Роль информации в организации маркетинговой деятельности фирмы

Роль информации в организации маркетинговой деятельности фирмы.

Статьи по теме
Искать по теме

В общем виде управление компанией включает в себя выработку конкретных задач, определение путей и организацию работ по достижению целей, контроль, оперативное регулирование и оценку результатов реализации управленческих решений.

Суть управления вообще, и управления маркетинговой деятельности в частности, определяет процесс принятия решений, который включает в себя ряд этапов:

- постановка проблемы,

- выявление ограничений и определение альтернатив,

- принятие решения,

- реализация решения,

- контроль за исполнением решения.

Основой разработки и выполнения управленческих маркетинговых решений является соответствующая информация – совокупность данных о состоянии управляемого объекта и его окружения, выполнении управляющих команд и выходных обобщающих данных.

Следует отметить, что роль информации для процесса управления двояка. С одной стороны, постоянное увеличение объема информации по мере развития производства создает трудности в управлении. С другой стороны, по мере увеличения объема информации, особенно научно-технической, увеличиваются возможности совершенствования управления.

С ростом требований к обоснованности управления существенно возрастают роль информации и требования к уровню организации информационной работы.

Учет информационных факторов позволяет качественно и количественно обосновать выбранный вариант распределения полномочий и ответственности, установить необходимые взаимозависимости между совершенствованием организационной структуры и рационализацией документооборота, выявить возможности и пути создания интегрированных систем обработки данных.

Важной частью производственно-экономической информации являются исходные данные. При этом управление предполагает использование тех исходных данных, которые действительно несут информацию, то есть исходные данные лишь часть информации. Именно этот подход является и должен быть определяющим в управлении маркетинговой деятельности.

Информационное обслуживание управления осуществляется с помощью системы планирования, нормирования, учета и контроля.

Управление производственными системами есть специфический информационный процесс, а планирование, учет и регулирование представляются в виде информационных актов, системы взаимосвязанных функциональных блоков, отражающих информационную суть и структуру процесса управления.

Под плановым актом понимаются такие взаимосвязанные изменения параметров функциональных элементов системы, которые на выходе данной системы фиксируются в виде некоторого сообщения. Плановый акт представляет собой некоторый процесс переработки производственно-экономической информации в соответствии с требованиями, установленными в данной системе планирования.

При этом задачей анализа является декомпозиция этой функциональной системы на составляющие ее элементы с целью выявления операционно-логической функции планового акта. В этой связи в исследовании данная система представлена в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих операторов (ОП), операционных комплексов (ОК) и аналитических комплексов (АК). В данном случае под оператором подразумевается некоторый первичный алгоритм, реализующий определенную процедуру; операционный комплекс – это совокупность операторов, образуемая по соображениям конкретной целесообразности (например, алгоритм формирования производственной программы предприятия); аналитический комплекс – некоторая неформальная процедура (или их совокупность), являющаяся либо алгоритмически неразрешимой, либо неформализуемой на основе соображений, обусловленных конкретной целесообразностью.

Практические нужды производственных предприятий в настоящее время, на наш взгляд, вызывают необходимость в создании интегрированных информационных систем, приспособленных не к структуре установившихся взаимосвязей и подчинения, а к процессу комплексного решения определенных проблем.

Интегрированные информационные системы ориентированы на использование одних и тех же исходных показателей для решения широкого круга прогностических, плановых, оперативно-производственных, коммерческих и других задач.

Основной упор в этих системах делается не на разделение информации по обособленным функциям между управленческими центрами, а на взаимоувязку и интеграцию деятельности всех элементов организационной системы. Основой интеграции отдельных частей предприятия в единую систему служат информационные сети и потоки.

Создание интегрированных информационных систем, по нашему мнению, предполагает:

- создание единого централизованного в масштабе всего предприятия нормативно-справочного хозяйства;

- построение схемы документооборота с учетом прохождения информации через единый центр обработки данных;

- повышение точности и оперативности учета с одновременным сокращением до необходимого минимума количества документов и показателей;

- четкую регламентацию процедур хранения и выдачи информации на разные уровни управления, а также доступа к ней заинтересованных управленческих центров.

