Россия на международном финансовом рынке

Россия на международном финансовом рынке.

Статьи по теме
Искать по теме

Становление современного международного финансового рынка и основные его составляющие

"Финансово-денежный сектор как самостоятельный элемент денежного хозяйства формирует финансовый рынок.1

Мировой финансовый рынок – это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал".

"Денежный сектор, в состав которого входят финансовый и кредитный, представляет собой специфический рынок с его оборотами и доходами. Мировой финансовый рынок оказывает обществу финансовые услуги, снабжая его в нужный момент и в нужном месте деньгами. Другими словами, специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах мирового финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т. д.2

Мировой финансовый рынок по своей экономической сущности представляет собой систему определенных отношений и своеобразный механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами.

Финансовый рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного."2

"На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.3

Финансовый рынок – это не только средство перераспределения денежных ресурсов в экономике (на условиях платности), но и индикатор всего состояния экономики в целом. Суть финансового рынка заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.3

Функционирование финансового рынка тесно связано с определением процентных ставок, т. е. цены товара "деньги", проданного в форме кредита. Формирование системы процентных ставок – одна из важнейших функций финансового рынка, она оказывает влияние на уровень эффективности всей экономики.3

Основные функции, выполняемые международным финансовым рынком это:

- перераспределение и перелив капитала;

- экономия издержек обращения;

- ускорение концентрации и централизации капитала;

- меж временная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

- содействие процессу непрерывного воспроизводства"3

"Действующее законодательство Российской Федерации содержит емкое, но в то же время недостаточно четкое определение понятия "финансовые рынки."3

"Главным фактором формирования мирового финансового рынка в мировой экономике стал процесс глобализации, который наиболее прогрессировал именно в финансовой сфере. Предпосылкой этого явились три основных фактора:

- новые информационные технологии, связавшие основные финансовые центры и резко снизившие транзакционные издержки финансовых операций, и время, необходимое для их совершения;

- изменение условий деятельности финансовых институтов в связи с дерегулированием банковской деятельности;

- появление и развитие новых инструментов финансового рынка на основе главным образом механизмов хеджирования и управления рисками."4

Дерегулирование банковской деятельности, которое имело место в развитых странах в 80-90-х годах прошлого столетия, явилось ответом на усиление конкуренции на рынке банковских услуг и снижение рентабельности банковских операций, связанных с экспансией иностранного капитала на национальных финансовых рынках после краха Бреттон-Вудской системы.4

Дерегулирование сопровождалось расширенной приватизацией и секьюритизацией активов, снижением налогов и комиссионных сборов с финансовых транзакций, формированием сети оффшорных банков, функционирующих в льготном режиме.4

В процессе дерегулирования были сняты ограничения на проведение банками и другими финансовыми учреждениями разносторонних финансовых операций: инвестиционные банки получили возможность заниматься коммерческим кредитованием, коммерческие банки – эмиссионно-учредительской деятельностью, страхованием, торговлей фьючерсами, опционами и т.д."4

"В результате возникли финансовые холдинги, предлагающие клиенту полный набор услуг в области финансового консультирования и посредничества. Именно эти финансовые холдинги в настоящее время доминируют на мировом финансовом рынке. Этому способствовали такие системные факторы, как формирование глобальных финансовых сетей, в центре которых находятся эти холдинги, эффект синергетики в связи с объединением в одну систему всех видов финансовой деятельности и эффект масштаба, связанный с волной слияний крупнейших финансовых институтов.5

Рост неопределенности на финансовом рынке, в частности, в отношении валют и ценных бумаг, стимулирует развитие механизмов управления рисками. Традиционные финансовые инструменты дополняются новыми видами ценных бумаг и обязательств – деривативами, являющимися производными от других ценных бумаг".

"Деривативы открывают возможности для игры на изменении валют, акций, других видов финансовых активов. Особенностью данного рынка является то, что, позволяя перераспределять риски и снижать их уровень для отдельных участников финансовой операции, его функционирование ведет к повышению общего уровня системного риска.6

Транзакции с деривативами оказались, по существу, вне системы правового регулирования и открыли возможности для широкомасштабных спекуляций, ускоряя процесс обособления валютно-финансовой сферы от реальной экономики. Финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров роль. За последние 20 лет прошлого века ежедневный объем сделок на мировых валютных рынках возрос с 1 млрд. долл. до 1200 млрд. долл., а объем торговли товарами и услугами – всего на 50%".

"В то же время, отрыв финансовой системы от реальной экономики не означает, что связь между ними исчезает. Наоборот, связь и зависимость расширяются, но приобретают непредсказуемый характер. Сфера финансовых операций начинает в растущих масштабах аккумулировать капитал, который не превращается в прямые инвестиции, а преобразуется в спекулятивный. Развивается феномен "экономики мыльного пузыря". Последствия лопнувшего в середине 1990-х годов "пузыря" в течение достаточно длительного периода переживала экономика Японии.7

Неконтролируемое трансграничное перемещение огромных масс капитала происходит в основном в виде краткосрочных портфельных инвестиций, и концентрация его в сфере финансовых спекуляций порождает растущую нестабильность всей системы мирового рынка, о чем свидетельствуют валютно-финансовые кризисы 1987, 1997-1998 и 2008-2009 годов.7

Данные кризисы потрясли всю систему международного финансового рынка, актуализировав вопрос о пересмотре ряда фундаментальных догм неолиберализма. Речь идет о признании того, что стихийные процессы в условиях глобального рынка не укладываются в концепцию монетаризма, так как зависимость между денежной массой, находящейся в обращении, и динамикой номинального ВВП сделалась нестабильной. Государство во многом теряет контроль над движением капитала. 7

Можно выделить несколько узловых проблем, теснейшим образом связанных между собой, без решения которых невозможно избежать дальнейшего развития глобальных кризисных ситуаций: это проблемы национальных валютных систем в условиях глобализации, мирового долгового кризиса и открытости рынка товаров и услуг".

"Резко возросшая степень интеграции мировой экономики объективно требует создания мировой валютной системы как необходимого инструмента международных и внутригосударственных расчетов. Но осуществление подобного шага означало бы разрушение национальных валютных систем и значительное ограничение государственного суверенитета не только в финансово-кредитной, но и социально-экономической и политической сферах. Речь идет, по существу, о создании общемирового государства, к чему человечество явно не готово.8

В то же время доллар, который долгое время в послевоенном мире играл роль мировой валюты, постепенно теряет свою гегемонию. Прежде всего, потому, что экономика США, несмотря на статус США как сверхдержавы, производит только 22% от мирового ВВП, что не может обеспечить необходимую ликвидность на мировом рынке.8

Кроме того, позиции доллара подрывает огромный бюджетный дефицит США. Наконец, другие развитые или новые индустриальные государства не могут мириться с гегемонией валюты одной державы и со всеми преимуществами, приобретаемыми этой страной в связи с подобной гегемонией.8

Роль мировых денег в настоящее время выполняют три мировых валюты: доллар, евро и иена. Также отметим, что Китай, в настоящее время активно продвигает юань. Остальные национальные валютные системы вынуждены их использовать в качестве резервной валюты и в международных расчетах".

Такая ситуация создает растущую нестабильность мирового финансового рынка и требует активизации действий правительств и центральных банков в области координации валютно-кредитной и общеэкономической политики. События последних лет показывают, что существующих инструментов регулирования мирового финансового рынка недостаточно. Отсюда – лихорадочные поиски новых идей и концепций – выдвигаются идеи создания единой мировой валютной системы и мирового центрального банка."8

"Эти предложения встречаются международными экспертами с большой долей скептицизма. Причина в том, что интеграция валютной системы предполагает высокую степень интеграции в экономике и политике, тогда как в условиях острого соперничества на мировом рынке основных экономических центров Северной Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии реальные процессы интеграции идут по линии создания региональных валютных блоков.9

Регионализация порождена глобализацией, и в то же время формирование региональных блоков препятствует процессам глобализации. Интеграционные процессы внутри блоков позволяют объединить интеллектуальные и материальные ресурсы стран региона и создать более благоприятные условия для их экономического развития и конкурентных преимуществ на мировом рынке.

