Роль медсестры в организации работы приемного отделения

Роль медсестры в организации работы приемного отделения.

Статьи по теме
Искать по теме

Приём и регистрация плановых пациентов

Пути госпитализации пациентов в стационар могут быть различны. В центральное приёмное отделение пациентов доставляют:

- машиной скорой медицинской помощи при возникновении острого или при обострении хронического заболевания, несчастного случая или травмы, требующих квалифицированного экстренного лечения в условиях стационара;

- по направлению участкового врача поликлиники или амбулатории в случае неэффективности лечения в домашних условиях (так называемая плановая госпитализация). В зависимости от тяжести состояния пациенты могут приходить в приёмное отделение самостоятельно или их доставляет санитарный транспорт;

- переводят из других лечебных и профилактических учреждений по договоренности с администрацией больницы;- без какого-либо направления лечебно-профилактического учреждения на госпитализацию, если человеку стало плохо на улице, недалеко от больницы, и он самостоятельно обратился в приёмное отделение. Такая госпитализация называется "самотёком".

Пациентам необходимо иметь направление, паспорт, страховой полис.

Титульный лист медицинской карты заполняется в электронном варианте (форма №003/у).

При поступлении всем пациентам проводится определение температуры тела, массы тела, измеряется рост. Затем пациент знакомится с режимом больницы, подписывает согласие на обработку персональных данных, согласие на лечение в каком-либо отделении. Проводится осмотр пациента на педикулез и чесотку.

Прием пациентов по экстренному обращению

Кроме приема пациентов, поступающих на плановую госпитализацию, медицинская сестра работает с пациентами, требующими экстренной помощи. Как только такой пациент поступает в приемное отделение, медицинская сестра объективно оценивает тяжесть его состояния. Измеряет пульс, АД и температуру. Если больной доставлен с явными признаками дыхательной недостаточности, медицинская сестра обеспечивает подачу увлажненного кислорода.

При поступлении пациентов с диагнозом "Сахарный Диабет, декомпенсация" до прихода дежурного врача медицинская сестра самостоятельно определяет глюкозу крови с помощью глюкометра.

Иногда случается, что еще до прихода врачей и реанимационной бригады приходится проводить реанимационные мероприятия (искусственное дыхание и закрытый массаж сердца).

После осмотра пациента врачом, медсестрой выполняются все его назначения. В частности при поступлении экстренных пациентов проводятся лабораторные, рентгенологические, эндоскопические исследования, компьютерная томография. Медицинская сестра обеспечивает быструю и качественную подготовку пациента к исследованию.

Но бывают ситуации, когда работу с "экстренными" пациентами приходится начинать еще до его прибытия. Так происходит когда поступает сообщение со "Станции Скорой помощи" о том, что в больницу везут пациента в крайне тяжелом состоянии. В этом случае к моменту его поступления в больницу медицинская сестра, обеспечит готовность всех служб. В Приемное отделение вызываются дежурные врачи, реанимационная бригада, лаборант, рентген-лаборант. Лифтер, водитель дежурной машины оповещаются о возможных экстренных действиях. В дальнейшем медицинская сестра выполняет распоряжения дежурного врача.

Для проведения обследований в больнице круглосуточно работают службы: УЗИ, рентген кабинет, клинико-диагностическая лаборатория, компьютерная томография, ангиографическая служба. Для вызова других специалистов в приемном отделении имеется дежурная машина, и медицинская сестра организует приезд необходимых специалистов.

Обеспечение мероприятия по предупреждению заноса и распространению инфекций (ВБИ).

Инфекционная безопасность – это комплексное понятие, отражающее структуру оказания медицинской помощи населению с точки зрения профилактики внутрибольничной инфекции.

Внутрибольничная инфекция – это любое заболевание микробного происхождения, возникшее у пациента в период пребывания в ЛПУ, а также заболевания медицинских работников, сопряженные с их профессиональной деятельностью.

Контроль над выполнением установленных приказами правил и норм осуществляет старшая медицинская сестра. Тем не менее, сознательное соблюдение правил противоэпидемического режима и дезинфекции является основным фактором предотвращения заболеваний ВБИ и сохранения здоровья самого медицинского персонала.

