Социальное обслуживание отдельных категорий граждан в России

Социальное обслуживание отдельных категорий граждан в Российской Федерации.

Статьи по теме
Искать по теме

Правовое регулирование социального обслуживания

Конституцией Российской Федерации определено, что "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Российская Федерация как социальное государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Точного значения термина "социальное обслуживания" нет, и это привело к тому, что ученые дают различные его определения.

Так, например, в Словаре социальной работы Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться.

Учебник Г.В. Сулейманова определяет социальное обслуживание населения как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Федеральном законе от 28 дек. 2013 г. № 442 "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" социальное обслуживание представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Именно этим термином мы должны пользоваться, так как создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания находятся в ведении государственной власти субъектов РФ.

Так же в законе закреплены принципы социального обслуживания, такие как:

- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

- адресность предоставления социальных услуг;

- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;

- сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

- добровольность;

- конфиденциальность.

Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны.

Деятельность по социальному обслуживанию граждан осуществляется в соответствии с принципом адресности предоставления социальных услуг, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц;

Принцип приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг социального обслуживания граждан выражается в следующем:

- в государственной гарантии прав граждан России на социальное обслуживание по основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и пр.;

- в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;

- в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;

- в возможности получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;

- в возможности получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды и др.), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Принцип сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде подразумевает приоритет надомных форм социального обслуживания.

Принцип добровольности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

- самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

- согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами.

Кроме того, решение вопроса о принудительном помещении определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Социальное обслуживание населения осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности – сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги или социальная услуга определяются, как получатели социальных услуг. Их права заключаются в следующем:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) социальное сопровождение.

Поставщиками социальных услуг в свою очередь признаются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Их права, как и права получателей социальных услуг, закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ и являются следующими:

1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;

2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона;

3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

Социальное обслуживание осуществляется специальными службами бесплатно и за плату. Однако социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т. е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. В этом суть ее названия – "социальная" услуга. Услуга, которая продается как товар (вспомним: товары – это материальные потребительские блага или потребительские услуги), не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является.

Что касается платных социальных услуг в государственной системе социального обслуживания, то они оказываются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Это является его компетенцией.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности, в том числе муниципальной, устанавливаются этими службами самостоятельно.

Социальные услуги предоставляются обычно в натуральной форме – путем предоставления конкретных видов социального обслуживания. В виде денежных средств может оказываться лишь единовременная материальная помощь.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законом. В законах по-разному перечислены основные виды социального обслуживания, указано также, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам. Они определяют основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Утверждаются стандарты Правительством РФ, их требования обязательны для всех социальных служб, действующих на всей территории России, независимо от форм собственности.

В законе от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в РФ", указано, что социальное обслуживание является материальной помощью, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости. К ней относятся также выдача специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, т.е. обеспечение, в частности, "малыми" (не моторными) средствами передвижения и моторными средствами передвижения, а также протезно-ортопедическими изделиями. Далее указывается, что основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливается органами исполнительной власти.

Основным актом, дающим законодательное толкование ряда вопросов, связанных с пониманием сущности социальных услуг, является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в котором дается определение понятия "набор социальных услуг" – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг установлен в Постановлении Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг"

Национальным стандартом социального обслуживания ГОСТ 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" установлены виды учреждений, предоставляющих социальные услуги граждан пожилого возраста и инвалидам.

Согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам". При получении социальных услуг граждане имеют установленное законодательством РФ право на: выбор учреждения и формы обслуживания; получение достоверной информации о своих правах, обязанностях; добровольное согласие на социальное обслуживание; защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

На региональном уровне порядок социального обслуживания осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2014 г. № 361-п "О Порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг". В нем указано, что соц. услуги предоставляются в форме соц. обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме поставщиками соц. услуг гражданам, признанным нуждающимися в соц. обслуживании.

Таким образом, социальное обслуживание регулируется большим количеством нормативных источников, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Категории граждан, имеющие право на социальное обслуживание

Социальным обслуживанием граждан является деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, осуществляемая поставщиками социальных услуг. Получить социальную услугу может любой гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании.

