Семья и гражданское общество

Развитая семейная политика, учитывающая интересы всех членов семьи, является условием развития семьи как института гражданского общества. Деятельность любого социального института в государстве, в том числе и семьи, основывается на системе нормативно-правовых норм. В систему семейного законодательства входят нормы, регулирующие любые вопросы, касающиеся семьи.

Статьи по теме
Искать по теме

Система семейного законодательства в Российской Федерации

 Семья и гражданское общество

Основу правовой парадигмы в области семейного законодательства и развития гражданского общества закладывает Конституция Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Тем не менее, основные нормы, регулирующие отношения в семье между ее членами, содержатся в федеральном законе – Семейном кодексе Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введен в действие с 1 марта 1996 года. Это четвертый Семейный Кодекс в истории российского семейного законодательства.

Каждый из предыдущих Кодексов (1918, 1926 и 1969 гг.) отмечал собой определенную эпоху в развитии российского государства и общества. С принятием нового Семейного Кодекса РФ регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами. В нормах Семейного Кодекса РФ получили свое отражение и развитие положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Россией, и, прежде всего конвенции ООН о правах ребенка (1989).

Семейный Кодекс РФ охватывает законодательной регламентацией отношения внутри семьи, между ее членами, оставляя за пределами своего воздействия сферу взаимодействия семьи и государства по таким вопросам, как государственная помощь семье, матери и ребенку, развитие детских учреждений и т.п. Эти отношения регулируются другими отраслями законодательства, например административным, об охране здоровья граждан, социальном обеспечении, образовании.

Семейный Кодекс РФ является актом, определяющим всю систему семейного законодательства. В нем установлены основные начала семейного законодательства, определен круг отношений, регулируемых семейным законодательством, структура и состав семейного законодательства, общие начала, касающиеся осуществления и защиты семейных прав, а также определены основные институты семейного права.

К ним относятся группы норм, регулирующие заключение и прекращение брака (порядок и условия заключения брака, прекращения брака и признания его недействительным); права и обязанности супругов (личные права супругов, правовой режим их имущества); права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права и обязанности родителей); алиментные обязательства членов семьи (родителей, детей, супругов и других членов семьи); коллизионные семейные нормы (применение российского семейного законодательства, а также аналогичных законов иностранных государств к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства).

В состав семейного законодательства наряду с Семейным Кодексом РФ входят также другие федеральные законы и законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с Семейным Кодексом РФ. Законы субъектов РФ разрешают вопросы, как отнесенные к ведению Семейного Кодекса РФ (например, о снижении брачного возраста), так и непосредственно Семейным Кодексом РФ не предусмотренные. При этом они должны касаться круга тех отношений, которые регулируются семейным законодательством и определены в самом Семейном Кодексе РФ.

На основании и во исполнение Семейного Кодекса РФ могут приниматься подзаконные акты, однако только в случаях, непосредственно предусмотренных самим Кодексом.

Законы и подзаконные акты, как бы подробно они ни регулировали возникающие в семье отношения, не могут, естественно, предусмотреть всего разнообразия отдельных жизненных ситуаций, в связи с чем, вопросы применения правовых норм в ряде случаев встречают затруднения. Поэтому большое значение для правильного понимания и применения норм семейного права имеют руководящие указания Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Судебные решения и определения по отдельным конкретным делам не имеют значения нормативного прецедента. В то же время решения и определения, касающиеся наиболее спорных и вызывающих сомнения при разрешении дел и вопросов, систематически публикуются в официальном Бюллетене Верховного Суда РФ. Хотя формально данные постановления обязательны лишь по тому конкретному делу, по которому были вынесены, суды принимают их во внимание при решении аналогичных дел.

В Трудовом кодексе РФ также предусмотрены гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, связанные с их трудоустройством и увольнением, улучшением условий труда. Часть этих льгот распространяется на одиноких мужчин, воспитывающих детей. Обоим родителям, имеющим несовершеннолетних детей, уменьшается налогооблагаемый совокупный доход на сумму в размере двух минимальных зарплат на каждого ребенка. В соответствии с пенсионным законодательством женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8 лет, а также матери-инвалиды с детства получают право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при общем стаже не менее 15 лет.