В соответствии с требованиями инфекционной безопасности перед осмотром пациента и после я провожу гигиеническое мытье рук. Эта мера относится ко всем манипуляциям, проводимым при контакте с пациентом. Все инъекции медсестра делает в перчатках, маске, колпаке. Отделение пользуется одноразовым инструментарием для проведения инъекций.

Для предстерилизационной очистки и дезинфекции предметов медицинского назначения в отделении есть герметически закрывающиеся пластиковые контейнеры. Отделение постоянно обеспечивается достаточным количеством дезинфицирующих средств. В отделении как минимум дважды в день проводится текущая уборка и раз в неделю – генеральная уборка.

При возникновении подозрения на особо опасные инфекции, такими являются холера и чума, в отделении имеется план соответствующих мероприятий и необходимый инвентарь.

Инфекционная безопасность включает три блока:

1. Инфекционная безопасность медицинского работника

2. Инфекционная безопасность пациента

3. Инфекционная безопасность окружающей среды

1. Инфекционная безопасность медицинского работника

а) Использование барьерных средств защиты (перчатки, маски).

Перчатки необходимо одевать во всех случаях, когда возможен контакт

с кровью или другими биологическими субстратами, потенциально или явно контаминированными микроорганизмами, слизистыми оболочками, поврежденной кожей. Не допускается использование одной и той же пары перчаток при контакте (уходе) с двумя и более пациентами. После снятия перчаток производят гигиеническую обработку рук. При загрязнении перчаток выделениями, кровью во избежание загрязнения рук в процессе их снятия, следует обработать их дезинфекционным средством, затем снять их и погрузить в раствор дезинфекционного средства, затем их утилизировать. Руки обработать антисептиком.

б) Выполнение манипуляций в соответствии со стандартами практической деятельности.

В работе медицинской сестры очень важно соблюдать инфекционную безопасность. В настоящее время в отделении используются дезинфицирующие средства: "Триосепт-люкс", "Конти-Хлор" "Жавель". Обработку термометров, шприцов, катетеров, систем производится в соответствии с инструкциями. Медицинский персонал обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для обеззараживания, мытья рук, средствами по уходу за кожей рук (кремы), для снижения риска возникновения контактных дерматитов.

в) Система медицинских осмотров.

Весь персонал должен проходить ежегодный медицинский осмотр для своевременной профилактики и выявления заболеваний, проведения соответствующих лечебных мероприятий.

Рентгенологическое обследование на туберкулез (флюорография грудной клетки) – 1 раз в год

Исследование крови на гепатит "В"

Исследование крови на сифилис

Исследование крови на ВИЧ инфекцию

Осмотр гинеколога (женщины)

Лабораторные исследования: клинический анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови.

В зависимости от специфики работы проводят другие медицинские диагностические обследования.

Результаты обследований заносят в "паспорт здоровья", сдаются старшей медицинской сестре.

г) Профилактические прививки

Один раз в 10 лет всем медработникам делается прививка против дифтерии и столбняка.

Проводится иммунизация против гепатита В (ревакцинация раз в 6 лет).

Проводится ежегодная иммунизация против гриппа.

Действия медицинских работников при возникновении

аварийных ситуаций

I. А. На каждом рабочем месте, где проводится работа с биологическими жидкостями, раной, слизистыми должна быть аварийная аптечка. Аптечка должна находиться в легкодоступном месте, для её хранения необходимо использовать бикс или другую емкость, хорошо поддающуюся дезинфекции. Необходимо следить за сроком годности находящихся в ней предметов и химических средств, запрещается использовать предметы и химические средства из аварийной аптечки не по назначению.

Б. В состав аптечки "АнтиСпид" входят:

1. 2 одноразовых стерильных маски

6. 70 % спирт – 50 мл

2. 2 пары стерильных перчаток

7. 5 % раствор йода – 20 мл

3. 2 очков с простыми стеклами

8. навеска сухого хлорамина по 30 гр – 2 шт;

4. 2 пипетки 5. 1 упаковка лейкопластыря

9. альбуцид – 2 шт или 0.05 % раствор перманганата К.

