Социально-обеспечительные правоотношения, понятие, виды, особенности

Социально-обеспечительные правоотношения, понятие, виды, особенности

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие правоотношений в праве социального обеспечения

Правоотношение – одно из важнейших звеньев правового механизма, обеспечивающего реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. Правоотношения входят в систему общественных отношений (экономических, политических, социальных, нравственных и т. д.), но занимают в ней особое место.

Правоотношения предполагают собой форму тех индивидуально-волевых общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию и "выражают особую общественную связь между лицами, связь через права и обязанности". Поскольку участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые появляются у субъектов права при наступлении конкретных юридических прецедентов, одной из важных предпосылок существования правоотношений является наличие 3-х элементов: нормативной базы, юридических фактов и субъектов права. Сочетание данных элементов необходимо не только для возникновения, но и для изменения и прекращения правоотношения.

В теории права к показателям правоотношения относят также индивидуализацию, которая выражается в том, что участники правоотношения четко определены нормой права и ею же очерчено их поведение. При данном индивидуализация может существовать как двусторонней, когда поименно определены обе стороны, так и односторонней. В последнем случае индивидуализирована только 1 сторона – управомоченный субъект.

В зависимости от степени индивидуализации правоотношения делят на относительные и абсолютные. Правоотношения по социальному обеспечению безусловно считаются относительными, так как все участники таких взаимоотношений четко определены законодательством и никакие другие лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют.

Правовые отношения всегда носят волевой характер, кой выражается в том, что они связаны, во-первых, с государственной волей, выраженной в праве, и, во-вторых, с индивидуальной волей, так как правоотношение реализуется по воле его участников. Значимая часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается именно по воле их субъектов.

Правоотношения по социальному обеспечению также носят волевой характер: в нормах права, регламентирующих распределение части валового внутреннего продукта в форме материальных удобств и услуг чрез систему социального обеспечения, выражена воля государства, в связи с чем эти отношения им охраняются. Кроме того, для возникновения такого правоотношения нужно, наряду с иными юридическими фактами, и волеизъявление. При этом в отличие от других общественных отношений, регулируемых иными ветвями права, для возникновения правоотношения по социальному обеспечению не требуется волеизъявления двух его субъектов, а достаточно только волеизъявления гражданина, реализующего конституционное преимущество на социальное обеспечение. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить необходимый вид социального обеспечения.

Специфической особенностью правоотношения по социальному обеспечению является наличие его в настоящей жизни только как определенного видового правоотношения. В.С. Андреев отмечал, что правоотношение по социальному обеспечению – это научная абстракция, поскольку на практике не возникает "некоего" единого обеспечительного правоотношения, в котором гражданин реализует свои права на все виды социального обеспечения и обслуживания. В то же время всем правоотношениям по социальному обеспечению присуща целевая общность. Данный признак значит, что они считаются формой выражения и укрепления отношений распределения части общественных фондов потребления, расходуемых на удовлетворение конкретных потребностей людей (социально-экономических потребностей престарелых и нетрудоспособных, потребностей в охране здоровья всех граждан, в содержании и воспитании подрастающего поколения, в охране материнства и детства и т.д.).

Таким образом, видовое многообразие правоотношений по социальному обеспечению сочетается с их целевой общностью. Видов правоотношений по социальному обеспечению столько же, сколько видов социального обеспечения, так как право на тот либо другой вид такого обеспечения может быть реализовано лишь чрез соответствующее правоотношение. Объединенные целевой общностью эти правоотношения в совокупности предполагают собой системное образование, каждый элемент которого (конкретное видовое правоотношение), с одной стороны, относительно самостоятелен, а с иной– вместе с иными элементами составляет единое целое, обладающее общими признаками, свойственными любому элементу предоставленной системы в отдельности.

Невзирая на многообразие правоотношений по социальному обеспечению, они могут быть сгруппированы как части единого целого не только по видовому показателю, но и в зависимости от той цели, ради достижения которой они появились. В основу такой классификации положено еще содержание правовых норм, регулирующих данные отношения. На основании юридических норм одни правоотношения возникают лишь как нужная предпосылка для происхождения другого – основного – правоотношения, позволяющего гражданину воплотить право на определенный вид социального обеспечения, т. е. получать определенное материальное благо. В первом случае речь идет о правоотношениях процедурного характера, предшествующих, как правило, главному правоотношению, а во втором– о правоотношениях основных, которые по своему характеру являются материальными. Именно материальные отношения, будучи правовыми, опосредуют отношения экономические, связанные с распределением части валового внутреннего продукта по системе социального обеспечения.

В зависимости от функционального назначения правоотношений они разделяются в теории права на регулятивные и охранительные. Отмеченные выше группы отношений как процедурного, так и материального нрава относятся к числу регулятивных.

Правоотношения по социальному обеспечению могут быть сгруппированы как части единого целого не только по видовому признаку, но и в зависимости от той цели, ради достижения которой они возникли. В основу такой классификации положено также содержание правовых норм, регулирующих эти отношения. На основании юридических норм одни правоотношения возникают лишь как необходимая предпосылка для возникновения другого – основного – правоотношения, позволяющего гражданину реализовать право на конкретный вид социального обеспечения, т. е. получать определенное материальное благо. В первом случае речь идет о правоотношениях процедурного характера, предшествующих, как правило, основному правоотношению, а во втором– о правоотношениях основных, которые по своему характеру являются материальными. Именно материальные отношения, будучи правовыми, опосредуют отношения экономические, связанные с распределением части валового внутреннего продукта по системе социального обеспечения.

В зависимости от функционального назначения правоотношений они подразделяются в теории права на регулятивные и охранительные. Указанные выше группы отношений как процедурного, так и материального характера относятся к числу регулятивных.

В систему правоотношений по социальному обеспечению входят также правоотношения, возникающие в связи с защитой гражданином нарушенного права: правоотношения по рассмотрению жалоб и споров по вопросам социального обеспечения. Это, безусловно, охранительные отношения.

Многообразие правоотношений материального характера обусловлено тем, что право на каждый вид социального обеспечения реализуется посредством конкретного правоотношения. В то же время это позволяет провести научно обоснованную классификацию этих отношений, имеющую как теоретическое, так и практическое значение. Критерии классификации могут быть нескольких уровней – от общего к частному, но все они связаны с таким элементом правоотношения, как его объект.

