Роль и функции государства в развитии финансовых рынков

Роль и функции государства в развитии финансовых рынков.

Статьи по теме
Искать по теме

Финансовый рынок – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция этого рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Понятие финансовых рынков и их классификация

Финансовая деятельность предприятий неразрывно связана с функционированием финансовых рынков, развитием их видов и сегментов, состоянием их конъюнктуры. Финансовый рынок является рынком, на котором объектами покупки – продажи выступают различные финансовые инструменты и финансовые услуги.

Финансовый рынок является чрезвычайно сложной системой, где деньги и иные финансовые активы предприятий и остальных его участников находятся в самостоятельном обращении, в независимости от характера обращения реальных товаров. На этом рынке функционируют многообразные финансовые инструменты, он обслуживается специфическими финансовыми институтами, а также имеет достаточно разветвленную и разнообразную финансовую инфраструктуру (рисунок 1).

В экономических системах стран, функционирующих на рыночных принципах, финансовым рынкам принадлежит большая роль, которая подлежит определению посредством следующих основных его функций:[26, c.214]

1. Активная мобилизация временно свободного капитала из различных многочисленных источников, находящегося в виде общественных сбережений (денежные и другие финансовые ресурсы населения, предприятий, государственных органов), которые не истрачены на текущее потребление и реальное инвестирование и вовлекаемые отдельными участниками через механизмы финансового рынка в целях последующего эффективного применения в национальной экономике.

2. Эффективное распределение аккумулированного свободного капитала между его конечными потребителями. Посредством механизма функционирования финансового рынка обеспечиваются объем и структура спроса на отдельные финансовые активы и его своевременное удовлетворение в спектре всех категорий потребителей, которые временно нуждаются в привлечении внешних источников капитала.

Роль и функции государства в развитии финансовых рынков

Рис. 1. Участники финансового рынка

3. Определение более эффективных направлений применения капитала в инвестиционной сфере. Посредством удовлетворения значительного объема и обширнейшего круга инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов выявляются механизмы финансового рынка через систему ценообразования на отдельные инвестиционные инструменты, наиболее эффективные сферы и направления инвестиционных потоков с позиции обеспечения высокой доходности используемого для реализации этих целей капитала.

4. Формирование рыночных цен на отдельные финансовые инструменты и услуги, которые наиболее объективно отражают складывающиеся соотношения между их предложением и спросом. Рыночный механизм ценообразовании является противоположным государственному, несмотря на то, что находится под определенным государственным регулированием. Такой рыночный механизм способствует полному учету текущего соотношения спроса и предложения по разнообразным финансовым инструментам, формированию соответствующего уровня цен на них; в максимальной степени удовлетворению экономических интересов продавцов и покупателей финансовых активов.

5. Осуществление квалифицированного посредничества между продавцами и покупателями финансовых инструментов. В системе финансовых рынков существуют специальные финансовые институты, которые осуществляют такое посредничество. Эти финансовые посредники знают о состоянии текущей финансовой конъюнктуры, условиях осуществления сделок по различным финансовым инструментам, и в кратчайшие самые короткие сроки способны обеспечить связь между продавцами и покупателями. Финансовое посредничество ускоряет не только финансовые, но и товарные потоки, способствуя обеспечению минимизации связанных с этим общественных затрат.

6. Формирование условий, способствующих минимизации финансовых и коммерческих рисков. На финансовых рынках выработаны свои собственные механизмы страхования ценовых рисков (и соответствующая система специальных финансовых инструментов), которые в условиях нестабильности экономического развития государства и конъюнктуры финансового и товарного рынков способствуют минимальному снижению финансового и коммерческого риск продавцов и покупателей финансовых активов и реального товара, которые связаны с изменением цен на них. Помимо этого, в системе финансового рынка широкое развитие получило предложение различных страховых услуг.

7. Ускорение оборота капитала, способствующее активизации экономических процессов. При обеспечении мобилизации, распределении и эффективном использовании свободного капитала, удовлетворении в кратчайшие сроки потребностей в нем отдельных хозяйствующих субъектов, финансовый рынок ускоряет оборот используемого капитала, в каждом цикле которого генерируется дополнительная прибыль и прирастает национальный доход в целом.[32, c. 84]

Понятие "финансового рынка" в определенной мере является собирательным и обобщенным. В реальной практике для него характерна обширная система отдельных видов финансовых рынков и разнообразные сегменты каждого из этих видов. В современной систематизации финансовых рынков выделяются различные их виды на основании следующих основных признаков (рисунок 2).

