Система управления рентабельностью банка

Система управления рентабельностью банка.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие, виды и факторы рентабельности

Общеизвестно, что результаты деятельности организаций могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции или услуг, объем продаж, величина прибыл или убытка. Характеризуя финансовый или производственный результат, названные показатели не способны оценить эффективность деятельности организации. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности организации, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в организацию средства [25, с. 32].

Показателями, характеризующими эффективность деятельности организации, являются показатели рентабельности (или доходности).

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [16, с. 324].

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.[29]

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности организации я с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной организацией при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности организации. При его помощи можно оценить эффективность управления организацией, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления [1].

Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал организации, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли.

В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности организации и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности организации. Они измеряют доходность организации я с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Поскольку показатели эффективности традиционно различаются в зависимости от вида бизнеса, то стоит говорить о разных видах рентабельности. Также стоит заметить, что при расчете разных видов рентабельности используются разные коэффициенты и, следовательно, формулы будут весьма отличаться. Мы можем говорить о следующих видах рентабельности:

1) Рентабельность производства (общая) – это экономический показатель эффективности производства, измеряемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 тг. производственных фондов). Рентабельность производства характеризует эффективность использования предприятием производственных ресурсов.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности организации, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

Рентабельность производства служит одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности организаций и фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг.

2) Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 тг. текущих затрат).

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы организации (отрасли) в целом.

3) Рентабельность инвестиций – это показатель эффективности инвестиций; чистая прибыль, деленная на объем инвестиций. Иногда рентабельность инвестиций определяется как отношение чистой прибыли к сумме акционерного капитала и долгосрочного долга.[27]

К основным показателям оценки рентабельности, используемым для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида, относятся рентабельность собственного (авансируемого) капитала. При расчете можно использовать либо балансовую прибыль, либо чистую прибыль.

В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность организации, рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность "очистить" показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью организации, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед организацией целей и задач, т.е. внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью организации, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью организации.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед организацией, их удаленность от организации, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для организации ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность организации, т.е. управление собственным и заемным капиталом на организации, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности организации, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства. [41]

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

- Изменение объема и времени работы, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

- Изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

- Изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

- Повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

- Использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

- Повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность организации оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности организации, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение организации, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность организации от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию организации, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм – конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на организации, изменение ставок рефинансирования и т.д.

Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на организации. К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), приложение к балансу (форма №5).

Показатели прибыльности кредитной организации

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и

эффективность деятельности организации. Они измеряют доходность организации с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организации. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

Экономисты обосновали, что показатели эффективности рассчитывают по итогам деятельности банка за год. При расчетах за квартал либо полугодие показатели требуется приводить до годового уровня.

Основными показателями, которые характеризуют прибыльность банка, являются такие:

1. Рентабельность собственного капитала;

2. Рентабельность (прибыльность) активов;

3. Рентабельность расходов;

4. Рентабельность инвестиций

5. Чистый спрэд;

6. Чистая процентная маржа.

Экономисты предполагают, что такие показатели и рассмотренные выше коэффициенты общей доходности активов и доходности процентных активов дают возможность достаточно полно охарактеризовать деятельность банка с точки зрения ее эффективности. [37]

Рентабельность собственного капитала (ROE) – показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. В отличие от схожего показателя "рентабельность активов", данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала (или активов) организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия. Данный коэффициент показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 руб капитала банка и характеризует экономическую отдачу капитала. В мировой практике ROE является основным показателем эффективности деятельности банка. Рентабельность собственного капитала рассчитывается делением чистой прибыли (обычно, за год) на собственный капитал организации:

Система управления рентабельностью банка (1.1)

Более точный расчет подразумевает использование средней арифметической величины собственного капитала за тот период, за который берется чистая прибыль (как правило, за год) – к собственному капиталу на начало периода прибавляют собственный капитал на конец периода и делят на 2.

Чистая прибыль организации берется по данным "Отчета о прибылях и убытках", собственный капитал – по данным пассива Баланса.

Чтобы рассчитать показатель за период, отличный от года, но получить сопоставимые годовые данные, используют формулу:

Система управления рентабельностью банка (1.2)

где собств.кап.- собственный капитал.