Общим объектом таких отношений, как уже отмечалось, является определенное материальное благо, на которое направлено правоотношение. Таким благом могут быть как денежные выплаты, так и различные социальные услуги (социальное обеспечение в "натуральной форме"). В связи с этим методом научной абстракции в общей системе материальных правоотношений можно выделить два относительно самостоятельных крупных блока правоотношений:

1) правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам денежных выплат по системе социального обеспечения;

2) правоотношения, возникающие по поводу "натуральных" видов социального обеспечения. Данная классификация необходима, но она не позволяет еще выявить особенности правоотношений, обусловленные видовым различием в денежных выплатах и социальных услугах. Поэтому крайне важен следующий уровень классификации также по объекту правоотношения в зависимости от вида денежной выплаты. По этому критерию первый блок правоотношений охватывает следующие их группы: а) пенсионные правоотношения; б) правоотношения по поводу пособий; в) правоотношения по поводу компенсационных выплат.

Виды денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации) имеют еще и внутривидовую дифференциацию (пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.; компенсации: за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, супругу военнослужащего, студенту за время академического отпуска по медицинским показаниям, учащимся на питание и др.), в связи с чем указанные выше группы правоотношений классифицируются на соответствующие виды, обусловленные видом пенсии, пособия, компенсации. Данный уровень классификации позволяет раскрыть особенности каждого вида правоотношения не в аспекте научной абстракции, а как реально существующего.

Комплекс "натуральных" видов социального обеспечения, в который с определенной долей условности включаются и льготы по системе социального обеспечения, также достаточно широк и охватывает многообразные виды социальных услуг и льгот. В связи с их предоставлением возникает множество правоотношений, соответствующих видам социальных услуг, право на которые граждане реализуют в качестве субъектов таких правоотношений.

Выше указывалось, что по целевому назначению все правоотношения по социальному обеспечению подразделяются на отношения материального и процедурного характера. Процедурные правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения которой они возникли, классифицируются на следующие группы:

1) по поводу установления юридических фактов, необходимых для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению;

2) по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения; 3) в связи с рассмотрением жалоб и споров по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан. Таким образом, диапазон классификации процедурных правоотношений гораздо меньше, чем материальных.

В учебной литературе в качестве самостоятельного критерия классификации правоотношений по социальному обеспечению указывается срок их функционирования. Этот критерий практического значения не имеет, поскольку в отрыве от вида и условий обеспечения он не является существенным признаком правоотношения. Если о правоотношениях, возникающих по поводу финансирования и управления социальным обеспечением, то такая классификация правомерна, но в системе финансового и административного права. Правоотношения по социальному обеспечению граждан (как работников или как членов общества, без какой-либо связи с трудом) всегда своим объектом имеют конкретное материальное благо, в связи с чем подразделяются на виды, обусловленные видами обеспечения, независимо от того, в порядке какой именно организационно-правовой формы предоставляется данный вид социального обеспечения.

В перспективе, когда законодательно будут закреплены относительно обособленные системы социального обеспечения с учетом особенностей их организации и, главное, особенностей финансирования социального обеспечения, очевидно, возникнет необходимость в классификации правоотношений по социальному обеспечению на соответствующие блоки, с учетом финансовых источников, гарантирующих обеспечение.

Виды (классификация) правоотношений в праве социального обеспечения

Виды социального обеспечения без всякого на то преувеличения относятся к основополагающим категориям. Пожалуй, только они позволяют судить о том, что дается человеку, каким образом государство либо с его помощью оказывается содействие тем, кто не в состоянии себя содержать в силу различных причин и обстоятельств – это во- первых. Во-вторых, социальное обеспечение – это обобщающее, но не абстрактное, лишенное реального содержания явление, опосредованное нормами данной правовой отрасли. Абстрактной категорией социальное обеспечение можно считать лишь в том смысле, что оно формируется из отдельных его видов и разновидностей, сущностные свойства и внешние признаки которых в своей совокупности и образуют это правовое явление. Иными словами, сущность социального обеспечения проявляется в его видах и содержании последних.

Вид социального обеспечения – это предоставление нуждающемуся человеку какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера, но это всегда именно предоставление, то есть это, пользуясь гражданско-правовой терминологией, передача во владение, пользование и, в большинстве своем, в распоряжение какого-то объекта, который ему необходим для жизнесуществования.

Отсюда следует, что под видом социального обеспечения следует понимать не любое и не для каждого человека предоставление. Оно, во- первых, предоставляется тем, кто нуждается, т.е. категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме, и, во-вторых, это не любое и не по выбору человека предоставление, а только такое, которое по своему содержанию и объему регламентировано законодательством. Поэтому можно и следует утверждать, что любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения. Но сказанное не означает, что государство при осуществлении этой деятельности выполняет сугубо благотворительную функцию. Это означает, что оно, даже в силу только одного факта – факта своего существования, обязано предоставлять средства к жизни тем, кого оно объединяет, и единение которых, естественно, и является государственным образованием. Сказанное прямо и непосредственно вытекает из содержания ст. 2 Конституции РФ, в которой закреплено, что "человек, его права и свободы, являются высшей ценностью.

В качестве основной (генеральной) классификационной группировки правоотношений в праве социального обеспечения следует принять их деление в зависимости от функционального назначения на две группы: 1) материальные, 2) процедурные.

Кроме основной классификационной группировки социальнообеспечительных правоотношений существуют и иные основания для их классификации. Так, в зависимости от объекта все правоотношения в сфере социального обеспечения могут быть поделены на:

1. пенсионные;

2. по обеспечению пособиями;

3. по предоставлению социально-обеспечительных компенсаций;

4. по предоставлению социально-обеспечительных льгот;

5. по предоставлению социально-медицинских услуг;

6. по предоставлению предметов первой необходимости;

7. по установлению фактов, имеющих юридическое значение в области социального обеспечения.

С точки зрения предмета права социального обеспечения можно выделить социально-обеспечительные и комплексные правоотношения. К комплексным относятся правоотношения, возникающие в процессе аккумулирования финансовых средств для целей социального обеспечения (финансовые, налоговые) и управления образованными фондами, а также всей системой социального обеспечения (административные). Непосредственные же социально-обеспечительные правоотношения имеют место при распределении средств фондов социального обеспечения, т.е. в процессе предоставления отдельных видов социального обеспечения.

