Система государственного регулирования финансового рынка России

Система государственного регулирования финансового рынка России.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие, сущность рынка финансовых услуг

Финансовая деятельность предприятия неразрывна, связана с функционированием финансового рынка, развитием его видов и сегментов, состоянием его конъюнктуры. В наиболее общем виде финансовый рынок представляет собой рынок, на котором объектом покупки – продажи выступает разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги.

Финансовый рынок представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой деньги и другие финансовые активы предприятий и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает довольно разветвлённый и разнообразной финансовой инфраструктурой.

В экономической системе страны, функционирующей на рыночных принципах, финансовый рынок играет большую роль, которая определяется следующими основными его функциями:

- Активной мобилизацией временно свободного капитала из многообразных источников. Этот свободный капитал, находящийся в форме общественных сбережений, т.е. денежных и других финансовых ресурсов населения, предприятий, государственных органов, не истраченных на текущее потребление и реальное инвестирование, вовлекается через механизм финансового рынка отдельными его участниками для последующего эффективного использования в экономике страны.

- Эффективным распределением аккумулированного свободного капитала между многочисленными конечными его потребителями. Механизм функционирования финансового рынка обеспечивает выявление объема и структуры спроса на отдельные финансовые активы и своевременное его удовлетворение в разрезе всех категорий потребителей, временно нуждающихся в привлечении капитала из внешних источников.

-Определением наиболее эффективных направлений использования капитала в инвестиционной сфере. Удовлетворяя значительный объем и обширнейший круг инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов, механизм финансового рынка через систему ценообразования на отдельные инвестиционные инструменты выявляет наиболее эффективные сферы и направления инвестиционных потоков с позиций обеспечения высокого уровня доходности используемого в этих целях капитала.

-Формированием рыночных цен на отдельные финансовые инструменты и услуги, наиболее объективно отражающим складывающееся соотношение между их предложением и спросом. Рыночный механизм ценообразовании совершенно противоположен государственному, хотя и находится под определенным воздействием государственного регулирования. Этот рыночный механизм позволяет полностью учесть текущее соотношение спроса и предложения по разнообразным финансовым инструментам, формирующее соответствующий уровень цен на них; в максимальной степени удовлетворить экономические интересы продавцов и покупателей финансовых активов.

-Осуществлением квалифицированного посредничества между продавцом и покупателем финансовых инструментов. В системе финансового рынка получили "прописку" специальные финансовые институты, осуществляющие такое посредничество. Такие финансовые посредники хорошо ознакомлены с состоянием текущей финансовой конъюнктуры, условиями осуществления сделок по различным финансовым инструментам и в кратчайшие сроки могут обеспечить связь продавцов и покупателей. Финансовое посредничество способствует ускорению не только финансовых, но и товарных потоков, обеспечивает минимизацию связанных с этим общественных затрат.

-Формированием условий для минимизации финансового и коммерческого риска. Финансовый рынок выработал свой собственный механизм страхования ценового риска (и соответствующую систему специальных финансовых инструментов), который в условиях нестабильности экономического развития страны и конъюнктуры финансового и товарного рынков позволяют до минимума снизить финансовый и коммерческий риск продавцов и покупателей финансовых активов и реального товара, связанный с изменением цен на них. Кроме того, и системе финансового рынка получило широкое развитие предложение разнообразных страховых услуг.

-Ускорением оборота капитала, способствующим активизации экономических процессов. Обеспечивая мобилизацию, распределение и эффективное использование свободного капитала, удовлетворение в кратчайшие сроки потребности в нем отдельных хозяйствующих субъектов, финансовый рынок способствует ускорению оборота используемого капитала, каждый цикл которого генерирует дополнительную прибыль и прирост национального дохода в целом.

Понятие "финансовый рынок" является в определенной мере собирательным, обобщенным. В реальной практике оно характеризует обширную систему отдельных видов финансовых рынков с разнообразными сегментами каждого из этих видов. Современная систематизация финансовых рынков выделяет различные их виды в соответствии со следующими основными признаками.

По видам обращающихся финансовых активов (инструментов, услуг) выделяют следующие основные виды финансовых рынков:

-Кредитный рынок (или рынок ссудного капитала). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи являются свободные кредитные ресурсы и отдельные обслуживающие их финансовые инструменты, обращение которых осуществляется на условиях возвратности и уплаты процента. Сделки, совершаемые на этом рынке, подразделяются на обслуживающие отчуждаемые (или переуступаемые) финансовые заимствования (коммерческие или банковские переводные векселя, аккредитивы, чеки и т.п.) и неотчуждаемые виды этих заимствований (финансовых кредитов отдельными банками и другими финансовыми институтами конкретным субъектам хозяйствования и населению; коммерческий кредит, оформленный простым векселем и т.п.). В соответствии с практикой ряда стран с развитой рыночной экономикой неотчуждаемые виды заимствований не входят в состав объектов кредитного рынка в связи с тем, что на этом рынке не обеспечивается свободное их обращение, а соответственно и объективные условия формирования цен на них. [1 стр.12]

-Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи являются все виды ценных бумаг (фондовых инструментов), эмитированных предприятиями, различными финансовыми институтами и государством. В странах с развитой рыночной экономикой рынок ценных бумаг является наиболее обширным видом финансового рынка по объему совершаемых сделок и многообразию обращающихся на нем финансовых инструментов. Функционирование рынка ценных бумаг позволяет упорядочить и повысить эффективность многих экономических процессов, и в первую очередь, – процесса инвестирования временно свободных финансовых ресурсов. Механизм функционирования этого рынка позволяет проводить на нем финансовые операции наиболее быстрым способом и по более справедливым ценам, чем на других видах финансовых рынков. Этот рынок в наибольшей степени поддается финансовому инжинирингу – процессу целенаправленной разработки новых финансовых инструментов и новых схем осуществления финансовых операций.[2 стр.17]

- Валютный рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают иностранная валюта и финансовые инструменты, обслуживающие операции с ней. Он позволяет удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в иностранной валюте для осуществления внешнеэкономических операций, обеспечить минимизацию связанных с этими операциями финансовых рисков, установить реальный валютный курс (цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежной единице другой страны на определенную дату) по отдельным видам иностранной валюты[3 стр.26].

-Страховой рынок. Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступает страховая защита в форме различных предлагаемых страховых продуктов. Потребность в услугах этого рынка существенно возрастает по мере развития рыночных отношений. Субъекты этого рынка, осуществляющие предложение страховой защиты, способствуют аккумуляции и эффективному перераспределению капитала, широко используя накапливаемые средства в инвестиционных целях. Даже в кризисных экономических условиях этот рынок развивается высокими темпами, значительно превышающими темпы развития других видов финансовых рынков. [4 стр.14]

- Рынок золота (и других драгоценных металлов – серебра, платины). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают вышеперечисленные виды ценных металлов, в первую очередь, золота. На этом рынке осуществляются операции страхования финансовых активов, обеспечения резервирования этих активов для приобретения необходимой валюты в процессе международных расчетов, осуществления финансовых спекулятивных сделок. Этот же рынок удовлетворяет также потребности в промышленно-бытовом потреблении этих металлов, в частной их тезаврации. Такая многофункциональность рынка золота связана с тем, что оно является не только общепризнанным финансовым активом и наиболее безопасным средством резервирования свободных денежных средств, но и ценным сырьевым товаром для ряда производственных предприятий. В нашей стране рынок золота является наименее развитым видом финансового рынка из-за отсутствия даже минимально необходимого нормативно-правового его регулирования.

По периоду обращения финансовых активов (инструментов) выделяют следующие виды финансовых рынков:

Рынок денег. Он характеризует рынок, на котором продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги всех ранее рассмотренных видов финансовых рынков со сроком обращения до одного года. Функционирование этого краткосрочного сектора финансовых рынков позволяет предприятиям решать проблемы как восполнения недостатка денежных активов для обеспечения текущей платежеспособности, так и эффективного использования их временно свободного остатка. Финансовые активы, обращающиеся на рынке денег, являются наиболее ликвидными; им присущ наименьший уровень финансового риска, а система формирования цен на них является относительно простой. Эти свойства обеспечивают предприятию более простой и эффективный процесс формирования и управления портфелем краткосрочных финансовых инструментов.

Рынок капитала. Он характеризует рынок, на котором продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги со сроком обращения более одного года. Функционирование рынка капитала позволяет предприятиям решать проблемы как формирования инвестиционных ресурсов для реализации реальных инвестиционных проектов, так и эффективного финансового инвестирования (осуществления долгосрочных финансовых вложений). Финансовые активы, обращающиеся на рынке капитала, как правило, менее ликвидные; им присущ наибольший уровень финансового риска и соответственно более высокий уровень доходности.

Следует обратить внимание, что это традиционное деление финансовых рынков на рынок денег и рынок капитала в современных условиях функционирования этих рынков носит несколько условный характер. Эта условность определяется тем, что современные рыночные финансовые технологии и условия эмитирования многих финансовых инструментов предусматривают относительно простой и быстрый способ трансформации отдельных краткосрочных финансовых активов в долгосрочные и наоборот.

Характеризуя отдельные виды финансовых рынков по обеим вышерассмотренным признакам, следует отметить, что эти виды рынков тесно взаимосвязаны и функционируют в одном рыночном пространстве. Так, все виды рынков, обслуживающих обращение различных по направленности финансовых активов (инструментов, услуг), являются одновременно составной частью как рынка денег, так и рынка капиталов.

Рынок, экономическая среда обмена продуктами производства включает в себя ряд сфер, ряд сегментов. Одним из таких сегментов является финансовый рынок, рынок на котором обращаются валютные и иные финансовые ценности.

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости. Финансовый ранок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.[5, c. 86]

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

-финансы предприятий различных форм собственности.

Фондовый рынок является частью финансового рынка и представляет большую важность для экономики страны. [5, с. 122]

Исторически сложилось, что понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг равнозначны. Под фондами подразумеваются, прежде всего "ценная бумага в самом общем смысле".

Фондовый рынок, грубо говоря, – это совокупность отношений обмена ценных бумаг и финансовых ресурсов.

Финансовые рынки обеспечивают участников всей необходимой информацией о спросе и предложении на ресурсы и формируют рыночные цены этих ресурсов. [17, с. 96] Реализация этих функций позволяет финансовым рынкам создавать возможности выбора для потребителей, способствовать управлению рисками, воздействовать на управление компаниями.

Таким образом, финансовый рынок – это совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам.

