Социальная поддержка неблагополучных семей

Социальная поддержка неблагополучных семей.

Статьи по теме
Искать по теме

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций и имеет определенный социальный статус. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус, социально-психологический статус, социокультурный статус и ситуационно-ролевой статус. Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Феномен неблагополучной семьи

Семья – это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья сильнейший источник эмоциональных реакций, обеспечивающий человеку в благоприятном случае поддержку, понимание, рекреацию.

Евстигнеев А.П. формулирует понятие семья следующим образом "семья – это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью". [5, с.12] Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием "социально опасная семья". По словам Аввакумовой Л.П. к данной категории относятся "семьи, ведущие асоциальный образ жизни и в которых нарушены детско-родительские отношения". [2, с.11]

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с неблагополучными семьями и детьми, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

Кожарская В.И. дает следующее определение понятию социально опасная семья: "Социально опасная семья – семья с аморальным поведением и образом жизни, воспитанием детей не занимаются, родители пьющие, ведущие паразитический образ жизни, совершенно не участвующие в воспитательном процессе в школе". [6, с.10]

Очень часто, особенно в юридической литературе, неблагополучные семьи называют семьями, находящимися в социально опасном положении. Так в социально опасная семья называется в Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". [1]

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует определение понятия "неблагополучная семья", хотя оно встречается в ряде нормативно-правовых актов субъектов РФ. В законодательных документах федерального уровня его также нет, как и критериев отнесения к такой семье. Однако в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изм. и доп. ) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" есть определение: "Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними".

Социологи относят к неблагополучным семьям только семьи антисоциального и аморального типов. Психологи считают таковыми семьи, в которых наблюдаются явные дефекты воспитания, травмирующие психику ребенка. Педагоги определяют их как семьи, где ребенок не развивается, родители имеют низкую педагогическую культуру, есть социальные заболевания (алкоголизм, наркомания и проч.). Психиатры относят к категории неблагополучных те семьи, в которых происходит деформация психики и личности ребенка.

Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие "семья, оказавшаяся в социально опасном положении". Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

Медицинский – это семьи, где наблюдаются медико – биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;

Социально-административный – семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;

Психолого – педагогический – семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

В науке выделяют ряд факторов социального риска, отрицательно влияющими на выполнение семьей своих функций:

1. Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы "новых русских" также являются фактором риска в воспитании детей.

2. Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

3. Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

4. Социально-психологические и психолого–педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

5. Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи. [8, с.9]

В психологии и педагогике многие авторы (6, 7, 8) четко формулируют функции семьи для того, чтобы подчеркнуть особенности неблагополучных семей. Функции семьи можно классифицировать по-разному. Можно использовать как обобщающую, так и детальную классификацию. Первая удобна для быстрого анализа, вторая – для систематического процесса анализа.

А.Кочубей и Н.Умарова предлагают следующую классификацию основных функций семьи:

– экономическая функция – зарабатывание, трата, распределение денег, планирование бюджета и т.д.;

– репродуктивная функция – рождение детей, планирование семьи, нежелательная беременность;

– рекреативная функция – восстановление и отдых после работы, отпуск, досуг;

– функция заботы о доме – уход за домом, поддержание порядка и чистоты, гигиенические нормы;

– социализирующая функция – социальные умения, образование, профессия, социальные навыки;

– терапевтическая функция – привязанность, взаимная поддержка.[7, с.12]

И так, неблагополучные семьи как правило, не справляются со своей ежедневной деятельностью, или же ее способы адаптироваться являются социально неприемлемыми с точки зрения сообщества. У такой семьи в принципе отсутствует выбор, т.е. здесь необходимо вмешательство извне.

Особенности развития детей в неблагополучных семьях

Помимо биологических и психологических влияний и нормальное, и патологическое развитие детей зависит от социального и средового контекста. Понимание этого контекста требует учета и проксимальных (ближних), и дистантных (отдаленных) событий, а также событий, непосредственно влияющих на ребенка в конкретной ситуации и в конкретное время. Мы рассматриваем эти широкие условия среды и опыт научения в контексте семьи и сверстников, а также в социальном и культурном контексте.

Чтобы оценить сложную систему, которая образует мир ребенка и влияет на качество адаптации, мы должны выйти за рамки традиционного взгляда на среду, определяющего ее как одномерное или узко определенное жизненное пространство. Среда ребенка постоянно меняется в ходе изменения ее многочисленных компонентов, подобно тому, как на озеро или реку воздействуют и проксимальные события (например, ливень), и более дистантные (например, глобальное изменение климата). [13, с.22]

В таблице 1 изображена экологическая модель Бронфенбреннера, которая отображает, насколько это возможно, богатство и глубину различных слоев среды ребенка, представляя ее в виде ряда включенных одна в другую взаимосвязанных структур. Отметьте, что ребенок находится в центре сферы влияний, содержащей множество уровней, соединенных друг с другом определенным образом. Ближайшая среда ребенка – это члены семьи и домашнее окружение, но она быстро усложняется по мере того, как дети начинают посещать дошкольные учреждения, гулять в ближайших парках и заводить друзей.

Таблица 1. Экологическая модель влияний среды.

