Социальные проблемы регионального развития

Социальные проблемы регионального развития.

Статьи по теме
Искать по теме

Объектом исследования социальной политики в широком плане является "положение классов и социальных групп, наций и народностей, социально-классовые и национальные отношения, положение личности в обществе и ее связи с ним, все аспекты народного благосостояния, присущий обществу и составляющим его классам и социальным группам образ жизни".

Применительно к условиям переходного периода России, социальная политика -это комплекс государственных организационных и пропагандистских мер, направленных на коренное реформирование социальной сферы в целях улучшения социальной защиты населения на конкретно-историческом этапе формирования рыночной экономики.

В § 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашается: "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Социальное государство – понятие, указывающее на то, что социальные проблемы являются приоритетными для данного государства в системе социальной защиты граждан – важнейшей составной части социальной политики: "В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии государственной защиты".

Отсутствие четкой концепции и стратегии перестройки общественных отношений в России породили в последнее десятилетие резкие диспропорции в развитии экономики и социальной сферы. Непродуманность и поспешность экономических реформ 90-х гг., проводимых в отрыве от социальных задач, от конкретных нужд человека, без чувства ответственности руководящих органов за социально-экономические последствия поставили под угрозу само физиологическое выживание значительной части населения страны.

Недостаточный учет социальных факторов, отражающих интересы широких слоев населения, проведение экономических реформ, получивших название "шоковой терапии", привели к тому, что в России сформировалась социально-искривленная экономика переходного типа, для которой характерны такие признаки, как многообразие форм собственности и идеологий, суверенизация территорий и ослабление традиционных экономических связей, противоречия между Федеральным Центром и регионами, рост теневой экономики, преступности и коррупции, национально-политическая нестабильность на Северном Кавказе.

Парадоксальность сложившейся ситуаций состоит в том, что наряду с формальным обещанием указанных конституционных гарантий в России постоянно ^нарушается право на труд путем его заниженной оплаты. В результате происходит не только чудовищное обнищание огромных масс населения, но и деградация трудового потенциала стран. Значительная часть молодежи оказывается не только необразованной, но и неграмотной, бесплатная медицинская помощь на деле оборачивается подчас необходимостью годами ждать очереди на жизненно важную операцию. Очередь на получение бесплатного жилья не движется десятилетиями, а покупка очень дорогих квартир недоступна для основной части населения. И все это происходит на фоне демонстративного обогащения высокопоставленных чиновников и "новых" русских, массированного нелегального вывоза капитала за рубеж до 1,5-2 млрд. дол. в год.

Имманентное противоречие между декларируемыми целями и реальным воплощением социальной политики не позволяет сегодня признать Россию социальным государством. По-видимому, путь к его построению будет долгим.

Для нормального развития российского общества, его движения вперед Правительство РФ на современном этапе осуществляет корректировку курса от "шоковой терапии" первых лет реформирования экономики к созданию социально ориентированной рыночной экономики.

Углубление социальной ориентации экономики предполагает усиление роли государства как координатора социально-экономического развития страны. При этом функция государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития полноценного рынка, в недрах которого рождаются предпосылки для социальной защиты населения.

Сущность государственного регулирования сводится к следующим мерам:

- создание специально учрежденных наблюдательных и контролирующих органов, которые следят за частной активностью, ограничивают произвол собственников, наносящий ущерб интересам общества;

- применение законодательных актов, в отдельных случаях регулирующих деятельность монополий и осуществляющих защиту прав потребителей;

- с помощью налогов и субсидий государство может стимулировать расширение (или сокращение) производства;

- для восстановления социальной стабильности в обществе государственные органы осуществляют перераспределение доходов в целях поддержания приемлемой материальной обеспеченности большинства населения и защиты социально слабых слоев;

- государство обязано поддерживать общественный порядок, в рамках которого развивается народное хозяйство, укреплять социальный статус работников.

В условиях Российской Федерации с ее огромной территорией, быстротечными реформами в экономической и социальной сферах, диспропорциями в народном хозяйстве, национально-политической нестабильностью роль государственного регулирования многогранна и необходима.

Одним из важнейших условий реализации в России модели социально ориентированной рыночной экономики является осуществление принципиально новой конструктивной социальной политики, призванной укрепить доверие людей к власти и соответствующей задачам современного и перспективного развития страны.