Финансовый рынок обеспечивает мобилизацию временно свободных денежных средств (сбережений) для перемещения их в сферы наиболее эффективного применения, туда, где они обещают принести наиболее быстрый предпринимательский доход. Финансовый рынок трансформирует денежные средства в инвестиции для предпринимательства, как частного, так и государственного. Финансовый рынок – неотъемлемая часть рыночной экономики.

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами. Мировой опыт показывает, что в конце ХХ столетия именно фондовый рынок стал основным источником инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся странах. Рынок ценных бумаг, обеспечивая превращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов между секторами экономики, в решающей мере способствует экономическому росту и повышению благосостояния населения.

Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов. В состав финансового механизма входят:

а) финансовые инструменты;

б) финансовые приемы и методы;

в) обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное, информационное, техническое и программное обеспечение).

Рыночные отношения требуют использования и дальнейшего развития инфраструктуры рынка на базе единой финансовой политики, соответствующей избранным стратегиям и тактике поведения государства в сфере регулирования рынка. К сожалению, современная экономика России характеризуется отсутствием последовательности в применении мер по государственному регулированию финансовых отношений, что снижает, либо сводит "на нет" эффективность воздействия на финансовый рынок.

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами.

- мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников;

- эффективно распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными его потребителями;

- определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере;

- формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом;

- осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов;

- формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска;

- ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов.

Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей.

Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции).

Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям).

Общей тенденцией в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками – более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора (в случае его образования). Исключением из общего правила является Швейцария, которая не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, регулирующий орган берет на себя функцию организации отношений на рынке. Во многих случаях это подразумевает жесткую систему допуска организаций или физических лиц к работе на фондовом рынке.

Таким органом является в США Комиссия по ценным бумагам. В соответствии с действующим порядком на нее возложена регистрация проспектов эмиссии, лицензирование деятельности участников рынка, деятельности специализированных регистраторов, осуществляющих ведение реестров акционеров, а также брокерской дилерской, депозитарной, клиринговой и деятельности по организации торговли ценными бумагами. В частности, Комиссия квалифицирует работу на организованном фондовом рынке как исключительный вид деятельности и ограничивает доступ таких организаций как коммерческие банки, промышленные и торговые предприятия лишь возможностью работать через брокерские компании.

Помимо центрального органа в США важнейшую роль в регулировании фондового рынка играют саморегулирующие организации (такие как все биржи, Национальная ассоциация дилеров NASD, Национальная фьючерсная ассоциация NFA и др.). Они состоят из профессиональных участников рынка, которые следят за соблюдением коллегами профессиональной этики, правил и традиций работы на рынке. Их решения не являются обязывающими, но способны значительно ограничить доступ к рынку и даже лишить участника профессиональной квалификации, наличие которой является необходимым требованием Комиссии по ценным бумагам.

Деятельность саморегулирующих организаций в Великобритании была подвергнута критике из-за попыток нанести ущерб интересам инвесторов, и сейчас работа на фондовом рынке в стране регулируется в основном государством.

Необходимо отметить, что кроме профессиональных участников фондового рынка на нем работает большое число институциональных инвесторов, обладающих значительными финансовыми ресурсами, которые, попадая на рынок, во многом определяют ситуацию на нем. К таким участникам можно отнести банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

В Германии традиционно основными действующими лицами на финансовых рынках являются коммерческие банки. Они оказывают значительное влияние на работу фондового рынка, и сами могут предоставлять брокерские услуги на фондовом рынке и пользоваться привилегированным положением и брокера и инвестора одновременно. Следует, однако, отметить, что нарушений этического характера со стороны банков в Германии отмечено намного меньше, чем в США и Великобритании.

Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Лучшие из них представляют собой "золотую середину" между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала.[5 стр.45]

Финансовый рынок занимает ведущее место в обеспечивающей финансовой системе государства. Отдельные его сектора – фондовый, кредитный, страховой и др. – позволяют с помощью рыночных механизмов координировать деятельность всей финансовой системы, осуществляя движение денежных средств в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта, а также формирования и использования денежных фондов основных субъектов финансовых отношений. Вместе с другими видами рынков (рынком труда, реальных товаров) финансовый рынок является важнейшим атрибутом рыночной экономики.

Субъектами финансового рынка выступают хозяйствующие субъекты, государство, домашние хозяйства, финансово-кредитные учреждения и различные финансовые посредники.

Финансовые посредники обеспечивают непосредственные связи между основными субъектами финансовых отношений, оказывая им помощь в формировании и эффективном использовании денежных фондов. К числу основных финансовых посредников относятся коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи. Находясь между кредиторами и заемщиками, финансовые посредники при необходимости объединяют средства нескольких кредиторов для удовлетворения значительных потребностей заемщиков, а также берут на себя вероятные риски (риск ликвидности, кредитный риск, процентный риск), получая за услуги комиссионное вознаграждение.

Главное назначение финансового рынка состоит в обеспечении эффективного распределения между конечными потребителями финансовых ресурсов. При этом должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т.п.

В литературе существуют разные подходы к определению понятия "финансовый рынок". С экономической точки зрения он представляет собой систему экономических отношений, связанных с актами эмиссии ценных бумаг, их размещения, а также актами купли-продажи финансовых инструментов (товаров финансового рынка). С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов.

