Социальная пенсия в России

Социальная пенсия в России.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие социальной пенсии

Обеспечение пенсионного характера сегодня играет немаловажную роль. Дело в том, что выплаты данного характера назначаются далеко не каждому гражданину. Они предназначены для определенных категорий населения, которые нуждаются в дополнительной материальной поддержке. Государство попыталось максимально упростить жизнь таким гражданам, путем создания определенных льгот и финансовой поддержки.

Рассматриваемое нами пособие имеет ряд отличий от того понятия, которое мы привыкли называть пенсией. Поэтому, в данной статье предлагаем рассмотреть особенности таких выплат, их предназначение и категории граждан, которые могут претендовать на них.

Для начала попытаемся разобраться с сутью такого понятия. Слово "пенсия" можно рассматривать в двух аспектах. Первый из них – законный отдых гражданина после отработки определенного количества лет или достижения установленного законодательством возраста. В данном случае речь идет об освобождении от выполнения трудовых обязанностей с компенсацией материального характера.

Второй аспект – непосредственно само финансовое содержание. То есть, это определенные суммы, которые государство периодично выплачивает гражданину в силу сложившихся обстоятельств по прямому указанию Закона. Такой вид содержания является регулярным и возникает исключительно в определенных случаях, которые закреплены в нормативно – правовых актах.

Пенсия имеет несколько видов, которые характеризуются жизненными обстоятельствами. Рассматриваемое нами явление напрямую зависит от субъекта, которому предназначаются выплаты. Сегодня законодатель четко выделил несколько категорий граждан, которым могут выплачивать социальную пенсию. Данную систему составляют:

- финансовая помощь гражданам, которые имеют инвалидность;

- выплаты материального характера в связи с утратой кормильца;

- денежное пособие по достижению установленного возраста.

Теперь рассмотрим каждый из пунктов более конкретно. Первая категория рассматривает субъектами граждан – инвалидов. При этом, в данную систему входят абсолютно все лица, имеющие такой статус. То есть, претендовать на финансовую помощь могут все три группы, также – инвалиды с детства и лица, не достигнувшие восемнадцати лет. Стоит отметить, что инвалидность должна быть установлена в специальном порядке. Само по себе ухудшение здоровья еще ничего не значит. Гражданин должен пройти специальную процедуру, в результате которой ему представляется документ, свидетельствующий об инвалидности и ее группе.

Вторая категория будет более ограничена. В ее список сегодня входят дети, которые потеряли одного или обоих родителей. Важный аспект – такое лицо осуществляло материальное содержание ребенка и его средства являлись основой для жизни маленького гражданина. При этом вводится еще и возрастное ограничение. Так, выплаты социального характера предназначаются исключительно несовершеннолетнему ребенку, то есть тому, которому еще не исполнилось восемнадцати. Но, из последнего правила есть исключение.

Так, в том случае, если дети старше обозначенного возраста обучаются в образовательных учреждениях, то они могут продлить срок получении пенсии до двадцати трех лет. При этом форма обучения должна быть исключительно очной. Любые остальные во внимание не принимаются и не могут служить основанием для назначения финансовой помощи.

Третья группа – самая большая. В данном случае речь идет непосредственно о пенсионном возрасте. Сегодня законодатель в нормативно – правовых актах закрепил определенные положения, что позволяют человеку получить пенсию в связи с его годами. При этом такой порог напрямую зависит от пола работника. Такую пенсию имеют право получать престарелые граждане – женщины старше 60-ти лет и мужчины старше 65-и лет. Основным условием для этого является отсутствие права на страховую пенсию, что означает наличие стажа меньше семи лет.

Вторая категория граждан, имеющих право на социальную пенсию этого вида – представители коренных малочисленных народов Севера при наступлении 50-ти лет – женщины и 55-и лет – мужчины. Правительством утвержден специальный список народностей, отнесенных в данную категорию. Основным условием для них является постоянное проживание в коренных местах и занятие промыслами, характерными для этих народов: оленеводство, охота и так далее.

Государственное регулирование законодательства о социальных пенсиях

Вопросы пенсионного обеспечения отражены во многих международных договорах. Приведем лишь некоторые и наиболее значимые из них. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) гласит: "Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства". Кроме того, ст. 25 данного документа закрепляет право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

В ходе совершенствования законодательства в ФЗ-166 появляются нормы, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, которое ранее устанавливалось иными нормативными актами.

ФЗ-166 установлено, что изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется исключительно путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон. Указанная норма является общепринятой и содержится во всех действующих и вновь принимаемых федеральных законах, касающихся всех областей нормотворческой деятельности, включая и законодательство о пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации. Она является необходимой и оправданной, предотвращает правовые ошибки в применении законодательства и нагромождение законодательных и нормативных актов, упрощает и систематизирует нормотворчество. В период действия комментируемого Закона в него неоднократно был внесен ряд изменений.

