Роль национально-культурных автономий в функционировании ГО Саратовской области

Саратовская область после распада СССР стала приграничным районом России. На востоке и юго-востоке она граничит с республикой Казахстан. Через государственную границу, по официальным данным, в среднем в год на территорию области въезжает более 100 тыс. иностранцев.

Статьи по теме
Искать по теме

Проблемы функционирования национально-культурных автономий

Роль национально-культурных автономий в функционировании ГО Саратовской области

В Саратовской области проживают 2,74 млн. чел. – это представители 111 национальностей. Из них на долю городского населения приходится 73,4% (РФ -72,9%о), в т. ч.: население малых городов – 20,6% > (РФ – 19,4%), средних городов – 5,9 (РФ – 8,2), больших городов – 47,0 (РФ – 45,2), крупнейших – 32,5%) (РФ – 24,9%о). Плотность населения – 27,3 чел. на м2 (в целом по РФ – 8,7). Рождаемость – 8,4% (РФ – 9,0%), смертность -14,7% (РФ – 14,5%), естественная убыль – 6,3% (РФ – 5,5%); младенческая смертность – 22,2%) (РФ – 17%). Показатели механического движения: въезд – 29,4 на 1 тысячу человек, выезд – 23,4 чел., сальдо – 6,0.

Занятость в отраслях хозяйства: в промышленности – 26,7%) (в РФ -29,9%о), сельском хозяйстве – 19,6 (в РФ – 12,8), торговле – 11,0 (в РФ -9,1), культуре – 11,5 (в РФ – 13,6), в управлении – 2,0% (в РФ 2,3%).

Этнический состав. 85,6%) населения Саратовской области – русские, 3,8 – украинцы, 2,7 – казахи, 2,0 – татары, 0,9 – мордва, 0,8 – чуваши, 0,7 – белорусы, 0,6 – немцы, 0,4 – азербайджанцы, 0,3 – евреи, 0,2 – армяне; прочие национальности – 2,0%.

Украинцы – вторая по численности этническая группа в области. В Самойловском районе, который считается неофициальным центром украинской диаспоры, доля украинцев составляет 26%). В 1999 г. была создана Украинская лига Поволжья. В Саратове зарегистрирована региональная общественная организация "Саратовское землячество украинцев Поволжья", главное направление деятельности которой – содействие развитию культуры и образования украинцев в Саратовской области.

Казахи уступают по численности украинцам. В то же время, в Алтайском районе они составляют половину населения. В области действуют Ассоциация поволжских казахов, областной центр казахской культуры "Казахстан", казахский культурный центр "Арман". Были образованы также Казахская лига Поволжья (КЛП) и Саратовский союз казахской молодежи. В местах компактного проживания казахского населения при районных домах культуры созданы национально-культурные центры.

В области зарегистрировано около пятидесяти национально-культурных автономий немцев Поволжья. В одном только Марксовском районе создано 27 сельских и городская национально-культурная автономия российских немцев. В районе работают шестнадцать центров немецкой культуры, финансируемых за счет бюджета и привлеченных средств.

Однако в ряде районов области отмечаются проявления ми-грантофобии. Исследования показали, что основной причиной снижения толерантности являются неэффективное регулирование рынка труда, формирование негативных ожиданий у коренного населения. Сюда же можно отнести и неэффективную миграционную политику (порождающую незаконную миграцию при фактической "прозрачности" границ), этнокультурные различия между иммигрантами и принимающей стороной (различные нормы поведения и совместного проживания), более высокие темпы роста самосознания ряда этнических групп по сравнению с русскими, что само по себе является источником ксенофобских настроений среди населения. На рынке труда мигранты, как правило, выполняют низкоквалифицированные работы в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг, что часто порождает в их среде недовольство и заставляет говорить о дискриминации в социально-экономической сфере. В целом можно говорить об устойчивом формировании "разделенного рынка" (термин Л. Дробижевой) и ярко выраженном социально-экономическом расслоении (по уровню образования, дохода, социального статуса, доступу к власти). В исследованиях отмечается и усиливающаяся сегрегация по этническом признаку. Если 5-7 лет назад практически все населенные пункты области (с численностью жителей более 500 чел.) были полиэтничными, то сейчас уже существуют "этнические районы", территории компактного проживания этнических групп. Это провоцирует рост межгрупповой напряженности, что отрицательно сказывается на этнополитической ситуации в целом.