Роль и функции государства в развитии финансовых рынков

Рис. 2. Классификация финансовых рынков

Кредитный рынок (рынок ссудного капитала), на котором в качестве объекта купли-продажи выступают свободные кредитные ресурсы в совокупности с отдельными обслуживающими их финансовыми инструментами, которые обращаются на условиях возвратности и выплаты процента. Сделки, которые совершаются на этом рынке, делятся на обслуживающие отчуждаемые (переуступаемые) финансовые заимствования в виде коммерческих или банковских переводных векселей, аккредитивов, чеков и т.п., и неотчуждаемые виды таких заимствований (финансовые кредиты отдельными банками или иными финансовыми институтами для конкретных субъектов хозяйствования и населения; коммерческие кредиты, оформленные в форме простых векселей и т.п.). В практике ряда государств, имеющих развитую рыночную экономику, неотчуждаемые заимствования не находятся в составе объектов кредитного рынка. Это связано с тем, что на данном рынке отсутствует обеспечение их свободного обращения, а соответственно и объективных условий формирования цен на них.[36, c. 41]

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок), на котором в качестве объекта купли-продажи выступают все виды ценных бумаг (фондовые инструменты), которые эмитированы предприятиями, различными финансовыми институтами и государством. Страны с развитой рыночной экономикой характеризуются тем, что рынок ценных бумаг в них – наиболее обширный вид финансового рынка по таким показателям, как объем совершаемых сделок и многообразие обращающихся на этом рынке финансовых инструментов. Функционирование рынка ценных бумаг способствует упорядочению и повышению эффективности большинства экономических процессов, и в первую очередь, – процессов инвестирования временно свободных финансовых ресурсов. Посредством механизма функционирования данного рынка финансовые операции на нем осуществляются наиболее быстрыми способами и по более справедливым ценам, нежели на других финансовых рынках. Фондовый рынок в большей степени подвержен финансовому инжинирингу – процессу целенаправленной разработки новых видов финансовых инструментов, а также новых схем проведения финансовых операций.[36, c. 44]

Валютный рынок, на котором в качестве объекта купли-продажи выступают иностранная валюта и финансовые инструменты, которые обслуживают операции с ней. Валютный рынок способствует удовлетворению потребностей хозяйствующих субъектов в иностранной валюте в целях осуществления внешнеэкономических операций, обеспечения минимизации связанных с такими операциями финансовых рисков, установлению реального валютного курса (цены денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны на определенную дату) по отдельным видам иностранной валюты.

Страховой рынок, на котором в качестве объекта купли-продажи выступает страховая защита в виде разнообразных предлагаемых страховых продуктов. Необходимость услуг, предлагаемых на страховом рынке, значительно возрастает по мере развития рыночных отношений. Субъекты страхового рынка, которые осуществляют предложение страховой защиты, способствуют аккумуляции и эффективному перераспределению капитала посредством широкого использования накапливаемых средств в инвестиционных целях. Даже, несмотря на кризисные экономические условия, развитие страхового рынка происходит высокими темпами, которые значительно превышают темпы развития других видов финансовых рынков.[36, c.47]

Рынок золота и других драгоценных металлов (серебро, платина), на котором в качестве объекта купли-продажи выступают вышеназванные виды ценных металлов, в основном, золота. На рынке золота и драгоценных металлов осуществляются операции по страхованию финансовых активов, обеспечению резервирования данных активов в целях приобретения необходимой валюты в процессе международных расчетов, осуществлению финансовых спекулятивных сделок. На рынке золота и драгоценных металлов удовлетворяются потребности в промышленно-бытовом потреблении таких металлов, в их частной тезаврации. Данная многофункциональная направленность рынка золота и драгоценных металлов обусловлена тем, что золото – это не только общепризнанный финансовый актив и наиболее безопасное средство резервирования свободных денежных средств, но и ценный сырьевой товар, необходимый для некоторых производственных предприятий. В России рынок золота относится к наименее развитым видом финансового рынка в связи с отсутствием даже минимально необходимого его нормативно-правового регулирования.

По периоду обращения финансовых активов (инструментов) различают следующие виды финансовых рынков:

Рынок денег, на котором осуществляется покупка и продажа рыночных финансовых инструменты и финансовых услуг всех рассмотренных видов финансовых рынков со сроком обращения до одного года. Функционирование данного краткосрочного сектора финансовых рынков способствует тому, что предприятия могут решить проблемы как в недостатке денежных активов в целях обеспечения текущей платежеспособности, так и эффективно использовать их временно свободный остаток. Финансовые активы, которые обращаются на денежном рынке, относятся к наиболее ликвидным; для них характерен наименьший уровень финансового риска, а порядок формирования цен на них относительно прост. Данные свойства рынка денег обеспечивают предприятиям наиболее простой и эффективный процесс формирования и управления портфелем краткосрочных финансовых инструментов.[36, c. 50]

