Социальные конфликты в современной России

Россия одна из тех стран, в которых, в настоящие время, социальные конфликты наиболее ярко проявляются. Почти все социальные конфликты в России имеют причинную связь с особенностями национальной культуры, а так же социально- политической историей нашей страны.

Статьи по теме
Искать по теме

Современные формы развития конфликтных ситуаций в Российской Федерации

Социальные конфликты в современной России

Внутреннее содержание конфликтов так же различно, социологи разделяют их на: рациональные и эмоциональные. Рациональные конфликты, в отличии от эмоциональных охватывают те сферы взаимоотношений людей, в которых нет чувственной и эмоциональной подоплеки.

Существует несколько типов социальных конфликтов.

Политические конфликты – связанны с борьбой за политическую власть, влияние и авторитет.

Социально-экономические конфликты – это конфликты, связанные с распределением экономических и материальных ресурсов, а так же средств жизнеобеспечения. Борьба за доступ к духовным благам и высокому социальному положению.

Национально-этнические конфликты – возникают при обострении негативных отношений между различными этническими и национальными группами, которые преследуют каждая свои интересы и активно пытаются воплотить их в жизнь.

Наблюдая историю развития нашей страны, мы можем с уверенностью сказать, что наиболее важные конфликты между отдельными личностями и социальными группами концентрируются в сфере политики. Политические конфликты "всплывают на поверхность " в 1991 году. Развал СССР, резкая, не подготовленная и болезненная смена строя жизни, экономики и идеологии повергает уже бывшее советское общество в шок. Постсоветская Россия, потеряв свою устойчивую опору, в виде политики правителей СССР и коммунистического строя, была брошена в мир хаоса, социальных проблем и кризисов, межнациональных распрей, ярко выраженного классового неравенства и переходящей к капитализму не устойчивой экономикой.

Проблемы в аграрном секторе экономики, отсутствие идеологии связывавшей общество, провал в построение народного капитализма, резкое обеднение сразу нескольких социальных групп, не оправданный рост цен, задержки в выплате зарплаты, пенсий и пособий, девальвация рубля, инфляция, рост преступности и безработицы, спад производства, коррупция, плачевное состояния окружающей среды, слабость государственной власти, кризис морали, культуры, угроза экстремизма, не стабильное, кризисное положение в Чечне, и прилегающих к ней регионах – все это порождало неприязнь к власти и вытекало в новые конфликты. Такова характеристика 90-х и начала 2000-х годов.31 декабря 1999 года россияне получают неожиданный "новогодний подарок " от президента Бориса Николаевича Ельцина. Поздравляя своих соотечественников с началом нового года и тысячелетия, Ельцин неожиданно для многих низлагает с себя обязанности президента РФ и передает власть, до следующих выборов, Владимиру Владимировичу Путину. Теперь на его плечи ложится ответственность за судьбу Росси. Именно от него ожидали имений курса политики, что собственно и произошло. На данный момент политика Путина, как и он сам имеет противоречивую оценку, на мой взгляд, даже по прошествии времени, это не изменится. Кто-то считает что он "поднял Россию с колен", вернув людям стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Другие относятся к нему отрицательно, считая, что его политика деструктивна и является продолжением деятельности Ельцина. Как бы то ни было, после начала его правления мы наблюдаем положительные изменения во многих сферах жизни общества, снижается безработица и преступность, Россия работает на укрепление и развитие капитализма. Фигура Путина двояка, его правление можно смело делить на два периода. Первый период с 2000 по 2008 год. А второй соответственно с его возвращения на пост президента.

В настоящее время переплелись социально-политические проблемы в национально-этнических конфликтах. Несомненно, что динамика этноконфликтов во многом предопределялась тем, насколько сильны притязания на власть новых элит, выросших в рамках старых структур и отторгнутых как от участия во власти, так и от культурного самоопределении соответствующих национальных общностей. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решений представителей новой элиты, благодаря чему они вынуждены были облекать свои притязания на власть в форму национально-этнических или националистических интересов.

Трудовые конфликты часто являются реакцией на перекосы в экономической и социальной политике правительства, на его неумение осознать последствия принимаемых решений. Основное содержание конфликтов в социально-экономической сфере связано с перераспределением собственности и становлением рыночных отношений, которые неизбежно приводят к поляризации социальных групп.