Также, в продолжении трудовой темы коснемся закона о занятости. Так, в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" нашла отражение специфика социально-экономического положения ряда категорий семей.

В статье 5 "Государственная политика в области содействия занятости населения" в качестве объектов государственной политики в области содействия занятости населения, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, выделяются:

  • инвалиды;
  • граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;
  • лица, освобожденные из мест лишения свободы;
  • молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу;
  • лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
  • семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

Принципиальным сдвигом является рассмотрение семьи в некоторых государственных документах в качестве субъекта права. В частности, такой статус в 1995 г. был придан семьям вынужденных переселенцев. В 1996 г. правовой статус получили семьи, переселяющиеся в сельскую местность, а также фермерские семьи.

Эта тенденция прослеживается и в жилищном законодательстве. По Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" размер расходов на оплату жилья связан с совокупным доходом семьи на одного человека, причем компенсации (субсидии) предусматриваются, если доход не превышает установленный прожиточный минимум.

Кроме того, в Законе Российской Федерации "Об образовании" "семейное образование признается одной из форм "системы образования". В статье 52 "Права и обязанности родителей" это положение вновь находит подтверждение: родители "имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье".

Вопросы государственной социальной помощи семье и детям также находят отражение в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин. По этим направлениям социальной политики приняты пакеты нормативных документов, ряд предусмотренных в них мер адресованы семье и могут быть отнесены к компетенции семейной политики.

Важным этапом в развитии официальной парадигмы государственной семейной политики стал вышеназванный Указ Президента Российской Федерации "Об Основных направлениях государственной семейной политики". Подчеркнем преемственность принятого документа с Концепцией государственной семейной политики, одобренной Национальным советом по подготовке и проведению Международного года семьи. Основные направления государственной семейной политики отражают многие острые проблемы жизнедеятельности семьи. Впервые на государственном уровне семейная политика получила государственное определение. Она рассматривается как составная часть социальной политики, система принципов, оценок и мер, нацеленная на "обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи".

Система социального обслуживания семьи и детей строится на основе Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации". который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания, в частности, право всех граждан на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам помощи, которые предусмотрены законом.

Особую значимость для семьи и детей в свете тематики нашего исследования имеет ст. 17 Федерального закона, в которой в числе учреждений социального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги – комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, стационарные учреждения для детей с ограниченными возможностями, центры социальной взаимопомощи и самопомощи.

Федеральный закон устанавливает полномочия как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, что позволяет осуществлять дальнейшую разработку политики социального обслуживания на всех уровнях государственной власти. В частности, такой подход повышает роль и ответственность субъектов Российской Федерации в принятии соответствующих решений и создании регионального механизма их реализации в интересах семьи и детей.

Вместе с тем Федеральный закон обязывает Правительство Российской Федерации и соответствующие федеральные министерства разработать и ввести государственные стандарты социального обслуживания и порядок лицензирования в области социального обслуживания, что, безусловно, позволит определить основные требования к объему и качеству социальных услуг, организовать социальное обслуживание семьи и детей на достаточном качественном уровне и иметь обоснованные критерии оценки профессиональной и этической деятельности работников социальных служб.

Нужно отметить, что в последние годы Правительство Российской Федерации уделяет достаточно большое внимание вопросам развития семьи. В этой связи издаются соответствующие законодательные акты, регламентирующие повышение пособий и предоставление льгот семьям.

В современной России внимательно отнеслись к Концепции демографической политики на срок до 2025 года.

Разработчиком долгосрочной концепции является Министерство здравоохранения и социального развития. Концепцией предусмотрен целый комплекс мер, касающихся стимулирования рождаемости, совершенствования системы пособий, улучшения жилищных условий для молодых семей. Важной мерой является совершенствование системы дошкольных учреждений, потому что многие семьи откладывают рождение детей из-за грозящих серьезных перерывов в профессиональной деятельности. Задача социальных гарантий семье очень важна. Очень важный блок связан с пропагандой и социальной рекламой, формированием позитивного имиджа семей с несколькими детьми.