II. При выполнении манипуляции ВИЧ- инфицированному пациенту ногтевые фаланги обработать 5 % раствором йода; двойные перчатки; манипуляцию выполнять в присутствии 2 – го специалиста.

При попадании крови или другой биологической жидкости выполнить немедленно:

1. Если кровь или другая биологическая жидкость попала на слизистую оболочку глаз – закапать раствор альбуцида или промыть 0.05 % раствором перманганата калия. Не тереть!

2. Если кровь или другая биологическая жидкость попадает на слизистую носа – промыть 0,05% раствором перманганата калия ( после закапывания раствора, опустить голову вниз, для того, чтобы содержимое истекло в лоток). Не тереть!

3. Если кровь или другая биологическая жидкость попадает на слизистую полости рта – прополоскать 70% раствором спирта или 0,05% раствором марганцовокислого калия. Не тереть!

При небольшом повреждении кожных покровов (при уколе) необходимо:

- Вымыть перчатки в дезинфицирующем растворе – в 3% растворе хлорамина (ёмкость " Для мытья рук в перчатках")

- снять перчатки, положить в дезинфицирующий раствор

- выдавить кровь из ранки и обработать 70% раствором спирта

- тщательно вымыть руки с мылом

- обработать руки 70% раствором спирта

- обработать ранку 5% раствором йода, заклеить лейкопластырем.

При порезе необходимо:

- Вымыть перчатки в дезинфицирующем растворе – в 3% растворе хлорамина (ёмкость " Для мытья рук в перчатках")

- снять перчатки, положить в дезинфицирующий раствор

- обработать обильно руки 2 раза 70% раствором спирта

- обработать края раны 5% раствором йода, не тереть, не останавливать кровотечение

При повреждении кожных покровов на рабочем месте составляется акт, в присутствии старшей медсестры. Пострадавший медработник, пишет заявление на имя главного врача, проходит наблюдение в течение года с периодической сдачей анализ на ВИЧ. Если повреждения получены при работе с ВИЧ- инфицированным материалом чрез 1-2 часа начинают профилактический прием тимозида в течение месяца.

2. Инфекционная безопасность пациента

Инфекционная безопасность пациента определяется четким выполнением приказов, инструкций и распоряжений по санитарно эпидемиологическому режиму в лечебно – профилактическом учреждении. От уровня профессиональных знаний и дисциплины персонала отделения зависит успешное выполнение всех мероприятий по предупреждению внутрибольничной инфекции и быстрейшего выздоровления пациента.

В целях профилактики ВБИ обеззараживанию подлежат руки медицинских работников (гигиеническая обработка рук), кожные покровы пациента

(обработка инъекционного и операционного кожного покровов).

Медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих контаминацию микроорганизмами. Изделия однократного применения после использования подлежат обеззараживанию и повторное их использование запрещено.

Влажная уборка помещения проводится не менее двух раз в сутки с применением дезинфицирующих средств. Генеральная уборка функциональных помещений проводится по графику не реже одного раза в месяц с обработкой стен, полов и инвентаря. Кварцевание помещения проводится два раза в день. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду, средства индивидуальной защиты (перчатки, шапочка, халат), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.

Для проведения дезинфекции и стерилизации отделение обеспечивается моющими, дезинфицирующими средствами различного назначения, кожными антисептиками, упаковочным материалом и средствами контроля над стерилизацией. Емкости с рабочими растворами снабжены плотно прилегающими крышками, имеют маркировку с указанием наименования средства, концентрации, датой приготовления, указанием срока годности.

Все инвазивные вмешательства проводятся в стерильных перчатках, с обязательной обработкой их после каждой манипуляции.

3. Инфекционная безопасность окружающей среды

Сбор, временное хранение и удаление отходов различных классов осуществляется в соответствии с санитарными правилами по обращению с медицинскими отходами (СанПин 2.1.2790-10) от 09.12.2010 г.

Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемической токсикологической и радиационной опасности, а также их негативного влияния на окружающую среду определяют на пять классов опасности.

Класс А

Эпидемиологические безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам

Класс Б

Эпидемиологические опасные отходы

Класс В

Чрезвычайно эпидемиологические опасные отходы

Класс Г

Токсикологические опасные отходы 1-4 классов опасности

Класс Д

Реактивные отходы

Отходы класса "А"

Пустые упаковки от медикаментов, одноразового инструментария, не подвергаются дезинфекции, собираются в мешки белого цвета, в специальных промаркированных емкостях "Отходы класса, А". Доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в специальные промаркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке. Многоразовая тара после опорожнения подлежит дезинфекции и мытью. Сбор пищевых отходов производится отдельно от других отходов класса А, транспортировка отходов производится в соответствии с схемой отходов.

Отходы класса "Б"

Подлежат обязательному обеззараживанию. Собираются в одноразовую мягкую или твердую не прокалываемую упаковку, имеющую желтую маркировку. Для сбора колющих или острых отходов класса "Б" используются одноразовые не прокалываемые влагостойкие емкости контейнеры. Емкость имеет плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самооткрывания.

Мягкая упаковка одноразовые пакеты, должны быть закреплены в специальных емкостях. Пакет заполняется на ¾, выпускается воздух и герметизируется, маркируется надписью отхода класса "Б", нанесением названия организации, подразделения, даты, фамилии ответственного за сбор отходов лица. Отходы помещаются в специальные контейнеры на участок по обращению с отходами, вывозятся специальным транспортом к месту обеззараживания.

Отходы класса "Г"

К отходам класса Г относятся отходы ртутьсодержащие приборы – термометры. Они собираются в емкости с плотно прилегающими крышками, которые хранятся в специально отведенном помещении. Вывоз отходов этого класса осуществляется специальными организациями имеющими лицензию на этот вид деятельности.

При сборе медицинских отходов запрещается:

- вручную разрушать, разрезать отходы класса "Б", "Г", в том числе и системы для внутривенных инфузий

- утрамбовывать отходы классов "Б", "Г"

- осуществлять любые операции с отходами без перчаток или средств индивидуальной защиты, спецодежды

- использовать мягкую упаковку для сбора острого медицинского инструментария или острых предметов

- снимать вручную иглу со шприца после использования, надевать колпачок на иглу после инъекции

В случае получения работником, при обращении с медицинскими отходами травмы, потенциально опасной в плане инфицирования (укол, порез с нарушением целостности кожных покровов) необходимо принять меры экстренной профилактики.

Обязанности сестринского персонала приемного отделения

Должностная инструкция сестринского персонала приёмного отделения составляется и утверждается администрацией лечебного учреждения.

Должностная инструкция медицинской сестры приёмного отделения

I Общая часть

-На должность медицинской сестры приёмного отделения назначают специалиста со средним медицинским образованием.

-Медицинскую сестру приёмного отделения назначает и увольняет главный врач больницы по представлению заведующего отделением в соответствии с действующим законодательством.

-Медицинская сестра приёмного отделения непосредственно подчиняется врачу и старшей медицинской сестре отделения.

-В своей работе она руководствуется распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

-Распоряжения медицинской сестры обязательны для младшего медицинского персонала приёмного отделения.

II Обязанности

-Медицинская сестра обязана знакомиться с бланком направления на госпитализацию и сопровождать пациента в кабинет врача.

-Выслушивать жалобы пациента, поступившего "самотёком", направляет его к дежурному врачу.

-Заполняет паспортную часть" Медицинской карты стационарного больного" Производит измерение температуры тела пациента. Выполняет процедуры и манипуляции, назначенные врачом.

-Помогает пациенту во время осмотра врачом.

-По указанию врача вызывает консультантов и лаборантов в приёмное отделение.

-Следит за состоянием пациентов и своевременно выполняет все указания врача, связанные с подготовкой и проведением диагностических., а также лечебных процедур.

