Система пенсионного страхования

Система пенсионного страхования.

Статьи по теме
Искать по теме

Цели, задачи, функции, источники формирования средств и структура Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ "О государственных пенсиях в РСФСР" 20 ноября 1990 г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992 г.

Закон "О государственных пенсиях в РСФСР" заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения. При этом решались две принципиальные задачи:

1. Средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса, а ПФ приобретал статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда.

2. Основным источником финансирования пенсионных выплат становились страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами становился не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФ сохраняли статус федеральных средств, в то же время, по своей природе, они являлись средствами обязательного пенсионного страхования.

Новая пенсионная система основывалась на следующих принципах:

1) каждый гражданин, работающий по найму, подлежал обязательному (принудительному) пенсионному страхованию независимо от его воли и воли работодателя;

2) все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определялись законом и не могли меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями Правительства РФ;

3) реальный уровень пенсий находился в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы;

4) средства обязательного пенсионного страхования были неприкосновенны, не могли изыматься даже временно и расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных их семей.

Для реализации этих идей и был создан ПФ. Его главная цель – аккумуляция средств, предназначенных на выплату трудовых пенсий и управление финансами пенсионного обеспечения.

ПФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою Деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122 (в ред. от 5 августа 2000 г.).

В основные задачи ПФ входят:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением ПФ;

3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

4) капитализация средств ПФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

Будучи элементом системы управления финансами пенсионного обеспечения ПФ РФ осуществляет следующие функции:

– участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям;

– участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

– осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

ПФ является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ.

В 2007 г. объем получаемых ПФ доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 1,817 трлн. руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов (85–90% всех доходов ПФ);

2) ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5–6%);

3) добровольных взносов физических и юридических лиц (1 – 2%);

4) доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений (2-3%);

5) средств, возмещаемых ПФ Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным (1%);

6) пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1%).

Бюджет ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

– работодатели – предприятия, учреждения, организации;

– крестьянские хозяйства;

– родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– индивидуальные предприниматели;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии – это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание аппарата ПФ (0,7%);

5) расходы по доставке пенсий (3,6%);

6) выплата пособий на погребение (0,5%).

ПФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

Руководство ПФ РФ осуществляет Правление, и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Правление осуществляет оперативно-методическое руководство деятельностью фонда, представляет его во взаимоотношениях с государственными, общественными и международными организациями. Отделения ПФ есть во всех регионах и крупных городах.

Пенсионный фонд России включает: 7 управлений ПФ по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений ПФ, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР – 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Бюджет ПФ и смета расходов, а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. В Законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов – по направлениям.

Глава 2. Состояние и перспективы развития системы пенсионного страхования в РФ

Структура пенсионного страхования в России

Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме. Поэтому совершенного законодательства по пенсионному страхованию не найти, пожалуй, ни в одном государстве. В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех, кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой.

В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными.

Трудовая пенсия включает три составляющих: базовую, страховую и накопительную, причем, источники финансирования этих частей различны. Базовая составляющая финансируется федеральным бюджетом, а страховая и накопительная формируются из средств Пенсионного фонда России (конкретно – из страховых взносов, перечисляемых работодателем). Некоторые категории граждан обладают правом получения государственной пенсии (федеральные госслужащие; военные; нетрудоспособные лица; ветераны Великой Отечественной войны; лица, пострадавшие от техногенных либо радиационных катастроф). Пенсионное страхование вышеуказанных лиц осуществляется из средств федерального бюджета.

Обязательное пенсионное страхование – это созданная государством система правовых и экономических мер, призванная компенсировать гражданам их заработок, которые они имели до введения обязательного пенсионного страхования. В Российской Федерации размер средней пенсии равен примерно третьей части от уровня зарплаты работающего гражданина, в то время как в экономически развитых странах – 80-90%. Существующая динамика развития в этом отношении показывает, что нашей стране потребуется еще немало лет, прежде мы приблизимся к западному уровню.

К субъектам обязательного пенсионного страхования относятся органы государственной власти, ПФ РФ (страховщик), плательщики страховых взносов (страхователи) и застрахованные лица. Граждане являются субъектами обязательного пенсионного страхования, если они:

– работают по трудовому договору; лицензионному или авторскому договору;

– являются индивидуальными предпринимателями, частными детективами, нотариусами или иным образом обеспечивают себя работой в соответствии с законом;

– являются членами фермерских (крестьянских) хозяйств;

– трудятся за пределами Российской Федерации, но при этом платят страховые взносы у себя в стране;

– являются представителями малочисленных народностей Крайнего Севера и принадлежат семейным или родовым общинам;

– относятся к иным категориям, в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ.

Страхователями при обязательном пенсионном страховании могут быть:

– организации (предприятия), индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие выплаты физическим лицам;

– индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, детективы);

– граждане, которые по своему желанию заключают договора обязательного пенсионного страхования.