Рынок капитала, на котором осуществляется покупка и продажа рыночных финансовых инструментов и финансовых услуг, имеющих срок обращения более одного года. Рынок капитала способствует предприятиям в решении проблем как по формированию инвестиционных ресурсов для реализации реальных инвестиционных проектов, так и по эффективному финансовому инвестированию (осуществлению долгосрочных финансовых вложений). Финансовые активы, обращение которых происходит на рынке капитала, чаще всего являются менее ликвидными; они характеризуются наибольшим уровнем финансового риска и, как следствие, более высоким уровнем доходности.[36, c. 52]

Традиционное разделение финансовых рынков на рынок денег и рынок капитала в современных условиях обладает условным характером. Данную условность определяет то, что в современных рыночных финансовых технологиях и условиях эмитирования большинства финансовых инструментов предусматривается относительно простой и быстрый способ трансформации краткосрочных финансовых активов в долгосрочные и наоборот.

При характеристике отдельных видов финансовых рынков по вышерассмотренным признакам, необходимо отметить, что эти рынки тесно являются взаимосвязанными, поскольку их функционирование происходит в одном рыночном пространстве. Так, все виды рынков, на которых осуществляется обслуживание обращения различных по направленности финансовых активов (инструменты, услуги), одновременно являются составной частью и рынка денег, и рынка капиталов.[37, c. 242]

Организованный (биржевой) рынок представлен системой фондовых и валютных бирж (операциями с отдельными финансовыми инструментами – фьючерсные контракты, опционные контракты и т.п. – осуществляются также на товарных биржах). Организованный финансовый рынок обеспечивает высокую концентрацию спроса и предложения в едином месте; устанавливает наиболее объективную систему цен на отдельные финансовые инструменты и услуги; проводит проверку финансовой состоятельности эмитентов основных видов ценных бумаг, которые допускаются к торгам; процедура торгов носит открытый характер; гарантирует исполнение заключенных сделок. При этом у биржевого рынка есть и отдельные слабые стороны. Так, реализуемые на нем финансовые инструменты различных эмитентов являются ограниченными; данный рынок подлежит более строгому регулированию со стороны государства, что ведет к снижению его гибкости; исполнение всех нормативно-правовых актов по его функционированию ведет к увеличению затрат на осуществление операций купли-продажи; отсутствует возможность сохранения в тайне крупных сделок, которые совершаются отдельными торговцами на бирже.

Неорганизованный рынок представляет собой финансовый рынок, на котором сделки по покупке-продаже финансовых инструментов и услуг не подлежат регистрации на бирже. Для этого рынка характерен более высокий уровень финансовых рисков (поскольку многие котируемые на нем финансовые инструменты и услуги не проходят процедуру проверки на биржах или отклоняются в процессе листинга), более низкий уровень юридической защищенности покупателей, меньший уровень их текущей информированности и т.п. Одновременно на неорганизованном рынке обеспечивается обращение более широкого круга финансовых инструментов и услуг; удовлетворяются потребности отдельных инвесторов в финансовых инструментах, обладающих высоким уровнем риска, а соответственно обеспечивающих более высокую доходность; в большей степени обеспечивается тайна осуществления отдельных сделок. На неорганизованном финансовом рынке осуществляется большая часть операций с ценными бумагами и кредитных и страховых операций.

По региональному признаку различают следующие виды финансовых рынков:[37, c. 251]

Местный финансовый рынок, который в основном представлен операциями, осуществляемыми коммерческими банками, страховыми компаниями, неорганизованными торговцами ценными бумагами с их контрагентами, хозяйствующими субъектами и населением.

Региональный финансовый рынок, который функционирует в масштабах области (республики) и наряду с местными неорганизованными рынками включает региональные фондовые и валютные биржи.

Национальный финансовый рынок включает всю систему финансовых рынков страны, всех их виды и организационные формы.

Мировой финансовый рынок является составной частью мировой финансовой системы, в которую входят национальные финансовые рынки стран с открытой экономикой.

Увеличивающийся объем операций на мировом финансовом рынке является характеристикой процесса его глобализации, которая обеспечивает расширение доступа продавцов и покупателей финансовых инструментов к финансовым операциям на рынках других стран.

По срочности реализации сделок, которые заключаются на финансовом рынке, различают следующие виды рынков:[37, c. 254]

Рынок с немедленной реализацией условий сделок (рынки "спот" или "кэш"). Это рынок финансовых инструментов, на котором заключенные сделки осуществляются в строго установленный короткий временной период.

Рынок с реализацией условий сделок в будущем периоде (рынок "сделок на срок" – фьючерсный, опционный и т.п.). Предметом обращения на данном рынке в большинстве случаев выступают фондовые, валютные и товарные деривативы (производные ценные бумаги). Разделение и организация таких видов финансовых рынков в странах, имеющих развитую рыночную экономику, произошло не так давно.

