Рынок труда и занятость населения

Рынок труда и занятость населения.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и сущность рынка труда

Труд – своеобразный товар. Фактически продается не наемный работник, а его рабочее время. Рынок труда – это категория рыночного хозяйства. Основными элементами рынка труда являются спрос на труд, предложение труда и цена труда. Обычно в экономической литературе понятия "рынок труда" и "рынок рабочей силы" используют как тождественные.

Рыночное предложение услуг труда определенного вида есть сумма объемов предложения труда всех работников при каждой возможной ставке заработной платы и при прочих равных условиях за определенный период времени.

Рынок труда занимает особое место в структуре рыночных отношений. Понятие рынок труда включает отношения обмена рабочей силы. Поскольку труд не является товаром, рынок труда в действительности есть рынок рабочей силы.

Товарная форма рабочей силы специфична. В момент купли-продажи рабочей силы, в момент найма на рынке труда рабочий не получает эквивалента стоимости своей рабочей силы. Поэтому товарная форма рабочей силы реализуется не прямо, а посредством ее потребления в процессе труда. Экономически это означает предоставление через рынок труда собственнику средств производства, кто бы им ни был, права распоряжаться и использовать рабочую силу.

На рынке труда существует спрос и предложение рабочей силы определенного качества. Может сложиться ситуация, когда предложение выше спроса, но может и спрос превышать предложение. Например, спрос на инженеров, как правило, меньше предложения, что отражается на уровне заработной платы. Могут быть вакантные места, требующие одной квалификации, и одновременно безработица среди работников другой квалификации. В связи с этим нужно различать трудовые ресурсы общества как совокупность способных к труду работников и рабочую силу конкретного качества.

Рынок труда будет стремиться к равновесию, при котором совокупный спрос на каждую категорию рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложением. Важным моментом выступает также наличие конкурентной среды на самом рынке труда, когда при установившемся равновесии спроса и предложения не возникает существенных тенденций к увеличению или уменьшению различий в оплате труда.

Отличительной чертой рынков рабочей силы, и в частности предложения труда, выступает то, что во многом работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько – отвести для альтернативного вида занятий и отдыха. Этим определяется продолжительность контрактов о найме в любом секторе экономики при условии, что уровень оплаты является удовлетворительным для работника.

Рынок труда имеет ряд особенностей. Во-первых, его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Во-вторых, принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цена труда представляет собой не просто разновидность цены за ресурс, а цену жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи. Следовательно, при анализе категорий рынка труда необходимо учитывать существование "человеческих" элементов, за которыми стоят живые люди.

Рынок труда – это система экономических методов, механизмов и институтов, обеспечивающих вовлечение экономически активного населения, трудоспособных граждан в народнохозяйственный оборот и использование их рабочей силы (услуг труда) как товара, равновесная цена и количество которого определяется взаимодействием спроса и предложения.

Также рынок следует понимать как систему общественных отношений между предпринимателем, наемным рабочим и государством, систему социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда.

Рынок труда – это динамичный рынок, все структурно-функциональные составляющие которого чрезвычайно мобильны. Это касается спроса, предложения, цены труда, крупных сегментов и мелких секторов, определенных категорий работников и отдельных экономических агентов.

На динамику рынка труда влияет целый ряд факторов:

– природно-климатические и географические;

– демографические (количество населения, удельный вес экономически активного населения, демографическая структура);

– миграционные (объемы и направления миграционных потоков);

– экономические (уровень разделения и специализации труда, объем, структура и динамика основных микро- и макроэкономических показателей, структурные изменения в производстве, уровень инфляции, накоплений, инвестиционная активность и др.);

– социальные (уровень образования населения, уровень здоровья и качество жизни, отношение и мотивация к труду, развитость институтов социального партнерства и разрешения трудовых споров);

– организационно-управленческие (грамотность и эффективность принимаемых правительством решений, уровень научной организации труда, производства и управления, организация работы государственной службы занятости, бирж труда, степень информированности населения);

– законодательные (разработанность законов и нормативных актов, регулирующих деятельность в области занятости, на рынке труда, взаимоотношения между работниками и предпринимателями).

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс (фактор). В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда. "Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников. Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда". Также рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих развертыванию конкурентоспособности между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышении квалификации и перемены профессии.

