Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей

Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей.

Статьи по теме
Искать по теме

Семья – самый главный институт социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка. Согласно семейному законодательству РФ, воспитание детей в семье и забота о них – это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интереса ребенка.

Нежелание или невозможность выполнения неблагополучной семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших детей в "группу риска" постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

В этой связи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния неблагополучной семьи на воспитание ребенка. Поэтому проблема оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в последние годы приобретает все большую и большую актуальность в педагогике, социологии, социальной педагогики и психологии.

Семья как социальный институт

Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, этнография, и ряда других. Каждая из них изучает разные стороны процесса жизни и развития семьи. Множественность подходов к изучению институтов семьи порождает различное ее толкование, выделяя в качестве семье образующих отношений различные семейные характеристики.

Среди определений семьи, учитывающих репродуктивное поведение населения, связь семьи с потребностями общества, а также критерии эмоционально-психологической целостности привлекает определение А.Г. Харчева. Он рассматривал семью "как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения" [33, с.75].

С.И. Голод характеризует семью, "... как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства" [10, с.91].

Согласно А.И. Антонову: "Семья – основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных положений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи" [1, с.66].

Ю.Г. Волков характеризует семью, как "... социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях" [9, с.35].

Юридическое определение семьи можно обнаружить и в работах Л.В. Мардахаева: "Семья – это объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью" [23, с.42].

С социально-психологической точки зрения, наиболее удачное определение, понятие семьи дает С.Л. Рубинштейн: "Семья – духовно нравственный союз, состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве" [16, с.9].

В современной социологической науке семья изучается в двух аспектах. Во-первых, как малая социальная группа. Во-вторых, как социальный институт. Семья, как малая социальная группа, имеет следующие отличительные признаки. Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями. Во-вторых, в семье, в отличие от других малых групп, преобладают доверительные неформальные отношения между супругами и детьми.

Семья, как социальный институт – это общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного хозяйства; как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации.

Семья как социальный институт имеет:

- группы и организации – все родственники, группы, объединенные родственными связями;

- ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, в любви, в возможности чувствовать относительную стабильность и защищенность;

- роли – жена, муж, мать, отец, сын, ребенок, бабушка, дедушка и т.д.;

- нормы – супружеская верность, обязанность воспитания детей, материальное обеспечение семьи, взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т.д.

Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов [19].

Рассмотрение семьи, как социального института предполагает рассмотрение и таких компонентов, как структура и функции семьи.

Понятие "структура" определяется, как совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. Понятие "структура семьи", не имеет однозначного определения. А.Г. Харчев определяет структуру как способ связи элементов, как совокупность отношений между ними. Порядок и уклад жизни семьи, ее обычаи и традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом [33]. З.А. Янкова под структурой семьи понимает, прежде всего, систему связей между членами семьи или характер деятельности и взаимоотношений между ними [38].

B.C. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам: по количеству детей: бездетная, однодетная, малодетная и многодетная; по составу: неполная, отдельная, нуклеарная, сложная, большая, материнская, повторного брака; по типу главенства в семье; по семейному быту, укладу: семья – детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба и др.; по однородности социального состава: гомогенные и гетерогенные; по семейному стажу; по качеству отношений и атмосфере в семье; по географическому признаку; по особым условиям семейной жизни: студенческая, "дистантная", "внебрачная" семья и др. [32].

И.В. Гребенников, B.C. Ковалев, Т.А. Куликова и др. выделили признаки, по которым каждая семья может быть отнесена к какому-либо типу.

Первый тип семьи – патриархальная (традиционная) семья. В данной семье живут два-три, иногда и четыре поколения. В семье обычно много детей. Слово старших – закон, строго соблюдаются национальные традиции, обычаи. Данный тип семьи преобладает в селах, и в основном это национальные семьи.

Второй тип семьи – нуклеарные семьи, состоящие из двух поколений (родители и дети). Эти семьи более современные, здесь открыто проявляется

забота, внимание и уважение друг к другу, взаимопомощь. Однако, с распространением таких семей стали ослабевать связи молодых людей со своими родителями.

Третий тип – это неполная семья. В данной семье ребенка воспитывает один родитель – либо мать, либо отец [21].