-Своевременно передаёт телефонограммы в отделение полиции, экстренные извещения в центр Госсанэпиднадзора об инфекционном заболевании.

-Наблюдает за качеством санитарной обработки пациентов, а в некоторых случаях участвует в её проведении.

-Осуществляет взятие кала, мочи, рвотных масс и промывных вод для лабораторного исследования.

- Получает у старшей медсестры лекарственные средства и обеспечивает их хранение.

-Выдает в экстренных случаях лекарственные средства по требованиям, подписанным дежурным врачом по заявкам отделений.

-Наблюдает за санитарным состоянием в отделении и контролирует работу младшего медицинского персонала. Не допускает присутствия в отделении посторонних лиц.

-Ведёт необходимую учётно-отчётную документацию.

-Своевременно сдаёт старшей медицинской сестре отделения аппаратуру и инструменты для ремонта.

-Производит опись одежды пациентов.

-Передает одежду и вещи для дезинфекции (дезинсекции) и в камеру хранения.

-Производит осмотр пациента и его одежды на педикулёз.

-При подозрении на инфекционное заболевание, при обнаружении педикулёза производит обработку пациента, а также дезинфекцию и/или дезинсекцию помещений отделения в соответствии с действующими инструкциями.

-Систематически повышает квалификацию, посещая занятия и конференции, организуемые для среднего медицинского персонала в лечебном учреждении и в отделении.

III Права

- В отсутствие врача оказывает экстренную доврачебную медицинскую помощь в пределах своей профессиональной компетентности.

-Повышает профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования.

-Отдает распоряжения младшему медицинскому персоналу отделения в соответствии с уровнем его компетентности и квалификации и контролирует их выполнение.

- Получает информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

- Вносит предложения старшей медицинской сестре отделения по вопросам улучшения организации и условий труда.

IV Ответственность

-Несет ответственность за нечёткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения. Несет ответственность за материальные ценности.

Оформление медицинской документации

Документация оформляется, так же как и при плановой госпитализации.

Если пациент направляется после обследования в другое лечебное учреждение, то оформляется статистический талон в электронном варианте.

В приемное отделение обращаются в поисках информации поступивших и выбывших пациентов, номера служб отделений больницы. В вечернее и ночное время медицинская сестра осуществляет функции диспетчера (организация дежурной машины, обеспечение прибытия специалистов по производственной необходимости, вызов технических специалистов). При авариях обеспечивает связь с соответствующими службами, организация работы неотложных служб (ИТАР, операционная, необходимых отделений), вызов и привоз сотрудников, сообщения о смерти родственникам умерших пациентов.

Перечень документов.

Ведение документов:

- "Журнал отказов в госпитализации", учетная форма N 001/у (госпитализация пациентов по экстренным показаниям).

- "Журнал учета госпитализаций", учетная форма N001/у

- "Медицинская карта стационарного больного", учетная форма N003/у

- "Алфавитный журнал"

- "Журнал врачебных консультаций"

- "Журнал учета инфекционных заболеваний,выявленных в приемном отделении или каком –либо другом клиническом отделении стационара",учетная форма N060/у

- "Журнал сдачи смен"

- "Журнал адресов и телефонов сотрудников Республиканской больницы"

- "Журнал сообщений в ГИБДД" о пациентах с обращениями по поводу дорожно-транспортных средств"

- "Журнал сообщений в полицию" о пациентах,обратившихся в приемное отделение по поводу криминальных травм, несчастных случаев, отравлений.

- "Алфавитный журнал" госпитализированных пациентов.

- "Журнал учета работы внерабочего времени"

- "Журнал учета профилактики столбняка при травмах".

- "Журнал учета расхода противостолбнячной сыворотки и противостолбнячного анатоксина"

-"Журнал учета расхода противогангренозной и противозмеиной сыворотки"

- "Журнал регистрации трансфузионных средств, полученных из РСПК в вечернее и ночное время" учетная форма 009/у

- "Журнал учета лекарств подлежащих предметно-количественному учету".

- "Журнал учета лекарственных операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

- "Журнал аварийных ситуаций".