Так, Концепция демографической политики ставит задачу поднять суммарный коэффициент рождаемости с настоящего показателя, который составляет 1,3 до уровня 1,8-1,9 к 2025 году.

Также широкий комплекс мер концепции направлен на снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Так как в России наблюдается высокая смертность в трудоспособном возрасте, особенно у мужчин. Показатель растет на протяжении 40 лет, и устойчивого прогресса в этом направлении пока нет.

На основе Концепции принимаются Программы. Так, для обеспечения демографического развития России была разработана национальная программа "Демографическое развитие России в 2006–2050 гг.", имеющая своей целью реализовать прогрессивные положения Концепции.

Серьезные проблемы есть и в миграции. В опережение концепции, в прошлом году была принята Программа "Соотечественники", направленная на содействие их переселению в России. Хотя возможности реализации Программы пока ограничены.

Можно прокомментировать Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей", принятый Госдумой 15 ноября 2006г. и одобренный Советом Федерации 24 ноября 2006 г.

Согласно документу, с 1 января 2007г. увеличивается пособие для матерей, не подлежащих обязательному социальному страхованию (в том числе обучающихся на очном отделении и уволенных в отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций), до 1,5 тыс. руб. по уходу за первым ребенком и до 3 тыс. руб. по уходу за вторым и последующими детьми.

Для матерей, которые подлежат обязательному социальному страхованию, устанавливаются пособия в размере 40% их среднего заработка. При этом максимальный размер пособия не может превышать 6 тыс. руб., минимальный по уходу за первым ребенком составляет 1,5 тыс. руб., за вторым и последующими – 3 тыс. руб. Размеры этих пособий будут определяться с использованием районных коэффициентов.

Закон также вводит новый вид пособия – единовременную выплату при передаче ребенка на воспитание в семью. Его размер составит 8 тыс. руб., и им сможет воспользоваться один из усыновителей, опекунов или попечителей.

Развитие идей гражданского общества в Семейном кодексе Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации представляет собой свод нормативных правил по созданию семьи и брачно-семейным отношениям. Его нормы исходят из принципиальных положений Конституции РФ, а также из принятых Россией международных правовых актов. Семейный кодекс регулирует все семейные отношения граждан России, а в отдельных случаях – иностранцев и лиц без гражданства.

Принятие Семейного Кодекса Российской Федерации ознаменовало начало реформирования семейного законодательства. Нужно отметить, что процесс реформирования норм семейного права напрямую связан с коренными изменениями в политической, социальной и экономической жизни России, которые воздействуют на такие важные социальные институты общества, как брак и семья.

Принятие Семейного кодекса Российской Федерации была обусловлена следующими основными причинами.

1. Необходимостью приведения в соответствие с Конституцией. Российской Федерации 1993 года, а также с новым Гражданским кодексом РФ правовой базы семейных отношений.

В этом смысле новый Семейный кодекс представляет собой значительный шаг вперед на пути создания развитой правовой системы, поддерживающей семью, и соответствующей складывающимся в России новым экономическим, социальным и политическим реалиям. Прежний Кодекс о браке и семье РСФСР (1969 г.) регулировал семейные отношения в стране в 70-е – 80-е годы и был адекватен иной, чем сегодня, социально-экономической политической системе.

2. Как показывает проведенный в первом разделе анализ, в 90-е годы снижение уровня и качества жизни населения приняло острые и масштабные формы, что оказало негативное воздействие на институт семьи.

Кроме того, в обществе происходила и происходит переоценка всей системы ценностей, особенно духовных, и моделей социально-экономического и политического поведения. Все это поставило задачи дальнейшего развития, конкретизации и защиты конституционных положений о семье, в особенности брачно-семейного права, выработки новых правовых положений, направленных на укрепление института семьи.

