Социализация детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества

Социализация детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности воспитания и обучения детей-инвалидов

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов.

В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом.

Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям психологической, педагогической,.и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм воспитательно-педагогической работы.

Родители – важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Это ускоряет процесс восстановления нарушенных функций.

Воспитательно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе. Среди основных этапов следует выделить:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми);

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом и др.

Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

Наряду с обучением и воспитанием важную роль играет коррекция, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционной–педагогической работе, то она не может вычленяться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

В практическом осуществлении учебной – воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

Конкретные методы обучения и воспитания работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой и двигательной сферы учащихся на том или ином этапе.

Вместе с разнообразием конкретных методических путей существуют психолого-педагогические принципы:

- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

- использование методов и приёмов обучения и воспитания с ориентацией на "зону ближайшего развития" ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания, преодоление индивидуальных недостатков развития;

- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

Механизмы и агенты социализации детей-инвалидов

Процесс социализации детей-инвалидов – это сложный, противоречивый и динамичный процесс. Успешность социализации личности ребенка-инвалида во многом зависит от влияния социализирующих агентов, помогающих ему осваивать необходимые социальные роли, ценности и нормы, стереотипы поведения. Рассмотрим механизм социализации детей-инвалидов, исходя из распространенной позиции, согласно которой в этой функции выступает социальная роль.

Социализация представляет собой не просто процесс усвоения индивидом определенных норм и ценностей, но и активное их воспроизведения, что становится возможным только в результате перевода их во внутренний, личностный план. Процесс такого перевода характеризуется разной степени осознания индивидом собственного отношения к нормам и ценностям своего окружения. Поэтому, на наш взгляд, целесообразным стало выделение осознаваемых и неосознаваемых механизмов социализации. Последние проявляются в основном в раннем детстве и выражаются через такие явления, как внушение, подражание, психологическое заражение и идентификация. Среди взрослых данные механизмы также имеют место, но характерной их особенностью является то, что они уже в определенной степени осознаются ими вследствие сформированности критического отношения к окружающему миру и высшего, чем у ребенка, уровня самосознания.

Роль – социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность, исполнение социальных ролей должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Опираясь на положение С. Н. Щегловой относительно осваивания ребенком первых социальных ролей, обозначим ролевой набор ребенка-инвалида. Основными ролями нетипичного ребенка выступают четыре бинарные конструкции:

- "взрослый" и "ребенок";

- "ребенок-мальчик" и "ребенок-девочка";

- "здоровый" и "больной";

- "ребенок" и "ребенок-инвалид".

Детство как социальную реальность определяют первые две бинарные конструкции. Одновременно с постижением первых двух основных бинарных конструкций ребенок-инвалид осваивает бинарную конструкцию – "здоровый" и "больной". С первых дней определения заболевания ребенок с ограниченными возможностями часто находится в больницах или реабилитационных центрах. Находясь на лечении в стенах медицинского учреждения, он имеет статус больного. Даже вне больницы здоровое общество приклеивает ребенку-инвалиду ярлык "больной" и считает данное состояние отклонением от нормы.

При анализе особенностей формирования статуса детей-инвалидов считаем возможным использовать категорию социального исключения, разработанную в рамках молодежной проблематики Ю. А. Зубок. Социальные институты (здравоохранение, СМИ, система социальной работы) создают условия для нарушения функциональной взаимосвязи этой группы и других детских и молодежных групп. Социальный институт образования как агент социализации способствует отчуждению детей-инвалидов от реального процесса общественной жизни. Этот масштабный процесс отторжения одновременно по многим функциям ведет в перспективе к социальному исключению данной группы на макросоциальном уровне. Результатом может явиться невозможность включения детей-инвалидов в основные социальные структуры и фактическое обособление, замыкание этой группы в периферийных слоях общества.

Мы хотим акцентировать внимание на положении, согласно которому ребенок-инвалид в раннем детстве выполняет все те же роли, что и здоровый ребенок, только у него превалирующую позицию занимает роль больного, которая накладывает свой отпечаток на все остальные его роли, на индивидуальность и личность ребенка.

Освоив в детстве роль больного, ребенок с ограниченными возможностями осваивает еще одну роль – ребенок-инвалид. Это происходит вследствие неприспособленности внешней среды к нуждам инвалида, из-за предрассудков в отношении общества к инвалидам. В обыденном сознании эти две роли приравниваются друг к другу и не различаются. В детстве происходит усвоение ребенком с ограниченными возможностями еще одной бинарной конструкции "ребенок" и "ребенок-инвалид". Считаем, что данную бинарную конструкцию нетипичный ребенок осваивает намного раньше здорового ребенка.

Раскроем принципы выстраивания социальной роли инвалида.