Уровень воздействия на ребенка

Элементы уровня

I уровень

Семья

Церковь

Кабинет врача

Сверстники

Детский сад

Ближайшая игровая зона

Школа

II уровень

Друзья семьи

Расширенная семья

Соседи

Службы правопорядка

Школьный совет

Местные службы здравоохранения и социального обеспечения

Работа

Средства массовой информации

III уровень

Общая идеология, законы и культурные традиции

Социальные условия, характерные для данного общества в целом, также воздействуют на ребенка, но он не ощущает эти влияния непосредственно.

Работа и друзья родителей, доступные службы поддержки семьи (например, службы здравоохранения и социального обеспечения) и подобные муниципальные образования (как позитивные, так и негативные) составляют расширенную, по сравнению с первой, социальную среду ребенка. Наконец, хотя и далекая от повседневной жизнедеятельности ребенка, культурная и политическая идеология определяет то, как с детьми следует обращаться. Эти уровни влияний среды и их взаимодействие с ребенком (они влияют на ребенка, а он – на них) очень важны для понимания характера конкретных проблем – жестокого обращения с ребенком и безразличия, расстройства аппетита и многих других.[10, с.19]

Одним из видов семей относящихся к неблагополучным являются семьи в которых родители употребляют алкоголь и наркотики.

Специфичность воспитания детей в алкогольной семье определяется ее дисфункциональностью. Причина дисфункциональности заключается в том, что вся жизнь такой семьи связана с алкоголем: отец зависит от него (психологически или физически), а мать – от алкоголизма отца. Социальная ситуация развития здесь обычно зависит от поведения и настроения родителей, от их проблем.

Факт, что отец злоупотребляет алкоголем, мать старается скрыть от окружающих, особенно от детей, пока они еще маленькие и, как она считает, ничего не понимают. Своим поведением, иногда словами, а чаще невербально мать дает понять детям, что происходит с отцом. Подрастая, дети начинают задавать вопросы, так как все плохое в семье, связанное с алкоголизмом отца, прятать невозможно. Но мать никогда открыто не обсуждает с детьми главной проблемы семьи. Слово "алкоголизм" не употребляется, поскольку мать созависима и не признает отца больным. Так, ребенок спрашивает, почему отец поздно вернулся домой, почему он кричал и ругался, а мама плакала. Но чаще всего ребенку не объясняют, в чем дело. "Не думай про это, все нормально", "Не лезь в дела взрослых", "Ты еще маленький", – приблизительно отвечает мать.

Очень рано дети начинают понимать, что люди осуждают пьяных, смеются над ними. Но ребенок любит отца и поэтому скрывает его пьянство. Дети не могут говорить открыто про свою семью ни с друзьями, ни с учителями. Ребенок боится, что его будут унижать, дразнить, осуждать. В результате возникают трудности в общении со сверстниками: ребенок напряженно ждет того самого момента, когда кто-нибудь из друзей предложит пойти играть к нему домой, поскольку никогда не известно, придет ли отец домой трезвым.[3, c. 33]

В жизни семьи, зависимой от алкоголя и построенной на лжи, ребенок перестает понимать реальность происходящего. Дети видят разницу между тем, что происходит дома, и тем, что им говорят, и не доверяют увиденному, услышанному и прочувствованному.

Старание ничего не замечать вокруг носит даже навязчивый характер. Семейная атмосфера характеризуется непредсказуемостью. Каждый раз, возвращаясь домой, ребенок мучается тяжелыми предчувствиями. Он никогда не уверен в том, что ожидает его дома: отец трезвый или пьяный, ссорятся они с мамой или она уже ушла, стукнув дверью. Ему не хочется идти домой, он допоздна бесцельно гуляет на улице, оттягивая момент возвращения.

Ссоры, конфликты между родителями травмирует психику ребенка, он ищет решение проблемы в себе, часто считает, что ссора возникла из-за него. И чтобы примирить дорогих ему людей, ребенок пытается спровоцировать конфликт на себя. Необходимость переживания ребенком негативных эмоций и невозможность сознаться кому-либо в своих бедах приводят к тому, что ребенок учится скрывать свое эмоциональное состояние. Мать, находясь созависимой от алкоголизма мужа, не в состоянии реально оценить ситуацию, она не обсуждает с ребенком этих проблем. С раннего детства он только и слышит: "Отстань, не отвлекай меня!", "Не путайся под ногами". Привыкнув к такой реакции со стороны родителей, сын или дочь уже сами перестают ощущать потребность в том, чтобы поделится с родителями горем или радостью, своими успехами, интересными наблюдениями, открытиями, наконец, просто побаловаться, почувствовать нежность, тепло близких ему людей. Душа ребенка становится черствой, она не может понимать эмоциональное состояние другого человека, сочувствовать ему, сопереживать. Привычка прятать собственные чувства приводит к тому, что, став взрослыми, такие люди не только не умеют выразить свои переживания, но и стыдятся их, боятся показать, стремятся выйти из ситуации, в которых могут проявляться эмоции.[9, с.23]

Эмоциональная недоступность родителей, отсутствие нежных, теплых отношений с ними, необходимость скрывать свои чувства, переживания углубляются еще и тем, что в алкогольных семьях доминирует альтернативное воспитание вместе с неконгруэнтностью сочувствия. Непоследовательность, непредсказуемость, которые наблюдаются в семье, объясняют и отсутсвие четких границ в поведении ребенка. Детям важно усвоить, как вести себя, так как поступки оцениваются не объективно, а в связи с настроением родителей, состоянием разрешимости алкогольных проблем. Например, отец, находясь в трезвом состоянии, внимательно относится к сыну, что-нибудь мастерит вмести с ним, ремонтирует ему велосипед. Чувствуя вину за свое пьянство, трезвый отец слишком мягкий: позволяет прогулять школу, не ругает за неуспеваемость, покупает конфеты и т. д. Однако, выпив, он становится агрессивным, может наказать сына за то, что он попросил объяснить задачу, побить за "двойку" или за то, что сын заступился за мать. Мать бывает разной: иногда – веселой, все позволяет, но чаще она встревожена, заплакана, зла – тогда лучше не попадаться ей на глаза.