- "Журнал сообщений в пожарную службу" (о количестве пациентов, находящихся в корпусах больницы на круглосуточном пребывании).

- "Журнал учета температурного режима работы холодильников".

- "Журнал проведения генеральных уборок"

- "Журнал противопожарной безопасности"

- "Журнал учета иностранных граждан"

- "Журнал учета пациентов без страховых полисов"

- "Журнал движения больных по РБ"

- "Журнал по технике безопасности"

Проведение санитарной обработки

У всех поступающих больных начинать санитарно-гигиеническую обработку медсестра приемного отделения должна с тщательного осмотра тела, волосистых частей больного, его белья для выявления педикулеза (вшивости). В таких случаях могут обнаружиться головная, платяная и лобковая вошь.

При обнаружении вшивости проводят санитарную обработку, которая может быть полной (мытье больного с мылом и мочалкой в ванне или под душем, уничтожение микроорганизмов и насекомых в белье, одежде, обуви, постельных принадлежностях и жилых помещениях, т.е. дезинфекция и дезинсекция), или частичной, подразумевающей только мытье людей и дезинфекцию (дезинсекцию) белья, одежды и обуви.

Для борьбы с педикулезом в настоящее время есть множество специальных средств, которые нетоксичны, и не требуют стрижки волос. Средство накладывают на волосяной покров головы и покрывают вощеной бумагой, сверху на голову повязывают косынку или надевают шапочку, или просто моют голову специальным шампунем.

Для уничтожения лобковых вшей сбривают пораженные волосы, после чего обычно достаточным бывает повторное мытье тела горячей водой с мылом.

Белье и одежда больных обеззараживаются в дезинсекционных камерах (паровоздушных, горячевоздушных и т.д.). Медицинский персонал, осуществляющий обработку больных с педикулезом, должен пользоваться специальной длинной одеждой из прорезиненной ткани или плотного холста.

Профилактика вшивости состоит в регулярном мытье тела, своевременной смене нательного и постельного белья.

Санпропускник оборудован всем необходимым для проведения обработки больного. Здесь должны быть кушетки, шкафчики для чистого и бачки для грязного белья, шкаф или стол с предметами для санитарной обработки, клеенкой, банным мылом, мочалками индивидуального пользования, которые находятся в маркированной емкости, машинки для стрижки волос, бритвенные приборы, ножницы, термометры для измерения температуры воздуха и воды, специальные мочалки и щетки для санитарной обработки ванны, маркированные ведра и швабры для уборки и дезинфекции помещений санпропускника и другие принадлежности. В достаточном количестве должны быть дезинфицирующие средства, а также гидропульт для распрыскивания растворов этих веществ.

Таблица 1. Педикулицидные средства, разрешенные к применению на территории РФ

Педикулицидное средство.

Назначение

Нитилон – лосьон

Головной педикулёз

Ниттифор – лосьон

Головной, лобковый педикулёз

Медифокс (супер ) -лосьон

Головной, лобковый педикулёз

Каждое из этих средств имеет методические рекомендации по использованию. Нужно помнить, что применение шампуней, как правило, требует повторной обработки.

Действие персонала при выявлении педикулёза сегодня регламентируется Приказом Министерства здравоохранения СССР № 320 от 5 марта 1987 г." Организация и проведение мероприятий по борьбе с педикулёзом".

Санитарная обработка пациента.

Санитарная обработка больного в приемном отделении включает следующие мероприятия:

1) дезинсекция – уничтожение вредных насекомых (вшей), если они обнаружены при осмотре больного; (Приложение № 5)

2) гигиеническая ванна, душ или обтирание больного, стрижка волос, ногтей, бритьё;

3) переодевание больного в чистое больничное бельё и одежду. Вопрос о способе и объеме санитарной обработки решает врач, а выполняется она младшим медицинским персоналом под руководством медицинской сестры.

О каждом выявлении случая педикулеза медсестра информирую центр гигиены по телефону, а также записывает в журнале учета инфекционных заболеваний.