Первый принцип заключается в ограничении и сужении обществом части приписываемых индивиду функций (прав и обязанностей). В современном обществе под социальными обязанностями понимается образование, труд, для женщин – рождение ребенка, для мужчин – служба в армии. В большинстве случаев, из-за заболевания, молодой инвалид не может учиться или трудиться, иметь детей или служить в армии.

Второй принцип заключается в снятии вины с инвалида за ограниченность возможностей. Современная медицина и генетика выявила следующие причины детской инвалидности: наследственность, различные воздействия, влияющие на развитие плода в пренатальный, перинатальный и постнатальный периоды. Отчасти вина за рождение ребенка-инвалида лежит на родителях, врачах, экологии. Виновными в появлении молодых инвалидов считаются предприятия, на которых люди получают инвалидность; государство, отправляющее молодежь на войну; несчастные случаи; наркотики и пр. Следовательно, инвалид не считается виновным в том, что его возможности стали ограниченными.

Третий принцип заключается в стремлении инвалида к коррекции социального статуса через получение компетентной профессиональной помощи. Политика нашего государства такова, что различные льготы и пособия положены только социально незащищенным слоям населения. Под эту категорию как раз и попадают инвалиды. Государство больше тратит средств на обучение и воспитание детей-инвалидов, нежели здоровых детей. Поэтому наличие в обществе инвалидов невыгодно государству, статус инвалида социально нежелателен. В связи с этим общество предлагает инвалидам социальную и медицинскую профессиональную помощь, к которой они должны стремиться.

Четвертый принцип заключается в соответствии поведения инвалида его статусу и ожиданиям общества через атрибуты инвалидности. Рассмотрим статус ребенка-инвалида через статусные права и обязанности, символы (инвалидная коляска, трость, очки), статусное видение мира и статусную идентификацию. Ожидается, что, зная свое право, например, на специальное образование, ребенок-инвалид будет стремиться получить его. Ожидается, что ребенок с ограниченными возможностями зрения будет носить очки с толстыми линзами или темные солнцезащитные очки и трость, ходить с собакой-поводырем или другим человеком, подсказывающим дорогу. Ожидается, что неслышащий ребенок мыслит не словами, а жестами, потому что общается на языке жестов в своем социуме, но в среде слышащих людей будет использовать разговорную речь. Ожидается, что ребенок с заболеванием опорно-двигательного аппарата отождествляет себя с инвалидом и не дистанцируется от таких же людей. Следовательно, статус обязывает ребенка-инвалида вести образ жизни, оправдываемый ожиданиями и соответствующий социальным стандартам одного с ним круга людей.

Вся жизнь ребенка-инвалида развивается под ярлыком "инвалид", который в современном российском обществе базируется на роли больного, что, в первую очередь, сказывается на формировании личности ребенка с ограниченными возможностями, овладении им новыми социальными ролями и на успешности его социализации в целом.

Остановимся на социализирующих агентах (группах и социальных контекстах), в рамках которых совершаются процессы социализации. За первичный этап социализации ребенка отвечают "значимые другие", которые выступают посредниками между ним и объективной реальностью, модифицируют ее в процессе передачи. Вторичная социализация позволяет уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

Ребенок с ограниченными возможностями чаще всего, как и большинство детей, после рождения, формируется в основном институте социализации – семье. Семья, а именно первые социализирующие агенты – родители, братья, сестры, дальние и близкие родственники, а также няни, друзья, учителя, врачи, изначально понимая нетипичность ребенка, относятся к нему по особенному: жалеют, оберегают, а порой излишне опекают.

У детей-инвалидов этапы и процессы первичной социализации затягиваются. В опеке родителей ребенок с ограниченными возможностями нуждается очень долго, иногда, если не может освоить навыки самообслуживания или начать трудиться, и всю жизнь.

У молодых инвалидов не происходит эмансипация от родительской опеки, отмечается особая духовная близость с родителями. Родители являются помощниками в формировании и реализации их жизненных планов.

Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста. Отношения между сверстниками более "демократичны", чем между ребенком и родителями. Остановимся на особенностях отношений детей с ограниченными возможностями со сверстниками.

Слабослышащие дети-инвалиды насторожены, неконтактны, стараются избежать общения со здоровыми сверстниками. Они часто думают, что в их присутствии говорят о них неприятные вещи или смеются над ними. Как выявили А. И. Ковалева и М. Н. Реут, для данной категории детей важнейшей особенностью восприятия окружающего мира является ориентированность на мнение других людей, подверженность формирующему воздействию.

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) с детства прикованы к инвалидным коляскам и поэтому часто усваивают одну их форм поведения: либо отгораживаются от сверстников, испытывая к ним отрицательное отношение и ощущая свою исключительность, либо приобретают "синдром гадкого утенка" и готовы быть в группе на любых условиях и ролях, лишь бы не выгнали.

