Сфера услуг

Сфера услуг превратилась в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. Развитие сферы услуг для воздействия на экономический рост – основная задача для развитых и развивающихся стран. Современную экономику все чаще называют "обществом сервисного хозяйства" или "цивилизацией услуг". Это придает особую значимость своевременности теоретических и эмпирических обобщений процессов ее формирования.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и виды услуг

услуга, виды, сфера, классификация, платный, бесплатный, условный

Под определение услуг попадают все виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта. Таким образом, услуга представляет собой результат производственно-хозяйственной деятельности, который выражен в нетоварной форме.

С точки зрения экономической теории услуги представляют собой социально-экономические отношения, выражающиеся в потреблении дохода, которые осуществляются посредством определенной целесообразной деятельности. Характерно, что результат этой деятельности существует только в форме полезного эффекта труда, без создания материального продукта или товара.

Услуги – это блага, представленные не в форме вещей, а в форме деятельности. Различаются материальные и нематериальные, потребительские и производственные услуги. Отрасли, создающие услуги, составляют основу производственной и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
Услуги – это товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.

Таким образом, услуги представляют собой различные виды деятельности, а также разного рода работы, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.

Сущность услуг заключается в том, что само оказание услуг создает желаемый результат. К услугам относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, уход за детьми и престарелыми. Услугами считаются также юридические и другие консультации, предоставление информации, способствование проведению деловых операций.

Некоторые виды услуг также подразумевают предоставление потребителям конечного результата оказания услуги – например, результаты обработки данных, поиск необходимой информации в определенном массиве и другие подобные услуги. Такие услуги относят к информационным услугам.

Услуги подразделяют на два основных типа: материальные и нематериальные услуги.

"Материальные услуги – услуги, обусловленные обслуживанием процесса производства, доведением готовых продуктов до потребителя: транспортировка, заготовка, хранение и др. Нематериальные услуги – услуги, не связанные с товаром в его материальной форме. Затраты труда на осуществление нематериальных услуг не учитываются в стоимости товара: здравоохранение, образование, консультационные и банковские услуги и т.д."

Главной закономерностью развития экономики является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальном хозяйстве. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий.

Широкий круг видов хозяйственной деятельности объединяется в рамках сферы услуг, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом. В настоящее время рынок услуг в развитых зарубежных странах вырос в один из самых больших секторов экономики. "Общая доля связи, транспорта, кредитно-финансовых учреждений, оптовой и розничной торговли, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 60-70% в валовом внутреннем продукте и 60–70% – общей численности занятых. Доля услуг превысила 50% общей суммы капиталовложений".

Огромное значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК. В сферу услуг вложено свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций. Наиболее активно направляются инвестиции в финансовую сфера и торговля.

Динамичное развитие сферы услуг обусловлено прогрессом технологий, который способствует созданию новых направлений, являющихся в настоящее время наиболее привлекательными для вложения капитала, и который усиливает значение рыночных регуляторов в развитии предприятий сферы услуг (рыночными регуляторами пользуется не только государство, но и предприятия).

Рост сектора услуг является общей закономерностью социально-экономического развития стран и регионов на протяжении ХХ-XXI вв. Этот вектор определяет ключевые направления структурных сдвигов в экономике индустриальных государств. Именно услуги занимают наибольший удельный вес как в структуре валового внутреннего продукта, добавленной стоимости, так и в товарной структуре экспорта.

Развитие рынка услуг имеет определенные экономические предпосылки. Во-первых, высокий рост производительности труда в сфере материального производства, обусловливает снижение относительной стоимости товаров, что обеспечивает достаточный уровень "насыщения" в потреблении товаров. Во-вторых, вместе с ростом уровня жизни населения и прибыльности фирм увеличивается платежеспособный спрос и потребление услуг. Рост доходов и уровня жизни повышает приоритетность услуг в иерархии потребностей фирм и домохозяйств.

