Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях РСЧС

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях РСЧС.

Статьи по теме
Искать по теме

Высокие темпы развития техногенной сферы, повышение роли человеческого фактора, рост потребления природных ресурсов, а также отсутствие устойчивой связи "человек – природа – общество" стали причинами множества природных и техногенных катастроф в ХХ и ХХI вв. Человечество, все более вмешиваясь в природную среду и изменяя ее в соответствии со своими растущими потребностями, остается относительно беззащитным перед разрушительным воздействием крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибли более 3 миллионов человек. На территории России в 2005 г. произошло 2720 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате чего погибли 5637 человек, пострадали 4 945 523 человека. Эти тенденции имеют сегодня высокие темпы развития, позволяющие с большой долей уверенности полагать, что в XXI в. ситуация не изменится в лучшую сторону, а будет усугубляться, неся новые угрозы существованию и развитию человеческого общества. Эти же тенденции проявляют себя и в России. Государство обязано принять и принимает на себя основные обязательства, связанные с предупреждением негативных последствий для жизнедеятельности общества, смягчением их наступления и защитой от них населения и территорий.

1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций

Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасно.

Основные причины возникновения ЧС:

– внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно- конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

– внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:

– наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

– действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

– нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту- стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:

– накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

– период развития катастрофы;

– экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;

– период затухания;

– период ликвидации последствий.

В словаре русского языка С.И.Ожегова слово "чрезвычайные" трактуется как "исключительный, очень большой, превосходящий все". Словосочетание "чрезвычайная ситуация" определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности.

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной сферы.

В литературе часто используется понятие "экстремальная ситуация", которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.

В зарубежной литературе к ЭС относятся "почти несчастные случаи", т.е. такие происшествия, которые лишь по стечению обстоятельств не привели к гибели или увечьям людей. ЭС – понятие относительное, связанное с субъектами, оказавшимися в необычных неблагоприятных опасных условиях. Иногда ЭС называют инцидентом.

ЭС может разрешиться внешне вполне благополучно, но, как правило, она не проходит бесследно для человека, испытавшее ее воздействие. Население должно быть готово к действиям в ЭС, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания попавшим в ЭС.

Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки лиц, которые могут оказаться в ЭС. ЭС обычно связаны с небольшим количеством людей и имеет локальный характер.

Чрезвычайная ситуация – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Деление ситуаций на ЭС и ЧС носит условный характер, разграничений по размеру пока нет.

В целом ЧС можно рассматривать как совокупность ЧС и ЭС. ЭС при определенных условиях может перерастать ЧС. Например, в случае неадекватных действий такая ЭС, как возгорание, может превратиться в серьезный пожар, связанный с угрозой для жизни многих людей.

Совокупность ЭС и ЧС называют опасной ситуацией. В основе ЭС и ЧС лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.

2. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

До 1986 г. вопросы защиты населения и территорий были возложены на ГО, причем только на военное время. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и землетрясения в Армении в 1988 г. возникла необходимость в создании государственного механизма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС в мирное время. Такой механизм был создан в 1990 г. в виде Российского корпуса спасателей. Но реально задачи защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера стала решать лишь Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), созданная в 1992 г. и реформированная в 1995 г.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения – для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономике.

Система базируется на ряде предпосылок, основными из которых являются:

– признание факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций;

– соблюдения принципа превентивной безопасности, предусматривающего максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций,

– отдание предпочтения профилактической работе;

– комплексный подход при формировании системы, учет всех видов чрезвычайных ситуаций на всех стадиях их развития, а также всех возможных мер по противодействию им;

– построение системы на строго правовой основе с четким разграничением прав и обязанностей состава участников.

Общее руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирного времени осуществляет премьер-министр и заместитель начальника гражданской обороны – министр МЧС РФ, на региональном уровне – региональные центры, на территориальном уровне – подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта – специальный орган или отдельное лицо.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях РСЧС

Рис.1. Подсистемы РСЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Координирующими органами РСЧС являются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) всех уровней.

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях РСЧС

Рис 2. Координирующие органы управления РСЧС

Органами повседневного управления РСЧС:

– пункты управления (стационарные и подвижные), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;

– дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

– пункты управления оснащаются современными средствами Передвижения (автотранспортом, вертолетами, самолетами), техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к работе.

