Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг

Статьи по теме
Искать по теме

Общая характеристика рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это составная часть финансового рынка. На фондовом рынке осуществляется обращение специфических финансовых инструментов – ценных бумаг. Целью рынка ценных бумаг является аккумуляция временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и обеспечение возможности их перераспределения путем совершения различных операций с ценными бумагами между участниками рынка.

Рынок ценных бумаг выполняет следующие задачи:

- мобилизация временно свободных денежных средств для осуществления инвестиционной деятельности;

- формирование соответствующих объектов рыночной инфраструктуры;

- уменьшение инвестиционного риска;

- формирование портфельных инвестиций;

- развитие вторичного рынка ценных бумаг;

- развитие инструментов ценообразования;

- прогнозирование перспективных направлений экономического развития на основе анализа динамики продажной стоимости ценных бумаг;

- совершенствование рыночного механизма.

Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся такие, как:

- коммерческая функция, т.е. получение прибыли от операций на данном рынке;

- ценообразующая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение, прогнозирование и т.д.;

- информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

- регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

Рынок ценных бумаг как финансовый рынок со своими особыми инструментами и правилами имеет две основные специфические функции: перераспределение денежных средств от владельцев пассивного капитала к владельцам активного капитала и перераспределение рисков между владельцами любых рыночных активов. И та и другая функции осуществляются в строго заданных временных рамках.

Функция перераспределения денежных средств, осуществляемая посредством выпуска и обращения ценных бумаг, означает перераспределение средств между отраслями и сферами деятельности; между территориями и странами; между населением и предприятиями, т.е. когда сбережения граждан принимают производительную форму; между государством и другими юридическими и физическими лицами, что имеет место, например, в случае финансирования дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе.

Итак, перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной формы в производительную;

- финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

Функция перераспределения рисков – это использование инструментов рынка ценных бумаг (прежде всего в сочетании с производными инструментами) для защиты владельцев каких-либо активов (товарных, валютных, финансовых) от неблагоприятного для них изменения цен, стоимости или доходности этих активов. Данную функцию можно было бы так и называть – функция защиты (страхования) от риска, или, точнее, функция хеджирования. С помощью рынка ценных бумаг можно попытаться переложить риск на спекулянта, желающего рискнуть. Следовательно, сутью хеджирования на рынке ценных бумаг является перераспределение рисков.

Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:

1) Продавцы – это эмитенты и владельцы ценных бумаг (государство, коммерческие предприятия и организации).

2) Инвесторы – это те, кто вкладывают ("инвестируют") свой реальный капитал в ценные бумаги (население, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) свободных денежных средств).

3) Фондовые посредники – это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. Это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность, или деятельность по управлению ценными бумагами.

4) Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг – это организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи этих ценных бумаг. Они могут включать:

- организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка);

- расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);

- депозитарии;

- регистраторов;

- информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.

5) Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Российской Федерации включают:

- высшие органы управления (Президент, Правительство);

- министерства и ведомства (Министерство финансов Российской Федерации, Комиссия по ценным бумагам при Правительстве Российской Федерации и др.);

- Центральный банк Российской Федерации.

Основной мотив, который движет эмитента, – это привлечь капитал (денежные ресурсы). Кроме того, продажа ценных бумаг дает возможность реконструировать собственность, например, государственную в акционерную путем приватизации. Путем выпуска ценных бумаг можно улучшить финансовое планирование или управление финансовыми потоками, сделать более мобильными или ликвидными имеющиеся активы компании и т.п.

На другой стороне рынка – инвестор, покупатель ценных бумаг, основная цель которого – заставить свои средства работать и приносить доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса). Аналогично эмитенту инвестор приобретает ценные бумаги и для хеджирования, и для управления ликвидностью и т.д.

Рассмотренная классификация участников рынка ценных бумаг является специфической, т.е. присущей только данному рынку.

К обращению на фондовом рынке России допущены следующие виды ценных бумаг: государственные облигации, облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, простое и двойное складское свидетельство (и каждая его часть), коносамент, акция и приватизационные ценные бумаги, жилищные сертификаты.