Занятость населения

Теория занятости прошла длинный путь развития, и мировая экономическая мысль предложило множество концепций занятости населения. Поэтому занятость населения отличается в различных концептуальных подходах и методиках. Рассмотрим основные подходы теории занятости.

Неоклассическая школа опирается на положения классической теории А.Смита. Представители неоклассической школы определяют рынок как систему связей, являющейся неоднородной, динамической и подчиняющейся основным рыночным законам. В качестве регулирующего элемента в данной системе выступает рыночный механизм. При этом стоимость труда воздействует на спрос и предложение на рынке труда, регулируя их соотношение. При этом соотношение поддерживается в равновесном состоянии за счет влияния стоимости труда.

Кейнсианское направление опирается на утверждение, что "рынок труда является инертной системой, а стоимость рабочей силы – жестко фиксирована". При этом основные параметры занятости: уровень занятости, спрос на труд, уровень реальной зарплаты – устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке товаров и услуг. Тогда как на рынке труда формируется только уровень зарплаты и предложение труда.

Ученые монетаристской школы считают, что "рыночная экономика является саморегулирующейся системой, а рациональный уровень занятости определяется в этой системе ценовым механизмом". Вмешательство государства по их мнению приводит к сбою саморегулирующего механизма, а денежное воздействие государства приводит росту инфляции. В рамках монетаристской школы считается, что постоянно имеется определенный уровень безработицы, который совмещается с равновесием реальной заработной платы. Этот уровень безработицы получил название "естественной нормы безработицы". Эта норма отражает действительную структуру рынка труда, при этом отклонения безработицы от "естественного уровня" могут быть только кратковременными. В рамках данной концепции политика стабилизации занятости направлена на устранение отклонений от естественной нормы безработицы, для чего предлагается использовать, в основном, рычаги денежно-кредитной политики.

Институционально-социологическая школа выдвигает положение, что "проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ". Представители данного направления отошли от упора на макроэкономический анализ и осуществили попытку объяснить несоответствия на рынке труда за счет профессиональных, социальных, отраслевых, этнических и других особенностей участников рынка.

Контрактная теория занятости является синтезом неоклассических положений о занятости с кейнсианскими. Принимается тезис кейнсианства о жесткости денежной заработной платы и выдвигается положение о том, что стабилизационные изменения на рынке труда происходят путем изменений объемов производства и занятости, а не цен. В то же время, жесткость заработной платы выводится из поведения индивидов, которые действуют на рынке только в собственных интересах. В основе данной теории выдвинуто положение о том, что работодатели и рабочие вступают в долгосрочные договорные отношения, которые соблюдаются и выполняются не потому, что этого требует юридический контракт, а потому, что это экономически выгодно обоим сторонам.

Концепция гибкого рынка труда появилась в конце 70-х годов в период структурной перестройки экономики в развитых странах. В основу концепции выдвигается утверждение о необходимости дерегламентации рынка труда и перехода к более гибким, индивидуализированным и нестандартным формам занятости. Такими формами, согласно данной концепции, являются частичная занятость, неполный рабочий день, неполная неделя, краткосрочные контракты, работа на дому. В более поздний период были предложены другие прогрессивные формы занятости, например, чередование рабочей недели, четные/нечетные дни, 2/1 или 4/2, которые хорошо прижились на предприятиях торговли. Такой подход направлен на повышение гибкости рынка труда, найма, форм занятости, рабочего времени, заработной платы и т.д. В целом концепция гибкого рынка труда направлена на формирование многообразия форм взаимоотношений работодателей и рабочих, на рационализацию затрат, повышение прибыльности и поддержание динамического рынка труда.

Обычно под занятостью понимается "деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода (заработной платы) и удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны".

Существует понятие вторичной занятости, которая предполагает "осуществление трудовой деятельности или на основном месте работы путем удлинения рабочего дня (на том же предприятии) или за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома)".

"Самозанятость означает самостоятельный поиск и осуществление трудовой деятельности с целью получения постоянного или временного дополнительного дохода". Самозанятость используется в таких сферах, как малый бизнес, мелкая торговля, народные промыслы, надомный труд.

В условиях рынка труда речь идет не о максимальном, полном вовлечении всего трудоспособного населения в сферу общественного труда, а о рациональной занятости трудоспособных.

Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы. Теоретически полная занятость вполне возможна, так как постоянно возрастающие потребности опережают возможности производства для их удовлетворения. Кроме того, вполне возможно сокращение рабочего дня, индивидуальные и другие формы занятости. При определенных условиях может быть даже дефицит рабочей силы. Рациональная занятость характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования. Рациональная занятость предполагает учет: поло-возрастных, квалификационных характеристик, постоянную интенсификацию производства, возрастание сложности труда и т. п. Главное в рациональной занятости – структура занятости и уровень эффективности производства.

В условиях рациональной занятости и сокращающегося естественного прироста населения обеспечение экономики рабочей силой в решающей степени зависит от повышения эффективности использования живого труда. Важнейшими направлениями его экономии являются:

– сокращение сферы приложения ручного малоквалифицированного труда на основе механизации и автоматизации производства,

– улучшение использования рабочего времени путем сокращения рабочего периода и времени производства,

– совершенствование организации перераспределения трудовых ресурсов между фирмами, отраслями и регионами.

Полная занятость не всегда совпадает с рациональной, как и рациональная занятость не означает полной занятости работников. Например, обеспечение всеобщей занятости за счет низкой эффективности производства нерационально. В этом случае полная занятость снижает эффективность производства.

Следует иметь в виду, что количество незанятых всегда больше числа граждан, официально признанных безработными, на число лиц, которые по разным причинам не имеют работы, не ищут ее и не готовы приступить к ней в ближайшее время. В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в РФ" различение между незанятыми и безработными осуществляется в соответствии с рядом признаков: обращением неработающего гражданина в государственную службу занятости, регистрацией его и присвоением ему органами занятости официального статуса "безработный" с выплатой пособия по безработице.

Принято выделять численность и структуру той группы лиц, положение которых на рынке труда особенно неблагоприятно. Последние занимают особую неустойчивую зону (сегмент) на рынке труда. "Критическая зона рынка труда" охватывает ту часть экономически активного населения, которая оказалась в сложном материальном положении из-за полного или частичного отсутствия работы или низкого уровня ее оплаты. В ее структуре выделяются следующие контингенты лиц:

– лица, имеющие официальный статус безработного;

– неработающие лица, не имеющие официального статуса безработного, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;

– лица, работающие в режиме неполной занятости и не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;

– лица, занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума.

При проведении государственной политики в области обеспечения занятости населения следует особое внимание уделять тем контингентам лиц, которые попадают в критическую зону рынка груда.

Механизм функционирования рынка труда

Механизм функционирования рынка труда базируется на соотношении спроса и предложения рабочей силы. Спрос на конкретный труд определяется тем количеством труда, которое предприниматели готовы и способны использовать в данный период времени при данных условиях. В свою очередь, количество труда определяется числом занятых работников, временем их работы, интенсивностью труда. Предложение конкретного труда представляет собой то количество труда, которое данная категория работников готова и способна дать в данный период времени при данных условиях.

Под совокупным спросом на труд понимается имеющая денежное обеспечение потребность в определенном количестве труда разных категорий работников, которую испытывают работодатели данной страны в данный период времени при данных условиях. Под совокупным предложением понимается то количество труда, которое готово и способно дать рабочее население страны в данный период времени при данных условиях.

Неоклассическая модель конкурентного рынка труда строится на следующих основных принципах. Предполагается, что на рынке факторов производства господствует совершенная конкуренция. Для нее характерны большое число работодателей, представляющих интересы фирм и выражающих спрос на труд, и большое число работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение.

Поведение основных субъектов на рынке труда рационально, обусловлено достижением собственных интересов и выгод. Для них нет жестких ограничений по свободному передвижению на рынке труда. Рабочие места, предлагаемые работодателями, и рабочая сила, предлагаемая работниками, однородны. Количество и объем занятости измеряются численностью работников (количеством труда).

Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, реализуемой через механизм гибких рыночных цен, когда ни отдельные работодатели, ни отдельные работники не могут влиять на рыночную ситуацию в целом; равновесные ставки заработной платы не зависят от поведения отдельных фирм или групп работников, а определяются общей конъюнктурой, т.е. общим взаимодействием всех участников рыночного процесса.