В Федеральном законе №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" от 28.12.2013 г. указывается, что социальной услугой может являться постоянная, периодическая или разовая помощь, в том числе и срочная, гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальные услуги могут предоставляться как бесплатно, так и за плату (полную или частичную). Устанавливаются следующие виды социальных услуг:

- бытовые – для поддержания жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

- медицинские – их цель – сохранение здоровья получателей услуг (организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за состоянием здоровья);

- психологические – т.е. оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде (оказание психологической помощи – телефон доверия);

- педагогические – связанные с профилактикой отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

- трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других трудовых вопросов;

- правовые – т.е. помощь в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей услуг;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов;

- срочные социальные услуги (бесплатное горячее питание, обувь, одежда и т.д.).

Социальные услуги предоставляются получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. Все получатели услуг вносятся в соответствующий регистр, а поставщики – в соответствующий реестр.

Правом на получение социального обслуживания обладают граждане:

- полностью/частично утратившие способность к самообслуживанию и самостоятельному обеспечению жизненных потребностей, например соблюдение личной гигиены, принятие пищи, уборка помещения и т.д.

- имеющие в семье инвалида, оказание материальной, технической, финансовой помощи;

- имеющие детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, раскрытие интеллектуальных, познавательных, мотивационных компонентов;

- при отсутствии возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

- при наличии внутрисемейного конфликта (по различным основаниям);

- при отсутствии определенного места жительства, работы и средств к существованию;

- иные обстоятельства, в соответствии с региональными законами

Классификация видов социального обслуживания по нескольким критериям:

1. Социальное обслуживание семей и социальное обслуживание отдельных граждан:

- социальное обслуживание малообеспеченных семей;

- семей инвалидов;

- семей с детьми инвалидами;

- семей, в состав которых входят ВИЧ инфицированные лица;

- семей, в состав которых входят лица с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;

- семей с беспризорными, безнадзорными детьми и др.

2. Социальное обслуживание граждан подразделяется на:

- социальное обслуживание инвалидов;

- граждан пожилого возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- детей-сирот;

- детей, оставшихся без попечения родителей;

- безнадзорных и беспризорных детей;

- несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- детей, подвергшихся жестокому обращению в семье;

- малообеспеченных;

- граждан без определенного места жительства и занятий;

- мигрантов;

- женщин, подвергшихся психическому или физическому насилию;

- граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации (пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.).

Формы социального обслуживания

Социальное обслуживание предоставляется клиентам социальной службы:

- на дому;

- полустационарные учреждения;

- стационарные учреждения;

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Перечень гарантированных государством надомных социальных услуг:

1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2. помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации;

4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6. содействие в организации ритуальных услуг;

7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании отдельных категорий граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме этого населению могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты:

1. наблюдение за состоянием здоровья;

2. оказание экстренной доврачебной помощи;

3. выполнение медицинских процедур;

4. оказание санитарно-гигиенических услуг;

5. кормление ослабленных больных;

6. проведение санитарно-просветительной работы.

Порядок социального обслуживания на дому определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание для отдельных категорий граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется в полустационарных учреждениях социального обслуживания или отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в центрах социального обслуживания населения, которые предназначены для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации к условиям жизни в обществе клиентов социальной службы, утративших социально полезные связи.

Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан.

В указанных учреждениях оказываются следующие виды услуг:

1. организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, предоставление пастельных принадлежностей, обеспечение книгами, журналами, газетами);

2. социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в проведении реабилитационных программ для инвалидов, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, содействие в протезировании и т.д.);

3. содействие в получение образования и профессиональной подготовки;

4. содействие в трудоустройстве;

5. содействие в организации правовых услуг;

6. содействие в организации ритуальных услуг;

Для лиц без определенного места жительства и занятий создаются специальные полустационарные учреждения – дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. В указанных учреждениях предоставляются услуги по ночлегу, первая доврачебная помощь, предметы личной гигиены и санитарная обработка, одноразовое бесплатное питание, консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность, определения в стационарные учреждения социального обслуживания.

В указанных учреждениях предоставляются:

- ночлег;

- талоны на одноразовое (один раз в сутки) бесплатное питание;

- первая доврачебная помощь;

- содействие в обеспечении протезирования;

- оформление в дом-интернат;

- оказание содействия в оформлении и перерасчете пенсии;

- содействие в трудоустройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность;

- содействие в получении страхового медицинского полиса;

- оказание разносторонней помощи (консультации по юридическим вопросам, бытовые услуги и т.д.).

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками.

В стационарные учреждения принимаются граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды) частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья постоянном уходе и наблюдении.

В зависимости от категории обслуживаемых стационарные учреждения можно классифицировать следующим образом:

1. стационарные учреждения общего типа;

2. психоневрологические стационарные учреждения;

3. специальные стационарные учреждения.