Большое число конфликтов в экономической сфере связано еще и с тем, что в стране до сих пор отсутствует четкая законодательная база разрешения трудовых споров. Были сделаны попытки принять закон о разрешении трудовых конфликтов, определить механизм этого разрешения. В основу его положен принцип примирительных процедур через соответствующие комиссии и трудовые арбитражи. Предусматривался срок рассмотрения споров, обязательность исполнения принятых решений. Но этот закон так и не был принят. Примирительные комиссии, их арбитражи не выполняют свои функции, а административные органы в ряде случаев не выполняют достигнутые соглашения. Это не способствует разрешению трудовых конфликтов и ставит задачу создать более продуманную законодательную систему для их урегулирования.

Политические конфликты – вполне нормальное явление в жизни любого общества. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе из кризиса и обновлении общества. Это находит отражение в их программах. Но они не могут их реализовать до тех пор, пока находятся вне сферы власти. Потребности, интересы, цели, притязания больших групп и движений могут быть реализованы прежде всего через использование рычагов власти. Поэтому власть, политические институты России стали ареной острой политической борьбы.

Противоречия между законодательной и исполнительной властями переходят в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. При этом борьба носит нередко "верхушечный", элитарный характер. Конфликты в верхних эшелонах исполнительной и законодательной властей разрешаются силовыми приемами, нажимом, давлением, угрозами, обвинениями. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать сложившиеся обстоятельства и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы они перерастали в насильственные действия той или другой стороны.

Заметное влияние на социальные конфликты в современной России оказывают противоречия в межнациональных и межэтнических отношениях. Миграция – феномен многомерный. Он имеет социальную, экономическую, политическую, культурную, демографическую, социально-психологическую, гуманитарную, криминологическую и даже геополитическую составляющие. Соответственно, и анализировать этот феномен можно под разными углами зрения, используя разные категории.

Проблема межэтнических противоречий, несмотря на очевидный прогресс в стабилизации ситуации, остается актуальной в Северо-Кавказском регионе. Опасной тенденцией является своеобразный "экспорт" этих противоречий и конфликтов в другие регионы РФ, а также "точечные" террористические акты, которые, помимо прямых потерь, приводят к дестабилизации общественно-политических, в том числе, межэтнических отношений.

В современном мире проживает несколько тысяч этносов, а государств около 200, это означает, что практически все из них являются полиэтничными. Когда какой-то этнос стремиться создать своё государство это неизбежно будет приводить к конфликтам и территориальным спорам. Этнотерриториальные конфликты предполагают перестройку существующего пространства. Для обоснования перестройки обычно используются исторические факты или иначе сказать историческое право на владение территорией. Дело в том, что за многие века этнических процессов, территория не раз меняла своих хозяев и этнические граница, так что дата от которой проводится отсчет выбираться тщательно, с учетом своих интересов. Углубление в историю с обеих сторон не приводит к разрешению конфликта, а только усиливает его. Претензии на историческое право владения территорией достаточно часто используются политическими лидерами и являются главным признаком назревающего конфликта.

Итак, исходя из хозяйственной специализации регионов, специфичности сформированных в них хозяйственных комплексов можно говорить о существенных различиях не только в отраслевой, но и в региональной адаптации. Предприятия сырьевых отраслей и отраслей, ориентированных на экспорт, увеличили численность занятых, тогда как в легкой промышленности резко сократились численность работников предприятий и производительность труда. Значительное сокращение занятости произошло в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, приборостроение.

Таким образом, отсутствие целенаправленной структурной политики, как на макро, так и на мезоэкономическом уровне, отказ правительства от сознательного выстраивания и реализации приоритетов структурной политики, приводит к консервации неэффективной структуры занятости, нарастанию негативных тенденций на рынках труда, дальнейшему рассогласованию, дисбалансу на рынках труда и образования.

Меры борьбы с социальными конфликтами в РФ

Из политических и экономических проблем вытекают социальные. Россия сейчас это яркий пример общества потребления, ничего не производим, лишь закупаем и потребляем, такое отношение привело к искажению морали, и плачевному состоянию культуры. Вся жизнь такого общества имеет три функции "купи, продай, обменяй". И уже не важно, что продавать, можно и себя, философия гедонизма плотно засела в голове современного человека. Те же в ком осталась прежняя, неизменная мораль, встают на борьбу с обществом потребления, бросая ему вызов, и вот еще один раскол внутри граждан одной страны. Не смотря на доступность образования, знания поколений 90х оставляет желать лучшего. После развала союза и социалистического строя молодые люди встретились с новой проблемой, сейчас практически не возможно найти подходящую должность, не имея опыта работы в данной сфере, но откуда же тогда взять этот опыт? Раньше работу предоставляло государство, были квотированные места на фабриках и заводах, современное государство о своих гражданах подобным образом не заботится, тем самым вызывая ненависть к собственной стране, и желание переехать за границу.