3. И, наконец, Россия ратифицировала ряд международных документов, где определено отношение к семье.

Семейный кодекс основывается на российских социальных правовых традициях, на конституционных нормах о защите семьи, материнства, отцовства и детства государством. Его основными целями являются:

  • укрепление семьи,
  • обеспечение эффективной правовой защиты ее членов в новых социально-экономических условиях,
  • приоритетная охрана интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи.

При подготовке Семейного кодекса Российской Федерации было учтено, что этот законодательный акт имеет базовое значение для развития брачно-семейного законодательства, а, следовательно, и укрепления российской семьи на новом этапе исторического развития страны, поэтому к его разработке было привлечено внимание широкой общественности. В период подготовки Кодекса в 1994-1995 гг. этот процесс активно освещала пресса, радио и телевидение.

О большом интересе общества к этому документу свидетельствует и тот факт, что проект Кодекса обсуждался на двух Всероссийских совещаниях с представителями федеральной и региональной законодательной, исполнительной власти и общественности в г.Майкопе (декабрь 1994), г.Пскове (июнь 1995 г.), на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ в марте 1995 г.. Проект Семейного кодекса был опубликован в Российской газете за 25 января 1995 г. и стал достоянием общественности.

Придание гласности процессу работы над Семейным кодексом способствовало воспитанию политической и правовой культуры населения. Только в Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Российской Федерации в период подготовки Кодекса поступило более 300 писем от граждан России из многих регионов страны. В различных газетах и журналах появились рубрики с ответами на вопросы по основным положениям Семейного кодекса. Это одно из свидетельств причастности людей к формированию политики государства интересах семьи.

В соответствии с Конституцией РФ Кодексом сформулированы основные принципы семейного законодательства, установлен круг тех общественных отношений, которые регулируются семейным законодательством. Это условия и порядок вступления в брак и его прекращения или признания недействительным, личные имущественные или неимущественные отношения между членами семьи и другими родственниками, порядок и формы устройства семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Конституция РФ относит семейное законодательство к совместному ведению Федерации и ее субъектов, поэтому Кодекс определяет пределы федеральной компетенции и компетенции субъектов Федерации в этой области.

Семейный кодекс Российской Федерации подтвердил традиционные для российского общества нравственные ценности – добровольность брака, основанного на взаимном доверии, уважении, любви и взаимоподдержке, единобрачие, равенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, а также первостепенное обеспечение защиты их прав и интересов, и сохранил эти основные принципы российского законодательства. Но формы и способы их обеспечения существенно изменились.

Прежде всего, в новом Кодексе нашли отражение интересы личности – как известно, это основная демократическая ценность. Сейчас граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им семейными правами, хотя это не безграничная свобода, допускающая нарушение Закона, прав, свобод и законных интересов других членов семьи, а также других граждан. В ст.7 Кодекса четко определено, что граждане, злоупотребляющие своими правами, не могут рассчитывать на защиту этих прав. Конкретные статьи Кодекса определяют способы защиты семейных прав. Эти нормы, отражая изменения в идеологии и соответствуя происходящим в обществе процессам демократизации, призваны в то же время формировать культуру внутрисемейных отношений, а значит, опосредованно и в целом культуру общества, цивилизованное демократическое сознание.

Существенному реформированию подверглись нормы действующего законодательства, касающиеся порядка расторжения брака.

Сохранение семьи важно не только для ее членов, но и для общества в целом. В то же время нет оснований препятствовать расторжению брака супругов, если распад их семьи очевиден. В данном случае предпочтение отдается свободе личности. Кодекс устанавливает, что если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их совместной жизни, то при отсутствии у них общих несовершеннолетних детей расторжение их брака производится в органах загса независимо от наличия у них имущественных споров. Эта гуманная норма направлена на уважительное отношение к личности, к конфиденциальности частной жизни.

