Системный подход к организации

Системный подход к организации.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Понятие "системы" и ее свойства

В мире все системно. Рассматривается ли живой организм, машина, общество или какая-нибудь его часть – все они представляют собой системы. Слово "система" появилось в Древней Греции 2000-2500 тыс. лет назад. Гениальны догадки античных философов о системности мира. Платон и Аристотель большое внимание уделяли особенностями системы знания и системе элементов (основных качеств и свойств) мировоззрения. Понятие системы органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры, иерархии, многоуровневости и др.

Термин используется, когда хотят охарактеризовать сложный объект как единое целое. Обычно система определяется как совокупность элементов (объектов), объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимости для выполнения заданной функции.

В понятии "система" на разных этапах ее рассмотрения можно вкладывать разное содержание, говорить о системе как бы в разных ее формах, в зависимости от задачи, которую ставит перед собой исследователь. В философском словаре: система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое целостное единство.

В настоящее время существует достаточно большое количество определений "система". Определения "система" изложены в работах Л. фон Берталанфи, А. Холла, У. Гослинга, Р. Акоффа, К. Уотта и др.

На протяжении относительно короткой истории становления теории систем представления о системах, закономерностях их построения, функционирования и развития уточнялись и переосмысливались.

В конце XIX и в начале XX века в связи с увеличение объемов производства и комплексных проблем, возникающих в экономике, возникла потребность в обобщающем подходе рассмотрения и решения крупных, глобальных, взаимосвязанных проблем. Появилась потребность в специалистах "широкого профиля", обладающих знаниями в нескольких смежных областях, умеющих обобщать эти знания, использовать аналогии (общие законы или закономерности), формировать комплексные подходы, что на современном этапе невозможно без привлечения вычислительной техники и соответственно информационной моделей. Понятие системы, употреблявшееся как комплекс, общее, целое, превратилось в специальную общенаучную категорию.

В 30-е годы XX века в рамках философии возникло обобщающее направление, названное теорией систем. Л. фон Берталанфи, считающийся основоположником данного направления, сделал доклад на научном философском семинаре, используя понятия и термины философии. (Отметим, что сходные обобщающие были идеи изложены Богдановым А.А. еще в начале ХХ века).

Затем термины уточнялись, развивались концептуальные подходы по мере исследований закономерностей функционирования и развития сложных системных объектов. Необходимо отметить, что в нашей стране на данную тему было написано много, так как данная тема относилась к философии и технике, и не подвергал (или подвергалась в меньше степени) политической и идеологической цензуре.

В 50-60 годы при постановке и исследовании сложных проблем проектирования в управления довольно широкое распространение получил термин системотехники предложенный Темниковым Ф.Е., который затем стал использоваться в приложениях системных методов к техническим направлениям, а для других начали появляться друг термины – например, системология.

Применительно к задачам управления в определенный период времени имел распространение термин кибернетика, введенный Н. Винером. Л. фон Берталанфи определял систему как "комплекс взаимодействующих компонентов" или как "совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях, друг с другой и со средой".

Система это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.

Все организации являются системами. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутреннее отношений частей. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции.

Для того чтобы поддерживать отдельные части вместе и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция.

К основным свойствам системы относятся:

1. Целостность системы. Система не сводится к простой сумме свойств ее элементов. Ни один из элементов системы не способен без взаимодействии с другими элементами системы достичь целей поставленных перед системой в целом.

2. Иерархичность – расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему. Иерархичность подразумевает, что каждая система путем вхождения в более сложное образование может превращаться в его элемент и, наоборот, элемент системы, получая самостоятельность, сам становится системой.

3. Открытость – отражает интенсивность обмена информацией или ресурсами системы с внешней средой, число систем внешней среды взаимодействующих с данной системой, степень влияния других систем на данную систему.

4. Надежность системы характеризуется:

- бесперебойностью функционирования системы при выходе из строя одного из ее компонентов;

- сохраняемостью проектных значений параметров системы в течении запланированного периода времени;

- устойчивостью финансового состояния организации.

5. Адаптивность – характеризует способность системы нормально функционировать при изменении параметров внешней среды, приспособляемость системы к этим изменениям.

Кроме отмеченных особенностей необходимо отметить, что в сложных системах выделяют подсистемы. Подсистемы – элементы с явно выраженными локальными свойствами. Это выделенная по какому – либо признаку часть системы, имеющая характерные особенности. Она взаимосвязана с другими частями системы и ее, в свою очередь можно рассматривать как самостоятельную систему.

Общими критериями для выделения подсистем в социальных системах являются следующие:

- подсистемы должны быть такими, чтобы они могли оказать существенное влияние на достижение конечных результатов системы;

- подсистемы должны быть привязаны к целому с помощью определенных отношений каждой части к какой – либо общественной характеристике, имеющей необходимую и логическую функциональную связь с выполнением общественных задач;

- подсистемы должны быть созданы по тем или иным признакам, ясно обнаруживающим необходимую функциональную связь друг с другом и с системой в целом;

- большие подсистемы должны объединять более мелкие подсистемы, которые необходимы для объяснения поведения системы в целом;

- подсистемы должны быть соответственно увязаны с поведением всех элементов системы.

Выделение подсистем зависит от типа системы и от целей ее исследования. Каждая социально-экономическая система прежде всего состоит из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем – управляемой и управляющей.

К управляемой подсистеме относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг.