В зависимости от возраста обслуживаемых:

1. стационарные учреждения для детей-инвалидов;

2. стационарные учреждения для инвалидов;

3. стационарные учреждения для граждан пожилого возраста;

4. стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов;

В зависимости от сроков получения стационарных социальных услуг:

1. стационарные учреждения, создаваемые для постоянного круглосуточного получения стационарных услуг: это дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей и физическими недостатками;

2. стационарные учреждения, создаваемые для круглосуточного получения стационарных услуг на определенный срок: социальные приюты для несовершеннолетних.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

- обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

- уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, представляемых в стационарном учреждении социального обслуживания;

- социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

- добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

- медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

- свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителей, а также родственниками и другими лицами;

- бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

- предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

- участие в общественных комиссиях по защите прав отдельных категорий граждан, создаваемых, в том числе в учреждениях социального обслуживания;

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний.

Региональные и индивидуальные программы граждан пожилого возраста и инвалидов

В Российской Федерации разделяется большое количество программ для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Федеральная программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Одной из федеральной программы является "Старшее поколение"

Основанием для разработки целевой программы "Старшее поколение", наряду со сложным материальным положением и особенностью физического состояния граждан пожилого возраста, стала современная демографическая ситуация в России, которая характеризуется устойчивой тенденцией -динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. В России, как и в других странах, пожилые люди (по нормам законодательства – женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляют особую социально-демографическую группу населения.

Физическое здоровье самым непосредственным образом связано со способностью пожилых людей участвовать в жизни общества. В последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности, в том числе от неестественных причин. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых. Остальные страдают различными хроническими заболеваниями. Отличительная особенность гериатрических больных – сочетание патологических изменений различных органов и систем. Более 70 процентов указанных больных имеют 4-5 и более заболеваний. Наряду с физическими расстройствами тревогу вызывает и состояние психического здоровья пожилых людей.

Определяющим для уровня жизни пенсионера является характеристика его возможностей удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг. Важнейшим параметром этого уровня является уровень пенсий, соотнесенный с уровнем цен на потребительские товары и услуги, отвечающие представлениям о социально признанных стандартах потребления.

В целях последовательного выполнения программы в Российской Федерации осуществлены:

- разработка, утверждение и последующая реализация государственной политики по проблемам старения в рамках национальных стратегий;

- развитие национального и регионального законодательства, направленного на решение проблем старения;

- повышения уровня и качества жизни пожилых людей – финансовых, организационных, информационных, кадровых;

- широкое участия в решении проблем старения регионов страны, а также более широкое активное привлечение неправительственных организаций и волонтеров.

Заметным результатом является то, что повышается уровень и качество жизни пожилых людей. Показателям этих позитивных изменений являются рост ожидаемой продолжительности жизни, а также снижение в абсолютном и относительном выражении смертности лиц старших возрастов.

В результате этих мероприятий проблема бедности пенсионеров в Российской Федерации была решена.

Некоторые программы осуществляют свою деятельность на региональном уровне.

Региональная программа – это комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, требующих согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых полностью или частично из областного бюджета.

Региональная целевая программа "Доступная среда"

В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни. Достигнутые позитивные результаты явились следствием реализации решений по материальному обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, улучшению условий медико-социальной экспертизы и реабилитации, совершенствованию медицинского и социального обслуживании, однако, не учитывались вопросы обеспечения доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Основными целями Программы стали: формирование к 2015 году условий, для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Для этого потребуется решение следующих задач:

- разработка и внедрение нормативно-правовых документов, созданных с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;

- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;

- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования; увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;

- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Рис. 3

Объем финансирования Программы за 2011-2015 (млн. руб.)

Социальное обслуживание отдельных категорий граждан в Российской Федерации

Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего.

Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной без барьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009, 2010 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5 процента общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений.

В рамках Программы планируется к 2016 году увеличить количество региональных и муниципальных образовательных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, до 10 тыс. единиц.

Одним из важных направлений Программы является совершенствование деятельности организаций, которые непосредственно участвуют в установлении инвалидности и обеспечивают предоставление реабилитационных услуг, поскольку именно эффективность медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов является важным фактором, позволяющим инвалидам активно интегрироваться с обществом и расширяющим доступность для них объектов и услуг.