Эффективность социальной политики, как известно, напрямую зависит от экономических результатов. Взаимосвязь экономической и социальной политики прослеживается в Программе социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г. и в Плане действий Правительства РФ на 2001-2003 гг. Осознание Правительством невозможности дальнейшего продвижения экономических реформ без поддержки общества проявилось в отказе от остаточного принципа финансирования социальной сферы.

В бюджете 2001 г. расходы по разделу "Социальная политика" определены в сумме 107,8 млрд. руб. с увеличением на 71% по сравнению с 2000 г. В результате в общем объеме расходов госбюджета доля социальных расходов возрастает с 7,4 до 9%.

Координацию и сохранность процессов в социальной сфере осуществляет Департамент социального развития Правительства РФ.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г. разработана на основе принципов комплексности и выделения приоритетов, что обеспечивает более рациональное использование средств по целевым направлениям.

Главными социальными приоритетами являются:

- недопущение массовой безработицы и повышение эффективности использования трудового потенциала страны;

- сокращение масштабов бедности и создание условий для роста реальных доходов граждан;

- улучшение демографической ситуации в стране и укрепление здоровья населения;

- сохранение и развитие интеллектуального и культурного потенциала граждан;

- проведение жилищно-коммунальной реформы;

- снижение уровня преступности, обеспечение законности, правопорядка и соблюдение прав человека.

Перечисленные приоритеты неполно отражают комплекс задач социальной политики. Однако в условиях переходного периода, когда происходят глубокие структурные сдвиги в экономике и социальной сфере, эти задачи признаны первоочередными, поскольку их решение обеспечит ускорение темпов общественного развития.

Сегодня в России необходимость социальных реформ – налоговой, судебной, пенсионной, здравоохранения, образования не вызывает сомнений. Но поскольку большинство реформ в отраслях социальной сферы связаны с изменением механизмов их финансирования, нельзя проводить эти преобразования непродуманно, учитывая низкий уровень доходов значительной части населения страны.

Сдерживающим фактором реформирования и модернизации социальной сферы является недостаточное финансирование. По доле социальных расходов, включающих затраты на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение и образование, в общем объеме государственных расходов, Россия уступает США в 1,7 раза, Франции – в 2,5 раза, Германии – в 3 раза. Ограниченность финансовых ресурсов не позволит в ближайшее 10 лет радикально изменить состояние социальной сферы. Поэтому ставится вопрос о повышении эффективности использования в социальной сфере бюджетных денег.

За годы перестройки в Российской Федерации сформировались три уровня власти: федеральный, региональный и муниципальный. Они неравнозначно воздействуют на структуру финансирования и управления социальными процессами. Доля влияния Федерального Центра на реализацию социальной политики сейчас оценивается в 20% (раньше не менее 90%), региональных властей – 70%, местного самоуправления – 10%.

Расширение прав региональных органов исполнительной власти в управлении процессами их социально-экономического развития не имеет ничего общего с суверенизацией республик, краев и областей Российской Федерации, которая может привести к разрушению единого экономического пространства страны. Речь идет лишь о том, что местные органы власти должны стать центром осуществления хозяйственных и социальных проектов с учетом интересов населения, проживающего на данной территории.

Уровень региональных расходов на социальную сферу определяется как общими целями и проблемам страны, так и специфическими для каждого региона условиями хозяйствования и проживания. Для России характерна большая региональная диверсификация, отражающая проявление природных, демографических, национально-культурных и экономических факторов, под воздействием которых сложились своеобразные территориально-производственные комплексы, и сформировалась социально-бытовая инфраструктура каждого субъекта РФ. На протяжении всех пореформенных лет территориальная диверсификация углубляется и демонстрирует негативную динамику. Так, разрыв между субъектами РФ по объему производства промышленной продукции на душу населения превышает 25 раз.

Сильно различаясь по уровню насыщенности производительными силами и социальному потенциалу, регионы России имеют неодинаковые возможности для развития социальных программ и проектов. Поэтому Федеральный Центр оказывает большую помощь регионам с пониженным и крайне низким уровнем развития экономики, сложившейся в силу исторических причин и специфических природных условий.