Транспортировка пациентов

Транспортировка больных – это перенесения или перевозки их с приемного к лечебному отделению, с одного лечебного отделения к другому или с одной больницы к другой, а также перекладывание больного в кровати.

Вид транспортировки определяет только врач, потому что, неправильно избранный, он может нанести ущерб больному (например, при инфаркте миокарда, внутреннему кровотечению).

В зависимости от общего состояния все больные делятся: транспортабельные и нетранспортабельные.

Роль медсестры в организации работы приемного отделения

Транспортабельные – это больные, которые без вреда для своего здоровья могут самостоятельно передвигаться (больные в удовлетворительном состоянии), которых можно перевезти на каталке, кресле-каталке, перенести на ношах (больные в состоянии средней тяжести или тяжелобольные).

Тяжелобольных, а также больных, что не могут самостоятельно передвигаться, с приемочного отделения больницы перевозят у палаты на каталках для лежачих или сидячих соответственно. Каталка для лежачих больных должна иметь тонкий с пластиковым или клеенчатым покрытиям матрас, который после каждого использования протирают 3 % раствором хлорамина.

Перед транспортировкой больного на каталке матрас покрывают чистой простыней, больного накрывают еще одной простыней (летом) или одеялом (зимой) и перевозят в палату. Это входит в обязанности младшего медперсонала.

Больных, что не могут ходить, но не нуждаются в положении лежа, перевозят на коляске для сидячих больных, которая также должна быть чистой и застеленной свежей простыней, а больной должны быть укрытый.

При отсутствии каталки для лежачих больных или невозможности ее использования через особенности болезни (состояния больного) больного транспортируют на ношах или переносят на руках.

К нетранспортабельным относятся пациенты, для которых транспортировка к месту лечения может угрожать жизни, привести к резкому ухудшению состояния здоровья. Медицинскую помощь им оказывают на месте, после чего решается вопрос о переводе в отделение Согласно рекомендации врача переносятся, перевозятся лежа, сидя, полусидя.

Работа с медикаментами

Данное направление работы включает в себя:

- Выдачу лекарственных средств в отделения в вечернее и ночное время. Выписка лекарств в отделении производится старшей медсестрой отделения. Медикаменты хранятся в запирающихся шкафах. Лекарственные средства для парентерального применения, внутривенного и наружного применения хранятся раздельно на отдельных полках.

Из аптеки лекарства поступают к нам в готовом к употреблению виде, с точным и ясным обозначением на сигнатуре или этикетке: "внутреннее", "наружное", и т.д. Наркотические и сильнодействующие лекарственные средства хранятся в сейфе, который находится в "хирургическом" кабинете. Запасы наркотических средств не превышают пятидневной дневной потребности. Применение наркотических средств по назначению врача проводится в присутствии врача, с отметкой о проведении инъекции в медицинской карте. Наркотические лекарственные средства подлежат учету, журналы должны быть прошнурованы, пронумерованы, подписаны главным врачом и скреплены печатью лечебного учреждения.

Работа с медикаментами, их учет, хранение и расход происходит в соответствии с инструкциями и приказами МЗ РФ, МЗ РК и приказами главного врача нашей больницы.

Работа медицинской сестры приемного отделения

Главная роль в приобретении независимости пациента в процессе лечения принадлежит медсестре, которая сочетает в себе не только аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, но и образование, интеллект, организаторские способности, порядочность, творческое мышление, профессиональную компетентность.

В современной медицине область этических вопросов обозначается различными терминами: "медицинская этика", "медицинская деонтология", "биомедицинская этика". Основные положения профессиональной медицинской этики таковы: уважение к жизни, запрет на причинение вреда больному, уважение к личности больного, врачебная тайна, уважение к профессии. Медицинская деонтология – это принципы поведения медперсонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. Понятие медицинской деонтологии отражает сами конкретные нормы и стандарты, обязательные для врачей и медсестер. В последние годы появился новый термин "биоэтика", который определяют как изучение этических аспектов проблемных ситуаций в современной медицине. Биоэтику можно также рассматривать как проблему прав человека в современной медицине. Основополагающие принципы биоэтики: гуманность, уважение моральной автономии личности, благодеяния, справедливости.

