Социальная технология

Социальная технология.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Сущность социальной технологии

Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, – одно или несколько его свойств. Классическим примером социальной технологии может служить технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств. Социальные технологии имеют некоторые отличия от технологий, используемых в производстве (промышленных технологий ). Основное отличие заключается в том, что промышленная технология представляет собой строго определенные набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, а также изменение последовательности следования одного процесса за другим влекут за собой снижение результативности или полную остановку процесса переработки.

В социальных технологиях строгая последовательность не обязательна, и, более того, жесткая последовательность не дает наилучшие результаты. Социальные технологии более гибки, не так жестко детерминированы. Подбор определенной последовательности даже самых результативных способов или приемов не гарантирует достижение высокой эффективности. Человек слишком многомерная и многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различны, а порой и противоположны. Заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. В обучении человека значительную роль играют повторение и вторичное возвращение к неусвоенному материалу. Поэтому социальную технологию нельзя назвать строго определенным набором точно подобранных процессов, как это было в промышленной технологии.

В социальной технологии огромную роль играет обратная связь. На примере процесса обучения видно, что учитель, проводя текущий контроль, постоянно выявляет учащихся, у которых возникают трудности с освоением предлагаемого учебного материала. Определив, у кого трудности, он проводит дополнительную работу с отстающими для подтягивания их до общего уровня. На примере обучения мы наблюдаем повторение элементов объяснения и закрепления нового материала. Однако повторение проводится не для всех, а только для тех, кто недостаточно усвоил учебный материал, т.е. мы имеем выборочное повторение отдельных элементов процесса обучения. Причем выборка идет по двум параметрам: по участникам процесса обучения (отбирают наиболее слабых) и по элементам процесса обучения (отбирают для повторения только те темы, которые учащиеся недостаточно усвоили).

Итак, мы видим, что в социальной сфере технологии должны быть более гибкими и способными скорректировать недостатки отдельных процессов и методик, из которых состоит технологический процесс и, дополнительно поработав с отстающим учеником по не усвоенному им материалу, "вытянуть" его до общего уровня. В этом заключается большая сложность, но и огромное преимущество социальных технологий перед промышленными.

Социальные технологии более сложны по организации и проведению. Можно сказать, что социальные технологии – это технологии более высокого уровня организации.

Таким образом, социальные технологии сильно отличаются от промышленных технологий (есть обратная связь, существует выборное повторение отдельных частей процесса, доработка с отдельными участниками процесса). Однако в главном эти два вида совпадают. Они оба, используя технологические средства, в конечном итоге дают продукт с заданными свойствами. Поэтому понятие "социальные технологии" правомерно для использования так же, как и понятие "промышленные технологии". При этом наиболее характерным звеном социальной технологии является не жесткая последовательность технологических процессов, что присуще промышленной технологии, а система обратной связи (определение слабого звена и дополнительная работа с ним).

Приблизительное определение технологии. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами.

В энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: технология – это "совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции".

Однако технология – это не просто "совокупность методов". Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну единую цель – получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, мы находим в учебнике "Основы менеджмента" (М. Мескон и др.), где под технологией подразумевается "любое средство преобразования исходных материалов – будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг". Это определение недостаточно точное, так как под словосочетание "любое средство" может подойти не только технологический способ производства, но и средства производства, например: инструмент, станки и т.п. Тем не менее сущность понятия "технология " во втором определении более ярко выражена.

Итак, определение технологии, которое складывается при беглом взгляде на проблему, может быть сформулировано следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

При таком взгляде ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Полученное определение по сути является определением методики. Оно просто ставит знак равенства между методикой и технологией, что не совсем правомерно.

Данный подход к понятию " технология " не позволяет найти отличие между методикой и технологией. Попытаемся это сделать, взглянув на те подходы, которые излагаются в педагогической литературе.

Существующие подходы к понятию "технология обучения". В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие "технология". Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основных подхода к определению технологии обучения.

При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (например, технология отработки навыка устного счета, технология организации групповой деятельности и др.). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии – они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. Использование понятия " технология " в этом смысле не дает чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Происходит просто подмена одного понятия другим.

В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Нельзя сказать, что данный взгляд еще ближе подходил бы к первоначальной трактовке понятия "технология" – скорее, наоборот. Ведь технология – это определенный способ.