Когда речь идет о совокупном спросе (предложении) на труд на рынке совершенной конкуренции, то он определяется путем агрегирования спроса на труд отдельных фирм, отдельных сегментов данного рынка. Цена спроса на труд, т.е. ставка реальной заработной платы, зависит от предельной производительности труда, т.е. прироста продукции, полученного в результате найма дополнительной единицы труда. Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос предпринимателей на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы (W), которая определяется как отношение ставки номинальной зарплаты (W*) к уровню цен (Р): W = W*/P. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает. Кривая спроса на труд Nd наглядно представлена на рис. 1. На горизонтальной оси – количество труда N (число работающих), на вертикальной – ставка реальной заработной платы W.

Рынок труда и занятость населения

Рис. 1. Кривая спроса на труд

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих. Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния.

Предложение труда, так же как и спрос, зависит от величины заработной платы. Но зависимость здесь другая. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Кривая предложения труда Ns представлена на рис. 2.

Рынок труда и занятость населения

Рис. 2 Кривая предложения на труд

При характеристике предложения труда важное значение имеют два эффекта, которые проявляются тогда, когда мы хотим определить, как отразится на предложении труда со стороны работника или определенной группы работников факт повышения ставок заработной платы. Эти явления получили названия "эффект замещения" и "эффект дохода".

Рассмотрим график на рис.3. На нем представлена кривая предложения, отличающаяся своей конфигурацией от обычной и показывающая общее количество рабочего времени, которое при данной величине заработной платы согласен отработать работник.

Рынок труда и занятость населения

Рис. 3 Эффект замещения и эффект дохода

До определенного момента (Wh) рост заработной платы увеличивает предложение труда, которое достигает в точке h максимального значения. После же достижения максимального уровня по мере дальнейшего роста заработной платы предложение труда (количество отработанного времени) начинает сокращаться. Одна и та же причина, а именно увеличение заработной платы, приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.

Это происходит потому, что при найме на работу человек выбирает между трудом и свободным временем. При увеличении оплаты труда за каждый час отработанного времени работник воспринимает каждый час свободного времени как упущенную выгоду (не неполученный доход). Эта "выгода может быть реально получена при превращении свободного времени в рабочее время путем замещения свободного времени дополнительной работой".

При повышении зарплаты есть стимул пожертвовать досугом в пользу высокооплачиваемой работы и получения более высокого дохода, на который можно приобрести дополнительные блага. В результате предложение труда растет. В данном случае имеет место эффект замещения. На графике этот эффект проявляется при движении по кривой предложения труда до точки h.

Эффект дохода противоположен эффекту замещения и начинает проявляться тогда, когда работник достигает достаточно высокого уровня доходов и материального благополучия. При дальнейшем росте заработной платы выше уровня Wh начинает преобладать "эффект дохода", т.е. высокие доходы стимулируют более разнообразный и длительный досуг, а не труд. При этом у работника появляется желание не только приобретать больше товаров, но и иметь больше свободного времени для досуга за счет сокращения количества рабочего времени.

Поэтому после точки h наблюдается эффект дохода, когда с ростом доходов предложение труда сокращается. Кривая предложения труда принимает вид изгибающейся назад, к оси ординат. Преобладание эффекта замещения или эффекта дохода при данном уровне зарплаты зависит как от общей экономической ситуации, так и от самого работника, который принимает самостоятельные решения в соответствии со своими предпочтениями и интересами.

Как спрос на труд, так и предложение труда формируется под воздействием различных факторов: сложившегося уровня цен, издержек, заработной платы, производительности труда, численности населения, квалификационно-профессионального состава работников, кредитно-финансовой, налоговой, законодательной системы, деятельности профсоюзов, культурных, религиозных и др.

Рассмотрим, как устанавливается равновесие на рынке труда (рис. 4). Пересечение кривых спроса на труд Nd и предложения труда Ns дает нам точку Е, характеризующую равновесие на рынке труда, установление равновесной ставки реальной заработной платы WE равновесный уровень занятости NЕ.

При данном уровне заработной платы в экономике наблюдается полная занятость, т.е. спрос на труд равен предложению труда. Все предприниматели, которые готовы платить равновесную ставку зарплаты, находят на рынке труда необходимое количество работников, их платежеспособный спрос на рабочую силу удовлетворен полностью. Работники, готовые предложить рабочую силу по равновесной цене, полностью трудоустраиваются. Поэтому говорят, что точка Е определяет положение полной занятости.