Рынок ценных бумаг – это многосложная структура, поэтому он может быть классифицирован по большому числу признаков, каждый из которых характеризует его с той или иной стороны, или с точки зрения разных отношений, имеющих на нем место.

В зависимости от стадии кругооборота ценной бумаги различают первичные и вторичные рынки. Первичный рынок – это рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение, это ее первое появление на рынке, так сказать, стадия "производства" ценной бумаги. Результатом всех процессов, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать приобретение их первыми владельцами.

Вторичный рынок – купля-продажа ценных бумаг в форме обращения (перехода прав собственности на ценные бумаги), это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с данными бумагами, в результате которых осуществляется постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому.

По виду ценных бумаг данный рынок подразделяется на относительно самостоятельные рынки каждой отдельной ценной бумаги: рынки акций, облигаций, векселей и т.п. В этом случае под рынком подразумевается как бы само наличие в рыночной практике соответствующей ценной бумаги, выполняющей присущие ей функции, а вовсе не обязательно наличие рынка как сферы торговли конкретной ценной бумагой.

В зависимости от вида эмитента рынок ценных бумаг подразделяется на рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги – это ценные бумаги, эмитентом которых является государство в лице соответствующих органов государственной исполнительной власти. В свою очередь, рынок государственных ценных бумаг в нашей стране делится на рынок федеральных ценных бумаг, рынок ценных бумаг субъектов Федерации и рынок муниципальных ценных бумаг.

Рынок корпоративных ценных бумаг – это рынок ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями (корпорациями).

Отраслевой рынок ценных бумаг – это рынок всех видов ценных бумаг, которые выпущены коммерческими структурами данной отрасли. Например, рынок ценных бумаг металлургических компаний или нефтяных компаний и т.д.

Участники рынка ценных бумаг

Согласно статье 143 Гражданского кодекса РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Ценная бумага обладает определенным набором характеристик, по которым и производится следующая классификация:

1. По характеру возникающих в связи с выпуском отношений – долевые (акции) и долговые (облигации, векселя, депозитарные и сберегательные сертификаты, чеки, банковские книжки на предъявителя).

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца, (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация также может предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Вексель – ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на получение указанной суммы денег по наступлении предусмотренного векселем срока.

Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и право вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, или в любом филиале этого банка.

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

По форме размещения – эмиссионные и неэмиссионные.

Федеральный закон РФ "О рынке ценных бумаг" дает следующее определение эмиссионной ценной бумаги:

Эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признакам:

– закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленным Федеральным законом формы и порядка;

– размещается выпусками

– Имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

3. По способу удостоверения прав владельца ценной бумаги – именные, ордерные и на предъявителя.

Инвестор – физическое или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет и получающее на них право собственности.

Инвестиционный институт – юридическое лицо, созданное в любой предусмотренной законодательством форме.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица, в том числе и кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют следующие виды деятельности:

- брокерская деятельность;

- дилерская деятельность;

- клиринговая деятельность;

- депозитарная деятельность;

- регистратор (реестродержатель);

- организатор торговли;

- деятельность по управлению ценными бумагами.

Инвестиционная деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Участники рынка ценных бумаг

Брокер – это самый главный посредник на рынке ценных бумаг. Он осуществляет связь или обеспечивает большую часть всех отношений многочисленных частных клиентов (инвесторов) с рынком и другими его профессиональными участниками. Именно брокер оказывает всевозможные услуги клиентам рынка, полный перечень которых вряд ли можно привести, так как он часто определяется индивидуальными потребностями каждого конкретного клиента (инвестора).

Брокерской деятельностью является совершение операций с ценными бумагами в интересах клиента по договору поручения или договору комиссии. Операции по купле-продаже ценных бумаг для своих клиентов банк может совершать как на бирже, так и на внебиржевом рынке. Выполняя поручение клиента, банк может удовлетворить его заявку на покупку ценных бумаг за счет собственного портфеля ценных бумаг. В другом случае, исполняя заявку на продажу клиентом ценных бумаг, банк может приобрести предлагаемые ценные бумаги для собственного портфеля.