Основным страхом слабовидящего человека выступает полная потеря зрения. А это может произойти у слабовидящего даже от несильного удара головой. Вследствие страха потерять зрение слабовидящие дети ведут себя по-разному: одни избегают активности, стараются быть очень осторожными, другие, наоборот, стараются доказать себе и сверстникам, что их зрение не может ухудшиться.

Дети с заболеваниями внутренних органов много времени проводят в больницах, что не позволяет им учиться в классе. Учителя часто приходят к ним на дом. Такие дети отличаются ранимостью и быстрой сменой настроения.

Особенностями, характерными для отношений детей-инвалидов со сверстниками, являются: повышенная восприимчивость к социальной обстановке и отношениям между сверстниками, эмоциональная неустойчивость (ранимость, подверженность частой смене настроения), полярность в отношении со здоровыми сверстниками, способность к самоограничению и ориентация на конформизм. Они сконцентрированы на среде "своих", таких же, как и они, детей.

Выпускник-инвалид оканчивает школу в возрасте ранней (16-18 лет) или поздней юности (18-20 лет). Причинами, из-за которых ребенок-инвалид получает неполное среднее или среднее образование в возрасте старше 18 лет, могут быть: позднее определение диагноза и последующее получение инвалидности, обострение заболевания и длительное нахождение в больнице, неопределенная позиция родителей (например, известны случаи, когда родители не хотят мириться с диагнозом неслышащего ребенка и отдают его учиться в массовую школу, где он пребывает в каждом классе по несколько лет). Еще одной причиной более позднего, по сравнению с выпускниками массовых школ, завершения школьного образования служат особенности учебных планов и программ, построенных в соответствии со спецификой ограниченных возможностей детей-инвалидов. Так, по свидетельству М. Н. Реут, специальное образование в школе-интернате для детей с недостатками слуха продолжается 15 лет, что приводит к запаздыванию в социализации неслышащей молодежи.

Есть отличия в статусе здоровых и инвалидов возраста поздней юности. Общество видит в здоровых молодых людях не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности. Образование, которое продолжается на этом этапе развития, является уже не общим, а профессиональным, причем сама учеба в ССУЗе, ВУЗе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. В то же время молодой инвалид занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, является взрослым в биологическом, но не в социальном отношении. В отличие от здоровых сверстников, большинство молодых инвалидов только оканчивают среднюю школу и определяются с жизненными ориентирами.

Известно, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Рассмотрим влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на социализацию детей-инвалидов.

Приходится констатировать, что ни на одном канале российского телевидения нет передачи, ориентированной на детей – инвалидов по слуху. Взрослые неслышащие находятся не в лучшем положении. Для них на канале ОРТ существуют пока только две передачи, способствующие их социализации: "Новости" и "В мире животных". До недавнего времени в этих передачах перевод для неслышащих осуществлялся с помощью калькирующей жестовой речи (жесты располагаются в порядке следования слов в предложении). К сожалению, для абсолютного большинства людей с недостатками слуха калькирующая жестовая речь сложна и непонятна, так как в общении они используют разговорную жестовую речь. Теперь в этих передачах используют бегущую строку.

Важную роль в социализации детей-инвалидов играют детские общественные объединения. Дети с ограниченными возможностями, включенные в деятельность общественных организаций, через них и с их помощью осваивают необходимые социальные роли, ценности и нормы, стереотипы поведения. Рассмотрим деятельность одной из них.

Детский Орден Милосердия (ДОМ) – детская организация, созданная в 1989 г. как программа Международной федерации детских организаций. ДОМ объединяет здоровых и детей с ограниченными возможностями из 50 детских и молодежных организаций России. Объединение не решает проблем лечения, образования и материальной помощи, его целью является содействие духовно-нравственному развитию детей и подростков через приобщение их к общечеловеческим ценностям – гуманизму и милосердию, человеколюбию и состраданию – в процессе педагогической работы с детьми-инвалидами, в результате которой происходит осознанный выбор будущей специальности педагога дополнительного образования здоровыми детьми и активная социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Детский Орден Милосердия также дает возможность для подростка-инвалида впервые заработать свои собственные деньги. Наличие карманных денег очень важно для такого подростка. А если эти деньги не получены от родителей или государства в виде пособия или пенсии по инвалидности, а заработаны им самим – это ценно вдвойне: возможность зарабатывать собственные деньги позволяет ему почувствовать себя равноправным членом общества.