Важную роль в упорядочении отношений между Федеральным Центром и регионами играет проводимая с 2000 г. политическая реформа. Она способствовала изменению статуса региональной власти, приведению нормативных актов регионов в соответствие с федеральным законодательством, что обеспечило укрепление России как федеративного государства и выравнивание условий социально-экономического развития в регионах. Речь идет не об абсолютном выравнивании, а о ликвидации необоснованных дополнительных льгот, недоступных другим субъектам РФ. Это относится к наличию специальных налоговых режимов в Татарстане и Башкортостане, которые оставляли у себя значительную часть налоговых поступлений, не перечисляя ничего Федеральному Центру. Сейчас ситуация изменилась к лучшему.

Социальная политика в регионах предусматривает:

- создание равных возможностей для образования, профессиональной переподготовки, культурного роста, получения медицинской помощи;

- свободу выбора трудовой деятельности, борьбу с безработицей, недопущение эксплуатации, устранение классовых антагонизмов;

- индексацию и регулирование доходов населения;

- обеспечение адресной поддержки малоимущих слоев населения;

- проведение жилищной реформы;

- поддержку нерыночной социальной сферы (здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, наука, культура и искусство);

- создание социальных фондов на случай катастрофических явлений. Первоочередная задача социальной политики – кардинальное улучшение ситуации в области оплаты труда и трудовых отношений.

Россия унаследовала от прошлого крайне низкий уровень оплаты труда по отношению к приросту производительности труда. Доля заработной платы в ВВП России в 2-2,5 раза меньше, чем в развитых странах Западной Европы. Между тем на 1 дол. заработной платы наш среднестатистический работник производит в 2,5-3 раза больше ВВП, чем в США.

В развитых странах поддерживается относительно высокий уровень оплаты труда – размер минимальной заработной платы составляет от 35 до 50% от средней оплаты труда. При этом исходят из того, что минимальную заработную плату должна прожить, не впадая в бедность, семья из трех человек.

В России минимальная заработная плата составляет 9% прожиточного минимума и 7% средней заработной платы. Доля работников с заработной платой ниже прожиточного минимума достигла 40%. В ходе экономических реформ диспропорции в оплате труда по отношению к другим факторам производства не только не устранены, но резко обострились.

Многоукладность экономики, развитие частных и смешанных форм собственности значительно ослабило влияние государственных органов на трудовые отношения. Практически государственное воздействие на уровень заработной платы осуществляется путем установления минимальных размеров оплаты труда и периодических индексаций заработной платы.

Региональный анализ доходов и цен подтверждает необходимость кардинального улучшения отношений в сфере оплаты труда. Поэтому в перспективе основными задачами государственной политики в области заработной платы являются:

- создание экономических и организационных предпосылок для существенного роста заработной платы и доходов населения;

- разработка и внедрение новой единой тарифной системы, не такой формальной, как действующая, которая несовместима с принципами социальной справедливости и является дискриминационной по отношению к работникам бюджетной сферы;

- повышение роли социального партнерства как основного механизма регулирования оплаты труда в реальном секторе экономики;

- восстановление стимулирующей роли заработной платы путем повышения ее удельного веса в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения. В перспективе намечается довести долю фонда оплаты труда в цене готовой продукции до 40-60% по аналогии со странами с развитой рыночной экономикой;

- совершенствование системы налогообложения и порядка уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Налоги, сборы, страховые взносы помимо фискальных функций должны способствовать легализации трудовых доходов и сглаживать чрезмерную дифференциацию труда;

- защита прав работников на оплату труда от нечестных работодателей, создание юридических, экономических организаций и других условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

Содержание социальной политики в сфере оплаты труда и совершенствования трудовых отношений не строится на возврате к административным принципам государственного регулирования, а формируется на основе рыночных принципов.

В период экономических преобразований последних лет в России начали активно развиваться новые источники денежных доходов населения – средства, получаемые от предпринимательской деятельности, собственности, участия в прибылях организаций. Роль государства по отношению к лицам, имеющим дополнительные источники денежных доходов (кроме заработной платы) состоит в том, чтобы усилить контроль за поступлением налогов, повысить уровень их собираемости, главным образом, в тех сферах экономики, где происходит значительный оборот наличных средств.

Одним из важнейших показателей уровня жизни является покупательная способность населения. Она показывает условное количество наборов прожиточного минимума, которое население могло бы приобрести на свои номинальные денежные доходы.