По критериям престижа и главенства в семье исследователи выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены, матери, и эгалитарная, когда муж и жена обладают одинаковым объемом прав. В настоящее время эгалитарные семьи и семьи переходного типа преобладают, особенно в больших городах. Идет интенсивная демократизация семейных отношений.

Семья как любой социальный институт обладает комплексом присущих только ей особых социальных функций. Понятие "функция" определяется, как обязанность, круг деятельности; роль, назначение; это способ проявления активности, жизнедеятельности института и его членов. В социологии функция есть "роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих его классов, социальных групп и индивидов".

Под социальными функциями семьи понимаются результаты жизнедеятельности миллионов семей, имеющие общезначимые последствия и характеризующие роль семьи среди других социальных институтов. Социальные функции семьи отражают комплекс ее взаимодействий с обществом в целом и другими социальными институтами, с одной стороны, и личностью с другой. Исследователи семьи А.Г. Харчев, А.И. Антонов, В.М. Медков разделяют функции семьи на специфические и неспецифические [1].

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относятся рождение (репродуктивная функция) и воспитание детей (функция социализации).

Названные функции остаются неизменными, пока существует институт семьи. Может измениться характер взаимоотношений семьи и личности, семьи и общества, семьи и различных социальных индивидов, но, пока в обществе существует необходимость в воспроизводстве самого человека, специфические функции не утратят своего значения.

Неспецифические функции – это те, к выполнению которых, семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических условиях. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению каждого члена семьи и т.д. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом [34].

На современном этапе выделяют следующие функции семьи:

Репродуктивная функция (воспроизводство семьи) связана с биологическим воспроизводством населения в общественном плане, и удовлетворения потребности в детях – в личном. Семья является основным институтом, ответственным за воспроизводство новых членов общества.

Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Таким образом, потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

Хозяйственно-бытовая функция семьи охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить поддержание физического здоровья членов общества и уход за детьми. Ребенок в семье получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь на дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.

Экономическая функция – материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Материальное обеспечение зависит от доходов семьи, характера потребностей, ценностных ориентации, сочетания общественных и личностных интересов семьи.

На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентации, жизненных целей и идеалов общества, с другой – субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.

Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание.

Социально-статусная функция. Она определяет важную роль семьи в воспроизводстве социальной структуры общества. Ее содержание реализуется в предоставлении членам семьи определенного статуса и в удовлетворении их потребностей в социальном продвижении к более благоприятным и престижным статусам и ролям.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Сексуальная (гедонистическая) функция социального контроля; здорового секса. Физическое удовлетворение – такая же естественная потребность для человека, как еда, пища и т.д., отсутствие которого может привести к тяжелым переживаниям и психосоматическим расстройствам. Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

В настоящее время в России усилились тенденции к ухудшению выполнения семьей своих функций, поэтому многие ученые говорят о кризисе или даже деградации семьи как социального института. Другие полагают, что семья скорее находится в процессе трансформации, чем в упадке. Следует помнить, что семья как социальный институт прошла длительный путь развития и адаптации к самым различным условиям существования, отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания ее гибели отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов, признаков полного уничтожения семьи не наблюдается.

Таким образом, семья представляет собой сложный социальный институт, характеризующийся непростой структурой, разнообразием типов и форм, прошедшим вместе с обществом много этапов в своем становлении и существовании.

Понятие и типы неблагополучной семьи


В 21 веке семья в Российской Федерации столкнулась с различными проблемами: жилищными, экономическими, социально-педагогическими, социально-психологическими, социально-правовыми. От того, как семья справляется с их разрешением, зависит ее социальное благополучие либо социальное неблагополучие.

В "Педагогике социальной работы" В.Г. Бочаровой содержится попытка дать понятие социального благополучия. В частности, автор говорит, что социальное благополучие складывается из национальной системы программ, ресурсов, служб, помогающих людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные, здравоохранительные и другие нужды [6]. Данное определение не является сущностным, в нем лишь указывается на то, от чего зависит социальное благополучие.