"Кроме того, формирование блоков является своего рода защитной реакцией на дестабилизацию экономической ситуации и мировые финансовые кризисы.9

Если говорить о развитии международного финансового рынка в исторической ретроспективе, то необходимо признать, что формирование мирового финансового рынка стало ощущаться в начале 60-х годов ХХ в. и происходило на базе интернационализации международных операций национальных рынков ссудных капиталов.9

До этого момента в силу ряда исторических причин – мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, Второй мировой войны, существовавших валютных ограничений, жесткого регулирования рынка – финансовый рынок был практически парализован. Так, например, в США правило "Q" Федерального резервного акта 1937 года предусматривало ограничение выплат по депозитам американскими банками.9

В 1958 году по депозитам сроком от 30 до 90 дней выплачивался 1% вознаграждения, от 3 до 6 месяцев – 2,5%, более 6 месяцев 3%. При этом рыночные ставки по кредитам были значительно выше. Подобное регулирование побуждало вкладчиков к инвестированию долларов в неамериканские банки, в долларовые вклады, которые не подчинялись ограничительному национальному регулированию."9

"В первоначальный период рынок капиталов развивался медленно и преимущественно как международный денежный рынок, где с конца 50-х годов осуществлялись краткосрочные операции (сроком до года), притом, что уже тогда сформировался значительный спрос на долгосрочные ссуды.10

Пролонгация ссуд (часто на срок до 15 лет) способствовала активизации мирового финансового рынка. В конце 1960-х годов темпы его развития стали увеличиваться, а к концу столетия достигли значительных масштабов.

Интеграционные процессы на глобальном финансовом рынке фактически формируют единую систему процентных ставок и способствуют сужению круга обращающихся на нем валют. Происходит превращение ведущих национальных компаний и банков в транснациональные. Именно они ввиду необходимости получения дополнительной прибыли способствуют тому, что свободные активы инвестируются в производственные и финансовые структуры за рубежом, а в случае необходимости на мировом рынке заимствуется дополнительный капитал.10

Таким образом, оказывается значительное влияние на развитие операций, связанных с движением капитала, а иногда и на состояние отдельных национальных экономик. Следует отметить, что процессы развития мирового финансового рынка, с одной стороны, приводят к сближению и объединению отдельных рынков, а с другой стороны, имеет место стремление к их изоляции с целью ограждения национальных экономик от пагубного влияния процессов, связанных со свободным перетоком капитала. В современных условиях стремление к изоляции национальных экономик вступает в противоречие с процессом интернационализации мирового хозяйства и не приносит желаемых результатов."10

"Важным условием функционирования мировой экономики является свобода в области движения капиталов на мировом рынке. В связи с этим на протяжении всего послевоенного периода проводилась политика постепенного снятия внешнеторговых и валютных ограничений. Вид и степень государственного вмешательства в операции на международном финансовом рынке менялись в зависимости от валютного положения отдельных стран и состояния их экономики. 11

Постепенно в результате интернационализации мировая экономика принимает качественно новое содержание, формируется глобальный интегрированный финансовый рынок, внутри которого происходит постоянный взаимный переток капиталов, краткосрочные вложения трансформируются в средне – и долгосрочные кредиты, эмиссия ценных бумаг заменяет обычные банковские кредиты. 11

С середины 70-х годов происходит резкий рост объемов эмиссии краткосрочных долговых инструментов на еврорынке. Особенно быстрый рост происходит на рынке еврооблигаций.11

Общий объем ценных бумаг в мире на сегодняшний день исчисляется астрономическими показателями. Таким образом, налицо тенденция исключительных темпов развития мирового финансового рынка, как в целом, так и отдельных его элементов."

"Мировой финансовый рынок, в настоящее время, включает в себя различные типы рынков:

- внебиржевые нерегулируемые валютные рынки, объединяющие финансовые институты разных стран. Торги на них осуществляются путем электронных переводов через глобальные компьютерные сети;

- биржевой и внебиржевой рынки облигаций, позволяющие иностранным эмитентам впускать свои ценные долговые бумаги на крупных национальных рынках. Финансовыми центрами этих рынков являются такие страны, как США, Великобритания, Япония, Германия, Швейцария и Люксембург;

- рынок синдицированных еврокредитов позволяет международным заемщикам осуществлять фондирование в форме банковских кредитов сразу из нескольких стран. Финансовыми центрами являются Лондон, Франкфурт, Цюрих, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур и др.;

- рынки еврооблигаций и евро коммерческих и других долговых бумаг. Международные заемщики получают доступ к кредитным ресурсам инвестиционных фондов, хедж фондов, взаимных фондов, пенсионных фондов, страховых компаний, казначейских департаментов крупных корпораций, частных банков других стран;

- рынки производных инструментов, обеспечивающие перемещение финансового капитала через национальные границы и совершение сделок между экономическими агентами резидентами различных государств.12

Вместе с тем мировой финансовый рынок – это система взаимосвязанных рынков: денежного, на котором совершаются операции с долговыми инструментами сроком от 1 дня до 1 года; кредитного, обслуживающего предоставление ссуд на более длительный период; ценных бумаг (эмиссия и купля-продажа последних).12

Основные участники международного финансового рынка

"Современная структура мирового финансового рынка предполагает перераспределение кредитных ресурсов между национальными экономиками, где конечные участники операции – кредитор и заемщик – резиденты разных стран. Участники международного финансового рынка, с институциональной точки зрения – это обширная совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений".

"В последнее время происходит увеличение доли долговых инструментов в структуре капитала корпораций и банков, являющихся основными заемщиками на рынках капиталов. Доступ на мировые рынки долгового финансирования для большинства заемщиков значительно упрощен, требуются меньшие издержки на проведение операций, и предъявляются менее жесткие требования к раскрытию информации. Одновременно крупные заимствования на регулярной основе осуществляют государства, которые в силу своего статуса не могут обращаться к рынкам, где осуществляет кредитование акционерный капитал.13

Для каждого из рынков в составе международного финансового рынка при всем их многообразии часто характерны одни и те же участники. Их можно классифицировать по следующим основным признакам:

- характер участия субъектов в операциях;

- цели и мотивы участия;

- типы эмитентов и их характеристики;

- типы инвесторов и должников;

- страны происхождения субъектов.13

По характеру участия в операциях субъектов рынка можно разделить на две категории: прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные) участники.13

К первой категории относятся биржевые члены соответствующих рынков производных финансовых инструментов, заключающие сделки за свой счет и/или за счет и по поручению клиентов, не являющихся биржевыми членами и вынужденных обращаться к услугам первых. Эти клиенты и составляют вторую категорию. На внебиржевом рынке долговых инструментов рынка капитала прямыми участниками рынка являются крупнейшие маркетмейкеры, а все остальные – косвенными."

"По целям и мотивам участия в операциях на рынке участники рынка разделяются на хеджеров и спекулянтов.

Хеджер – это лицо, страхующее ценовые риски, риски трансфертов, присущие финансовым инструментам, свои активы или конкретные сделки на рынке спот. Обязательствам хеджера, возникающим в ходе сделки, как правило, соответствует реальный финансовый инструмент, которым он располагает в настоящий момент или будет располагать к моменту исполнения контракта.14

Хеджирование – это операция страхования от риска изменения цен путем занятия на параллельном рынке противоположной позиции.14

Хеджирование дает возможность застраховать себя от возможных потерь к моменту ликвидации сделки на срок; обеспечивает повышение гибкости и эффективности коммерческих операций; обеспечивает снижение затрат на финансирование торговли реальными товарами; позволяет уменьшить риски сторон (потери от изменения цен на товар компенсируются выигрышем по фьючерсам). Говоря проще, хеджирование – это действие, предпринимаемое покупателем или продавцом для защиты своего дохода от нежелательного изменения цен в будущем. 14

Инвестор, приобретая пакет акций, в результате падения стоимости может получить большие потери. Механизм хеджирования сводится к заключению срочного контракта, в котором устанавливается цена поставки базисного актива. Рынок производных контрактов предоставляет инвестору возможность заключить ряд сделок с целью страхования от таких потерь. Риск в подобных сделках часто берет на себя спекулянт, выступая контрагентом хеджера".

"Спекулянт – это лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы в стоимости базисных активов, которая может возникнуть во времени. У них нет намерения страховать имеющиеся или будущие позиции от риска. Движение, наоборот, является для них наиболее желанным. Спекулянты совершают покупку (продажу) контрактов, с тем чтобы позднее продать (купить) их по более высокой (низкой) цене.