Рынок труда и занятость населения

Рис. 4 Равновесие на рынке труда

Если заработная плата по какой-либо причине повышается до W1 по сравнению с равновесным уровнем заработной платы WЕ в точке Е, то возникает новая рыночная ситуация, изображенная на рис. 5.

Фирмы выбирают такой режим функционирования, который соответствует точке А на кривой спроса, в то время как работники предлагают такое количество труда, которое соответствует точке В на кривой предложения. В результате такого рыночного несоответствия при данном уровне ставки заработной платы W1 количество предлагаемого труда превышает спрос на труд на величину (ВА), следствием чего является безработица в размере (Nb – Na).

Рынок труда и занятость населения

Рис. 5 Возникновение безработицы на рынке труда

Рост заработной платы относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и одновременно увеличение предложения труда со стороны работников. В результате этого возникает избыток предложения труда; возникающая при этом безработица оказывает давление на заработную плату в сторону ее понижения до равновесного уровня.

На практике рост предложения рабочих рук опережает рост рабочих мест. Занятость наемных работников сокращается также за счет введения новых, особенно автоматизированных, технологий. Безработица резко увеличивается в периоды спада экономической активности, когда из-за сокращения объемов производства на рынок труда выплескивается целая армия уволенных с работы.

Направления совершенствования рынка труда

Отечественный рынок труда в некоторой степени разбалансирован по его отдельным срезам – региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому. Несмотря на факты, свидетельствующие о довольно значительной мобильности рабочей силы, работники в своей массе не переходят на более эффективные рабочие места, а количество вновь создаваемых рабочих мест ограничено.

Правовые пробелы, несогласованность отдельных норм и половинчатость ряда положений сказываются на практике трудовых отношений.

Ответственность государства применительно к регулированию рынка труда должна охватывать:

– обеспечение занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;

– устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;

– повышение конкурентоспособности рабочей силы;

– поддержку малого предпринимательства;

– регулирование трудовой миграции;

– создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;

– введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).

Выделение именно этих направлений государственного регулирования рынка труда диктуется следующими особенностями отечественного рынка труда:

1. Неблагоприятной демографической ситуацией в стране.

2. Разрыв между образованием и требованиями рынка труда. Несоответствие объемов выпускников по ряду специальностей (избыток менеджеров, юристов и т.п., недостаток квалифицированных рабочих, инженеров и т.п.) требованиям рынка труда. Крайне негативно на качестве рабочей силы сказалось разрушение системы начального профессионального образования (школа, ПТУ) и внутрифирменной переподготовки.

3. Слабой мобильностью рабочей силы. Учитывая масштабы территории, она порождает существенные региональные различия – избыток рабочей силы в одних регионах и нехватку в других.

4. Неэффективной занятостью населения, прямым следствием которой является низкая производительность труда и фактическое снижение численности работающего населения. В результате неэффективная занятость самым непосредственным образом влияет на снижение оплаты труда.

5. Значительным уровнем неформальной занятости. Речь идет, в частности, о так называемых фрилансерах, агентах, лицах, занятых мелкорозничной торговлей, и т.п. Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и садовых домиков и т.п.), которые нередко осуществляются без какой-либо регистрации и уплаты налогов. Однако в последнее время в данном направлении сделаны серьезные шаги, в основном, правового и административного характера, которые призваны минимизировать влияние неформальной занятости.

6. Незначительной долей занятых в малом бизнесе. Это резерв создания новых рабочих мест и важный источник повышения жизненного уровня населения.

7. Ситуацией в сельской местности. Сравнительно более высокие темпы роста численности трудоспособного населения, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика труда и условий жизни формируют ряд особенностей сельской занятости. Миграция молодежи из деревень (около 5% выбывшего сельского населения) обостряет проблему восполнения трудовых ресурсов.

Эффективно функционирующий рынок рабочей силы требует соблюдения ряда условий, в частности: равенства форм собственности; перемещением рабочей силы; создания рынка жилья; организации эффективной системы содействия найму и переквалификации.

Современное положение на рынке труда может оказаться препятствием для долгосрочного экономического роста.

Рынок труда необходимо выводить на траекторию роста производительности труда, уровня заработной платы, снижения неформальной занятости, повышения уровня вовлеченности населения в трудовые процессы и количества продуктивных рабочих мест.

