Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности.

Статьи по теме
Искать по теме

Прибыль: понятие, содержание, виды, функции

Прибыль, которая является базовой движущей силой экономических отношений, обеспечивает интерес каждого государства, владельцев и сотрудников любой организации. Рассматривая значение и сущность прибыли, необходимо отметить такие ее характеристики, как:

1. Прибыль подразумевает под собой форму дохода хозяйствующего субъекта, осуществляющего определенный вид деятельности. Но эта наиболее простая форма определения прибыли является недостаточной для того, чтобы полностью ее охарактеризовать, т.к. в ряде случаев достаточно активное функционирование в определенной сфере может и не подразумевать привлечение прибыли, например политическая или благотворительная деятельность.

2. Прибыль – это форма дохода хозяйствующего субъекта, который вложил свой капитал для того, чтобы добиться определенного успеха в своей коммерческой деятельности. Понятие прибыли неразрывно связано с понятием капитала (особым фактором любого производства), а, в общем, характеризует стоимость функционирующего капитала.

3. Прибыль не может являться гарантированным доходом хозяйствующего субъекта, который вложил свой капитал в определенный вид деятельности. Прибыль – это результат грамотного и эффективного ведения этого бизнеса. Но в процессе осуществления коммерческой деятельности хозяйствующий субъект способен лишиться прибыли вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера, а также может частично или полностью потерять вложенный капитал. В связи с этим, прибыль можно назвать платой за определенный риск при осуществлении коммерческой деятельности.

4. Не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, характеризуется прибылью, а только та доля дохода, которая освобождена от издержек, которые возникли у предприятия при осуществлении основной и вспомогательной деятельности. Другими словами, сумма прибыли – это разность между валовым доходом и валовыми издержками, возникающими у коммерческого предприятия в процессе осуществления им предпринимательской деятельности [30, с. 24].

5. Прибыль – это стоимостной показатель, который выражается в денежной форме, что обеспечивается за счет стоимостнай оценки основных показателей деятельности предприятия, определяющих будущую прибыль (вложенный капитал, полученный доход, понесенные затраты и т.д.), и законодательно установленным порядком налогового регулирования деятельности предприятия.

Обобщая представленные выше основные аспекты прибыли, можно дать следующую характеристику этой экономической категории: "Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности" [31, с. 35].

В связи с тем, что понятие "прибыль" неразрывно связано с понятием "издержки", для полной оценки категории "прибыль" необходимо использовать теорию издержек производства.

Издержки производства – это вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции [51, с. 32]. Используя критерий отношения к собственности организации и критерий характера учета в бухгалтерской отчетности издержки производства традиционно разделяют на явные (или внешние) и неявные (или внутренние).

К явным издержкам необходимо отнести те затраты, которые возникают у организации в связи с осуществлением платежей внешним поставщикам ресурсов и услуг. Поэтому внешние (явные) издержки можно назвать условно бухгалтерскими издержками.

Неявные издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих организации. Нет необходимости в приобретении этих ресурсов (в отличие, скажем, от рабочей силы, собственником которой всегда остается наемный рабочий, даже если он подписал трудовой контракт). Но при этом неявные издержки не становятся бесплатными (даровыми).

Основные функции прибыли представлены на рисунке 1 [21, с. 114].

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Рисунок 1 – Основные функции прибыли.

Основная роль прибыли – это способность интерпретировать конечный финансовый результат, характеризующийся эффективностью производства, а также качеством и востребованностью производимой продукции или предоставляемых услуг. Прибыль выражает уровень дохода организации. Любой хозяйствующий субъект заинтересован в том, чтобы уровень прибыли его компании не снижался. Однако на уровень прибыли и ее изменение влияет достаточно много факторов (как внешних, так и внутренних), которые далеко не всегда непосредственно зависят от самой фирмы.

Например, предприятие никак не может повлиять на общую конъюнктуру рынка и цены на сырье и топливно-энергетические ресурсы, которые существенно влияют на уровень прибыли.

