Социальный туризм

Социальный туризм.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие социального туризма

Социальный туризм social tourism – чисто экономическая категория, разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условия для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых.

Система социального туризма – это совокупность объектов и участников социального туризма, а также его принципов, целей, средств, включая льготы, распространяемые на участников социального туризма. Объекты социального туризма – средства и системы перевозки, размещения, общественного питания, отдыха и развлечения, учреждения и организации оздоровительного, познавательного и иного назначения, другие составляющие туристской индустрии и туристских ресурсов, действующие в системе социального туризма.

Участники социального туризма – юридические и физические лица, занятые формированием и реализацией туристских услуг в системе социального туризма, защитой прав, интересов граждан и соответствующей деятельности.

Социальные туристы – физические лица – потребители туристского продукта, реализуемого через систему социального туризма. Отметим, что социальный туризм в некоторых странах распространяется на государственных служащих, военных и другие категории населения, священнослужители получают дотации на путешествия от своих общин. Положение о социальном туризме было закреплено в Манильской декларации по туризму 1981г. К таковым относятся любые виды и разновидности туризма, субсидируемые, например, из средств профсоюзов.

Туристские путевки, санаторные в пансионаты, санатории, курорты, дома отдыха, школьникам и студентам на каникулы, в лагеря даются работникам предприятий, учащимся и студентам дневных вузов со значительной дотацией, иногда достигающей 70–90% общей стоимости или вовсе бесплатно. Отдельную категорию составляют пенсионеры, инвалиды войны, участники мероприятий повышенного риска и другие, отнесенные к льготным категориям населения. Многие предприятия сферы туризма (гостиницы, рестораны, аттракции) прямо или опосредовано участвуют в системе социального туризма. Дети и молодежь всегда получают скидки при перевозках. Молодежь в возрасте до 25 лет и студенты в системе социального туризма получают существенные скидки при размещении и питании. Во всем мире имеет действие система молодежных хостелей (дешевых гостиниц, типа студенческих общежитии), способствующая осуществлению путешествий категории молодых. Это неплохая идея – молодые люди, пока еще не обзавелись семьей, должны посмотреть мир, узнать, как живут другие народы, обогатиться знаниями и жизненным опытом. И цивилизованное общество помогает им в этом. Путешествующие молодые люди даже получают право бесплатно позвонить один раз в неделю родителям и сообщить о своих делах. Уровень социального туризма и доля его в общем объеме туристских услуг, потребляемых населением, адекватно отражают социальные достижения данного общества. В СССР на долю социального туризма приходилось более 80% объема всего национального туристского оборота и до 50% международного обмена. В России часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, ведомственные туристские базы и детские лагеря) вновь возвратились к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей, преимущественно детей. Действует Российская Ассоциация Социального Туризма – PACT. В настоящее время в России активно развивается система социального страхования, участвующая в развитии внутреннего туризма. Из бюджетных источников по статье "здравоохранение", внебюджетных – "социальное страхование" и "медицинское страхование" гражданам оплачиваются путевки в санатории и пансионаты. Сохранились и развиваются ведомственные дома отдыха, туристские базы. Получают государственные дотации и чиновники, для них были устроены и сохранились до сего времени специальные санатории и дома отдыха, в которых отдыхают госслужащие высших эшелонов власти и депутатский корпус. Формы и методы социального туризма проявляются при установлении льготных транспортных тарифов на воздушные и иные перевозки для молодежи, льготные прейскуранты на размещение для определенных категорий туристов. Большое значение имеет система обмена туристами, в частности в рамках детского и молодежного туризма. Это относится как к внутреннему, так и к международному туризму. Особо рассматривается туризм для инвалидов. Так, например, в Германии есть особая цепочка христианских отелей, в которых преимущественно обслуживаются члены приходов, а также инвалиды, престарелые и иные нуждающиеся. При выяснении уровня фактической стоимости оказалось, что обслуживание в таком отеле, специально приспособленном для лиц с ограниченной подвижностью, престарелых и др., значительно дороже, чем в обычном. Повышенная стоимость услуг компенсируется дотацией из соответствующих фондов приходов. Справедливости ради отметим, что в этих отелях не было роскоши, развлечений, телевизоров, нельзя было употреблять крепкие спиртные напитки, но зато имелось специальное оборудование, лифты, сантехническое оборудование повышенной сложности, позволяющее оказывать надлежащее обслуживание. Уход за инвалидами и престарелыми осуществляли члены монастырских общин. Однако социальные льготы не должны носить дискриминационного характера для других категорий путешествующих – это положение определяет, что льготы обычно даются только в определенных классах обслуживания, например, в экономическом, туристском, бюджетном на воздушном транспорте, во втором классе в железнодорожных поездах и др. Направления и социальные туристские путевки предоставляются по линии социального туризма преимущественно в не сезон. Давая дотации малоимущей части населения, органы, предоставляющие таковую, выбирают туры в не сезон, самые дешевые услуги.