Финансовый рынок – это совокупность всех финансовых ресурсов в их движении. Он объединяет денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок находящихся в обращении наличных денег и обеспечивающих аналогичные функции краткосрочных платежных средств (чеков и т. п.). Рынок капиталов представляет собой рынок, на котором владельцы денежных средств продают заемщику право временного использования этих средств за обусловленное в договоре вознаграждение. Денежные средства могут предоставляться либо в виде непосредственных банковских ссуд либо в обмен на ценные бумаги. Соответственно существуют рынок ссудного капитала и фондовый рынок. Рынок ссудного капитала – это рынок кратко-, средне- и долгосрочных банковских кредитов. Краткосрочные кредиты обслуживают движение оборотных средств, а средне- и долгосрочные кредиты – движение основного капиталлa предприятий. Фондовый рынок обслуживает движение ценных бумаг – акций, облигаций, ипотечных обязательств и др.[6 стрю54]

Фактически он представляет собой совокупность институтов, направляющих поток денежных средств от кредиторов к заемщикам и обратно. Основной функцией этого рынка является трансформация бездействующих активов в ссудный и инвестиционный капитал. Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Рынок финансовых услуг сегодня – один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Финансовые услуги в той или иной форме проникают во все области деятельности человека. В современных условиях без использования финансовых услуг невозможно развитие производства, добывающей промышленности, транспорта, торговли, науки, здравоохранения, системы социального обеспечения. Благодаря использованию финансовых услуг осуществляется как финансирование частного предпринимательства, так и реализация государственных программ. Используя финансовые услуги, граждане получают возможность, с одной стороны, сохранять и увеличивать свои накопления, превращаясь в инвесторов. С другой стороны, используя механизмы рынка финансовых услуг, люди имеют возможность брать кредиты для приобретения жилья, получения образования. Предприниматели благодаря привлечению инвестиций располагают возможностью развивать производство.

Особенности проведения исследований проблем регулирования рынка финансовых услуг

Несмотря на значимость рынка финансовых услуг для развития общества, исследование правовых проблем регулирования отношений, возникающих в данной области, оставалось своего рода "серой зоной". При внушительном объеме работ по проблемам отдельных сегментов этого рынка, например по проблемам рынка ценных бумаг, банковских услуг, отсутствовали комплексные исследования, позволявшие увидеть рынок финансовых услуг как единый сложный механизм. Отыскивая причины такого развития отечественной правовой доктрины, следует, по нашему мнению, обратить внимание на сложности, с которыми сталкивается исследователь.

Прежде всего, динамичное развитие рынка финансовых услуг, проявляющееся в том, что именно на этом рынке практически постоянно создаются новые правовые конструкции и модифицируются действующие, делает недостаточным использование устоявшихся догматических подходов, предполагающих изложение исключительно норм позитивного права. Проведение исследований в области правового регулирования рынка финансовых услуг требует постоянного изучения практики, анализа новых форм, разрабатываемых для решения проблем, возникающих на рынке, и является необходимым условием этих исследований. Для полноценного исследования проблем рынка недостаточно простого описания создаваемых конструкций и пересказа положений заключаемых договоров. Необходимо осознавать экономическую природу регулируемых отношений, понимать цель регулирования и предлагать правовые конструкции, обеспечивающие или способные обеспечить решение стоящих конкретных экономических задач. Иными словами, недостаточно знать содержание правила поведения, необходимо понимать, почему это правило именно такое и каковы будут последствия того, что это правило будет сформулировано по-другому.

Денежный рынок – это структурный элемент финансового рынка, на котором предметом купли и продажи служат сами деньги. Причем это не обязательно наличные деньги, денежная масса на данном рынке представляет собой совокупность всех денежных средств, как наличных, так и безналичных, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономической системе государства. [7 стр.3]

Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги на срок до одного года (кредиторы), а с другой стороны – лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики): коммерческие банки; центральные банки; министерство финансов; компании; физические лица; международные финансовые организации; другие финансово-кредитные учреждения.

В системе денежной массы можно выделить активную часть (денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот) и пассивная часть (денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами). Помимо названных частей денежного рынка существуют так называемые "квазиденьги", которые представляют собой денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитах, сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства. Как правило, на денежном рынке деньги предоставляются в краткосрочный заем на срок до одного года.

Спрос и предложение на деньги на денежном рынке определяется ставкой ссудного процента, которая является ценой заемных денег. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, то есть это спрос на денежные запасы в реальном выражении. Спрос на деньги возникает в следующих случаях: а) для заключения сделок купли-продажи (определяется общим денежным доходом экономики государства); б) как средство приобретения прочих финансовых активов – облигаций, акций и пр. (определяется стремлением получить доход в форме дивидендов и процентов). Следовательно, спрос на деньги находится в прямой зависимости от уровня дохода и в обратной зависимости от величины процентной ставки.

Роль и функции денежного рынка заключается в обслуживании движения оборотного капитала фирм, краткосрочных ресурсов банков, учреждений, государства и частных лиц.

Рынок капитала – это механизм взаимодействия спроса фирм на заемный капитал для инвестиций, с одной стороны, и предложения заемных средств со стороны фирм и домашних хозяйств – с другой. В отличие от денежного рынка на рынке капитала обращаются финансовые инструменты фондового рынка, заемные средства со сроком погашения более одного года.

