Сетевые сообщества юных читателей и библиотеки

Сетевые сообщества юных читателей и библиотеки.

Статьи по теме
Искать по теме

Время движется вперед. Новая техника удачно вписалась в библиотечную жизнь. С внедрением компьютерных технологий на качественно иной уровень работы переходят детские библиотеки – в них открываются новые отделы, появляются новые должности, решаются задачи оптимизации информационного обслуживания пользователей, начиная c самых маленьких.

Именно дети, подростки, юношество сегодня – это самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому; и сегодня многие из них уже с раннего детства знакомятся с компьютером.(38)

Информация и общение – вот два кита, на которых стоит сейчас

Интернет. Об удобстве поиска информации, скорости её нахождения говорить излишне, это и так уже почти все знают. Наверняка приходилось искать в Интернете редкие видео, забытую цитату, информацию для подготовки доклада.(15)

Несложно разместить информацию в Интернете. Если раньше

для этого нужно было быть профессиональным программистом, то сейчас от вас требуется лишь уметь читать, писать и логически мыслить. Не нужно знать, как устроен дневниковый сайт: любой человек может понять, что означает опция "Написать в дневник", впечатать текст в соответствующее пустое квадратное окошко и нажать на кнопку "отправить".

Школьников уже в десятом классе обучают, как создать свой сайт, как выкладывать фотографии на интернет-ресурсы, общаться в форумах. Если это не входит в программу по информатике, ребят учат их друзья.

Объём текста, который школьники получают за несколько часов пребывания в Интернете, вполне сопоставим с объёмом тонкой книжки. Сообщения от друзей "В Контакте", новости групп, на которые они подписаны, анекдоты, тексты песен, информация о любимых исполнителях музыки и актёрах, сообщения на форумах по различным темам, поиски информации для домашних заданий, дневники друзей, новости, информация, о которой они стесняются брать книги или спрашивать друзей.

Осознают ребята или нет, но большую часть информации, представленной в Интернете, они воспринимают именно в виде текста. Однако они не только читают, но и отвечают, комментируют, пишут собственные записи, выставляют на сайтах своё творчество.

При общении в Интернете происходит постоянное переосмысление информации, создание новой информации, участие в диалоге, так что его пользователи постоянно развиваются, обогащаются новыми знаниями и умениями.

В сегодняшних условиях библиотеке уже не обойтись без Интернета.

Интернет нужен нам, так как он интересен и нужен нашим читателям. Если мы собираемся заинтересовать читателей нашими книжными богатствами, следует понять, что именно интересно этой аудитории. Интернет даёт ответ на этот вопрос: в своих анкетах в социальных сетях и блогах молодые люди указывают свои интересы.(15)

Интернет для современного библиотекаря – благодатное исследовательское поле и стартовая площадка для создания контента сайта, блога библиотеки, её группы в социальных сетях.

1. Возможности сети Интернет и её влияние на читательскую активность детей и подростков

С развитием Интернета в нашей стране юные читатели всё больше погружаются в его Сети, организуясь там в сообщества любителей книги и чтения, обсуждая прочитанное и пробуя порой собственные силы в литературном творчестве.

В Интернете существует свой виртуальный литературный мир, в нём есть и книжные магазины, и электронные библиотеки, и литературные сообщества. Библиотекарю, руководителю чтения, просто необходимо иметь представление об этой жизни. Ему необходимо знать о вкусах и предпочтениях детей и подростков, обсуждающих прочитанное в Интернете. Иначе он будет говорить с этими молодыми людьми абсолютно на разных языках – в прямом и переносном смысле этого слова.

Известный в библиотечном мире социолог М. М. Самохина, в одной из своих статей пишет о том, что "люди выходят на Интернет – форумы, чтобы общаться по поводу книг и чтения, именно свободного чтения. Фактически речь идет о таком общении, которого почти нет сейчас ни в школе, ни в семье, ни в СМИ, да и в библиотеке оно широко распространено вряд ли".(28)

Общение в литературных сообществах в Интернете имеет для молодых читателей множество привлекательных сторон. Несомненно, большое влияние членов литературных сообществ в Интернете друг на друга, на выбор книг для чтения, на формирование вкуса и потребностей в литературе. Фактически здесь происходит формирование своеобразной рекомендательной системы, референтной индивидуально для каждого.

Молодые читатели в свободном общении рекомендуют друг другу книги и целые тематические списки книг, сообщают, где можно купить ту или иную книгу или даже скачать, что очень немаловажно в условиях экономического кризиса, – бесплатно!(11) Любой "юзер" может анонимно ознакомиться с отзывами своих сверстников об интересующем его произведении, тут же найти ссылки на профессиональные рецензии и критические статьи, и тут же найти все адреса, по которым он может обнаружить само это произведений в том виде, который ему нужен (книжный, электронный, аудиокнига). Здесь же, если он пожелает, он может высказать и свое впечатление об этом произведении и даже вступить в дискуссию.(12)

Интернет предлагает пользователям самые разнообразные занятия: здесь и игры по сюжетам литературных произведений, и литературные конкурсы и викторины, и аудиокниги, и возможность бесплатно скачать электронные и аудио книги, и литературные форумы, клубы, сообщества, где можно обсудить прочитанное и узнать, что читают другие и где достают книги.

Общение в литературных сообществах в Интернете имеет для молодых читателей множество привлекательных сторон. Несомненно, большое влияние членов литературных сообществ в Интернете друг на друга, на выбор книг для чтения, на формирование вкуса и потребностей в литературе.

Если в доинтернетовские времена юные читатели общались друг с другом и с руководителями чтения в библиотеках, на читательских конференциях, в литературных клубах на литературных вечерах и встречах с писателями "вживую", то сейчас, в виртуальном пространстве Интернета они общаются свободно и анонимно, учатся отстаивать свое мнение, невзирая на социальный статус и возраст оппонента, и учатся выражать свои мысли компактно и ёмко, в рамках "поста" на форуме и в блоге. Таким образом они проявляют свою читательскую активность.(8)

Интернет предоставляет огромные и во многом все ещё открывающиеся возможности для виртуального общения и существования в виртуальном информационном пространстве. Но есть в нем и свои "узкие" и проблемные для человеческой личности стороны. Исследователь сетевой литературы Сергей Корнев в главе своего исследования о Гипертексте в Интернете так сформулировал это: "В Интернете, взятом как целое, господствует шизоидное сознание, которое не занимается смысловым синтезом, а лишь бесконечно перебирает отдельные смысловые фрагменты, то и дело сбиваясь с одного принципа классификации на другой, и спутывая задним числом элементы уже сложившегося порядка. "Книга книг", в которую рано или поздно превратится весь Интернет, будет не книгой, в классическом понимании этого слова, а словарем, энциклопедическим справочником, в котором все связано со всем, но настоящая смысловая связь отсутствует, поскольку отсутствует иерархия смыслов, а также иерархия иерархий".(13)

В Интернете, пусть и в виртуальном пространстве, но всё же в порождении нашего, человеческого мира, как и повсюду, нарастают процессы энтропии, и противостоять им в этом огромном, еще до конца не освоенном и не исследованном пространстве, мы пока не в состоянии. Некоторые государства вводят какие-то цензурные заслоны и запреты, но в целом это мало что даёт, и проблема безопасного общения молодёжи с Интернетом остаётся открытой и для нас достаточно болезненной и тревожной.

Некая хаотичность и неуправляемость процессом общения, в том числе и в литературных сообществах, – это своеобразная плата за свободу и демократичность этого общения. Может быть, юным читателям литературных Интернет – сообществ всё-таки не хватает сегодня мудрого и доверительного общения со старшим начитанным другом-собеседником, каким являлся всегда для подростков – читателей библиотекарь?

Модератор – направляет процесс общения в литературном сообществе, или на форуме, но модератор – не библиотекарь, не энциклопедист, пусть даже он будет феноменально начитанным человеком, как правило, в каких-то определённых направлениях.

Может быть, подойдёт время для более активного взаимодействия библиотек и Интернета, и помощь библиотекаря, его опыт и знания окажутся востребованными на литературных форумах и в блогах литературных сообществ, там, куда устремились молодые читатели из библиотек.(12)

Но существуют ещё и психологические особенности общения молодых "юзеров" в подобных сообществах Интернета. В Интернете в результате анонимности теряет свое значение целый ряд барьеров общения, например пол, возраст, социальный статус, внешность и т.д. …здесь есть возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Ведь анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет.