Прибыль является основным источником собственных денежных средств организации, что является стимулирующей функцией. Это означает, что за счет полученной прибыли осуществляется самофинансирование деятельности предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении компании после уплаты всех налогов и сборов, может быть потрачена на финансирование необходимых мер развития, таких как: расширение производства, увеличение научно-технического и социального развития организации, материальное поощрение сотрудников. Собственник эффективного коммерческого предприятия понимает, что без вложений в развитие собственного бизнеса (за счет определённой доли заработанной прибыли) невозможно обеспечить развитие производства и, как следствие, увеличить свои доходы.

Фискальная функция прибыли заключается в том, что прибыль – это главный источников наполнения регионального и федерального бюджетов, а также различных государственных внебюджетных фондовы. В этом случае отчисления в бюджеты различных уровней поступают в виде налогов (на прибыль), а в дальнейшем используются органами власти и управления с целью выполнения государством своих основных обязательств перед своими гражданами, реализации государственных производственных, инвестиционных, социальных и научно-технических программ и удовлетворение потребностей в общественных благах.

Как говорилось ранее, прибыль коммерческого предприятия характеризуется не только своей значимой ролью на микро- и макроуровне, но и многообразием форм, в которых она может формироваться. Под общим названием "прибыль" обычно понимают различные ее проявления, которые характеризуются в современной экономике большим количеством дефиниций. Такое положение дел требует определенных методологических подходов по систематизации используемых терминов и построения классификации, основанной на научном подходе к исследуемому явлению. В самом общем виде классификация по наиболее важным критериям, приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Виды форм прибыли организации (предприятия) по основным классификационным признакам

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективностиРассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее систематизацией по основным признакам.

1. По источникам формирования прибыли различают [30, с. 25]:

- прибыль от реализации имущества,

- прибыль от реализации продукции,

- прибыль от внереализационных операций (таблица 2).

Таблица 2 – Виды прибыли в зависимости от источников.

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

2. По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности организации различают [30, с. 28]:

- прибыль от финансовой деятельности,

- прибыль от операционной деятельности,

- прибыль от инвестиционной деятельности (таблица 3).

3. По составу элементов, формирующих прибыль, различают [32, с. 37]:

- валовую (балансовую) прибыль,

- маржинальную прибыль,

- чистую прибыль организации (таблица 4).

Под этими терминами понимают обычно различную степень "очистки" полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Таблица 3 – Виды прибыли в зависимости от основных видов деятельности предприятия.

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Таблица 4 – Виды прибыли в зависимости от элементов, формирующих прибыль

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

4. По характеру налогообложения прибыли выделяют [30, с. 32]:

- необлагаемую налогом прибыль,

- налогооблагаемую прибыль.

Это разделение играет важную роль в формировании налоговой политики организации, позволяя оценить альтернативные хозяйственные операции с точки зрения их окончательного эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

5. По характеру инфляционной "очистки" прибыли выделяют [51, с. 42]:

- номинальную прибыль,

- реальную прибыль.

Реальная прибыль – это размер номинально полученной прибыли, скорректированный на темп роста цен в соответствующем периоде.

6. По рассматриваемому периоду формирования различают [30, с. 34]:

- прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному),

- прибыль отчетного периода,

- прибыль планового периода (планируемую прибыль).

Подобное разграничение используется для анализа и планирования при выявлении соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.п.

7. По регулярности формирования выделяют [30, с. 36]:

- прибыль, получаемая на регулярной основе,

- нерегулярную (чрезвычайную ) прибыль.

8. По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют [32, с. 42]:

- капитализируемую прибыль,

- потребляемую прибыль (таблица 5).

Таблица 5 – Виды прибыли в зависимости от характера использования

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

9. По значению итогового результата хозяйствования различают:

- положительную прибыль (или собственно прибыль),

- отрицательную прибыль (убыток).

В нашей практике эта терминология получила пока ограниченное распространение, хотя и встречается в экономических публикациях последних лет по вопросам бухгалтерского учета.

Несмотря на довольно обширный список рассмотренных критериев классификации, он, тем не менее, не является всеобъемлющим, поскольку как теория, так и практика хозяйственной деятельности весьма многогранны, и в своей повседневной деятельности коммерческие предприятия могут сталкиваться и с более широким списком ведов прибыли.