Взаимосвязь построения интегрированной информационной системы с организационной структурой управления проявляется в том, что при определении уровней, которым следует передать право принятия решений по тем или иным вопросам, целесообразно исходить из того, на каком уровне существуют лучшие условия для получения информации, необходимой для принятия оптимального решения. Информацию можно получать на всех структурных уровнях предприятия. Однако, при решении вопроса о том, какому из них дать право решения того или иного вопроса, следует выявить тот уровень, который располагает своевременной и наиболее достоверной информацией.

При принятии управленческих решений своевременный доступ к оперативной информации жизненно важен для специалиста – маркетолога. От того, насколько полно данные специалисты обеспечены необходимой и своевременной информацией, будет зависеть обоснованность принимаемых решений, так как недостаток информации может привести к принятию неправильных решений. Однако и избыток информации или ее излишняя детализация перегружают специалистов, уменьшают количество и разнообразие проблем, которые они могут эффективно решать на предприятии. Поэтому в каждом отдельном случае следует выявлять объективно необходимый объем и характер информации.

Для рационализации информационных потоков необходимо производить их тщательный анализ с целью выявления объемов и видов информации, проходящих по всем каналам связи, имеющимся на предприятии. Поскольку управленческая деятельность любого управленческого центра находит выражение в создании различных форм документов и показателей, а также в оперировании ими, при анализе потоков информации необходимо охватить функции всех управленческих центров, их взаимодействие, номенклатуру поступающих, разрабатываемых и выходящих документов, определить процессы их формирования и маршруты движения, периодичность составления и т.д. Центральное место в анализе занимает определение данных, сведений и показателей, объективно необходимых каждому управленческому центру для выполнения его функций.

Исходный материал для анализа может быть получен на основе сплошного обследования документооборота и других сообщений, выборочных наблюдений или анкетного метода. Последовательность проведения и сроки окончания обследования целесообразно регламентировать на основе сетевого графика.

Система маркетинговой информации (МИС) – это постоянно действующая система взаимосвязи работников, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации с целью ее использования в планировании, управлении и контроле маркетинговой деятельности фирмы или предприятия. Структура системы маркетинговой информации включает в себя систему сбора текущей информации, состоящую из подсистемы внутренней информации и подсистемы внешней информации; систему маркетингового исследования и систему анализа маркетинговой информации.

Источниками первичной информации о рынке и внешней макросреде являются:

1. Источники общей маркетинговой информации, представленные каналами коммуникации постоянного неизбирательного воздействия:

- периодические печатные издания общей экономической ориентации (газеты "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсантъ", журналы "Бизнес", "Эко" и др.)

- технические каналы средств массовой информации (телевидение, радио)

- рекламная деятельность массового характера.

К каналам коммуникации событийного неизбирательного воздействия относятся:

- выставки, совещания, конференции, дни открытых дверей;

- издаваемые законы и акты, указы Президента;

- выступления государственных, общественных и политических деятелей.

2. Источники узкопрофильной маркетинговой информации, представленные коммуникационными каналами избирательного воздействия:

- публикуемые финансовые и бухгалтерские отчеты предприятий;

- отчеты руководителей предприятий на собрании акционеров;

- узкоспециализированные производственные печатные издания;

- фирменные продажи с демонстрацией возможностей товаров;

- сведения экономического характера, распространяемые специализированными фирмами в форме печатной продукции или на машиночитаемых носителях информации;

- коммерческие базы и банки данных.

К этой же группе источников относятся и каналы личной коммуникации, предполагающие непосредственное общение друг с другом группы лиц в аудитории через телефонную или факсимильную связь, при помощи телевидения. Этот вид коммуникации эффективен потому, что оставляет место для выражения личного мнения и установления обратной связи. Каналы личной коммуникации в зависимости от категорий участвующих субъектов можно разделить на:

- разъяснительно-пропагандистские, в которых участвуют руководители, специалисты, маркетологи предприятия-изготовителя, вступающие в контакт с целевой группой потребителей;

- экспертно-оценочные, в которых основная роль отводится независимым экспертам, дающим непредвзятую оценку производимой продукции.

Личное влияние имеет большой вес в среде потребителей технически сложных товаров высокой стоимости, приобретение которых связано с большим риском.