Подразделение субъектов рынка по типам эмитентов и их характеристикам позволяет выделить следующие основные категории:

- международные и межнациональные агентства;

- национальные правительства и суверенные заемщики;

- провинциальные и региональные правительства (администрации штатов, областей);

- муниципальные правительства (муниципалитеты);

- корпорации, банки и другие организации.15

"Крупнейшими участниками мирового финансового рынка являются: Мировой банк, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.

На мировом рынке капиталов субъекты, связанные понятием "эмитент", объединяются по их кредитным рейтингам.15

Инвестиционными объектами принято считать облигации компаний с высокими и устойчивыми показателями доходности и экономического состояния. С точки зрения эмиссии ценных бумаг основными операторами рынка капиталов выступают крупнейшие банки и корпорации.15

В последнее время активную роль на мировых долговых рынках играют центральные банки. Интенсивное накопление валютных резервов данной категории инвесторов приводит к усилению их позиции. Они осуществляют эффективное управление, финансовыми ресурсами страны, включая валютную интервенцию. Каждый центральный банк проводит собственную инвестиционную политику. В настоящее время спектр финансовых инструментов весьма расширился, соответственно расширяются и дифференцируются сами инвестиционные портфели центральных банков."15

"По типу инвесторов можно выделить две основные группы: частные и институциональные. В период становления еврорынка основными держателями еврооблигаций были частные инвесторы. Частные инвесторы, осуществляющие операции с ценными бумагами, представляют собой физические лица, стремящиеся расширить возможности вложения своих валютных сбережений и увеличить доход путем приобретения ценных бумаг.16

Важнейшей тенденцией последнего десятилетия на долговых рынках стал количественный и качественный рост институциональных инвесторов или финансовых институтов коллективного инвестирования. Происходит усиление роли страховых компаний, пенсионных и взаимных фондов, инвестиционных компаний, что ведет к ориентации инвестиций на фондовые ценности, так как они носят долгосрочный характер.16

В систематизированном виде инвесторы могут быть представлены следующим образом16:

- частные инвесторы;

- институциональные инвесторы, в т.ч.:

- банки;

- государственные учреждения;

- международные финансовые институты;

- пенсионные фонды;

- страховые фонды и компании;

взаимные инвестиционные фонды;

менеджеры вкладов;

крупные корпорации.

В числе доминирующих тенденций на мировом финансовом рынке отмечается стремление к устранению посредников. Указанный процесс получил название "дезинтермидация".

"Международный финансовый рынок может быть первичным, вторичным и третичным.

На первичном рынке размещаются новые выпуски долговых инструментов. Обычно это происходит при содействии крупных инвестиционных институтов.17

На вторичном рынке продаются и покупаются уже выпущенные инструменты. Вторичный рынок образуется в результате превышения спроса со стороны международных инвесторов над предложением определенных инструментов на первичном рынке.17

Третичный рынок это торговля производными финансовыми инструментами. Третичный рынок вырос из срочного рынка. Вместе с тем он весьма динамично развивается. В основе быстрого развития данного рынка лежит лавинообразное появление новых инструментов, призванных стимулировать своим разнообразием развитие финансового рынка в условиях резко меняющейся обстановки в мировой экономике и международных экономических отношениях.

Современное состояние международного финансового рынка

"В последние десятилетия мировой финансовый рынок (МФР) получил широкое развитие и в настоящее время играет ведущую роль в функционировании международной экономической системы. Среди тенденций развития МФР можно выделить следующие: глобализацию, интернационализацию, институционализацию, дезинтермедиация, рост международной конкуренции, интеграцию, конвергенцию, информатизацию, компьютеризацию и концентрацию мировых рынков:"17

1) Глобализация МФР выражается в увеличении его доли в операциях кредитования и заимствования резидентами различных стран;

2) Интернационализация МФР заключается в том, что широкая диверсификация деятельности субъектов мирового хозяйства по странам и регионам не позволяет определить их национальную принадлежность;

3) Интеграция МФР является одной из наиболее заметных тенденций развития МФС. Интеграционные процессы способствовали повышению мобильности капитала и снижению транзакционных издержек;

4) Конвергенция МФР – процесс, схожий с интеграцией, заключающийся в постепенном стирании границ между секторами международного финансового рынка;

5) Важнейшей тенденцией конца 90-х гг. ХХ века стал количественный и качественный рост институциональных инвесторов. Процесс институционализации МФР выражается в усилении роли страховых компаний, пенсионных и взаимных фондов, инвестиционных компаний;18

6) Другой заметной тенденцией МФР, оказавшей существенное значение на интеграционные процессы в банковской деятельности, явилась дезинтермедиация (Disintermediation- "вымывание посредничества"). Другими словами исключение финансовых посредников (брокеров, банков) из сделок между заемщиками и кредиторами или покупателями и продавцами на финансовых рынках, позволяющее обеим сторонам финансовой сделки уменьшить свои расходы, отказавшись от платежей комиссий и других сборов. Под влиянием дезинтермедиации и конкуренции на МФР банки все глубже внедряются в сферу деятельности финансовых и биржевых организаций, образуя биржевые компании, используя новые финансовые инструменты и технологии для управления портфелями ценных бумаг;

7) Усиление международной конкуренции также выражается в ее росте среди субъектов МФР, являющимися резидентами разных стран. Рост конкуренции за последние двадцать лет среди глобальных компаний и финансовых учреждений привел, с одной стороны, к повышению эффективности функционирования МФР, а, с другой стороны, к повышению требований к финансовым институтам с точки зрения экономической эффективности их деятельности;

8) Усиливающаяся конкуренция в определенной степени повлияла на процесс концентрации МФР, который характерен абсолютно для всех участников МФР и особенно для банков. Концентрация происходит путем слияния и поглощения, причем эти сделки приобретают наднациональный характер.

9) Компьютеризация и информатизация являются основными тенденциями развития МФР, поскольку вся его деятельность на современном этапе осуществляется посредством компьютерных информационных технологий. Участники МФР принимают решения на основе сложного компьютерного моделирования, статистического анализа огромного массива данных, применения методов математико-статистических симуляций и нейроновых систем прогнозирования.

Международная финансовая интеграция предопределяет трансформацию международного и национального рынков финансовых активов в единый трансграничный мировой рынок, характеризующийся свободным движением капиталов и интегрированным процессом ценообразования. Движущими силами этого процесса является деятельность транснациональных корпораций, а также геополитические и геоэкономические интересы мировых держав."19

"Превращение субъектов национальных финансовых рынков в субъекты единого рынка резко увеличивает их возможности по управлению финансовыми активами, создает условия для диверсификации активов и проведения операций хеджирования рисков. Обращение финансовых активов национальных эмитентов вне национальных границ обеспечивает их справедливую оценку и высокую ликвидность, а также положительно влияет на финансовую устойчивость эмитентов, позволяя оперативно привлекать необходимые ресурсы и эффективно управлять денежными потоками. Ориентация на единые мировые цены способствует устойчивости национальных финансовых рынков и уменьшает риски инвестиционного процесса.

Вместе с углублением финансовой интеграции увеличилось влияние международного капитала на процессы, протекающие в реальном секторе национальных экономик. Вслед за очевидными преимуществами, связанными с привлечением сравнительно дешевых финансовых ресурсов в виде кредитов и инвестиций, интеграция в мировую финансовую систему увеличила риски для стран с развивающейся экономикой. Глобализация послужила предпосылкой быстрого роста региональных центров, взявших на себя функции своеобразных проводников международного капитала на внутренние рынки."20

Современное состояние международного финансового рынка, в первую очередь задается итогами мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, который, в очередной раз наглядно продемонстрировал, что финансовые рынки могут быть источником серьезных экономических потрясений. 20

Именно чрезмерный, неконтролируемый рост ряда сегментов финансового рынка, в первую очередь американских бумаг с ипотечным покрытием (MBS) и внебиржевых производных финансовых инструментов (в значительной степени связанных с MBS) лежал в основе финансового кризиса. Кризис начал разворачиваться в 2007 г., достиг апогея в сентябре 2008 г. (банкротство Lehman Brothers, фактическая национализация страховой компании ING, ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac) и затем перерос в глобальный экономический кризис с сопутствующими ему ростом безработицы, снижением производства и капиталовложений."20

"Кризис показал, что без должной системы контроля и риск менеджмента, без координации деятельности регулирующих органов в масштабах мировой экономики финансовые рынки из силы созидательной превращаются в силу разрушительную. И это, по мнению специалистов, обратная сторона процесса, который принято называть глобализацией и который в первую очередь связывают с финансовыми рынками."