2. Социальные технологии

Яркий пример социальных технологий – современный менеджмент, ориентированный на человека, на учет его интересов и потребностей.

Социальная технология является представленным в проектной форме (т.е. в некотором формализованном и пригодном для практического использования виде) концентрированным выражением научных знаний и практического опыта, позволяющим радикальным образом организовать тот или иной конкретный и часто повторяющийся социальный процесс. При этом рационализация данного социального процесса предполагает возможность экономии затрат времени, труда, энергии, людских и материальных ресурсов, необходимых для его реализации.

Главное качество, которое придает проектная методология Человеческой деятельности – это возможность научно обосновать сегодняшние действия, опираясь на представление о будущем. Проектная методология характеризуется высокой степенью наукоемкости и творческим характером.

По мере расширения масштабов социально–инженерной деятельности социальное проектирование и социально–технологическая деятельность вычленяются в самостоятельные специализированные виды научно–практической деятельности, создающие предпосылки для социальной инженерии. Появляются специальные научные дисциплины, изучающие эти проблемы. Это теория социального проектирования и теория социальных технологий.

Следовательно, появляется новая отрасль научного знания – социально–технологическая, которая осваивает новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил. Эта область обществоведения отвечает на вопрос, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов совместной жизнедеятельности людей.

Технологию социальной деятельности можно рассматривать в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов по формированию общественных явлений, и как технологизацию самих знании в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных социальных структур.

Технология социальной деятельности предполагает создание научно обоснованной социально–технологической модели, направленной как на преобразование социального пространства, так и оптимизацию самой деятельности по его освоению, придание ей более оптимальной формы, современных средств, эффективных приемов и т.п.

В целом речь идет о целостной теоретической и методологической концепции обновления социального пространства средствами его технологизации, что обеспечивает высокую степень его научного освоения и эффективность решения социальных проблем.

Структурирование социальных технологий может быть осуществлено по многим основаниям. Например, глобальная модель выживания человечества, разработанная американскими учеными по заказу Римского клуба, была рассчитана по критерию конечности, истощаемости ресурсов.

По критерию целостности социальных систем различаются универсальные технологии освоения социального пространства на уровне общества, нации, контактной группы, личности.

По критерию иерархичности проблем управления различают технологию решения мировых, государственных (федеральных), региональных, территориально–отраслевых проблем местного самоуправления, трудовых ассоциаций.

По сферам жизнедеятельности людей различают экономические, политические, духовно–культурные технологии управления социальными процессами.

По масштабу общественной проблемы принято выделять два класса технологий: универсальные и частные.

По видам специальных социологических теорий (семьи, трудовые коллективы, города, села и т.д.)

По сферам общественной деятельности:

–экономические,

–политические,

–социальные,

–духовно–нравственные,

–экологические,

–социокультурные,

–управленческие.

По уровням социологического знания:

–макросоциологические,

–мезосоциологические,

–микросоциологические.

По уровням управления:

–глобальные,

–континентальные,

–региональные,

–местные,

–трудовых ассоциаций.

По назначению:

–учебные,

–информационные,

–правоохранительные,

–ресурсосберегающие.

Личностные:

–самореализации,

–самообразования,

–самовоспитания,

–самоадаптации,

–самовыражения и др.


По характеру действия:

–стратегические,

–тактические,

–оперативные.

По времени действия:

–долгосрочные,

–среднесрочные,

– краткосрочные.

По степени социального развития объекта:

–низкая степень – технологии 1го уровня,

–средняя степень – технологии 2го уровня,

–высокая степень – технологии 1 го уровня,

По уровню эффективности:

–высокоэффективные,

–среднеэффективные,

–низкоэффективные.

По методам:

–прогнозирование,

–социодиагностика,

–моделирование,

–проектирование,

–планирование,

–социальный контроль.

По направленности:

–разрушительные,

–созидательные,

–традиционные,

–инновационные,

–квазитехнологии.

Социальная технология всегда детерминирована общественной проблемой и направлена на ее решение, вначале в процессе социодиагностики, познания, затем – технологизации. Поэтому, выдвигая задачу фундаментального или прикладного социологического исследования, социолог сначала ориентируются на технологию диагностики общественной проблемы, а потом на технологию получения результата. Поэтому социальные технологии не могут быть абстрактными, Их построение обычно исходит из логики самого социологического исследования, отражая суть конкретных явлений.