Кроме разновидностей прибыли важным понятием в теории прибыли является дефиниция "качество прибыли" (рисунок 2).

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Рисунок 2 – Характеристика дефиниции "качество прибыли"

По показателю прибыли предприятия часто оценивают его "успешность" работы (отдельного подразделения или предприятия в целом). Данный показатель используется для управленчеких решений, например, при начислении премий сотрудникам. Вместе с тем, у данного подхода есть и слабые стороны, которые в равной степени не являются достаточно объективными для оценки результативности компании: манипулирование показателями прибыли с различными целями (для налоговых органлов, для акционеров, для иныесторов и пр.) происходит очень часто. Поэтому нельзя рассматривать прибыль как единственный объективный источник информации о деятельности компании, ее успешности и эффективности результатов ее деятельности.

В результате отметим, что прибыль – это одна из важнейших категорий в рыночных условиях хозяйствования. Максимизация прибыли становится главной задачей коммерческих предприятий, что позволяет им развивать производство, внедрять инновации, поощрять работников, а в конечном итоге – стать основой развития в долгосрочной перспективе.

Управление прибылью: содержание, цели, задачи, система

Значение прибыли в развитии любой организации, а также обеспечении интересов не только его собственников, но и персонала определяют необходимость высокоэффективного и непрерывного управления ею.

Управление прибылью – это система методов разработки и реализации и принципов управленческих решений по всем основным стадиям ее формирования, распределения и использования в организации.

Взаимосвязь со всей системой управления организацией представлена на рисунке 3 [16, с. 28].

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Рисунок 3 – Основные принципы управления прибылью предприятия

Эффективное управление прибылью организации обеспечивается реализацией принципов, представленных на рисунке 4.

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Рисунок 4 – Реализация принципов эффективного управления прибылью организации.

Цели и задачи процесса управления прибылью формируются с учетом содержания и предъявляемых к нему требований. Главная цель управления прибылью коммерческого предприятия призвана обеспечивать одновременно сбалансированность интересов собственников с интересами государства и сотрудников предприятия. Исходя из этого, система управления прибылью призвана решать следующие основные задачи (рисунок 5).

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Рисунок 5 – Система основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью

Все вышеперечисленные задачи управления прибылью самым тесным образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.

Система управления прибылью реализуется через осуществление определенных функций, которые делятся на две основные группы и определяются комплексным содержанием рассматриваемой системы управления прибылью:

- общие функции управления прибылью как управляющей системы: являются составными частями любого процесса управления (любой управляющей системы) вне зависимости от вида деятельности компании, его формы собственности, размера, организационно-правовой формы, и т.п.;

- специфические функции управления прибылью как специальной области управления предприятием: определяется конкретным объектом соответствующей управляющей системы (см. рисунке 6).

Процесс управления прибылью предприятия основывается на конкретном механизме. управления и подразумевает под собой систему основных элементов, которые регулируют процесс разработки и реализации управленческих решений в области ее формирования, использования и распределения. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы (рисунок 7).

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Рисунок 6 – Характеристика основных функций управления прибылью предприятия в разрезе отдельных групп

На товарном и финансовом рынках в результате взаимодействия спроса и предложения формируется уровень цен на продукцию, средняя норма доходности капитала, доходность отдельных ценных бумаг, стоимость привлечения кредитов, и т.п. По мере углубления рыночных процессов – усиления конкуренции, монопольной власти отдельных групп поставщиков ресурсов или покупательских объединений, роль рыночного механизма регулирования формирования и использования прибыли организации будет возрастать.

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Рисунок 7 – Характеристика основных элементов механизма управления прибылью

Теоретическая основа методов управления требует глубокой и тщательной проработки, поскольку неправильное их использование может привести к серьезным отрицательным последствиям [16, с. 152]. Поэтому целесообразно рассмотреть отдельные теоретико-методологические подходы к управлению прибылью организации.

По содержанию воздействия методы управления прибылью можно разделить на:

- экономические,

- социально-психологические,

- организационные.