Как показывают результаты исследований, наиболее негативное отношение вызывают выходцы из Средней Азии и с Кавказа (армяне, азербайджанцы, чеченцы, дагестанцы, таджики). В опросе, проведенном в мае 2003 г., 67% респондентов из числа коренного населения выказали негативное отношение к представителям этих этнических групп. В свою очередь, 27% иноэтничных респондентов выразили озабоченность ростом проецирующихся на них фобий.

Несмотря на это, большая часть респондентов из числа коренного населения положительно либо спокойно (нейтрально) высказались относительно строительства в области армянской церкви и ряда мечетей. В Саратове создана "этническая деревня" – музей под открытым небом, в котором воссозданы условия жизни основных этнических групп области.

Слабо контролируемая миграция в Саратовскую область стала серьезной проблемой. Большинство мигрантов едут из среднеазиатских республик. Это создает определенные трудности для миграционных и правоохранительных органов и дополнительную нагрузку на бюджет области. Трудовые мигранты, в значительной части проживающие и работающие на нелегальной основе, не прошедшие регистрацию, не имеющие разрешения на осуществление трудовой деятельности и не оплачивающие налогов, наносят ущерб экономическим отношениям, в то же время, дотируя экономику своих стран за счет перевода из России денежных средств в значительных объемах, доходящих до 10 миллиардов долларов в год. Это приводит к расширению теневого сектора экономики.

Существуют проблемы систематического изменения законодательства в области миграции, в связи с чем иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие в Россию, зачастую не осведомлены об этих новшествах. В результате иностранные граждане не имеют возможности своевременно оформить разрешение на временное пребывание, документы необходимые для трудоустройства. В итоге работодатель принимает мигрантов на работу без оформления соответствующих документов, в то время как мигранты, нарушая российское законодательство, могут быть подвергнуты в любой момент административному выдворению из России.

При привлечении трудовых мигрантов работодатели сталкиваются с такими проблемами, как длительное оформление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Сфере прав иммигрантов накопилось много нерешенных и болезненных проблем, возникающих при оформлении гражданства, вида на жительство. Как следствие этого, многие переселенцы лишены социальных прав. Представители национальных объединений привели факты нетерпимого отношения к ним как со стороны населения, так и нарушений прав со стороны правоохранительных органов.

По состоянию на январь 2006 г. в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области зарегистрировано 296 религиозных объединений, принадлежащих к 22 конфессиям. По сравнению с 2004 г. количество зарегистрированных религиозных объединений в области возросло с 257, главным образом, за счет увеличения числа приходов Русской православной церкви.

В саратовской области существует компактное национальное татарское поселение – село Осинов Гай, число жителей 786 человек. На протяжении десяти с лишним лет там последовательно создавалась культурно-образовательная инфраструктура, отвечающая требованиям преемственности воспитания с детского возраста. В Саратове успешно функционируют национальный детский сад, татарская начальная школа и гимназия. За 12 лет своего существования последняя превратилась в образцовое учебное заведение. Ныне в ней обучается 600 учащихся. Вступительный конкурс устойчиво держится в пределах пяти претендентов на одно место.

В населенных пунктах с компактным проживанием татар созданы фольклорные группы, целенаправленно готовятся самодеятельные артисты, поддерживаются интенсивные связи с казанскими театрами.

Ежегодно проводятся дни татарской культуры. В прошлом году они продолжались десять дней. В рамках программы декады при помощи исполкома Всемирного конгресса татар и совета Федеральной национально-культурной автономии татар России все татарские деревни области были охвачены мероприятиями с участием артистов, деятелей культуры и общественности Татарстана. Активно возрождается духовность саратовских татар. В областном центре функционирует соборная мечеть. Введены в действие или строятся мечети во многих татарских деревнях. В этом году закладываются здания двух новых мечетей.

Можно сказать, что в области завершилось формирование татарского информационного пространства: выпускаются журнал и газеты, в том числе исламский вестник, используется электронные коммуникации. Эти успехи стали возможны благодаря организационной и экономической самодостаточности национально-культурной автономии. По счастливой случайности председатель автономии является Постоянным представителем Республики Татарстан в Саратовской области по экономическим вопросам. Поэтому все финансовые вопросы автономии решаются при посредничестве Представительства.