"Глобальные масштабы кризиса потребовали объединения усилий правительств ведущих стран мира. Пожалуй, впервые их действия по борьбе с кризисом носили столь скоординированный характер.

В отсутствие наднациональных органов регулирования мировой экономики функции координации и согласования экономической политики, выработки общих "правил игры" взяли на себя международные форумы – Группа 20-ти и Совет по финансовой стабильности. Вместе с тем активизировалась и работа профильных международных организаций, решающих конкретные задачи – от оказания помощи в форме кредитов до разработки стандартов: МВФ, Мирового банка, Банка международных расчетов, ЕС, ОЭСР, Международной организации регуляторов фондового рынка (IOSCO), Международной ассоциации регуляторов страхового рынка (IAIS), Международного совета по стандартам отчетности (IASB), Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и др.22

Результатом совместных действий по борьбе с кризисом явилось, как известно, то, что благодаря беспрецедентным одновременным мерам помощи финансовым институтам со стороны государства в ведущих странах мира удалось избежать коллапса финансовой системы (но при этом резко обострилась проблема государственного долга в целом ряде стран, включая США). Результаты этой помощи оцениваются неоднозначно, что, впрочем, естественно, и так бывает всегда при реализации любых масштабных мероприятий экономической политики: одни пишут об успехах в стабилизации, другие предрекают очередной кризис."22

"При этом, однако, можно говорить о том, что в посткризисный период произошли важные изменения в регулировании финансовых рынков, направленные на решение тех проблем, которые привели к накоплению и реализации системных рисков, породивших кризис.

1) Мировой финансовый рынок – это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал. Мировой финансовый рынок оказывает обществу финансовые услуги, снабжая его в нужный момент и в нужном месте деньгами. Другими словами, специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах мирового финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т. д.;

2) Основные функции, выполняемые международным финансовым рынком это:

- перераспределение и перелив капитала;

- экономия издержек обращения;

- ускорение концентрации и централизации капитала;

- меж временная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

- содействие процессу непрерывного воспроизводства;

3) Современная структура мирового финансового рынка предполагает перераспределение кредитных ресурсов между национальными экономиками, где конечные участники операции – кредитор и заемщик – резиденты разных стран. Участники международного финансового рынка, с институциональной точки зрения – это обширная совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.23

4) В последние десятилетия мировой финансовый рынок (МФР) получил широкое развитие и в настоящее время играет ведущую роль в функционировании международной экономической системы. Среди тенденций развития МФР можно выделить следующие: глобализацию, интернационализацию, институционализацию, дизинтермидацию, рост международной конкуренции, интеграцию, конвергенцию, информатизацию, компьютеризацию и концентрацию мировых рынков.

5) Современное состояние международного финансового рынка, в первую очередь задается итогами мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, который, в очередной раз наглядно продемонстрировал, что финансовые рынки могут быть источником серьезных экономических потрясений. Результатом совместных действий по борьбе с кризисом явилось, как известно, то, что благодаря беспрецедентным одновременным мерам помощи финансовым институтам со стороны государства в ведущих странах мира удалось избежать коллапса финансовой системы (но при этом резко обострилась проблема государственного долга в целом ряде стран, включая США).".

Особенности интеграции России в международные финансовые рынки

Быстрый процесс глобализации экономики в мировом масштабе, создают предпосылки инвестирования в реальный сектор российской экономики, что в свою очередь отражается в финансовом аспекте информационно – экономической среды, но так как финансовая система страны в целом является слабой и неэффективной существует ряд угроз извне.

"Впервые, процесс введения России в мировой финансовый рынок начал развиваться в 1990 годы. За прошедший с этого времени период, степень интегрированности России в мировое хозяйство скачкообразно возросла, хотя ее удельный вес в нем очень невелик, а позиции – не самые прочные".

"Говоря о включении России в мировую экономическую систему, нельзя не упомянуть факт присоединения России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации 22 августа 2013 года".

"С развитием и постепенным расширением торговых связей на мировом уровне особое значение для современных финансовых систем приобретает деятельность Всемирной торговой организации (ВТО) (доля объема производства участников Всемирной торговой организации в ВВП мира составляет 97%)."27

Несмотря на основные цели деятельности ВТО, она также является определенным регулятором, а соответственно, и фактором влияния на объемы и направление мировых финансовых потоков, что отражается на финансовой устойчивости и стабильности того или иного государства".

Стоит обратить внимание на то, что возрастание объема реализации товаров (товарооборота) влечет за собой рост объема движения и кругооборота капиталов, которые функционируют в национальных финансовых системах, что помогает в развитии основных частей национальной экономики. В то же время эксперты экономики полагают, что основной целью ВТО является систематическое распространение базовых принципов и условий торговли. Тем не менее ситуация такова, что на практике стимулирование экономического роста на национальном уровне не производится в должной степени. Свободная торговля не создает нужных условий для повышения уровня жизни населения стран с развивающейся экономикой, в выгодном положении оказываются только развитые страны и их жители.

Для России движение в сторону достижения стандартов мировой экономики, в особенности в финансовой сфере, представляет собой реальный шанс приблизиться к основам и базовым принципам существующей демократии и современной рыночной экономики, действия которой направлены на увеличение благосостояния общества в целом. Государство должно быть заинтересовано в ликвидации возникающих на данном пути развития проблем, понимая при этом всю важность проводимых мер.

Характерными чертами российской интеграции в международную финансовую систему являются:

- необходимость увеличения объемов капитализации финансовых активов;

- необходимость увеличения доли недорогих ресурсов в долгосрочном периоде для не освоенных рыночных категорий (лизинг, кредитование общественного сектора, ипотечное кредитование);

- необходимость облегчение доступа на мировые рынки капиталов.

В случае успешного вхождения России в мировую финансовую систему ожидается рост потока финансовых активов, в том числе долгосрочных, а также появление возможности более свободного кредитования и инвестирования.

Для того, чтобы использовать преимущества внедрения в международную финансовую систему, необходимо систематически предпринимать следующие меры:

- отмена ограничений, связанных с наличием иностранных банков на территории РФ и всех операций, проводимых ими;

-объединение небанковских частей финансовой системы, увеличение размеров нижней границы уставного капитала для компаний страховой, инвестиционной и финансовой направленности деятельности, ослабление ограничений доступа иностранных капиталов в небанковскую сферу финансовой системы;

- ускорение грамотного взаимодействия законов в финансовой и банковской сфере с европейским законодательством;

- обеспечение предоставления срочных финансовых услуг;

- повышение уровня взаимодействия основных финансовых институтов на финансовом рынке в мировом масштабе.

Процессы мировой финансовой интеграции в развивающихся экономиках стран, подобных России имеют ряд значимых отличий:

1. Из всех имеющихся форм международного движения капитала в подобных странах наибольшее значение имеют прямые иностранные инвестиции.

2. В подобных странах банковская сфера значительно более развита по сравнению с небанковскими финансовыми институтами.

3. В целом роль банковского и финансового сектора имеет меньшее значение, если сравнивать с положением данных секторов в экономике развитых стран.

4. Ослабление ограничений в сфере финансовых услуг происходит медленно, особенно это видно при рассмотрении деятельности на мировом финансовом рынке.

Таким образом, говоря об интеграции, мы по сути говорим об интернационализации банковского сектора.

До недавних пор основным направлением внедрения России в мировую финансовую систему являлась взаимодействие с ключевыми финансовыми институтами: Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Выше перечисленные финансовые институты является знаковыми источниками обеспечения экономик стран кредитными и инвестиционными ресурсами.

Результаты сотрудничества России с вышеупомянутыми институтами напрямую связаны с эффективностью и успешностью интеграции страны в мировую финансовую систему. Тем не менее, впоследствии, мы наблюдаем изменение положения дел в данном аспекте.