Практика показывает, что наилучший эффект достигается в случае, если применяется система методов, в которой каждый метод дополняет и усиливает другой. Поэтому выбор методов управления прибылью компании определяется ее долгосрочной целью деятельности, формой собственности и хозяйствования; размером организации, обеспеченностью ее материальными и трудовыми ресурсами; конъюнктурой рынка; уровнем подготовки кадров; политикой государства в отношении развития частного бизнеса и т.д.

Сущность, инструменты и рычаги описанных выше методов, представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Характеристика методов управления прибылью в зависимости от содержания воздействия

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Таким образом, управление прибылью – вид управленческой деятельности коммерческого предприятия, направленный на поиск оптимальных организационно-уаправленческих и экономических решений с целью увеличения прибыли компании. Без осуществления комплексного подхода к раелизации данногог процесса на предприятии получение прибыли – планирование, стимулирование, распределение – положительный ее результат едва ли достижим.

Распределение и использование прибыли на предприятии

Эффективность политики управления прибылью компании определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности компании, оказывая влияние на ее действенность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде. Большая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости компании. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения [30, с. 46].

Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности компании, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.

Распределение прибыли является важнейшей из существующих форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия, мотивации его труда. Размеры и способы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.

Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.

В процессе формирования политики распределения прибыли предприятия обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям (рисунок 8).

Главной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости [16, с. 57].

Исходя из этой основной цели в процессе формирования политики распределения прибыли предприятия решаются следующие задачи:

а) обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;

б) обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;

в) обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;

г) обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Рисунок 8 – Основные направления распределения прибыли предприятия

Распределение прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия. Законодательство регулирует направление прибыли на капитальные вложения, на благотворительные цели, финансирование природоохранительных мероприятий, расходов по содержанию объектов социального характера и др. через порядок предоставления налоговых льгот.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью компании. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) – получение высоких текущих доходов или значительный рост их размеров в перспективном периоде.

Законодательно ограничивается размер резервного фонда, регулируется порядок формирования резерва.

Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (об АО) уточнен порядок выплаты дивидендов в акционерном обществе и порядок распределения прибыли в обществе с ограниченной ответственностью. Согласно изменениям срок и порядок выплаты дивидендов определяются Уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов.

Акционерное общество вправе принять решение о выплате дивидендов [3]. Аналогичные положения о распределении чистой прибыли установлены и для обществ с ограниченной ответственностью [4].

Для того чтобы организация могла фактически перечислить денежные средства, акционер или участник должен обратиться за выплатой и предоставить данные для их перечисления.

Однако часто перечисленные по имеющимся в компании реквизитам суммы возвращаются по причине изменения места жительства, банковских реквизитов получателя или просто его смерти. Если фактической выплаты дивидендов (распределенной между участниками прибыли) не происходит, то невостребованные суммы оказываются исключенными из хозяйственного оборота. Однако их правовой режим до сих пор детально не был определен. Было не ясно, с какого периода применять к ним срок исковой давности и как выплачивать налоги в случае возвращения ранее начисленных сумм дивидендов (распределенной прибыли) в оборот компании.

Неиспользуемые суммы составляют значительную величину, а эти деньги могли бы быть направлены на модернизацию, к примеру, основных средств.

Закон № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации" установил запрет на уменьшение уставного капитала акционерного общества до момента истечения срока выплаты дивидендов, а также в течение срока, предусмотренного для обращения с требованием о выплате, если такие денежные средства не были выплачены в полном объеме [3].

Порядок распределения прибыли закрепляется в Уставе компании. Может быть издан на этот счет и специальный корпоративный акт.

Направления распределения прибыли. Согласно ст. 48 Закона об акционерных обществах [3] распределение прибыли входит в компетенцию общего собрания акционеров. Обычно акционерам приходится решать, какому из двух конкурирующих фондов отдать предпочтение: фонду развития производства или фонду прибыли, направляемой на выплату дивидендов.