3. Технология как феномен

Проблема изучения предмета "Социально-культурный сервис и туризм" на современном этапе его развития по оценкам отечественных и зарубежных исследователей состоит, прежде всего, в наиболее полном выявлении сущности понятия "технология" и его теоретическом анализе как феномена.

В течение последних десятилетий понятие технологии существенно расширилось за счет применения его не только в области технико-производственных процессов, но и в социальной сфере и педагогике. Если раньше говорили, что технология – это знание как делать предметы и охарактеризовывали как "мир вещей", то сегодня подходы к данному понятию изменились. На теоретическом уровне произошло изменение понимания сущности технологии от "прикладной науки" к "социальным интерпретациям". Именно поэтому необходимо провести теоретический анализ данного понятия в области науки и техники, социальной сфере и педагогике.

Толковый словарь определяет технологию как "совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве".

Большая Советская энциклопедия определяет в рамках технического детерминизма технологию как "совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных областях и промышленности"; а также как "научную дисциплину, разрабатывающую и совершенствующую такие приемы и способы". При этом задача технологии формулируется как выявление физических, механических, химических и других закономерностей с целью выявления на практике наиболее эффективных производственных процессов, а технологичность характеризуется такими свойствами как эффективность и оптимальность.

Кроме этого, в учебнике "Основы технологической культуры" дается еще одно определение технологии как "науки о способах производства в конкретных сферах и видах человеческой деятельности".

Обобщая данные трактовки понятия "технология" можно говорить, что совокупность приемов и способов здесь выступает как совокупность методов, то есть путей, способов достижения, движения вперед, а технология связана с эффективностью этого продвижения и оптимальностью выбранных путей и способов.

Причиной возникновения социальной технологии стала, по мнению В.А. Кальней и С.Е. Шишова, потребность быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности.

Н. Стефанов определяет социальную технологию как "деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности"; М. Марков как "способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно"; Н. Данакин как "процесс направленного воздействия на социальный объект"; Л. Дятченко как "науку о совокупности способов социального действия человека" и так далее.

Разнообразие определений, которые говорят о социальной технологии и как о виде деятельности, и как о науке, и как о направленном процессе, и как о способе реализации, позволяют сделать вывод, что само понятие технологии можно рассматривать достаточно широко и на разных уровнях. Также при определении сущности социальной технологии говорят о деятельности, направленном воздействии, в ходе которых должна быть достигнута поставленная цель, причем соблюдается определенная жесткость, последовательность, однозначность данного процесса, данной технологии.

Влияние социальной интерпретации понятия технологии нашло свое отражение и в педагогике. В своем докладе ЮНЕСКО обозначило педагогическую технологию как "системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования".

Рассматривая педагогическую технологию, Б.Т. Лихачев говорит об "организационно-методическом инструментарии" педагогического процесса, М.В. Кларин о "системной совокупности и порядке функционирования всех личностных, инструментальных и методических средствах"; В.М. Монахов о "модели совместной педагогической деятельности... с безусловным обеспечением комфортных условий". Г.К. Селевко, один из признанных специалистов по педтехнологиям, подтверждает возможность и необходимость ее рассмотрения на разных уровнях: "педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения".

Педагогика рассматривает технологию как оптимальный способ взаимодействия, совместную педагогическую деятельность, педагогический процесс, то есть оптимальный путь в рамках педагогической системы с учетом всевозможных факторов и условий для достижения определенных педагогических целей. В педагогике также можно выделить несколько уровней рассмотрения технологии (Селевко Г.К.): научный – для обеспечения исследований наиболее рационального, эффективного, оптимального пути достижения поставленных целей и задач; методологический – учение о технологии как о методе, совокупности методов для использования их в различных технологиях; процессуальный – отражающий технологию как специальный процесс для определенного вида деятельности с определенными поставленными целями.

Определение эссенциалистской направленности понятия технологии в образовательной области "Технология" рассматривается, прежде всего, на естественнонаучной трактовке технологических процессов и техники.