Социальный туризм при всей своей полезности имеет и негативные воздействия на туристскую индустрию туристских центров. Хотя стоимость основной части туристского обслуживания (перевозки, размещения и питания) компенсируется дотацией и не сказывается на финансовом результате подавляющей части предприятий сферы туризма, негатив есть. Категории туристов, получающие дармовые поездки по линии социального туризма, не могут востребовать высокого качества обслуживания, обслуживающий персонал теряет свою квалификацию, малообеспеченная часть населения, отдыхающая по социалу, не способна тратить большое количество денег на товары и сопутствующие услуги. Это отрицательно сказывается на развитии индустрии развлечения и аттракции. Именно этим фактором обусловлен общий низкий уровень туристского обслуживания в туристских центрах и курортах, доставшийся нам от прежних времен. В большинстве периферийных городов и курортов гостиницы не имеют номеров с санузлом, что ставит существенные препятствия в организации приема туристов на уровне общепринятых норм европейского уровня. Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами. Пример. Семья К. сняла на время отпуска домик для отдыха на берегу моря. Семья состоит из четырех человек. Чаще всего их можно найти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все домашние обязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый убирает за собой кровать, за покупками ходят всей семьей. Вечером они идут ужинать в ресторан или готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин. Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать. Пример. Г-н и г-жа В. уже многие годы ездят отдыхать в небольшой пансионат для семейных пар. За завтраком они прочитывают свою местную газету, которая присылается для них по заказу. После завтрака они часто доезжают на машине до парка и идут на прогулку. Иногда они ездят в ближайший город, немного гуляют по улицам и остаток времени проводят в каком-нибудь уютном кафе. В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления. Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды. Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение. Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives – VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях. Пример активного участия в спорте: госпожа Л. отправляется в Карпаты, чтобы заняться горнолыжным спортом; пассивного участия: футбольный фанат ездит на все крупнейшие соревнования своего футбольного клуба.

Экономический туризм – поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д. Политический туризм подразделяется на участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Пример такого туризма: члены Российского парламента едут в город М., чтобы принять участие в парламентских заседаниях;

Пример туризма, связанного с политическими мероприятиями: госпожа В. симпатизирует политическим направлениям определенной партии в Москве. Она посещает съезд этой партии. Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям:

a по происхождению туристов; по организационной форме;

a по длительности пребывания в путешествии; по возрасту;

a по транспортным средствам; по времени года или сезону.

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма – по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово "происхождение" относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы. Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы). В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным. Понятие "индивидуальный туризм" чаще всего противопоставляется понятию "массовый туризм". Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются отрицательные воздействия, прежде всего, паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для выделения форм туризма по количеству участников. Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три – пять часов; шесть – восемь часов; девять – одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92-365 ночей. Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм – это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм – это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма – кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, то есть они включают минимально один, максимально – три ночлега.

Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов:

1. дети, путешествующие со своими родителями;

2. молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет);

3. относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25-44 лет;

4. экономически активные люди среднего (45-64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей);

5. пенсионеры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий – межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать. Пример. Сезоном отдыха на побережье Средиземного моря считается лето, сезон познавательного туризма по Сицилии – весна, осень, а летние месяцы попадают в межсезонье. Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм – путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм – путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону (термин "регион" – к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран). Определение "туризм в пределах страны" охватывает собой внутренний и въездной туризм; "национальный туризм" – внутренний и выездной туризм; "международный туризм" – въездной и выездной туризм.

Основные аспекты в формировании социального туризма

На рынке туристских услуг потребителям предлагается так называемый туристский продукт (турпродукт). Комплексное понятие турпродукта включает услуги, необходимые для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Турпродукт имеет цену и, по сути, является товаром, имеющим потребительскую стоимость, т.е. полезность или способность удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность турпродукта определяется его ценностью для субъекта.

Формируя социально ориентированный турпродукт, туроператор должен создать такой турпродукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т.е. привлекать массового потребителя. Принцип формирования такого турпродукта практически не отличается от формирования любого другого турпродукта. Его основу составляют: выбор туристского центра, услуги по перевозке и трансферу, услуги по размещению и питанию, экскурсионному обслуживанию. Это те условия, которые туроператор должен выполнить обязательно.

В то же время в процессе подготовки тура учитывается ряд дополнительных факторов в соответствии с пожеланиями и уровнем дееспособности людей. При организации туров для инвалидов во внимание принимаются факторы, относящиеся к их субкультуре, а именно – совокупность стереотипов поведения и ценностных ориентаций инвалидов, формы и способы их коммуникации. Важным является и степень тяжести заболевания, уровень физического состояния этих людей, что также должно учитывается и при работе с лицами пожилого возраста.

Особое внимание необходимо проявить к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата, использующим различные ортопедические механизмы и технические приспособления для передвижения (кресла-коляски). Собственную специфику имеют и методы работы с инвалидами по зрению и слуху.