Поведение может меняется в течение дня. Это происходит вместе с не конгруэнтным сочувствием, когда слово не совпадает с интонацией, способом невербальной коммуникации.

Размытость, нечеткость границ в объяснении поведения ребенка, отсутствие традиций, норм и правил в семье, скандалы родителей – все это лишает ребенка твердой психологической основы, стабильности, моральных ориентиров поведения. Чувство запутанности, непонимания близких людей, беззащитность лишают ребенка надежного морально – эмоционального фундамента. Без такого фундамента невозможно научиться принимать самостоятельные решения, преодолевать трудности. Ребенок из такой семьи все время ощущает недостаток внимания.

Пытаясь найти какой – то выход из ситуации, дети прикладывают усилия, чтобы заслужить похвалу родителей. Они начинают хорошо учиться, помогать по хозяйству, волнуются за младших братиков или сестричек. По сути, такой ребенок выполняет функции взрослого человека. Однако увидев, что это не влияет на отношения отца к алкоголю и даже не вызывает благодарности со стороны матери, ребенок чувствует себя раздавленным, опустошенным.

Дети, с которыми родители ведут себя подобным образом, и сами поступают так же. Постоянное чувство вины, хроническое недовольство, психологические и материальные потребности, чувство ненужности, стыд за своего отца – все это формирует заниженную самооценку, неприятие образа "Я". [11, с.35]

Похоже, социальная ситуация развития ребенка в семье, зависимой от алкоголя, еще не означает однотипности в формировании индивидуальных особенностей детей. Несмотря на то, что все они попадают примерно в одинаковые условия поведения родителей, но реагируют на это по – разному. В зависимости от типа нервной системы, индивидуальных особенностей, характера у детей формируется разный стиль поведения.

Основная тенденция реагирования ребенка на условия жизни в алкогольной семье – привлечь внимание родителей к себе, добиться их любви. Разные дети используют различные способы. Потерпев неудачу, они реагируют на это неодинаково. Если ребенок чувствует стыд и страх раскрытия тайны семьи, он пытается скрыть свои чувства под маской нахального и агрессивного поведения, защищаясь от осуждения и неуважения других людей. Такой ребенок чувствует свою незначительность в сравнении с чем – то более важным, что происходит в семье, – настроением родителей, поведением отца. Это вызывает тревогу, эмоциональную напряженность. Подрастая и все сильнее переживая происходящее, ребенок ощущает одиночество, отверженность, невозможность высказать все это, у него возникает чувство протеста. Вместе с тем, запрет на выражение чувств, отсутствие эмпатии детерминирует развитие жесткости. Таким детям необходимо защищать младших или более слабых, ухаживать за животными.

Некоторые дети предпочитают стиль "шутливого барана". Делают все наперекор родителям, злятся, грубо ведут себя с ними. Этим они дают выход своему гневу, который накапливается с самого детства. Иные дети реагируют на условия жизни при помощи шуток, смеха, юмора. Наверное, в каждом классе есть свой "клоун": он балуется на уроках, всех смешит, придумывает оригинальные шутки.

Стереотип поведения в семье переносится на окружающих. В детском саду таких детей ругают воспитатели, в школе – учителя, на улице – соседи. С ними не разрешают дружить. Понимание ребенком того, что его не любят не только родители, но и чужие взрослые, озлобляет его, он становится социально отвергнутым. Только уличная компания таких же отвергнутых становится родной. Поведение друзей стало реальным регулятором поведения собственного. Вместе они чувствуют себя сильными и защищенными и теперь уже бросают вызов окружающим, мстят всем и всему. В таких группах дети рано начинают курить, пить, употреблять наркотики, поскольку они не знают других способов снятия психологического дискомфорта. Сама группа проблемных детей дает наибольший процент алкоголиков, личностей с психопатическим развитием, правонарушителей.

Если ребенку повезло на добрых людей, которые вовремя остановили, оказались рядом, он вырастает счастливым человеком. Этими людьми могут быть соседи, родственники, родители одноклассников, социальные педагоги, учителя. Но, к сожалению, такие случаи встречаются не часто.

Если ребенок растет в семье, где родители наркоманы, то жизнь его находится в постоянной опасности. При этом девочки почти в 5 раз более устойчивы к различным стрессам, вызванным семейными проблемами, чем их братья. При этом под проблемами стоит понимать психическое заболевание одного из родителей, либо когда папа или мама попадают за героин в тюрьму, а также факты насилия в семье либо смерти от передозировки наркотиками.

Бедные дети в таких семьях находятся в постоянной группе риска. Причем этот риск актуален даже в том случае, когда лишь один из родителей подсел на тяжелые наркотики.[9, с.24]

Помимо частых проблем со здоровьем дети в семьях наркоманов скрытны, зачастую агрессивны и закомплексованы. У детей в семье наркоманов велика вероятность заболеть ВИЧ инфекцией.