Библиотекарю, руководителю чтения, вооруженному знаниями о литературной жизни и о молодом читателе в Интернете, о его литературных вкусах и предпочтениях, в работе с юными читателями легче будет не только найти с ними общий язык. Возможно, это поможет привлечь молодого читателя к более активному, живому общению, не виртуальному обмену мнениями о прочитанном, к более активному чтению всё ещё живой бумажной книги.(28)

Библиотечный сайт – необходимость нашего времени

Значение, возможности Интернет сети для детских библиотек

Библиотечный сайт – необходимость нашего времени. Сегодня создать свой сайт означает для библиотеки реализовать одну из задач автоматизации – объединить традиционное книжное содержание библиотечной деятельности и высокую степень владения современными программными средствами, телекоммуникационными технологиями.

Таким путём детские библиотеки находят своё место в культурной, информационной и образовательной сфере интересов подрастающего поколения и взрослых, имеющих отношение к проблемам детства, принимают активное участие в исследовании влияния чтения на формирование личности ребёнка. Именно с помощью сайта можно создать образ своей библиотеки как "гостеприимного и богатого ресурсного центра".

Тем не менее создание библиотечных сайтов (в особенности сайтов детских библиотек) до сих пор является уделом лишь увлечённых энтузиастов.

Создание сайтов в детских библиотеках прошло несколько этапов развития. Вместе с развитием программных средств работа по созданию и поддержке сайта стала и проще, и сложнее. На первых порах создать сайт библиотеки – уже значило заявить о себе в Сети. И это было задачей того периода. Сейчас уже сформированы параметры оценки библиотечных сайтов, проходят конкурсы сайтов, в том числе и детских.

Несколько лет назад работа по созданию сайта в библиотеках являлась факультативным, иначе говоря, необязательным мероприятием.

Сегодня же на создание сайтов библиотек необходимость. Сегодня ни одна из множества принимаемых в последние 3–4 года программ или концепций развития библиотечно-информационного обслуживания населения не обходится без пункта о библиотечных сайтах и даже порталах.(5)

Сайт библиотеки всегда отражает многоплановую работу коллектива, поскольку основа содержания сайта – материалы, представленные сотрудниками различных отделов библиотеки. От понимания общей задачи и от желания коллектива или отдельных сотрудников зависит, как отражается на сайте картина деятельности библиотеки: полностью или сужается до информационной странички.(15)

Работа библиотеки по созданию сайта – достаточно свободное творчество. И здесь есть плюсы и минусы. Минусом, конечно, является вытекающее отсюда недофинансирование работ, связанных с организацией сайта. Сегодня в тех библиотеках, которые хотят иметь свой сайт, как минимум, должны появиться творческие сотрудники, отвечающие за него. Именно от их вкуса в сочетании со специальными знаниями во многом зависит успешность сайта библиотеки. Но для его организации требуются совместные усилия нескольких специалистов: дизайнера, веб-мастера, программиста. Не говоря уже о постоянной работе по обновлению, добавлению, изменению материалов и т.д. Прибавим сюда необходимость иметь серверную технику, скоростной канал связи, сотрудников, отвечающих за наладку и работу оборудования. Таким образом, создание и поддержка сайта требуют кадрового и финансового обеспечения.

Оптимальным вариантом является сайт небольшой сети библиотек (например, в пределах административного округа Москвы или одной ЦБС). Пользователь подобного ресурса должен получить доступную информацию о том, какие издания есть в системе, где они хранятся, узнать о наличии издания в конкретной библиотеке. Можно реализовать возможность заказать издание через сайт или почитать его электронную копию. С помощью такого объединённого ресурса удобно проводить окружные мероприятия, конкурсы, фестивали книги и т.д.

Сегодня чрезвычайно актуальным становится вопрос об использовании новых возможностей Интернета для развития личности. Работа детских и юношеских библиотекарей во многих странах мира связана, прежде всего, с созданием новых сервисов, с поиском и отбором лучших ресурсов в Интернете для их рекомендации детям, подросткам, юношеству, а также родителям, воспитателям и педагогам.

Можно очертить круг задач, стоящих сегодня перед всеми библиотекарями, работающими с детьми, подростками, юношеством:

- повсеместное включение библиотекарей в киберпространство (для чего необходимо подключение всех типов библиотек, работающих с подрастающим поколением, к возможностям Интернета);

- создание новых и улучшение действующих сайтов библиотек;

- развитие новых Интернет-сервисов рекомендательной библиографии на сайтах библиотек;

- привлечение как реальных, так и удаленных пользователей в библиотеки;

- объединение усилий библиотекарей, развитие корпоративных Интернет-проектов и новых сервисов в обслуживании читателей. (40)

Перефразировав слова Самуила Яковлевича Маршака о том, какой должна быть детская книга: сайт для детской библиотеки должен быть таким же, как и для взрослой, только ещё лучше!(15)

Организация сайта библиотеки.

Интернет прочно вошел в наш быт. Он активно внедряется в различные сферы деятельности человечества – торговлю, банковское дело, почтовую службу; он составляет конкуренцию библиотекам, издательствам, прессе; наконец, он претендует на роль коллективного источника знаний.

В условиях глобализации мирового хозяйства различные организации стремятся заявить о себе во всемирной сети; не остаются в стороне и библиотеки разных систем и ведомств.

Многие библиотеки России уже имеют представительство в Интернет. Еще большее количество лишь планируют создавать собственные сайты.

Веб-сайт это представительство любого учреждения во внешней среде (Интернете), еще один библиотечный сервис, аккумулирующий почти все традиционные библиотечные сервисы, только предоставляются они в режиме удаленного доступа.(5)

Если отдельная библиотека не может разработать свой собственный сайт, то имеет смысл объединять свои усилия. Например, создать сайт "Библиотечная система N-ского района, города и т.п.". На этом сайте будет интегрирована информация по библиотечному обслуживанию в целом, но, в то же время, каждая библиотека района будет представлена собственным разделом.

Методика создания сайта

Для создания сайта приказом по библиотеке создается рабочая группа, которая разработает структуру будущего сайта. В группу должны войти наиболее творческие представители библиографического отдела, отдела информационных технологий, отделов обслуживания (если таковые представлены в структуре библиотеки). Рабочая группа действует постоянно, т.е. будет продолжать свою работу и после создания первой версии сайта.

В первую очередь рабочей группе следует четко сформулировать цель создания сайта, цель должна быть честной и достижимой так же необходимо определится с целевой аудиторией сайта.

Для определения целей создания веб-сайта следует рассмотреть базовые функции, которые он может выполнять:

- Имиджевая.

- Рекламная.

- Коммуникационная.

- Информационная.

- Коммерческая.

В соответствии с вышеперечисленными функциями, можно наметить следующие цели:

1.Укрепление позитивного имиджа библиотеки.

Имидж – устойчивый образ учреждения, включающий: сам образ; его зрительные, слуховые, осязательные компоненты; вызываемые ассоциации, эмоциональное отношение.

2.Создание эффективной формы интернет – рекламы.

Библиотечная интернет-реклама – перспективное направление деятельности библиотек.

3. Установление обратной связи.

Благодаря сайту можно узнать о настроениях пользователей, впечатлениях об информационной продукции, о качестве предоставляемых услуг через, например, гостевую книгу.

4. Информирование пользователя о новостях, услугах и т. д.

Посредством сайта можно постоянно сообщать своим пользователям оперативные новости. Читатели всегда будут осведомлены о смене графика работы организации, проведении массовых мероприятий, создании новой библиотечной услуги и т. д.(24)

С точки зрения маркетинга сайт – это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с целевой аудиторией, это реальные и потенциальные клиенты и партнеры в одном месте. Поэтому так важно четко определить целевую аудиторию. После этого будет гораздо легче разработать структуру сайта.

Целевая аудитория сайта – это группа интернет-пользователей, на которую сфокусировано содержание сайта; круг посетителей, заинтересованных в информации или услугах, представленных на сайте. Надо знать, как минимум, следующие параметры целевой аудитории:

- Объем целевой аудитории – количество пользователей, которых можно потенциально привлечь на сайт.