С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики:

– формирование динамичного рынка труда за счет создания рабочих мест на новых предприятиях;

– регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);

– система социальной защиты работников (разработка активных программ развития рынка труда; разделение ответственности между регионами и федеральным правительством).

В соответствии со сложившейся ситуацией основными задачами государства в сфере занятости являются:

– предотвращение безработицы, особенно молодежной, длительной и скрытой безработицы;

– развитие квалифицированного ядра трудового потенциала;

– содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда;

– повышение профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы.

Для поддержания и повышения уровня занятости необходимо, в первую очередь, не допустить массового высвобождения рабочей силы, сохранить рабочие места и квалифицированную рабочую силу на жизнеобеспечивающих и перспективных предприятиях и повысить эффективность их использования.

Государственная политика занятости должна быть направлена, главным образом, на создание и сохранение рабочих мест, организацию общественных работ, подготовку и переподготовку кадров, поддержку безработных.

Проблема обеспечения занятости и предотвращения безработицы решается как путем проведения макроэкономической политики, направленной на расширение производства и создание рабочих мест, так и реализации активных программ на рынке труда. Одним из ключевых факторов роста производства, сопровождающегося увеличением занятости, являются масштабы вложений в основной капитал. Для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в производство в первую очередь необходимо создать четкую и юридически обеспеченную систему прав собственности.

Одним из основных источников создания рабочих мест служит предпринимательство, самостоятельная занятость. Негосударственные предприятия, функционируя самостоятельно, создают возможность для занятости граждан без прямого вмешательства государства. В результате изменяется роль государства и нового экономического сектора в обеспечении и регулировании занятости населения. Однако на пути развития предпринимательства и самостоятельной занятости стоит ряд административных и юридических барьеров.

Вместе с тем процесс развития новых форм собственности с учетом влияния кризиса и его последствий неоднозначно влияет на рынок труда. На акционерных и частных предприятиях существует риск резкого сокращения "излишней" численности работников.

Перспективным направлением политики в области рынка труда в условиях ограниченных инвестиций является сохранение рабочих мест. Пути снижения темпов сокращения рабочих мест – выборочные кредиты и субсидии ориентированным на экспорт предприятиям, которые из-за экономических проблем вынуждены сокращать работников. Важным условием предотвращения массового высвобождения работников и сохранения рабочих мест является трехстороннее сотрудничество правительства, работодателей и профсоюзов с целью проведения единой политики на рынке труда.

Повышению сбалансированности спроса и предложения рабочих мест будет способствовать создание многообразных условий занятости на предприятиях различных отраслей, производств и форм собственности, применение гибких режимов труда с неполным рабочим временем, разделение рабочих мест.

Важным условием достижения стабильной занятости является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать и совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей трудовой жизни посредством образования и профессиональной подготовки. Однако в результате сокращения занятости в отраслях, требующих высококвалифицированного труда, реальную угрозу представляет деградация структуры рабочих мест и рабочей силы. Молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы. В этих условиях крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования, повышение использования потенциала работников.

С целью временного трудоустройства безработных на период поиска постоянной работы и сохранения трудоспособности важное значение имеет организация общественных работ. Однако общественные работы могут лишь временно ослабить напряженность на рынке труда, не давая безработным перспективу постоянной занятости. Для повышения престижности общественных работ при их организации следует учитывать половозрастную и профессионально-образовательную структуру безработных.

Для приведения профессиональной структуры рабочей силы в соответствие с требованиями производства требуется совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. В этой связи необходимо разработать меры, которые побуждали бы систему образования и подготовки кадров быстро реагировать на меняющийся спрос производства на профессии. Это предполагает наличие достоверной и оперативной информации у всех заинтересованных сторон о предложении и спросе на профессии на рынке труда. Заинтересованность учебных заведений в гибкой реакции меняющегося спроса производства на профессии необходимо поощрять с помощью финансовых стимулов.

Система социальной защиты населения от безработицы представляет собой органическую часть механизма развития рабочей силы. В связи с этим предстоит усилить социальную защиту безработных, в частности, упорядочить исчисление и выплату пособий, повысить гарантии занятости для лиц с ограниченной трудоспособностью, создать систему страхования граждан на случай безработицы, реализовать право получения для молодежи первого рабочего места.