Этот многообразный по своим формам рынок включает в себя: фондовый рынок (или рынок ценных бумаг); рынки недвижимости; рынок заемных средств.

Финансовые институты, такие как банки, страховые компании, фонды и инвестиционные компании играют на этом рынке важную роль. Рынок капиталов координирует действия владельцев сбережений, которые предоставляют свои средства для реализации, с действиями инвесторов, занятых поисками средств для финансирования различных видов деятельности. [8 стр.11]

Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков

Еще одной особенностью современного рынка финансовых услуг является его транснациональный характер. Благодаря новым техническим решениям (например, появлению глобальной информационной сети Интернет) возросло число сделок с иностранным элементом (трансграничные сделки). Их увеличение является прямым следствием активного использования компьютерных технологий, отражает общую тенденцию глобализации мировых хозяйственных рынков. Учет интернационального аспекта в законодательстве проявляется, прежде всего, в том, что национальное законодательство начинает вбирать в себя опыт регулирования аналогичных отношений зарубежных стран. Последнее существенным образом повышает значение сравнительно-правовых (компаративистских) исследований при осуществлении законопроектной работы.

Интернациональный характер современного рынка финансовых услуг требует приложения специальных методов сравнительно-правового анализа. При этом в настоящее время наибольшее значение приобретают не столько так называемые дескриптивные исследования, которые, по мнению некоторых компаративистов, даже не могут считаться собственно сравнительно-правовыми. Если рассматривать право в качестве способа решения определенных социальных проблем, или, иными словами, задач, стоящих перед обществом, цель сравнительного правоведения будет состоять в сравнении отдельных институтов и правовых норм как способов решения сходных задач.

Наконец, нельзя не заметить и то, что в силу ряда причин отечественная классическая гражданско-правовая, цивилистическая доктрина оказалась не в состоянии сразу полностью и безоговорочно рассматривать рынок финансовых услуг в качестве предмета регулирования гражданского права. Между тем именно гражданско-правовые конструкции лежат в основе построения любого рынка, любой рыночной модели, включая рынок финансовых услуг.

Основные тенденции государственного регулирования финансового рынка на современном этапе развития рыночных отношений в России

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Центральный банк, Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство госимущества (МГИ). Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемыми организациями. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования, когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (все фондовые биржи являются в США саморегулируемыми организациями, NASD привязан к NASDAQ и Amex. В России связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР полностью соответствуют этой модели).[9 стр.87]

Финансовый кризис 1998 года особенно остро выявил следующие недостатки отечественного рынка ценных бумаг:

- ориентация участников рынка на получение спекулятивного дохода и отсутствие заинтересованности в долгосрочных вложениях;

- отсутствие на рынке российских институциональных инвесторов и крайне незначительные масштабы участия индивидуальных инвесторов;

- концентрация операций в Москве (здесь совершается более 90% всех сделок с ценными бумагами на территории Российской Федерации) и за рубежом (рынок депозитарных расписок на российские акции за рубежом в несколько раз превосходит объем российского рынка акций);

- узкий круг эмитентов, чьи бумаги котируются на рынке;

- слабая координация деятельности государственных органов регулирования фондового рынка:

- существенные пробелы и противоречия в нормативно-правовой базе функционирования фондового рынка.[10 сьр.116]

Весь опыт 90-х г.г. показывает, что подход, основанный на идее "самоформирования" рынка, и ограничения роли государства защитой прав инвесторов, раскрытием информации, созданием правил "игры" и контролем за их исполнением, которого придерживались регуляторы рынка, приводит к невыполнению рынком своих базовых задач, к деформациям организации рынка, к огромным значениям рыночного риска. В период глубоких структурных преобразований необходимо повышение роли государства в регулировании фондового рынка.

Однако повышение роли государства состоит не в создании излишней регулятивной инфраструктуры, а в поэтапном строительстве рынка вместе с профессиональным сообществом, стимулировании его развития и формировании его направленности на инвестиции в реальный сектор.

Работа ФКЦБ должна быть подчинена целям финансирования экономического роста через рынок ценных бумаг. Конечным результатом работы ФКЦБ должно считаться количество привлеченных через рынок ценных бумаг инвестиций в реальный сектор экономики. В последнее время произошло некоторое усиление полномочий ФКЦБ, дающее ей возможность осуществления нормальной деятельности. Эти процессы должны сопровождаться наращиванием ответственности за реализацию этих полномочий.

Положительным примером выстраивания системы регулирования, направленной на минимизацию рисков, связанных с корпоративным управлением, является создание под эгидой ФКЦБ Кодекса корпоративного поведения (одобренного на заседании Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2001 г.), который в настоящее время представлен общественности. В нем впервые дается целостное описание взаимоотношений между менеджментом компаний, советом директоров и акционерами, формируются стандарты корпоративного управления. Задача регулирования состоит в восстановлении принципа ответственности менеджмента за те действия, которые он осуществляет. При этом имеется в виду не только материальная ответственность, на рынке должны работать такие понятия, как "деловая репутация", "кредитная история".

