Социальная защита в ДОУ

Цель социальной работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный работник выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Статьи по теме
Искать по теме

Роль ДОУ в профилактике социальной незащищённости детей

Сотрудники ДОУ должны уметь взаимодействовать со всеми категориями детей и следить за полноценным соблюдением их прав.

Ребенок, находящийся в неблагополучных домашних условиях, испытывает различного рода лишения: недоедание, отсутствие игрушек или одежды, гигиеническая запущенность, жестокое обращение, отвержение, недостаток общения с родителями и со сверстниками и т. д. Подобное "семейное воспитание" может стать причиной различных психологических проблем, а также послужить источником формирования девиантных форм поведения. Кроме того, по мнению специалистов, такой ребенок в последующем проецирует аналогичные формы воспитания на собственную семью. По логике к данным семьям необходимо применять меры социально-педагогического характера, предполагающие участие социального педагога, который тесно взаимодействует "с социумом для разрешения текущих и хронических проблем личности или группы".

Социальный педагог в ДОУ проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Деятельность социального работника с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Направления социальной работы в ДОУ

Направления социальной работы в ДОУ

В рамках реализации социально-педагогической деятельности в условиях современных ДОУ особую значимость приобретает проблема защиты прав и законных интересов детей, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях. Защита прав и интересов детей стала возможной благодаря тому, что Россия ратифицировала нормативно-правовые документы, принятые в международном праве, которые впоследствии отразились на Конституции РФ, Федеральных законах "Об образовании РФ" и "Об основных гарантия прав ребенка в РФ", Семейном кодексе РФ и т.д.

В современных российских условиях ДОУ как один из субъектов защиты детей оказывает следующее воздействие на защиту прав и свобод детей:

  • ДОУ занимается охраной жизни и здоровья детей;
  • в современных ДОУ действует принцип уважение личности и защита ее достоинства;
  • воспитанникам даётся возможность посещать дошкольное образовательное учреждение с учетом потребностей и интересов как самих детей, так и их родителей;
  • в ДОУ реализуется возможность получения дополнительных, в том числе платных, образовательных и медицинских услуг;
  • в ДОУ реализуется право на получение образования на родном языке, а также возможность выбрать язык обучения и воспитания в пределах имеющихся;
  • ДОУ реализует право ребенка на удовлетворение физиологических потребностей.

В современных условиях в ДОУ защита прав и интересов детей возможна при реализации охраннозащитной функции, предполагающей "создание условий для полноценного развития ребенка, направленных на защиту его прав на жизнь, образование, здоровье, досуг, свободу слова, религиозную свободу, получение информации, выражение собственного мнения".

Защита прав и интересов детей основывается на тесном сотрудничестве с различными социальными институтами:

  • органами опеки и попечительства,
  • комиссиями по делам несовершеннолетних,
  • отделами по делам несовершеннолетних,
  • органами социальной защиты,
  • социально-психологическими центрами и т.д.

Их взаимосвязь обусловлена необходимостью воздействовать в целом на ситуацию, в которой вынужден находиться ребенок.

Для того, чтобы родители и дети могли обратиться за помощью на видном месте в детском саду должна быть размещена информация об организациях, куда родители или ребенок могут обратиться: телефон доверия, адреса и телефоны центра социально-психологической помощи семье, детям, молодёжи, социального приюта для детей и подростков, уполномоченного по правам ребенка, службы экстренной психологической помощи семье, детям, подросткам и т.д.

Для разработки мер защитного направления воспитателям необходимо учитывать базовые принципы.

Принципы работы ДОУ по направлению социальной защиты детей

Принципы работы ДОУ по направлению социальной защиты детей

Именно усилиями ДОУ решаются многие проблемы связанные с воспитанием ребенка, с неподходящими условиями для его жизни и с нарушениями его прав и свобод.

Работа педагога направленная на социальную защиту детей в ДОУ

В отличие от школы, где социальный педагог, главным образом, решает проблемы отклоняющегося поведения детей и проблем в обучении, в детском саду он призван помогать социализации и адаптации ребёнка и созданию комфортных условий для него в семье и в детском саду.

В условиях ДОУ педагог должен внимательно наблюдать за состоянием каждого ребенка и уметь вовремя замечать отклонения и чувствовать возникновение проблемных ситуаций.

Одно из главных условий – знание и профессиональное исполнение воспитателем своих прав и обязанностей. Немаловажное значение имеет использование текстов нормативных документов таких как Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также книг, разъясняющих права и обязанности ребенка.

На основании диагностики воспитатель получает обширную информацию. Своевременно полученная информация позволяет специалистам проводить с семьей и ребенком работу, направленную на предотвращение и устранение причин неблагополучия, а также на профилактику разного рода негативных явлений, что в конечном итоге способствует укреплению семьи.

Одним из эффективных методов работы является беседа с родителями ребенка. Именно она предоставляет воспитателю больше всего материала о проблемах и трудностях семьи.

Основная цель беседы – выяснение причин возникших в семье социальных проблем, формулирование рекомендаций по их преодолению, определение стиля семейных отношений. Задаваемые в процессе беседы вопросы являются основным способом воздействия на внутренний мир родителя. Готовясь к предстоящей беседе, воспитателю необходимо определить круг вопросов, ответы на которые позволят ему планировать дальнейшую воспитательно-просветительную работу с родителями. Беседа носит, как правило, ознакомительный характер и способствует созданию контакта между основными субъектами образовательных отношений.

Беседуя с родителями, необходимо поговорить на такие темы, как:

  • особенности здоровья членов семьи, ребенка;
  • увлечения и интересы членов семьи, ребенка;
  • особенности общения в семье;
  • особенности характера членов семьи, ребенка;
  • моральные ценности семьи;
  • планы семьи на ближайшие пять лет.

Отдельно следует остановиться на роли именно социального педагога в ДОУ. Социальный педагог занимается следующим:

  1. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
  2. изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
  3. выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
  4. выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
  5. определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
  6. способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
  7. взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.

Для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей, необходимо использовать такую форму работы, как посещение семьи на дому. Данная форма работы решает не только диагностические, но и предупредительно-профилактические задачи. При этом следует помнить: какая бы ситуация ни складывалась в семье, необходимо оставить о себе хорошее впечатление. Для этого следует сначала поговорить на отвлеченные темы, после чего обсудить причину прихода в семью.

Направления деятельности социального педагога в ДОУ

Направления деятельности социального педагога в ДОУ

Посещение семьи на дому позволяет изучить ряд важных вопросов:

  • жилищно-бытовые условия;
  • режим дня ребенка, наличие/отсутствие детской зоны;
  • воспитательная позиция семьи;
  • отношение родителей к ребенку и т. д.

Информация о семье и ребенке подлежит хранению в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. Копии направляются в отделы внутренних дел, образования, здравоохранения, соцзащиты района.

Задача социальных педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

Деятельность социального педагога очень разнообразна и требует приложения многих усилий, терпения и творчества. Организуя свою работу, социальный педагог направляет усилия на создание здорового, эмоционально стабильного и благополучного микроклимата, как во взрослом, так и в детском коллективах, способствует гуманизации межличностных отношений (педагог – педагог, педагог – ребенок, ребенок – сверстник, ребенок – группа, ребенок – родитель, педагог – родитель), защищает права и интересы каждого ребенка, участвует в организации досуга и отдыха детей, помогает раскрыться способностям каждого воспитанника. Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Литература

  1. Торохтий В.С. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. – 2010. – №5. – С.40-52.
  2. Горовая М.С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 34-36.
  3. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009.