Особым подходом к расчету рентабельности собственного капитала является использование формулы Дюпона. Формула Дюпона разбивает показатель на три составляющие, или фактора, позволяющие глубже понять полученный результат:

Система управления рентабельностью банка (1.3)

Банк работает эффективно в том случае, когда значение показателя не менее 15 %.

Главным сравнительным критерием при анализе рентабельности собственного капитала выступает процент альтернативной доходности, которую мог бы получить собственник, вложив свои деньги в другой бизнес. Например, если банковский депозит может принести 10% годовых, а бизнес приносит лишь 5%, то может встать вопрос о целесообразности дальнейшего ведения такого бизнеса.

Чем выше рентабельность собственного капитала, тем лучше. Однако как видно из формулы Дюпона, высокое значение показателя может получиться из-за слишком высокого финансового рычага, т.е. большой доли заемного капитала и малой доли собственного, что негативно влияет на финансовую устойчивость организации. Это отражает главный закон бизнеса – больше прибыль, больше риск.

Расчет показателя рентабельности собственного капитала имеет смысл только в том случае, если у организации имеется собственный капитал

(т.е. положительные чистые активы). В противном случае расчет дает отрицательное значение, малопригодное для анализа.

Рентабельность активов (ROA) – финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами. В отличие от показателя "рентабельность собственного капитала", данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства. Поэтому он менее интересен для инвесторов.

Данный показатель отображает внутреннюю политику банка, профессионализм его менеджеров, которые поддерживают оптимальную структуру активов и пассивов с точки зрения доходов и расходов. Вот почему в мировой практике многие специалисты считают данный показатель (ROA) наилучшим показателем для оценивания эффективности работы менеджеров банка.

Рентабельность активов рассчитывается делением чистой прибыли (как правило, за год) на величину всех активов (т.е сальдо баланса организации):

Система управления рентабельностью банка (1.4)

В результате расчета получается величина чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации.

Для более точных расчетов в качестве показателя "Активы" берется не значение на конкретную дату, а среднее арифметическое значение – активы на начало года плюс активы на конец года делят на 2.

Чистая прибыль организации берется по данным "Отчета о прибылях и убытках", активы – по данным Баланса.

Если расчет производят не за год, а за другой период, то для получения результата в сопоставимом с годовым виде используется формула:

Система управления рентабельностью банка (1.5)

Банк эффективно использует имеющиеся ресурсы в том случае, когда значение показателя не менее 1 %.

Группа частичных показателей (по типам клиентов, видам операций и т.п.) отношения прибыли к средней сумме активов либо прибыли к средней сумме доходных активов являет собой значительную информационную ценность в оценке результативности производства и реализации отдельных услуг и деятельности банка в целом. Тенденция роста данных показателей обеспечивается высоким качеством менеджмента, возрастанием операционных рисков (экономически оправданных либо нет).

Рентабельность расходов (Rв) определяется как отношение прибыли к расходам. Этот показатель характеризует уровень отдачи расходов банка и оценивает сумму прибыли, которая приходится на единицу расходов.

Рентабельность инвестиций показывает, насколько они эффективны. Как правило, для расчета рентабельности инвестиций используется формула:

Система управления рентабельностью банка (1.6)

Система управления рентабельностью банка (1.7)

где:

Прибыль – это доходы, которые получены за всё время владения активом (капиталом);

Цена приобретения – это цена, по которой был куплен актив (капитал);

Цена продажи – это цена, по которой продастся актив (капитал) в конце срока владения. [35]

Для того чтобы определить насколько рентабельность инвестиций оправдывает их, необходимо знать себестоимость продукции, доход компании и вложения, потраченные на маркетинг (т.е. рекламу и продвижение товара).

Значение, которое получится при расчете, должно быть больше нуля, тогда проект может считаться эффективным.

Индекс рентабельности инвестиций помогает ответить нам на вопрос, насколько высок уровень доходов, которые принесет наш проект. При этом этот уровень показывает на единицу вложений. Индекс рентабельности инвестиций имеет ряд преимуществ:

- Учитывает тот факт, что реальные денежные потоки распределяются во времени;

- Рассматривает не отдельный эффект от инвестиций, а их сумму, которая была получена на протяжении всего проекта;

- Позволяет корректно и адекватно оценить проекты с различными масштабами (например, разный объем производства).