Суд в этих случаях, убедившись в добровольном согласии каждого из супругов на развод, расторгает их брак без выяснения мотивов развода, однако он должен принять меры по обеспечению интересов несовершеннолетних детей, если супруги не представили на рассмотрение суда соглашения о содержании и дальнейшем воспитании детей и если представленные соглашения не соответствуют интересам детей. Это положение введено с учетом того обстоятельства, что защита прав детей на жизнь и развитие является задачей, объединяющей устремления и усилия всех здоровых сил общества, независимо от идеологических, культурных, религиозных и иных установок различных социальных групп. Возможность в перспективе достижения социальной гармонии напрямую зависит от духовных и культурных ценностей, которые будут привиты детям, от того, в каких условиях они будут жить и воспитываться. До принятия Кодекса в круге отношений, регулируемым законодательством о браке и семье, охрана прав детей как таковая не фигурировала. Сейчас ребенок признается полноправным участником семейных отношений. Ему предоставлено право выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе и в суд.

Стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти – один из важнейших моментов нового Семейного кодекса. Это соответствует и международным правовым документам, в частности, Конвенции ООН о правах ребенка.

Впервые в Кодексе оговариваются основы правовой защиты от насилия в семье.

Так, усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав, дальнейшее развитие получил институт их судебного ограничения. Введение этих норм во многом вызвано новыми подходами к формированию личности гражданина России, служит задаче усиления поли семейного воспитания в этом процессе. Это и законодательный ответ на нарастающую тенденцию жестокого обращения с детьми. Далеко не последнюю роль здесь играет тенденция к усилению закрытости семьи, распространение позиции невмешательства в семейные дела, даже если в семье нарушаются права личности.

Процесс демократических преобразований в России по новому поставил проблему правовой защиты от насилия в семье. Этот вопрос приобрел первостепенную значимость. По данным Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 1994 году осуждены за истязание детей почти 4 тысячи родителей; 2 тыс.детей покончили жизнь самоубийством: около 10 тысяч родителей лишены родительских прав. Для детей, оставшихся без попечения родителей, наименее защищенных в правовом отношении, впервые на законодательном уровне закреплен институт приемной семьи, усовершенствован институт усыновления. Субъектам Российской Федерации, с учетом местных особенностей, складывающейся ситуации и ее остроты, предоставлено право устанавливать иные формы воспитания детей.

В последние годы в России наблюдается увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 1999 г. общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 482,8 тыс., 145 тыс. усыновлены, более 225 тыс. детей находятся под опекой и попечительством граждан, более 100 тыс.детей воспитываются в интернатных учреждениях1. Именно эта категория юных граждан более всего нуждается в духовной, нравственной и социальной поддержке. Поэтому специальный раздел Кодекса регулирует формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав и интересов осиротевших детей возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Приоритет отдается семейному воспитанию детей, содержится подробная регламентация различных форм их семейного воспитания: усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Детально регулируются отношения, связанные с усыновлением детей как наиболее предпочтительной формы семейного воспитания осиротевших детей. Эти изменения наиболее существенны, он наглядно, через правовую форму, отражают изменение приоритетов жизни российского общества, получивших отражение в Основных направлениях семейной политики в Российской Федерации.

Существенные изменения введены Кодексом в имущественные правоотношения супругов.

Эти отношения складываются из владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим супругам и их взаимной материальной поддержки. Важнейшим вопросом имущественных правоотношений супругов является вопрос об их правах на имущество. В отличие от ранее действовавшего законодательства новый Кодекс различает законный и договорный режимы имущества супругов.

В соответствии с Гражданским кодексом, определяющим правовой режим общего имущества супругов, установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Это означает, что все это имущество в равной степени принадлежит каждому из супругов и каждый из них имеет равное право на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. При этом не имеет правового значения, на имя кого или кем из супругов было приобретено имущество или внесены денежные средства. Это положение особенно актуально сейчас, когда при различных формах собственности, появляются и различные формы получения дохода супругами (например, "челночная" торговля).