Система социально-психологической работы в неблагополучных семьях

Семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении, по критериям, указанным в ст. 1 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": "семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними." [1]

При этом необходимо учитывать, что основанием для вмешательства социальных служб в ситуацию в семье является трудные жизненные обстоятельства ребенка, из которых он не может выйти самостоятельно.

Основанием для организации реабилитационного процесса с семьей является постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Принципы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении:

1. Необвинительность. Вместо обличения и упреков, даже заслуженных – создание ситуации для выхода из кризиса.

2. Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.

3. Назначение "куратора" конкретных семей из числа социальных работников, которые отслеживают изменение ситуации в семье, координируют работу всех ведомств в рамках составленных программ комплексной реабилитации.

4. Доверительные отношения.

5. Уважение норм и ценности семьи и детей.

6. Выявление позитивного потенциала семьи, опора на него для развития способности к самопомощи.

7. Сочетание мер помощи семье и мер наказания родителей, в том числе административного. Не целесообразно еженедельно составлять протоколы на родителей по ст. 5. 35 КоАП РФ, если идет реабилитационная работа с семьей – необходим разумный срок на исправление ситуации (исходя из степени неблагополучия).

Для преодоления социально-психологических проблем в семье, находящейся в социально опасном положении необходимо проводить серьезную работу, проходящую в несколько этапов.

Этап – организационный. Основной метод работы на данном этапе- это экспертная оценка. Она направлена на выяснение степени необходимости вмешательства в проблему семьи. Специалистами определены некоторые критерии, по которым можно определить, что изменения в семье необходимы:

– нет четкой структуры семьи (неизвестно, какой тип отношений-авторитарный или демократический, ролевые функции членов семьи, кто занимается воспитанием детей, взаимоотношения между супругами);

– имеются недолжные или неправильные границы между семьей и окружающим миром, между представителями разных поколений (нет авторитета старших, дети выполняют "взрослые обязанности";

– наблюдается распад иерархии (отсутствует авторитет родителей, уважение друг к другу);

– создание ошибочной системы взаимоотношений (например, при разводе дочь начинает самостоятельно вести хозяйство вместо матери или сын выполняет роль "главы семьи").

При определении необходимости вмешательства первое, на что должны обратить внимание специалисты – это изучение окружения семьи, взаимоотношений членов семьи, семейная история, акцентируя при этом внимание на момент возникновения проблемы (причины, временной период). При этом происходит постепенное смещение анализа на периоды успешного преодоления семьей конфликтов и кризисов.

2. Этап – функциональный. Происходит мобилизация ресурсов семьи. В психологическом плане задача- нормализация семейных отношений – принятие родителями собственных родителей, друг друга и ребенка. Ребенку в данный период создается семейная реабилитационная среда- работа со специалистами либо внутри семьи (посещения, беседы) либо вне ее, в рамках специализированного учреждения для несовершеннолетних при организации посещения родственника-ми, выявлении желания и возможности возвращения в семью. В социальном плане при необходимости, возможна трудовая активизация членов семьи (трудоустройство, стабилизация заработков, активизация роли родителей). При этом, по запросу, семье оказывается адресная социальная (бытовая, материальная, денежная) помощь, помощь в организации лечения (при наличии тяжелых заболеваний, алкогольной и наркотической зависимости).

После этого осуществляется исследование и устранение конфликтов развития семьи – данный процесс предполагает желание и активное участие членов семьи – объекта воздействия. Основа профилактической и коррекционной работы – формирование навыков и ценностей здорового образа жизни. здесь же можно говорить и о вторичной профилактике- предотвращении рецидивов возникновения подобных проблемных ситуаций.

3. Контрольный этап. На этом этапе выявляется динамика развития семьи – исследуется материальное положение, условия проживания, взаимоотношения между членами семьи. Кроме того, на протяжении необходимого периода времени (определяемого специалистами) проводится патронаж семьи с целью подтверждения и закрепления позитивных изменений. На данном этапе семья, еще не выведенная из "группы риска", переходит к реабилитационному саморазвитию за счет наращивания собственного потенциала, получения регулярной социальной помощи.

На всех этапах, параллельно социальному процессу, алгоритм работы включает в себя организацию системы мониторинга развития неблагополучной семьи, определения форм и методов профилактики и коррекции. Это позволяет не только изучить эффективность работы с конкретной семьей, реализовать межведомственный подход к реабилитационному процессу, но также создать банк проблемных ситуаций, который позволяет выработать алгоритм работы применительно к типу конкретной ситуации, а ориентируясь на определенную семью, подбирать формы и методы работы.[16, с.44]

Специалистами определены несколько моделей организации работы с семьями, находящимися в опасном социальном положении, а именно:

Диагностическая – основывается на предположении дефицита знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – социально-психологический климат внутрисемейных коммуникаций, т. е. диагностика системы " семья – дети". Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационных решений. Методы диагностики: анкеты, беседы, тесты, направленные на определение внутрисемейных проблем;

Педагогическая – базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Объект жалобы – ребенок. Консультант вместе с родителем анализирует ситуацию, намечает программу по повышению педагогической компетенции родителя, ориентируясь на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Если родитель сам является причиной неблагополучия, то данная возможность открыто не рассматривается.