Снижение покупательной способности денежных доходов произошло в большинстве экономических районов. По уровню покупательной способности лидирует Москва. Кроме нее среднероссийский уровень покупательной способности доходов превышает Западно-Сибирский район и Санкт-Петербург.

Наиболее низкий уровень покупательной способности населения наблюдается в Северо-Кавказском и Волго-Вятском районах.

Большое внимание в социальной политике уделяется проблеме повышения эффективности социального партнерства. В условиях развития экономической самостоятельности субъектов хозяйствования главным механизмом регулирования социально-трудовых отношений во внебюджетном секторе экономики становятся соглашения и коллективные договоры, в которых отражены обязательства работодателей по регулярной оплате труда, ее индексации с учетом роста потребительских цен, и обязательства работников работать честно и производительно. Работодатели должны заботиться не только о личной выгоде, но и о создании условий для тех, кто своим трудом производит материальные ценности. Работа по развитию социального партнерства предусматривает создание механизмов повышения заинтересованности в результатах труда и одновременно ориентированных на сохранение здоровья и профессионального долголетия работников. Это очень важно, если учесть, что значительная часть средств, выделяемых на социальные нужды, расходуется на выплату компенсаций пострадавшим на производстве. По данным Госкомстата в России каждый год страдают от увечий и профессиональных заболеваний около 300 тыс. чел., из них 20 тыс. случаев со смертельным исходом или последующим наступлением инвалидности. В результате, сейчас более 800 тыс. пострадавших на производстве получают пособия в качестве возмещения за причиненный их здоровью ущерб. Собственники и руководители предприятий должны постоянно думать об увеличении затрат на создание и внедрение новой безопасной техники рационализации труда на производстве, что гораздо целесообразнее с экономической точки зрения (не говоря уже о моральном аспекте), пожизненных выплат в случае тяжелой инвалидности и потери трудоспособности.

Выполнение Закона РФ "О социальной защите инвалидов" предполагает включение в социальные программы Федерального и регионального уровней специальных мер для обеспечения трудовой деятельности инвалидов, травмированных работников и других групп населения, частично потерявших трудоспособность. С этой целью осуществляется поддержка предприятий и кооперативов социальной направленности, созданы Центры профессиональной реабилитации инвалидов. Усилена ответственность руководителей предприятий, учреждений и организаций за невыполнение квоты их приема на работу.

Ключевой проблемой социальной политики в России остается государственная поддержка малообеспеченных слоев и групп населения.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам заложены в федеральных законах "О государственной социальной помощи", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Затраты, связанные с социальным обеспечением, покрываются за счет средств из бюджетов различного уровня, государственных и общественных фондов, страховых компаний. Однако средств на финансирование всех предусмотренных действующим законодательством социальных обязательств недостаточно. Большинство законов в сфере социальной защиты населения не обеспечены реальным финансированием. Поэтому необходимо адресное предоставление социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится ниже прожиточного минимума. Принцип адресности позволит ограничить круг получателей социальной помощи и увеличить соответствующие бюджетные ресурсы за счет сокращения безадресных субсидий, социально неоправданных льгот и выплат.

Понятно, что простым увеличением ассигнований без смены механизмов и приоритетов расходования средств, накопившиеся социальные проблемы решить невозможно. Ключ к их решению – в структурных реформах, которые должны обеспечить перераспределение ресурсов социальной сферы в пользу эффективных и социально ориентированных направлений расходования.

Методологические аспекты. Основные направления государственной социальной политики Российской Федерации. Место социальной сферы в общественном воспроизводстве. Социальный комплекс. Экономика социальной сферы

Социальная политика государства- система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития:

рост доходов и потребления населения,

повышение качества жизнедеятельности,

социальная защита граждан.

В условиях переходного периода, когда происходит становление нового политического устройства страны, социальная политика государства имеет несколько уровней своей разработки и реализации:

1) межгосударственный – уровень взаимодействия социально-экономических, политических и других служб, предусмотренных договорами и соглашениями сторон для решения вопросов миграции, пенсионного и социального обеспечения, для развития спортивных и культурных связей,

2) федеральный (РФ) уровень,

3) региональный (субъектов РФ) и внутрирегиональные уровни,

4) уровень действующих отраслей и организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим гражданским законодательством (АО, ассоциации, союзы, фонды, товарищества),

5) уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы общество ветеранов, общество потребителей),

6) уровень личностный и семейный.