Развитие сектора услуг становится доминирующим на постиндустриальной стадии развития экономических систем, когда существенно возрастает роль "человеческого капитала". Под влиянием развития сектора услуг происходят качественные изменения в промышленности, трансформируются количественные пропорции отдельных отраслей, меняются поведенческие стереотипы как фирм, так и домохозяйств. Вместе с изменением структуры экономики в пользу преобладания услуг в структуре национального хозяйства в результате дифференциации сферы услуг, специализации и интеграции отраслей, в экономике появляются новые отрасли и сферы деятельности.

Рассмотрим все многообразие услуг. По классификатору ООН существует 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

  • деловые услуги (посреднические услуги такие как лизинг и прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии) – 46 отраслевых видов услуг;
  • услуги связи (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами) – 25 видов;
  • строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов;
  • дистрибьюторские услуги – 5 видов;
  • общеобразовательные услуги (производство фильмов, программ, дисков, показ выставок, проведение мероприятий) – 5 видов;
  • услуги по защите окружающей среды – 4 вида;
  • финансовые услуги, включая страхование, – 17 видов;
  • услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида;
  • туризм и путешествия – 4 вида;
  • услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов;
  • транспортные услуги – 33 вида;
  • прочие услуги.

Структура сектора услуг является сложной и неоднородной.

Первая группа услуг включает в себя материальные услуги, а именно: транспорт, связь (коммуникации) и коммунальные услуги.

Вторая группа услуг включает в себя торговлю, финансы, страхование и операции с недвижимостью.

Третья группа услуг включает в себя отрасли здравоохранения, образования, науки и научного обслуживания, сферу рекреаций и туризма, а также управление, в том числе и правительственные учреждения.

В Российской Федерации услуги также делятся по принципу платности:

  1. бесплатные – дошкольное и школьное образование, социальное обслуживание, базовый набор медицинских услуг, библиотечное обслуживание, противопожарная защита, общественная и экологическая безопасность, и др.;
  2. частично оплачиваемые – услуги музеев и театров, учреждений профессионального образования, учреждений физкультуры и спорта, жилищно-коммунальные и др.;
  3. полностью оплачиваемые услуги – услуги коммерческих учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, спорта и др.

Основной закономерностью развития общества является то, что сфера услуг по сравнению с материальным производством растет опережающими темпами и расширяет свои позиции. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как нематериальные формы накопления, научное знание, глобализация хозяйственной деятельности, информационные технологии и т.п. Первостепенное значение принадлежит качественным и структурным, глубоким научно-техническим изменениям в самих отраслях услуг. Отрасли услуг создают необходимые предпосылки для дальнейшего прогресса общества и повышают свой вклад в его развитие.

Специфика услуг как особых экономических отношений

Услуга передается покупателю через действия, тогда как товар передается из рук в руки. Услуга – это нечто, что обладает ценностью для покупателя и может восприниматься сознанием, умственно. Для передачи услуги покупателю необходимо выполнить определенные действия или операции. Любые операции или действия обладают такими характеристиками, как начало, продолжение и окончание. Это признаки характеризуют процессы. Следовательно, суть выполнения услуги проявляется в выполнении процессов составляющих услугу операций. Причем услуга может содержать одну или несколько операций.

Любая услуга осуществляется посредством каких-либо действий, выраженных в виде особого исполнения или конкретных усилий.

Когда услуга передается через исполнение, то это, как правило, связано с исполнительским мастерством, например, услуги врачей. Когда речь идет об услуге в виде усилия, то здесь суть выполнения услуги заключается в советах, как правильно поступить, скорректировать последующие действия и убеждать добиваться результатов. Примером таких услуг является работа тренера по различным видам спорта. Например, прыгун в высоту на тренировке постоянно находится под наблюдением тренера, который требует от спортсмена многократных повторений техники прыжка для его закрепления и автоматического выполнения. Это пример услуги в форме усилий. Усилия как услуга заключается в достижении определенного состояния покупателя при воздействии на него поставщика услуги. Наиболее распространенным видом услуг, которые передаются в виде усилий, являются различного рода консультации.

Рассмотрим специфику услуг, которые согласно базовому определению характеризуются неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.