Рассмотрим основные аспекты, которые необходимо учитывать при формировании турпродукта.

Выбор туристского центра – является необходимым условием при формировании турпродукта. Выбор туристского центра, как правило, обусловлен либо потребительским спросом, имеющимся на рынке туруслуг, либо индивидуальным пожеланием клиента. Это обязательный элемент турпакета, так как без объекта интереса невозможно организовать путешествие.

При выборе туристского центра для лиц с ограниченной физической способностью, особенно для инвалидов, необходимо предусмотреть рекомендации врачей (обычно это указывается в медицинском заключении или санаторно-курортной карте), учесть климатические условия и наличие медицинских учреждений в случае необходимости оказания им экстренной медпомощи. Также необходимо учитывать протяженность маршрута, если это однодневная экскурсионная программа, или протяженность и условия переезда, если это полноценный тур. Предлагая клиенту или группе клиентов выбрать тот или иной турцентр, обязательно следует обращать его или их внимание на все вышеперечисленные факторы.

Услуги по перевозке – составляют большую часть затрат, обусловливающих стоимость турпакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия и наоборот. В случае формирования социально ориентированного турпродукта средство передвижения должно не только отвечать правилам (требованиям) безопасности и удобства туристов, но гарантировано предоставлять льготы по стоимости перевозки.

В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок различают перевозки общего назначения, специального назначения и туристско-экскурсионные перевозки.

К туристско-экскурсионным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в целях туристического и экскурсионного обслуживания населения при обязательном сопровождении пассажиров гидом или руководителем туристской группы. Туристско-экскурсионные перевозки могут осуществляться по определенным маршрутам, а также вне их.

Трансфер – доставка туриста от места прибытия, расположенного в туристском центре (аэропорт, гавань, вокзал), к месту размещения (гостиница), где он будет проживать, и обратно. Трансферы могут осуществляться автобусами, иногда такси, если такие услуги включены в турпакет. Поездки из гостиницы, например, в театр, в музей и обратно обычно не включаются в турпакет, если только это не предусмотрено договором обслуживания.

Услуги размещения – это услуги по обеспечению проживания в конкретном коллективном средстве размещения, которое предлагается туристским центром на время путешествия. К коллективным средствам размещения относятся гостиницы, мотели, кемпинги, турбазы, пансионаты, санатории и т.д.

Услуги питания чаще не являются отдельным элементом туристского пакета, так как в основном представляют собой часть услуг размещения. Общепринятые комбинации размещения и питания таковы:

- размещение + завтрак (ВВ);

- полупансион: размещение + завтрак + ужин (НВ);

- полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин (FP).

В обычной практике туристу предоставляется возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций. Подробнее рекомендации по предоставлению услуг питания и размещения будут рассмотрены ниже.

Экскурсионное обслуживание – комплекс услуг, которые входят либо в обязательную составляющую, либо являются частью дополнительных услуг на маршруте. Это так называемая вторая составляющая тура, включающая обзорные экскурсии, посещение музеев и достопримечательностей туристского центра, прогулки на теплоходе и т.д. Если экскурсионное обслуживание является обязательной программой тура, то оно оформляется в виде туристической путевки (или ваучера) – документа, в котором гарантированы все обязательные для турфирмы и клиента услуги.

Здесь уместно напомнить, что экскурсантом является лицо, временно посетившее туристский центр на период менее 24 часов без ночевки, используя услуги гида.

Безопасность туристов и экскурсантов – это важный аспект, который необходимо предусмотреть при формировании турпродукта или организации экскурсии. В туризме под безопасностью туристов понимается, прежде всего, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

В соответствии с российским законодательством Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует об угрозе безопасности туристов в стране или месте их временного пребывания. В то же время туроператорам и турагентам, а также организациям, осуществляющим экскурсионное обслуживание, рекомендуется предварительно выяснять, какие могут возникнуть угрозы безопасности туристов и экскурсантов во время тура или экскурсии (эпидемия, существенные повреждения трассы, угроза террористических актов, неблагоприятный прогноз синоптиков, например, штормовое предупреждение и т.п.).

Важным моментом является вопрос страхования. Несмотря на то, что в России страхование носит добровольный характер, рекомендуется в обязательные туристские услуги включать страхование туристов, прежде всего, страхование жизни. Любой вид страхования оформляется страховым агентством.

В случае чрезвычайных происшествий, которые произошли с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов по территории Российской Федерации, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), туроператоры и турагенты, а также организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно проинформировать заинтересованные лица (членов семьи туриста или экскурсанта) и следующие организации:

- федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма;

- органы исполнительной власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления;

- специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.

Для соблюдения этого требования, предусмотренного Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", организатору тура (экскурсии), рекомендуется иметь номера телефонов вышеперечисленных организаций и контактные телефоны родственников туристов (экскурсантов).