Многообразие правоотношений материального характера обусловлено тем, что право на любой вид социального обеспечения реализуется посредством конкретного правоотношения. В то же время это позволяет провести научно обоснованную классификацию данных отношений, имеющую как теоретическое, так и практическое значение. Критерии классификации могут быть нескольких уровней – от общего к частному, но все они связаны с таким элементом правоотношения, как его объект.

Общим объектом таких отношений, как уже отмечалось, считается определенное материальное благо, на которое ориентировано правоотношение. Таким благом могут быть как денежные выплаты, так и разные социальные услуги (социальное обеспечение в "натуральной форме"). В связи с этим методом научной абстракции в единой системе материальных правоотношений разрешено отметить 2 относительно самостоятельных крупных блока правоотношений:

1) правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам денежных выплат по системе социального обеспечения;

2) правоотношения, возникающие по поводу "натуральных" видов социального обеспечения. Данная классификация необходима, но она не позволяет еще выявить особенности правоотношений, обусловленные видовым различием в денежных выплатах и социальных услугах. Поэтому очень важен следующий уровень классификации также по объекту правоотношения в зависимости от вида денежной выплаты. По этому критерию первый блок правоотношений обхватывает следующие их категории: а) пенсионные правоотношения; б) правоотношения по поводу пособий; в) правоотношения по поводу компенсационных выплат.

Виды денежных выплат (пенсии, пособия) имеют еще и внутривидовую дифференциацию (пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю утраты кормильца, за выслугу лет, пенсии; пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.; компенсации: за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, супругу военнослужащего, студенту за время академического отпуска по медицинским показаниям, учащимся на питание и др.), в связи с чем указанные выше группы правоотношений классифицируются на соответствующие виды, обусловленные видом пенсии, пособия, компенсации. Этот уровень классификации позволяет открыть особенности каждого вида правоотношения не в аспекте научной абстракции, а как действительно существующего.

Комплекс "натуральных" видов социального обеспечения, в который с конкретной долей условности включаются и льготы по системе социального обеспечения, также достаточно широкий и обхватывает разнообразные виды социальных услуг и льгот. В связи с их предоставлением появляется множество правоотношений, соответствующих видам социальных услуг, право на которые граждане реализуют в качестве субъектов таких правоотношений.

Выше указывалось, что по целевому назначению все правоотношения по соц обеспечению подразделяются на отношения материального и процедурного характера. Процедурные правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения которой они появились, классифицируются на последующие категории:

1) по поводу установления юридических фактов, нужных для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению;

2) по поводу реализации права на тот либо другой вид социального обеспечения; 3) в связи с рассмотрением жалоб и споров по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан. Таким образом, спектр классификации процедурных правоотношений гораздо меньше, нежели материальных.

В учебной литературе в качестве самостоятельного критерия классификации правоотношений по социальному обеспечению указывается срок их функционирования. Данный критерий практического значения не имеет, так как в отрыве от вида и условий обеспечения он не является значимым показателем правоотношения. Если о правоотношениях, возникающих по поводу финансирования и управления социальным обеспечением, то такая классификация правомерна, однако в системе финансового и административного права. Правоотношения по социальному обеспечению граждан (как работников либо как членов общества, без какой-либо связи с трудом) всегда своим объектом имеют определенное материальное благо, в связи с чем разделяются на виды, обусловленные видами обеспечения, независимо от того, в порядке какой именно организационно-правовой формы предоставляется этот вид социального обеспечения.

Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по соц. обеспечению разделяются на 3 вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, соц. компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в естественном виде;

2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на установленный вид социального обеспечения и назначение данного обеспечения либо отказа в нем;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о соц обеспечении.

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений имеет возможность существовать столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, так как любой вид обеспечения, осуществление права на него характеризуют объекты данных правоотношений. Данные виды будут раскрыты дальше при освещении материальных и процедурных правоотношений.

Процессуальное правоотношение может быть 2-ух видов в зависимости от того, кто считается его вторым субъектом, рассматривающим спор:

1) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

2) правоотношение гражданина (семьи) с судом по обсуждению спора, ежели гражданин (семья) обратился к судебной защите собственного права на соц обеспечение.

Процессуальное правоотношение появляется только тогда, когда появляется спор меж субъектами основного либо процедурного правоотношения, и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты либо (после этого) в суд.

Что касается выделения категории процессуальных правоотношений, то среди ученых нет единого представления о том, следует ли подключать в объект права социального обеспечения процессуальные правоотношения.

Фактически все ученые наблюдают отличие меж процедурой и процессом в социальном обеспечении. Но почти все авторы категорично считают процессуальные дела по обсуждению споров в области социального обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения, а органично включенными в надлежащие отрасли права – гражданско – процессуальное и административное. Другие констатируют, что данные отношения регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, однако в качестве составной части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения открывают их индивидуальности, которые, непременно, есть.

Процедурные правоотношения обслуживают главные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления либо изменения.

Разумеется, что служебный характер отмеченных отношений по отношению к материальным правоотношениям не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения невозможны. Инфраструктурная суть процедурных правоотношений сравнима с значением транспорта в экономике. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно доставлено нуждающемуся лицу – адресату, отвечающему законным требованиям. В ходе данных отношений субъект – предоставитель блага еще идентифицирует получателя в качестве такового и в продолжающихся отношениях непрерывно осуществляет контроль его соответствие установленным требованиям.

Как мы видим из приведенных классификаций отношений, любой человек в качестве получателя блага или заявителя потенциально имеет возможность принять участие параллельно в целом ряде материальных, процедурных и процессуальных правоотношений по социальному обеспечению.

Можно сделать вывод о том, что само наличие нематериальных (процедурных и процессуальных) правоотношений в сфере социального обеспечения, а также сложная иерархичность материальных отношений позволяет разговаривать о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности. Это создает известные проблемы при исследовании предоставленной отрасли права.

Основания возникновения правоотношений в праве социального обеспечения

Можно выделить предпосылки возникновения правоотношений: материальные (общие) и юридические (специальные).

Общие предпосылки возникновения правоотношений представляют собой совокупность экономических, социальных, культурных и других факторов, которые необходимы для возникновения, а также для развития любого общественного отношения и предполагают:

1) наличие не менее двух субъектов правоотношения. Правоотношения – это чаще всего отражение двусторонней связи, которая возникает между субъектами правовых отношений. При этом сама норма права, которая явилась причиной возникновения конкретного правоотношения, носит всегда представительно-обязывающий характер, кого-то на что-то обязывает, уполномочивает;

2) наличие определенных интересов и потребностей людей. Правоотношения тем самым отличаются индивидуализированностью субъектов, а также определенностью их поведения, взаимоотношений, персонификацией взаимных прав и обязанностей.

