Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики

Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики.

Статьи по теме
Искать по теме

Целевые установки СКД:

- Генеральные, стратегические – Стимулирование всестороннего развития личности, духовное богатство, физическое совершенство, моральная чистота, генеральные цели и задачи являются умозрительными, идеальными.

- Мировоззренческие – Формирование научного мировоззрения, формирование политической, экономической, правовой и эстетической культуры человека.

- Тактические – Воспитание человека и его духовное развитие, пропаганда искусства как задача, просветительная работа, экологическое воспитание, эстетическое развитие, развитие творческих способностей, организация культурного отдыха.

- Ситуативные – Обогащение личности конкретными знаниями, умениями, навыками

Содержанием социально-культурной деятельности выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. "Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют "субстанцию" культуры постольку, поскольку они реально раскрываются как "человеческие отношения".

Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в своем воздействии на человека – это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д. Социально-культурная деятельность также представляет собой систему направленного социального воздействия на индивида. Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение способов деятельности, иной менталитет и поведение. Человек перестает быть прежде всего объектом воздействия со стороны безличных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого "самодостраивается", самореализуется личность. В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности.

Новый уровень развития, когда культурные факторы становятся паритетными с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими структурами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов.

Анализ социальной природы социально-культурной деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социальные институты реализуется в обществе, каково ее предназначение, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая социально-культурную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникальность ее характеристик.

Социально-культурная деятельность выступает средством социализации индивида, т.е. приобщением к общественному целому, становления как' члена общества. Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной сферы в формировании личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность [Кон И.С.]. В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Основным средством социализации является культура и связанная с нею социально-культурная деятельность, призванная реализовать адаптационную и человекотворческую функцию. Социальная адаптация – процесс активного усвоения человеческого опыта и приспособления к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. Реализация человекотворческой функции основана на потребностях личности, обусловленных общественными процессами. Социально-культурная деятельность, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, востребованного обществом.

Принцип деятельностного подхода применительно к социализации, осуществляющейся социально-культурными средствами, является ведущим. Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере. При этом социализация определяется как "двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны... процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности". Это означает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. В качестве примера можно привести включение человека в деятельность различных социально-культурных или социально-инициативных обществ и объединений экологической, историко-культурной, поисково-исследовательской и другой направленности. Участвуя в активной роли в деятельности этих объединений, каждый участник непосредственно через деятельность формирует свою нравственную позицию, свое отношение к проблеме сохранения природы, историческому прошлому, культурному наследию и т.д.

В этой ситуации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее.

Передача опыта может осуществляться как целенаправленное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. Соответственно различают направленную и ненаправленную формы социализации. Социально-культурная деятельность относится к направленным формам социализации, так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества. Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности которых учитывается социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

Ненаправленные или стихийные формы социализации – это как бы автоматические восприятия определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Эта форма социализации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной социализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросфера часто несет с собой стереотипы, устаревшие формы, правила существования и т.п.

Различные институты социально-культурной сферы, задействованные в процессе социализации, используют различные методы, технологии и формы направленного влияния (выставки, экспозиции, праздники, образовательные программы и др.), но общим для них должно быть наличие идеалов. Именно отсутствие в обществе социального идеала, утрата смыслов мировоззренческого характера отрицательно сказываются на результатах социализации. При создании эмоциональных ситуаций с ориентацией на идеалы и определенную систему ценностей (обряды, праздники, вечера-чествования, вечера-юбилеи), усиливающих мотивацию деятельности, личность превращается из объекта воздействия в субъект деятельности. Стимулируют этот процесс ритуалы торжественности, традиции, романтичность. Действенной оказывается социализация при воздействии авторитетного лица (например, клубные формы с участием реального героя). Эффективно действие внушения через идентификацию – чувство принадлежности к той или иной группе (например, художественные студии и клубные досуговые группы, неформальные молодежные и социально-культурные объединения). Человека формирует не физическая среда, а та система знаний, ценностей, норм и правил, с которыми он себя соотносит и отождествляет. Каждое общество использует средства целенаправленного воздействия на личность, рассчитанные на выработку определенного поведения, не выходящего за рамки его интересов.

Таким образом, смысл социализации средствами социально-культурной деятельности – в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, соответствующего требованиям новой социальности.

Социально-культурная деятельность выступает средством инкультурации индивида. Инкультурация – процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.

Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек формирует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования, – все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управлении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в деятельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветительного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.

Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, обогащают личность определенным культурным опытом.

Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.

Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор – первая стадия процесса сохранения элементов и достижений культуры. Сохранение духовных ценностей – это не только предотвращение их от физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.

Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.

Распространение ценностей культуры осуществляется прежде всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, филармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы дополнительной образовательной и непрофессиональной творческой деятельности, доступные для самых широких масс.

Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной, информации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его в личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация); воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д.

В процессе инкультурации взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы как типологические уровни социально-культурной деятельности.

Репродуктивность неизбежна и обязательна во всех видах досуговых занятий, непрофессиональном художественном творчестве, в процессе познания и обучения. В то же время для участников художественной студии, любительского театра, художественного объединения и т.д. освоение основ искусства, овладение художественными умениями и навыками, сам процесс познания, реализации своих творческих возможностей и способностей – не только репродукция, но и творчество. Поэтому типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: репродуктивный – простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов культурно-творческой деятельности; репродуктивно-творческий – открытие человеком нового для себя, что объективно не является новым; творческий – преобладание творческих элементов в деятельности, стремление к творческой самореализации и достижению творческих результатов.