Для снижения давления на рынок труда со стороны отдельных социальных групп населения, в частности, женщин с детьми, пенсионеров и инвалидов, студентов целесообразно тесно увязать их занятость со всей социальной политикой, повысить размер пенсий и пособий на детей, развивать различие формы занятости. Снижению спроса молодежи на рабочие места будет способствовать расширение подготовки кадров в дневных учебных заведениях, развитие обучения по новым профессиям в соответствии с потребностями экономики.

Важнейшим направлением совершенствования социальной защиты граждан от безработицы является разработка и реализация конкретных программ социальной поддержки и защиты населения различных социально-демографических групп, так как у каждой из них имеются свои специфические проблемы.

Реализация этих мер позволит создать благоприятные экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор продуктивной, свободно избранной занятости и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие – достижение полной занятости, удержание безработицы в пределах естественного уровня.

Выводы

Рынок труда является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг. Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.

Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

Под занятостью населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность, степень их удовлетворения потребности в труде, обеспечения их рабочими местами. При этом каждый человек должен иметь возможность трудиться и выбирать место и вид трудовой деятельности самостоятельно.

Предложение на рынке труда обеспечивают рабочие. Поскольку труд есть функция рабочей силы, под которой понимается способность к труду, то очевидно, что цена предложения труда есть не что иное как денежное выражение стоимости рабочей силы. Это означает, что рабочий рассчитывает на заработную плату, способную обеспечить воспроизводство его рабочей силы.

Потерять работу и не найти возможности для применения своего труда – это бедствие не только для наемного работника, но и для общества в целом.

Рынок труда в России неотделим от макроэкономических показателей. Тенденции развития кадровой индустрии во многом диктуются потребностями производства и определяются законом спроса и предложения.

Решение стоящих перед государством задач, касающихся российского рынка труда, возможно на основе преимущественного отказа пассивной политики занятости: оказание материальной помощи безработным, накопление вынужденной неполной занятости, снижение возраста выхода на пенсию. С одновременным переносом акцентов на активную политику занятости: создание и сохранение рабочих мест, повышение их качества и улучшение структуры; подготовку и переподготовку кадров в соответствии с потребностями экономики; стимулирование безработных на активный поиск работы и т.д. Вместе с тем, такая переориентация не означает ослабления пассивной политики занятости.

Для повышения эффективности российского рынка труда, помимо оздоровления экономической конъюнктуры и выхода из кризиса, прежде всего, необходима более активная государственная политика как непосредственно в сфере занятости, так и в области доходов. До настоящего времени государственная политика на рынке труда была ориентирована на достижение краткосрочных целей, в первую очередь на материальную поддержку части безработных, выплату пособий. Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей экономики. Кроме того, необходимо:

– реализовать политику стимулирования роста занятости в приоритетных отраслях экономики;

– создание общественных работ для безработных;

– содействие найму со стороны организаций и предприятий;

– социальная поддержка безработных;

– регулирование международной миграции кадров.

При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.

Литература

1. Распоряжение правительства РФ № 1193-р от 15 августа 2008 г. Об одобрении Концепции действий на рынке труда на 2008 – 2010 годы

2. Абрамова МА., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 478с.

3. Вечканов Г.С. Макроэкономика. – СПб: Питер, 2007. – 670с.

4. Гальперин В. Экономика. – СПб.: Питер, 2007. – 594с.

5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Инфра-М, 2008. – 640с.

6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 380с.

7. Мутнян А.В. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2009. – 412с.

8. Песоцкая Е.В. Национальная экономика. Учебник для вузов – М.: Дашков и К, 2008. – 434с.

9. Седов В.В. Экономическая теория. – М.: Дашков и К, 2009. – 522с.

10. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – СПб.: Вильямс,2009.–348с.

11. Тарасевич Е.И. Национальная экономика. Курс лекций. – СПб.: Питер, 2007. – 180с.

12. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2008. – 264с.

13. Экономическая теория: / под ред. В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой. – М.: Инфра-М, 2008. – 672с.

14. Лахов А.Н. Кризис и рынок труда // Кадровик. – 2009. – №11. – С.: 25-28.

15. Новикова А.И. Ждут ли нас перемены на рынке труда // Управление персоналом. – 2009. – №10. – С.: 24-28.

16. Репченко О.Н. Развитие рынка труда в РФ. // Общество и экономика. – 2009. – №9. – С.33-37