Кодекс корпоративного поведения носит рекомендательный характер. В настоящее время идет дискуссия, стоит ли его сделать обязательным нормативным документом. Среди аналогичных национальных документов в мире 76% носят рекомендательный характер, 24% кодексов являются обязательными. ФКЦБ, в частности, рекомендовало организаторам торговли на рынке ценных бумаг, фондовым биржам предусматривать в правилах допуска ценных бумаг к обращению на рынке, в качестве одного из условий, представление эмитентами ценных бумаг информации о следовании положениям Кодекса корпоративного поведения.

Для полноценного развития рынка необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функций регулятора не государственным структурам является необходимой для России тенденцией. Существенную часть функций, которые касаются лицензирования, контроля, дополнительной координации профессиональной деятельности своих участников, можно и должно передавать саморегулируемым организациям, биржам, различным участникам рынка. Сейчас для этого предпосылок значительно больше, чем это было на стадии становления рынка – на рынке появились высококвалифицированные, подготовленные кадры, которые могут осуществлять эти функции. Саморегулирование – одна из высших ступеней цивилизованности рынка. Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия для совершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы в дисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровень сознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о его развитости.

Саморегулируемые организации нужны государству как опора, как надежный партнер в деле совершенствования рыночной экономики. Эффективность саморегулируемых организаций зависит от их умения учитывать и отражать интересы сообщества участников рынка. Цель саморегулируемой организации должна состоять о том, чтобы на рынке работали только достойные, только цивилизованные участники. Не потому, что все те, кто не соответствуют стандартам, оказываются изгоями, а потому, что достойные подтягивают их до своего уровня. Чтобы саморегулируемые организации жили и развивались, они должны не только заботиться о своих участниках, но и о рынке в целом, не изгонять нарушителей, а воспитывать их, помогая государству совершенствовать законы и правила, исключающие повторение нарушений.[11 стр. 76]

В настоящее время начата дискуссия по подготовленному в Государственной Думе проекту закона "О саморегулируемых организациях".

Наряду с реформированием процессов регулирования финансовых рынков в настоящее время необходимы также организационные изменения, такие как введение стратегического планирования (ежегодные Основные направления государственной политики на рынке ценных бумаг, создание Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, постоянно действующих рабочих групп ФКЦБ, Банка России и других регуляторов).

Дискутируется также вопрос о создании концепции мегарегулятора на финансовых рынках России. Данная модель применяется на крупнейших мировых рынках – в Великобритании, Японии и Южной Корее. Так, в Великобритании все финансовые рынки, включая рынок кредитных услуг, страховой рынок, срочный рынок и т.д. регулируется законом о финансовых услугах (Financial Services Act) и единым мегарегулятором – Агентством по финансовым услугам ( Financial Services Authority). Данная модель создает унифицированные условия деятельности этих рынков.

Для России предлагается слить существующие регуляторы – Министерство финансов (страховая деятельность), Центральный банк (регулирование банков), Комиссию по негосударственным пенсионным фондам, ФКЦБ в единую организацию. Вместе с тем, многим участникам дискуссии эта концепция представляется как несоответствующая российским условиям. В России еще не сформировались финансовые конгломераты, кроме того велика вероятность ослабления совокупных ресурсов регуляторов.

К сожалению, многие из государственных регулирующих органов находятся в состоянии перманентного конфликта по отдельным частным вопросам. Необходимо создание механизма сотрудничества, а не конкуренции государственных органов (прежде всего ФКЦБ, МАП и Банка России), регулирующих финансовые рынки.

В этой связи, важное значение приобретает разработка Государственной Думой долгосрочной программы развития российского финансового рынка, принятой на правительственном уровне и жестко увязанной с основными направлениями развития всей экономики страны. В рамках этой программы должна быть продумана система государственного регулирования финансового рынка в целом, а также предусмотрено разделение функций по регулированию финансового рынка. Только в этом случае к российским финансовым инструментам появится доверие со стороны отечественных инвесторов.

Одно из направлений совершенствования регулирования финансовой системы – создание качественно нового законодательства в сфере инвестиций, финансового рынка и финансовых услуг.

Основные недостатки действующего законодательства можно свести к следующему перечню:

отсутствие ясных целей и приоритетов в законотворчестве о ценных бумагах и финансовых рынках, не позволяющих в полной мере использовать финансовое законодательство в целях экономического роста и повышения эффективности функционирования всех элементов финансовой системы;

разрозненность, дублирование и противоречивость правовых норм, посвященных различным сегментам финансового рынка, отсутствие единого понятийного аппарата, унифицированных требований к участникам финансового рынка и единых подходов к регулированию однотипных проблем, возникающих в разных частях финансовой системы;

неспособность реализованной в законодательстве модели управления финансовым рынком, основанной на множественности регуляторов и методов регулирования, эффективно управлять рисками в условиях универсализации деятельности компаний, усложнения финансовых инструментов и "взаимопереплетения" рисков, характерных для разных видов деятельности;

игнорирование в законодательстве вопросов повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, схем коллективных инвестиций и эмитентов ценных бумаг;

дисбаланс между требованиями законодательства и возможностью их исполнения, установление заведомо неисполнимых требований к участникам финансового рынка, непоследовательность и противоречивость системы делегирования полномочий государственной власти саморегулируемым организациям и профессиональным объединениям профессиональных участников финансового рынка, эмитентов и инвесторов;

игнорирование в отечественном законодательстве новых тенденций и норм в развитии законодательства других стран, требований международных стандартов в сфере финансового рынка и сложившихся на глобальных рынках правил и обычаев делового оборота;

отсутствие системы "сдержек и противовесов" при определении прав, обязанностей и ответственности органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять регулирование и надзор за различными сегментами финансового рынка.