В системе реабилитации в настоящее время осуществляют деятельность следующие федеральные организации:

- федеральные государственные унитарные предприятия (специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, протезно-ортопедические предприятия);

- специализированные учреждения здравоохранения по профилю травматологии, ортопедии и эндо протезирования;

- учреждения среднего профессионального образования для инвалидов (колледжи-интернаты, техникумы-интернаты, училище-интернат, межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха);

- санаторно-курортные учреждения, в том числе детские;

- государственные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Большую работу среди инвалидов осуществляет такая значимая общественная организация, как Всероссийское общество слепых, также участвующая в реализации долгосрочных целевых программ в области защиты прав слепых и слабовидящих граждан.

Общественным организациям инвалидов в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года, предусмотрено выделение бюджетных средств на следующие мероприятия:

- на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест предусмотрено 628,45 млн. рублей из федерального бюджета и 269,34 млн. рублей внебюджетных средств;

- субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов 4750 млн. рублей на обеспечение уставной деятельности.

В результате реализации Программы ВОС в 2011 году для инвалидов вновь создано 159 рабочих мест на 22 предприятиях в 15 регионах Российской Федерации с заработной платой не ниже регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. На каждом предприятии создано от 1 до 20 рабочих мест. Заработная плата составляет от 6500 до 15000 рублей. Средняя заработная плата по всем созданным рабочим местам на всех предприятиях составила 8737 рублей при плановом размере 7597 рублей. Средняя стоимость создания одного рабочего места с учетом финансирования составила около 630 тыс. рублей.

Выполнение Программы ВОС в рамках государственной программы РФ "Доступная среда" в 2011 году стало заметным событием в улучшении социальной составляющей в жизни инвалидов по зрению и позволило не только трудоустроить многих из желающих работать инвалидов, но и послужило моральным стимулом для остальных незрячих и расширило спектр возможностей для реализации ими своих способностей.

Индивидуальная программа – это разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий.

Литература

Нормативно правовые материалы:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст// СЗ -1994-№ 4 ( 26 янв.) – Ст.7

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): офиц. текст.// СЗ.-1994.№51-ФЗ (5 мая).

3. Об основах социального обслуживания граждан, проживающих в РФ: Федеральный закон от 28 дек. 2013 г. №442-ФЗ // СЗ. – 2015. – № 27. – 3967.

4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 дек. 2001 г. №166 –ФЗ // СЗ. -2004.-№53.-Ст.3607.

5. О ветеранах: Федеральный закон от 12 янв. 1995г. № 5 – ФЗ// СЗ. -1995. -№3. –Ст.168.

6. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178 – ФЗ// СЗ. -1999. -№29. –Ст.3699.

7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 нояб. 1995 г. №181-ФЗ // СЗ. -1995. -№48. –Ст. 4563.

8. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82 – ФЗ // СЗ. -2005. -№1. –Ст.24.

9. Постановление Правительства РФ "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" от 7 авг. 1995 г. № 790.

10. Постановление Правительства РФ "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг" от 24 нояб. 2014 г. № 1236.

11. Постановление Правительства Омской области "О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг" от 24 дек. 2014 г. №361-п.

12. Об утверждении Примерного положения о территориальном центре социальной помощи семье и детям: приказ Минсоцзащиты РФ от 14 апр. 1994// СЗ. –1999. – №26. –Ст. 3177.

13. ГОСТ Р ИСО 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"

14. ГОСТ Р ИСО 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"

Основные источники:

15. Баркер Р.И. Словарь социальной работы: учебник/ Р.И. Баркер. –М.: Издательство Логос, 1994. – 645с.

16. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения в России. – М.: Издательство БЕК, 2012. – С. 356.

17. Козлова М.В. О системе учреждений и предприятий социального обслуживания в РФ: журнал Вестник Росздравнадзора / Козлова М.В. // 2010. – №4. – С.20-25.

18. Никонов, Д. А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов / под ред. А.В. Стремоухова. – М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С. 184.

19. Радуто В.И. Правовое регулирование в области осуществления государственной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. – 2011. – № 3. – С. 44.

20. Панов С.Л. Принципы социального обслуживания /Социальное и пенсионное право/ С.Л. Панов. – М.: Издательство Юркомпани, 2010. – № 3. – С. 23.

21. Соколов А.Н. О перспективах развития института приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов в России / Гражданское право. – 2012. – № 6. – С. 32.

22. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник/ Г.В. Сулейманова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.-254с.

Интернет ресурсы:

23. www.rosmintrud.ru – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.