Думается, что социальное благополучие семьи можно рассматривать как процесс получения социальных благ и как его результат, выражающийся в определенном уровне и качестве жизни. При этом под социальным благом следует понимать все то, что позволяет поддерживать необходимый уровень и качество жизни через удовлетворение потребностей. Уровень жизни включает уровень реального дохода на каждого члена семьи, уровень и структуру потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, уровень и динамику цен на основные предметы потребления, плату за квартиру, коммунальные и транспортные услуги, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, жилищные условия, объем выплат и льгот из государственных фондов, уровень образования, медицинского обслуживания, среднюю продолжительность жизни и пр. [49].

К социально благополучным семьям в психолого-педагогической литературе, как правило, относят гармоничные и педагогически компетентные семьи. Р.В. Овчарова выделяет следующие типы гармоничных семей: 1) педагогически талантливая семья; 2) семья, требующая лишь редких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения [24]. Г.А. Карпова, обращаясь к благополучным семьям, характеризует их как материально обеспеченные, полносоставные, с благоприятным нравственным и эмоциональным климатом, высокой педагогической культурой родителей [17].

Рассмотрев характеристику благополучной семьи, более подробно остановимся на определении неблагополучной семьи.

В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.

М.А. Галагузова характеризует неблагополучную семью как семью с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно [29].

Т.И. Шульга под неблагополучной семьей понимает "семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова "благо"), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов" [37, с.12]. Д. Ермаков добавляет, что в таких семьях "явно или скрытно содержатся в качестве основной проблемной ситуации рассогласованность положительно или отрицательно формирующихся явлений" [12, с. 15].

П.Д. Павленок также считает, что неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети [26].

Г. Г. Зайдуллина считает, что понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами – школой, училищем, производством, досуговыми и другими учреждениями [40].

С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к классификации таких семей.

Известный социолог А.Г. Харчев, рассматривая проблему семейного неблагополучия с позиции социологии, использует следующие показатели: сплоченность семьи и ее общественные ориентации. Так, в качестве неблагополучной семьи выделяются два типа: сплоченная семья с ориентацией на потребительство; дезорганизованная семья, ориентированная на асоциальные цели [33].

А. И. Ушатиков выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу его классификации положена частота семейного конфликта и направленность личности супругов:

1) семьи неблагополучные с частым повторением конфликтов и одинаково низкой общественной направленностью супругов;

2) семьи неблагополучные с частым повторением конфликтов и разной общественной направленностью супругов;

3) семьи неблагополучные с эпизодическим повторением конфликтов и одинаково низкой направленностью супругов;

4) семьи неблагополучные с эпизодическим повторением конфликтов и разной общественной направленностью супругов [42].

Следующим признаком неблагополучия семьи может быть содержание переживаний ребенка. Так, Г.Г. Бочкарева на основании данного признака, приводит следующую типологию неблагополучных семей:

1) семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где отношения между детьми и родителями равнодушные или конфликтные, когда желания ребенка активно подавляются авторитарными воздействиями;

2) семья, где нет эмоционального контакта между родителями и детьми при сохранении внешнего рисунка правильных отношений, когда безразличие взрослых к потребностям ребенка вынуждает его искать эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку активно

прививают социально нежелательные качества, вынуждают к соучастию в

аморальном образе жизни [45].

Психолог Ю.В. Корчагина в качестве основания для классификации неблагополучных семей выделяет степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

1) Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2) Кризисные семьи – это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.). Асоциальные семьи – признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

Под влиянием такой семьи у детей обычно формируются взгляды, вкусы, убеждения, не совпадающие с социально признанными и одобряемыми.

3) Аморальные семьи – это семьи, полностью утратившая семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

4) Антисоциальные семьи – в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции [50].