- Социально-психологические свойства аудитории – возраст, пол, социальный статус, интеллектуальный уровень, потенциальный круг интересов, специфические свойства ключевой аудитории (консерватизм, следование обычаям, традициям и т.п.).

- Ареал аудитории – веб-сайты в Интернете, которые могут посещаться представителями целевой аудитории. Ареалы могут определяться как для целевой аудитории в целом, так и для ее отдельных групп. В данном контексте наиболее интересны два типа сайтов:

- сайты, которые предоставляют аналогичную информацию, услуги;

- сопутствующие сайты – сайты, которые предоставляют информацию, товары и услуги, связанные с тематикой веб-сайта.

Изучение практики создания сайтов позволяет сформулировать ряд общих требований, которым должно отвечать виртуальное представительство библиотеки.

К ним относятся:

- глубина содержания;

- простота навигации;

- оперативность обновления информации;

- доступность для пользователей;

- единство дизайна всех разделов.(25)

Структура сайта

Как в реальной библиотеке существует один официальный (он же – парадный) вход, так и в виртуальном представительстве библиотеки (на сайте) существует одна точка входа в ее информационную среду.

Информационная среда, представленная на сайте, поддерживает традиционное библиотечное информационное пространство.

Структура сайта – это способ компоновки, расположения, а значит, и подачи информации, который позволяет за короткое время максимально подробно рассказать о предоставляемых организацией услугах.

Грамотно выполненная структура (сочетание заголовков, контента и другой информации) поможет сайту динамично развиваться в Интернете.

Структура сайта будет определяться его контентом, т.е. той информацией, которую вы предполагаете располагать на сайте. Каждый сайт содержит несколько тематических рубрик, соединенных между собой гиперсвязями. Как правило, ссылки на все разделы сайта с краткими анонсами их содержимого приводится на первой, так называемой стартовой (домашней) странице.(26)

Не стоит дублировать на сайте информацию уже имеющуюся в Интернете, лучше использовать систему ссылок. Благодаря организованной системе ссылок пользователь получает доступ в нужное информационное пространство, а умение получать информацию будет приобретаться в процессе работы.

Сайт должен восприниматься пользователем как единый инженерно-художественным комплекс, поэтому необходимо выдержать весь проект в одном дизайнерском стиле. Оформлять разделы сайта надо таким образом, чтобы общее художественное решение было схожим для всего сайта.

Сайт должен восприниматься как цельный ресурс – по оформлению цветом, шрифтами, по навигации. Исключение могут составлять отдельные проекты, расположенные на сайте, но и они должны гармонировать с общей концепцией дизайна сайта.

На одной странице можно использовать не более трех различных шрифтов, включая шрифты, применяемые при создании графических элементов.

Цвета сайта и его логотип должны соответствовать друг другу, находясь в одной цветовой гамме.

Профессионалы-дизайнеры советуют не увлекаться обилием цветов на странице, используя максимум три цвета. Иначе информация воспринимается плохо.

Рекомендуется использовать для текста и фона контрастные цвета: синий на белом, черный на желтом, зеленый на белом и т.д. С точки зрения человеческой психологии сочетание цветов может в значительной степени влиять на восприятие зрителем представленной на картинке информации. Известный перечень цветовых сочетаний рисованного объекта или текста с фоном в порядке ухудшения зрительного восприятия:

синее на белом;

черное на желтом;

зеленое на белом;

черное на белом;

зеленое на красном;

красное на желтом;

красное на белом;

оранжевое на черном;

черное на пурпурном;

оранжевое на белом;

красное на зеленом.

Любой фоновый рисунок затрудняет восприятие текста, поэтому лучше его избегать, или сделать минимально контрастным, в одной цветовой гамме.

Текст, набранный заглавными и строчными буквами, воспринимается легче, чем литерами одинакового размера. Особо следует избегать больших объемов текста, набранных в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ КЛАВИАТУРЫ.

Выравнивать текст лучше по левому краю, за исключением тех случаев, когда это является творческой задачей (к примеру, фигурные стихи).(28)

Не рекомендуется представлять тексты большого объема единым блоком, "кирпичом" – лучше отделять абзацы пустым пространством. Да и вообще, по возможности, лучше минимизировать размер страницы – до полутора экранов.

Графика (фотографии, рисунки), безусловно, украшает сайт. Однако она делает его весьма "весомым" для загрузки, среднестатистический пользователь готов ждать загрузки страницы не более 15 секунд; после этого он может просто уйти с сайта. Поэтому, размещая на страницах картинки, надо представлять их в уменьшенном размере, давая возможность составить предварительное впечатление о работе. Для полноэкранного просмотра используются гиперссылки, желательно с указанием размера загружаемого файла.

Для удобства навигации любая страница сайта должна включать навигационные элементы, охватывающие все разделы сайта. Эти элементы должны всегда находиться в области видимости (или дублироваться). Навигация по сайту должна быть простой и комфортной для пользователя, чтобы ему не пришлось делать лишние шаги для путешествия по страницам сайта.

Навигационное меню лучше располагать с левой стороны экрана, поскольку чтение происходит слева направо. Желательно сохранение строки истории путешествия по страницам сайта, чтобы, при необходимости, пользователю проще было вернуться к уже посещенной странице.

Если при создании сайта используются обычные html-редакторы, то к ним можно подсоединить готовые сервисы Интернета – блоги, вики-движки, форумы и т.п., которые будут объединены общей логикой (целью) существования сайта библиотеки. И тогда ваш сайт станет более интерактивным ресурсом для пользователей.

Если ранее были определены различные группы целевой аудитории, то возможно предусмотреть различные права доступа для входа (так часто делают при входе на сайт образовательных учреждений, что дает возможность систематизировать информацию).(22)

Реклама и продвижение сайта

Под продвижением сайта в Интернете обычно понимается "раскрутка" ресурса, основная цель которой – увеличение числа ежедневно заходящих на сайт посетителей и соответственно количества контактов целевой аудитории с опубликованной на сайте информации.

Среди разнообразных методов продвижения сайтов можно выделить два основных направления: активные и пассивные. К ним относятся:

-Рассылка частных электронных писем

-Регистрация сайта на поисковых серверах

-Размещение рекламных объявлений в СМИ (печатных, электронных)

-Регистрация сайта в каталогах

-Размещение информации о сайте на досках объявлений, в блогах, форумах

-Размещение ссылок на чужих сайтах

Для рекламы сайта библиотеки можно использовать привычные, традиционные методы – поместить информацию о нем в средствах массовой информации (периодической прессе, на радио, телевидении), отпечатать листовки для распространения в библиотеке и школе. Однако основные средства рекламы находятся в самом Интернете.

Поисковые роботы периодически сканируют веб-сайты и индексируют информацию, находящуюся в них. Существенную помощь в этом оказывает метаинформация, которую рекомендуем заполнять на страницу/сайт в целом. Для поисковых серверов в первую очередь значимыми являются фразы "Заголовок документа" (Title), мета тэги "Ключевые слова" (Keywords) и "Описание" (Description). Чем точнее будет озаглавлен документ, чем подробнее описан ключевыми словами (через запятую) для определения тематики, чем более сжато и исчерпывающе будет определен документ в аннотации (описании), тем выше по рейтингу он окажется в результатах поиска соответствующей тематики. Полезной является регистрация сайта в разнообразных списках и наиболее значимых каталогах (Google, Yandex, Rambler, Mail и т.д.).

Счетчик посещений популярных рейтинговых каталогов также может создать рекламу сайту и добавить количество посещений.(23)

Критерии оценки и размещение сайтов

На сегодняшний день уже не встает вопрос: нужен сайт или не нужен. Важно сделать сайт максимально эффективным средством успешной коммуникации и поддержания благоприятного имиджа организации.

В качестве базовых можно предложить следующие три критерия оценки сайтов: информативность, открытость, интерактивность.

1.Информативность. Сайт является удобным каналом информирования целевых аудиторий и ее изучения. На сайте должна быть представлена:

общая информация о сайте/портале;

нормативные документы;

справочники и базы данных;

информация о конкурсах и тендерах;

карты сайта;

англоязычная версия сайта;

новостная информация.