В процессе разрешения вопросов внедрения России в международную финансовую систему необходимо решение основных проблем и задач, возникающих на пути к интеграции.

Во-первых, следует произвести изменения национального финансового механизма в целом, части которого должны действовать, исходя из принципов рыночного механизма.

Внутренние экономические особенности страны, которые являются неотъемлемой частью национальной экономики, не должны идти в разрез с принципами функционирования мировой финансовой системы и тормозить процессы внедрения страны на мировой уровень.

Во-вторых, соответствие законов России в финансовой сфере мировым стандартам и критериям.

В итоге после учета основных особенностей общего развития финансовой системы России, для увеличения доли и повышения качества финансового рынка России при имеющейся конъюнктуре (соотношение спроса и предложения), необходимо разрешить следующие вопросы:

- ориентация проводимых экономических реформ на рост уровня качества жизни граждан, поощрение населения к сбережению и, как следствие повышение инвестиционного потенциала и развития финансовой сферы в целом;

- достижение усиления устойчивости платежного и торгового баланса путем переориентации внутреннего производства и экспорта при достаточном уровне конкурентоспособности;

- поддержание достаточного уровня развития инфраструктуры финансового характера путем установления справедливых и рациональных цен на финансовые услуги, предоставляемые посредниками;

- обеспечение доступности информации об осуществляемой деятельности, применение стандартов международных правовых норм к российскому финансовому законодательству, которое в дальнейшем позволит усовершенствовать законодательную базу России в сфере финансовых услуг.

Из выше сказанного следует, что разрешение проблем и задач роста национальной экономики России напрямую зависит от грамотного, последовательного внедрения страны в международную финансовую систему.

Результаты интеграции России в мировое пространство наглядно прослеживаются уже на сегодняшний день. Для усиления эффекта интеграционной деятельности необходимо систематически производить корректировку политики государства в сфере экономики для обеспечения роста объемов потоков иностранных инвестиций в Россию, что является крайне актуальным в текущей экономической ситуации, характерной особенностью которой является отток отечественного капитала за пределы страны из-за девальвации рубля в конце 2014 года.

Интересы России на международном финансовом рынке

Интересы России на мировом финансовом рынке главным образом характеризуется т.н. проблемой "Мировой валюты".

"Экономические и финансовые потрясения последних лет поставили в повестку дня задачу существенного изменения существующей мировой валютно-финансовой архитектуры. На саммите лидеров стран БРИКС в марте 2012 г. во многих выступлениях выражалась мысль о том, что современная финансовая система работает недостаточно эффективно. В существующем сегодня многополярном мире доминирование доллара и евро в международных финансовых потоках уже не соответствует потребностям развития глобальной экономики. Именно поэтому государства с растущим индустриальным и финансовым потенциалом (прежде всего это Россия, Бразилия, Индия и Китай) все активнее ставят вопрос о возможном усилении роли своих национальных валют в мировой валютно-финансовой системе".

Экономический кризис 2008-2009 гг. отразился в том числе из положительной стороны на экономике стран с развивающимся рынкам и богатым производительным и денежным потенциалом. После стабилизации экономики по завершению кризиса экономический вес этих государств в мировом масштабе возрос в отношении международных экономических организаций.

Такие страны как: Россия, Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка, в итоге получают больше возможностей изменения характера принимаемых решений в масштабах международной экономической политики, направленных на удовлетворение собственных интересов.

Нужно отметить, что финансовый кризис значительно повлиял на потенциал Западной Европы экономического характера.

Возможность Евросоюза в восстановлении экономического порядка также ограничены, как и ресурсы. Также мы наблюдаем усиления влияния развивающихся рынков. Например, многие индустриальные и финансовые западные компании становятся собственностью азиатских и арабских структур бизнеса.

"Для того, чтобы получить определенные конкурентные преимущества в будущем, Россия, Бразилия, Индия и Китай должны четко определить свои интересы и приоритеты. Они должны добиваться создания новой валютно-финансовой архитектуры, которая уменьшит вероятность будущих финансовых кризисов и смягчит их последствия. Предоставленные нерегулируемой рыночной стихии, глобальные финансовые рынки в хорошие времена готовы давать слишком щедрые кредиты по невысоким ставкам. Но стоит наступить кризисным временам, как доступ к финансовым ресурсам затрудняется. Единственная эффективная мера – антициклическое управление движением капитала.29

Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того, чтобы высказывать недовольство усилением государственного регулирования движения капиталов, Международный валютный фонд должен помогать всем странам в разработке программ такого регулирования и их практическом внедрении. Важным направлением преодоления последствий финансового кризиса должна стать прозрачность всех сфер экономической жизни".

Многие российские и зарубежные бизнесмены имеют возможность уклоняться от выплаты налогов из-за наличия "банковской тайны счетов" в Лондоне, Люксембурге, Сингапуре, и прочих финансовых центрах, что влечет за собой огромные недоплаты в федеральные бюджеты в размерах сотен миллиардов долларов США в год. Рассмотрим неэффективность нынешней валютно-финансовой системы ниже.

"Современная мировая валютная система была построена на конференции Международного валютного фонда в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы стали плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт. Переход к гибким обменным курсам предполагал, что в результате свободного плавания валют уменьшатся различия в уровнях инфляции в различных странах, уравновесятся платежные балансы, расширятся возможности для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками. 30

Изначально Ямайская валютная система задумывалась как полицентричная, т.е. основанная не на одном долларе США, а на нескольких ключевых валютах ведущих мировых финансовых центров. Основным средством международных расчетов стали свободно конвертируемые валюты, а также периодически эмитируемые Международным валютным фондом специальные права заимствования (Special Drawing Right – СДР). Ямайская валютная система устранила существовавшие ранее пределы колебаний валют, и последние стали формироваться под воздействием спроса и предложения на мировых валютных рынках".

"Центральные банки стран-участников Ямайской валютной системы не обязаны были вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания паритетов национальной валюты, хотя до настоящего времени большинство центральных банков осуществляют валютные интервенции для стабилизации своих валют. Международный валютный фонд призван наблюдать за политикой стран-участников в области валютных ; при этом страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать перестройке платежных балансов, или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ. 31

Одним из наиболее важных принципов, положенных в основу измененного устава МВФ, стала "демонетизация" золота – упразднение его официальной цены и устранение из валютной системы, международных расчетов и кредитных отношений. С отменой монетного паритета золота резко возрос приток американской валюты в международный платежный оборот, стал динамично развиваться рынок евровалют. Вместе с тем свободный режим установления валют способствовал развитию в валютной сфере тенденции к полицентризму с ярко выраженными признаками утраты долларом роли валютного эталона".

Уже тридцать девять лет мы наблюдаем работу Ямайской валютной системы. Нельзя не заметить наличие у этой системы некоторых недостатков, но, несмотря на них, система в целом обеспечивает эффективное функционирование мировой экономики. Одной из причин снижение эффективности является широкий спектр возможных путей осуществления деятельности разными странами в рамках ныне действующей системы. В последние годы мы замечаем значительное уменьшение количество стран, привязывающих свои национальные валюты к доллару США и СДР. Страны с плавающим валютным курсом поддерживают его при помощи осуществления управления этим плаванием.

По моему мнению, политика Банка России является наиболее ярким примером выше упомянутого валютного курса. Американский доллар, несмотря ни на что, занимает лидирующие позиции, в Ямайской валютной системе и по сей день. Существует ряд обстоятельств, способствующих использованию доллара, как основного средства платежа в мировом масштабе.

Во-первых, с момента введения в мировую практику Бреттонвудской валютной системы финансовые институты и правительства большей части стран мира имеют большие запасы долларов и долларовых ценных бумаг.

Во вторых, наблюдается систематический дефицит валют представленных как альтернативы доллару.

В третьих, евродолларовый рынок,производит доллары и долларовые ценные бумаги не учитывая, нынешнее состояние платежного баланса США, таким образом, способствуя обеспечению международной валютной системы средствами, необходимыми для проведения финансовых и торговых операций. Сильные колебания курса доллара США всегда являлись отличительной чертой Ямайской валютной системы, что явилось основной причиной целого ряда последующих валютный кризисов, которые в значительной степени нарушили стабильность мировой экономики.