Важным представляется положение Кодекса о том, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности супругов осуществляется по их обоюдному согласию. При становлении в стране рыночных отношений актуальное значение имеет положение Кодекса о том, что при совершении сделки одним из супругов по распоряжению общим имуществом (а сейчас это могут быть ценные бумаги, недвижимость, сбережения и т.д.) предполагается, что они действуют с согласия друг друга. В этом случае Кодекс допускает возможность оспаривать сделку, признать ее недействительной, если другая сторона действовала недобросовестно. Надо отметить, что для семейно-брачного законодательства сам термин "сделка" является новым, он смог появиться только в силу тех общественных изменений, которые произошли в России.

В настоящее время, как следует из первого раздела исследования, несмотря на спад производства, активно идет процесс создания частью семей имущественных ценностей.

Новый Семейный кодекс впервые в Российской Федерации предусматривает правовые нормы по заключению брачного договора (контракта): заключение брачного договора и его содержание, изменение, расторжение и признание брачного договора недействительным.

Этим договором супруги (стороны) вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить свой режим долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Заключение брачного договора помогает определить супругам свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов в случае расторжения брака, а также включить любые иные положения, касающиеся их имущественных отношений. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определенными сроками или ставиться в зависимость от наступления или не наступления определенных последствий.

В последнее время все более распространенным становится институт "сожительства" – фактическое проживание граждан, не вступивших в законные брачные отношения. Именно у этих людей чаще возникают проблемы с собственностью на совместно нажитое имущество. Так как брачный договор можно заключить и до государственной регистрации заключения брака, появляется возможность прописать в нем все совместно нажитое имущество до государственной регистрации заключения брака и таким образом защитить имущественные права сторон.

В случае, если у супругов в связи с изменением условий ранее заключенного брачного договора возникают спорные отношения по вопросу расторжения или изменения брачного договора, сохраняется решение вопроса мирным путем, не обращаясь в суд с иском. Это может быть достигнуто посредством заключения мирового соглашения, которое заключается в той же форме, что и брачный договор (письменная форма, нотариальное удостоверение).

Брачный договор в современных условиях помогает обеспечить принцип равноправия в браке, подтверждая основные начала семейного законодательства, закрепленные в статье 1 Семейного кодекса. Конечно, далеко не каждая семья будет определять свои имущественные отношения посредством брачного договора. Эта норма пока не нашла широкой общественной поддержки. Но введение принципа брачного договора нацелено на помощь желающим заключить его, обрести душевное спокойствие, чувство независимости, а значит, способствовать укреплению брачного союза. Эта современная цивилизованная форма основана на истинно гуманистическом принципе уважения личности человека.

На вопросы, вызванные общественной необходимостью отвечают и другие новации, представленные в Семейном кодексе.

Изменившиеся социально-экономические условия жизни России, появление предприятий и организаций различных форм собственности потребовали внесения существенных правовых изменений и в эту сферу отношений между членами семьи. В Кодексе сохранен и даже усилен строго личный характер алиментных обязательств, их неразрывная связь с алиментными отношениями.

Обязанность предоставлять средства на содержание, нуждающимся членам семьи имеют: родители в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных и нуждающихся детей: взрослые дети в отношении нетрудоспособных и нуждающихся родителей: супруги (в установленных законом случаях – и бывшие супруги) в отношении друг друга; при наличии определенных условий – братья и сестры, дедушка и бабушка в отношении внуков и внуки в отношении дедушки и бабушки; воспитанники в отношении фактических воспитателей; пасынки и падчерицы в отношении отчима и мачехи. Этот перечень является исчерпывающим.

Для защиты интересов несовершеннолетних детей суду предоставлена возможность с учетом заслуживающих внимания обстоятельств уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. В современных экономических условиях значительно увеличилось число людей, имеющих нестабильные доходы, не работающих на государственных предприятиях. Поэтому вводится понятие индексации алиментных платежей. Кроме того, предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика.

Раздел Семейного кодекса об алиментных отношениях приобретает особую актуальность, ибо ежегодно с одним из родителей остается более полумиллиона детей.