Методы повышения педагогической компетенции родителей:

– день /неделя, месячник/ правовых знаний,

– родительские собрания, лекторий, семинары, тренинги для родителей,

– выступление узких специалистов /инспектор ИДН, психолог, психоневролог, инспектор по охране прав детства/.

Социальная – используется в тех случаях, когда семейное неблагополучие связано с действием социогенного фактора. В этих случаях, помимо анализа ситуации и рекомендаций, необходимо вмешательство внешних сил привлечение органов социальной защиты, оформление опеки и попечительства, организация социально значимой деятельности и пр.;

Медицинская – предполагает, что в основе семейного неблагополучия лежит болезнь одного из членов семьи. Задача консультирования – разъяснение диагноза, лечение и адаптация здоровых членов семьи к больному. Формы оказания помощи: социально-медицинское сопровождение ребенка, взаимодействие с органами здравоохранения по решению проблем лечения и реабилитации ребенка, система профилакториев и санаториев;

Психологическая – используется, когда причины неблагополучия ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи, психотренги по решению семейных проблем. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения, причин их появления, коррекции внутрисемейных коммуникаций.

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении – это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.[8, с.31]

Для эффективной организации работы с семьей, находящейся в кризисной ситуации необходимо отметить специфику развития проблемы, ее структуры и этапов.

Анализ процесса движения (развития или разрушения семьи) связано с понятием "норма" – "кризис". Для семьи, как и для многих других организаций (систем), понятие "норма" можно связать с понятием "динамическое равновесие", которое может быть представлено как колебательное движение от знака "-" – затруднения (или "трудной жизненной ситуации", "кризисной ситуации", которое в данный момент переживает семья, до знака "+" – снятия затруднения, восстановление ресурса в семье. На этом основании можно утверждать, что кризис является одной из составляющих нормального развития семьи. Согласно научным взглядам, "кризис" означает момент разбалансировки системы, потери соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсами, существующими для их разрешения.

В процессе своей жизни, в своем развитии семья переживает различные трудности. Условно все существующие трудные жизненные ситуации рассматриваются как варианты кризисов. Это кризисы, предсказуемо возникающие в течение жизни и на разных стадиях развития семьи (рождение ребенка, вступление в брак, взросление детей и т.д.);

Социально-психологическая работа в отношении конкретной семьи должна охватывать различные поколения и ориентироваться на качество жизни как отдельных членов семьи (на настоящий момент, работа в основном ориентируется на детей) так и семьи в целом. Поэтому в качестве объекта воздействия нужно рассматривать не жилищные условия, сложные отношения или личностные особенности родителей, детей. родственников, а социальную ситуацию развития семьи в целом.

Для комплексной эффективной организации процесса работы с семьями в социально опасном положении необходимо содержательно определить этапы технологического процесса и их ожидаемые результаты.

Начальным этапом реализации технологии социально-психологической работы с данной категорией семей, можно считать первичные профилактические мероприятия с семьями "группы потенциального риска". Данное понятие включает в себя следующие категории семей:

1. внешне благополучные, но подвергшиеся влиянию одного из "рисковых факторов" (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния…). В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража);

2. семьи с неопределенным социогенезом. В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно – история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. В эту категорию можно отнести семьи вновь приехавших в район будущих родителей (определение через женскую консультацию), с детьми дошкольного возраста (дошкольные учреждения), с детьми школьного возраста (образовательные учреждения);

3. семьи, состоящие на учете в качестве "семей группы риска". В данном случае объектом профилактики являются дети и подростки, воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних). Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи.

В качестве отдельной категории необходимо рассматривать семьи благополучные, в которых воспитываются дети школьного возраста. Определение их в отдельную категорию обусловлено резкостью динамики социального окружения детей (новые сверстники, новые идеалы и ценности), появлению новых факторов риска (реклама алкоголя, курения). Все это способствует изменению личностного развития детей и подростков, смене поведения, причем в большинстве случаев родители могут лишь незначительно повлиять на данный негативный процесс.[13, с.77]

Семьи, состоящие на учете в качестве "семей группы риска", когда в качестве объекта социальной работы необходимо рассматривать родителей, ближайших родственников. В качестве технологий социальной работы в данном случае используется не профилактика, а коррекция, терапия и посредничество.

На данном технологическом этапе для эффективной организации работы с семьями вышеперечисленных категорий необходимо четкое определение структуры технологического процесса социальной работы, субъектов взаимодействия и ожидаемых результатов.

Следующий этап реализации технологии социально-психологической работы с семьями "группы риска" – вмешательство в кризисную ситуацию. Содержание работы определяется кризисными условиями, в которых оказалась семья.

Задача "кризисного вмешательства"- это в первую очередь, смягчение воздействия стрессовых событий путем оказания экстренной помощи. При этом необходимо отметить, что в этой ситуации главное – это не оказание единоразовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия. Р. Рапопорт определяет следующие "подцели" "кризисного вмешательства" в семью:

1. Снятие симптомов кризиса (восстановление утраченных семейных связей, обеспечение занятости, помощь в улучшении материального положения)- проводится на первом этапе работы в качестве экстренной социальной помощи;

2. Восстановление докризисного уровня функционирования (осуществление семейного патронажа, периодическая адресная помощь);

3. Осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса (необходимо организовывать работу, направленную не только на поддержание семьи, но и на ликвидацию причин, приведших к появлению проблемы);

4. Выявление внутренних ресурсов членов семьи и в соответствии с этим, определение форм и методов работы для преодоления кризиса. В основном, это работа психологов и социальных педагогов.