При медико-психологическом подходе в основу классификации семейного неблагополучия положен характер отношений родителей с детьми. Так, А.Е.Личко особо выделяет следующие четыре ситуации в семье:

- гиперопека – от назойливого стремления родителей быть постоянными соучастниками всех жизненных проявлений своего ребенка (его мыслей, чувств, побуждений, поступков) до тяжелой семейной тирании, когда излишний контроль за внутренним миром несовершеннолетнего сочетается с авторитарностью воспитательного давления. Для детей, воспитанных в такой атмосфере, пребывание в подчинении становится естественным состоянием и вызывает сильные коммуникативные затруднения при необходимости проявить самостоятельность;

- гипоопека, во многом совпадающая с понятием "безнадзорность", когда свобода выбора решений не обеспечивается психологической поддержкой и контролем взрослого человека;

- "кумир семьи" – постоянное внимание к любому побуждению несовершеннолетнего с немедленным поощрением за скромные успехи, которое развивает эгоцентризм и способствует закреплению истерических наклонностей с неизбежными проблемами самоутверждения в среде с равноправными отношениями;

- воспитание "золушки" – повышенная зависимость ребенка от порицающего мнения окружающих, скептической оценки его личности и возможностей, формирующая у него привычку уходить от проблем и конфликтов в мир внутренних переживаний (114). А.И.Захаров включает в число неблагополучных семей те, в которых психологическое напряжение не только не находят своего разрешения, но и имеет тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферу отношений, так и психическое состояние членов семьи [13].

В.А. Фокин выделяет следующие типы неблагополучных семей, исходя из результатов воспитания детей:

Однодетная семья, где вырастает балованный ребенок (с безудержно растущими потребностями и конфликтными отношениями с обществом) или несамостоятельный с неумеренными потребностями или несамостоятельный,

безынициативный, закомплексованный (неуверенный в себе, неудачливый) от избытка родительской любви человек.

Многодетная семья, которая может создать не только дружных коллективистов, но и детей педагогически запущенных, имеющих многочисленные формы отклоняющегося поведения, если родители заняты постоянным добыванием денег, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотёк.

Семья с низким материальным достатком, в результате чего дети лишены возможностей удовлетворения материальных и духовных потребностей, их эксплуатируют, вовлекая в непосильный труд или растлевая сексуально, стимулируя безнравственную и противоправную деятельность, приносящую доход в семью.

Неполная семья, где дети не получают адекватного представления о половых и супружеских ролях и из-за недостатка материнского или отцовского влияния может произойти мускулинизация девочек и феминизация мальчиков.

Семья с повышенной конфликтностью между членами семьи, порождающие комплекс неполноценности, повышенную тревожность ребенка, провоцирующие его побег из дома.

Семьи с безнадзорными детьми, где на фоне относительного материального благополучия наблюдается полное отсутствие воспитательных мер, следствием чего дети "находят себя" вне дома и школы – часто в социальных и антисоциальных компаниях сверстников.

Семьи с жестоким обращением с детьми, вызванными материальными проблемами, безработицей, отклонениями в психике родителей, завышенными требованиями к детям, депрессией родителей, которые в свою очередь закономерно порождает и жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами. Жестокость родителей порождает жестокость детей и их социальную дезадаптированность [39].

Для целого ряда исследований достаточным основанием отнесения семьи к неблагополучной становится тот или иной тип воспитывающего воздействия, предполагающий определенный вид родительского контроля: автократический, авторитарный, демократически-попустительный, разрушительный, безудержный, игнорирующий [3;4;7;22]. Выделением критериев неблагополучия семьи с педагогической точки зрения занимались разные педагоги в разные периоды. Так, Г.А. Карпова в качестве основных критериев неблагополучия выделяет два – эмоционально-нравственный климат и уровень педагогической компетентности родителей, положенные в основу следующей типологии:

1. Семья с дефицитом воспитательных ресурсов, когда в семье отсутствует один из родителей, живет отчим (мачеха), воспитание возложено на родственников.

2. Конфликтная семья, где между членами семьи существует атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк. Ребенок в данной семье воспринимает лишь общую атмосферу недовольства, недоверия, раздражения и агрессивности, особенно если его стараются сделать активным сторонником одной из конфликтующих сторон.

3. Асоциальная семья, где родители ведут аморальный или противоправный образ жизни.

4. Нравственно неблагополучная семья, которая внешне материально обеспечена, имеет положительный эмоциональный климат, родители обладают минимумом педагогической культуры и занимаются воспитанием ребенка. Однако присутствует внутреннее неблагополучие, проявляющееся в потребительской ориентации (культ вещей, слабое моральное осуждение присвоения государственного или личного имущества, узкий круг духовных и культурных интересов); эгоистической направленности (установки на индивидуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам работы); пассивной социальной позиции (сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативности).

