Рынок услуг в России

Сфера услуг является наиболее быстро развивающимся сектором народного хозяйства. Динамичное развитие сферы услуг обусловлено прогрессом технологий, который способствует созданию новых направлений, являющихся в настоящее время наиболее привлекательными для вложения капитала, и который усиливает значение рыночных регуляторов в развитии предприятий сферы услуг.

Статьи по теме
Искать по теме

Экономические предпосылки развития рынка услуг

Рынок услуг в России

Развитие рынка услуг имеет определенные экономические предпосылки. Во-первых, высокий рост производительности труда в сфере материального производства, обусловливает снижение относительной стоимости товаров, что обеспечивает достаточный уровень "насыщения" в потреблении товаров. Во-вторых, вместе с ростом уровня жизни населения и прибыльности фирм увеличивается платежеспособный спрос и потребление услуг. Рост доходов и уровня жизни повышает приоритетность услуг в иерархии потребностей фирм и домохозяйств.

Обобщение и систематизация теоретических подходов, существующих в экономической литературе, а также использование межсекторального критерия классификации в диссертационной работе позволили представить структуру экономики в виде взаимосвязанных и взаимозависимых секторов. Первичный сектор включает производство сырья, в его состав входят такие отрасли как сельское хозяйство, лесное хозяйство, добывающая промышленность. Первичный сектор экономики был доминирующим на определенном этапе экономического развития, когда хозяйственная система всецело зависела от природного фактора, который выступал существенным ограничением экономического роста и определял границы развития национальной экономики. Вторичный сектор включает обрабатывающую промышленность, то есть отрасли, преобразующие сырьё в конечную продукцию. Этот сектор доминировал на индустриальной стадии развития, когда технико-экономические особенности развития отраслей, во многом зависимые от размеров капитала, существенно влияли на темпы роста. Развитие третичного сектора становится доминирующим на постиндустриальной стадии развития экономических систем, когда существенно возрастает роль "человеческого капитала". Под влиянием третичного сектора происходят качественные изменения, как в первом, так и во втором секторах экономики, трансформируются количественные пропорции, меняются поведенческие стереотипы как фирм, так и домохозяйств. Вместе с изменением "экономической архитектуры" в результате дифференциации сферы услуг, специализации и интеграции отраслей, в экономике появляются новые сектора, а в научных теориях и исследовательских разработках – более детализированные классификации.

Структура сектора услуг в Российской экономике

Структура сектора услуг является сложной и неоднородной. Третичный сектор включает производство материальных услуг, а именно: транспорт, связь и коммунальные услуги. Четвертичный сектор включает торговлю, финансы, страхование и операции с недвижимостью. Пятеричный сектор включает отрасли здравоохранения, образования, науки и научного обслуживания, сферу рекреаций, управление.

Макроэкономическое развитие закономерно сопровождается структурными сдвигами в национальной экономике, изменением количественных пропорций, усложнением взаимосвязей между частями, сменой секторов, определяющих развитие. Необходимо учитывать, что закономерности сохранения целостности системы, поддерживающие устойчивость, и закономерности развития системы, стимулирующие изменчивость ее структуры, обеспечиваются действием качественно различных механизмов.

Современное развитие сферы услуг сопровождается структурными изменениями экономических систем, которые включают:

  • межсекторальные, межотраслевые, межрегиональные, технологические, институциональные сдвиги;
  • превращение отраслей услуг в один из локомотивов экономического развития, усложнение и дифференциация их структуры;
  • расширение информационных технологий, радикально меняющих принципы организации производства товаров и услуг, повышение их роли в системе факторов экономического развития.

Рынок услуг представляет собой один из видов рынка, функционирующих в экономике, где объектом купли-продажи выступает многообразие различных услуг фирмам, домохозяйствам, государству, общественным организациям. Анализ современной научной литературы свидетельствует о том, что среди исследователей рынка услуг не существует единого подхода к его определению. Обобщая и систематизируя существующие в зарубежной и отечественной литературе точки зрения, по меньшей мере, можно выделить два различных подхода. В одних работах понятие "рынок услуг" трактуется как сфера обмена услугами, в других публикациях оно определяется как система экономических отношений между производителями услуг и их потребителями.

Общий объем и структура платных услуг, предоставляемых населению РФ, представлены ниже.

Динамика потребления услуг

В РФ услуги делятся по принципу платности:

  • бесплатные,
  • частично оплачиваемые,
  • полностью оплачиваемые.