2.Открытость.

раздел об организационной структуре библиотеки

информация о сотрудниках

контактная информация структурных подразделений

информация о территориальных органах, филиалах

информация о руководителях

контактная информация

аналитические и статистические материалы

3. Интерактивность – одно из самых существенных отличий интернет-ресурсов от других способов подачи информации. Интерактивность позволяет не только довести до посетителя какую-либо информацию, но и узнать реакцию на материалы сайта, организовать диалог. Посетитель сайта чувствует себя полноправным участником процесса формирования информационного материала. Его мнение не только услышано, но и представлено широкой интернет-общественности.

Сайт должен быть эффективным. Оценить эффективность сайта можно двумя способами:

Количественный анализ с помощью статистики сервера. Для этого можно использовать следующие показатели:

- количество обращений к сайту;

- суточная статистика частоты его посещений;

- количество отдельных людей, его посетивших;

- время, проведенное на сайте;

- какие страницы использовались для входа и выхода посетителей.

Качественный анализ путем:

- опроса потенциальных потребителей в целях определения уровня удовлетворенности сайтом. В процессе опроса устанавливаются степень важности и оценка компонентов сайта (содержание, дизайн, удобство пользования и др.);

- изучения откликов, поступающих от посетителей.

Сайт должен быть доступен в сети 24 часа 7 дней в неделю – это аксиома.

Размещением сайтов (хостингом) занимаются многие компании. Обычно хостинг делят на платный и бесплатный. Как правило, услуга бесплатного хостинга сопровождается размещением компанией – хостером рекламы на вашем сайте. Разместить сайт на платном хостинге – это получить несколько гигабайт дискового пространства, домен второго уровня (например, example.ru), десяток почтовых ящиков и круглосуточную техническую поддержку.

Для того чтобы веб-сайт заработал, необходимо укрепить репутацию путем выстраивания взаимоотношений с соответствующими аудиториями. Чтобы проделать эту работу эффективно, необходимо обеспечить легкость пользования сайтом для посетителей, а также доверие и уважение к нему. Помимо этого он должен быть одинаково занимательным как для попавших сюда впервые, так и для посетителей со стажем. А это означает простую систему навигации наряду с хорошо продуманным текстом и дизайном. (27)

Особенности сайтов детских библиотек.

На сегодняшний день среди задач, стоящих перед детской и юношеской библиотекой, приобщение детской и юношеской аудитории к чтению лучших произведений художественной и научно-познавательной литературы, книг в помощь школьным программам, развитие эстетического вкуса читателей занимает ведущее направление в работе с подрастающим поколением.

С этой целью используется как традиционные формы и методы работы (читательские клубы по интересам, обзоры, беседы, литературно-библиографические конкурсы, праздники читателей, презентации и обсуждения книг, создание и выпуск рекомендательных библиографических пособий в помощь организации семейных чтений и многие другие), так и новые, появление которых стимулируют Интернет-технологии и наличие мультимедиа-ресурсов.

Среди новых направлений в работе детской и юношеской библиотек в цифровой среде, способствующих развитию и поддержке чтения, являются виртуальные представительства (web-сайты) библиотек.

Главная задача виртуального представительства – помочь детям и юношеству ориентировать в огромном книжном потоке, привить умение выявлять качественную литературу и ресурсы.

Вместе со стремительным ростом и разнообразием представленных в Интернете ресурсов возникает острая проблема по оценке качества информационного контента Сети, особенно для детей и юношества.

Для того чтобы привлечь детскую аудиторию к своему виртуальному представительству библиотека должна создать не только привлекательные и информативные ресурсы, но и иметь яркую индивидуальность, четкую адресную направленность, что, безусловно, будет вызывать заинтересованность со стороны потенциальных читателей к электронным ресурсам.

На основе анализа веб-сайтов детских и юношеским библиотек были выделены отличительные особенности оформления электронных представительств, которые следует учитывать при их разработке. К ним можно отнести такие черты как:

- изложение информации на языке, доступном пониманию детской аудитории всех возрастных категорий (дошкольники, школьники, подростки, юношество), использование своеобразной стилистики речи;

- использование сказочных персонажей, волшебной символики (например, Республиканская детская библиотека Республики Карелия использовала анимацию, с помощью которой обычный курсор "мышки" превратился в волшебную палочку), образы животных, "мультяшных" героев и т. д.

- визуальное (цветовое) оформление страниц и разделов сайта, т. к. известно о психологическом воздействии цвета на человека, а, учитывая неустойчивое восприятие и несформировавшуюся психику детей, это играет не последнюю роль для сохранения как физического (в данном случае зрение), так и психического здоровья. Поэтому рекомендуется использование разных оттенков желтого (активизирует умственную деятельность, дарит ощущение радости, веселости), зеленого (нежный, умиротворяющий, спокойный), розового (мечтательный, доверительный, беззаботный), голубого (спокойствие, умиротворение, но в большом количестве вызывает лень, апатию); желательно свести к минимуму использование черного (печаль, грусть, но при этом усиливает действие светлых тонов), коричневого (унылость), серого (вызывает меланхолию), а также красного (тревожный, раздражающе действует на зрение).

Безусловно, что ребенку будет вдвойне интересно "путешествовать" по цифровым просторам детских библиотек, если его будет сопровождать любимый и давно знакомый какой-либо сказочный персонаж, при этом тот же сказочный герой поможет приоткрыть ребенку дверь в информационную вселенную, выбрать интересную книжку,

Информация, выложенная на сайте должна быть на понятном для ребенка языке без использования громоздких фраз и непонятных терминов, а оформление красочным и приятным для глаз. Как, например, на сайте детских библиотек г. Нижневартовска. Здесь главный герой – "Шебуршун Библиотечный", который проводит детей на "проспект непрочитанных книг", "набережную праздников", "аллею звезд", "улицу библиотечных услуг" и др., а взрослым предложит рубрику "родительский пяточек". Он также даст необходимую информацию о работе и структуре детских библиотек города. Яркое и красочное оформление сайта доставит детям огромное удовольствие, пребывание на страничке увлекательным, а главное заглянуть в гости к "Шебуршуну" захочется еще не раз.

Необходимо учитывать и тот факт, что главенствующая роль в создании сайта отводится информационном наполнению, а визуальное восприятие информации, несмотря на актуальность, все же отходит на второстепенный план. В данном случае к сайту детской библиотеки можно применить выражение "Встречают по одежке, а провожают по уму". (31

Виртуальные сервисы детских библиотек

Создание библиотечных сайтов изначально было делом рук библиотекарей-энтузиастов, по ходу дела осваивавших основы HTML.

Работа во внешних сетях как составная часть деятельности любой библиотеки стала вначале вопросом престижа, а затем уже и привычки. Большинство сайтов теперь выглядят внешне привлекательно, порой напоминая глянцевые обложки модных журналов.

Сайт-это отражение культуры, царящей в библиотеке, и культуры, которая транслируется широким массам пользователей.(5)

Основная беда современных библиотечных сайтов состоит в том, что упускается из виду два основополагающих взаимосвязанных критерия. Это – цель и адресат.

Зачем библиотеке сайт? Сайты, как уже отмечалось выше, зачастую создавались для престижа, для отчётности перед вышестоящими организациями. Это как в старом фильме: "Все побежали, и я побежал". Информация о библиотеке, заложенная при создании сайта, остаётся статичной, дополняясь "победными реляциями" о проделанной работе: состоялись такие-то и такие-то мероприятия, присутствовали такие-то и такие-то лица.

Кому адресована подобная информация? Реальным читателям библиотеки она не нужна (их больше интересует, что состоится в ближайшее время в библиотеке); удалённые пользователи также не получают значимой информации (к примеру, видеофрагментов мероприятий, или стенограмм выступлений); вышестоящим организациям достаточно библиотечной отчётности (которая всё равно доставляется в положенное время).(33)

Целевая аудитория сайтов детских библиотек – это дети, подростки, родители; в меньшей степени – педагоги и библиотекари.