Специальные предпосылки представляют собой комплекс условий, которые являются необходимыми для возникновения правовых отношений и предполагают:

1) наличие определенной нормы права;

2) наличие правосубъектности у субъектов правового отношения;

3) наличие юридического факта.

Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, прекращение, а также изменение правовых отношений. Юридические факты формулируют в гипотезах норм права. Само признание или непризнание права, а также обязанности конкретного субъекта всегда зависит от наличия или отсутствия юридического факта. Важное значение имеет всестороннее изучение, исследование и правильное установление юридических фактов. Именно юридические факты позволяют юристам установить, какое именно правоотношение возникло и какие юридические права и обязанности имеют участники данного правоотношения.

Юридические факты выступают как опосредствующее звено между нормой права и правоотношением. Наряду с нормой права и правосубъектностью они являются предпосылкой происхождения правоотношений.

Роль юридических фактов в правоотношениях по социальному обеспечению выполняют никак не отдельные жизненные обстоятельства, а фактические составы – комплекс разнородных, самостоятельных юридических фактов, любой из которых имеет особое правовое значение. Но конечный результат, т.е. происхождение правоотношений, считается итогом действия практического состава в целом, всех его частей в единстве. Присутствие фактических составов обусловлено сложностью регулируемых правом социального обеспечения общественных отношений.

В фактические составы, служащие причинами происхождения правоотношений по социальному обеспечению, входят такие жизненные обстоятельства, как нахождение в трудовых правоотношениях, достижение пенсионного возраста, наличие страхового стажа (выслуги лет) определенной продолжительности, наступление временной нетрудоспособности, инвалидности, беременность и роды, рождение малыша, смерть кормильца, подача заявления, выставление решения о представлении обеспечения и т.д.

Значение юридических фактов в практических составах разнообразно. Одни из них считаются главными, остальные – второстепенными. Ведущая роль в происхождении правоотношений по социальному обеспечению принадлежит собственно юридическим фактам, таким как наступление пенсионного возраста, смерть кормильца, инвалидность, трудовой стаж, выслуга лет.

Юридические прецеденты другого порядка также имеют большое значение, однако не основное. Это факт иждивения, родства либо свойства, причины инвалидности, временной нетрудоспособности, размер заработка и пр.

Правоотношения возникают при наличии полного фактического состава, предусмотренного правовой нормой. Так, правоотношение по обеспечению пенсией по инвалидности считается возможным при наличии следующих юридических фактов:

- назначение гражданину группы инвалидности;

- наличие у гражданина стажа (либо подтверждения факта трудового увечья, профессионального заболевания, причин, связанных с военной службой);

- подача заявления о назначении пенсии вместе с иными документами;

- вынесение решения о назначении обеспечения.

В целях уточнения следует заметить, что при установлении категории инвалидности и наличии стажа работы у гражданина возникает субъективное право на пенсию. При подаче заявления о назначении пенсии появляется процедурное правоотношение, а после вынесения решения о назначении пенсии – материальное пенсионное правоотношение.

К юридическим фактам, влекущим модификацию правоотношений, относят увеличение длительности стажа, увеличение оклада, изменение группы инвалидности, состава семьи и др.

Правоотношения прекращаются при наступлении таких событий, как восстановление трудоспособности, смерть пенсионера, достижение совершеннолетия членов семьи, истечение срока и т.д.

Юридические факты в праве социального обеспечения разрешено систематизировать и по принятой в теории права классификации по источнику их возникновения на юридические события и юридические действия.

Причинами возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются наступление установленных законодательством юридических фактов и их составов (то есть комплекса таких фактов).

Юридические факты в социальном обеспечении – это определенные жизненные факты, происшествия, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие конкретное правовое следствие для общественного обеспечения по разным видам обеспечения.

Уже в процедурных правоотношениях устанавливается, существуют либо отсутствует соответствующие юридические факты для самого права гражданина на этот объект предполагаемого основанного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т.д.). Таким образом, прежде нежели определить главное материальное правоотношение по реализации определенного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении проверяется и устанавливается, имеется ли само это право у гражданина, и ежели имеется, назначается ли этот вид обеспечения, а если отсутствует, то отказывается в его предоставлении, так как недостает того либо иного юридического факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь их основанием.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении – это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). При этом такие юридические факты получили название "социальные риски". Однако в процедурных и процессуальных правоотношениях по соц обеспечению значения имеют и факты – действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

В зависимости от срока существования юридические факты разрешено поделить на кратковременные и факт – состояния.

В юридической литературе есть различные представления о правовой природе состояний в системе юридических фактов. Одни авторы выделяют факты – состояния в отдельную группу, остальные считают, что за состоянием не стоит никакого юридического значения.

Состояния являются такими юридическими фактами, которые существуют долгое время, постоянно либо периодически порождают юридические последствия (временная нетрудоспособность, состояние в браке, иждивение и т.д.). Однако состояния не могут быть выделены в особую категорию юридических фактов наряду с событиями и действиями.

События – это факты, возникновения которых никак не соединено с волей участника правоотношений. К ним относятся: рождение малыша, смерть кормильца, достижение пенсионного возраста, заболевание и т.д.

Действия – это факты, связанные с волей участников правоотношений. К ним разрешено отнести волеизъявления граждан, акты применения права. Они могут быть правомерными и неправомерными, то есть соответствующими праву либо противоречащими ему.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может существовать в одном случае правообразующим, в ином – правоизменяющим, а в третьем – правопрекращающим; в одном правоотношения он может быть основным, правообразующим, а в ином – правопрекращающим фактом.

К примеру, смерть кормильца – пенсионера по старости считается основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю утраты кормильца и возникновении соответствующего правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть считается правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).

Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию предоставленного права на социальное обеспечение в соответственном правоотношении о нем. Он определяет и вид, и предмет соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.

Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения.

Помощь по системе права общественного обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели данного вида предоставления, во-первых, имеют определенный источник средств к существованию, однако данный источник был ими временно утрачен и обязан быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности.