Некоторые считают, что социальные конфликты в современной России можно оценить как конструктивные. Волнения, которые сейчас происходят в жизни российского общества, показывают нам то, что в России выросло новое поколение, которое больше не хочет, и не будет терпеть беззаконие и насилие над собой и другими. Гражданин новой России борется за свои права, требуя соблюдение конституции и уважения к себе. Есть надежда, что выражаемое гражданами недовольство подтолкнет правительство к изменению нынешней политики, которая буквально тянет Россию на дно, толкая ее в мир классовых и межнациональных войн, принуждая людей не жить, а выживать по принципу: "человек человеку – волк". То, что русские научились бороться за свое право на достойное существование это безусловный плюс для России.

Теперь обратимся непосредственно к тому, как государство борется с всевозможными социальными конфликтами в РФ. Прежде всего, необходимо сказать об межэтнических конфликта. Успешное урегулирование этнических конфликтов предполагает нахождение нового и компромиссного для всех участников конфликта баланса властных полномочий. При этом наиболее сложным для разрешения является этнотерриториальный конфликт, к какому бы типу он не относился. Трудность его урегулирования объясняется сакральным восприятием территории этногенеза и стремительным переводом целерациональной формы обсуждения претензий в эмоционально-ценностный план. Этнотерриториальные конфликты, как и все этнические конфликты вообще, разворачиваются прежде всего в сфере ценностного сознания. Однако в настоящее время они усугубляются различными проявлениями терроризма. В настоящее время в различных органах государственной власти необходимо внедрение культурной и правовой этики направленной на уважение религиозных чувств и национальных особенностей как сотрудников государственной службы, так и в среде населения регионов России.

В настоящее время борьба с социальными конфликтами в России строиться следующих базовых методах:

1. Сотрудничество считается наиболее эффективным и предпочтительным способом разрешения конфликта, предполагающий процесс совместного и взаимовыгодного поиска путей выхода из проблемы.

2. Компромисс – предполагает тактику взаимных уступок конфликтующих сторон, является наиболее распространенной тактикой урегулирования конфликтов в организациях, в условиях невозможности полного устранения возникающих между субъектами конфликтного взаимодействия противоречий.

3. Принуждение – у различных авторов – настойчивость, соперничество, противоборство, силовое давление. Суть его заключается в стремлении одной из противодействующих сторон навязать другой только свое видение решение проблемы, отвечающее лишь его собственным интересам.

4. Уклонение, характеризуется стремлением одной из сторон уйти от конфликтного взаимодействия, что может быть обусловлено следующими причинами: в силу недостаточной ценности для субъекта предмета противоречий и отказа от борьбы за него; стремление уменьшить число потерь, количество которых может значительно возрасти при вступлении в конфликт.

5. Приспособление – в наиболее общем виде, его можно представить как "капитуляцию" одной из конфликтующей сторон от противоборства, вследствие, или ее "проигрыша", или же отказа от собственных притязаний и интересов, в условиях, когда большей ценностью для субъекта является не само обладание объектом, из-за чего произошел сам конфликт, а сохранение "дружеских" отношений с конфликтующей стороной.

В заключении отметим, что современное российское государство активно использует институт посредничества и институт социального партнерства.

Социальное партнерство – это социальный институт, обеспечивающий, с одной стороны, государственную защиту всех видов собственности, с другой – социальную защиту работника. Социальное партнерство – механизм коллективно-договорных отношений, когда социальные вопросы согласовываются на уровне предприятия при участии представителей работодателей, наемных работников и государства. Коллективно-договорное регулирование предусматривает эффективное взаимодействие руководителя и работника, механизм согласования интересов, разрешения возможных конфликтов и т.п.

Говоря о правовой обоснованности социального партнерства, следует отмстить, что необходимо совершенствование законодательства, в частности, принятие пакета нормативных правовых документов о налоговых льготах и стимулах для хозяйствующих субъектов – эффективных собственников, работающих на основе принципов корпоративной социальной ответственности.

Литература

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ в ред. от 31.12.2014 // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

Бюджетный кодекс РФ // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" //Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179.

ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Российская газета, N 202, 08.10.2003

Арутюнян Ю.В.. Этносоциология. -. М.: КНОРУС, 2009

Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс, 2010