Роль и характер местного самоуправления в условиях трансформации общества

Роль и характер местного самоуправления в условиях трансформации общества.

Статьи по теме
Искать по теме

На современном этапе трансформация общества, является главной целью власти и общества связана с необходимостью решения практических задач в области перевода саморазвития новой социальной реальности в максимально управляемый и направляемый конструктивный и прогрессивный процесс. В условиях трансформации российского общества наблюдается резкий всплеск интереса к проблемам местного самоуправлению, что обусловлено необходимостью поиска оптимальной модели его развития. Оптимальной моделью развития социального управления, является система местного самоуправления, в основе которой должны принимать участие государство, муниципальные органы самоуправления и общественные организации и при этом, в соответствии с социокультурными основаниями, должен соблюдаться баланс между управлением, самоуправлением и самоорганизацией.

Сегодня местное самоуправление при его декларируемым Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вправе народа самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения, в большей степени – это определяемый "сверху", тем государством, уровень локальной компетенции, завышенный в обязанностях и заниженный в возможностях их выполнения. Поэтому на современном этапе трансформация общества России, это главная цель власти и общества связана с необходимостью решения практических задач в области перевода саморазвития новой социальной реальности в максимально управляемый и направляемый (со стороны общества и власти) конструктивный и прогрессивный процесс.

Один из основоположников теории современной демократии А. де Токвиль в середине XIX века писал: "Народ является источником власти в обществе, однако более непосредственно, чем в общине, он нигде не осуществляет свою власть". Он считал, что "общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки; они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться ее мирным характером".

Основные признаки местного самоуправления, отличающие его от государственной власти, описаны Л.А. Велиховым в классическом труде "Основы городского хозяйства" (1928), в котором определены различия, имеющие основополагающее значение для понимания сущности и духа местного самоуправления. Основные различия ученый видел в характере власти, сферах компетенции и источниках средств. "Местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью; разграничение сфер компетенции с государством (самостоятельная и автономная компетенция местного самоуправления); самостоятельные источники средств – нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, раз ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач; территориально ограниченный выборный принцип формирования органов местного самоуправления".

Признание местного самоуправления как особой формы публичной власти и как особого общественного института означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует коллективный интерес местного сообщества – муниципальный интерес. Он состоит, прежде всего, в обеспечении благоприятных условий совместного проживания граждан на определенной территории, что требует устойчивого социально-экономического развития этой территории.

Выявляя, проявляя и реализуя муниципальный интерес, местное самоуправление одновременно выполняет три функции: функцию публичной власти, хозяйственную функцию и общественную функцию – функцию содействия самоорганизации граждан для реализации ими своего муниципального интереса. Кроме того, местное самоуправление является своего рода идеологией, системой жизненных взглядов, основанной на том, что граждане, местные сообщества могут решать многие вопросы местной жизни самостоятельно и более эффективно, чем государство, а в некоторых условиях – и чем бизнес, поскольку цель решения вопросов местного значения – реализация муниципального интереса, и максимально эффективная для данных условий реализация этой целевой задачи не всегда совпадает с интересами государства и бизнеса.

Важная роль местного самоуправления – роль связующего звена между гражданами и государственной властью. Как отмечал А.И. Солженицын, "самоорганизация населения на местном уровне – это единственная возможность ликвидировать пропасть между властью и народом, реализовать потенциал энергии, сознания и силы народа".

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Роль и функции местного самоуправления в современном обществе определяются в соответствии со спецификой трех основных секторов:

1. Первый сектор – власть (функция власти, политическая функция);

2. Второй сектор – бизнес (хозяйственная функция);

3. Третий сектор – гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач некоммерческого характера, требующих совместных усилий).

В современном обществе местное самоуправление выполняет все три перечисленные функции.

Как одна из форм публичной власти, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, управляет муниципальной собственностью, выполняет другие властные функции.

Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует предоставление жителям ряда важнейших услуг на местном уровне.

Как часть гражданского общества, местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в управлении местными делами.

Местное самоуправление не было закреплено в Конституции РФ и впервые было применено в Гражданском кодексе РФ. За рубежом абсолютного аналога этого термина не существует. Однако для российского местного самоуправления значение этого термина очень велико, т.к. он играет ключевую роль при регламентации вопросов территориальной организации местного самоуправления.

Местное самоуправление как социальный институт дает возможность местному населению использовать свои права в пределах существующих норм. Его важнейшие постулаты:

1) единоправие всех членов сообщества;

2) универсальность обязательств;

3) подчинение принципам необходимости.

Таким образом, местное самоуправление является важнейшим аспектом становления и развития гражданского общества в России, а основным каналом гражданской активности являются формы участия населения в местном самоуправлении.

Литература

Ларионов, И. Экономическая система России. Стратегия развития / И. Ларионов, С. Сильвестров. – М.: Дашков и Ко, 2014. – С. 125.

Волгин, Н.А. Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник [для вузов] / под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. – М.: Альфа-Пресс, 2011. – С. 34.

Велихов Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. – М.: Наука, 1996. – С. 135.

Заболотских, Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: науч.-практич. пособие / Е. М. Заболотских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 224 c.

Зотов, В.Б. Система муниципального управления / под. Ред. В.Б. Зотова. – 5-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 21.

Лекции по экономике города и муниципальному управлению: учебное пособие / под ред. Г. Кузнецовой, И. Меламед, О. Столярова. – М.: Институт экономики города, 2014. – С.116.