В случаях, когда семья находится в "коллективном кризисе" из-за нарушения исполнения своей роли одним из ее членов и когда поведение одного из ее членов является травмирующим событием, нарушающим нормальное течение семейной жизни (аморальное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость), вмешательство должно включать оценку сильных и слабых сторон семейной системы, ее способности к изменениям и заинтересованности в них, ее ресурсов, возможностей специалистов.

Именно определение форм и методов работы с семьей на различных стадиях развития проблемной ситуации позволяет интегрировать формы и методы социально-психологической работы в рамках ситуативного подхода и обеспечить эффективность их реализации.[7, с.33]

Технологическая основа организации социально-психологической работы с социально опасными семьями предполагает определение наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Выявление "проблемных зон" необходимо для четкого определения степени развития риска территориальной единицы (села, района, поселка), актуальности социального запроса, определения форм и методов работы.

В соответствии с анализом ситуации риска, были определены следующие "проблемные зоны" в работе с семьями:

1. Алкоголизм родителей или детей;

2. Отсутствие работы у одного или обоих родителей;

3. Положение мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;

4. Насилие в семье;

5. Нарушение детско– родительских отношений;

6. Безнадзорность детей и подростков.

7. Исходя из вышеуказанных проблем, нами предлагается общий алгоритм работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, а также модификации технологий работы соответственно каждой из определенных проблем.

Организация социальной поддержки неблагополучным семьям

Теория и практика социально-психологической работы предлагают множество различных методик по диагностике и реабилитации неблагополучных семей. В качестве основных можно назвать:

1.Индивидуальная работа с членами семьи.

2. Менеджмент социальной работы с семьей.

3. Семейная терапия.

4.Организация социальной работы с семьей по месту жительства.

5. Административное управление.

6.Профессиональная подготовка специалистов различной направленности для работы с семьей.[8, с.89]

Работая с неблагополучной семьей, социальный работник должен четко представлять, с чем имеет дело: с временным ухудшением отношений в семье или с затяжным кризисом, обусловленным рядом обстоятельств, в том числе и социального плана. Стратегия помощи семье должна строиться на восстановлении основных функций семьи.

Работа с неблагополучными семьями должна основываться на принципах конгруэнтности, компетентности, активности и конфиденциальности. Важной задачей социального работника является помощь в реализации основных гуманистических подходов развития и воспитания личности в семье: возрастного, индивидуального, дифференцированного, личностного.

К основным умениям выявления ключевой проблемы относятся:

1. Умение определять причину и следствие.

2. Умение отделять информацию от эмоций.

3. Умение видеть информацию с разных точек зрения.

4. Умение видеть и анализировать семью как функционирующую систему с устоявшимися взаимоотношениями.[8. c.45]

При выявлении ключевой проблемы неблагополучия семьи нужно опираться на следующие особенности:

1. Семьи, где родители страдают алкоголизмом. Алкоголь ставится на первое место в жизни семьи, ребенок чувствует свою ненужность, по т.к. ребенок любит своих родителей, то эта двойственность отношения к родителям порождает комплекс виновности и страха, от которых он может избавиться через девиантное или делинквентное поведение.

2. Семьи, где родители безработные. Родители озабочены собственной тревогой за свое существование или. избавляясь от нее, уже теряют всякий смысл что-либо делать, и теперь они пассивны, не способны проявлять любовь, внимание к своим детям. Детям кажется, что они отторгнуты, что в их жизни тоже нет смысла.

3. Семьи, которые распадаются. Зачастую ребенок является средством, с помощью которого выясняются отношения между супругами. Последствия – детские неврозы и плохое поведение.

4. Неполные семьи. Дети без отцов хуже адаптированы к жизни. В сознании ребенка нарушена роль другого родителя. Последствия – разводы, кризисы у детей.

5. Семья, где родители-инвалиды. Безысходность с чувством вины у родителей порождает чувство вины у детей. Семья, как правило, находится в состоянии психологической защиты, что проявляется по-разному. Поэтому данную реакцию следует принять, а не "воевать" с ней.

Самое важное при первом визите в социально опасную семью – это просто налаживание контакта.

Задача 1-го визита социального психолога – это снятие страха и напряженности у семьи.

Прежде всего, необходимо представиться, будучи при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе. Не стоит уже изначально "накручивать" себя.

Содержательная часть:

1. объяснение того, что хорошего может получить семья от общения с тобой. Семья может принять твое объяснение, а может – нет;

2. спросить, в какой помощи семья нуждается, и согласна ли она сотрудничать. При этом важно помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;

3. психологу необходимо проверить, как члены семьи его поняли и как восприняли;

4. необходимо узнать, каким семья видит сотрудничество, оценить качество контакта с семьей.

Социальному психологу необходимо выслушать ответы и принять их за основу будущего диалога. Ответы семьи могут не понравиться специалисту, но они должны быть для тем, на чем придется строить диалог. Поэтому не стоит рисовать семье "светлое будущее при условии, если она откажется от своих глупых установок".