На территории Саратовской области существует также Курдская национально-культурная автономия

Повседневные проблемы курдского народа в Саратовской области находят свое решение благодаря высокому уровню взаимодействия национально-культурных объединений и Правительства области. В настоящее время осуществляется строительства курдского подворья в этнографическом комплексе "Национальная деревня" на Соколовой горе.

Вся работа по этническому возрождению народов России снизу доверху строится на общественных началах и соответствует любительскому уровню. В начале 1990-х годов Всетатарский общественный центр, опираясь на поддержку массового национального движения, оказывал заметное влияние на решение вопросов переходного периода. Сегодня ситуация иная. Механизм, который эффективно использовался 15 лет назад, не работает. Мы вправе были ожидать, что федеральные власти хотя бы обозначат контуры нового подхода к реализации Концепции государственной национальной политики. К примеру, только, исходя из того, что Татарстан ежегодно отчисляет в центр налоги в сумме пяти миллиардов рублей и примерно столько же составляют налоговые платежи татар вне республики, можно было бы в пределах полупроцентного отчисления от этих поступлений в государственную казну создать солидный фонд возрождения и развития татарской культуры. Кроме того, новый механизм, сконструированный на профессиональном уровне, мог бы открыть возможности для широкого привлечения и использования внебюджетных средств. Однако заниматься этими наболевшими вопросами в стране некому. Министерство по делам национальностей упразднено, создание национальных политических партий запрещено.

Предпринятые по заданию В.В.Путина попытки предусмотреть при разработке стандартов общего среднего образования возможность преподавания в образовательных учреждениях языков народов России и изучения их национальных культур свились в неразрешимый клубок противоречий. С одной стороны, осуществляемая в стране стандартизация образования позволяет упорядочить учебные программы и использование учебников, повысить качество преподавания, в том числе родных языков и литератур. Но сопутствующая этому оптимизация структуры учебных заведений неизбежно приводит к закрытию малокомплектных школ, преимущественно национальных.

Политика гласности и перестройки положила для немцев СССР начало духовного раскрепощения и реабилитации как в собственном самосознании, так и в глазах их многонационального окружения. Лишь в последние год-два существования СССР, когда в средствах массовой информации и с трибуны съезда народных депутатов прозвучали слова осуждения преступлений сталинского режима, принадлежность к немецкой национальности перестала быть ущербной, вызывающей у окружения настороженность.

С тех пор многое в жизни немецких диаспор в России и странах СНГ изменилось, но далеко не все условия, необходимые для нормальной, полноценной жизни, созданы. Остановимся на некоторых вопросах правового и политического значения.

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, говоря об историографии немцев в СССР, затем в России и СНГ, ее состояние характеризовалось понятием "белые пятна". Благодаря энтузиазму прежде всего молодых исследователей в регионах исторического и современного проживания немецкого населения многие из этих "белых пятен" заполнены. Благодаря финансовой поддержке правительств России и Германии, отделов и управлений культуры ряда краев и областей в Поволжье и Западной Сибири и вузов этих регионов написаны и изданы около 1.000 статей и монографий. Известны они, однако, прежде всего в регионах их издания и не смогли сыграть той просветительской роли, которую могли бы выполнить.

Декларация ВС СССР от 14 ноября 1989 г. "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав" вселила у репрессированных народов надежду на то, что законодатель видит серьезность унаследованных от сталинского режима проблем и готов их решить, что справедливость наконец-то восторжествует. Напомним, что после депортации поволжских немцев в начале сентября 1941 г. территория их республики была разделена и передана Саратовской и Сталинградской областям Указом ПВС СССР. Известно, что согласно статьи 15 Конституции АССР немцев Поволжья 1937 г., территория её не могла быть изменяема без согласия АССР немцев Поволжья. ВС АССР НП никогда не принимал решения о ликвидации республики и передаче ее территории другим субъектам Союза ССР.