Опыт экономически развитых государств доказывает, что даже существенная по размеру государственная пенсия не может равняться зарплате, поэтому обязательное пенсионное страхование не может и не должно быть единственным источником существования граждан на склоне лет.

На сегодняшний день законодательством предусмотрена возможность одновременно с трудовой пенсией получать и дополнительную. Такие услуги предоставляют гражданам негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственные фонды пенсионного страхования действуют наряду с государственными пенсионными фондами. Это мировая практика, надежный метод обеспечения лиц пенсионного возраста в большинстве экономически развитых стран с рыночной экономикой. Государственная поддержка пенсионеров ограничивается там лишь минимальными выплатами. Остальные суммы граждан за долгие годы трудовой деятельности аккумулируют на персональных счетах негосударственные фонды пенсионного страхования. При этом подавляющая часть денежных средств вносится работодателями.

Цели и задачи негосударственных фондов пенсионного страхования следующие:

– повышение размеров пенсий граждан России до уровня, позволяющего вести достойное существование на склоне лет;

– стимулировать развитие пенсионной реформы в сторону развития накопительных принципов;

– изменение взглядов и мировоззрения широких слоев общественности в плане формирования будущей пенсии;

– защита накоплений пенсионеров и пенсионных резервов от губительного действия инфляции.

Негосударственные фонды пенсионного страхования оказывают физическим и юридическим лицам следующие услуги: заключение пенсионных договоров; учет пенсионных взносов; инвестирование пенсионных резервов и выплата негосударственных пенсий; разработка пенсионных планов для граждан; внедрение программ дополнительных пенсий для персонала организаций и предприятий; создание пенсионных систем по профессиональному принципу; консультации по вопросам дополнительных пенсий и пр.

Негосударственные фонды пенсионного страхования играют все большую роль в формировании пенсионных накоплений людей, заинтересованных в достойной старости после активной трудовой деятельности.

Добровольное пенсионное страхование – это один из видов накопительного страхования жизни, механизм действия которого не так уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении пенсионной возрастной планки, компания выплачивает ему дополнительную пенсию.

На сегодняшний день в различных негосударственных пенсионных фондах разработана масса программ дополнительного пенсионного страхования, и у людей появилась возможность выбрать ту, что им больше по душе. Взносы в пенсионный фонд могут быть единовременными или накопительными, платежи – ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными (в зависимости от договора). А сам договор может быть заключен на срок до 99 лет. Выплата денег пенсионеру в случае дополнительного пенсионного страхования может также производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., – в течение оговоренного срока или же до конца жизни. Благодаря принятию Федерального Закона о негосударственных пенсионных фондах, получили толчок к развитию как пенсионное страхование на предприятиях и в крупных корпорациях, так и пенсионные программы для отдельных граждан, желающих накопить средства к достижению нетрудоспособного возраста.

Материальное обеспечение людей в старости основывается на уважении детей к родителям, на принципе преемственности поколений. Эта формула, как показывает практика, работает далеко не всегда: по-разному складываются взаимоотношения отцов и детей, различным может быть уровень доходов младшего поколения. И не смотря на то, что законодательство Российской Федерации о браке и семье обязывает детей оказывать материальную помощь своим нетрудоспособным родителям, порой без добровольного пенсионного страхования просто не обойтись.

Добровольное пенсионное страхование позволяет осуществить накопление дополнительной пенсии. Страхователь, заключив такой договор, оплачивает компании-страховщику определенную сумму денег, и та размещает полученные деньги на финансовом рынке путем инвестирования их в прибыльные проекты. Эффективное инвестирование вложенных средств увеличивает их объем, а страхователь, достигая законодательно установленного пенсионного возраста, получает дополнительную пенсию.

Кто-то может возразить, что накопить на старость можно и не прибегая к добровольному пенсионному страхованию, и привести в качестве примера возможность вложить деньги в недвижимость или разместить их на банковском депозите (пенсионные вклады отличаются повышенным процентом).

Однако добровольное пенсионное страхование обладает неоспоримым преимуществом перед другими вариантами накоплений: договор страхования накопительной пенсии можно сочетать со страхованием на случай наступления смерти до достижения застрахованным возраста выхода на пенсию. В этом случае, согласно договора добровольного пенсионного страхования, компания-страховщик выплатит законным наследникам застрахованного оговоренную сумму, и это будут немалые деньги.

Желающие заключить договор добровольного пенсионного страхования могут выбрать для себя страхование пожизненной пенсии (которая обойдется значительно дороже, чем срочная) или срочной (выплаты производятся лишь в течение конкретного периода времени). Застрахованный может, конечно, и не дожить до окончания действия договора добровольного пенсионного страхования. В этом случае остаток денежных средств будет выплачен его законным наследникам.