В этих условиях целесообразно подойти к вопросу о модернизации российского законодательства о финансовом рынке, опираясь на ясное понимание места финансового рынка в государственной системе управления экономикой, целей и приоритетов его развития, а также качественных и количественных параметров и ориентиров финансового рынка России на перспективу.

За прошедшие годы было опубликовано множество концепций развития финансового рынка, подготовленных государственными органами, саморегулируемыми организациями и непосредственно профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Выделим следующие основные, все еще актуальные предложения, реализация которых позволила бы в ближайшие 2-3 года создать в стране эффективный финансовый рынок, направленный на решение приоритетных проблем, таких как подъем экономики, рост инвестиций и эффективности их использования, обеспечение условий для расширенного воспроизводства сбережений граждан, создание в стране достойной для гражданского общества системы социального обеспечения и социального страхования граждан России.

- Обеспечение роста капитализации крупнейших российских эмитентов в 3-4 раза в ближайшие 2-3 года за счет качественных улучшений в сфере корпоративного управления, раскрытия информации, устранения излишних ограничений на обращение акций и радикальных сдвигов в сфере правоприменения законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.

- Увеличение в 4-5 раз объема инвестиционных ресурсов, заимствуемых компаниями на внутреннем финансовом рынке за счет ускоренного развития рынка корпоративных облигаций и эмиссии акций.

- Восстановление рынка государственных ценных бумаг как важнейшего инструмента регулирования денежно-кредитной политики государства, оказания государственной поддержки сбережений граждан и схем коллективного инвестирования, а также источника финансирования временных кассовых разрывов при исполнении бюджетов разного уровня одновременно с созданием эффективной и надежной системы управления внутренним долгом на уровне Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

- Содействие повышению конкурентоспособности на внешних и внутреннем рынке и экономической эффективности деятельности российских профессиональных участников финансового рынка, эмитентов и институциональных инвесторов.

- Допуск к размещению и обращению на территории РФ финансовых инструментов, выпускаемых эмитентами-нерезидентами, устранение препятствий для российских профессиональных участников финансового рынка и схем коллективных инвестиций в предоставлении услуг, связанных с обслуживанием указанных ценных бумаг, заключением сделок и расчетов.

- Содействие выпуску новых финансовых инструментов, интересных для инвесторов (восстановление рынка срочных контрактов, двойные и простые складские свидетельства, российские депозитарные расписки, облигации с упрощенной системой государственной регистрации выпуска, необеспеченные корпоративные облигации, ипотечные закладные, финансовые инструменты, выпускаемые схемами коллективного инвестирования и др.).

- Повышение надежности и экономической эффективности системы удостоверения и перерегистрации прав на ценные бумаги, определение надлежащего правового статуса добросовестного приобретателя.

- Создание эффективной и доступной для любого заинтересованного лица системы раскрытия информации о ценных бумагах, эмитентах, участниках финансового рынка и иной информации, необходимой для инвесторов.

- Активизация использования различных форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, применяемых в большинстве стран мира (освобождение от подоходного налога и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, зачет отрицательных разниц для розничных инвесторов, перенос на несколько лет вперед отрицательных разниц, поощрение налоговыми льготами долгосрочных инвестиций, если акции держатся в течение определенного срока или инвестор владеет опрделенной долей бизнеса, налоговое поощрение вложений в акции приоритетных отраслей или в акции, имеющие листинг на бирже, вычет процентов за кредит, взятый на покупку акций, из налогооблагаемой базы и т.п.)

- Устранение противоречий и несогласованности в регулировании различных сегментов финансового рынка, повышение эффективности государственного регулирования и действенности надзорных функций регулирующего органа.

- Всемерное использование потенциала саморегулирования деятельности участников финансового рынка, недопустимость использования государственных органов и полномочий должностных лиц одними участниками финансового рынка в целях оказания воздействия на конкурентов.

- Снижение бюрократических барьеров при входе на рынок и издержек участников по поддержанию искусственных ограничений на совмещение различных видов предпринимательской деятельности и выбора организационно-правовых форм деятельности.

Мировой финансовый рынок стал развитым и широкомасштабным в результате многолетней эволюции. Россия вынуждена стремительно осваивать его законы. Рынок государственных облигаций – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Это нормальный экономический этап. Появление следующих зависит от нашей готовности к ним. На сегодняшний день объем эмиссии на рынке ГКО-ОФЗ – 100 трлн. рублей. Уже создано 8 региональных торгово-расчетно-депозитарных площадок на базе валютных бирж в Москве, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде. Эти торгово-депозитарные комплексы, работающие в режиме реального времени, позволяют уполномоченным дилерам, а через них сотням тысяч инвесторов вкладывать свои деньги в государственные ценные бумаги, а государству – аккумулировать средства для финансирования дефицита бюджета. Для современной России характерно быстрое развитие финансовых рынков, особенно рынков ценных бумаг. В отличие от многих стран Восточной Европы у нас они формируются не только в столице и крупных промышленных центрах. Практически их имеет каждый субъект Федерации.

