Сегментарная отчетность предприятия

Сегментарная отчетность предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и значение отчетности об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса

В целях отчетности выделяются сегменты:

1) отраслевые на основе:

- группировки родственных видов производимой продукции (услуг);

- типа покупателя (заказчика);

2) географические на основе:

- географического размещения операций (услуг) предприятия;

- географического размещения рынков;

- типа покупателя (заказчика).

Кроме того, при выделении сегментов как отраслевых, так и географических, следует учитывать определенные факторы.

Факторы, влияющие на выделение сегментов (отраслевых, географических):

- схожесть и различие видов продукции или направлений деятельности предприятия, а также соответствующие показатели рентабельности, риска, роста;

- удельный вес и относительную роль (важность) сферы производства (или иной основной деятельности) и сферы сбыта (маркетинга, рыночных отношений) для предприятия в целом;

- наличие специального правового регулирования и отраслевых особенностей (например, в сфере банковской и страховой деятельности);

- необходимость ограничить число сегментов, чтобы избежать информационной перегрузки отчетности. Для этого рекомендуется определять степень важности (веса) сегмента в деятельности предприятия;

- организационную структуру предприятия (наличие отделений, филиалов, дочерних предприятий и т.п.);

- взаимосвязь структурных единиц, которые нельзя рассматривать как отдельные отраслевые сегменты, поскольку между ними высока степень взаимозависимости или интеграции (в случае выделения отраслевых сегментов).

Сегментарная отчетность более полно раскрывает значимость разных направлений деятельности, влияние структурных сдвигов на финансовые результаты деятельности организации и тенденции изменения ассортиментных программ производства.

В пояснениях к форме № 2 для привлечения клиентов могут быть приведены данные о дебиторской задолженности и условиях предоставления отсрочки платежей клиентам, о системе скидок и т. п., в том числе и по разным сегментам. Что касается поставщиков, то организация для них специально включает в пояснения к отчетности информацию об устойчивых потребностях в определенном виде сырья, материалов и т. п.

Таким образом, российские стандарты учета рекомендуют выделять два разреза сегментирования: хозяйственный (виды деятельности) и географический (географические рынки сбыта). Такой подход к раскрытию информации по сегментам полностью соответствует классификации информации, рекомендуемой Международными стандартами № 14, где дано определение хозяйственных (business) и географических (geographical) сегментов.

Сегментация отчетности позволяет выявить особенности формирования затрат, различия в доходности и уровне коммерческих рисков по разным видам деятельности, что показывает целесообразность диверсификации производства через сопоставление изменения рентабельности затрат и распределения рисков. Сегментация по географическому признаку также позволяет обосновать изменения коммерческих расходов и сопоставить их рост с увеличением объема продаж и массы получаемой прибыли. Кроме того, при освоении новых рынков сбыта появляется возможность оценить изменение риска невостребованности продукции [10].

При региональном сегментировании проблема раскрытия информации отчетности состоит в том, чтобы сделать прозрачной зависимость предприятия от возможностей и рисков, определяющихся спецификой различных регионов.

Составление сегментарной отчетности и ее показатели

Отчетность о сегментах должна содержать следующие показатели [6]:

- объем продаж или иных поступлений (доходов) от основной деятельности в разрезе операций с внешними контрагентами предприятия и другими сегментами;

- результат деятельности сегмента;

- используемые активы сегмента (в абсолютном или относительном выражении по отношению к этому же показателю предприятия в целом);

- принципы трансфертного ценообразования, применяемые во внутрипроизводственной кооперации между сегментами предприятия.

Кроме вышеперечисленных показателей, которые указаны в п.13 МСФО № 14, на практике как для внутренних целей предприятия, так и для его внешней финансовой отчетности используются также показатели амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент.

Раскроем содержание некоторых показателей отчетности о сегментах.

Доходы сегмента – это поступления (выручка), непосредственно увязываемые с сегментом или соответствующей частью поступлений предприятия, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от операций сегмента с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами того же предприятия.

Расходы сегмента – это расходы, непосредственно увязываемые с сегментом, или соответствующая часть расходов предприятия, которую можно на объективной (разумной) основе распределить на конкретный сегмент.

Результат деятельности сегмента должен отражать меру рентабельности сегмента и равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельности сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраординарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность предприятия нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата.

Активы сегмента – совокупность материальных и нематериальных активов, непосредственно относящихся к данному сегменту, а также (если это имеет место) доля совместно используемых несколькими сегментами активов, распределенная на конкретный актив, если для распределения можно использовать обоснованную базу.