5. Педагогически некомпетентная семья, когда родители допускают

ошибки в воспитании ребенка. Среди них наиболее типичными являются:

- авторитарность, проявляющееся в стремлении подчинить себе ребенка, использование в качестве основной меры воспитания принуждение и физическое наказание;

- попустительство, т.е. бесконтрольность поведения и образа жизни ребенка;

- гиперопека – оправдание и защита ребенка во всех ситуациях, ограждающие его от трудностей;

- непоследовательность и противоречивость, ведущие к несогласованности требований взрослых в семье, сочетание крайностей в воспитании;

- гиперсоциальность, проявляющаяся в повышенной принципиальности, бескомпромиссности, нетерпимости к слабостям и недостаткам;

- недостаточная отзывчивость, где не учитываются возможности ребенка и его потребности. В данном случае преобладают отрицательные реакции на поведение, а положительные сведены к минимуму.

- инверсия родительских ролей, выражающаяся в одностороннем женском влиянии [17].

И.Ф. Дементьева дифференцирует семьи по уровню неблагополучия и по уровню социального риска в их деятельности по социализации детей. Исходя из этого, она предлагает сгруппировать такие семьи по характеру проявления негативных качеств на: асоциальные и семьи с латентными признаками неблагополучия. К числу первых относятся: алкогольные, наркозависимые и криминальные семьи.

Вторая группа включает менее выраженные факторы неблагополучия: педагогически несостоятельные, дезорганизованные, неполные, семьи с внебрачным ребёнком, многодетные, повторный брак, семья безработных, инвалидов. При всех различиях типов этих семей их общим критерием неблагополучия являются деформация или полное разрушение их воспитательной функции [11;46].

Таким образом, из анализа подходов к классификации неблагополучных семей видно, что характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, разнообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, не создают условий для нормального развития и т.д. Такая семья не в силах сама решить проблемы воспитания и социализации детей. Родителям необходима конструктивная и систематическая помощь, которую можно осуществить через социально-педагогическую деятельность.

Направления социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей

Наиболее продуктивным в оказании помощи неблагополучной семье является комплексный подход, который можно осуществить через специально организованную деятельность по отношению к ребенку и его семье.

Деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, по мнению Л.Я. Олиференко, – это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности [41].

Для определения сущности социально-педагогической деятельности проведем сопоставительный анализ сущности, структуры и содержания "социальной", "педагогической" и "социально-педагогической" деятельности.

Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено достаточно много научных исследований. Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина под педагогической деятельностью понимают вид социальной деятельности по передаче от старших поколений к младшим накопленных человеком культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [2;27]. Ю. Н. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является "метадеятельностью", то есть деятельностью по организации другой деятельности [29].

Л. А. Беляева рассматривает педагогическую деятельность как способ бытия социально-педагогической подсистемы общественного производства человека. При этом, по ее мнению, педагогическая деятельность выполняет функции социального наследования и социокультурного воспроизводства и развития человека и имеет профессиональный и непрофессиональный уровни.

Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются, как правило, родители и старшие родственники по отношению к младшим.

Профессиональной педагогической деятельностью занимаются люди, имеющие для этого специальное образование. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в рамках специальных учебно-воспитательных учреждений, носит достаточно регламентированный характер, то есть предполагает наличие образовательно-воспитательных программ, учебных планов, образовательно-воспитательных стандартов, форм отчетности [5].

Потребность в социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Поэтому предметом социально-педагогической деятельности является человек, оказавшийся в сложной ситуации взаимодействия со своим социальным окружением (другими людьми, социальными институтами, системой ценностей). Суть ее состоит в наличии противоречия, которое имеет в своей основе несоответствие между потребностями личности и возможностями среды для их реализации либо между требованиями среды и возможностями личности им соответствовать. Это последнее обстоятельство является общим для социально-педагогической деятельности и социальной работы.

Ш. Рамон и Т. Шанин определяют социальную работу как "организацию личностной службы помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством" [52, с. ].

В.А. Никитин полагает, что социальная работа является "особым видом социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле социальная работа выступает как условие социального воспроизводства общества, средство его социального конструирования, обеспечения преемственности в развитии" [51, с.32].