На практике значительное количество споров акционеров с обществом вызвано тем, что далеко не все согласны уменьшать фонд распределяемой прибыли ради увеличения фонда развития производства. Поэтому в корпоративном акте, возможно, следует указать тот минимум средств в процентах, который всегда бы шел на развитие производства.

С расширением самофинансирования различных сторон деятельности акционерных обществ будет расти массив корпоративных норм. Но и сейчас часть корпоративного права, посвященная распределению прибыли, является достаточно объемной. Этот вопрос регулируется специальными корпоративными актами, такими, как Положение о распределении (использовании) прибыли, Положение о фондах и резервах и др.

Использование фондов и резервов относится к компетенции совета директоров и ревизионной комиссии. Соответствующие сведения должны в обязательном порядке содержаться в отчете за истекший финансовый год. Если отчет утвердило общее собрание, значит, акционеры проконтролировали и одобрили деятельность акционерного общества в данной сфере.

С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение прибыли предприятия. Процесс этого распределения базируется на следующих принципах.

Связь политики распределения с общей политикой управления прибылью компании. Цель и задачи политики распределения прибыли должны полностью соответствовать целям и задачам общей политики управления ею, т.к. распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода.

Приоритетность учета интересов и менталитета собственников компании. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет собственников может быть направлен на получение наибольшего текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестированного капитала, определяя основную пропорцию распределения прибыли – между потребляемой и капитализируемой ее частями.

Стабильность политики распределения прибыли. Базовые принципы распределения прибыли, положенные в основу разработки его политики, должны носить длительный характер.

Предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития компании или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Осведомленность инвесторов (в первую очередь акционеров) является одним из главных условий обеспечения "прозрачности" фондового рынка, позволяющей формировать реальную стоимость обращающихся акций.

Оценка эффективности разработанной политики распределения прибыли. Такая оценка проводится с использованием следующих основных показателей: коэффициента капитализации прибыли; коэффициента дивидендных выплат (или выплат прибыли собственникам); коэффициента участия персонала в прибыли и других, рассмотренных ранее.

Основу механизма распределения прибыли конкретного предприятия составляет анализ и учет в процессе этого распределения отдельных факторов, которые увязывают этот процесс с текущей и предстоящей хозяйственной деятельностью данного предприятия.

По характеру возникновения все факторы, влияющие на распределение прибыли, можно разделить на две основные группы [16, с. 64]: а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия); б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия). Состав основных из этих факторов приведен в таблице 7.

Таблица 7 – Система основных факторов, влияющих на распределение прибыли предприятия

Система управления прибылью предприятия и повышение ее эффективности

Учет рассмотренных факторов позволяет существенно снизить диапазон параметров возможных пропорций распределения прибыли по отдельным направлениям, в первую очередь – пропорций капитализируемой и потребляемой ее частей, формирующих главные условия предстоящего развития предприятия.

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью.

Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Эффективность управления будет наивысшей, если будут, выполнены все требования, предъявляемые к этому процессу. Процесс управления прибылью основывается на проведенном анализе прибыли. Но перед началом анализа необходимо определить: какая именно форма анализа принесет наибольший эффект. Безусловно, лучше всего провести все формы анализа, и на этой основе выбрать оптимальные мероприятия по управлению прибыли. Но это будет затрачено очень много времени и средств. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль, в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия, объем товарооборота и его скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения.

Сегодняшняя социально-экономическая ситуация в экономике мира и России есть не что иное как – маленький спад перед большим подъемом, это необходимо учитывать при организации современной системы управления прибылью.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [от 30 нояб. 1994 г. № 52–ФЗ]. Часть вторая [от 26 янв. 1996 г. № 14–ФЗ]. Часть третья [от 26 нояб. 2001 г. № 147–ФЗ]. – М.: Проспект, 2008. –544 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ]. Часть вторая [от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ]. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 520 с.

3. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах".

4. Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью".

5. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.11.2011)

7. Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1359 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731).

8. Положение по бухгалтерскому учёту "Учёт расчётов по налогу на прибыль" (18/02).

9. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 10.12.2010) "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

10. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. N 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России".

11. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий / Под ред. проф. В. Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 446 с.

12. Анализ финансовой отчётности / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2007. – 408 с.