3. Источники, формируемые в результате проведения специальных маркетинговых исследований, целью которых является сбор дополнительной информации, связанной с решением конкретных маркетинговых задач. Обычно исследователи собирают первичные данные непосредственно у потребителя.

Важным источником коммуникации являются в настоящее время развитые маркетинговые информационные системы на компьютерах, имеющие возможность интерактивного доступа к зарубежным и отечественным автоматизированным банкам данных через современные коммуникационные каналы связи. Мощной интерактивной службой, ориентированной на отечественного пользователя, является Международный центр научно-технической информации (МЦНТИ), в автоматизированные банки которого включены следующие базы данных экономического профиля: по предприятиям, с торгово-экономической информацией, по отдельным отраслям. Маркетинговую информацию о потребителях, товарах фирм-конкурентов можно получить также через Интернет.

2. Понятие, виды и методы сбора информации

В общем виде понятие "информация" может быть истолковано как некоторая совокупность сведений, определяющих меру наших знаний о тех или иных процессах, событиях, явлениях, фактах и их взаимосвязи.

Любая маркетинговая деятельность основывается на анализе ситуации, которая складывается на конкретных рынках. Информационно-аналитическую базу как для долгосрочной стратегической программы маркетинга, так и для системы гибкого оперативного управления действиями и коррекции принятых решений в соответствии с изменениями ситуации создает маркетинговое исследование.

Для того, чтобы предприятие могло оперативно приспособиться к изменяющейся рыночной ситуации, необходимо проводить маркетинговые исследования для выявления изменений и тенденций развития рынка, проверки своих предположений и анализа складывающейся ситуации. Создание проекта маркетинговых исследований начинается с определения потребности в информации, типов требуемой информации, источников и методов ее получения.

Маркетинговая информация – это цифры, факты, сведения и другие данные, характеризующие рыночные процессы и явления, необходимые для обеспечения аналитических и прогнозных потрбеностей маркетинга. Сбор информации в маркетинговом исследовании – сбор первичных маркетинговых данных с помощью опроса, наблюдения, эксперимента, имитационного моделирования, а также сбор вторичной маркетинговой информации с помощью анализа документов. Классификация маркетинговой информации необходима для подчинения различных аспектов получаемой информации целям маркетингового исследования и требованиям максимальной точности и корректности добываемых данных. Отсутствие необходимой маркетинговой информации, использование неточных или неактуальных данных часто являются причиной серьезных просчетов в принятии управленческих решений. Цель использования информации – уменьшение неопределенности в процессе принятия маркетинговых решений.

В настоящее время основными источниками информации выступают:

- информация о рынке товаров и услуг (объекты наблюдения – потребители, товары, маркетинговые посредники, конкуренты, поставщики);

- информация внутрифирменной среды (дирекция или высшее руководство, финансовая служба, бухгалтерия, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производство, служба сбыта).

Рассмотрим основные признаки классификации маркетинговой информации:

- в соответствии с периодом времени, к которому относятся получаемые сведения и данные: историческая, текущая и прогнозная информация. Историческая – формирует представление об условиях и результатах деятельности предприятия в предшествующем периоде. Текущая отражает оперативное состояние бизнеса. Прогнозная представляет результат вероятностной оценки позиций предприятия в обозримой перспективе.

- в соответствии с отношением к этапам принятия маркетинговых решений: констатирующая, поясняющая, плановая, информация, использованная при контроле или ревизии маркетинга. Констатирующая информация содержит данные о состоянии объектов маркетингового воздействия. Поясняющая информация дает возможность сформулировать представление о факторах и причинах, обуславливающих те или иные изменения в системе маркетинга. Плановая – применяется в ходе разработки и принятия решения о целях, стратегии и программах маркетинга. Информация, используемая при контроле маркетинга, охватывает аспекты, связанные с контролем текущей деятельности предприятия (анализ возможностей сбыта, доли рынка, оценка исполнения бюджета маркетинга и др.), а также ревизией маркетинговой стратегии.

- по возможностям числовой оценки полученных данных количественная и качественная информация. Количественная позволяет выразить в числовых величинах сведения о состоянии исследуемых рыночных объектов: емкость рынка, доля рынка, степень влияния доходов различных групп потребителей на спрос, индекс цен и т.д. Качественная информация позволяет описать состояние исследуемых объектов в качественных характеристиках: состав потребителей по полу возрасту, социальному положению и месту жительства, характер потребительского поведения и т.д.