Метод рентабельности инвестиций основывается на том, что рентабельность, т.е. эффективность, исходного проекта по стоимости должна быть ниже, чем инвестированные (а значит, заемные) средства. К сумме всех затрат на единицу продукции необходимо добавить сумму процентов по кредиту. Так что это единственный метод, который учитывает то, что по полученным для реализации проекта вложениям необходимо будет уплатить определенный процент. Метод рентабельности инвестиций подходит для организации, обладающих широким ассортиментом продукции, при этом для каждого изделия необходим расчет индивидуальных переменных затрат. Подходит он и для традиционных товаров с устоявшейся ценой, и для новинок. [19]

Чистый спрэд (ЧС) характеризует уровень согласованности процентной политики банка по кредитным и вкладным операциям. Анализ чистого спрэда связан с процентной политикой банка, которая отображается в динамике процентных ставок по активным и пассивным операциям.

Чистый спрэд (в процентах) – разность между процентами, получаемыми по активным операциям и уплачиваемым по пассивным. Данное соотношение относится только к тем активам и пассивам, по которым выплачиваются проценты. В нем исключено влияние пассивов, не связанных с выплатой процентов, капитала, резервов на чистый заработанный процентный доход, а, следовательно, на прибыль банка. Данный показатель выявляет влияние процентных ставок на прибыль и тем самым позволяет лучше понять источники прибыльности банка, а отсюда- степень уязвимости доходных источников банка. Отрицательное или слишком маленькое значение свидетельствует о неэффективной процентной политике или об убыточности; высокая величина означает либо недоиспользованные возможности в привлечении дополнительных ресурсов, либо слишком рискованном портфеле активов.

С его помощью определяется необходимая минимальная разница между ставками по активным и пассивным операциям, который даст возможность банку покрыть расходы, но не принесет прибыль (минимальное значение показателя 0). Оптимальное значение показателя не менее 1,25 %.

Чистая процентная маржа (ЧПМ) пoзвoляет оценить способность банка образовывать чистый процентный доход, используя общие активы. До некоторой степени можно считать, что этот показатель характеризует эффективность структуры активов банка. Чистая процентная маржа вычисляется как отношение чистого процентного дохода (ЧПД) к общим активам банка (А):

Анализируя чистую процентную маржу, следует брать к сведению ее назначения: маржа служит для покрытия расходов банка и рисков, в том числе и инфляционного, создание прибыли, покрытия договорных соглашений. Оптимальным значением показателя является 4,5 %. Уменьшение процентной маржи сигнализирует об угрозе банкротства. Основными причинами coкрaщения процентной маржи являются: снижение процентных ставок по кредитам; подорожание ресурсов; сокращение удельного веса доходных активов в общем их размере; ошибочная процентная политика. [38]

По своему составу приведенные коэффициенты сочетают периодические показатели, т.е. показатели, вычисленные за соответствующий период (доход, расходы, прибыль), и моментные показатели, абсолютный объем которых определяется на соответствующий момент времени соответственно балансу (активы, капитал). Для сочетания таких показателей иcпoльзуют два алгоритма. Первый, более точный, предусматривает вычисление на основе динамического ряда моментных показателей средней хронологической, по которой, собственно, и определяются средние моментные показатели. Такой подход требует привлечения промежуточной информации для построения динамического ряда. Если же аналитик не имеет возможности привлечь соответствующие данные, иcпoльзуют второй алгоритм расчета, соответственно которому моментные показатели определяются на конец периода, в течение которого вычислены периодические показатели.

Кроме рассмотренных показателей, для характеристики эффективности деятельности банка можно привлекать коэффициенты, которые определяют эффективность деятельности coтрудников банка. К таким коэффициентам принадлежат производительность труда и рентабельность расходов на персонал.

Поскольку оплата труда является самой главной составляющей непроцентных расходов банка, то производительность труда сотрудников банка, которую измеряют с учетом численности штата и расходов на его содержание, может свидетельствовать об эффективности работы самого учреждения. Однако производительность работы следует оценивать, принимая во внимание тот факт, что в текущий период времени экономия на зарплате (за счет ее значительного снижения либо сокращения численности работающих) может привести к ухудшению качества и послаблению мотивации к работе, а со временем и к снижению эффективности работы банка.