Как правило, гражданин страхуется на сумму, равную его личным доходам за несколько лет. Размер выплат в случае смерти будет составлять, таким образом, довольно существенную сумму денег. При этом выплаты, полученные по договору добровольного пенсионного страхования, не подлежат налогообложению независимо от того, на какой срок заключался этот договор.

К другим плюсам страхования добровольной накопительной пенсии можно отнести и высокую надежность сбережений. Многие помнят, как ударил по банкам кризис финансовой системы России 1998 года. При этом страховые компании практически не пострадали, и это еще один весомый аргумент в пользу добровольного пенсионного страхования.

Серьезный контроль над деятельностью страховых компаний со стороны государства, жесткие правила, касающиеся объемов страховых резервов и их размещения обеспечивают надежность страховых компаний, а, значит, и уверенность в том, что сбережениям граждан, заключивших договора добровольного пенсионного страхования, ничего не угрожает.

Все больше становится людей, предпочитающих вкладывать свои накопления в пенсионные страховые программы, а не держать их "в чулке". Добровольное пенсионное страхование пользуется сегодня все большим спросом, – как со стороны отдельных граждан, так и со стороны корпоративных клиентов. Руководители предприятий и организаций поощряют полисом страхования дополнительной пенсии передовых сотрудников либо тех, у кого выход на пенсию – не за горами.

Программы добровольного пенсионного страхования успешно реализуются в самых разных странах мира, позволяя гражданам обеспечить себя средствами к существованию в старости, размер которых зависит не от возможностей государственной системы социального обеспечения, а исключительно от желания и возможностей застрахованного.

Выводы

Основной принцип, положенный в основу создания пенсионных фондов, – принцип солидарности поколений – был сформулирован еще Бисмарком. Его суть состоит в необходимости обеспечения заработанного конкретным человеком материального уровня путем перераспределения средств как во времени – нынешние работники содержат вчерашних, так и в пространстве – где бы человек ни жил. Поэтому каждый человек, который теряет трудоспособность, своим трудом и прошлыми страховыми отчислениями уже обеспечил себе определенный прожиточный уровень в будущем, который должен быть гарантирован вне зависимости от наличия средств в конкретном фонде.

Пенсионный фонд России – это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.

Основная цель пенсионного страхования – гарантировать пожилым и престарелым гражданам достойный уровень жизни. В идеале – не хуже, чем тот, которого они достигли до момента выхода на заслуженный отдых.

Дополнительное пенсионное страхование призвано выправить эту ситуацию. На самом деле, дополнительная пенсия намного эффективнее банковского вклада, где деньги кладутся под небольшой процент. Просто должно, видимо, пройти время, чтобы россияне окончательно поняли: с помощью страховой компании или негосударственного пенсионного фонда можно гарантировать себе достойную старость. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что дополнительное пенсионное страхование успешно решает эту задачу. Каждый из нас имеет возможность обеспечить себя пожизненной дополнительной пенсией, – причем, размер ее можно определить с учетом собственных возможностей.

Дополнительное пенсионное страхование позволяет гражданину и не дожидаться наступления критического возраста. В зависимости от конкретной программы, начало выплат может наступить задолго до перехода в официальный статус пенсионера. Также, иногда дополнительное пенсионное страхование позволяет сразу получить всю накопленную сумму.

Международный опыт корпоративных пенсионных программ показывает, что реализация пенсионных обязательств в коллективных негосударственных фондах позволяет эффективно минимизировать влияние негативных демографических факторов и значительно снижает стоимость администрирования и проверки гарантий платежеспособности. Поэтому представляется эффективным и оправданным создание условий для развития корпоративных пенсионных программ в РФ.

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Налоговый кодекс Российской Федерации

3. ФЗ РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении"

4. ФЗ РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"

5. ФЗ РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"

6. ФЗ РФ от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

Учебники и монографии

7. Дробозин Л.А. Финансы. – М..: ЮНИТИ, 2007 г.

8. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006 г.

9. Лушина С.И., Слепова В.А. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Экономистъ, 2008.

10. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Издательство РАГС, 2008.

11. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2008.

12. Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

13. Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007.

14. Финансы и кредит: учеб. для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. / под ред. П.В. Шичкина. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2003.

15. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / РАН; под. ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2007.

16. Шевченко И.К., Литовских А.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие – Таганрог: ТРТУ, 2003.

Периодические издания

17. Рябинин А.В., Калашникова Л.М., Фирсаева Т.С. Эффективность использования внебюджетных фондов // Вопросы экономики. – 2007. – №10. – С. 34-38.

18. Пархачева М.А. Условия применения корпоративных пенсионных программ // Финансовый менеджмент. – 2008. – №6. – С. 22-27.

19. Яковлев А. Модернизация российской пенсионной системы // Вопросы экономики. – 2008. – № 2. – С. 24-34.