В настоящее время ДОМ разрабатывает новый проект, направленный на устранение неравных возможностей детей-инвалидов через создание Детской социологической службы. Понимая тот факт, что дети с ограниченными возможностями имеют свой голос, свое мнение по всем вопросам жизни (семья, здоровье, школа, политика, экономика), сотрудникам ДОМа представляется возможным проведение социологических исследований не только детей-инвалидов, но и с их непосредственным участием. В этом случае ДОМ опирается на разработки и положительный опыт С. Н. Щегловой, которая на базе Творческого объединения ЮНПРЕСС в сентябре 1993 г. создала первую в России Детскую социологическую службу, изучающую общественное мнение здоровых детей и подростков силами юных социологов.

Первый шаг для решения этой задачи ДОМ осуществил в ходе реализации программы "Школа юного журналиста – 2000", направленной на обучение 40 детей с ограниченными возможностями из различных регионов России навыкам журналистики. На занятиях организаторам Школы удалось познакомить ребят с различными дисциплинами, в том числе и с азами социологии. Ребята очень заинтересовались новой для них наукой и поняли, что, изучая и публикуя общественное мнение детей и подростков с ограниченными возможностями, можно привлечь внимание общества не только к детству, но и к проблемам детей-инвалидов. Эта тема активно обсуждалась участниками Школы. На последнем занятии начинающие социологи получили домашнее задание: самостоятельно придумать тему опроса, составить анкету, опросить ребят своего класса и выслать заполненные анкеты в Детский Орден Милосердия.

Итак, основными факторами, ведущими к запаздывающей социализации детей-инвалидов являются:

1. Влияние стигмы "инвалид".

2. Несовершенство школьных программ.

3. Неравные возможности в использовании коммуникативных технологий и в получении информации.

Только комплексное влияние всех социализирующих агентов может способствовать выравниванию и успешной социализации детей-инвалидов.

Роль средств декоративно-прикладного искусства и художественного творчества в социализации детей-инвалидов

Социализация ребенка-инвалида средствами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Декоративно–прикладное искусство, как часть культуры в целом, является не только средством для формирования эстетических чувств и художественного вкуса, но и мощным носителем социальных знаний, инструментом для формирования социальных отношений.

Осознание ребенком самого себя осуществляется на основе видимого и воспринимаемого им образного ряда, с которым он соотносит и ассоциирует свои личностные черты и особенности и по которому, соответственно, постигает меру и характер собственной индивидуальности и самоэдентичности.

Искусству принадлежит особенно важная роль в организации процесса социализации личности, поскольку оно обладает возможностью реального психологического влияния на еще недостаточно устойчивую психику ребенка. Благодаря этому влиянию осуществляется не только процесс формирования эстетических идеалов человека, но и способность видеть и воспринимать мир на личностном уровне, что играет существеннейшую роль в процессе организации социальных отношений.

Занятия творчеством дают большие возможности, как для решения общетерапевтических задач, так и для достижения конкретных коррекционных целей. В процессе творческой деятельности у ребенка–инвалида усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, художественное творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства изобразительного искусства и художественного творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. В процессе овладения элементарными умениями, навыками и способами художественной деятельности происходит выявление скрытых компенсаторных возможностей ребенка–инвалида. В будущем это может послужить хорошим фундаментом для формирования профессиональных навыков и дальнейшей социализации инвалида в обществе. В данном направлении немаловажной, на наш взгляд, является роль декоративно–прикладного искусства и народного творчества, так как оно по своей структуре и методам легко осваивается ребенком–инвалидом, обладает простыми и понятными приемами и средствами выражения. Здесь следует обратить внимание на две обязательные составляющие художественной деятельности: технологию и творчество.

Технология связана с многократным повторением, монотонностью, однообразием, шаблонностью, систематичностью. Это основа профессионального труда, которая задает пространство для реализации творческих возможностей. Ребенок, не владеющий технологией, может создать что–то очень интересное, выражающее его индивидуальность, однако его работа не будет представлять ценность для общества вне круга близких к нему людей.

Необходимость привлечения детей-инвалидов в творческие мастерские состоит в том, что работа в мастерских часто является для ребенка с нарушениями в развитии единственной возможностью продуктивной творческой деятельности и социального общения, тогда как коррекционно-развивающие занятия направлены в большей степени на развитие познавательной сферы ребенка, формирования психических функций и учебных навыков, решения поведенческих и эмоционально-волевых проблем.

Работы, сделанные детьми выполняются по традиционным ремесленным технологиям, поэтому получается не обычная детская поделка, а законченное изделие, которое можно использовать, украсить им дом или подарить друзьям. Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограничениями жизнедеятельности. Изделие вылепленное, расписанное, сконструированное ребенком несет отпечаток его личности и в то же самое время существует отдельно от него. Правильным образом организованный социум не должен быть полностью замкнут, он должен позволять своим представителям встречаться с внешним миром. Для человека с нарушениями развития встреча с чужими людьми часто бывает тяжелой и травматичной. Но, будучи участником творческой мастерской, производящей нужные и красивые изделия, такой человек встречается с окружающим миром совсем на других основаниях.