Современные российские банки, как правило, предлагают своим клиентам индивидуальный подбор схем брокерского обслуживания, учитывающих уровень подготовки клиента к взаимодействию с банком. К ним относится, в частности, программа "Эксперт", адресованная клиентам банка, хорошо ориентирующимся в работе рынка ценных бумаг и способным самостоятельно принимать инвестиционные решения.

Программа "VIP" предполагает обслуживание клиента персональным менеджером банка, который будет наблюдать за состоянием портфеля ценных бумаг клиента, оказывать помощь в выработке эффективной стратегии инвестирования с учетом приемлемого для клиента соотношения риск / доходность. Банки брокеры в процессе взаимодействия с клиентом предоставляют также услуги Интернет-трейдинга, который удобен для клиентов активно работающих на фондовом рынке.

Банк-брокер предлагает клиентам следующие виды услуг: Основные услуги:

- совершение сделок с ценными бумагами по поручению клиента;

- совершение маржинальных сделок;

- хранение и учет денежных средств клиентов, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги или полученные от продажи ценных бумаг;

- совершение сделок с производными инструментами (фьючерсами, опционами);

- предоставление услуги в Электронной системе (Интернет-трейдинг);

- совершение сделок РЕПО.

Банк осуществляет брокерскую деятельность по поручению и за счет клиента на основе договора об оказании брокерских услуг.

По договору поручения банк-брокер действует в качестве поверенного, т.е. он заключает сделку от имени клиента и за его счет. В данном случае главная задача банка-брокера – на рынке найти для клиента ценные бумаги, которые его устраивали бы по цене, или продать по поручению клиента принадлежащие ему бумаги по указанной цене.

Банк-брокер на основании договора поручения оказывает клиенту услуги по покупке ценных бумаг. Найдя на рынке бумаги, которые нужны клиенту, банк-брокер от имени клиента заключает договор с владельцем ценных бумаг, который поставляет ценные бумаги, а клиент со своего счета оплачивает их приобретение. За свои услуги банк-брокер получает комиссионное вознаграждение. Если клиент дает поручение продать ценные бумаги, то сделка совершается по такой же схеме, только клиент поставляет ценные бумаги покупателю, а последний осуществляет их оплату.

Дилерской деятельностью является деятельность по купле-продаже ценных бумаг юридическим лицом от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным бумагам по объявленным ценам. Дилером по российскому законодательству может быть только юридическое лицо.

Простую куплю-продажу ценных бумаг за свой счет, т.е. в собственных интересах, а не только в интересах клиентов, могут осуществлять и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, которым такое право предоставлено, например брокеры. Но чтобы выставлять публичные котировки на покупку и продажу какого-то круга ценных бумаг, необходимо получить статус дилера на рынке ценных бумаг.

Следовательно, необходимо различать, во-первых, дилерскую деятельность как профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; во-вторых, дилерскую деятельность как торговую деятельность, осуществляемую за счет своих средств.

Дилерская деятельность представляет собой дальнейшее развитие брокерской деятельности в направлении усиления роли торгового посредника на рынке. К его важнейшим функциям относятся:

- функции, которые выполняет брокер на рынке ценных бумаг, включая функции финансового консультанта;

– организация и поддержание оборота (ликвидности) рынка определенных ценных бумаг (маркет-мейкерство).

На дилера возлагается выполнение важнейшей функции – поддержание фондового рынка. Принимая на себя обязательства по котировке ценных бумаг, дилеры формируют уровень цен на организованном фондовом рынке, поддерживая его ликвидность. Эти цены подлежат публичной котировке, т.е. они объявляются на бирже или в системе внебиржевой торговли и доступны не только дилерам, но и широкому кругу инвесторов. Такого дилера принято называть маркет-мейкером. Объявляя публичные котировки, дилер может сообщить и другие существенные условия, необходимые для заключения договора купли-продажи: количество покупаемых (продаваемых) ценных бумаг, срок действия объявленных цен и др. Участник рынка, зная условия совершения сделки, оценивает их и, если они его устраивают, заключает сделку с дилером на предложенных условиях. Дилер обязан эту сделку исполнить.