- по периодичности возникновения и получения маркетинговых данных постоянная, переменная и эпизодическая информация. Постоянная отражает стабильные и длительное время не меняющиеся факторы рыночной среды. Переменная информация показывает фактические количественные и качественные характеристики функционирования как маркетинговой системы в целом, так и ее отдельных элементов. Эпизодическая информация формируется по мере надобности, например, если понадобятся дополнительные сведения о конкурентах.

- в соответствии с источниками получения информации она делится на первичную и вторичную информацию. Вторичная информация – которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей. Первичная – собранная впервые для конкретной цели.

- по назначению – справочная, рекомендательная, нормативная, сигнальная и регулирующая. При этом справочная носит ознакомительный характер, представляется в виде системы справочников по фирмам, технико-эксплуатационным характеристикам продукции, ценам, тарифам и т.д. Рекомендательная формируется в результате специальных маркетинговых исследований или ан основе анализа данных, приводимых в печатных изданиях, содержит прогнозы продаж, приоритеты выбора целевых рынков и т.д. Нормативная формируется, в основном, в производственной сфере и включает нормы и нормативы различных элементов производства, нормативные законодательные акты. Сигнальная информация возникает в ходе появления отклонений фактического поведения объектов маркетинговой среды от запланированного. После установления причин отклонений с целью их устранения выполняются соответствующие мероприятия, отражаемые в регулирующей информации.

Основные принципы формирования и использования информации в системе маркетинга:

- актуальность информации (т.е. реальное отражение в каждый момент времени состояния маркетинговой среды;

- достоверность данных (основывается на точном воспроизведении объективного состояния развития производства, рынка и внешней макросреды); важным средством против дезинформации является множественность источников данных и анализ полученных сведений на непротиворечивость;

- релевантность данных (позволяет получать информацию в точном соответствии со сформулированными требованиями и избежать работы с ненужными данными);

- полнота отражения –необходимо для объективного учета всех факторов, формирующих либо оказывающих влияние на состояние и развитие маркетинговой среды;

- целенаправленность данных ориентирует их на конкретные конечные цели в области производства и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Важной характеристикой информации является ее ценность. В различных системах управления ценность информации определяется ее значением для принятия правильного решения. Ценность информации тесно связана с ее полнотой, надежностью, надежностью и достоверностью. Полнота информации определяет содержание в ней тех значений параметров отображаемого объекта, которые существенны с точки зрения решаемой задачи. Надежность зависит от технических возможностей источников, средств передачи и обработки данных и определяет наличие ошибок. Достоверность информации характеризует степень ее соответствия тому процессу или объекту, который она отражает. Для повышения надежности и достоверности информации используют так называемую избыточную информацию, т.е. увеличивают объем и количество сообщений без увеличения их информационной ценности. Это приводит к росту затрат, но позволяет исправить содержащиеся в данных ошибки.

Одной из основных характеристик информации является ее целевое назначение. При этом можно выделить универсальную информацию и целенаправленную. В первом случае одни и те же данные могут быть использованы при решении различных задач (например, сведения о вкусах и предпочтениях потребителей могут быть использованы при разработке нового товара, сегментации рынка, выборе средств рекламы и каналов распределения товаров и т.д.), во втором случае данные используются при решении конкретной задачи.

Огромное значение при принятии маркетинговых решений в реальном масштабе времени имеет актуальность информации, т.е. отражение текущего состояния объекта или процесса. К примеру, решая вопрос о моменте выхода на рынок с новым товаром или о первоначальном уровне цены, фирма должна иметь точную информацию о состоянии рынка на данный момент времени.

К методам сбора информации в маркетинге относят опрос, наблюдение, автоматическую регистрацию данных и пр.(см. данные табл.1). Выбор метода зависит от цели исследуемого признака и носителя этого признака.

Таблица 1.

Способы сбора информации в маркетинге

Метод

Определение

Формы

Экономический пример

Преимущества и проблемы

1

2

3

4

5

Первичные исследования

Сбор данных при их возникновении

Наблюдение

Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения

Полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и без его участия

Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витриной

Часто объективнее и точнее, чем опрос. Многие факторы не поддаются наблюдению. Высокие расходы.