С.М. Григорьев трактует социальную работу как "деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности" [30, с.35].

Социальная работа возникает как способ снятия, разрешения социальных проблем цивилизованными средствами. Она обращена к таким категориям людей, которые оказались в ситуации социального неблагополучия и нуждаются в помощи, поддержке и защите со стороны общества или других людей.

По определению П.Д. Павленка, социальная работа – это деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании и многие другие [26].

Понятие "социальная работа", по определению Л. А. Беляевой и М.А. Беляевой, – это такая область деятельности общества, которая связана с созданием условий и оказанием помощи населению в целях максимально эффективного воспроизводства, функционирования и развития человека и отдельных социальных групп [5].

Важно отметить, что социальная работа как разновидность социальной деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки "слабых" социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения, в этом широком смысле социальная работа касается каждого человека.

Социальная поддержка и социальная защита определяются социальной политикой государства и направлены на оптимизацию социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Следовательно, объектом социальной работы являются люди разных возрастных категорий, что обусловливает специфику содержания, форм, методов, технологий работы. Отличие социально-педагогической деятельности от социальной работы состоит в том, что ее предмет уже; он не включает противоречий, связанных с физическим поддержанием собственной и производством чужой жизни (потребности жизнеобеспечения, безопасности, продолжения рода); социально-педагогическая деятельность нацелена, с одной стороны, на удовлетворение потребностей социокультурного развития отдельного человека или группы, а с другой – на гуманизацию среды. Таким образом, социально-педагогическая деятельность имеет как сходство с социальной работой, так и отличия, следовательно, ее можно рассматривать как подсистему социальной работы.

Педагогическая и социально-педагогическая деятельность также являются подсистемами социальной деятельности и имеют с ней определенное сходство, выполняя в обществе функции социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека. Однако они обладают определенной спецификой.

Педагогическая деятельность направлена на всех детей и носит программно-нормативный характер. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку в процессе его социализации.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, социально-педагогическая деятельность локальна, ограничена тем периодом, в течение которого решается проблема ребенка.

Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, в редком случае в семье; сфера деятельности социального педагога охватывает наряду с образовательными учреждениями и другие социальные институты, в которых находится или может находиться ребенок.

Педагогическая деятельность выполняет в обществе функции социального наследования, социально-педагогическая деятельность призвана служить удовлетворению потребностей индивида или группы в социокультурной адаптации и самореализации. Отсюда, социально-педагогическая деятельность – это такой вид деятельности, который связан с созданием условий и оказанием помощи ребенку в целях максимально эффективного удовлетворения его потребностей в социокультурной адаптации и самореализации.

Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей рассматривается исследователями как вид деятельности, направленный на оказание помощи ребенку в процессе его социализации посредством повышения уровня социальной адаптации семьи.

Целью социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей является устранение или смягчение социальных, экономических, психологических, педагогических факторов неблагополучия семьи, оказывающих отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Несомненно, объектом социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей является ребенок, затем его семья.

Основными субъектами социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей выступают психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, медик [28].

Учитывая специфику деятельности субъектов социальной помощи неблагополучной семье, можно выделить следующие их функции:

- социального педагога – диагностическая, прогностическая, организационная, правозащитная, профилактическая;

- психолога – коррекционная;

- врача – медико-реабилитационная;

- специалиста по социальной работе – посредническая, социально-экономическая, социально-бытовая.

На определенном этапе деятельности ребенок или родители могут перейти из объектов деятельности в субъекты, активно воздействующие друг на друга и помогающие друг другу найти выход из кризисной ситуации. Если проблема ребенка решена, а у родителей проблемы еще существуют, то ребенок становится наряду с профессионалами субъектом деятельности и с его помощью начинает осуществляться воздействие на родителей. Специалисты помогают ребенку в мотивации его к такому сложному виду работы, оказывают ему поддержку на всех этапах деятельности, сотрудничают с ним на равноправной основе.

Похожая ситуация может быть и с ребенком. Если семья экономически стабильна, но существует нарушение ее социально-психологического статуса, то специалисты работают совместно с родителями, которые помогают ребенку в нормализации процесса социализации.