Формы проведения социальной политики: коллективная (массовая) и индивидуальная (личностная).

При коллективных формах все субъекты социальной политики получают гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, зарплаты.

При индивидуальной форме – государственные меры касаются конкретных граждан. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам.

4 группы методов социальной политики:

1. экономические, 2. административно- распорядительские, 3. правовые (законодательские), 4. идеологические.

1. включают тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, зарплату, доходы, социальные выплаты всех видов,

2. меры разрешительного (запретительного характера)- установление квот и выдача лицензий, запреты на продажу спиртного вблизи школ,

3. связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, в области регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости,

4. методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества.

В РФ известны следующие социальные программы:

1) "продовольственные"

2) "жилище"

3) "совершенствование оказания скорой неотложной медицинской помощи"

4) "безопасное материнство"

5) "дети России"

6) "развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой"

7) "социальная поддержка инвалидов"

8) "развитие санитарно-эпидемиологической службы"

9) "взаимопрофилактика"

10) "антиспид"

11) развитие образования

12) сохранение и развитие культуры и искусства

13) развитие экономики малочисленных народов Севера

14) развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ – Кавказских минеральных вод

15) улучшение ритуального обслуживания населения.

Все эти программы дополняются подпрограммами.

К сожалению, в настоящее время в РФ социальная сфера находится в плачевном состоянии:

1) преимущественно пассивный характер социальной политики,

2) низкая степень координации действий органов и служб, занимающихся решением социальных задач и проблем,

3) неразработанность федеральных законодательных и нормативных актов, регулирующих социальную политику,

4) недостаточное количество квалифицированных работников социальной сферы,

5) отсутствие государственной концепции и долгосрочной стратегии реализации социальной политики,

6) излишняя степень регионализации социальной сферы, отсутствие согласованности усилий федеральных и местных властей,

7) отказ государства поощрять и регулировать спонсорскую и благотворительную деятельность в области социального развития, поддержки,

8) слабая степень привлечения свободных денежных средств населения, направленных на социальные нужды.

Уровень жизни населения (УЖН)

Основные понятия и показатели

УЖН наряду с доходами и потреблением включает усилия труда и быта, объем и структуру рабочего времени и свободного, параметры культурного и образовательного развития, показатели здоровья населения, показатели социально-демографической и экологической ситуации в РФ и ее регионах.

В классической экономической теории и практике под УЖН понимают количество материальных благ и услуг на душу населения. В состав этого понятия входят материальные, культурные, духовные, социальные потребности граждан. Однако необходимые человеку потребности должны удовлетворятся в разумных пределах, исходя из возможностей производства и требований рационального, научнообоснованного потребления.

Для международного сопоставления УЖН используется индекс человеческого развития. Для его расчета используются 3 интегральных индикатора: 1. преобразование национального дохода в расчете на душу населения, 2. продолжительность жизни населения, 3. образовательный уровень.

В 1993 г. среди 173 стран мира РФ занимала 73 место, в 1997 г. – 71 место.

Для отдельных стран мира УЖН измеряется десятью показателями.

В состав показателей РФ входят 5:

1) потребление важнейших видов материальных благ и услуг,

2) обеспечение жилищными, коммунальными, бытовыми и транспортными услугами,

3) развитие просвещения, здравоохранения, культурного обслуживания, социальное страхование и социальное обеспечение,

4) продолжительность рабочего и свободного времени,

5) доходы населения.

Кроме того, показатели могут быть общими и частными, экономическими, социально-демографическими, стоимостными, натуральными, количественными и качественными, распределение населения по уровню благосостояния.

Доходы и потребление населения

Распределение доходов осуществляется через систему государственного бюджетного устройства путем дифференциации налогообложения различных групп получателей доходов и социальных групп населения.

При расчетах показателя "реально располагаемые доходы населения" в состав денежных доходов населения стран с экономикой социально-ориентированной включаются:

1. оплата труда работников, занятых в отраслях производственной и непроизводственной сфер,

2. социальные трансферты,

3. доходы от предпринимательской деятельности и т.д.

Анализ структуры денежных доходов населения показывает, что в экономике РФ доля оплаты труда в составе денежных доходов населения упала.