Исследование поведения семьи нужно суметь провести грамотно как по форме, так и по содержанию. С одной стороны, обследование необходимо, и это понятно любому специалисту, но, с другой стороны, его проведение может быть фактором, провоцирующим семью на защиту от "посягательств". Как это может проявляться на практике?

Специалист достает свой план, опросник, расспрашивает семью и скрупулезно записывает ответы. То есть опросник может стать в какой-то момент важнее, чем сама семья. Многие мануалы, обучающие работе с семьей, а также модели социальной работы уделяют неоправданно большое внимание собиранию и фиксированию информации. Следует заметить, что "через уши специалиста" будет проходить много информации, касающейся семьи. Основной задачей специалиста будет "не утонуть" в потоке информации. Поэтому вся поступившая информация фильтруется специалистом. Но стоит не забывать выяснять у семьи значение ее собственной информации. [2, с.145]

В диалоге с семьей необходимо замечать многие мелочи и детали и затем решать: придавать им значение или нет. На что следует обращать внимание?

Контекст ситуации: как члены семьи справляются с конкретной ситуацией, как данный контекст влияет на семью, на ее поведение? Какие контексты являются проблемными для семьи и почему?

Поведение членов семьи: описание характеристик поведения семьи (интенсивность, частота, продолжительность), что члены семьи говорят и как (какие слова, топ голоса и т.д.), отсутствующее поведение (какое поведение могло бы изменить ситуацию к лучшему?), взаимное влияние поведения (каким образом поведение одних влияет на поведение других членов семьи?).

Специалист должен сформировать у себя свой подход к исследованию поведения, что поможет – более внимательно подойти к проблемной семье.

Например, во время визита – расспрос, наблюдение, информация социальной сетки. При выявлении ключевой проблемы – снятие страха, формулирование первичной гипотезы на основании рассказа и проверка первичной гипотезы: как изменится положение, если проблема будет решена? После этого следует выбор рабочей гипотезы, определение времени, плана и критериев проверки правильности гипотезы, формулирование критериев проверки и т.д.

Основные навыки эффективной коммуникации включают в себя умение активного слушания, при котором необходим настрой на собеседника, неподдельный интерес и акцептирование собеседника, реагирование на сообщение и чувства собеседника.

К навыкам эффективной коммуникации относится умение убеждающего высказывания, которое характеризуется ясным и прямым сообщением о потребностях, ожиданиях, чувствах; взятие на себя ответственности за сообщение. Эффективное сообщение не является агрессивным, при этом имеется соответствие вербального и невербального компонентов.

1.Навыки активного слушания:

2. Пассивное слушание.

3. Выражение подтверждения и признания.

4. "Отмычки".

5. Активное слушание.

Цель – фокусирование внимания па ключевой проблеме, согласование приоритетов между клиентом и профессионалом.

При этом очень важным является выделение положительных и сильных сторон клиента. Это дает семье новый взгляд на себя и свои возможности, придает клиенту уверенность в возможности самому изменить ситуацию к лучшему.

Социальный работник должен быть психологически готов к такому развитию событий, при котором запланированная цель визита и актуальная ситуация несовместимы. Называется это непредвиденной ситуацией. Напряжение в такой ситуации быстро растет и может стать критическим. Что в таких случаях делать?

При возникновении напряженной ситуации во время визита необходимо:

1. приостановить обсуждаемую тему;

2. предложить сделать паузу;

3. сохранять спокойствие на протяжении всей ситуации. Не продолжать решение проблемы, начни с активного слушания;

4. проанализировать возможность переместить кого-то из членов семьи или удалить на время, особенно если их агрессивность направлена друг против друга;

5. побеседовать индивидуально с каждым членом семьи если это необходимо;

6. покинуть семью если ситуация становится физически опасной для специалиста или семья просит тебя об этом.

Почему часто трудно идти на контакт т и работать с социально опасными семьями? В этих семьях существуют свои правила, изолирующие их от общества:

– не доверяй никому: социальным работникам, учителям и др.;

– не чувствуй, т.е. эмоции и чувства запрещены; не задумывайся о последствиях, не переживай;

– не говори, т.е. никогда никому нельзя говорить, что происходит в семье.

Очень важным аспектом работы психолога с неблагополучной семьёй является исследование функционирования семьи.

Схема исследования динамики в социально опасной семье:

1. Внешние границы семьи. Определи взаимоотношения семьи с окружением.

2. Внутренние границы семьи. Определи подсистемы семьи и особенности их функционирования.

3. Структура власти семьи. В чьих руках власть в семье? Особенности власти.

4. Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье?

5. Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности семьи, какие убеждения семья разделяет?

Роли в семье.

1. Какие роли существуют в семье.

2.Стиль общения семьи. Открытость общения. Как происходит общение семьи?

3. Сильные стороны семьи. Какие сильные стороны существуют у семьи? Кто является их носителем?

Один из значимых этапов работы с семьей – это обучение семьи формулированию собственных целей. Одно из заданий для семьи может выглядеть следующим образом. Семье необходимо составить перечень целей своей жизни и распределить их по значимости. Данное упражнение способствует выработке навыка у семьи составлять приоритеты целей в своей жизни. Часто это трудная задача для семьи, и поэтому психолог выполняет ее совместно с семьей. После этого Социальный психолог не дает собственную оценку целей семьи, если семья на этом не настаивает.[19, с.78]

Далее следует этап согласования целей – это процесс, когда сформулированные семьей и вами цели сравниваются и выделяются общие составляющие. Это похоже на процесс ведения деловых переговоров, где обе стороны равны.