Во-вторых, помощь оказывается в тех случаях, когда имеющие необходимость обладают неизменным источником средств к существованию, однако его величина не в состоянии обеспечить элиментарное существование, то есть он настолько незначителен, что правительство принимает на себя обязанность по оказанию ему материальной помощи как денежными средствами, так и натуральными предоставлениями. Основное различие данной группы людей от 1 состоит в том, что временной период оказания им содействия может быть безграничен, не определен строго фиксированными параметрами во времени. Однако одновременно в данном случае законодатель устанавливает степень (пороговый уровень) нуждаемости, который базируется, исходя или из малой оплаты труда, или установленного в субъекте Федерации прожиточного минимума.

В-третьих, помощь имеет возможность предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный либо главной источник средств к существованию, однако в силу сформировавшихся, как правило, внезапных, экстраординарных событий, оказывается в состоянии нуждаемости, к примеру, в итоге расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других вариантах.

Объединение всех данных ситуаций и категорий лиц экстраполируется на понятие социально-обеспечительной поддержки в силу юридического содержания последней – оказание в правовой форме содействия, вспомоществования, однако это – всегда не полное и не на постоянной основе предоставление человеку нужных и достаточных для существования средств или выполнение жизненно необходимых для него действий. Помощь постоянно ограничена или своим размером, или временными рамками.

Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, либо юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) либо события, вызывающие возникновение, изменение либо прекращение у отдельных юридических либо физических лиц денежных прав и обязанностей.

Возникновение организационно-финансовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного либо индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области организационно-финансвой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается раз в год. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости оплатить какой-либо налог.

Изменение организационно-финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на базе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения либо уменьшения объема бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение организационно-финансовых правоотношений начинается во многих случаях. Из них более часто встречаются следующие:

1. погашение денежного обязательства в итоге уплаты суммы в срок либо взыскания недоимки (просроченного платежа);

2. выполнение поручения по государственным доходам по бюджету либо внебюджетным фондам;

3. использование выданных бюджетных ассигнований;

4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении конкретного возраста, предусмотренного законодательством, к примеру, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

Для того чтобы субъект права социального обеспечения превратился в субъекта правоотношения по социальному обеспечению, должны появиться определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны конкретные правовые последствия – юридические факты. Юридические факты, как и всякие другие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям.

В зависимости от юридических последствий, связанных с ними, выделяются юридические факты: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К числу правоизменяющих юридических фактов следует отнести такие, как изменение группы инвалидности; волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсионного обеспечения; увеличение продолжительности трудового стажа; увеличение заработка после назначения пенсии и др.

Правопрекращающими фактами могут быть: восстановление трудоспособности; достижение членами семьи возраста, не дающего права на дальнейшее получение пенсии по случаю потери кормильца; трудоустройство безработного; смерть обеспечиваемого.

По характеру действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия и факты состояния. К фактам однократного действия в праве социального обеспечения можно отнести: смерть человека; рождение ребенка; вынужденное переселение и др. Факты-состояния – это инвалидность, временная нетрудоспособность, факт родства с кормильцем, иждивение и др.

В зависимости от характера связи с индивидуальной волей участников правоотношения юридические факты делятся на юридические действия и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. В праве социального обеспечения основная масса юридических фактов – это события, причем события абсолютные, не связанные с волей данного человека либо других лиц. Это достижение определенного возраста, инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть и др. В то же время это могут быть и факты-действия (например, волеизъявление гражданина, вынесение решения компетентным органом о предоставлении обеспечения).

С точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Например, правомерным будет действие гражданина, обращающегося в установленном порядке за назначением пенсии, пособия, компенсации, а неправомерным – представление им при этом ложных, фиктивных документов.

Для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения необходим не один, а несколько юридических фактов. Совокупность юридических фактов, влекущих возникновение правоотношения, именуют фактическим (юридическим) составом. Фактические составы могут быть сравнительно простыми и довольно сложными. Простой состав охватывает два, три юридических факта, а сложный – целый комплекс таких фактов. Например, для получения пособия при рождении ребенка необходимы: факт его рождения, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа, а вот при возникновении пенсионного правоотношения необходим сложный юридический состав, в который входят несколько юридических фактов.

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель, ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов.

В зависимости от типа правоотношения (активного или пассивного) выделяется две разновидности объектов. Если в активном правоотношении объект выступает в виде действия (например, услуги) или его результата (материального объекта) обязанного лица, то в пассивных правоотношениях объектом выступает материальное или нематериальное благо, на которое направлены положительные действия управомоченного лица.

В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют ограничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Пенсия – это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной деятельностью, а также нетрудоспособных, потерявших кормильца.

Пособие – это выплата гражданам в установленных законом случаях ежемесячно или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или

оказания материальной поддержки.

Услуга – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан.

В основных материальных правоотношениях объектом выступает реализация прав на данный вид обеспечения, то есть получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности, но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является получение пенсии по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение соответствующей пенсии по старости или инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных. Например, названия процедурных правоотношений – по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, пособий по безработице, компенсаций беженцам – уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Аналогично и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, то есть назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Еще один элемент правоотношения – это его содержание. Главные общетеоретические позиции в данном вопросе следующие: формой правоотношения считаются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием – фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) деятельно воздействует на содержание, формируя его. Субъективное право – это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от остальных участников правоотношения; в) обращаться за защитой собственного нарушенного права.

Юридическая обязанность – это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения конкретных обязательных действий; б) воздержания от действий, коими могут быть нарушены права остальных лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

В правоотношениях по социальному обеспечению субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответственный орган, исполняющий социальное обеспечение. Субъективные права граждан в данных правоотношениях включают право требовать предоставления того либо другого вида обеспечения (пенсии, пособия, компенсационной выплаты, социальной услуги, льготы) в установленном законодательством объеме и в конкретном порядке, а еще совершения обязанным субъектом остальных действий в целях реализации гражданином всех предоставленных ему законодательством возможностей (к примеру, индексации пенсий; перерасчета пенсии в связи с увеличением трудового стажа, заработка, изменением группы инвалидности).

Юридические обязанности органов, предоставляющих обеспечение, корреспондируют субъективным правам граждан. Они должны производить денежные выплаты, предоставлять услуги и льготы в установленном законодательством размере, в поставленные сроки и в соответственном порядке.