Производительность труда (ПП) показывает, сколько чистой прибыли (ЧП), получено в исследуемом периоде в расчете на одного coтрудника (П)

Рентабельность расходов на персонал (Rв.п) измеряет окупаемость расходов на содержание coтрудников, демонстрирует чистый эффект от решений сравнительно мотивации труда сотрудников самостоятельно от того, направлены эти решения на низкую квалификацию и низкую заработную плату либо на высокие расходы для высококвалифицированных coтрудников. Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) к расходам на персонал (ВП)

В анализе приведенных коэффициентов предусматриваются такие этапы:

- Построение системы коэффициентов эффективности деятельности банка;

- Вычисления отчетного и базисного показателей по любому коэффициенту, который вошел в созданную систему показателей;

- Определения абсолютного и сравнительного изменений коэффициентов в отчетном году;

- Оценивания изменения показателей эффективности деятельности банка в отчетном периоде;

- Общая оценка эффективности деятельности банка по совокупности показателей.

Методы управления рентабельностью кредитной организации.

Рентабельностью необходимо управлять для организации эффективной деятельности организации. Ведь, управляя рентабельностью, мы управляем экономической деятельностью всей организации, оцениваем его возможности, анализируем перспективы развития. От того, какой будет система управления рентабельностью, зависит результат, т. е. финансовое состояние субъектов хозяйствования. В условиях развития рыночных отношений и проявления кризисных ситуаций это приобретает особое значение.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие организации, т.е. способность организации получать достаточную прибыль на инвестиции.

Управление рентабельностью организации – это анализ всех доходов и расходов организации и управленческий учет в данной организации, а также конечный результат его финансовой деятельности. Основная цель управления рентабельностью организации – это полное обеспечение руководящего состава организации всей необходимой аналитической информацией по вопросам затрат и результатов деятельности данной организации в целом и его структурных подразделений в отдельности, которая необходима для принятия руководством тактических, оперативных и стратегических управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления. [5]

Существует еще порог рентабельности. Порог рентабельности – это такая выручка от продаж, при которой организация не имеет убытков, но и еще не получило прибыль. После прохождения порога рентабельности организация начинает получать прибыль. Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности организации. Он свидетельствует о том, насколько организация может выдержать снижение выручки от продаж без серьезной угрозы для своего финансового положения, т.е. сохранит ли оно свою финансовую и платежеспособность, рентабельность на прежнем уровне. [24]

Рассмотрим методы управления рентабельностью кредитной организации, поскольку в расчете любого показателя рентабельности принимает участие прибыль, то для повышения рентабельности организации нужно:

1. Воздействовать на численность и состав работников, а также задействовать систему экономического стимулирования их труда и поднять производительность труда. Возможно, придется повлиять на техническую оснащенность рабочих мест.

2. Организация оптимального управления оборотными средствами. Оптимальное управление оборотными средствами ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании, позволяет максимизировать норму прибыли и минимизировать коммерческий риск.

3. Поработать с деловой репутацией организации.

4. Снизить текущие расходы, или перейти в режим экономии. Чем ниже элементы расходов, тем более ощутимыми и положительными являются конечные результаты деятельности кредитной организации. Экономии при этом можно достичь не только по средствам сокращения отдельных заранее известных элементов расходов, но и посредством совершенствования организационных структур, улучшения их производительной деятельности. Известно также, что посредством совершенствования процесса кредитования, самой технологии выдачи и погашения кредита можно также получить боле высокий положительный результат.

5. Улучшить состояние материально-технической базы организации.

6. Повышения качества банковских услуг.

7. Улучшение взаимосвязи всех элементов организационной структуры банка с внешней средой. Практика показывает, что улучшение взаимодействия между отдельными подразделениями банка ускоряет процесс принятия решений, усиливая надзор и контроль, содействует рационализации банковской деятельности. Даже простая реорганизация аппарата управления, связанная с упразднением излишних структурных подразделений, в конечном счете, положительно сказывается на экономии затрат. Напротив, создание некоторых центров позволяет избежать тех или иных ошибок, приводящих к прямым потерям ресурсов. В конечном счете, цель банка достигается не только на базе упорядочения взаимодействия между отдельными организационными структурами банка, но и, главным образом, на основе улучшения взаимосвязи всех элементов организационной структуры банка с внешней средой.