Осуществляя котировки ценных бумаг, дилер, как правило, обладает информацией о финансовом состоянии эмитента. Однако эта информация не всегда доступна широкому кругу участников рынка. На дилера возлагается обязанность раскрывать информацию об эмитенте и консультировать клиентов по вопросам приобретения тех или иных ценных бумаг.

Дилерская деятельность подлежит лицензированию. Для обеспечения

гарантий исполнения сделок дилер должен обладать достаточным собственным капиталом. Поэтому для получения лицензии законодательство устанавливает требования к минимальной величине собственного капитала компании, которая ведет дилерскую деятельность, согласно Приказу ФСФР России от 24.05.2011 № 11-23/пз-н (ред. от 24.05.2011) "Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов". Дилер имеет право совмещать свою деятельность с брокерской деятельностью, депозитарной деятельностью и доверительным управлением.

Дилер обязан:

- действовать исключительно в интересах клиентов;

- обеспечивать своим клиентам наилучшие условия исполнения сделок;

- доводить до клиентов всю необходимую информацию о состоянии

рынка, эмитентов, ценах спроса и предложения, рисках и др.;

- не допускать манипулирования ценами и понуждения к совершению

сделки путем предоставления умышленно искаженной информации об эмитентах, ценных бумагах, динамике изменения цен и др.;

- совершать сделки по купле-продаже ценных бумаг по поручению

клиентов в первоочередном порядке по отношению к дилерским операциям, если дилер совмещает свою деятельность с брокерской деятельностью.

Дилерами на рынке обычно выступают крупные банки и компании, располагающие солидным собственным капиталом, без которого просто невозможно поддержание рынка ценной бумаги в "рабочем" состоянии.

Банк-дилер принимает от инвесторов поручения на покупку или продажу ГКО путем заключения с последним договора комиссии и выполняет поручения только после депонирования у себя соответствующих средств инвестора.

Клиринговая организация – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся определением взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарий – это юридическое лицо, занимающийся оказанием услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.

Регистратор (реестродержатель) – это юридическое лицо, занимающееся сбором, фиксацией, обработкой, хранением и предоставлением данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник, на основании поручении эмитента.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся предоставлением услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

- государственное регулирование;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка

ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

- общественное регулирование, или регулирование через общественное

мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

- поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для

работы всех участников рынка;

- защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества

отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на

ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для

предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

- формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку

необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение каких-либо общественных результатов (например,

повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:

- создание нормативной базы функционирования рынка – разработку

законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников рынка, соответствующих

определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят

от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

- инвестора – при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

- эмитента – при выпуске государственных ценных бумаг;

- профессионального участника – при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

- регулятора – при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка – через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование данного рынка со стороны органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое (административное) управление и косвенное (экономическое) управление.

Прямое, или административное, – это государственное регулирование рынка, основанное на юридических нормах, на праве.

Оно включает:

- нормативно-законодательную деятельность;

- регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов – юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);

- разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию);

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Регулирование рынка ценных бумаг по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов.

Инвестиционная деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Рис. 1. Органы регулирования рынка ценных бумаг

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

- государственные органы исполнительной власти;

- саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- общественные организации, отстаивающие интересы владельцев ценных бумаг.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг – это государственная организация, призванная проводить государственную политику в области рынка ценных бумаг, контролировать деятельность профессиональных участников данного рынка путем определения порядка их деятельности и устанавливать стандарты эмиссии ценных бумаг. Рис. 1.