Здесь уместно еще раз перечислить этапы формулирования целей в работе с семьей:

1. Наладить контакт с неблагополучной семьёй.

2. Сообщить общую установку и направление встречи.

3. Составить перечень того, в чем нуждается семья,

4. Помочь семье сформулировать цель.

5. Переформулировать при необходимости проблему(ы) в цель(и).

6. Помочь составить приоритет целей и задач – что является первоочередным?

7. Сформулировать общую цель.

Затем необходимо разработать семейный план. Составление и заполнение семейного плана должно быть унифицировано. Следует заметить, что семейный план может быть конспективным, аналитическим, хронологическим и т.д. Важно, чтобы он помогал в работе.

Организация социальной помощи социальным педагогом

В современной науке социальный педагог определяется как специалист, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам "выходит" на контакт с семьей.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

1. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

2. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

3. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Одна из форм работы социального педагога с семьей – социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.[20, с.88]

Патронаж может проводиться со следующими целями:

– диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, исследование сложившихся проблемных ситуаций;

– контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем; анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

– адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.[18, c.33]

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.

Социально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей. [17, c.23]

Еще одна форма работы социального педагога с семьей – социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально – педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер, так и полученных в ходе специально организованного исследования.

Важную роль в осуществлении социально – педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии, педагогики; права; экономики; этнографии; истории и философии; религии. [20, c.191]

Выводы

Изначально семья как социальный институт представляет собой добровольный союз двух человек. При этом в такие союзы объединяются люди со схожими интересами и потребностями, вместе им легче добиваться желаемого, вместе они чувствуют себя в безопасности. Надо учесть, что в течение жизни каждый индивид является членом различных групп: детсадовская группа, школьный класс, студенческая группа, коллектив на работе, различного рода клубы по интересам, хобби, увлечениям и т.п. Но, являясь членом таких групп, семью человек не покидает никогда. Таким образом, семья как социальный институт связана с человеком на протяжении всей его жизни.

Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивают актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяют назвать основные направления работы в этой области, как на государственном, так и общественном уровнях.

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

Основными задачами социального психолога или педагога в работе с неблагополучными семьями являются: социальная реабилитация членов семьи, адаптация семей, где имеются лица с физическими или психическими отклонениями, реабилитация детей из групп "социального риска", профилактика негативных явлений, диагностирование, анализ и прогнозы социально-психологических характеристик развития семьи, содействие согласованности в социально-психологическом климате членов семьи, помощь в проведении досуга, информирование и профилактика через систему лекториев, клубов и др. социальных учреждений.

Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении определяется характером ее проблем. В процессе социального обслуживания данной категории населения у наших специалистов сформировались схемы, методики, технологии социальной работы по преодолению "социально опасного положения" семьи.

Услуги, оказываемые неблагополучным семьям, являются защищающими услугами. Цель работы с неблагополучной семьей – это решение проблем. И главное здесь – умение определить "ключевую проблему семьи", т.к. многие проблемы являются лишь следствием и они сами потеряют свою актуальность при решении ключевой проблемы. Оттого, насколько грамотно социальный работник проведет выявление ключевой проблемы, зависит итог всей последующей работы с семьей.

Литература

1. ФЗ РФ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года

2. Аввакумова Л.П. Организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении – М.: ЭКСМО, 2010 – 129с.

3. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление зависимости – М.: Наука 2009.– 112с.

4. Бузина Т.С. Феномен "поиска ощущений" и проблема профилактики СПИДА в наркологии // Вопросы наркологии. 1994. №2. с. 84-88.

5. Евстигнеев А.П. Социальный педагог: основы и принципы работы – М.: КНОРУС, 2011 – 309с.

6. Кожарская В.И. Методические материалы к сборнику "Технологии профилактики социально опасного положения несовершеннолетних в школе" – Пермь: Издательство "ПМС-центра", 2009 – 121с.

7. Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью, или Практика работы с семьями. Учебно-методическое пособие – Псков: Издательство Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО), 2009. – 120 с.

8. Лозовская Е. Г. Фалалеева Ю. В. Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении – Волгоград: Волгоградский Государственный Университет, 2012. – 61с.

9. Макаров В.В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. 1991. №3. с. 22-25.

10. Мартынова, М.С. Социальная работа с детьми группы риска. / Под ред. С.С.Гиль, М.С.Мартынова. – М.: Изд-во РГСУ, 2009- 345с.

11. Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). – М.: Наука, 2010. – 68 с.

12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 200 с.

13. Поцелуйко В.М. Психология современной семьи – М.: Владос, 2012. – 288с.

14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.И. Артамонова, Е.В. Ежканова Е. В. Зырянова. – М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 192с.

15. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2013. – 928с.

16. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей – М.: Дрофа, 2009 – 254с.

17. Шульга Т.И. Социальные аспекты работы психолога – М.: КНОРУС, 2012 – 312с.

18. Щеглова А.П. Васильева И.Г. Социальная педагогика- М.: Академия, 2009 – 211с.

19. Юняев Д.Г. Социальная работа- М.: КНОРУС, 2011 – 290с.

20. Юрьва П.Г. Боженова Е.А. Основы социальной работы – М.: Юрайт, 2013 – 389с.