К 1989-му году Указами ПВС СССР огульные обвинения, выдвинутые против немцев Поволжья в Указе ПВС СССР от 28 августа 1941 г., были уже признаны необоснованными и снят запрет на возвращение в места их проживания до войны. Горький осадок оставили формулировки, которые при этом были употреблены в указах. В Указе 1955 г. сказано: "Учитывая, что существующие ограничения в правовом положении спецпоселенцев – немцев... в дальнейшем не вызываются необходимостью...". В Указе 1964 г. в преамбуле, по объему в двое превышающей постановляющую часть, руководство страны признало: "Жизнь показала, что эти огульные обвинения были неосновательными и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина". Эти слова не были извинением государства перед жертвами за несправедливое к ним отношение и таковыми не были восприняты.

26 апреля 1991 г. ВС РСФСР утвердил закон "О реабилитации репрессированных народов". 6-го июня 1991 г. постановлением Кабинета Министров СССР был отменен ряд постановлений бывшего ГКО СССР и правительства СССР в отношении народов, подвергшихся репрессиям. В их числе был и ряд документов, относившихся к российским немцам.

18 июня 1991 г. так же в соответствии с законом "О реабилитации репрессированных народов" исполком Алтайского краевого Совета народных депутатов принял решение о восстановлении Немецкого национального района.

Указ Президента России от 21 февраля 1992 г. "О неотложных мерах по реабилитации российских немцев", в котором речь шла о создании немецкого национального округа на территории Волгоградской области и немецкого национального района на территории Саратовской области, предусматривал их "в целях реализации Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года "О реабилитации репрессированных народов, создания необходимых условий для национального развития и восстановления государственности российских немцев...".

Уже 3 июля 1992 г. Президент подписал закон РФ "Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации". Переходный период был определен до 1 июля 1995 г. Подписанный 10 июля 1992 г. "Протокол о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев" поэтому создавал международно-правовую основу для сотрудничества, но не для восстановления Республики немцев Поволжья, а для создания благоприятных условий для ее поэтапного восстановления. Сроки этого поэтапного восстановления не были определены. К тому же в соглашении речь шла об областях традиционого проживания на Волге (т. е. в Саратовской и Волгоградской областях), а не о местах их традиционного проживания в этих областях, т. е. не было привязки к конкретной местности.

В результате, можно еще много лет сотрудничать по развитию инфраструктуры и экономики этих двух областей, не делая ни шага к достижению поставленной цели – поэтапному восстановлению государственности российских немцев. Точнее сформулированный текст помог бы избежать разнотолков.

Федеральные законы "О национально-культурной автономии" и "Основы правового статуса коренных малочисленных народов России" от 22 мая 1996 г. и утвержденная Президентом России 15 июня 1996 г. "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации" были призваны решить насущные вопросы народов и этнических групп, не имеющих в РФ своей национально-административной территории. Созданные на добровольной основе национально-культурные автономии могли, согласно закону, получить статус юридического лица, представлять интересы своих членов в сношениях с представительными и административ-ными государственными органами, вступать с ними в договорные отношения, участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций. НКА получали право создания и содержания негосударственных учреждений культуры и образования.

У НКА было, по крайней мере, две неразрешимые проблемы. На одной и той же территории могло быть создано более одной, а значит конкурирующих друг с другом НКА. У НКА не было и не могло быть собственных средств на выполнение уставных целей. Они полностью зависели от благосклонности правительственных и административных органов, а значит не имели в своих действиях альтернативы.

Для финансирования задач НКА российских немцев была разработана и 20 августа 1997 г. утверждена "Президентская Федеральная целевая программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 гг.". Она предусматривала реализацию множества проектов в 21-ой республике, краях и областях. Для их финансирования считалось необходимым выделение суммы в 21 569 миллиардов руб. в ценах 1997 г. В рамках программы предусматривалось за 10 лет принять и обустроить более 100 000 переселенцев, прежде всего из других республик СНГ, создать более 22 000 рабочих мест, обработать 1 470 000 га земли. При достижении этих показателей, можно было бы с полным правом говорить об экономическом успехе.

Из федерального бюджета России и из бюджетов субъектов РФ предполагалось выделить солидные, но недостаточные для реализации программы, средства. Постановление Правительства РФ предусматривало для реализации Программы выделение средств в счет кредитной линии ФРГ и подготовку проекта межправительственного соглашения о привлечении средств германских и частных инвесторов.