Установлен приоритет международных договоров в правоотношениях, возникающих по поводу пенсионного обеспечения, в том числе и при назначении государственных пенсий. Данная норма является конституционной, также содержится во всех принятых и действующих Федеральных законах во всех областях правовой системы и основывается на положениях п. 4 ст. 15 Конституции РФ, которым установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Понятие международного договора дано в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", где международный договор Российской Федерации определен как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Важное значение имеют международные договоры, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения, заключенные между Российской Федерацией и бывшими союзными республиками – ныне независимыми государствами, странами СНГ. Так, Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., заключенным между Россией, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Данным Соглашением установлены следующие основные нормы:

– каждое государство – участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан;

– все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями;

– для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

– при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

Ряд международных договоров и соглашений о пенсионном обеспечении граждан и сотрудничестве в области социального обеспечения был заключен до распада СССР. Часть указанных соглашений действует и в настоящее время, и Российская Федерация выступает в них как правопреемник Союза ССР. Так, ныне действующими являются:

– Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г.;

– Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;

– Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;

– Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г. и др.

Кроме того, Российской Федерацией ратифицированы и являются действующими в настоящее время:

– Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, подписанный представителями РФ и Испании в Мадриде 11 апреля 1994 г.;

– Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.;

– Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г.;

– Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.;

– Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. и др.

В соответствии со ст. 10 настоящего Закона в компетенцию Правительства РФ входит определение условий назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей. В данном случае следует отметить, что пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, регламентировано Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Кроме того, ст. 19 ФЗ-166 установлено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ. В целях реализации данной нормы Правительством РФ было принято Постановление от 15 сентября 2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации", о котором будет говориться подробно в комментарии к ст. 19.

Также в соответствии с ст. 24 ФЗ-166 к компетенции Правительства РФ относится определение органа, осуществляющего назначение, перерасчет размера, выплату и организацию доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий в соответствии с Законом (за исключением некоторых указанных в Постановлении видов пенсий) производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, в порядке, предусмотренном для установления и выплаты трудовых пенсий.

Правительством РФ утверждаются перечень документов, необходимых для установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации, а также порядок индексации пенсии федеральных государственных гражданских служащих.

Кроме того, Правительством РФ определяется порядок издания разъяснений по применению законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Данная функция в целях единообразного применения законодательства возложена на Министерство труда РФ, что закреплено в Положении о Министерстве труда Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610. В п. 5.2.74 данного нормативного документа указано, что Министерство труда и социального развития РФ дает разъяснения о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан.

Необходимо отметить, что ранее, до вступления в силу Постановления Правительства от 19 июня 2012 г. N 610, разъяснения по вопросам применения пенсионного законодательства давались Министерством здравоохранения и социального развития РФ, которое впоследствии было реорганизовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социального развития РФ. Вместе с тем соответствующие разъяснения, данные Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в настоящее время являются действующими нормативно-правовыми документами. Среди таких документов можно назвать Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2006 г. N 880 "Об утверждении разъяснения о порядке применения статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. "По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат" и др.

Условия назначения и выплаты социальной пенсии

Впервые право на получение социальной пенсии для нетрудоспособных граждан было закреплено в Законе СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и получило свое последующее развитие в Законе РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Так, статья 119 указанного Закона предусматривала, что право на получение социальной пенсии имеют неработающие граждане при отсутствии права на трудовую пенсию: инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет; дети – в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

До законодательного введения института социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие. Условиями назначения указанного пособия являлось отсутствие иных источников средств к существованию и отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных членов семьи. При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих права на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. В результате наиболее незащищенные слои населения оставались без какой-либо государственной материальной

До 1 января 2010 г. в указанном Законе содержалась норма, устанавливающая, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Законом. В настоящее время, в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 173-ФЗ Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодател0ьные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", данная норма утратила силу. Что означают внесенные изменения? Представляется, что отмененная норма не раскрывала понятие и сущность отсутствия права на трудовую пенсию и не точно передавала ее содержание. Еще в период действия указанной нормы было дано Разъяснение Минтруда РФ от 7 мая 2002 г. N 4 "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором указывалось, что при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются:

– граждане, которые не соответствуют условиям назначения страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности или страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также у которых отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии;

– граждане, которые соответствуют условиям назначения страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности или страховой пенсии по случаю потери кормильца, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им страховой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию;

– граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им страховой пенсии либо официально отказались от назначенной им страховой пенсии.

Следовательно, право на получение социальной пенсии нельзя ставить в прямую зависимость от наличия права на страховой пенсию.