"Основным недостатком современной мировой валютной системы является то, что она оказалась неспособной обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями "горячих денег", валютными спекуляциями. Именно поэтому большинство центральных банков предпочитает регулировать "плавание" национальных валют разными методами валютной политики.

"В последние годы на саммитах ведущих индустриальных стран обсуждаются идеи замены доллара коллективной валютой Международного валютного фонда – специальными правами заимствования (СДР) или новыми региональными коллективными валютами. Однако более чем 30-летняя практика использования СДР в качестве мировых денег показывает, что и эта валюта не свободна от недостатков. Эмиссия СДР осуществляется Фондом эпизодически и ее масштабы явно недостаточны для обеспечения потребностей глобальной экономики."32

"Распределение СДР осуществляется пропорционально взносу каждой страны в капитал МВФ, поэтому на долю США и других индустриальных стран приходится около 70% выпущенных СДР, в то время как развивающиеся страны не получают почти ничего. В качестве международного платежного средства СДР используется в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель выпуска СДР – выравнивание дефицитов платежных балансов. 33

В реальной практике СДР направляются не на покрытие балансовых дефицитов, а на приобретение конвертируемой валюты для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и накапливаются на счетах МВФ. Роль СДР, если сравнивать ее, например, с евро или долларом, остается очень скромной.33

Несмотря на то, что СДР, как коллективная валюта, имеют множество преимуществ по сравнению с национальными валютами и, по существу, стали прообразом евро, они не являются реальными мировыми деньгами, способными составить конкуренцию ключевым резервным валютам. Маловероятно использование СДР в качестве главного международного резервного актива и превращения его в полномасштабную мировую валюту."

"Опыт использования СДР и успешная экспансия единой европейской валюты евро в 2000-2008 гг. позволяют предположить, что уже в обозримой перспективе могут возникнуть новые региональные валюты или региональные счетные единицы, например в рамках ШОС, которые использовались бы для совершенствования расчетов внутри существующих интеграционных группировок. Такие региональные валюты могут вводиться для того, чтобы упростить и ускорить трансграничные расчеты, преодолеть нехватку свободно конвертируемых валют в кризисные периоды, оградить региональную торговлю от неблагоприятных воздействий конъюнктуры мировых товарных рынков, в том числе от колебаний курса американского доллара.

Например, в АСЕАН уже давно существуют планы ввести коллективную расчетную единицу на основе сингапурского доллара. Пять стран группировки – Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд – стали инициаторами Соглашения о кредитах своп в АСЕАН (ASEAN Swap Arrangement). Данная система двусторонних свопов (национальная валюта – доллар США) отчасти аналогична системе Европейского валютного союза периода 1990-х гг.34

Назначение этого соглашения – сглаживать колебания валют в рамках интеграционной группировки. Уже реализуются практические предложения по распространению механизма свопов на все государства АСЕАН и подключению к соглашению Китая, Японии и Южной Кореи. Вместе с тем, следует четко осознавать, что, по крайней мере, в ближайшее десятилетие, ни в одном регионе не будет создана сильная единая валюта, способная конкурировать с долларом и евро. Речь идет о таких региональных валютах, которые вводились бы вместо национальных валют и полностью выполняли бы их функции во внутреннем и внешнем товарообороте.34

Единую валюту нельзя создать волевым решением, она должна базироваться на длительном периоде экономической интеграции и общей экономической политике, как это происходило в странах Евросоюза в 1990-е гг.

А для этого региональным валютным группировкам сначала требуется пройти такие стадии интеграции, как зона свободной торговли, таможенный союз и единый внутренний рынок, включающий свободную миграцию товаров, услуг, капиталов и рабочей силы."34

"На сегодняшний день ни одна региональная интеграционная группировка, кроме ЕС, не продвинулась дальше зоны свободной торговли. Кроме того, для того, чтобы проводить общую экономическую политику, участники объединения должны иметь близкие показатели экономической динамики и "качества жизни", чего сегодня нет даже в НАФТА (Североамериканском соглашении о свободной торговле) и в АСЕАН. Региональные валюты, если они будут созданы в рамках ШОС, АСЕАН или в Латинской Америке, будут иметь ограниченную сферу обращения, весь внутренний оборот будет обслуживаться привычными национальными валютами. Именно поэтому региональные валюты, если они будут созданы, не составят конкуренции доллару или евро за пределами своей циркуляции".

Тем не менее, внутри валютной группировки они будут являться причиной ухода иностранных валют с национального финансового оборота. Актуальность вопроса о положении российского рубля в настоящее время в мировой финансовой системе возросла после экономического кризиса 2008-2009 гг.

"На лондонском саммите двадцати ведущих индустриальных стран в апреле 2009 г. Россия предложила поручить Международному валютному фонду изучить возможность создания наднациональной резервной валюты, а также в обязательном порядке диверсифицировать валютную структуру резервов и операций центральных банков и международных финансовых организаций."35

"При этом предполагалось, что такой универсальной наднациональной валютой станут специальные права заимствования (СДР). Выше уже говорилось о многочисленных недостатках СДР, и более чем 30-летний опыт использования этой международной счетной единицы доказывает, что вряд ли нынешний кризис даст мощный импульс использованию СДР в качестве наднациональной резервной валюты. А вот вопрос о диверсификации структуры резервов центральных банков заслуживает самого внимательного изучения. Десять лет назад появление единой европейской валюты – евро – стало серьезным побудительным мотивом для использования этой валюты в резервах и в финансовых операциях.36

В настоящее время всерьез обсуждается вопрос о возможности использования китайского юаня и японской иены в качестве резервных валют. А центральный банк Республики Беларусь сделал первый шаг в этом направлении, выделив юаню по договоренности с Народным банком Китая существенное место в структуре своих валютных активов. Постепенное продвижение рубля в число резервных валют способствовало бы не только повышению инвестиционной привлекательности и международного престижа нашей страны. Оно могло бы способствовать и притоку серьезных денежных поступлений, и росту экономического влияния России. Очевидно, что выдвижение любой валюты в число резервных представляет собой очень сложный и длительный процесс, оно требует серьезных усилий и затрат со стороны государства. 36

Соединенные Штаты, например, серьезно занимались этим в течение всей первой половины ХХ века".

Сложность заключается в том, что продвижением любой мировой резервной валюты обязано заниматься государство или мировые финансовые институты.

Когда мы говорим о мировой финансовой валюте, принято подразумевать валюту какой либо страны, которая часто используется при формировании денежных резервов центральной банковской системой других стран. На долю любой международной валюты, предназначенный для резерва, приходится минимум 20% от совокупного объема валютных запасов резервов мира. Доля таких финансовых категорий, как локальные и региональные резервные валюты, существенно ниже. Чтобы внедрить национальные резервные валюты в другие страны нужно произвести целый ряд действий. Европейский центральный банк и Федеральная резервная система США являются наглядными примерами эффективного осуществления данного пути развития. Крайне необходимостью является функционирование ключевых рычагов управления в системе финансовых институтов страны в отношении международного валютного рынка.

Так как международный валютный рынок является ключевым звеном мировой экономики с приблизительным оборотом в 2 триллиона долларов США в сутки, развязывается борьба за возможность оказания какого-либо влияния на функционирование этого рынка. Лидерство на международном валютном рынке по сути обеспечивает мировое господство.

"Президент РФ В.В. Путин предложил перевести на рубли торговлю российской нефтью, создав в Санкт-Петербурге нефтяную биржу. Безусловно, это могло бы стать важным шагом к превращению рубля в мировую резервную валюту. Однако в нынешних экономических условиях это далеко не единственный путь продвижения рубля в мировые валютные резервы".

В настоящее время значительной востребовательностью могли бы обладать долгосрочные государственные ценные бумаги, которые обеспечиваются реальными запасами золотовалютных активов. Из-за хорошего соотношения спроса и предложения на нефтяном рынке в начале 21 века России удалось собрать приличное количество золотовалютных резервов, что послужило основой создания стабилизационных фондов, направленных на развитие будущих поколений. В условиях экономического кризиса часть скопленных резервов была израсходована в целях сохранения устойчивости позиций российского рубля и финансовой помощи в выплате долгов олигархов России перед иностранными банками.

Стоит отметить, что растрата резервных фондов в такой короткий период (2008-2009гг.) влечет за собой утрату этих активов без решения ключевых задач в долгосрочном периоде.