Интервью (опрос)

Опрос участников рынка и экспертов

Письменное, устное, по телефону

Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа, марок и фирм, исследование мотивации

Исследование невоспринимаемых обстоятельств (например, мотивы), надежность интервью. Влияние интервьюера, репрезентативность выборки.

Панель

Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени

Торговая, потребительская

Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов

Выявление развития по времени

Эксперимент

Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле остальных факторов

Полевой, лабораторный

Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы

Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени и денег.

Вторичные исследования

Обработка уже имеющихся данных

Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики

Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные

После обработки полученных данных их необходимо представить в виде отчета соответствующей формы. В зависимости от характера проведенного исследования отчет может иметь форму сводки или другого текстового материала, помогающего оценить полученный результат. Во всех случаях необходимо указать, с помощью какого метода была получена информация.

Сбор информации о внутренней и внешней среде организации должен вестись непрерывно. Для этой цели должны быть созданы системы маркетинговой информации и поддержки маркетинговых решений. Маркетинговая информационная система представляет собой постоянно действующую систему, включающую персонал, оборудование, процедуры и методы сбора, обработки, анализа, оценки и распределения актуальной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений. Маркетинговая информационная система трансформирует данные, полученные из внешних и внутренних источников, в информацию, которая требуется руководству предприятия. Система позволяет определить потребности в информации для принятия маркетинговых решений, получить ее и своевременно предоставить менеджерам.

От общей постановки задач и фактически сложившейся рыночной ситуации зависит цель исследования, которая вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия. Полная программа маркетинговых исследований необязательна для всех без исключения случаев, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. При ее разработке следует исходить из степени необходимости информации, затрат на ее получение и ценности для реализации поставленных целей.

Исследования в маркетинге представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений, и следовательно, и повышению их экономической устойчивости. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятий.

Информационное обеспечение маркетинговых исследований складывается из кабинетных и внешних исследований и различных источников информации, доступных для предприятия (см. данные табл.2). По мере обобщения результатов маркетинговых исследований необходимо провести ряд мероприятий по созданию и оперативному ведению информационной базы.

Таблица 2.

Направления и содержание рыночных исследований

Направление

исследований

Цель исследований

Методы проведения

1

2

3

Размер рынка

Показать пределы расширения деятельности предприятия на рынке. Определяются предельные возможности значения роста рыночного потенциала.

Кабинетные исследования на основе статистических данных и публикаций в прессе. Анализ привычек совершения покупок потребителями. Определение размеров конкуренции. Проведение бесед с конкурентами или другими людьми с целью получение полной информации о рынке.

Рыночная доля

Выявить позицию в конкурентной борьбе.

Обобщение данных обследований покупателей. Изучение данных о товарообороте каждой кампании, работающей в конкретной области. Использование при этом некоторых других косвенных измерителей величины товарооборота, таких, как численность сотрудников, занятых определенными видами деятельности. Беседы с ключевыми "игроками" определенного рынка.

Динамика рынка

Для определения сбытовой политики на рынке.

Обзор статистических данных, в той или иной степени характеризующих данный рынок. Анализ изменений товарооборота конкурирующих кампаний. Интервьюирование пользователей, дистрибьюторов и поставщиков данного рынка. Беседы с экспертами по данной отрасли, имеющими информацию о рынке.

Каналы товародвижения

Для выявления наиболее эффективных средств доведения продукта до рынка.

Интервьюирование пользователей/покупателей с целью определения, где они покупают продукты и почему они выбрали данный канал товарораспределения.

Покупательские решения

Выявить, как было принято решение о приобретении данного продукта. Для понимания того, на кого следует направлять маркетинговую деятельность.

Интервьюирование дистрибьюторов с целью определения степени их осведомленности о данной марке и отношения к ней, а также определения приоритетности их отношения к цене, качеству, степени доступности продукта и продвижения продукта на величину объема его реализации.

Цены

Определение конкурентных цен. Данная информация необходима для определения уровня прибыльности данного рынка.