Таким образом, процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности.

Социально-культурная деятельность как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процессы и социальное поведение человека. Именно посредством социально-культурной деятельности возможно осуществление регулятивной функции культуры. Социально-культурная деятельность охватывает постоянно действующие или долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Суть социальной регуляции заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нормативных рамках. Формы социально-культурной деятельности (праздники, обряды, досуговые вечера, игровые программы и конкурсы и т.д.) не только снимают психологическое напряжение, предоставляют рекреацию и тем самым создают условия. для гармонизации психики и снятия аффективных состояний, но и регулируют процессы общения и взаимодействия, поведения и отношения к какому-либо явлению в соответствии с нормативными ожиданиями, принятыми в данном обществе. Занятия художественным творчеством, например, способствуют преодолению негативных состояний и позволяют человеку актуализировать не только творческий потенциал, но и позитивные эмоции, настроения. Социально-культурная деятельность преобразует негативные психологические состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия.

Обычай является одной из простейших форм социально-культурной регуляции. Социально признанные образцы поведения складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. Обычай выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Обычай связан с понятием "обряд", который представляет собой выполнение публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют образцы посвящения индивида в данное общество или возрастную группу (наречение имени, крещение, вручение паспорта, проводы в армию и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, исторических и памятных датах и т.д. Обряд – одна из самых устойчивых и стабильных форм социально-культурной регуляции поведения человека и общности в целом.

Устойчивое и действенное регулирование социальных отношений осуществляется через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей. Образцы нормативного поведения закладываются в различные формы социально-культурной деятельности (массовые мероприятия, посвященные профилактике наркозависимости, алкоголизма, девиантных форм поведения). В этом случае норма носит предписывающий поведение характер, вызывая осуждение поведения, отклоняющегося от нормы.

Таким образом, социально-культурная деятельность выполняет регулятивную функцию культуры, выступает действенным средством социализации и инкультурации индивида. В этом проявляется ее уникальность и общественная значимость.

Роль, значение и место социально-культурной деятельности в общественной жизни можно определить, представив ее структуру в виде трех блоков: когнитивный, поведенческий, праксеологический. Разумеется, это деление условно, ибо эти "блоки" тесно связаны и, взаимопересекаясь, взаимодействуют. Но для анализа социально-культурной деятельности, более глубокого понимания системы ее понятий такое деление, очевидно, имеет определенный смысл.

Когнитивный блок характеризует социально-культурную

деятельность как развивающуюся, движущуюся совокупность

социально-культурного опыта, накопленного человечеством -

мировоззренческих представлений, знаний, навыков, умений -

во всех видах культурной деятельности.

Поведенческий блок формирует поведенческие модели. Живая человеческая деятельность регулируется "поведенческим" блоком культуры. Цель такого регулирования – добиться соответствия деятельности социальным ожиданиям общества. Формы социально-культурной деятельности, используя художественно-образные и информационно-логические средства и методы, представляют собой действенный потенциал нормативного воздействия на личность. Когнитивный и поведенческий "блоки" синтезируются праксеологическим блоком.

Праксеологический блок направлен на организацию и управление культурной деятельностью людей, поэтому его можно назвать "культуроорганизующим". Средством такого регулирования социально-культурной деятельности, точнее сказать и самоорганизации, выступают социальные институты социально-культурной сферы (лицеи, библиотеки, парки, досуговые центры, концертно-зрелищные учреждения и др.).

Структура социально-культурной деятельности, представленная тремя блоками – когнитивным, поведенческим, праксеологическим, – наиболее полно раскрывает сущностный потенциал этой деятельности, выявляя ее содержание, специфику и целевые установки. Специфические черты социально-культурной деятельности можно определить и описать исходя из представлений о ее структуре.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты.

а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;

б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

в) характеризуется многообразием видов, на основе многообразия интересов (художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.);

г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;

д) отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;

е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;

ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере;

з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;

и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами.

Рассматривая специфику социально-культурной деятельности как проявление ее сущностного начала и назначения в обществе, необходимо остановиться на проблеме включенности социально-культурной деятельности в общественные отношения. В этом случае социально-культурную деятельность можно охарактеризовать как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества: Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует духовную жизнедеятельность общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса социализации, инкультурации и самореализации личности.

Духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции общества и различных его групп.

Социально-культурная деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Именно в сфере свободного времени происходит борьба между партиями и движениями, имеют место политические формы работы пропагандистской направленности. Социально-культурная деятельность может выступать как сопутствующая деятельность по отношению к политической (политические движения, деятельность политических лидеров, политико-предвыборные кампании).

Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Она сформировалась в целую производственную отрасль. Как и любая другая отрасль, социально-культурная деятельность имеет собственную сеть предприятий и трудовых коллективов, органов административного и методического руководства, научных центров и учебных заведений, систему экономического учета и отчетности.

Социально-культурная деятельность независимо от характера и сферы проявления призвана решать важнейшие социальные задачи:

- изучение, удовлетворение и возвышение духовных потребностей и интересов личности;

- формирование общественно значимых качеств личности;

- развитие творческих способностей;

- создание благоприятной культурной макро-микро-среды;

- организация социальной помощи и социально-психологической реабилитации через социокультурные формы деятельности.

Таким образом, социальная значимость социально-культурной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферы жизнедеятельности общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса социализации, инкультурации и самореализации личности.