В условиях глобальной информатизации и падения интереса к чтению библиотеки лихорадочно пытаются найти свою нишу, для привлечения читателя внедряют в практику работы новейшие технологические разработки, разрушая традиционные представления о библиотеке как таковой.(7)

Развитие библиотечных услуг в электронной среде. Библиотека 2.0

Развитие библиотечных услуг, реализуемых в электронной среде, направленное на их расширение, персонизацию, введение новых форм и обратной связи с пользователями, соответственно, на усиление присутствия библиотеки в сетевом пространстве, способно направить по новому пути существующие взгляды на роль и возможность развития библиотек.(9).

В последние годы всё чаще и чаще в профессиональной прессе мелькают термины Библиотека 2.0, Библиотека 3.0. Параметры, согласно которым предлагается относить библиотеки к этим терминам, во многом являются здравыми. Среди них – повсеместно доступные услуги (в противовес услугам, доступным лишь в стенах библиотеки); виртуальное справочное обслуживание (в противовес справочному обслуживанию лично или по телефону); участие в корпоративных проектах; выход в социальные сети. Есть параметры достаточно спорные применительно к детским библиотекам: так, электронный каталог с возможностью добавления комментариев читателями, не является приемлемым – в этом случае мы отказываемся от своей навигационной роли, отдавая её на откуп самим читателям.(4)

Впервые термин "библиотека 2.0" употребил в своем блоге "Library Crunch" Майкл Кейси в сентябре 2005 г. Вскоре это понятие стало центральным в различных спорах и дискуссиях в библиотечных блогах, листах рассылки, на форумах и конференциях. В то время, как и сейчас, не было единого мнения об этой концепции. Одни считали, что это преходящее явление, новая забава, несерьезное явление, на которое не стоит тратить время и усилия. Другие – что это жизненно необходимое и вполне реальное движение, уникальное и не похожее на все то, что было сделано раньше. Так как в России интерес к концепции библиотеки 2.0 еще только начинает появляться, и многие слышат о нем впервые, необходимо рассмотреть ее более подробно.(11)

Существуют два различных понимания концепции библиотеки 2.0. В

узком понимании, сущность библиотеки 2.0 заключается в использовании библиотекарями инструментов веб 2.0 (блоги, вики, социальные сети и т.д.) – сервисов, позволяющих легко создавать, изменять и публиковать контент любого рода (текст, видео, аудио, изображения), собирать и объединять его. С помощью этих сервисов пользователи могут устанавливать отношения, общаться, сотрудничать друг с другом.

Применение технологий веб 2.0 в библиотеках может способствовать созданию концептуально других библиотечных сайтов, баз данных, электронных каталогов, порталов. Хотя библиотека 2.0 и использует технологии 2.0, это не означает замену уже используемых традиционных технологий, а скорее предполагает дополнительный функционал. На самом деле принципы веб 2.0 предлагают библиотекам много возможностей для лучшего обслуживания уже сложившейся аудитории, технологии лишь могут помочь библиотекам создать новую среду, ориентированную на пользователя.

В более широком понимании, библиотека 2.0 представляет собой совершенно новую философию, в которой пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса. Это означает, что пространство библиотеки (реальное или виртуальное) становится более интерактивным, общим, отвечающим потребностям сообщества. Оба эти мнения имеют право на существование, ибо их основная идея – сделать библиотеку значимой для читателей, чтобы они возвращались в библиотеку, соответствующую их желаниям и потребностям в повседневной жизни. (10)

Майкл Стивенс, автор блога "Tame the Web" и один из главных пропагандистов идей библиотеки 2.0, считает, что сущность этого явления основана на следующих принципах:

Общение: участие пользователей в общении и обсуждениях и обратная связь приветствуются и поощряются.

Открытое обсуждение ведет к прозрачности и честности. Библиотека рассказывает о планах и прошедших мероприятиях для получения обратной связи и отвечает на комментарии, библиотека общается с пользователями на другом уровне, обретает "человеческое" лицо, так как общение приобретает все более неформальный, дружеский, личностный оттенок.

Сообщество: открытое общение может стать толчком к возникновению чувства принадлежности, причастности к определенному сообществу.

Участие: контент создается совместными усилиями, любой пользователь может поучаствовать в этом процессе, идеи и знания свободно перемещаются, перемешиваются и используются.

Библиотека 2.0 стремится к применению знаний пользователей для создания новых и оценке и улучшении уже существующих библиотечных сервисов. Комментарии, теги, рейтинги, обзоры являются очень ценным пользовательским контентом. В итоге, это создает более информативный (информационно насыщенный) продукт для последующих пользователей. Любое мнение добавляет ценности обсуждению, приветствуется и принимается. Пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса. Прошло то время, когда библиотекари решали, что лучше для их читателей. Смысл данной модели заключается в привлечении новых пользователей и удержании старых тем, что они сами могут предложить какие-либо мысли по улучшению существующих сервисов или созданию новых.(11)

Опыт: общение с другими пользователями и сообществом в целом полезно и результативно и дает чувство удовлетворения.

Опыт работы в библиотеке важен и полезен. Он вызывает положительные эмоции, удовлетворяет потребности пользователя. Библиотека 2.0 стремится к уничтожению барьеров; барьеров, которые библиотекари наложили на услуги, временные и пространственные преграды, барьеры, изначально присущие нашей деятельности. Эти барьеры, такие как запрет на использование определенных технологий, посещение определенных сайтов, и более традиционное "тишина должна быть в библиотеке", сменяются более гибким пространством (как реальным, так и виртуальным), библиотекарями, сведущими в информационно-коммуникационных технологиях, которые выступают в роли консультантов по поиску и доступу к информации в различных форматах и использованию современных средств связи. Библиотеки могут предоставлять информацию, развлечения и знания прямо в руки пользователя не зависимо от того, где он находится, и в том виде, который удобен пользователю, с помощью наиболее подходящих для этого средств.

Персонализация: пользователи могут делиться и использовать любую информацию в любом объеме. Библиотека предоставляет пользователям возможность делиться персональной информацией в online сообществах, через пользовательские профили, встроенные в интерфейс электронного каталога или сайта библиотеки, публиковать материалы в блоге библиотеки, оставлять комментарии и т.п. Пользователи могут делиться друг с другом информацией о собственном использовании фондов и ресурсов библиотеки, любимых книгах, авторах, интересах.

Естественно, мнение Майкла не единственное. Существует огромное количество различных точек зрения на то, чем же в действительности является библиотека 2.0.

Библиотека 2.0 – это обобщенное название тех изменений, которые происходят в настоящее время в библиотечном мире, не зависимо от того, хотим мы этого или нет. (10)

Основная концепция Библиотеки-2.0-это место, где посетители могут получить желаемое, где они не только получают информацию, но и создают её сами. То есть пользователь становится активным участником библиотечного процесса.(8).

Развитие виртуальных сервисов детских библиотек

Проблем в деятельности детских библиотек по освоению сервисов, их культивированию больше, чем непосредственно сервисов, особенно для детей. Если сервисы для родителей, библиотекарей-коллег, учителей худо-бедно да развиваются, пользуются спросом, то сервисы для детей количественно немногочисленны, посещаемость сайтов детьми еще мала, ряд сервисов не адаптирован под детское восприятие с учётом возраста юного пользователя, особенно поиск в виртуальном электронном каталоге библиотеки. Дети плохо участвуют в регулировании наполнения сайта сервисами, в обогащении ресурсов библиотечного сайта собственными материалами. Как устранять эти недостатки? Чему отдать предпочтение, на чём сосредоточить усилия, на развитии каких сервисов и ресурсов?

Переходя к будущему сервисов на сайтах детских библиотек, определению оптимальных путей, по которым требуется их развитие, создание пакетов сервисов, уместно затронуть ещё раз уже широко обсуждаемую в профессиональных кругах концепцию "Библиотека 2.0".

Предприму попытку рассмотреть её применительно к виртуальной реальности детских библиотек, в которой, безусловно, будут и дальше происходить изменения, и вот как они рисуются воображением.(3)

В соответствии с этой концепцией, как известно, намечается значительно большее участие пользователей в пополнении тех или иных Интернет-ресурсов, предполагается обязательное использование на библиотечном сайте аудио- и видео-компонентов. В качестве поощрения выделяются на библиотечных сайтах страницы читателей. В детских библиотеках они могут заполняться подростками, учителями, родителями. Такие странички уже появились на сайте Архангельской областной детской библиотеки, на сайте детской библиотеки поселка Строитель Белгородской области. Могут в перманентном формате создаваться дополняемые каталоги читательских отзывов о любимых и понравившихся книгах, а по примеру Регионального сайта детских библиотек Ленинградской области – свои региональные Форумы любителей книги и чтения и совместные библиотечно-читательские блоги.