Коррекция посредством творческого выражения личности не только снимает посттравматический синдром, но и способствует раскрепощению, духовному становлению личности, более активному включению в социальные связи, так как является языком невербальной коммуникации.

Исходя из современной концепции о гуманизации учебно-воспитательного процесса, можно определить гуманистические принципы использования комплекса искусства в качестве основы психокоррекционной работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития:

Любой ребенок обладает природной способностью к творчеству.

1. Творческий процесс воспитывает и оздоравливает.

2. Личностный рост осуществляется через самопознание, самопонимание и катарсис.

3. Переживание и эмоции являются источником энергии.

Задачи искусства в коррекции отклонений ребенка с особыми образовательными потребностями:

- развитие художественно-творческих способностей ребенка-инвалида, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- развитие познавательных способностей, аналитико-синтетической и рефлексивной деятельности;

- стабилизация психосоматического состояния, преодоление кризисных состояний;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- формирование коммуникативных способностей, расширение круга социальных контактов;

Таким образом, искусству принадлежит особенно важная роль в организации процесса социализации личности, поскольку оно обладает возможностью реального психологического влияния на еще недостаточно устойчивую психику ребенка.

Вывод. Идея "независимой жизни" является ядром концепции программы социализации, которой руководствуются реабилитационные центры. Суть этой идеи можно выразить двумя тезисами:

- человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

- помочь ему реализовать это право призвана система дополнительного образования, открывающая доступ детям – инвалидам во все сферы жизнедеятельности.

Социальная адаптация детей-инвалидов через занятия декоративно-прикладным творчеством

Социальная адаптация детей инвалидов в данной работе рассматривается на примере центра детского творчества "Лидер". Данный центр имеет небольшую историю, в которой есть место эксперименту, вышедшему из своих рамок и укрепившемуся в стенах небольшого дома. Наука и игра – вот те два явления, которые смогли объединиться и предложить игровое пространство, где можно заняться серьезным делом с большим интересом.

Сущностной характеристикой работы центра является организация работы и включение детей в творческую и интеллектуальную развивающую жизнь, где ребенок открывает для себя личностную значимость знаний, где создаются условия, способствующие осмысленному стремлению к самообразованию.

Наука и игра – принцип индивидуальной системы роста каждого участника, рассчитанной на проявление инициативы, самостоятельности, творчества, принцип самоуправления, принцип сотворчества детей и взрослых, отбор содержания, форм и методов работы, наилучшим образом соответствующих задаче стимулирования развития личности.

В основе деятельности центра "Лидер" лежит методика коллективных творческих дел, а в основе методики – осознанное использование объективных процессов групповой динамики и главное – личностно-ориентированный подход к организации деятельности в течение учебного года. Единое игровое пространство обеспечивается поэтапным запуском игры, согласно закономерностям развития детского коллектива.

Дети-инвалиды быстрее адаптируются, а дети, которые занимаются вместе с ними, учатся состраданию, оказанию помощи. В то же время, вовлеченные в совместную деятельность, воспитанники учатся общению. От руководителей кружков требуется в работе с такими детьми многое: доброжелательное отношение, фиксация малейших успехов, готовность работать и общаться с учетом их возможностей.

Часть детей, занимающихся в центре "Лидер" имеют диагноз "необучаемые". Это дети с ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием. Поэтому дополнительное образование строится с учетом особенностей этих детей. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с этими детьми. Педагоги постоянно корректируют образовательные программы для более успешного обучения детей-инвалидов.

Практика работы показывает, что эти дети способны заниматься вокалом и играть в спектаклях, читать и писать стихи, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. Педагоги, работающие в студии, отмечают позитивное эмоциональное состояние воспитанников, их заинтересованное участие во всех мероприятиях.

Инклюзивное образование предполагает, что дети-инвалиды и здоровые дети занимаются вместе. В практике работы Центра творчества "Лидер" идея инклюзивного образования реализуется не первый год. В образовательном процессе организована совместная деятельность, которая характеризуется дружелюбностью и терпимостью, внимательным отношением к таким детям.

Изучение мнения родителей о роли инклюзивного образования позволяет сделать вывод о том, что родители признают – совместное обучение приносит пользу детям-инвалидам, и затрудняются в оценке его значимости для здоровых детей.

На наш взгляд, инклюзивное образование воспитывает у здоровых детей деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого человека, воспитывают в них толерантность.

Основные задачи педагогов:

- формирование навыков общения в процессе трудовой деятельности (умение работать в коллективе);

- формирование личности, свободной от комплекса неполноценности;

- формирование функции рук как основы трудовой деятельности;

- развитие сенсомоторики – согласованности движений рук и глаз;

- развитие зрительного восприятия (цвет, форма);

- создание мотивации (привитие вкуса) к трудовой деятельности.