13. Балдин К.В. Экономический анализ предприятия: учёт и прогнозирование: учебное пособие. / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2008. – 431 с.

14. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник. / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2013. – 370 с.

15. Бланк И.А Управление денежными потоками / И. А Бланк. – Киев, Ника Центр, Эльга, 2002. – 736 с.

16. Бланк И.А. Управление прибылью. – 3-е изд., перераб. и доп. / И. А Бланк. – Киев: Ника-Центр, 2007. – 768 с.

17. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2-е изд. / В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.

18. Быкадоров В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия. 3-е изд. / В. Л. Быкадоров, П. Д. Алексеев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 405 с.

19. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. 6-е изд., испр. / М.А. Вахрушина. – М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 570 с.

20. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / А. Н. Гаврилова, Е. Ф. Сысоева, А. И. Барабанов, Г. Г. Чигарев. – М.: КНОРУС, 2008. – 336 с.

21. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие / С.В. Галицкая. – М.: Эксмо, 2008. – 652 с.

22. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций / Л. И. Гончаренко. – М.: Экономистъ, 2009. – 478 с.

23. Герасименко Г.П. Экономический анализ. / Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян – М.: КноРус, 2008. – 552 с.

24. Гинзбург А.И. Экономический анализ / А. И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

25. Глухов В.В. Теория и практика: учебник – 2-е изд., испр. и доп. / В. В. Глухов, Дольдэ, Т.П. Некрасова. – СПб.: Лань, 2007. – 527 с.

26. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение – 3-е изд. / Е. Н. Евстигнеев. – СПб.: Питер, 2007. – 288 с.

27. Иванова Н.Г. Налоги и налогообложение: Схемы, таблицы: учеб. пособие для вузов / Н. Г. Иванова, Е. А. Вайс, И. А. Кацюба. – СПб.: Питер, 2007. – 388 с.

28. Исследование средств массовой информации. Маркетинговое агентство "Проспект". Март 2014.

29. Исследование стоимости рекламы в СМИ Великого Новгорода. Маркетинговое агентство "Медиа-Полюс" – Великий Новгород: Медиа-Полюс, 2014.

30. Калинина А.П. Анализ затрат, финансовых результатов и деловой активности коммерческих организаций: учеб.пособие / А. П. Калинина. – СПб.: СПбГУЭФ, 2011.

31. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Н. В. Киреева. – М.: Социальные отношения, 2007. – 512 с.

32. Ковалев В.В. Финансовый анализ / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 341 с.

33. Ковалева А.М. Финансы / А. М. Ковалева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 384 с.

34. Кожинов В.Я. Налоговое планирование: Рекомендации бухгалтеру: учебно-методическое пособие / В. Я. Кожинов. – М.: Федеральная Книготорговая Компания, 2008. – 214 с.

35. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е. Н. Галанина. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 752 с.

36. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебник / Н. П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 592 с.

37. Кочергин А.Л. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности // А. Л. Кочергин, Ю. Г. Чернышева. – М.: Феникс, 2007. – 443 с.

38. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с.

39. Никольская Э.В. Прибыль и рентабельность предприятия – залог успеха их деятельности / Э.В.Никольская, Т.В. Гаврилова. – М.: Хозяйство и право, 2009. – 160с.

40. Нитецкий В.В. Финансовый анализ в аудите: Теория и практика: учеб. пособие / В.В. Нитецкий, А.А. Гаврилов. – М.: Дело, 2008. – 256 с.

41. Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития / Под ред. О. Я. Ермолаевой, А. В. Шарикова – Москва: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011 – 72 с.

42. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2012. –512 с.

43. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник – 14-е изд., перераб. и доп. / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2013. –649 с.

44. Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник / Л. Г. Скамай, М. И. Трубочкина. – М: ИНФРА-М, 2007. – 296 с.

45. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник для вузов / Л. И. Кравченко, Н. А. Русак и др. – Минск: Новое знание, 2007. – 320 с.

46. Финансовый менеджмент / Под ред. А. М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

47. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; под. ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. – 495 с.