Право на социальную пенсию имеют граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации. При этом следует отметить, что данное право распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ на основании выданного в установленном порядке вида на жительство. В том случае, если гражданин Российской Федерации выезжает на постоянное место жительства на территорию другого государства, он теряет право на получение социальной пенсии и выплата указанной пенсии ему прекращается.

Право на получение социальной пенсии предусмотрено для следующих нетрудоспособных граждан:

- инвалидов I, II и III группы, в том числе инвалидов с детства и детей-инвалидов. Лица, относящиеся к данной категории, имеют право на получение социальной песни по инвалидности;

- детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери. Указанным лицам назначается пенсия по случаю потери кормильца;

- граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), и граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Указанным лицам назначается социальная пенсия по старости.

В Законе нет указания на то, что список категорий лиц, имеющих право на социальную пенсию, подлежит расширительному толкованию, однако Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" содержит норму о праве на получение социальной пенсии ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних (ст. 19 данного Закона). Представляется, что поскольку данная норма не отменена, то она может применяться и данным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет должна быть назначена социальная пенсия как инвалидам детства. Наличие у несовершеннолетнего ВИЧ-инфекции устанавливается в ходе проведения медицинского освидетельствования и обследования, что должно быть подтверждено соответствующими медицинскими документами, выданными только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Гражданам из числа малочисленных народов Севера, как мы видим из текста Закона, социальная пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть при достижении возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Следует обратить внимание, что назначение социальной пенсии указанным лицам связано не только с их национальной принадлежностью, но и с местом проживания в определенных районах Севера, то есть в тяжелых природных и климатических условиях. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Следовательно, если представитель коренных малочисленных народов Севера проживает, к примеру, в средней полосе России, то право на получение социальной пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста у него отсутствует.

Отнесение определенной местности к районам Севера производится в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Указанный Перечень применяется в редакции, действующей на день обращения лица за установлением социальной пенсии.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в который включены 40 национальностей. К числу малочисленных народов Севера относятся ненцы, ханты, манси, эвенки, коряки, алюторцы, кереки, чукчи, эвены, долганы, ительмены, кеты, алеуты, нанайцы, нганасаны, негидальцы, нивхи, ульта (ороки), орочи, саамы, селькуны, тофалары, удэгейцы, ульчи, чуванцы, энцы, эскимосы, юкагиры, тувинцы-тоджинцы, шорцы, телеуты и кумандинцы. При наличии у пенсионера права на получение двух видов пенсионного обеспечения ему устанавливается одна пенсия по его выбору. Однако для некоторых категорий сделано исключение, в том числе и относительно назначения социальных пенсий.

Так, родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, предусмотренная настоящим Законом для нетрудоспособных граждан, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Также вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак, может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Нетрудоспособным членам семьи граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и социальная, за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца.

И еще один момент, касающийся социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения. По общему правилу социальные пенсии выплачиваются в полном объеме, независимо от выполнения пенсионером оплачиваемой работы. Исключение в соответствии с частью 5 настоящей статьи составляет социальная пенсия по старости, назначенная мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам при достижении возраста 60 лет. Гражданам, относящимся к указанной категории, социальная пенсия не выплачивается в период выполнения работы или иной деятельности, во время которой за них уплачиваются страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования.

Условия назначения и размеры социальной пенсии по возрасту

Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается.

Социальная пенсия по возрасту согласно ст. 11 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет).

К коренным малочисленным народам Севера относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"). Единый перечень малочисленных народов утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления. Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста, т.е. 3 626 рублей 71 копейка в месяц (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации")

Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у ее получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако, для граждан проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях). При выезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части страховой пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.

Условия назначения и размеры социальной пенсии по инвалидности

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской

Федерации" социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности,которые не имеют права на страховую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" основаниям.

Так, страховая пенсия не может назначаться, если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения самим инвалидом умышленного уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, что установлено в судебном порядке (ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Если у такого лица имеются пенсионные накопления, учетные в специальной части его индивидуального лицевого счета, то накопительная часть страховой пенсии назначается инвалиду к социальной. Однако не ранее достижения им общего пенсионного возраста, предусмотренного п. 1 ст. 9 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за исключением инвалидов детства, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, которые получают накопительную часть независимо от возраста; лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов) – не ранее: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;диспропорциональных карликов и инвалидов по зрению, имеющих ограничение способностей к трудовой деятельности III степени, – не ранее:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет (ст. 30 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 5 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,

обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных в пункте 5 Правил, установленных в Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория "ребенок-инвалид". При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год.