В.М. Казакевич говорит о преобразованиях, которые имеют место при использовании технологии: "технология – это заданное методом или совокупностью методов сочетание оборудования, инфраструктуры, инструментов, технических знаний и квалификационных навыков, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации, людях".

В.А. Кальней формулирует наиболее общее понятие технологии на системном уровне, определяя ее как "сложную систему, в основе которой лежит применение орудий, инструментов, аппаратов, использующую наработанные человечеством навыки (а это говорит о том, что технология – это часть культуры), знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, физическими, энергетическими, сырьевыми и т.д), и наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и других последствий, связанных с внедрением данной технологии".

О культурологической сущности технологии упоминается также в американском проекте "2000+": "технология – это часть системы культуры, она формирует и отражает ценности этой системы". В США данный феномен подробно исследован и является одним из основных факторов, влияющих на разработку учебных программ. Технология рассматривается как "комплексная социальная структура, включающая не только исследование, проектирование и ремесло, но также финансы, производство, управление, труд, маркетинг и техническое обслуживание", то есть все социально-экономические аспекты нашей жизни.

Исследования авторов-теоретиков сущности понятия "технология" наиболее широко и подробно определяют этот феномен, что позволяет сделать следующий вывод: технология – это та часть культуры, которая связана с социально-экономической стороной человеческой жизнедеятельности, преобразованиями или движением материалов, информации и людей, в результате чего достигается поставленная цель и образуется что-то новое на новом качественном уровне.

Все вышеизложенное вместе с широкой дифференциацией понятия "технология" в различные области человеческой деятельности позволяет нам выдвинуть гипотезу о необходимости интеграции данного понятия и о рассмотрении его в рамках философского подхода на уровне материи и движения. Взаимосвязь различных материальных систем и структурных уровней материи отражается, прежде всего, в том, что они интегрируются в формы движения материи. Помимо форм движения, существуют типы движения: 1) механические – без изменения качества, 2) с изменениями качества у остальных форм движения материи. Изменения качества наблюдаются трех видов: а) у функционирующих систем, б) в процессах круговорота, в) в процессах развития. Развитие определяется в основном как необратимое качественное и направленное изменение системы. Направленность бывает трех родов: прогрессивная, регрессивная и "горизонтальная" (или одноплоскостная, одноуровневая).

Рассматривая данное современное видение философского понятия движения, можно определить место технологии как движения с изменением качества, протекающего в процессах развития, направленное на прогрессивные преобразования (социальные изменения общества, научно-технический прогресс и т.д.), регрессивные последствия различных технологий (экологические катастрофы, проблемы информационных технологий, глобальные проблемы человечества) и изменения, определяющие работу в одной плоскости (технология изготовления..., технология расположения... и т.д.).

Все это не говорит о том, что технологию можно выделить как класс или одно из направлений движения, так как кроме движения, обусловленного деятельностью человека (технологии), существуют и другие виды движения. Но это позволяет дать наиболее полное и интегрированное определение технологии как движения, направленного на развитие, переход на новый качественный уровень, обусловленного деятельностью человека. При этом классификация технологии будет строиться в соответствии с выделенными на сегодня видами движения (и дополняться по мере развития общества и философского учения о движении): механические технологии, физические технологии, химические технологии, биологические технологии, социальные технологии, геологические технологии, планетарные технологии, информационные и т.д.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Человек и управлении обществом. – М.: Политиздат, 1977.

2. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления / Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – М.: Экономика, 1989.

4. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технологии//Марксистско-ленинская социология. М.: Изд-во МГУ, 1989.

5. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. – М.: Белгород, 1993.

6. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управ-ления//Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М.: Экономика, 1989.

7. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. – М.: Славянский диалог. – Н.-Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1996.

8. Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М.: Прогресс, 1982.

9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. – М:Дело, 2000.

10. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2007.

11. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие, Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.

12. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры.-М.: Вента Граф., 2000.

13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

14. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во "Экзамен", 2002.

15. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг. – М.: Прогресс, 1976.

16. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой.-М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М: ИНФРА-М, 2003.

18. Энциклопедический словарь / Аничков Н. Н., Баранов А. Н., Бардин И. П. и др. – М.: Изд-во "Большая советская энциклопедия", 1955.