Практика показала, что правительство и субъекты РФ в силу сложившегося экономического положения выделяли в 1997-2006 гг. меньше средств, чем заложено в программе, а правительство Германии финансировало конкретные программы и мероприятия, согласованные в рамках Межправительственной Российско-Германской комиссии по проблемам российских немцев. Недостаточная, с точки зрения иностранных инвесторов, правовая защищенность иностранных инвестиций и весьма невысокая рентабельность, если таковую вообще можно было ожидать, оказались препятствием для ожидаемых российской стороной частных иностранных капиталовложений.

Перспективы развития национально-культурных автономий

Доказательства того, что национальные отношения в области обладают значительной самостоятельностью и автономностью. Правительство области и руководители национальных объединений рассматривают их как специфический объект регулирования, стремятся использовать различные формы работы для того, чтобы межнациональные и религиозные проблемы, порождаемые, как правило, политическими процессами, не приобрели необратимый характер и решались с учетом взаимозависимости социальных, экономических и этнических факторов.

Анализируются меры, которые принимаются властями и НКО для профилактики межнациональной напряженности и оптимизации национально-культурной политики на современном этапе:

  • создание Дома дружбы народов (2002 г.),
  • открытие Городского центра национальных культур, учреждение усилиями центров национальных культур этнографического музея под открытым небом – Национальной деревни (2003 г.),
  • создание Центра толерантности (2007 г.), проведение Конгресса Ассамблеи народов Саратовской области (2007 г.).

Одним из способов сохранения народной традиционной культуры является государственная поддержка национально-культурных объединений и организаций (НКО). В Саратовской области – 32 центра и объединения национальных культур (18 – бюджетных, 14 – на общественных началах).

На территории саратовской области развитие национально-культурных автономий выражено особенно сильно. Периодически проводятся съезды членов автономий, сопровождаемые различными культурно-массовыми мероприятиями. Население области радушно принимает все проявления культурной самобытности представляемых обычаев, обрядов.

Особое внимание в саратовской области уделяется национальной направленности образования. На территории области существуют национальные школы, где дети могут изучить родной язык. Планируется строительство еще одной школы.

Ежегодно при Поддержке правительства саратовской области проводится конференция "Культура Саратовского края", где в полной мере представлены все атрибуты быта национальностей, населяющих край. Проводится конкурс национальной песни.

Таким образом, динамика функционирования национально-культурных автономий на территории Саратовской области положительная. Создаются все условия для развития национальной культуры и процветания нации.

Рекомендации по совершенствованию функционирования национальных автономий Саратовской области

Система межнациональных взаимоотношений в области сегодня является предметом пристального анализа. На мой взгляд, это уникальная сфера повседневной политической практики, особое значение которой обусловлено чередой предстоящих политических кампаний.

В этой связи игнорирование или недооценка существующих сегодня проблем может иметь самые негативные последствия, которые будут сравнимы с результатами, если вы помните, непродуманной национальной политики местного партийного руководства конца 80-х годов прошлого века.

Одним из главных и приоритетных направлений государственной политики в настоящее время является сохранение межнационального мира и согласия на территории страны и соответственно в каждом субъекте федерации.

Отправной точкой любой дискуссии в сфере национальной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений является Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, подтвердившая базовые принципы национальной политики, зафиксированные в Конституции РФ.

Сегодня можно по-разному относиться к утвержденной в 1996 г. Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. За это время возникли принципиально новые проблемы в социально-политической и экономической жизни государства. Требуется обобщение исторического опыта накопленного Россией в сферах национального и государственного строительства, а также внедрение в жизнь новых идей мирного сосуществования российских этносов.

Однако десять лет назад значимость этого* документа, позволившего на единой основе осуществлять государственную национальную политику как исполнительными, так и законодательными органами государственной власти, была весьма ощутима. Она стала настоящим ориентиром для органов государственной власти субъектов РФ при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина в регионах.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации явилась основой для разработки новых нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровнях.

Заложенные в тексте Концепции основные направления государственной национальной политики получили развитие в федеральных законах:

– "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 г.),

– "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (1999 г.),

– "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.),

– "О противодействии терроризму" (2002 г.),

– "О государственной службе казачества" (2005 г.)

– а также в ряде законодательных актов субъектов РФ.

Саратовская областная Дума, участвуя в реализации национальной политики на территории региона, обеспечивает нормативную правовую базу для регулирования национальных отношений в Саратовской области.

Думой было принято постановление от 23.04.03г. №10-381 "Об областной целевой программе национально-культурного развития народов Саратовской области" на 2003-2006 годы.

