии развития фирмы на перспективу;

- нормативы конкурентоспособности товаров.

В разделе "Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы" должно быть описание следующих вопросов:

- анализ факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы;

- анализ состояния техники, технологии, организации, кадров, системы менеджмента фирмы;

- анализ раздела "Стратегия маркетинга"; выявление конкурентных преимуществ фирмы;

- выбор и обоснование стратегических факторов конкурентного преимущества фирмы;

- адаптация стратегических факторов преимущества к стратегии фирмы.

В разделе "Стратегия обновления выпускаемой продукции" должно быть описание следующих вопросов:

- результаты экспертизы раздела "Стратегия маркетинга";

- построение дерева эффективности товаров фирмы;

- стратегия повышения качества товаров;

- стратегия ресурсосбережения на фирме;

- прогноз показателей конкурентоспособности товаров фирмы и основных конкурентов;

- описание научных подходов, систем, принципов, методов, технологий, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;

- технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, их согласование.

В разделе "Стратегия развития производства" должно быть описание следующих вопросов:

- анализ организационно–технического уровня производства;

- анализ социального развития коллектива;

- анализ деятельности фирмы в области охраны окружающей природной среды;

- анализ стратегий развития производства;

- анализ организационной структуры фирмы; анализ параметров "входа" системы и ее "выхода";

- прогнозирование перечисленных аспектов стратегии развития производства;

- технико-экономическое обоснование прогнозов;

- согласование "Стратегии развития производства".

В разделе "Стратегия обеспечения производства" должны быть освещены следующие вопросы:

- анализ качества методического, информационного, ресурсного, правового обеспечения производства (анализ качества "Обеспечивающей подсистемы" системы менеджмента фирмы) и выявление узких мест в качестве компонентов "Обеспечивающей подсистемы", организации обеспечения производства всем необходимым;

- налаживание оптимальных связей с поставщиками ресурсов, информации, документов;

- выявление новых требований производства к "входу" системы;

- разработка новой стратегии обеспечения производства нормативно – методическими документами, всеми видами ресурсов, информацией;

- технико-экономическое обоснование и согласование мероприятий по реализации новой "Стратегии обеспечения производства".

- В разделе "Стратегический финансовый план фирмы" должно быть описание следующих вопросов:

- экономические показатели (цена, рентабельность, эффективность) конкретных товаров на конкретных рынках;

- экономические показатели функционирования фирмы (объем продаж, прибыль, показатели использования различных видов ресурсов, общие экономические показатели, устойчивость фирмы и др.);

- прогноз изменения финансовых показателей по товарам, рынкам, фирме в целом;

- обоснование и согласование "Стратегического финансового плана фирмы".

В разделе "Стратегия международной деятельности фирмы" должно быть описание следующих вопросов:

- стратегические цели экспортера;

- стратегические цели импортера;

- прогнозирование и выбор стратегии международной деятельности фирмы;

- обоснование и согласование "Стратегии международной деятельности фирмы".

В разделе "Стратегия развития системы менеджмента" должно быть описание следующих вопросов:

- анализ качества и эффективности функционирования системы менеджмента фирмы за прошлые годы (желательно не менее) чем за 5 лет);

- выявление узких мест в структуре, содержании и взаимосвязях компонентов системы менеджмента фирмы;

- обоснование и согласование "Стратегии развития системы менеджмента".

В разделе "Организация реализации стратегии фирмы" должно быть описание следующих вопросов:

- анализ действующей организации реализации стратегии фирмы за прошлые 5 лет;

- выявление узких мест в организации процессов (прежде всего, в части выполнения принципов параллельности, непрерывности, прямоточности, пропорциональности, ритмичности частичных процессов), контроле и учете выполнения стратегических планов системы мотивации, регулирования;

- обоснование и согласование раздела "Организация реализации стратегии фирмы".

В "Приложения" к "Стратегии фирмы" рекомендуется включать следующие материалы:

- характеристика конкурентов (более подробная, чем в разделе "Стратегия маркетинга");

- инструкции, методики, стандарты, описания технологий, про -граммы и другие вспомогательные материалы;

-исходные данные для расчетов;

-пояснительные записки и др. материалы.

Предложенный состав "Стратегии фирмы" и содержание её разделов является примерным. В условиях рыночных отношение методики по экономическому анализу, прогнозированию, обоснованию, оптимизации, планированию являются рекомендательными, независимо от того, кто их утвердил. Поэтому чем пользоваться, по какой методике обосновывать стратегическое управленческое решение – определяет менеджер. Мы только напомним, что сегодня пожинаем плоды вчерашнего труда, а будущее начинается сегодня. Низкое качество стратегических управленческих решений на последующих стадиях жизненного цикла объекта тиражируется многократно, принося инвестору убытки, в сотни – тысяч раз превышающие полученную ранее экономию.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Понятие "конкуренция" следует рассматривать шире общепринятого, включив в него такие элементы, как закон конкуренции, антимонопольное законодательство, Закон "О защите прав потребителей". Предлагается следующее определение: конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей".

В условиях рыночных отношений закон конкуренции в чистом виде не действует, наблюдается сочетание совершенной конкуренции и чистой монополии, образуя монополистическую конкуренцию.

2. Достижение конкурентоспособности объектов на конкретных рынках в условиях действия закона конкуренции должно стать главной целью фирмы. По стратегическим товарам следует на основе стратегической сегментации рынка и изучения механизма действия закона конкуренции разрабатывать нормативы конкурентоспособности товаров и прогнозировать ее уровень по конкретным рынкам.

3. В стратегическом менеджменте следует изучать стратегические факторы конкурентного преимущества фирмы и принимать меры по их реализации. К конкретным компонентам, определяющим стратегические факторы, относятся факторы макросреды (характеризуют политические, экономические, технические и др. сферы страны), инфраструктуры региона и микросреды фирмы, реализация которых требует значительных инвестиций и времени.

4. Важным условием достижения конкурентоспособности объектов является структуризация целей фирмы путем прогнозирования и построения дерева показателей эффективности (конкурентоспособности) товаров и фирмы в целом, учитывающего стратегические факторы конкурентного преимущества.

5. Главным инструментом формирования стратегии фирмы является проведение стратегических маркетинговых исследований с целью стратегической сегментации рынка, выбора стратегии ценообразования, разработки новых товаров, охвата рынка, выбора ресурсной стратегии, стратегии рекламы, роста фирмы, разработки нормативов конкурентоспособности.

6. формирование стратегии международной деятельности фирмы включает выбор стратегии входа на зарубежные рынки (непрямой экспорт, прямой экспорт, производство за рубежом), определение видов товара (услуг) и структуры рынка.