К бесплатным государственным услугам относятся: дошкольное и школьное образование, социальное обслуживание, базовый набор медицинских услуг, библиотечное обслуживание, противопожарная защита, управление, в т.ч. общественная и экологическая безопасность, и др. Услуги государственных учреждений профессионального образования, музеев и театров, учреждений физкультуры и спорта, жилищно-коммунальные и другие услуги входят в состав частично оплачиваемых. Полностью оплачиваемыми являются услуги негосударственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, спорта и др. Отраслевая структура государственных услуг (также как и услуг в целом) включает: образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культуру и искусство, жилищно-коммунальное хозяйство, физическую культуру и спорт, охрану правопорядка и поддержание общественной безопасности, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, включая пожарную безопасность, оборону, природоохранную деятельность, нацеленную на поддержание экологической безопасности, государственное (региональное, муниципальное) управление. По целевой направленности государственные услуги (и услуги в целом) разграничивают на услуги домохозяйствам, фирмам и услуги обществу. По степени персонификации выделяют, адресные (персонифицированные), которые включают: услуги социального обеспечения, здравоохранения, образования и неперсонифицированные услуги, т.е. те, которые потребляются коллективно (например, услуги культуры и искусства). Следует разграничивать также источники финансового возмещения государственных услуг, которые включают три группы: во-первых, бюджеты различных уровней, во-вторых, целевые бюджетные фонды, в-третьих, доходы населения и фирм, из которых финансируются частично и полностью оплачиваемые услуги. Группировка услуг по уровням бюджетной компетенции включает федеральный, региональный и муниципальный уровни. Социальные льготы, предусмотренные федеральным законодательством, возмещаются в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Социальные льготы, предусмотренные региональными законодательством или правовыми актами муниципальных образований, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов. Определяющее влияние на качество человеческого капитала оказывают услуги образования и здравоохранения.

В России не только вырос объем образовательных услуг, но и изменилась их структура.

В России, после некоторого спада, обозначился рост туристских услуг, увеличились объемы их экспорта и импорта.

Динамика потребления услуг в ценах

В России в ближайшей создаются туристско-рекреационные зоны в таких регионах как Республика Бурятия, Иркутская область, Ставропольский край, Краснодарский край, Алтайский край, Республика Алтай, Калининградская область.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что такой сегмент, как рынок гостиничных услуг развивается медленно и не удовлетворяет платежеспособного спроса населения.

Потенциал этого сегмента рынка услуг используется не в полной мере. Особенности географического положения России определили значительную долю транспортных затрат в стоимости товаров и услуг.

Спрос на услуги в разработке программного обеспечения будет возрастать как в связи с развитием процессов информатизации страны, так и развитием услуг по "оффшорному программированию" – то есть разработку программного обеспечения по заказу зарубежных фирм, действующих в этой сфере. Развитие услуг в сфере образования и культуры несет очевидные положительные внешние эффекты. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного сокращения доли лиц, занятых в промышленном секторе экономики. Деятельность консалтинговых фирм важна для распространения организационно-управленческих нововведений, обеспечивающих повышение гибкости производства, конкурентоспособности и экономического роста.

Современную экономику все чаще называют "обществом сервисного хозяйства" или "цивилизацией услуг". Следует признать, что концептуальные основы формирования "сервисной экономики" пока еще не созданы. Вместе с тем изменения, вызываемые в экономике развитием сферы услуг, протекают стремительно. Это придает особую значимость своевременности теоретических и эмпирических обобщений процессов ее формирования. Эффективное функционирование рынка услуг оказывает положительное влияние на экономическое развитие, создавая необходимые условия для сбалансированности спроса и предложения на услуги.

Развитие разных сегментов сектора услуг отличается разным горизонтом действия. Так, наибольший временной лаг имеет развитие отраслей и рынков, направленных на инвестиции в человеческий капитал. Речь идет об образовании, здравоохранении и др. Их влияние на экономический рост нарастает постепенно, по ходу проведения преобразований. Развитие рынка услуг кроме непосредственного влияния на экономику, оказывает косвенное влияние на некоторые важные факторы экономического роста – инвестиционную привлекательность экономики, деловой климат в стране, конкурентоспособность отраслей, регионов, предприятий, товаров. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что ближайшей перспективе экономический рост и структурные изменения в России могут быть обеспечены во многом за счет опережающего развития отраслей услуг.

В современных условиях развитие рынка услуг подчинено следующим целям и задачам, которые отражают приоритетные направления экономической динамики.

Во-первых, созданию для населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни.

Во-вторых, повышению доступности и качества базовых услуг, к числу которых относятся образование и медицинское обслуживание.

В-третьих, расширению возможностей выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг. Повышение качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства.

Анализ рынка услуг в системе структурных изменений на макро- мезо- и микроуровнях открывает реальные возможности для оказания регулирующего воздействия на расширение услуговой деятельности для инициирования процессов, адекватных требованиям перестройки экономики в целях развития.