Цель данной Программы – объединение усилий органов государственной власти области и местного самоуправления, общественных национальных и религиозных объединений для сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений.

К сожалению, действие этой программы закончилось в прошлом году. В настоящее время такой программы нет, так как она не разработана и, соответственно, не внесена на рассмотрение в областную Думу.

Саратовская область полиэтнична, в ней проживают 135 национальностей. Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области зарегистрировано более 60 национально-культурных общественных объединений.

Представители большинства некоммерческих общественных объединений и организаций области, зарегистрированных на территории области в установленном законом порядке, активно работают в составе Общественного совета при Саратовской областной Думе. В частности, у членов Общественного совета уже есть рациональные предложения в программу названную выше.

Также постановлением областной Думы от 27.12.06г. №63-2521 было признано утратившим силу постановление Думы от 9 июля 1997 года "О концепции национальной политики Саратовской области", в которой были отражены приоритеты деятельности органов власти области в сфере национальных отношений. Это произошло в силу того, что отдельные положения концепции не соответствовали федеральному законодательству.

Комитетом по общественным отношениям и информационной политике областной Думы совместно с Общественным советом проводилось заседание "круглого стола": "О проекте федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации". Участники "круглого стола" выразили уверенность в том, что вопросы совершенствования межэтнических отношений не должны выводиться из-под влияния государства. Только государство может эффективно противостоять ксенофобии, экстремизму, неофашизму в современном обществе. Но без помощи общественных организаций в решебнии этой задачи никак не обойтись. Именно общественные организации особенно точно чувствуют, каким должно быть основное направление в совместной деятельности с государственными органами в укреплении гражданского мира и межнационального согласия.

Государственная национальная политика является составной частью национальной безопасности страны, сохранения единства государства, обеспечения социального мира. Эффективность решения этих вопросов напрямую зависит от качества взаимодействия институтов гражданского общества и конструктивного диалога органов власти и общественных объединений. И, переговорные площадки, подобные сегодняшней, будут этому способствовать.

При комитете по общественным отношениям и информационной политике областной Думы создана Экспертная комиссия по межнациональным и межконфессиональным вопросам в целях осуществления аналитической, экспертной, информационной и консультативной деятельности данного комитета, а также содействия обеспечению конструктивного сотрудничества и взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти в законотворческом процессе; содействия укрепления общественного согласия, терпимости и взаимного уважения в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Членами Экспертной комиссии согласно положению могут быть представители ВУЗов, общественных объединений, исполнительных, законодательных органов, других организаций и структур.

На сегодняшний день состав Экспертной комиссии – 22 члена, из которых 9 – представители ВУЗов, остальные – представители общественных и благотворительных организаций и фондов, центров национальных культур "Казахстан", "Кавказ", "Центр русской культуры", "Согдиана" (узбекский центр), "Хаздей Ерушалаийм".

В г.Саратове находятся центры религиозных организаций, руководящие деятельностью единоверцев за пределами области. Так, Римско-католическая епархия Св.Климента охватывает территорию 26 субъектов Российской Федерации. Волжское объединение; церквей христиан-адвентистов седьмого дня объединяет шесть областей. Деятельность Саратовского пробста Евангелическо-лютеранской церкви России распространяется на Тамбовскую область.

С недавнего времени одной из ключевых проблем современного мира стал и ислам.

Повышенное внимание силовых структур, политиков различного ранга, средств массовой информации к мусульманам является выражением не только признания и уважения, свидетельствующих о динамике роли российской умны, но и проявлением страха перед "исламским фундаментализмом". Подтверждением такой амбивалентной реакции может служить ситуация, сложившаяся в Саратовской области.

Подводя итог анализу религиозной ситуации в Саратовской области в целом, можно констатировать: несомненно, противостояние религиозному экстремизму и его эффективная профилактика являются важными слагаемыми конфессиональной и социальной стабильности страны, безопасности ее граждан. Однако именно от представителей конфессий, особенно Русской православной церкви, зависит межконфессиональный мир и межрелигиозное согласие. Одним из методов предупреждения конфликтов и построения толерантного общества должно стать распространение достоверной, профессионально обработанной информации о различных религиозных движениях, официально зарегистрированных в Российской Федерации.