Трансфертная цена (как уже сказано в предыдущей главе и подробнее изучено в следующем разделе) – это внутренняя цена передачи продуктов и услуг одним сегментом другому сегменту того же предприятия. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; "справедливой" рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.

Последовательность действий по выделению сегмента и подготовке информации по ним, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, может быть представлена следующим образом.

Последовательность действий по выделению сегмента и подготовке информации по ним, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности:

1. Анализ деятельности организации по производству определенного товара (однородных групп товаров) с точки зрения рисков и прибылей, присущих этой деятельности

1.1 Определение операционных сегментов

1.2 Выделение отчетных операционных сегментов

2. Анализ деятельности организации по производству товаров в определенном географическом регионе с точки зрения рисков и прибылей, присущих этому региону

2.1 Определение географических сегментов

2.2 Выделение отчетных географических сегментов

3. Определение первичной и вторичной информации

4. Формирование и раскрытие первичной информации по сегментам

5. Формирование и раскрытие вторичной информации по сегментам

Раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей. При этом информация может быть первичной (более важной для пользователей) или вторичной (менее важной). Выделение первичной и вторичной информации по сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей в деятельности организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности (п.16 ПБУ 12/2000) [1].

В п.17-20 ПБУ 12/2000 раскрываются принципы деления информации на первичную и вторичную. Если риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в производимых товарах (работах, услугах), то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим. Примером может служить ситуация, когда разброс в уровнях рентабельности продаж (в сравнении с общим уровнем по организации в целом) наблюдается в большей степени по видам продукции, чем по географическим регионам [3].

Наоборот, если риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в географических регионах, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным. Если же риски и прибыли определяются в равной мере различиями в производимых товарах (работах, услугах) и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим.

В случае, когда организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах (работах, услугах), ни на географических регионах деятельности, выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.

Показателями первичной информации по отчетным сегментам (операционным или географическим) являются следующие: общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами; финансовый результат (прибыль или убыток); общая балансовая величина активов; общая величина обязательств; общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность [9].

В ПБУ 12/2000 приведены перечни показателей вторичной информации. Для географических сегментов: величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта; балансовая величина активов по местам их расположения; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов. При этом доля каждого отчетного сегмента должна составлять не менее 10% вышеуказанных показателей всех географических сегментов.

Для операционных сегментов: выручка от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Данные показатели приводятся по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины всех операционных сегментов.

Методика анализа по данным сегментарной отчетности

Анализ финансово-хозяйственной деятельности по данным сегментарной отчетности можно проводить с различной степенью детализации. В данном случае не ставится задача представить всеобъемлющий анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Ниже приведены комплексные показатели, которые достаточно надежно характеризуют финансовое и имущественное положение организации и которые можно рассчитать по данным сегментарной отчетности. Следует иметь в виду, что разных пользователей будут интересовать различные аспекты деятельности организации. Так, кредиторы прежде всего обратят внимание на состояние платежеспособности, собственники – на рентабельность собственного капитала, инвесторы – на показатели фондового рынка, конкуренты – на показатели продукции, коммерческой активности, доли рынка и пр. Не всю необходимую для анализа информацию можно найти в сегментарной отчетности, которая при всех ограничениях является достаточно надежным источником для анализа деятельности организации. Дополнительные данные публикуют статистические агентства, финансовую информацию – биржи [7].

Чтобы не утонуть в море цифр, содержащихся в отчетности, целесообразно начать с ее чтения, в ходе которого можно определить основные тенденции деятельности организации и ее сегментов, а также структурные сдвиги в их развитии. При первом просмотре сегментарной отчетности следует держать в поле зрения не более десятка статей: активы, прибыль, реализация, число работающих в организации и некоторые другие. У нормально развивающейся организации из года в год будет отмечаться положительная динамика основных показателей: итога баланса, выручки от реализации, чистой прибыли. Сокращение абсолютных значений этих статей требует углубленного анализа.

В информации об активах по каждому сегменту должны быть представлены данные об активах, которые используются для производства:

- определенных товаров, выполнения определенных работ или оказания определенных услуг – по операционному сегменту;

- товаров, выполнения работ или оказания услуг в определенном географическом регионе – по географическому сегменту.