Получение прейскурантных цен. Интервьюирование конечных пользователей с целью определения, предлагали ли им ценовые скидки. Интервьюирование дистрибьюторов и поставщиков. Получение информации о ценах в демонстрационных комнатах, у прилавков в магазинах, в рекламных агентствах.

Продвижение продукта

Установить, как продвигают продукты на данном рынке различные поставщики и насколько известны рынку сами продукты.

Просмотр журналов, телевидения, рекламных плакатов, посещение выставок и т.п. выяснение у покупателей и посредников, где они получили информацию о продукте. Выяснить, как много другие кампании тратят на продвижение продукта, или путем их опроса, или путем расчетов, или из публикаций.

Адекватной оценке значимости маркетинга на малых и средних предприятиях мешает распространенное в среде российских предпринимателей мнение, будто бы маркетинг в силу своей сложности возможен только на крупных предприятиях. Действительно, серьезные маркетинговые исследования, мониторинг рыночной среды, разработка прогнозов и рыночные эксперименты требуют больших финансовых, а также кадровых ресурсов. Но оставить маркетинг недоступным для всех малых и средних предприятий – значит лишить перспективы основное звено любой нормальной экономики. Сделать маркетинг доступным для предприятий малого и среднего бизнеса возможно на базе партнерства, развития ассоциативного типа, при действенной поддержке Федерации и регионов. Однако государство длительное время не предпринимало никаких усилий в этом направлении, так как существовала распространенная точка зрения на маркетинг как на "систему внутрифирменного управления". Такое однобокое понимание маркетинга вынуждает нас отказаться в маркетинге от всего того инструментария, который помогает фирме воздействовать на других, внешних для нее субъектов рынка: конкурентов, посредников и даже самих покупателей. Данный стереотип легко оправдывает бездействие властей в сфере поддержки развития маркетинга. В этом случае в наибольшем проигрыше оказываются, прежде всего, предприятия малого и среднего бизнеса, а, в конечном счете, – потребитель и общество.

В тесной связи с этим надо рассматривать и проблемы создания современной системы сбора и анализа маркетинговой информации в отраслях и регионах, во всей стране, сети консультационных маркетинговых услуг. Без доступной маркетинговой, рыночной информации немыслим и сам рынок, по крайней мере, в его зрелых формах. Между тем проблема информационного обеспечения внутреннего маркетинга была (а во многом и остается до сих пор), по существу, неразрешимой для предприятий малого и среднего бизнеса.

Только в условиях гласности стал возможен доступ даже к такой информации весьма общего характера, как точное количество занятых в народном хозяйстве (с учетом оборонных отраслей), показатели инфляции, неудовлетворенного спроса и др. Но по-прежнему производители не могли на основе официальных данных (например, справочника паспортных данных предприятия) составить для себя картину потенциального рынка производимых ими средств производства. Лишь понемногу на основе выборочных обследований стали выявляться параметры спроса на товары индивидуального потребления, услуги, достовернее стала информация об их предложении и его соотнесении со спросом.

Для эффективного маркетинга явно недостаточно тех данных о характеристиках народонаселения, которые можно было извлечь из опубликованных результатов переписи населения. Весьма высоким оставался дефицит информации о тенденциях его развития, что не позволяло спрогнозировать изменения спроса. В этом смысле для маркетинга насущно необходимыми являются данные не только об абсолютных размерах населения и его географическом распределении, но и о плотности, мобильности, о региональных показателях возрастного и полового распределения, уровней рождаемости и смертности, заключения и расторжения браков, о расовой, этнической, религиозной структурах. Важно ориентироваться в темпах проявления таких тенденций, как повышение удельного веса категории пожилых людей, распространение малодетных, одно- и двухпоколенных семей, все более позднее заключение браков, увеличение количества разводов, рост доли неработающих женщин, бессемейных граждан, семей с одним взрослым членом, все большее распространение формы проживания по типу "общежитие" и т.п. Нам же традиционно было легче узнать подобную информацию о народах других стран, чем о самих себе.

Все более принципиальное значение для внутреннего маркетинга стала приобретать оперативная информация о тенденциях географического характера в развитии и динамике народонаселения, особенно в связи с нараставшей региональной самостоятельностью, рядом сложных и противоречивых явлений, вызванных этническими, расовыми, религиозными причинами, с которыми все чаще сталкивалось наше общество.