Наравне с субъективными правами, граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению несут и определенные обязанности. В отличие от юридических обязанностей иного субъекта, которые носят преимущественно материальный характер, их обязанности связаны с необходимостью соблюдения конкретных правил процедурно-процессуального порядка: представлять документы достоверные, надлежаще оформленные; вовремя сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты либо влекущих ее прекращение; своевременно являться для перерегистрации в качестве безработного, на осмотр к врачу, на обследование в медико-социальную экспертную комиссию и т.д. Этим обязанностям граждан соответствуют права другого субъекта правоотношения по социальному обеспечению: применить правоограничительные санкции в виде, к примеру, удержания из пенсии; прекращения выплаты пенсии, пособия либо компенсации; приостановления выплаты на установленный срок пособия по безработице.

Объекты правоотношений- то, на что ориентированы субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений – действия и их результаты (назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).

Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению считаются пенсия, пособия разных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические изделия, особые средства передвижения, средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка (по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг и т.д.).

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и оберегаемым государством. Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, потому что они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Отраслевая особенность правоотношений может быть раскрыта лишь на базе анализа главных их элементов. В теории права к деталям любого правоотношения относят: субъектов, объект и содержание. Рассмотрим отмеченные составляющие применительно к правоотношениям по социальному обеспечению.

Выше говорилось, что правоотношения по социальному обеспечении –это относительные правоотношения, в которых отчетливо определены их участники и очерчено их возможное поведение. Одним из участников таких правоотношений всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим – государственный орган либо по поручению государства другой орган (уполномоченное лицо).

Незаменимым условием для того, чтоб стать участником правоотношения, является обладание таким юридическим качеством, как правосубъектность. В составе правосубъектности распознают правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, т. е. быть участником правоотношения.

Дееспособность – это обусловленная правом дееспособность собственными своими деяниями (бездействием) получать субъективные юридические права и повинности, исполнять и заканчивать их.

В доктрине права подчеркивается, что правоспособность и дееспособность – это 2 стороны 1-го и такого же феномена – правосубъектности, которая по собственной природе является единой праводееспособностью. Настоящее разделение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права, и то не для всех субъектов.

Приведенные выше общие посылки крайне важны, поскольку позволяют лучше понять феномен правосубъектности в праве социального обеспечения. Суть данного феномена в данной отрасли заключается в том, что здесь отсутствует единая правосубъектность для всех субъектов.

В теории права отличается правосубъектность общая, отраслевая и специальная. В праве социального обеспечения однозначного подхода к определению правосубъектности граждан нет. Одни авторы, отождествляя правоспособность с самим субъективным правом на тот либо другой вид социального обеспечения, считают, что она возникает одновременно с этим правом.

Остальные выделяют общую и специальную правоспособность. Общая правоспособность возникает, по их мнению, с момента рождения человека, а специальная, дающая право на обеспечение по государственному социальному страхованию, – с эпизода вступления в трудовое правоотношение. В то же время наступление специальной правоспособности, дающей преимущество на введение в пенсионное правоотношение по старости, связывается с достижением возраста, установленного законодательством.

Основным аргументом при определении вида правосубъектности людей в праве социального обеспечения является такой основной принцип, как гарантированность социального обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного социального страхования. Предоставление социального обеспечения любому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующего правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо. Это значит, что в предоставленном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве, может быть отъединена от правоспособности, и право на социальное обеспечение до наступления общегражданской дееспособности может быть реализовано законным представителем управомоченного лица. Так, право на социальную пенсию ребенка-инвалида, на пенсию по случаю утраты кормильца на ребенка до достижения им 18 лет, право на безвозмездную лекарственную помощь по достижения ребенком 3-х лет и т. д. реализуется в правоотношении одним из его родителей или другим законным представителем.

Субъекты права социального обеспечения – это участник (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительнуюправосубъектность на данный вид обеспечения.

Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением того либо другого вида обеспечения в распорядке обязательного социального страхования, могут быть лишь лица, подлежащие или раньше подлежавшие обязательному (добровольному) социальному страхованию (либо семья застрахованного). В данном случае необходима, следовательно, специальная правоспособность, которая появляется сразу с заключением трудового договора (контракта) у лиц, работающих по найму, а у других лиц – с момента начала уплаты страховых вкладов в фонды социального страхования. Сразу с возникновением специальной правоспособности возникает и особая дееспособность. К примеру, достигший 15 лет ребенок, с коим заключен трудовой контракт, самостоятельно реализует право на пособие по временной нетрудоспособности, право на трудовую пенсию по инвалидности и т. д.

Разновидностью дееспособности считается деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность (выполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения. В праве социального обеспечения деликтоспособность граждан как субъектов правоотношений неразрывно связана с их единой либо специальной дееспособностью.

Анализ такого элемента правоотношения, как субъекты, был бы недостаточным без рассмотрения их правового статуса. Более широкий правовой статус имеют граждане. Он формируется из правосубъектности и конституционных прав и обязанностей, которые по Конституции РФ составляют основы правового статуса личности. Правовой статус граждан равен для всех.

Правосубъектность дает юридическую возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных юридических прав и обязанностей, т. е. приобрести конкретное правовое положение.

Лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права.

Субъекты права социального обеспечения – это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по социальному обеспечению – это субъект права, который реализовал своюправосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения – это всегда субъект права социального обеспечения, но не всякий субъект права– участник конкретного правоотношения по социальному обеспечению.

Поскольку субъект правоотношения – это и субъект права, необходимо остановиться на видах субъектов права социального обеспечения. Прежде всего к ним относятся физические лица– граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по социальному обеспечению.

Другим субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения. По поручению государства это может быть и другой уполномоченный орган (например, работодатель, обязанный предоставлять работнику в случае его болезни, декретного отпуска пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам).

Содержание правоотношений в праве социального обеспечения

В соответствии с общей теорией права юридическое (формальное) содержание правоотношения образует совокупность прав и обязанностей его субъектов. Материальное содержание правоотношения выражается в их фактическом поведении.

Субъективное право – это вид и мера вероятного поведения участника правоотношения. Оно складывается из следующих возможностей: исполнять конкретные действия лично; спрашивать совершения конкретных действий от третьих лиц; обращаться за защитой своего нарушенного права.

Субъективная обязанность – это вид и мера должного поведения участника правоотношения. Она проявляется в необходимости: свершить конкретные действия лично; воздержаться от совершения конкретных действий; претерпеть негативные последствия в виде ответственности при совершении противоправных действий либо уклонения от выполнений поставленных законодательством требований.