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях РСЧС

Рис.3 Пункты управления РСЧС.

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Силы и средства контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный контроль, инспектирование, мониторинг, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей и т.п.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

– учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России; формирований службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

– военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета;

– территориальных аварийно-спасательных формирований г

– осударственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;

– подразделений государственной противопожарной службы МВД России;

– соединений и частей войск гражданской обороны;

– подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;

– соединений и воинских частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий;

– военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго России;

– подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции;

– аварийно-технических центров, специализированных отрядов атомных электростанций Минатом России;

– территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийновосстановительных формирований;

– отрядов и специалистов-добровольцев общественных объединений.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России. Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам:

– режим повседневной деятельности;

– режим повышенной готовности;

– режим чрезвычайной ситуации.

Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимается тем органом государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органами управления, уполномоченными на принятие такого решения, являются соответственно Федеральное Правительство, администрации республик, краев, областей, автономий, районов и городов Российской Федерации.

3. Основные задачи, выполняемые РСЧС

РСЧС выполняет множество задач с целью защиты населения и государства от чрезвычайных ситуаций.

В режиме повседневной деятельности:

1. осуществление наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

2. планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях; совершенствование подготовки органов управления ГО ЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

3. создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности:

1. комиссии по чрезвычайным ситуациям принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формируют, при необходимости, оперативные группы для выявления причины ухудшения обстановки в районах возможного бедствия, вырабатывают предложения по ее нормализации;

2. усиливают дежурно-диспетчерскую службу;

3. усиливают наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территорий; принимают меры по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

4. приводят в состояние полной готовности силы и средства, уточняют планы их действий и порядок их выдвижения в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций.

В режиме чрезвычайной ситуации:

1. организуется защита населения; оперативные группы выдвигаются в районы чрезвычайных ситуаций; организуется ликвидация чрезвычайных ситуаций;

2. определяются границы зоны чрезвычайных ситуаций;

3. организуются работы по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

4. осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайных ситуаций создается правительственная комиссия.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться общественные объединения. При угрозе или с началом войны РСЧС передает свои полномочия Гражданской обороне страны.

Гражданская оборона представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Гражданская оборона организуется в целях защиты гражданского населения и народнохозяйственных объектов от опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие этих действий.

Исходя из принципов государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданской обороны гражданская оборона есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени в условиях войны.

Выводы

РСЧС создана для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, сил и средств, предназначенных для этого.

Деятельность РСЧС регулируется российским законодательством.

В Российской Федерации ныне реализуется ряд федеральных целевых программ (ФЦП) в том числе в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях, например ФЦП "Снижения рисков чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий". В их содержании недостаточно учтены экологические факторы, в частности, мероприятия по снижению экологических рисков природных и техногенных катастроф, стабилизации экологической ситуации в зонах чрезвычайной ситуации, а также адекватной системы мер, направленных на финансирование мероприятий по выводу пострадавших территорий из кризисного состояния. Разделы "Экологическая безопасность населения и территории" и "Риски возникновения чрезвычайных ситуаций" должны быть практически в каждой ФЦП и соответствовать основным целям, задачам, объему выделяемых ресурсов.

Литература

1. ФЗ РФ "О Гражданской обороне" № 28-ФЗ в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ,от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ

2. Постановление №794 от 30 декабря 2003 г.О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

3. Белошеев Охрана Безопастности жизнедеятельности- М.: Профи- 2009

4. Васильчук Г.Р. Особенности поведения в чрезвычайных ситуациях- М.: Апрель, 2008

5. Каримова П.Г. Безопастность жизнидеятельности в РФ-М.: Приор, 2008

6. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф.Безопасность жизнедеятельности – М.: Высшая школа, 2007

7. Лясова В.П. Методическое пособие по основам безопастности жизнедеятельности – ЮФУ, 2009

8. Крикунова А.Г. Основы безопастности жизнедеятельности- М.: Прогресс, 2010

9. Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях- М.: Эксмо, 2009

10. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные принципы ее построения, роль, задачи и структура.

Приложение 1.

Структура РСЧС

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях РСЧС

Приложение 2

Организация подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях РСЧС