Неосязаемость услуги заключается в том, что в отличие от товаров в вещественной форме услугу невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения. Чтобы уменьшить неопределенность, порождаемую исконной неосязаемостью услуг, потребитель, прежде чем обратиться за услугами, ищет нечто осязаемое, свидетельствующее хотя бы в какой-то мере об их качестве.

Несохраняемость услуги – свойство услуги, состоящее в том, что услугу невозможно хранить. Поскольку услуги не могут сохраняться, то предприятия, оказывающие услуги, чтобы максимизировать прибыль, должны лавировать между своими возможностями и текущим спросом, поскольку потери из-за невостребованности компенсировать невозможно.

Непостоянство качества услуги выражается в том, что качество услуги колеблется в широких пределах в зависимости от ее поставщика, времени и места оказания. То есть качество услуг зависит от того, кто их оказывает и при каких условиях. Услуги оказываются и принимаются одновременно. Временная неустойчивость спроса делает проблематичным сохранение качества обслуживания в периоды, когда спрос становится повышенным. Многое зависит от состояния источника, оказывающего услугу, в момент оказания услуги.

Наиболее характерной особенностью услуг является то, что услуга не может существовать отдельно от своего источника, т.е. в любой момент времени услуга неотделима от источника. В большинстве ситуаций, оказание услуги требует присутствия и того, кто оказывает ее, и того, кому она оказывается. Лица, осуществляющие этот контакт с клиентом, – часть продаваемого товара. Изначальная неотделимость услуги от источника, ее предоставляющего, означает также, что и потребитель оказывается его частью. Но наиболее важный аспект понятия "неотделимость" заключается в том, что не только лица, оказывающие услугу, но и потребители должны знать обязательные условия, при которых услуга может быть оказана.

Как правило, услуги вещественной формы не имеют. Исключением в данном случае являются предоставление услуг в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кассет, различной документации.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению.

Услуги могут иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности человека, быть капиталоемкими и наукоемкими, могут требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей или быть неквалифицированными.

Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера производства товаров.

В последние годы появился ряд новейших весьма значимых долговременных стимула для развития сферы услуг. Современная научно-техническая революция оказывает многоплановое воздействие на услуги. На основе информационных технологий, компьютеризации, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг. Радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Новые технологии, снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, открывают для них мировой рынок. На развитие сферы услуг оказывает влияние и проводимые во многих странах дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг), приватизация, а также либерализация внешнеэкономических операций.

Мощным стимулом для развития ряда услуг в развитых зарубежных странах в 80-е гг. послужила крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства. В процессе этой перестройки сильно выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития – сбытовыми, техническими, управленческими и т.д. Параллельно из состава больших фирм в массовом порядке отсоединялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. В результате взаимовлияния и взаимодействия преходящих и долговременных факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в эффективность хозяйства, экономический рост, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни.

"Экстернализация" услуг – это явление качественного порядка. Оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую.

Углубление специализации позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, расширяет набор услуг, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. На будущее тенденция развития сферы услуг более высокими темпами, по всей вероятности, сохранится.

Но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости, будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

В современных условиях развитие сектора услуг в России подчинено следующим целям и задачам, которые отражают приоритетные направления экономической динамики.

Во-первых, созданию для населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни.

Во-вторых, повышению доступности и качества базовых услуг, к числу которых относятся образование и медицинское обслуживание.

В-третьих, расширению возможностей выбора населением предоставляемых социальных услуг, в первую очередь, услуг образования. Образование населения должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. А повышение качества человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.

Литература

  1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – М.: Дело, 2007.
  2. Биржаков М.Г. Индустрия услуг. – СПб.: Герда, 2007.
  3. Ахмедов Н.А., Карпушенко П.Б. Маркетинг услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – №9. – С. 36-48.
  4. Порхунов А.В. Современная сфера услуг: структура, принципы и механизм функционирования // Вестник МГУУ Правительства Москвы. Выпуск 7. – М.: МГУУ ПМ, 2006.