В Ленинградской области Форум подростков "Наш книжный круг" (ringboor.lodb.ru) функционирует c 2009 года и достаточно успешно. Инициировала работу Форума Ленинградская областная детская библиотека совместно со Сланцевской центральной детской библиотекой (www.slanlib.ru/ ). Как видят идею этого Форума, его целевые ориентации библиотекари? Привожу разъяснение дословно: "Наш книжный круг" –территория, которая принадлежит подросткам для поиска новых друзей, открытий, испытания себя чтением, выражения своего "Я", оценки собственного или чужого опыта ориентации в потоке книг. Взрослые, как правило, высоко ценят свою миссию – обеспечить чтением каждого подростка. "Наш книжный круг" – тест для общения с подростком в условиях "обратной связи", ресурс для обсуждения с подростками перспектив нашей успешной деятельности.

Почему вам нравится читать ЭТО?

Книги книг: Сокровища детской литературы (От критика)

Книги книг: Сокровища детской литературы (От детского библиотекаря)".

Подростки не только обсуждают прочитанные темы, они сами создают темы, которые хотели бы обсудить.

Одна из тем "Взрослые и твои любимые книг: кто кого?

"Книги, которые не любят читать родители – это детские детективы; потому что они думают. что мы будем подражать их героям. А нам нравятся эти книги, потому что они очень- очень, сильно- сильно интересные.

Папа не любит Гарри Поттера. не знаю, почему. Моей бабушке не нравятся ужастики. Она говорит, что от них никакого толку. Интересно, за что они ополчились на эти книги? Как думаете?" (Крестоманси)

"Мои родители не любят "Волкодава". Считают, что это пустая тупая фэнтази. Смягчились лишь после того, как услышали, как эту книгу хвалили в ЛОДБ!"(Яна)

"Моя мама – литератор, она очень не любит книги-фэнтэзи, о Гарри Поттере,о Тане Гроттер, ужастики. Считает, что они портят вкус."(Катарина)

И еще 59 комментариев в этой теме.

Деятельность в этом направлении важна не только для дискуссий, утоления коммуникативного голода детей и жажды диалога. Она может существенно оживить процесс развития "живой" рекомендательной библиографии с участием равноправных партнеров: детей, детских писателей, литературных критиков, издателей, библиотекарей.(5)

Удачный эксперимент по созданию рекомендательной библиографии "в живой детский голос" проводит Новороссийская централизованная система детских библиотек Краснодарского края. Здесь записали на видеофайлы рассказы детей о книгах, которые дети советуют прочитать, тех книгах, которые им очень понравились, и дают возможность посетителям сайта прослушивать эти записи, при этом видеть самого рассказчика и книгу.

Слушать этих обаятельных рассказчиков необычайно приятно, и у взрослого появляется доверие к рассказу ребенка о том, что больше всего запомнилось из содержания. Всего пока 18 видео, но у каждого больше тысячи просмотров. Есть ли сегодня библиотеки, которые выпускают свои рекомендательные библиографические указатели, списки тиражом в несколько тысяч экземпляров? Интернет-сервисная рекомендательная библиография детской литературы может иметь такие "тиражи".

Чрезвычайно важно отметить также, что библиотеки Ленинградской области проводят региональные виртуальные читательские конференции юных читателей, международные книжные мосты, например, с Финляндией и Швецией. Появился и долгожданный первый опыт проведения "виртуальных мостов" между читателями детских, юношеских библиотек, находящихся в разных городах разных регионов страны (например, Санкт-Петербург-Екатеринбург, Москва-Пермь-Екатеринбург, Екатеринбург-Нижний Новгород, Новосибирск – Томск и другие города).

Тоже пока редкий на сегодняшний день опыт библиотечной работы с детьми и подростками в Интернете, но имеющий, несомненно, четко выраженную тенденцию и перспективы к развитию. Когда юные читатели в Новосибирске и Томске высказываются по проблеме толерантности, и видят, слышат друг друга, они будут и в будущем замечать и лучше понимать друг друга.

Для детей, подростков сегодня необходимо и большее количество интерактивных занимательных литературных викторин на сайтах, преимущественно медиавикторин, виртуальных литературно-творческих и библиографических викторин, побуждающих искать информацию-ответ в Интернете или в библиотеке, и главное, активнее читать, причем предельно внимательно, дотошно, включая своё воображение и мысль.

Читать, естественно, не только художественные, но и научно-познавательные произведения. Требуется больше интеллектуальных викторин, активизирующих и форсирующих продуктивную работу со справочной литературой, с интернет-энциклопедиями, вызывающих стремление ежедневно узнавать что-то новое из книг и о книгах, и не только из виртуальных электронных библиотек.

Представляется необходимым и целесообразным развитие познавательных интересов учащихся, пробуждение у них желаний "думать вопросами", узнавать ответы на них и в библиотеках и в интернет-ресурсах. Этому может помочь проведение на сайтах детских викторин на самую интересную медиа-викторину, шараду, ребус, юных кроссвордистов, любителей научных головоломок, открытых творческих работ на литературоведческие исследовательские темы, в том числе предполагающих краеведческие "архивные раскопки". Также это могут быть конкурсы загадок, игр для малышей, придуманные малышами совместно с родителями. Надо поощрять изобретение подростками своих литературных викторин, а малышами – сказочных, игровых, но не изъятых в готовом виде из баз данных Интернета.(4)

Более широкое применение данных форм работы в Интернет-реальности не противоречит ни сути концепции "Библиотека. 2.0", ни первоосновам современной педагогики.

Перечисленные формы работы изначально предрасположены к тому, чтобы поощрять участие детей в поддержке библиотеки и её площадок в Интернете. Они в состоянии вызывать и развивать любознательность детей, читательскую активность, расшевелить и обогащать их знания, умения, навыки, стимулировать проявление общих способностей и способностей к творческому чтению, придавая новый импульс их развитию.

Необходимы на сайтах интересные не только текстовые консультации, а настоящие медиауроки, посвященные поиску в электронном каталоге, интернет-поиску, интернет-безопасности и по многим другим темам. Хороший пример относительно продвижения правил детской интернет-безопасности сегодня показывает РГДБ (г. Москва), ряд библиотек Уральского региона.

Что касается медиауроков, подчиненных задаче развития информационной культуры школьников, то начало такого оригинального опыта нам демонстрировала совсем недавно детская библиотека Сургутской ЦБС на детских страничках (kids.slib.ru/) сайта (желательно рассматривать как начало педагогического эксперимента) и еще несколько библиотек, и всё-таки общее количество их пока невелико.

Видеопрезентации библиотечных уроков для учащихся начальных классов уже можно найти в "ЮТУБЕ", но этот вариант работы надо практиковать и на сайтах, привлекать старшеклассников к подготовке таких наглядных учебных пособий. Желательны циклы библиотечных уроков для каждой возрастной параллели.

Может издаваться библиотечная интернет-газета детьми для детей, создаваться блоги (дневники) юных читателей библиотеки с новостями из школьной жизни, культурной жизни села, поселка, города и страны, с оценками мероприятий библиотеки, с мнениями о них, личными предложениями по улучшению работы библиотеки.

По примеру сайтов образовательных учреждений и библиотекам для детей целесообразно проводить в Интернете эвристические олимпиады школьников. На сегодняшний день это успешно делает Омская муниципальная детская компьютерная библиотека (в 2009-2010 гг. проходила довольно интересная олимпиада по истории), были удачные попытки активизировать интеллектуальное чтение школьников через сайт с проведением интернет-олимпиад, познавательных викторин и у некоторых других библиотек.

Наряду с этими формами работы в библиотечной Интернет-среде целесообразно применять и другие разнообразные формы взаимодействия с пользователями Сети, которые получают всё большее распространение в образовательной школьной интернет-среде.