Главная особенность материальных правоотношений по социальному обеспечению содержится в том, что их содержание составляет субъективное право физического лица на приобретение определенного вида социального обеспечения в установленном законом размере и в конкретные сроки и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения либо другого уполномоченного государством лица) его предоставить. Совместно с тем при реализации собственного субъективного права физическое лицо обязано выполнять возложенные на него законодательством обязанности. В частности, оно должно: предъявлять имеющие достоверные сведения документы, служащие базой для предоставления выплат и услуг; сообщать о всех конфигурациях, влияющих на условия социального обеспечения и размеры выплат (к примеру, об устройстве на работу), выполнять остальные обязанности.

В свою очередь государственный орган (учреждение либо другое уполномоченной государством лицо) имеет не только обязанности, однако и значительный объем прав. Он имеет возможность требовать от физического лица предоставления документов, нужных для назначения либо перерасчета выплат, производить удержания из выплат, приостанавливать выплату пенсии либо пособия и воспользоваться другими правами в рамках, определенных законодательством.

Содержание процедурного правоотношения составляет субъективное право физического лица на установление юридических фактов, нужных, для доказательства права на определенный вид социального обеспечения, и соответственная ему обязанность государственного органа (учреждения либо другого уполномоченного государством лица) произвести проверку и вынести акт – заключение об удовлетворении обращения физического лица либо об отказе в данном.

В соответствии с общей теорией права юридическое (формальное) содержание правоотношения образует совокупность прав и обязанностей его субъектов. Материальное содержание правоотношения выражается в их практическом поведении.

Социально-обеспечительное правоотношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, либо фактическое, содержание составляют те обеспечительные отношения, которые опосредуются правом социального обеспечения; волевое – воля государства и остальных субъектов правотворчества, выраженная в правовой норме и в возникшем на ее основе социально-обеспечительном правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности субъектов социально-обеспечительного правоотношения.

Юридическим содержанием социально-обеспечительного правоотношения принято полагать корреспондирующие друг другу субъективные права и юридические обязанности субъектов в границах этого отношения.

В праве социального обеспечения не существует единого правоотношения, в рамках которого граждане могли бы реализовать свои права на все виды социального обеспечения. Самостоятельные правоотношения возникают по каждому виду социального обеспечения, каждое из которых имеет свой субъектный состав, основания возникновения, содержание и объект. Следует говорить о социально-страховых правоотношениях, правоотношениях по социальной помощи и социальному обслуживанию и правоотношениях по государственному социальному обеспечению.

Социальное страхование формируется в комплексе правоотношений: гражданско-правовых и финансовых правоотношений между страховщиками и страхователями. Вместе с тем можно выделить и собственно социально-страховые правоотношения, которые возникают между застрахованным лицом и организацией (органом), предоставляющей социально-страховые выплаты и услуги. Они характеризуются специфическими признаками, которые позволяют обособить их в отдельную группу правоотношений. Эти особые признаки вытекают из анализа основных характеристик социально-страховых правоотношений (субъекты, объект, содержание, юридические факты).

Основаниями возникновения социально-страховых правоотношений является сложный фактический состав. Он содержит:

наступление страхового случая. Социальное страхование (в широком смысле) осуществляется от конкретного социального риска (утрата заработка или работы);

наличие факта социального страхования от социального риска, т.е. состояние застрахованности на основании закона или договора (юридический факт – состояние), либо наличие у застрахованного лица страхового стажа;

решение соответствующего органа социального страхования, принятое в силу волеизъявления лица.

Каждый вид социального страхового риска имеет свою природу, поэтому и формы защиты, а значит, и организация социального страхования различаются по видам и формам. Поэтому характер и виды социальных рисков можно положить в основу классификации социально-страховых правоотношений. Отсюда можно выделить следующие их виды:

по пенсионному страхованию;

по страхованию временной нетрудоспособности;

по страхованию граждан, имеющих детей;

по медицинскому страхованию;

по страхованию на случай смерти лица;

по страхованию профессиональных рисков.

Правоотношения по страхованию безработицы изменили свою правовую природу, утратив страховой характер. Сегодня это отношения по государственному социальному обеспечению за счет бюджетных средств.

Страховой случай как реализация социального риска в качестве основания возникновения страхового правоотношения может предусматриваться законом или договором. В этой связи социально-страховые правоотношения можно также классифицировать на две группы: обязательные и добровольные. В основе обязательных социально-страховых отношений по общему правилу лежат распределительные солидарные принципы. Так, в обязательном пенсионном страховании, основанном на распределительной системе, т.е. солидарности поколений, взносы нынешних пенсионеров получало в виде пенсий предыдущие поколение пенсионеров. Распределительная система осуществляется в обязательном порядке и может эффективно функционировать только на государственном (публичном) уровне, в то время как накопительная система в социальном страховании предполагает индивидуализацию страховых взносов и функционирование на частных (договорных, добровольных) началах. В накопительной системе страховые выплаты производятся либо только из тех сумм, которые имеются на личном пенсионном счете, либо из общей суммы пенсионных резервов по установленной схеме.

Обязательные социально-страховые правоотношения. В фактический состав включаются наличие факта социального страхования от конкретного вида социального риска по закону или договору, а в случаях, предусмотренных законом, и страховой стаж. Например, правоотношения по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию предполагают наличие у работника страхового свидетельства (полиса). Что касается правоотношений по страхованию временной нетрудоспособности (по болезни), они по закону не удостоверяются специальным полисом. В этом случае достаточно юридического факта – "состоять в трудовых отношениях" (заключение трудового договора). Аналогичная ситуация складывается и в обязательном страховании от профессиональных рисков (несчастных случаев на производстве и профзаболеваний). Однако в соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" у страхователя-работодателя отношения по социальному страхованию возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, а у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Обязательными или добровольными могут быть профессиональные пенсионные системы. К сожалению, у нас до сих пор не принят специальный закон о профессиональных пенсионных системах. Опыт развитых стран свидетельствует о перспективности таких пенсионных систем.

Добровольные договорные социально-страховые правоотношения. Они возникают вне рамок обязательного социального страхования, существуют самостоятельно, дополняя и сопровождая обязательное социальное страхование. В настоящее время в условиях дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, по мнению специалистов, решение проблемы пенсионного обеспечения видится не в увеличении финансового участия государства в общем объеме поступлений в этот фонд, а в привлечении к пенсионному процессу работодателей. В развитых странах давно практикуется корпоративное пенсионное, медицинское и иное социальное страхование. В России это добровольное корпоративное страхование применяется главным образом на крупных предприятиях. Государство должно создать условия для его широкого распространения. Если первоначально такое страхование осуществлялось полностью за счет средств работодателей, то в последние годы все большее место занимают паритетные пенсионные программы, основанные на совместном финансировании работниками и работодателем пенсионных счетов сотрудников.