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере пропорционально базовой части страховой пенсии (ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"):

1) инвалидам, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов детства), – 100% размера базовой части страховой пенсии по старости для граждан, достигших общего пенсионного возраста, согласно п. 1 ст. 15 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" – 4769 рублей 08 копеек в месяц;

2) инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям инвалидам – 100% размера базовой части страховой пенсии по инвалидности, предусмотренной п. 1 ст. 15 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно 4053 рубля 74 копейки в месяц;

3) инвалидам, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени, – 85% размера базовой части страховой пенсии по возрасту для граждан, достигших общего пенсионного возраста, т.е. 4053рублей 65 копеек в месяц.

При этом вышеперечисленные размеры пенсий, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Условия назначения и размеры социальной пенсии по случаю потери кормильца

Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 10 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях ").

Социальная пенсия назначается, если ее получатели не имеют права на страховую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца детям в возрасте до 18 лет составляет:

- потерявшим одного из родителей выплачивается – 4959 рублей в месяц;

- потерявшим обоих родителей или умершей одинокой матери (круглым сиротам) выплачивается – 9538 рублей 20 копеек.

В качестве документа, подтверждающего что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания ее получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Итак, социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший – при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).

Правила выплаты социальной пенсии

Финансирование выплаты пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета, которые поступают в Пенсионный Фонд РФ на выплату пенсий в соответствии с комментируемым Законом.

Указанные средства закладываются в структуру расходов федерального бюджета на очередной финансовый год. В частности, соответствующие размеры бюджетных ассигнований на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению установлены Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов". Необходимо отметить, что федеральный бюджет на 2016 год и плановый период до 2018 года составлен по программно-целевому принципу, предусматривающему формирование расходов исходя из целей, установленных государственными программами.

Соответственно, в Федеральном законе от 2 декабря 2015 г. N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" указаны соответствующие средства, направляемые на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим Законом.

Средства, поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на выплату пенсий по государственному пенсионному страхованию, являются целевыми денежными средствами. Контроль за их использованием возложен законодательством на Счетную палату РФ и наблюдательный совет Пенсионного фонда РФ.

Литература

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс.

2."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 №14-ФЗ (действующая редакция от 23.05.2016) // КонсультантПлюс

3."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция от 01.05.2016) // КонсультантПлюс.

4."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая редакция от 30.12.2015) // КонсультантПлюс.

5.Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ(принят ГД ФС РФ 19.03.1995) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"(действующая редакция от 23.05.2016) // КонсультантПлюс

6.Федеральный закон от 30. 04. 1999 N 82 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 14. 04. 1995) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (действующая редакция от 13.07. 2015 ) // КонсультантПлюс.

7.Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.06.1995) "О международных договорах Российской Федерации"(действующая редакция от 12.03.2014)//КонсультантПлюс

8.Федеральный закон от 15.12. 2001 N 166 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 30. 11. 2001) "О пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действующая редакция от 29.12. 2015 ) // КонсультантПлюс.

9.Федеральный закон от 02.12.2013 N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"//КонсультантПлюс.

10.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.12. 2013) "О страховых пенсиях" (действующая редакция от 29.12. 2015 ) // КонсультантПлюс.

11.Федеральный закон от 04. 07. 2013 N 126 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 20. 05. 2011) "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (действующая редакция от 13. 07. 2015 ) // КонсультантПлюс.

12.Постановление правительства РФ от 20.02. 2006 № 95 (принят ГД ФС РФ 19.01.2006) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (действующая редакция от 06.08.2015) // КонсультантПлюс.

13.Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" //КонсультантПлюс.

14.Аникеева Л.В. Влияние реализации страховых принципов на формирование размеров пенсии // Законность.- № 7.- 2015 – С. 6.

15.Вавилов К.М. Пенсионное обеспечение. – М.: Юристь, 2012. – 134с.

16.Васильева Ю.В. Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности. – М.: Проспект, 2004. – 152с.

17.Кармен В.К. Социальная защита жилищных прав граждан в условиях перехода к рынку//Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России. – М.: Юристь, 2012. – 134с.

18.Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Книжный мир, 2011. – 200с.

19.Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. – М.: Юристь, 2012. – 201с.

20.Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: Юристь, 2014. – 421с.

21.Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы. – №8. – 2013. – С.13.

22.Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития. – М.: Юристь, 2011. – 112с.

23.Федорова Т.А. Основы пенсионного обеспечения. – М.: Наука, 2010. – 400с.

24.Гусов К.Н. Право социального обеспечения.

25.Хмара А.П. Право социального обеспечения. – М.: Юристъ, 2014. – 324 с.

26.Чашин П.Л. Право социального обеспечения. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.

27.Яковлев М.И. социальные выплаты в России // Законность. – №2. – 2012. – С.6.