"Имея в виду перспективу выдвижения российского рубля в число мировых резервных валют, представляется полезным проработать вопрос об эмиссии Министерством финансов РФ и/или Банком России номинированных в рублях государственных ценных бумаг (облигаций или векселей) сроком не менее, чем на 10 лет. Такие финансовые инструменты можно было бы разместить в центральных банках крупных азиатских и европейских государств, заранее проработав проблему размещения в ходе переговорного процесса. При этом надежным обеспечением (залогом) таких бумаг могли бы стать накопленные Россией золото-валютные резервы и средства стабилизационных фондов".

Данный путь реализации накопленных финансовых активов является наиболее успешным для России в современной действительности. Во время преодоления результатов международного финансового и экономического кризиса государственные бумаги, выпущенные в качестве валютных резервов, могли бы пользоваться устойчивым спросом в определенных частях международного финансового рынка.

Подобные бумаги обладали бы возможностью в какой-то мере заменить американские казначейские векселя, которые занимают приблизительно 90% золотовалютных резервов в большинстве государств. При условии стабильной тенденции увеличения показателей цен на нефть, подобное распределение денежных ресурсов является в значительной степени привлекательным в глазах потенциальных иностранных инвесторов. К примеру, Народный банк Китая, пытающийся переориентировать структуру имеющихся золотовалютных резервов, с большой долей вероятности будет заинтересован появившимися перспективами выхода на рынок долгосрочных капиталов.

"Первоначальные масштабы такой эмиссии долгосрочных финансовых инструментов могли бы быть достаточно скромными. Ведь сегодня Россия не нуждается во внешнем финансировании так остро, как это было в 1990-е гг. И основная задача – неполучение иностранных денег, как это было двадцать лет

назад, а всемерное продвижение на мировые финансовые рынки российского рубля и рублевых долгосрочных инструментов. Вместе с тем нужно учитывать, что обычные объемы подобных эмиссий в последние годы составляют не менее 200 миллионов долларов или евро. И в условиях сохраняющейся финансовой нестабильности эти деньги, безусловно, не будут лишними для российской экономики – период погашения эмитированных государством рублевых бумаг будет достаточно длительным – не менее 10 лет, а в перспективе, желательно, и больше".

Распорядиться этими денежными средствами нужно таким образом, чтобы впоследствии государство имел возможность расплатиться с кредиторами, что повлекло бы за собой рост инвестиционных потоков, а так же позволило бы решить главные экономические задачи в стране. В существующих финансовых условиях, охарактеризованных явной нестабильностью, наглядно видно, что российская экономика в значительной степени нуждается в притоке большого объема инвестиций.

"Степень износа основных фондов в российской добывающей промышленности, которая является основным донором федерального бюджета, приближается к 47%; в обрабатывающей промышленности износ составляет 47%; в энергетике – 52%. На долю основного производственного оборудования в добывающей промышленности приходится всего 25% основных фондов, в обрабатывающей – 52%."39

"Износ основных фондов может привести (особенно в условиях кризиса) к остановке многих предприятий, и даже к техногенным катастрофам. Согласно "Основным положениям энергетической стратегии России на период до 2020 года" инвестиционные потребности только газовой отрасли составляют 180 млрд. долларов, инвестиционные потребности электроэнергетики – 130-160 млрд. долларов. Обеспечить эти потребности сегодня крайне непросто. Вместе с тем в условиях экономического кризиса уменьшаются возможности массированного притока частного российского и иностранного капитала. В России уже ощущается нехватка инвестиций. 40

Если инвестиции будут сокращаться, то в будущем России грозит падение темпов экономического роста. В связи с высокой степенью износа основных фондов уменьшение инвестиций в инфраструктуру угрожает через несколько лет возникновением сбоев в работе транспорта, связи, энергетики, коммунального хозяйства, других экономических систем.40

Размещение в зарубежных центральных банках долгосрочных государственных ценных бумаг в определенной мере позволяет решить наболевшие экономические проблемы. Безусловно, даже в условиях нестабильности государство должно стремиться к сбалансированности федерального бюджета".

Последствием подобного крупного инвестирования может стать увеличение объемов внешнего долга государства путем эмиссии и выпуска долгосрочных ценных бумаг. Наиболее важным условием является соблюдение "золотого правила финансирования" при возрастания внешнего долга государства. Оно заключается в том, чтобы занимать средства с целью инвестирования и наращивания научного, технологического и производственного потенциала страны, но не для возмещения текущих расходов, что является, по сути, растратой полученных займов.

"Огромные риски использования внешних заимствований для покрытия текущих расходов мы помним из нашей недавней экономической истории, когда колоссальные финансовые ресурсы, полученные Россией у Запада, были буквально "проедены", а на страну легло колоссальное бремя погашения внешних долгов. Решить проблему удалось только благодаря благоприятной для нашей страны конъюнктуре мирового рынка энергоносителей в 2002-2012 гг. В случае, если финансовые ресурсы, полученные от размещения долгосрочных ценных бумаг, будут направлены для поддержания эффективных инвестиционных проектов, государственный долг будет ликвидным и риски по нему будут невысоки".

Успешные пути использования имеющихся финансовых активов должны быть отражены в меморандумах и проспектах выпуска долгосрочных государственных ценных бумаг, что повлечет за собой стимуляцию спроса на данные финансовые инструменты. Мировой опыт показывает, что главным путем обеспечения потока денежных средств в государственные инвестиции является рыночных торгуемых ценных бумаг.

Положение России в отношении других стран мира, включенных, в двадцатку ведущих промышленных стран мира является, шатким. Например, на предмет стоимости государственных ценных бумаг, функционирующих на внешних и внутренних рынках. Незначительный размер современного российского рынка влечет за собой неэффективное использование имеющихся активов. В идеальном варианте отечественный рынок государственных ценных бумаг необходимо обратить в канал для направления государством ресурсов на увеличение объемов инвестиций в реальный сектор экономики, инфраструктуру транспорта, связи, и в последний момент использование их в качестве источников финансирования потенциального бюджетного дефицита. "Необходимость эффективного использования внешних займов прописана в законах крупных индустриальных государств. Так, статья 115 Конституции Германии разрешает тратить заемные средства только на государственные инвестиции и на борьбу с экономическими кризисами. Фискальное законодательство Великобритании поддерживает принцип справедливого распределения финансового бремени между поколениями: будущие поколения не должны оплачивать текущее потребление государства. И наоборот, государственные инвестиции должны приносить пользу и будущему и нынешнему поколениям. В Японии с 1966 г. выпускаются государственные "строительные облигации", нацеленные на финансирование инвестиционных программ".

В Китае в начале XXI века правительство разместило на рынке облигации на сумму 360 млрд. юаней. Полученные финансовые ресурсы были направлены на модернизацию инфраструктуры и перспективные научные исследования. В частности, было построено 170 тысяч километров скоростных магистралей, обустроены набережные крупнейших рек, реализованы перспективные крупные научные проекты.

"По мнению специалистов, в России государство должно расставить на ключевых участках инвестиционного процесса надежные, хорошо зарекомендовавшие себя частные и государственные корпорации (такие, как "Газпром", "Лукойл", "Внешэкономбанк" и др.)"

После получения необходимых финансовых активов со стороны государства данные корпорации станут осуществлять крупные инвестиции, требующиеся российской экономике, которые были привлечены с финансовых рынков.

Государство должно гарантировать обеспечение выплат по обязательствам данных компаний и объем подобных гарантий растет в рамках государственного долга.

В тоже время растет и развивается молодой сегмент рынка ценных бумаг – рынок облигаций государственных компаний, не только на федеральном уровне, но и на региональном.

"Помимо финансирования крупных инфраструктурных проектов важным направлением стимулирования инвестиционной активности могла бы стать выдача государственных гарантий частным предприятиям по экономически значимым проектам (а для этого тоже пригодились бы заемные финансовые ресурсы). При необходимости можно предложить и другие эффективные для России направления использования заемных финансовых ресурсов".

Из выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что предложение российского рубля в качестве одной из мировых валют дало бы стране возможность частично перераспределять груз исправления собственных экономических ошибок на другие государства, путем осуществления независимой экономической политики. "Напомним, что в конце декабря 2014 года, на взаимные расчеты в национальных валютах перешли Китай и Россия, а значит, небольшие шаги в этом направлении сделаны, что, однако, в условиях девальвации рубля недостаточно".