Соблюдение профессиональной тайны касается не только врачей, но и медсестер. Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного. Необходимо быть чутким и внимательным по отношению к больному. Обращаться к больным следует на "Вы" и по имени и отчеству.

Документация приемного отделения:

1. Медицинская карта стационарного больного (форма № 003/у).

2. Статистическая карта выбывшего из стационара (форма № 066/у).

3. Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма № 001/у).

4. Экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма № 001/у).

Сестра оформляет медицинскую документацию после осмотра пациента врачом, информирования необходимости стационарного лечения и получении согласия на госпитализацию.

Рекомендации для медсестер

Внешний вид медсестры:

Строгое соблюдение личной гигиены (ногти стричь коротко, применение косметики должно быть умеренным, не должны исходить резкие запахи духов, табака и т.п.);

Халат должен быть чистым, достаточно длинным, чтобы прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава одежды;

Под халат необходимо одевать легко стирающуюся одежду, лучше из хлопчатобумажных натуральных тканей;

Волосы должны быть убраны под шапочку;

Обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции и позволяющая бесшумно передвигаться.

Отношения медсестры с врачом:

Недопустима грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения медсестер между собой:

Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения медсестры с младшим медперсоналом:

Соблюдать взаимоуважение;

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

Недопустима грубость, фамильярность, высокомерие;

Не допустимо, делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Отношение медсестры к больным:

Существует несколько моделей взаимоотношений медработников и пациентов.

Патерналистская (от латинского pater – отец) – модель характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам как родители относятся к своим детям. При этом они берут большую часть ответственности на себя.

Инженерная – модель характеризуется тем, что выявляются и восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме пациента. Межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется.

Коллегиальная – модель характеризуется полным взаимным доверием медперсонала и пациентов. Стремясь к общей цели, врач или медсестра становятся "друзьями" больного.

Контрактная – модель, которая выглядит как юридически оформляемый договор с пациентом. Именно эта модель предполагает последовательное уважение прав пациента.

Кроме этого отношение медсестры к больным всегда должно быть доброжелательным, недопустимы грубые замечания, учитывать индивидуальные психологические особенности, уметь выслушать, понять переживания пациента. Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения медсестры с родственниками и близкими больного

Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);

Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо;

Библиография

1. Дронов, Н. П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности среднего медицинского персонала / Н. П. Дронов // Медицинская сестра. – 2014. – № 2. – С. 17-18.

2. Практическое руководство к предмету "основы сестринского дела": учебное пособие для мед.училищ и колледжей / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – 2-е изд., исправ. и доп. – Москва: ИГ "ГЭОТАР-Медиа", 2013. – 506 с

3. Рябчинская, Н. П. Особенности профессиональной деятельности медсестры приемного отделения стационара / Н. П. Рябчинская, Л. В. Бирюкова, А. И. Юдина // Медицинская сестра. – 2010. – № 3. – с. 30 – 34.

4. Сестринское дело: справочник / [авт.-сост. Т.С. Щербакова]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 543 с.

5. Сопина, З. Е. Современная методология сестринского дела: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / З. Е. Сопина, И. А. Фомушкина, Э. О. Костюкова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 254, [1] с.

6. Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела [Текст]: Для студентов медицинских училищ и колледжей / Т.С.Басихина [и др.]; Под ред.А.И.Шпирна. – Москва: ГОУ ВУНМЦ, 2003. – 717с.

7. Этический кодекс медицинской сестры России / сост. А. Я. Иванюшкин, В. В. Самойленко // Главная медицинская сестра. – 2011. – № 6. – с. 125 – 139.

8.Этический кодекс медицинской сестры.

9. Приемное отделение [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа к статье: www.medical 911.ru/приемное отделение, структура организация работы и функции.

10. Приемное отделение им. В.А. Баранова [Электронный ресурс].– Электронные текстовые данные. – Режим доступа к статье: hospital.karelia.ru/About/History/