В настоящее время такой орган регулирования российского рынка ценных бумаг не существует в качестве самостоятельного (обособленного) подразделения государственной исполнительной власти, а все его функции и полномочия сосредоточены в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

Полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а потому и ФСФР, не распространяется на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Поэтому вторым важнейшим органом непосредственного регулирования рынка ценных бумаг является Министерство финансов РФ. Оно не только регулирует, но и управляет рынком государственных ценных бумаг, поскольку в его лице совмещаются функции, как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг.

Участник рынка ценных бумаг приобретает права (статус) его профессионального участника в том случае, если он получает лицензию на осуществление того или иного вида профессиональной деятельности. Все выпуски ценных бумаг независимо от величины выпусков и количества инвесторов подлежат государственной регистрации в регистрирующем органе – Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России или территориальных учреждениях Банка России.

Непосредственно в Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России регистрируются:

- Выпуски акций кредитных организаций с уставным капиталом 1000 млн. рублей и более (включая в расчет предполагаемые итоги выпуска) или с долей иностранного участия ( в т.ч. физических и юридических лиц из стран СНГ) – свыше 50 %;

- выпуски облигаций кредитных организаций на сумму 1000 млн.р. и выше;

- выпуски ценных бумаг при реорганизации кредитных организаций;

- выпуски опционов кредитных организаций – эмитентов.

Процедура эмиссии включает в себя следующие этапы:

- принятие решения о размещении ценных бумаг;

- разработка и подготовка проспекта эмиссии;

- регистрация выпуска ценных бумаг. Регистрация проспекта эмиссии;

- раскрытие информации содержащейся в проспекте;

- размещение ценных бумаг;

- регистрация отчета об итогах размещения эмиссионных ценных бумаг.

Публикация итогов выпуска должна производится в том же печатном органе, где было опубликовано сообщение о выпуске или на сайте эмитента.

Организационно-правовая форма профессионального участника обычно жестко не регламентируется. Упор в основном делается на возможность его существования в форме коммерческой и/или некоммерческой организации. Общий подход состоит в следующем: если речь идет о торговых посредниках, например, дилерах, то им предписывается быть только коммерческими организациями. Если речь идет о неторговых посредниках, то им разрешается выбирать между коммерческой или некоммерческой формой организации.

Величина собственного капитала профессионального участника рассчитывается по данным его бухгалтерского баланса в установленном порядке. Суть этого расчета сводится к тому, что из общей величины активов по балансу вычитаются заемные средства, нематериальные и труднореализуемые активы, убытки и потери и т.п.

Нормативы по минимально необходимому для получения лицензии размеру собственного капитала устанавливаются раздельно по видам профессиональной федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Указанные нормативы достаточно часто пересматриваются в связи с изменением рыночной конъюнктуры в нашей стране (инфляция и пр.).

Если профессиональный участник совмещает несколько видов профессиональной деятельности. То его собственный капитал должен отвечать требованиям наибольшего норматива из совмещаемых видов деятельности.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает минимальную численность специалистов, имеющих аттестат соответствующего уровня, для разного уровня управления по всем видам профессиональной деятельности.

Для получения данного аттестата необходимо:

- наличие у работника высшего образования;

- сдача базового экзамена;

- сдача специализированного экзамена, т.е. экзамена по группам видов профессиональной деятельности.

Совмещение профессиональных видов деятельности. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг могут совмещаться в деятельности одного и того же участника рынка, но только в разрешенных сочетаниях.

К группам таких допускаемых сочетаний можно отнести следующие:

- первая группа – профессиональная деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг не может совмещаться ни с какими другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- вторая группа – брокерская, дилерская, депозитарная виды деятельности и деятельность по управлению ценными бумагами могут совмещаться между собой в различных сочетаниях;

- третья группа – депозитарная, клиринговая деятельность и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг могут совмещаться между собой.

Одной из важнейших задач государственного регулирования фондового рынка является создание эффективной системы контроля и управления за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Для обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними 01.01.2012 г. внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.

Вместе с тем по состоянию на конец 2011 года остаются нереализованными отдельные важные задачи, определенные Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2009 – 2011 годы, в частности:

- создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке;

- построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- создание условий для секьюритизации финансовых активов;

- правовое регулирование осуществления выплат компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг;

- формирование массового розничного инвестора;

- развитие производных финансовых инструментов.