Так, методистам библиотечных центров теперь тоже необходимо чаще организовывать для библиотекарей педагогические "текстовые" интернет-мастерские и скайп-лаборатории с возможностью живого реального диалога в виртуальном пространстве, высказывания каждым своего мнения по затрагиваемым проблемам, с правом представить свою методическую разработку или доклад, статью, эссе, презентацию для анализа, оценки, использования другими.(5)

Подобные педагогические скайп-лаборатории, интернет-мастерские, интернет-школы, университеты педагогических знаний, причём, не только в области детского чтения, могут создаваться и для родителей. Подходит для повышения квалификации детских библиотекарей и проведение всероссийсских и региональных, межрегиональных вебинаров в соответствии с заранее заявленными участниками. А в целом участники могут находиться не только в разных регионах страны, но и в других странах. Темы докладов и выступлений, выбранный регламент организатором собираются, сверстываются в программу, с которой заранее знакомят заинтересовавшихся мероприятием, предполагая, что это будет, прежде всего, профессиональная интернет-аудитория. Но по большому счету это не важно, может принимать участие в обсуждении докладов или с заранее поданной заявкой на выступление и не библиотекарь, а любой желающий, компетентный в обсуждаемой проблеме.

Реально создание усилиями детских и школьных библиотекарей региона электронной методической библиотеки для профессионального самообслуживания (своеобразный кабинет библиотековедения в интернете). Наряду с этим – совместно с родителями – электронной педагогической библиотеки о задачах и методиках руководства детским чтением, опыте семейного воспитания, иллюстрируемого, как правило, фото и видеодокументами, сопровождаемого множеством ссылок на родительские блоги. Это тоже видятся как перспективные направления для работы в Сети в настоящем и ближайшем будущем. Но, разумеется, при условии, если будет руководящий центр, и такую миссию возложит на себя методическая служба центральных детских библиотек в каждом городе и районе края, или любое другое структурное подразделение библиотеки, постоянно соприкасающееся с решением той или иной профессиональной задачи.

В настоящее время желательна, очень хочется повторить, подчеркнуть эту мысль еще раз, максимальная ориентация не столько на тексты, сколько на мультимедийную информацию. Намного больше пользы библиотечным специалистам, детям и их родителям, учителям принесут не описания библиотечных мероприятий в "Новостях" или отчеты о них в форме фоторепортажей в гостиной, а видеофайлы с записью этих мероприятий или хотя бы фрагментами из них. Это необходимо делать, чтобы любой желающий мог увидеть и услышать их участников, "заочно" поучаствовать в библиотечных праздниках, в обсуждениях, читательских конференциях. Библиотекари при таком сервисе смогут наблюдать за работой коллег, учиться у них мастерству общения с аудиторией. Смогут при желании виртуально "побывать" на региональных форумах детских и школьных библиотекарей, на научно-практических конференциях по актуальным проблемам библиотечно-библиографической работы с детьми, семинарах, совещаниях, послушать хотя бы основные доклады и наиболее яркие выступления в прениях.

Из теоретических основ "Библиотеки 2.0" с целью дальнейшей модернизации взаимодействия библиотек с читателями в киберпространстве приоритетными должны становиться, безусловно, также принципы, на базе которых развиваются сегодня сервисы в социальных сетях. ("В контакте", "Мой мир", "Одноклассники.ру", Дневник..ру. и др.).

В социальных сетях люди общаются, обсуждают различные темы, комментируют, находят друзей и единомышленников.

Многие библиотеки уже имеют свои группы в "В контакте", "Одноклассниках.ру".

К общероссийскому Дню библиотек в сети Фейсбук. родилась идея акции "ФЛЕШБУК", цифрового отражения любимых книг на страницах соцсетей. Чтобы стать участником акции (она на сегодня продолжается), любой желающий может оформить аккаунт (страничку) в любой соц. сети на имя любой книги и пригласить на нее как можно больше друзей. В течение минимум 1 месяца знакомить их с книгой через фрагменты текста, иллюстрации, биографию автора, личные переживания и т.д. Ссылки на эти странички собираются в блоге-каталоге ФЛЕШБУК. По предварительным итогам в различных социальных сетях (В контакте, Facebook, Одноклассники, Мой Мир и др.) и блогах появилось более 90 книжных страниц! Кроме библиотекарей в акции принимают участие студенты, писатели, издатели и д.р.

Пользователей побуждают искать сообщество единомышленников, делиться собственными идеями, заниматься самовыражением через письмо, голосование, комментарии обо всём, что не оставляет равнодушным, волнует. Приветствуется, как уже многие знают, вклад в обогащение ресурсов в виде личных фотоальбомов, видеоколлекций, музыкального архива или ссылок на подобные файлы в интернет-ресурсах, чтобы облегчить их поиск и доступ к ним другим.

Поощряется проявление нормальных человеческих отношений, внимания к каждому участнику Сети из группы друзей, друзей друга ("подарки", теплые слова поздравлений и пожеланий), поиски друзей по всей стране и миру. Много своевременно передаваемой информации на почтовый электронный адрес зарегистрировавшегося лица о новых действиях друзей. И в частности, о последних сообщениях в блогах, о новом в сообществах, в которые зарегистрировал себя пользователь.

К тому же еще подсказывается, в каких сообществах может принять участие каждый, как построить собственное сообщество интересных друг другу людей, разрешается вести свой дневник (блог). Многим, и автору этой статьи, кстати, тоже, импонирует открытость людей интернет-сообществу, их устремленность навстречу друг другу, к передаче ценной (по мнению отправителя) информации, своих маленьких открытий и чувств, мыслей другим. Такое общение часто касается библиотек, библиотечных коллекций, работы библиотек, чтения книг и их оценок, твоих друзей, тебя самого как читателя и твоих личных читательских и сугубо профессиональных интересов. Всё большее количество библиотекарей, в том числе из детских и школьных библиотек, заявляют о себе в социальных сетях, достойно представляют себя и свою работу, свои мысли, чаяния и желания, вопросы профессионального характера к коллегам, чтобы общаться, не оставаться, не быть один на один со своими проблемами. Есть библиотеки, проявляющие потрясающую изобретательность при использовании социальных сетей в своих профессиональных целях. Они разыскивают даже задолжников через "Одноклассники.ру".(4)

Но, конечно, не всё, о чем заботятся создатели социальных сетей, может использоваться официальными библиотечными сайтами.. Однако сам принцип индивидуализации "читательских миров" и "миров" читателей (более широкое понятие), активизации межличностных коммуникаций по линиям: "читатель|читатель", "читатель|писатель"; "читатель|библиотекарь-друг и советчик"; "библиотекарь|библиотекарь", "библиотекарь|писатель" и т.д. принципиально важен для библиотечной виртуальной реальности уже в ближайшем будущем.

Библиотекам, работающим с детским населением, можно взять за стартовую основу к более разнообразному сервису также имеющийся опыт размещения на сайтах образовательных учреждений результатов проектной деятельности учащихся школ, включая видеопрезентации, подготовленные учениками по различным предметам школьной программы. Наряду с этим ― аудизаписи лучших чтецов из числа школьников, а также видеоролики, запечатлевшие инсценировки отрывков из любимых книг. Следует предусмотреть создание детьми(!) и учителями(!) коллекций ссылок на полезные и интересные веб-страницы по отдельным темам школьных предметов, в помощь изучению школьных предметов, выводя познавательную деятельность учащихся за рамки школьных программ. Но обязательно предусматривать возможности внесения соответствующих дополнений, а также участия пользователя в обсуждениях в форме кратких комментариев и оценок.

Важно запрограммировать уже сейчас создание на библиотечных сайтах силами читателей не просто списков, а настоящих рекомендательных каталогов полезных ссылок с множеством разделов, подразделов и рубрик. Для этого потребуется проведение на сайтах детских библиотек ежегодных викторин на лучший авторский веблиографический список или указатель по любимым темам, выбираемым юными пользователями самостоятельно.(5) Как полагаю, это может быть не только подборка web-страниц, посвященных детским писателям, различным предметам школьной программы, но и любимая музыка, фильмы, мультфильмы, мир живой природы, мода, спорт и многое другое. Важна при этом, повторюсь, открытость веблиографического конкурса, участие в оценивании работ как можно большего количества ребят и взрослых, народное голосование. В каталог включаются самые лучшие работы, одобренные наибольшим количеством специалистов и самих детей.(4)

В настоящее время многие библиотеки уделяют большое внимание художественно-творческим работам детей. В соответствующие разделы сайтов включают фотоснимки работ-победителей (например, произведений декоративно-прикладного искусства), иногда и фотографии авторов работ, моменты награждений, тексты стихов, сказок, рассказов, детские рисунки. Такой подход, безусловно, прибавляет сайту пользователей из числа детей, родителей, он приветствуется, но этого всё-таки уже недостаточно.