В большинстве промышленных городов есть как минимум одна фондовая или товарно-фондовая биржа. Все страны, которые идут по пути прямых заимствований иностранной валюты, теряют внутренний финансовый рынок. Даже в таких странах, как Швеция и Финляндия, при идеальном механизме построения финансовые рынки далеки от совершенства с точки зрения объемов и пропорций. Если страна хочет сохранить финансовую независимость, она должна балансировать между внутренними и внешними заимствованиями. То же пытается делать и Россия. Это очень трудный путь, но иначе нельзя.

Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

В целом содержание государственного регулирования состоит из:

регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.

В экономике России роль и место государственного регулирования, по нашему мнению, определяются рядом основными факторов.

Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.

Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.

В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.

В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением "сверху" и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.

В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-"донорами" и остальной частью страны.

Опираясь на мировой опыт исследования государственного регулирования экономических процессов и определения ведущих отечественных и зарубежных экономистов, определим сущность государственного регулирования финансового рынка в теоретическом и практическом аспектах.

С точки зрения теории государственное регулирование финансового рынка – это совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.

Практическая реализация государственного регулирования финансового рынка представляет собой, по нашему мнению, воздействие государства в лице государственных органов на совокупность экономических отношений, законов и закономерностей их развития системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Целенаправленное государственное воздействие государства на финансовый рынок осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, лицензирования профессиональной деятельности на рынке, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих их исполнение.

Средством экономического регулирования выступает финансово-кредитная система страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется такими методами, как проведение определенной налоговой, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, управления государственной собственностью и так далее.[12стр.33]

Административно-правовая и экономическая составляющие регулирования финансового рынка тесно связаны между собой, так как в основе разработки каких-либо законодательных актов или административных мер воздействия всегда лежат экономические закономерности, на которые государство стремится повлиять тем или иным способом. И, наоборот, для использования финансово-кредитных рычагов регулирования государство оказывает на них воздействие, закрепленное в правовых нормах.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким образом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институциональное регулирование является основой регулирования и широко применяется и на финансовом рынке в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников с целью защиты интересов инвесторов и других субъектов финансового рынка.

В отличие от методов институционального регулирования, методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т.е. выполнения определенных функций).

В большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на финансовом рынке основной акцент делается на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на их финансовое состояние, поэтому методы функционального регулирования составляют основу регулирования рынка. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования финансового рынка.[13 стр. 31]

Так как методы функционального регулирования рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом пересекаются с вопросами профессиональной этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства совпадают, что позволяет использовать данное обстоятельство как метод оперативного решения текущих вопросов саморегулирования.

На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.[14 стр.71]

Отсюда вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.

Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. Только при условии симбиоза этих двух уровней регулирования можно достичь эффективного функционирования финансового рынка.[15 стр.9]

Литература

1. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. М.: "Сокол" 2002.

2.Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2006.

3.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник для вузов / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2006.

5.Абрамов А., Радыгин А. Финансовый рынок России в условиях государственного капитализма //Вопросы экономики. – 2007. – № 6. – С. 28-44.

6. Джексон Х., Гантинис С. "Регулирование рынков. Исследование" // Гарвардская школа права. Дискуссионный документ № 579. 2007.

7.Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ООО "ТК Велби", 2003. 8.Радыгин А. Государственный капитализм и финансовый кризис: факторы взаимодействия, издержки и перспективы //Экономическая политика. – 2008. – № 6. – С. 88-105.

9. Федеральный закон от 01.12.2007г. №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" // Российская газета. №4536. 6 декабря.

10. Курс экономики: Учебник. 2-е изд., доп./Под ред. Б.А. Райзенберга. М.: ИНФРА-М, 1999.

11.Финансы: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка – М.

12 Курс экономики: Учебник. 2-е изд., доп./Под ред. Б.А. Райзенберга. М.: ИНФРА-М, 1999.

13. 6. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. – М.: Дело, 1997.-1008с.

14.Карсавина Л.Н. Финансовый рынок как фактор инновационного развития экономики: системный подход //Банковское дело. – 2008. – № 8. – С. 12-18.

15.Мишина В.Ю., Головнин М.Ю. Российский валютный рынок: достижения на пути либерализации //Проблемы прогнозирования. – 2006. – № 4. – С. 113-125.

16.Радыгин А. Государственный капитализм и финансовый кризис: факторы взаимодействия, издержки и перспективы //Экономическая политика. – 2008. – № 6. – С. 88-105.

17.Ашмарина Е.М. Современная финансовая система Российской Федерации. // Государство и право. 2007, №6. с. 95-98.

18. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент, в 2-х томах. – СПб.: "Экономическая школа", 1997.

19. Буйлов М. "Надзор на нашу голову" // "Деньги". 2007. № 7. 26 февраля.

20. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для ВУЗов, – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: "Дашков и К", 2005. – 526 с.

21. Ашмарина Е.М. Современная финансовая система Российской Федерации. // Государство и право. 2007, №6. с. 95-98.

22. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент, в 2-х томах. – СПб.: "Экономическая школа", 1997.

25 Финансовый рынок России: итоги года. Материалы III Федерального инвестиционного форума // Рынок ценных бумаг. 2007 – № 1.

26.Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию //Вопросы экономики. – 2009. – № 1. С. 9-27.

27. Концепция развития законодательства РФ на период до 2012 года (утв. Торгово-промышленной палатой РФ)