Резервирование рублевых активов дает России возможность получить доступ к иностранному инвестированию путем выпуска долговых ценных бумаг. Выдвижение рубля на роль резервной валюты значительно упростило бы развитие международных финансовых центров на территории России и обеспечило бы стране существенный доход, как результат работы этих центров.

В конечном итоге российский рубль стал бы полностью конвертируемой международной валютой, что позволило бы минимизировать риски отечественных корпорация и снизить их транзакционные издержки в результате конвертирования валют.

В целом, можно отметить, что объединение российского и международного финансовых рынков в значительной степени способствовало бы решению следующих важных задач:

1) повышение конкурентоспособности финансового сектора государства в мировом масштабе;

2) увеличение потоков иностранного инвестирования;

3) сокращение барьеров на пути российских компаний к международному финансовому рынку;

4) сокращение расходов на доступ к финансовым активам;

5) увеличение эффективности финансирования со стороны институциональных и негосударственных инвесторов;

6) увеличение эффективности грамотного ценообразования путем стабилизации цен и доходности подобных финансовых активов и услуг на отечественном и иностранном рынках;

7) расширение спектра финансовых услуг и введение новых финансовых категорий, которые могут быть реализованы на иностранных рынках, но не в России;

8) увеличение роли России в управлении финансовым рынком на мировом уровне.

Тем не менее, выше перечисленные задачи, которые были актуальны в конце 2013 года, потеряли свою актуальность из-за возникших изменений в сфере геополитики.

Литература

1. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации. Марракеш, 15 апреля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 10.09.2012. – № 36. – Ст. 4985.

2. О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Протокол от 16.12.2011 // Собрание законодательства РФ. – 10.09.2012. – № 37. – Ст. 4986.

3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. – М. Юристъ, 2011. – 348 с.

4. Бажанов С.В. Интеграция российского и международного финансового рынка: автореф. дисс. докт. эконом. наук / С.В. Бажанов. – СПб., 2012. – 60 с..

5. Бенжамен Г. Экономика и коммерция. Словарь / Г. Бенжамен, М. Пике. – М.: Вектор, 2013. – 549 с

6. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Андреевский издательский дом, 2011

7. Валютный рынок и валютное регулирование / Под ред. И.Н. Платоновой. – М.: Издательство БЕК, 2011. – 349 с.

8. Васильева И.П. Мировая валютная система и курсы валют / И.П. Васильева. – М.: МГИМО, 2013. – 514 с.

9. Вольвач Е.А. Роль России на мировом финансовом рынке и в евразийском регионе / Е.А. Вольвач // Экономика и менеджмент в современном мире. – 2011. – № 4. – С. 61-72.

10. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Андреевский издательский дом, 2011

11. Гладышев Д.А. Основные направления интеграции российского финансового рынка в мировой / Д.А. Гладышев // Путеводитель предпринимателя. – 2013. – № 20. – С. 62-78.

12. Гришина О.А., Звонова Е.А. Регулирование мирового финансового рынка / О.А. Гришина, Е.А. Звонова. – М.: Научная мысль, 2012. – 348 с.

13. Долгополов Д.С. Перспективы участия России в международном движении капитала / Д.С. Долгополов // Финансовый бизнес. – 2013. – № 4. – С. 58-72.

14. Железин А.В. Россия и ВТО. Первые итоги / А.В. Железин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 12-1. – С. 280-291.

15. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие для вузов / Е.Ф. Жуков. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 341 с.

16. Журнал "Экономист" №1/2015. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

Плышевский Б. – Конечный спрос в России: динамика, пропорции

17. Зачем России нужен Международный финансовый центр // Ценный бумаги. – 2011. – № 4. – С. 66-73.

18. Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики / М. Ершов // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2012. – № 5. – С. 22-29.

19. Киндюкова С.С. Стимулирование инновационной деятельности в РФ / С.С. Киндюкова, М.Н. Черкасов // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2014. – № 17. – С. 156-178.

20. Котова А.А Интеграция финансового рынка России в мировую финансовую систему: проблемы, анализ, условия и тенденции / А.А. Котова // Финансы и кредит. – 2012. – № 44. – С. 42-49

21. Котова А.А. Особенности и последствия международной интеграции на финансовых рынках / А.А. Котова // Вопросы современной экономики. – 2012. – № 6 – С. 61-74.

22. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки / О.И. Лаврушин. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 341 с.

23. Любушин Н.Г. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТ – ДАНА, 2013.

24. Максимова В.Ф. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты / В.Ф. Максимова. – М.: Вектор. 2014. – 419 с.

25. Мамин, Д. Прогнозирование валют на международном валютном рынке / Д. Мамин, О. Веретенникова. – М.: Паблишерз, 2013. – 564 с.

26. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 604 с.

27. Маренго А.К. Финансовый менеджмент: экспресс-курс. – М.: Бератор-Пресс, 2013.

28. Мировой фондовый рынок и интересы России / Отв. ред. Смыслов Д.В. -М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 279 с.

29. Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы / С.З. Мошенский. – М.: Экономика, 2010. – 417 с.

30. Мухин И. Финансовая интеграция и экономическая безопасность России / И. Мухин, Т. Мустафин // Международная экономика. – 2013. – № 12. – С. 50-59.

31. Петров В. Особенности привлечения и размещения финансовых средств в России / В. Петров // Финансист. 2011. – № 4. – С. 23-29.

32. Пилявец О.Г. Финансово-промышленная интеграция – тенденция современной экономики России / О.Г. Пилявец // Мир экономики и права. – 2012. – № 1. – С. 45-57

33. Понаморенко В. Валютное регулирование и валютный контроль / В. Понаморенко. – М.: Омега-Л, 2013. – 317 с.

34. Радионов А.Р., Радионов Р.А. Менеджмент. Нормирование и управление производственными запасами и оборотными средствами предприятия. Учебное пособие. – М: Экономика, 2013.

35. Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. А.И. Евдокимова, М.С. Воронина. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2011. – 401 с.

36. Рубцов Б.Б. Глобальные финансовые рынки: масштабы, структура, регулирование / Б.Б. Рубцов // Соционаука. – 2012. – № 6. – С. 62-78

37. Савина М. Валютный и денежный рынок / М. Савина. – М.: Альпина, 2013. – 410 с.

38. Семенов В.А. Россия в международных экономических отношениях: Курс лекций / В.А. Семенов. – М.: Теис, 2001. – 317 с.

39. Семенов С.И. Сотрудничество стран СНГ в финансовой сфере / С.И. Семенов // Экономист. – 2014. – № 2. – С. 51-59.

40. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. – М.: Право, 2014. – 319 с.

41. Суэтин А.А. Финансовые рынки в мировой экономике / А.А. Суэтин. – Гриф УМО МО РФ. – М.: Экономика, 2009. – 370 с.

42. Шинкаренко П. Чему учат финансовые кризисы? / П. Шинкаренко // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. – № 2. – С. 12-19.

43. Фредерик C. Мишкин Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / Фредерик С. Мишкин. – 7-е изд. – М.: Вильямс, 2014. – 297 с.

44. Чигринская А.П. Интеграция рынков ценных бумаг России и стран СНГ / А.П. Чигринская: автореф. дисс. канд. эконом. наук. – М., 2011. – 31 с.

45. Чигринская, А.П. Сближение инфраструктуры фондовых рынков стран СНГ / А.П. Чигринская // Финансы. – 2011. – № 10. – С. 74-87.

46. Persaud А. Macro-Prudential Regulation // ECMI Commentary. – 2009. – № 25/4 August

47. Rousseau P. L. Historical Perspectives on Financial Development and Economic Growth / P. L. Rousseau // National Bureau of Economic Research. – 2012. – November Working Paper 9333

48. Persaud А. Macro-Prudential Regulation // ECMI Commentary. 2009. No. 25/4 August

49. Rousseau P. L. Historical Perspectives on Financial Development and Economic Growth. National Bureau of Economic Research. 2012. November Working Paper 9333

50. Указ Президента РФ от 17.11.1992 N 1403"Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности нефтепродуктообеспечения."