По содержанию социально-страховые правоотношения являются многосторонними. Права и обязанности участников социально-страховых отношений по обязательному социальному страхованию определяются законом и не могут изменяться соглашением участников, в то время как содержание социально-страховых отношений по добровольному страхованию определяется договором. Последние правоотношения характеризуются по содержанию двумя особенностями: они дополняют систему обязательного страхования, и усмотрение сторон по содержанию прав и обязанностей должно ограничиваться законом. Сказанное можно проиллюстрировать на сравнительно-правовом примере правоотношений по медицинскому страхованию.

В России существует некая смешанная модель медицинского обслуживания и медицинской помощи. С одной стороны, законодательно гарантируется всем гражданам РФ охрана здоровья в соответствии с Конституцией РФ, доступность бесплатной медико-социальной помощи. С другой, на основании Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусматривается медицинское страхование, цель которого – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных страховых средств. Медицинское страхование осуществляется по Закону в двух видах – обязательном и добровольном, и тот и другой основаны на договорах. В системе обязательного медицинского страхования заключаются два вида взаимосвязанных договоров: 1) договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию между медицинской организацией, имеющей право на оказание медицинских услуг, и страховой медицинской организацией; 2) договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией (страховщиком).

На основании первого договора граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и учреждениях системы социальной защиты населения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с федеральной (базовой) и территориальными программами обязательного медицинского страхования. Рассматриваемый договор заключается сторонами в соответствии с утвержденными Правительством РФ типовыми формами. Стороны обязаны вступать в договорные отношения в предусмотренных законом случаях и не вправе по своему усмотрению изменить условия договора, вытекающего из законодательства и территориальной программы обязательного медицинского страхования. Однако в рассматриваемом договоре из договорных отношений фактически исключается самая заинтересованная сторона – застрахованное лицо. Оно, в частности, лишено права определять условия получения медицинской помощи.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание Законодательства РФ, 1996, № 3, ст. 152

2. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"//Собр. законодательства Рос. Федерации Закон РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, в ред. от 28.11.2015 г. – Ст. 7.

3. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, Закон РФ от 17.12.2001 №173 (ред. от 19.11.2015 г.) – Ст. 3.

4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей Закон РФ от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011). – Ст. 6-12.

5. Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности по беременности и родам граждан подлежащих обязательному социальному страхованию" Закон РФ от 29 декабря 2006г, N 255-ФЗ, (от 20.12.2006 г.) – Ст. 2

6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011)"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2012) Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011)"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011). – Ст. 3,5.

7. О социальной защите инвалидов в РФ Закон РФ от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015). – Ст. 2.

8. Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности по беременности и родам граждан подлежащих обязательному социальному страхованию Закон РФ от 29 декабря 2006г, N 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016). – Ст. 2.

9. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Закон РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015). – Ст. 3.

10. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 08.11.2011). – Ст. 1,2

11. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: учебник.- М., 1987. – 283 с.

12. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России Учебное пособие. часть 1. Томск: Изд-во ТГУЮИ, 2006. – 228 с.

13. Беляев В.П. Право социального обеспечения. Учебное пособие. 2004 г. – 240 с.

14. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2004. -384 с.

15. Голенко Е.Н., Основы социального обеспечения – М.: Юриспруденция, 2005г. – 224 с.

16. Горшков А.В. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Омега-Л, 2011.- 160 с.

17. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России.- М.: Издательство Проспект, 2012.- 640 с.

18. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 512 с.

19. Горбухов, В.А. Основы социального управления / В.А Горбухов. – М.: Форум, 2009. – 224 с.

20. Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Книжный мир, 2010.- 416 с.

21. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: ГроссМедиа, 2008. – 510 с.

22. Жумангулова, Г. Право социального обеспечения: учебник/Г.Жумангулова, А. Ахметова, Г. Ахметова.-Алма-Ата, 2013 С. 20 – 22.

23. Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. – М., 1974. – 191 с.

24. М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. Право социального обеспечения России: Учебник. –М., 2002. – 560 с.

25. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Издательство БЕК, 2010. – 560 с.

26. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М., 1986. – 175 с.

27. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. – М.: Норма, 2001. – 288 с.

28. Кучеров И.И. Финансовое право Учебник.- М., 2011.

29. Лушникова, М.В. Курс права социального обеспечения / М.В Лушникова., А.М. Лушников– 2-е изд. – М.: Юстицинформ, 2009. – 656 с.

30. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие + практикум. М.: Наука. 2006. – 490 с.

31. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2013.- 576 с.

32. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Наук – М.,2014.- С.10.

33. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения.- М.: Издательство РИОР, Инфра-М, 2011.- 64 с.

34. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. М.: Юристъ. 2007. – 490 с.

35. Попов, В.Г. Социальная защита населения в регионе: учебное пособие. – Екатеринбург, 2013. – 352 С.

36. Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения: Монография. М.: МАКСПресс, 2002г. – 197 с.

37. Романова Е.В. Право социального обеспечения. – СПб.: Питер, 2005. – 290 с.

38. Соловьева Е.В. Социальное обеспечение семей с детьми как элемент социальной защиты населения России в переходный к рыночной экономике период: Автореф. дис.... канд. юр. наук. – М., 1995. – 32 с.

39. Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении.- Томск, 1980. –80 с.

40. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт,2011.- 560 с.

41. Суперека, П.В. Право социального обеспечения: Учебный минимум / П.В.Суперека. – М.: Юриспруденция, 2005. – 24 с.

42. Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения.- М., 1974. – 108 с.

43. Право социального обеспечения: учебное пособие. Тамбов: издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2012. 64 с.

44. Чирков С.А. Правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц, выехавших на постоянное жительство за границу: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва, 2009.

45. Чумаков А.В. Европейские стандарты в области прав человека в российском уголовном процессе: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2005.

46. Федосеева Н.Н. Глобализация как общенаучный феномен: проблемы определения // Международное публичное и частное право. 2009. № 1. – С. 2 – 5.

47. Фрик О.В. Накопительный механизм в обязательном пенсионном страховании: правовые вопросы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь, 2006. -23 с.

48. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000. – 362 с.

49. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2012.- 576 с.

50 Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения.- Свердловск: Уральский университет, 1986. 400 с.