К сожалению, в настоящее время общественность получает лишь односторонние сведения, в процессе предоставления которых изначально ставится задача создать образ "врага".

Сознательное искажение деятельности некоторых религиозных организаций, приводящее к негативному стереотипу их восприятия, может стать реальным поводом для появления конфликтов, вражды и подозрительности в межконфессиональных отношениях. Обсуждение животрепещущих проблем, связанных с угрозой религиозного экстремизма, является насущным в современной России.

Однако важно помнить: если вероучительные положения той или иной религиозной организации, осуществляющей свою деятельность на законных основаниях, отличаются от учения традиционных конфессий, это не является поводом для занесения ее в список общественно-опасных религиозных организаций.

Сегодня, как в Саратовской области, так и в России в целом, как никогда необходимо проведение мер, направленных на поддержание стабильности в обществе и государстве, защиту прав граждан без учета их национальности и вероисповедания.

Российские регионы нуждаются в четкой религиозной политике и стратегии, учитывающей менталитет, традиции и психологию населяющих их народов.

В рамках реализации Концепции национальной политики области планируется, в частности, провести научные исследования по состоянию социокультурной среды, выявить духовный и культурный потенциал этносов. Предусмотрены меры по поддержке национальных средств массовой информации и укреплению связей с регионами ближнего и дальнего зарубежья.

Основная цель – культурное развитие народов области на основе сохранения традиций, самобытности; расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории области.

Необходимо проводить мероприятия, направленные на совершенствование системы национального образования. В частности, планируется внедрение новых научных подходов в процесс воспитания подрастающего поколения с учетом национальных особенностей и традиций в регионе.

Необходимо предусмотреть реализацию религиозного фактора. Он предполагает цикл мероприятий, направленных на создание условий для свободного развития конфессий как составной части духовной культуры каждого народа.

Планируется проведение научных исследований историко-культурного наследия, традиционных религий, распространенных в области.

Реализация данных рекомендаций обеспечит межнациональное согласие, рост числа национально-культурных центров, сохранение и развитие этнической самобытности многонационального населения области, а также преодоление отчуждения народов региона от своей культуры и устранение условий возникновения национального экстремизма.

В завершение необходимо отметить, что имеющийся в регионе опыт пока недостаточен, чтобы в полной мере судить о том, насколько принципиально и независимо действуют НКО и органы местного самоуправления, в какой мере они в реальности обеспечивают партнерские отношения.

Именно от местных органов власти в большей степени зависит решение повседневных вопросов гармонизации межэтнических отношений, современное предупреждение конфликтных ситуаций, снижение межэтнической и социальной напряженности.

Представители органов местного самоуправления практически не владеют знаниями и навыками, необходимыми для работы с НКО, поэтому очень часто не возникает реального диалога между НКО и органами местного самоуправления.

Для оптимизации взаимодействия на уровне "НКО – местное самоуправление" предлагается проведение следующего комплекса мер:

  • просвещение и профессиональная подготовка должностных лиц органов местного самоуправления;
  • проведение общественной экспертизы с привлечением лидеров НКО нормативно-правовой базы местного самоуправления;
  • развитие деятельности местных НКО по реализации Федерального закона № 131-ФЗ в части вовлечения представителей различных национальностей в местное самоуправление;
  • информационное обеспечение работы НКО силами местного самоуправления путем выделения средств на издание национальных властных структур, органов местного самоуправления и национальных общественных формирований.

Литература

  1. Хабриева Т.Я. Национально – культурная автономия: современные проблемы правового регулирования М.: Норма 2006
  2. Евсеенко К.Е. Саратовская губерния: вчера сегодня завтра // Что Где №5 2006
  3. Федеральный закон от 18.06. 1996 г. "О реабилитации репрессированных народов" // СЗРФ №4567. 1996
  4. Сюзин М.К. Культурное достояние России // Культура. 2006. №4.С. 34-36
  5. Сайт правительства Саратовской области: http://www.saratov.gov.ru/
  6. Якушев А.Г. Саратов многонациональный // Что Где № 6. 2007.
  7. Ахмедов К.И. Автореферат диссертации Национально-культурные объединения в политическом процессе региона (на примере Саратовской области) ФГУП ВПО Поволжская аккаадемия государственной службы им. П.А. Столыпина. 2007.