8. Расширение ассортимента оказываемых услуг. Что позволит привлечь больше клиентов и стать компании более конкурента способной.

9. Компенсационное поддержание уровня рентабельности активов. Одни и те же значения экономической рентабельности могут быть достигнуты при разных сочетаниях прибыльности и скорости оборота.

10. Повышение деловой активности организации.

11. Снизить и организовать работу по своевременному взысканию дебиторской задолженности. Сокращать длительность отсрочек платежей, надо стараясь не подвергать организацию риску потерять клиентуру. Необходимо хорошо изучить рынок, прежде чем сокращать среднюю длительность отсрочек. Необходимо также снизить удельный вес сомнительных клиентов, систематически напоминать дебиторам о прошедшем сроке расчета, проводя селективную политику по отношению к дебиторам.

Методы управления рентабельностью организации вытекают из совокупности показателей, влияющих на ее изменения. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность это относительный показатель. Показатель рентабельности является относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности организации, то есть характеризует относительную прибыльность этой организации. [39] Результаты деятельности организации могут быть оценены такими показателями, как объем продаж, затраты и прибыль. Характеризуя финансовый и производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности организации. Прежде всего, это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности организации, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в организацию средства. Показателями, характеризующими эффективность деятельности организации, являются показатели рентабельности.

Таким образом, для грамотного управления рентабельностью организации, необходимо управлять показателями, влияющими на ее изменение, а так же необходимо оптимизировать все показатели, даже не влияющие на нее напрямую.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что рентабельность в рыночной экономике является одним из главнейших объектов управления. Рентабельность помогает оценить эффективность управления организацией, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности организации.

Литература

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. "Экономика и статистика фирм", Изд-во "Финансы и статистика", 2013г

2. Анализ деятельности коммерческих банков: Учебное пособие / И.К. Наумова, Т.А. Сидоренко, О.А. Буланова, Т.В. Марченко; Под. общ. ред. И.К. Наумовой.-

Мн.: Выш.шк., 20012. – 240 с.

3. Балабанов И.Т., Банки и банковское дело. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.

4. Банковское дело. Экспресс курс: учебное пособие / кол. Авторов: под ред. О.И. Лаврушина. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 352 с.

5. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа: учеб. пособие/- М: ИНФРА-М, 2012. – 222 с.

6. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности. – М.: Логос, 2005. – 368 с.

7. Белина В.И. Фролова Е.А. Аудит и менеджмент в коммерческом банке: Учебник. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2012. – 294 с.

8. Белоглазова Г.Н Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. Г. Н. Белоглазовой. М.: Высшее образование, 2012. – 392 с.

9. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Дашков и Кº, 2013. – 484 с.

10. Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. – М.: ИКЦ "ДИС", 2014. – 288 с.

11. Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академический Проект, 2014. – 432 с.

12. Жарковская Е.П. Банковское дело. – М.: Омега-Л, 2006. – 452 с.

13. Жуков Е.Ф. Эриашвили Н.Д., Банковское дело. Юнити-Дана, 2013. – 575 с.

14. Иванова С.П. Деньги, кредит, банки. М.: Дашков и Кº, 2012. – 204 с.

15. Илюшина С.М. Сущность банковской устойчивости// Деньги и кредит.- 2014.-№2.-С.45-48

16. Ионова, А.Ф., Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: учебник/ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013

17. Ключников М.В. Показатели финансовой деятельности банков// Финансы и кредит. – 2011.-№20 (134).-С.40-51.

18. Корниенко О.В. Деньги. Кредит, Банки. – Ростов н/Д.: Феникс,2012. – 347 с.

19. Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: Экономистъ, 2013. – 766 с.

20. Корчагин Ю.А. Деньги. Кредит, Банки. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 348 с.

21. Костерина Т.М. Банковское дело. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2013. – 191 с.

22. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке. – М.: КноРус, 2014. – 288 с.

23. Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Д. Банковские операции. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 368с.

24. Саяхова, Э.В. Риск банкротства предприятия и методы его предотвращения/ Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых.

25. Сидорчукова – Иляшевич Е.В Рентабельность – основной показатель результативности предприятия// 2014.- №33.- С. 25

26. Тавасиев А.М. Банковское дело. Управление и технологии. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 671 с.

27. Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Рентабельность