Содержание социально – педагогической деятельности с неблагополучной семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Но в целом можно выделить следующие направления социально – педагогической деятельности с неблагополучной семьей: диагностика семейного неблагополучия, работа с родителями из неблагополучных семей, работа с детьми из неблагополучных семей, профилактика семейного неблагополучия.

Рассмотрим направления социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей более подробно.

Первым направлением в социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей является диагностика семейного неблагополучия.

Диагностика представляет собой процесс сбора информации о ребенке и его семье, оценку данной информации. Оценка связана с обоснованием наличия или отсутствия неблагополучия, а также в случае неблагополучия – степенью его выраженности.

Для диагностики семейного неблагополучия используются следующие методы:

- беседа (с семьей, ребенком, соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);

- наблюдение;

- официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);

- анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования, управления социальной защиты населения и т.д.);

- анкетирование и тестирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.

- анализ состояния здоровья, развития, успеваемости ребенка.

Диагностика выявляет основную проблему семьи, степенью осознания проблемы ее членами, какие усилия предпринимает семья для ее решения, какие факторы мешают семье решить свою проблему [47].

На основании данных, полученных в результате диагностики, проводится работа по определению плана вывода семьи из ситуации неблагополучия, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны государственных учреждений, стимулирования родителей к самопомощи, привлечения специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно, выбора способов воздействия на неблагополучную семью, сроков выполнения всех планируемых мероприятий.

Второе направление – это работа с родителями из неблагополучных семей.

На данном направлении осуществляется реализация разработанных мероприятий согласно составленному плану. Выбор форм и методов работы на данном направлении зависит от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

Можно выделить следующие основные формы работы с родителями из неблагополучных семей:

1. Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности [23, с.123].

Консультирование проходит в пять этапов:

1) Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

2) Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, то, как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.

3) Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными.

4) Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.

5) Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии [36, с.342].

2. Социально-психологический тренинг – метод активного обучения и психологического воздействия, осуществляемый в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленный на развитие коммуникационных умений и навыков.

Среди таких навыков различают:

- коммуникационные умения и навыки (умение "активного слушания", безоценочная реакция, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработка приема "Я-сообщения", выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.);

- психогигиенические (приемы преодоления стрессовых ситуаций, повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.);

- психолого-педагогические (приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.) [23, с.145].

Как было отмечено выше, выбор форм и методов работы на данном направлении зависит от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

Так работа с конфликтной семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Далее проводится коррекция супружеских и детско-родительских отношений. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и консультаций, тренингов, различных методов психотерапии: логотерапии, психодрамы, музыкотерапии, арт-терапии, библиотерапии, психогимнастики, психоанализа, супружеской психотерапии.

Педагогически несостоятельные семьи, прежде всего, нуждаются в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих косвенное десоциализирующее влияние. Для оказания помощи педагогически несостоятельным семьям используются следующие формы работы: консультации, лекции, родительские собрания, социально-психологические тренинги, психогимнастика, библиотерапия, семинары и беседы на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей, ознакомление родителей с психолого-педагогической литературой.

При работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к жестокому обращению, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая формируется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития.

Такая работа проводится с помощью консультаций для родителей психолога, социального педагога, врача, юриста; оказания психотерапевтической помощи родителям; семинаров, бесед по тематике воспитания в семье.

Работа с алкогольной семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений. Для этого с семьей проводятся консультации психолога, социального педагога, беседы с членами алкогольной семьи о необходимости лечения от зависимости, оказывается психологическая психотерапевтическая помощь. Далее зависимого от алкоголя члена семьи направляют к наркологу.

Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных и тем более асоциально – криминальных семьях. Устойчивое кризисное состояние таких семей питает сложное переплетение социально – экономических, психологических, педагогических, патологических факторов.

Спектр возможных вариантов методов и форм работы с асоциально – криминальными семьями достаточно широк: консультации, беседы о необходимости лечения от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации; коррекция внутрисемейных отношений; предоставление информации о законных прав семьи и ребенка, полагающихся льгот и порядка их получения; помощь в сборе и оформлении необходимой документации; организация с помощью разных структур различных видов материально – бытовой помощи; облегчение доступа к определенным социальным услугам; содействие в трудоустройстве.