При анализе, в расчет сегмента принимаются только те активы, которые непосредственно используются при производстве товаров (работ, услуг). Те активы, которые используются совместно в двух или более сегментах, могут быть распределены между сегментами при условии, что по этим сегментам распределяются доходы и расходы. Способ распределения активов избирается организацией самостоятельно в зависимости от специфики ее деятельности. При этом организацией могут применяться разные способы распределения активов между сегментами [7].

В информации об обязательствах сегмента при проведении анализа, в этой информации по каждому сегменту должны быть представлены данные об обязательствах, которые возникают при производстве и продаже определенных товаров, выполнении определенных работ или оказании определенных услуг – по операционному сегменту; при производстве и продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг в определенном географическом регионе – по географическому сегменту.

При группировке информации об обязательствах в каждый сегмент включаются только те данные, которые непосредственно относятся к нему.

В случае, когда информация о выручке (доходах), расходах, активах и обязательствах не может быть непосредственно отнесена к конкретному сегменту, но имеется возможность обоснованного распределения этой информации между сегментами, организация должна разработать базу такого распределения.

При этом активы, которые используются организацией в двух или более сегментах, распределяются между сегментами только в случае, когда по этим сегментам идет соответствующее распределение выручки (доходов) и расходов. При распределении активов и обязательств по сегментам следует помнить, что включение статей в результаты по сегменту, в активы и обязательства должно происходить на симметричной основе.

Распределение между сегментами выручки (дохода), расходов, активов и обязательств может производиться разными способами. Главное, чтобы выбранный способ распределения был закреплен в учетной политике организации и применялся последовательно.

Значительно поможет при первом чтении так называемый горизонтальный, или трендовый, анализ отчетности, в ходе которого рассчитываются темпы роста или прироста каждой балансовой статьи, статей отчета о прибылях и убытках и других форм отчетности. За базисный период принимаются, как правило, данные на начало года или другого периода. При первом чтении отчетности очень полезно обратить внимание на соотношение темпов роста прибыли (Тпр), реализации (Тр) и активов (Так), выражающееся следующим неравенством:

Тпр > Тр > Так > 100%.

Таким образом, прибыль организации и ее сегментов должна возрастать более быстрыми темпами, чем реализация, темпы роста которой должны быть выше, чем темпы роста активов, а они в свою очередь должны превышать 100%. Если это условие постоянно не выполняется, то в перспективе организация может испытать финансовые затруднения. Временные несоответствия темпов роста могут быть обусловлены освоением новых производств, реконструкцией, модернизацией оборудования, которые в текущем периоде являются причиной более высоких темпов роста стоимости активов и временного снижения темпов роста прибылей и реализации [12].

Сложившиеся группы показателей характеризуют различные стороны деятельности организации и ее сегментов. Между различными показателями складывается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Так, предпринимая усилия по улучшению платежеспособности сегментов, следует иметь в виду, что это может повлиять на рентабельность их деятельности. Повышение рентабельности в свою очередь влечет за собой изменения деловой активности или структуры капитала и платежеспособности и т.д. Изменить одновременно все и сразу с позитивным эффектом достаточно сложно [5].

Помимо отчетности сегментов за несколько лет, позволяющей выявить долгосрочные тенденции их развития, для более объективного анализа и аргументированных выводов необходимо провести сравнение показателей деятельности со среднеотраслевыми данными или с итогами деятельности конкурентов сопоставимого масштаба производства и деловой активности.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М,: Проспект, 2009.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II.-от 05.08.2000г. № 117- ФЗ. ред. от 06.06.2005 г; с изменением от 18.06.09г. – 627 с.

3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 2008 г.).

4. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н).

5. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность организации (практический пример). – "Налоги и финансовое право", 2007 г.

6. Власова В.М. Первичные документы – основа финансовой отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2008.

7. Донцова Л.В., Никифорова Н.В. Анализ бухгалтерской отчетности. – М.: "Дело и Сервис", 2006. -452 с.

8. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP.- М.: Дело, 2008.

9. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В., Ефимова О.В. Бухгалтерская отчетность: составление и aнaлиз.- Ч. 1, 2, 3/Под общ. ред. проф. В.Д. Новодворского.- М.: Бухгалтерский учет, 2007.

10. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. – "ФБК-ПРЕСС", 2007. – 341 с.

11. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. – "ФБК-ПРЕСС", 2006 г.

12. Управленческий учет: Учебное пособие/Под редакцией А.Д. Шеремета. – 2 –е изд., испр. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.