Библиотеки в последние год-два сделали шаг вперёд. Они всё чаще приглашают известных в крае деятелей в сфере искусства проводить с помощью сайтов литературные мастерские для юных сказочников, стихолюбителей-сочинителей, создавать виртуальные школы юных художников и музыкантов. Такие школы значимы, интересны и полезны. Они помогают развитию талантов школьников. Но нередко видишь на сайтах лишь пожелания, советы. Намного реже – подробные тексты-записи уроков. А вот, к сожалению, фиксирования реакций детей на них не наблюдается. Пока нет обратной связи в виде вопросов от юных и ответов на них, черновиков детских сочинений (без указания, естественно, имени, фамилии) и их разборов, нет воспроизведения "в голос" таких встреч с детьми. А ведь учеба – это ещё и осознание своего незнания, учёба на ошибках как стимул к совершенствованию. Положительной тенденцией, имеющей дальновидное будущее, можно считать дистанционные тренинги для юных поэтов и прозаиков (Новоуральская центральная городска библиотека для детей и юношествая), школы юных художников-иллюстраторов детских книг, школы честной школьной литературной критики, школы юных библиографов-сказочников и веблиографов, которых пока очень мало. Но мысли некоторых библиотекарей уже устремлены к созданию таких творческих мастерских, таких школ.(5)

Адаптация к происходящим положительным изменениям в Интернете, усиление коммуникативных процессов через Интернет ― залог и предпосылка наших дальнейших успехов в модернизации деятельности библиотек. На каждом отдельном сайте или блоге, создаваемом детскими и детско-юношескими библиотеками, должно быть удобно, комфортно и интересно всем: от малышей до взрослых. Но тогда и сайты, блоги тоже должны несколько измениться в качественно иную сторону, во всяком случае, их может быть много самых разных по содержанию и целевой ориентации, и каждый – для своей группы читателей. Прочитала посты Т. Плохотник о блогах и поняла, что так много блогов для одной библиотеки, но детской ─ это социальный заказ. Есть блог уже для воспитателей детских садов, нужен ─ для учителей, отдельно ─ для подростков. А когда что-то создаётся для всех, то чаще всего получается, что ни для кого!

Сейчас "новый разбег" требуется, детским библиотекарям на такую работу следует взять курс, чтобы неоднократно повторялось у наших читателей и посетителей сайтов, блогов библиотек желание не только использовать помощь библиотекарей в учебно-образовательной, самообразовательной, досуговой деятельности. Но и самому участвовать активнее в жизни библиотеки, в том числе в оценивании и обогащении контента библиотечного сайта, в целом интернет-ресурсов, позитивными способами и путем голосования выражать одобрение своему самому любимому библиотечному сайту и возможности быть видимым на нём, приносить пользу определенной референтной группе, посещающей этот сайт.

Следует подумать и о том, как публично поощрять детей, пропагандирующих сайт в среде сверстников, среди родителей и учителей.

… Пусть же будет хороших и разных сайтов в видимом грядущем как можно больше, с достойным, разнообразным качественным контентом и сервисом, нацеленным на добродетель и социальную пользу, и не будет совсем маломощных, бессодержательных, незанимательных, малополезных, никому не нужных.(4)

Литература

1. Анализ деятельности общедоступных библиотек Нижегородской области в 2012 г. [Текст] // Министерство культуры Нижегородской области. – Н-Новгород, 2013.- 127с.

2. Всероссийская библиотека иностранной литературы им Рудомино [Электронный ресурс]

3. Ганзикова, Г. С. 2:0 в пользу детей! (Развитие виртуальны сервисов детских библиотек в свете концепции "Библиотека 2.0") [Электронный ресурс] / Г.С. Ганзикова Г.С.

4. Ганзикова, Г. Даешь нетрадиционный подход [Текст] / Галина Ганзикова // Библиотека.-2010.-№1.-С.35-38.- (Информационные технологии).

5. Ганзикова, Г. Сайт- "лицо учреждения" [Текст] / Галина Ганзикова // Библиотека.-№2.-С.47-52.- ( Информационные технологии).

6. Гурбич, Г.П. Современная библиотека для детей и юношества в виртуальном пространстве [Электронный ресурс]

7. Детские библиотеки Нижегородской области [Электронный ресурс]

8. Екимова, Н. Как сделать нашу работу значимой для пользователей [Текст]/Наталья Екимова // Библиополе.-2011.-№12.-С.2-6.-(Информационные технологии).

9. Елесина, Е.Ю. Электронные услуги библиотек [Текст] / Е.Ю. Елесина.- СПб.: Профессия, 2010.- 304с.

10. Ефимова, Е.А. "Библиотека 2.0": начало пути [Электронный ресурс]

11. Ефимова, Е.А. "Библиотека 2.0": продолжаем разговор [Текст] / Е.А. Ефимова // Современная библиотека.-2010.-№1.-С.77-79.

12. Кондратьева, О. Библиотека. Читатель. Интернет. [Электронный ресурс]

13. Корнев,С. "Сетевая литература" и завершение постмодерна. Интернет как место обитания литературы [Электронный ресурс]

14. Library. Информационно-справочный портал.

15. Маслова, Н. Gaidarovka.ru Размышления о сайте детской библиотеки. Откуда это взялось? [Электронный ресурс]

16. Матвеева, И. Библиографическая информация на сайтах юношеских и детско-юношеских библиотек? [Электронный ресурс]

17. Микийчук, М.А. Если дети попали в Сети [Текст] / М. А. Микийчук // Библиотечное дело.-2011.-№6.-С.28.

18. Мурманская областная детско-юношеская библиотека[Электронный ресурс]

19. Нижегородская государственная областная детская библиотека Электронный ресурс]

20. Пальгуева, Г.М. Новые модели доступа к информации в детской библиотеке [Электронный ресурс]

21. Региональный сайт детских библиотек Ленинградской области [Электронный ресурс]

22. Рекомендации по созданию сайта библиотеки

23. Российская государственная детская библиотека [Электронный ресурс]

24. Рязанцева, Л. Что нам стоит сайт построить[Текст] /Лариса Рязанцева// Библиополе.- 2008.-№5.- С. 20-21.-(Заочная школа заведующего сельской библиотекой).

25. Самохина, М. М. Молодые читатели в Интернете [Электронный ресурс]

26. Саратовская областная детская библиотека[Электронный ресурс]

27. Свердловская областная библиотека для детей и юношества [Электронный ресурс]

28. Ситникова,О.В. Web-сайты детских и юношеских библиотек как фактор развития чтения[Электронный ресурс]

29. Томская областная детско-юношеская библиотека[Электронный ресурс]

30. Торлин, И. Виртуальные сервисы детских библиотек: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]

31. Централизованная библиотечная система Канавинского района г. Нижний Новгород [Электронный ресурс]

32. Централизованная библиотечная система Сормовского района г. Нижний Новгорода [Электронный ресурс]

33. Центральная городская детская библиотека им.Гайдара г. Нижний Новгорода [Электронный ресурс]

34. Центральная городская детская библиотека им.Горького[Электронный ресурс]

35. Чудинова, В.П. Библиотекари в киберпространстве: новые возможности и новые задачи [Текст] / В.П. Чудинова // Школьная библиотека.- 2006.-№ 9-10.- С. 107-115.- (Дорога к обществу знаний).

36. Чудинова, В.П. Сетевые сообщества юных читателей и библиотекари: проблемы и задачи для специалистов [Текст] / В.П.Чудинова, А.И.Михайлова, Л.Н.Косенко // Школьная библиотека.- 2009.-№3.-С.54-60.-(С компьютером на "ты").

37. Чудинова, В.П. Чтение и сообщества юных читателей в Интернете [Электронный ресурс]