Программа "Субботняя карусель"

Содержание реализуемой Центром "Лидер" программы выполняет познавательную и ценностно-ориентированную функцию. Они ориентированы на то, чтобы научить подростка активным способам познания. Используются методы, которые побуждают ребенка принимать на себя решения, ответственность за свои знания.

Характерной особенностью программ является индивидуальный подход к каждому ребенку, который осуществляется через принцип сочетания коллективных и индивидуальных заданий, включение каждого в сюжетно-познавательную игру.

Посещая занятия, дети общаются, читают объявления и становятся участниками программы "Субботняя карусель", которая предлагает: праздничные программы, концерты, конкурсно-развлекательные программы.

Дети-инвалиды могут быть пассивными зрителями или активными участниками. Это их выбор. В каждой программе обязательна совместная деятельность и общение, раздвигаются рамки интегрированных групп.

Дело,

Содержание

Деятельность

Уч-ся

ГЦДТ

Задача

состояние

Дети-инвалиды

Задача

состояние

Встреча, приглашение гостей.

Рассадка в зале.

Центр "Лидер"

Создание доброжелательной атмосферы, организация работы в зале.

Все дети-инвалиды, молодые инвалиды.

Накопление положительных эмоциональных впечатлений. Эмоциональное настроение на праздник.

Выставка "Калядная зорка"

Народная студия декоративно -прикладного творчества

Демонстрация лучших работ

Интегрир. группы кружков

"Арибалл"

"Юный художник"

Демонстрация лучших работ, уверенность в себе и востребованность

Концертная программа

Ансамбль бального танца,

Вокально-хореографический ансамбль "Славяночка"

Театр эстрадной куклы

Показ номеров художественной самодеятельность, создание праздничной атмосферы

Номера художественной самодеятель

ности всех

желающих детей-инвалидов

Преодоление психологических трудностей, способ проявить человеческое достоинство, заявить о себе, почувствовать себя нужным, значимым

Игровая программа

Театральный кружок "Затейник"

Привлечение к активным формам

Гостей и участников программы

Участие в игровой программе

Всех желающих детей-инвалидов

Выражение своих чувств и мыслей, принятие решения и

способность брать на себя ответственность

Вручение сувениров, подарков.

Народные студии д/п

творчества

Осознание социально-значимой деятельности

Дети-инвалиды, молодые инвалиды, принимают подарки

Эмоциональное оздоровление

Вывод. На основе выше сказанного можно сделать вывод, что обучение процесс социальный, обязательно включающий в себя воспитательные функции и направленный на образование человека, развитие его задатков и способностей, формирование гармонически развитой личности, формирование его нравственных и культурных качеств и соответствующего поведения в обществе. А частью процесса социализации является воспитание и обучение, которые образно выражаясь, можно назвать окультуриванием человека, т.е. прививанием ему заранее заданных культурных черт.

Особенности работы педагога дополнительного образования, работающего с детьми-инвалидами

"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев", – писал В.А. Сухомлинский. Не случайно дети, посещающие "Росток", занимаются декоративно-прикладным искусством. Это помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им.

Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни, что делает их более приспособленными к самостоятельному ведению быта.

Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка, семью. Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от:

- состояния здоровья ребенка;

- его настроения;

- непредвиденных семейных ситуаций.

Педагог сам должен обладает такими особенными качествами, как:

- наблюдательность;

- зоркость;

- профессиональный слух;

- понимание сущности ситуации;

- способность по внешним признакам понять переживания ребенка или подростка;

- оптимизм – подход к ребенку с верой в его потенциальные возможности, резервы его личности, в успех своего дела;

- находчивость – умение легко перестраивать трудную ситуацию в простую, придать ей положительную эмоциональную окраску и позитивную направленность;

- рефлексия – обращенность сознания на самого себя, учет представлений подростков, родителей и коллег о своей деятельности.

Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.

Если в процессе обучения и воспитания педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.

Во время проведения занятий с детьми-инвалидами соблюдаются следующие условия:

- замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;

- оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;

- опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;

- дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.

Большое значение также придается инициативе воспитанников в выборе той или иной техники, которой он хочет овладеть, в реализации собственного художественного замысла ребенка при выполнении изделия. Первостепенными задачами работы по программе являются воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать формированию социальной компетентности воспитанников и их успешности в самостоятельной взрослой жизни. С этой целью часть занятий по программе проводится в форме коллективно-творческих дел, на которых у воспитанников, помимо практических навыков, формируются умения работать в коллективе, развиваются коммуникативные навыки, умения соотносить свои действия с действиями других людей. Теоретические основы органично вплетаются в процесс практического освоения техник декоративно-прикладного творчества.