Кодекс предусматривает и возможность заключения между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем или законным представителем этих лиц соглашения об уплате алиментов, в котором должны определяться размер, условия и порядок выплаты алиментов, а также имущественная ответственность за несвоевременную уплату алиментов. Такие соглашения должны заключаться в письменной форме, подлежат нотариальному удостоверению и приобретают силу исполнительного листа. Односторонний отказ от исполнения соглашения об уплате алиментов или одностороннее изменение его условий не допускаются.

В Кодексе не была предусмотрена возможность единовременной выплаты алиментов в счет будущих платежей. Конечно, ежемесячные выплаты алиментов больше соответствуют смыслу алиментных обязательств, основная цель которых – обеспечивать получателю постоянную и регулярную материальную поддержку. Однако в современных условиях в ряде случаев интересам получателя алиментов могут больше соответствовать получение единовременно крупной денежной суммы или передача ему в собственность квартиры, жилого дома, земельного участка и т.п., если, например, плательщик алиментов надолго уезжает или потерял постоянный заработок. Поэтому Кодекс предоставляет сторонам алиментного обязательства самим определять в соглашении, какой способ и порядок уплаты алиментов соответствует их интересам.

Таким образом, алиментные отношения между членами семьи приведены в соответствие с современной ситуацией в России и помогают семьям, вступившим в эти отношения, адаптироваться к новым социально-экономическим реалиям страны.

Новый Семейный кодекс определил всю систему семейного законодательства в России и способствует правовой защищенности членов семьи в новых социально-экономических условиях, создает предпосылки для упрочения основ развивающегося в стране Демократического процесса. Заложены важнейшие основы формирования правовой базы государственной семейной политики. Определена стратегия развития семейно-брачных отношений в России на длительную перспективу, в основе которой идеология предоставления возможностей большей свободы в решении личных индивидуальных проблем каждому гражданину. В то же время, применение Семейного кодекса на практике обозначает постоянное ненавязчивое влияние на уровень правосознания населения, воспитание через семью культуры межличностных отношении.

В новом Семейном кодексе сохранены те положения Кодекса о браке и семье 1969 года, которые подтверждены жизнью. В первую очередь это касается принципов на которых основывается брак и семья в России, учитывающих особенности национальных традиций, культуры и самосознания.

В концептуальном плане новациями, имеющими наиболее принципиальное значение в Кодексе являются: стратегия на расширение и защиту прав индивида в семье, новые подходы к регулированию имущественных отношений, усиление правовой защиты детей, в т.ч. воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, реформирование алиментных обязательств.

Введение в действие Семейного кодекса – важный, но лишь первый шаг на пути создания в России правовых основ государственной семейной политики. Как пишет С.В. Дармодехин, оценивая значение данного документа, "разработчиками созданы новые прогрессивные правовые нормы регулирования внутрисемейных отношений". Кодекс не регламентирует в полном объеме отношения семьи с другими социальными институтами. "Однако жизнедеятельность семьи не ограничивается внутренними проблемами. Современная семья формируется и функционирует в условиях реального государства. Поэтому важно преодолеть традиционные стереотипы отношения к семье как к сугубо личному делу индивидов. А обязанности и ответственность общества, государства перед семьей должны быть закреплены в семейном законодательстве". С выводом о необходимости разработки и внедрения в жизнь семейного законодательства, регулирующих отношения семьи, общества и государства можно полностью согласиться.

Таким образом, в результате проведенного анализа норм Семейного кодекса РФ были сделаны следующие выводы.

В Семейном кодексе отсутствуют конкретные статьи о семейной политике. Под ней обычно подразумевается политическая линия государства в сфере семьи, выражающаяся в установлении благоприятного климата, льгот и пособий семье и детям, улучшении жилищных условий семьи и пр.

В семейную политику входит и создание нормальной, дружественной, благоприятной атмосферы в семейных отношениях. Закон, естественно, не может этого потребовать, но создать условия для существования здоровой в физическом и моральном понимании семьи он обязан, и это провозглашается в основных статьях Семейного кодекса России.