К управляющей подсистеме относятся все элементы обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей и ресурсы управляемой системы.

В организациях кроме этих крупнейших подсистем так же выделяют следующие подсистемы:

1. Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.

2. Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам.

3. Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.

Системный подход вошел в современную теорию организации как особо востребованная методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю, менеджеру. Системное мышление – не дело свободного выбора, а производственная необходимость. К сожалению, мышление человека несистемно: люди не успели в процессе эволюции выработать системное видение мира. Наше воображение создает усеченный образ объекта, который требуется изучить, исследовать с целью изменения или усовершенствования объекта. Г.С. Альтшулер в книге "Найти идею" пишет: "Если в задаче сказано "дерево", человек видит именно дерево. Начинается перебор вариантов. Дерево становится то больше, то меньше... Ответ не найден, задача признана неразрешимой. Это обычное мышление. Системное мышление зажигает одновременно, как минимум, три экрана: видны надсистема (группа деревьев), система (дерево) и подсистема (лист). Это минимальная схема. Для решения системных задач требуется включить и другие экраны, которые помогут посмотреть на систему в развитии, во времени. "Девять (минимум девять!) экранов системно и динамично отражают системный и динамичный мир".

Даже у гениев полная многоэкранная схема проявляется в редкие звездные мгновения.

Цель системного подхода, – опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. В настоящее время под системным подходом понимают направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Соответственно, суть системного подхода в теории организации заключается в представлении об организации как о системе. Кроме этого системный подход представляет любую систему как подсистему: над любой системой есть надсистема, которая находится на более высоком уровне иерархии систем. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследования и конструирования, способов описания и объяснения природных или искусственно создававших объектов. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых иерархий, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, экономических и других систем, одним словом, – организаций.

На основании вышеизложенного сформулируем определение системного подхода.

Системный подход – это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов.

Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой – создание, конструирование, синтез систем для достижения целей. Применительно к экономическим организациям чаще всего под системным подходом понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа. Таким образом, системный подход шире системного анализа: системный подход – это направление, методология, которая немыслима без системного анализа.

Действительно, на практике системный подход реализуется чаще всего в виде системного анализа. Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Соответственно системный анализ сводится к уточнению проблемы и ее структуризации в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождению критериев их решения, детализации целей. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

2. Классификация систем

Системы отличаются друг от друга многими признаками и параметрами. Системы классифицируются по ряду признаков:

1. По виду:

- биологическое системы – их основой являются живые организмы и растения;

- технические системы – машины, оборудование, механизмы, т.е. изделия, состоящие из сборочных единиц и деталей, выполняющие заданные функции;

- социально – экономические системы (в том числе и производственные) – комплексные структуры, состоящие из экономических, производственно-технических и социальных структур, выполняющих различные фикции.

2. По степени взаимодействия системы с внешней средой:

- закрытая – имеет жестко фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему;

- открытая – характеризуется наличием прямой и обратной связи с внешней средой.

3. По размеру:

- малые системы – с числом единичных элементов менее 30;

- средние системы – с числом единичных элементов от 31 до 300;

- большие сложные системы – с числом единичных элементов более 301.

2. По степени свободы системы по отношению к внешней среде:

- относительно самостоятельные, юридически и физически независимые системы – функционируют самостоятельно и выполняют заданные функции:

- несамостоятельные системы (подсистемы) – входящие глобальную систему как неотъемлемый элемент.

3. По уровню специализации системы:

- комплексные системы – выполняют весь комплекс функций по стадиям жизненного цикла объекта;

- специализированные системы – специализируются на выполнении одной функции на одной стадии жизненного цикла объекта.

4. По продолжительности функционирования системы:

- системы кратковременного действия (жизни) – функционирующие короткий промежуток времени, или разового применения (мотылек, шприц);

- дискретные системы – функционируют определенный временной интервал (автомобиль, человек);

- долговременные системы – длительность функционирования которых практически не ограничена (солнечная система).

3. Организация как открытая система

Понятие открытой системы ввел Л. фон Берталанфи. Открытые системы способны обмениваться с внешней средой веществом, энергией и информацией, закрытые системы лишены этой способности. Любая социально-экономическая система принадлежит к классу открытых динамических систем. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит то энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, что обеспечивает ее жизнеспособность.

Все организации являются открытыми системами. Организации получают сырье и трудовые ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Рассмотрение организации как открытой системы предполагает наличие входа, процесса преобразования (техническое переработки) и выхода (рисунок 1).

Системный подход к организации

Рисунок 1 – Рассмотрение организации как открытой системы

На входе системы находится поступление материалов, рабочей силы, капитала, информации. В ходе преобразования организация обрабатывает входящие ресурсы, преобразуя их продукцию или услуги, которые и являются выходом системы.

Системный подход к организации

Рисунок 2 – Порядок анализа внешнего окружения системы и ее внутренней структуры

Принципиальное значение для функционирования организаций имеет обратная связь. Обратная связь позволяет своевременно получать информацию об изменениях, происходящих во внешней среде, во вкусах и предпочтениях потребителей, приспосабливаться к ним и принимать корректировочные действия (рисунок 2).

Литература

1. Балашов А.П. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2015.

2. Веснин В.Р. Теория организации. – М.: Проспект, 2013.

3. Жигун Л.А. Теория организации.– М.: Инфра-М, 2014.

4. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М.: Омега-Л, 2011.