Так же к особенностям можно отнести создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур:

- индивидуальные;

- групповые (от 3 до 7 человек);

- занятия в группах совместно со здоровыми детьми.

Индивидуальная работа с каждым – это одна из особенностей занятий с детьми-инвалидами. В ходе занятий педагогу необходимо учитывать уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания необходимо разрабатывать адаптированную программу.

Подготовка к учебному занятию по предложенному алгоритму и написание плана-конспекта, диагностика, без сомнения способствует успешности проведения занятия, его эффективности и результативности. Каждая встреча ребенка и педагога – это своеобразный урок жизни, урок доброты.

Основные особенности работы педагога дополнительного образования представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Особенности ПДО

- индивидуальный подход;

Это одна из особенностей занятий с детьми-инвалидами. В ходе занятий педагогу необходимо учитывать уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания необходимо разрабатывать адаптированную программу.

- групповые занятия;

Это изучение способов пережива­ния, обмен чувствами и опытом, изучение и отработка способов общения, изучение социально-ориентиро­ванных форм общения и отра­ботка их на практике, изучение и отработка альтерна­тивных способов выражения гнева и агрессии.

- занятия в группах совместно со здоровыми детьми;

Для детей с физическими отклонениями общение со здоровыми сверстниками позволяет быстро развивается. Для здоровых детей тоже есть свое преимущество это так называемая нравственная сторона дела. Дети с ранних лет понимают, что инвалиды кроме своих физических недостатков ничем не отличаются от остальных людей, а иногда и даже в чем то превосходят их.

- способен оценивать свои действия;

Предоставить ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

- соблюдает правила по технике безопасности и личной гигиены;

В здоровом теле здоровый дух

- соблюдает правила организации рабочего места;

"Порядок на столе, порядок в голове"

- соблюдает правила бережного использования рабочего материала;

Обязанности работников

- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе;

"Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически"

Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

- Обладает различным приемам работы с разными материалами;

Детское сердце чутко к призыву творить красоту….важно только, чтобы за призывом следовал труд"

- Знает основные базовые формы прикладного творчества;

Занятия данной деятельностью помогут ребёнку открыть в себе неповторимую индивидуальность, реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих устремлениях, призвана знание основной базовой формой прикладного творчества.

- Умеет следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

"Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать –необходимоуметь, а умение дается толькоизучением техники".

- работает по плану;

Работай по плану, организовывай свой труд целесообразно и с пользой для дела.

- Адекватно оценивать свои

достижения;

Оценивай достижения, никогда не предпринимай воспитательных воздействий в дурном настроении.

- Реагирует на все события, волнующие ребенка гибкость, чувствительность к сбоям.

состояния здоровья ребенка;

его настроения;

непредвиденных семейных ситуаций.

Педагог сам обладает такими качествами, что тоже является особенностью:

- наблюдательность;

Это профессиональное качество педагога, выражающееся как способность и умение замечать, видеть, выявлять мало заметные, но существенные внешние признаки поведения ребенка и на этой основе правильно интерпретировать его поступки, адекватно воспринимать и понимать его и его состояние. Педагогическая наблюдательность включает в себя педагогическую рефлексию, остроту восприятия, внимание к ребенку, психологическую зоркость, эмпатию. Исследования показывают, что это качество учитель может сознательно сформировать у себя, самодиагностируя устоявшиеся "зоны наблюдения" и "мертвые зоны", куда наблюдение "не доходит", и корректируя их. Педагогическая наблюдательность является ведущим, системообразующим качеством педагога.

- зоркость;

профессионально важное качество

- профессиональный слух;

Если хотите развить в себе Божий дар педагога, любите ребенка!

- понимание сущности ситуации;

Сущность понятия "понимание". Интуитивно каждый человек чувствует, что значит понять или не понять чего-либо.

- способность по внешним признакам понять переживания ребенка или подростка;

"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев", – писал В.А. Сухомлинский.

- оптимизм – подход к ребенку с верой в его потенциальные возможности, резервы его личности, в успех своего дела;

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее

- находчивость

умение легко перестраивать трудную ситуацию в простую, придать ей положительную эмоциональную окраску и позитивную направленность;

- рефлексия

Способность педагога к самоанализу

обращенность сознания на самого себя, учет представлений подростков, родителей и коллег о своей деятельности;

- Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции;

Одна из главных заповедей педагога – уважать воспитанника, глубоко понимать его чувства, уважать человеческое достоинство, быть тонким психологом.

- замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;

Не навреди!

- оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;

Предметная практическая деятельность– это деятельность внешнего плана, в окружающем индивида внешнем мире людей предметов, к которой относятся труд, игра, учение, общение, поведение индивида.

- опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;

Опора на положительные качества ребенка – вот чем должен руко­водствоваться педагог в подходе к детям

- дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий;

Дифференцированный подход сегодня актуален – это индивидуальный, личностно– ориентированный подход к ученику.

- создание оптимальных условий;

Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для... успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь педагога.

- доброжелательный и чуткий;

Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

- разбирается в особенностях психологии детей-инвалидов, чувствует их потребности и интересы;

Научить ребенка общаться с окружающим миром.... У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии.

- имеет высокий уровень интеллектуального развития;

интеллектуальное развитие – это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать...

- имеет широкий круг интересов и умений;

профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

- всегда готов к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением детей-инвалидов.

Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе

1 доброжелательное отношение, фиксация малейших успехов, готовность работать и общаться с учетом их возможностей.

Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с этими детьми. Педагоги постоянно корректируют образовательные программы для более успешного обучения детей-инвалидов.

- создание мотивации (привитие вкуса) к трудовой деятельности.

- с учетом постоянного усложнения материала, от простого к сложному.

2

План совместной работы с детьми-инвалидами, детьми ОПФР и молодыми инвалидами

№ п/п

Содержание работы

Срок выполнения

1

- Составление договора о сотрудничестве с ТЦСОН.

- Составление плана совместной деятельности с ТЦСОН, с ЦКРО и Р, школами города.

- Творческие мастерские "Найди себе дело"

- Открытие интегрированных групп в ГЦДТ

Сентябрь

2

- Составление социально-педагогического паспорта кружка, центра.

- "День Матери" круглый стол, чествование работников "Ассоциации детей-инвалидов"

Октябрь

3

- День инвалида.

- Концертная программа в ЦКРО и Р

- Концертно-игровая программа для детей из "Ассоциации детей-инвалидов"

- Участие в Региональном фестивале детей-инвалидов "Твори добро",

- Мастер-классы

- Выставка творческих работ детей из интегрированных групп

- Концертная программа для участников Регионального фестиваля

3-6 декабря

4

- Новогодняя благотворительная акция

- "Подари друг другу радость"

- Подготовка сувениров-подарков

- Концертно-игровая

- Программа "Новогодний серпантин

- Дискотека для молодых инвалидов

24-30 декабря

5

- Мастер-классы "Тестопластика", "Гобелен", "Батик", "Рукоделие"

- В течение года "Пригласительный билет для друга"

- Спектакль "Золушка"

- Представление "Здравствуйте, это мы"

- Конкурс юных модельеров "Разноцветная мозаика"

Май

6

- Праздничная программа "День защиты детей"

- Встреча педагогического коллектива и родителей из интегрированных групп

- Конкурсы, игры в парке

- Концерт для детей

Июнь

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.

Выводы

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведении). В настоящее время процесс социокультурной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи, социальные педагоги и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Прежде всего, это социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды.

Социальные проблемы первого порядка – это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения.

Социальные проблемы второго порядка, связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах- интернатах. Попадая в такую школу, дети – инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт.

Таким образом, воздействие на детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества ведет к тому, что те, кто нуждается в помощи, начинают верить в свои возможности и реализовывать их, а те, кто способен помочь, понимают, что важны не слова жалости, а отношение на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку, т.е. процесс социализации идет более успешно.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология – М.: ВЛАДОС, 2008.- 225 с.

2. Байков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии – Санкт-Петербург: КАРО, 2005.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо, 2009. – 399с.

4. Браткова М.В., Закрепина А.В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью //Воспитание и обучение детей с нарушением развития.- 2005. – № 3

5. Васильева Н. В. Социологические концепции исследования инвалидности // Социологический сборник. Выпуск 7 /Ин-т молодежи. Кафедра социологии; под общ. ред. В. А. Лукова. – М.: Социум, 2000. – С. 42-53.

6. Васильева Н. В. Жизненные планы молодых инвалидов: особенности формирования и реализации в современном российском обществе: Дис... канд. социол. наук, – М., 2000.

7. Васильева Н. В. Информационное неравенство инвалидов как фактор, препятствующий социальному развитию личности // Дискурс: Социолог. студия Вып. 1: Социальное развитие /Под общ. ред. В. А. Лукова; Моск. гуманит.-социальн. академия. Кафедра социологии. – М., Социум, 2001. – С. 223-229.

8. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе //. Дис.... д.псих.н. 19.00.13 – психология развития, акмеология. -М., 1998. С. 181.

9. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе – М.: Школьная пресса, 2008.

10. Голубева А.В. Консультация юриста. Социальрая адаптация детей-инвалидов. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития.- 2008- № 6

11. Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. – М.: Социум, 1998.

12. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. – М.: Социум, 1999.

13. Ковалева А. И., Реут М. Н. Социализация неслышашей молодежи. – М.: Социум, 2001.

14. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития.- 2005 – № 1