В части определения путей построения инфраструктуры финансового рынка ряд инициатив требует корректировки подходов к их реализации.

В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:

- повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;

- снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

- обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;

- развитие и совершенствование корпоративного управления;

- принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Кроме решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

С количественным ростом и качественным усложнением финансового рынка возникает объективная потребность в развитии функций саморегулирования, для чего необходимо повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций и государственных органов. Нормы и правила, разрабатываемые саморегулируемыми организациями, нужны для дополнения и детализации норм государственного регулирования, причем следует стимулировать саморегулируемые организации к установлению более жестких требований к деятельности участников финансового рынка.

Одновременно с усилением роли и значения независимых членов советов директоров необходимо рассмотреть вопрос их объединения в саморегулируемые организации, основными задачами которых станет разработка стандартов и правил поведения независимых директоров, а также контроль за их профессиональной деятельностью.

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Различают первичный и вторичный, организованный и неорганизованный, биржевой и внебиржевой, традиционный и компьютеризированный, кассовый и срочный рынки ценных бумаг. Кроме того он обладает рядом функций, которые делятся на общерыночные, присущие обычно каждому рынку, и специфические, которые отличают его от других рынков. Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения: продавцы; инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Ценная бумага – это документ, определяющий долю собственности в компании – эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эмитентом в лице компаний, муниципалитета или государства, а также указывающий на другие права собственности. К обращению на фондовом рынке России допущены следующие виды ценных бумаг: государственные облигации, облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, простое и двойное складское свидетельство (и каждая его часть), коносамент, акция и приватизационные ценные бумаги, жилищные сертификаты.

Регулирование инвестиционной деятельности, связанное с защитой прав инвесторов, базируется на нормах законов "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". В случае приобретения 2% голосующих акций банк как инвестор приобретает право не просто участвовать в собрании акционеров эмитента, чьи акции он приобрел, но также внести не более двух предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизора) общества, число которых не может превышать количественного состава этого органа. Кроме того, банк-инвестор должен быть готов к тому, что лицам, владеющим 10 и более процентами акций, станет известна полная информация о количестве и категории (типе) принадлежащих ему акций. В то же время и сам банк в случае приобретения 10% голосующих акций получит право ознакомления с полным списком акционеров, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, содержащих имя (наименование) каждого акционера, его адрес (место нахождения), данные о количестве и категории (типе) принадлежащих ему акций.

С целью ограничения рисков, связанных с операциями с ценными бумагами, Банк России для коммерческих банков:

устанавливает обязательные экономические нормативы, определяет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;

устанавливает правила переоценки вложений в ценные бумаги и создания резервов под различные виды риска по операциям с ценными бум агами;

устанавливает требования к организационной структуре банка в части операций с ценными бумагами.

Обязательные экономические нормативы представляют собой количественные лимиты риска, принимаемого на себя кредитными организациями по различным типам рисковых активов, в том числе по ценным бумагам. Предельным случаем лимита риска является установление его на нулевом уровне, т.е. полный запрет на совершение некоторых видов операций кредитными организациями. Обязательные экономические нормативы ограничивают активность банков на рынках ценных бумаг двояко: во-первых, путем установления требований к капиталу (норматива достаточности капитала) по различным видам ценных бумаг (ограничение рисков неплатежеспособности); во-вторых, прямым ограничением размера вложений в ценные бумаги, в том числе одного эмитента (ограничение рисков концентрации)

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что рынок ценных бумаг только развивается, он зависит от мирового рынка ценных бумаг, но также имеет свои отличительные особенности в сфере налогообложения, государственного регулирования, промышленного производства. Необходимо отметить, что сегодня перед российским рынком ценных бумаг стоит ряд проблем, быстрое и эффективное решение, которых послужит толчком к его дальнейшему развитию и повышению активности участников рынка ценных бумаг. Решение этих проблем зависит от политики государства и других органов, которые регулируют рынок ценных бумаг.