Третье направление – это работа с детьми из неблагополучных семей.

У ребенка, живущего в неблагополучной семье, возникают множественные проблемы: низкая самооценка, коммуникативные трудности, агрессивность, тревожность, которые затрудняют процесс социализации. Со временем эти первичные нарушения усугубляются и порождают многочисленные вторичные. Одна из задач социально-педагогической деятельности – не дать проблемам усугубиться и перейти в форму отдаленных последствий, имеющих гораздо более тяжелый характер.

Выбор методов, средств и форм на данном направлении зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также типа семейного неблагополучия.

Так основная цель работы с детьми, пережившим жестокое обращение, заключается в уменьшении и ликвидации последствий травматических переживаний. Для этого с ребенком проводятся индивидуальные консультирования, беседы.

В процессе консультирования таких детей чрезвычайно важно для специалиста установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на демонстрации заботы о ребенке.

Задачи, стоящие перед специалистом:

1) способствовать уменьшению у ребенка чувства стыда, вины, бессилия;

2) помочь в укреплении чувства собственной значимости;

3) сформировать новые образцы поведения;

4)способствовать дифференцированному взаимодействию с окружающими людьми;

5) способствовать развитию самоопределения ребенка, восприятия собственного "Я".

Наиболее эффективными формами работы с детьми, пережившим жестокое обращение, считаются: когнитивная терапия, гештальт-терапия, психодрама, символдрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является мультимодальная модель, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением. Выбор конкретного метода в практической работе зависит от: возраста ребенка; стадии консультирования, то есть над чем в данный момент идет работа: над мыслями, эмоциями или поведением; уровня когнитивного развития ребенка [31].

Также эффективна и групповая терапия с детьми.

Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными.

Другие приоритетные задачи групповой терапии могут быть сформулированы следующим образом:

- изменение агрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе;

- проработка травмирующих ситуаций, изменение смысла переживаний;

- возможность новой интерпретации пережитого;

- осознание и развитие эмоциональной сферы;

- погружение ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;

- развитие базовых социально-психологических навыков;

-восстановление позитивного отношения к окружающей действительности;

- расширение представлений о мире;

- развитие позитивной перспективы будущего;

- создание системы поддержки в настоящее время и на будущее;

- возвращение ребенка к нормальной жизни [31].

Большое место в системе работы с детьми, родители которых страдают алкоголизмом, отводится психотерапии.

Психотерапия – это комплексное лечебное воздействие на психику человека с целью устранения болезненных переживаний и изменения отношения к себе, своему состоянию и. окружающей среде. Важной задачей психотерапии детей родителей, страдающих алкоголизмом, является развитие у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и этических установок и избавление от созависимости.

Процесс психотерапии осуществляется поэтапно. На первом этапе устанавливается контакт с ребенком, на втором раскрывается сущность его конфликтных переживаний, и на третьем этапе используются разнообразные приемы, помогающие ребенку избавиться от этих переживаний, зависимости от возраста выбираются наиболее рациональные методы психотерапии. С детьми дошкольного возраста широко применяется игровая психотерапия, с младшими школьниками используется также изотерапия, а с детьми старше 10 лет подключается планомерное проведение специальных бесед.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра снимает напряженность, тревогу, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы [18].

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании ребенка в окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней [18].

В индивидуальных беседах специалист обычно выясняет, какова система ценностей подростка (что он считает для себя наиболее значимым, каковы его интересы), какова его самооценка, и каких областях возникают у него притязания и каков их уровень и г. д. В дальнейшем проводится работа по выработке адекватной самооценки, формированию притязаний в социально- значимых видах деятельности, изменению ценностных ориентации.

Если семейное неблагополучие обусловлено низким материальным положением семьи, то оказывают материальную поддержку. Это следующая помощь:

1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием.

2) Обеспечение детей одеждой, лечением.

3) Направление детей в оздоровительные лагеря и санатории.

Четвертое направление – это профилактика семейного неблагополучия.

- родительский всеобуч;

- ознакомление с психолого-педагогической литературой;

- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

- семинары для воспитателей и родителей;

- постановка на учет в КДН.