По условиям обращения финансовых инструментов (исключительно фондовые инструменты) выделяют следующие виды рынков:

Первичный рынок, на котором происходит первичное размещение их эмиссии. Данное размещение обычно организуется андеррайтером (инвестиционным дилером), самостоятельно или с группой других андеррайтеров покупающим весь (или основной) объем эмитированных акций, облигаций и т.п. в целях последующей их перепродажи инвесторам более мелкими партиями.

Вторичный рынок, на котором происходит постоянное обращение ценных бумаг, ранее проданных на первичном рынке. Вторичным фондовым рынком охвачена преимущественно часть биржевого и внебиржевого оборота ценных бумаг. Без развитого вторичного фондового рынка, который обеспечивает постоянную ликвидность и распределение финансовых рисков, первичный рынок ценных бумаг не сможет эффективно функционировать. К одной из основных функций вторичного рынка относится установление реальной рыночной цены отдельных ценных бумаг, отражающей всю имеющуюся информацию о финансовом состоянии их эмитентов и условия эмиссии.

В США группировка фондовых рынков по данному признаку получила дальнейшее развитие посредством выделения "третьего рынка" `(внебиржевая торговля крупными пакетами ценных бумаг, которые котируются одновременно на центральных фондовых биржах, в целях существенного снижения затрат по сделкам), а также "четвертого рынка" (осуществление прямых сделок между крупными институциональными инвесторами и продавцами ценных бумаг без участия фирм-посредников).

Рассмотренная систематизация финансовых рынков может быть существенно расширена за счет соответствующей сегментации каждого из видов перечисленных рынков. Сегментация финансового рынка является процессом целенаправленного разделения его видов на индивидуальные сегменты, которые отличает друг от друга характер обращающихся на нем финансовых инструментов. Например, в рамках кредитного рынка можно выделить следующие его сегменты: рынок долгосрочных кредитных инструментов; рынок краткосрочных кредитных инструментов; рынок межбанковского кредита и т.п. На фондовом рынке выделяют следующие сегменты: рынок акций, рынок облигаций, рынок деривативов и т.п. в свою очередь, каждый из этих сегментов можно разделить на еще более узкие макросегменты, например, рынок государственных облигаций; рынок акций венчурных предприятий, рынок опционов, рынок фьючерсов и т.п. на страховом рынке выделяют такие его сегменты, как рынок обязательного страхования, рынок добровольного страхования, а внутри последнего можно выделить отдельные сегменты по видам страхового продукта.[38, c. 109]

Для процесса развития финансового рынка характерен постоянный перелив финансовых ресурсов от одних его видов и сегментов на другие. Примером такого перелива может быть наблюдаемый в последние годы процесс секъюритизации, для которого характерно перемещение операций с кредитного рынка на рынок ценных бумаг (в первую очередь, на рынок облигаций), где обеспечивается снижение затрат по привлечению кредитов.

Участники финансового рынка

Под участниками финансового рынка понимаются субъекты, которые непосредственно участвуют в торговом процессе. Участников финансового рынка традиционно принято делить на крупных и мелких, т.е. тех, кто оперирует капиталами, способными оказать влияние на ценообразование в том или ином финансовом инструменте, и тех, кто не способен на это.

К числу первых относятся:[39, c.184]

1. Эмитенты ценных бумаг. Как при первичном размещении, так и в последующем управлении стоимостью акций на вторичном рынке, эмитенты являются ключевым игроком в своих акциях. К примеру, с начала обращения акций на бирже, они могут влиять на котировки путем выкупа крупных пакетов с рынка и размещения нового выпуска. Существенное влияние на цены оказывают действия инсайдеров.

2. Банки и крупные инвестиционные фонды. Вторыми по очереди, но не по значению, идут банки и крупные фонды. Оперируя значительными средствами и играя как за чужой, так и за собственный счет, банки в состоянии существенно "двигать" котировки финансовых инструментов. В свою очередь, фонды, к числу которых относятся взаимные фонды и закрытые фонды США, хедж-фонды, локальные паевые фонды и т.п., оказывают поддержку котировкам, набирая акции в портфель или же "давят" на них при продаже бумаг из портфеля.

3. Монетарные и финансовые регуляторы. Мировые центральные банки – еще один важный участник финансовых рынков. Центральные банки действуют преимущественно на валютных и долговых рынках, а также рынках драгоценных металлов. Часто Центробанк незримо присутствуют на валютных рынках, устанавливая желаемый коридор колебаний курса национальной валюты. Формируя золотовалютные резервы, Центробанк участвуют в крупных покупках золота, серебра и платины. Решения Центробанка, принимаемые в целях регулирования монетарной политики, оказывают первостепенное влияние на рынки акций и фьючерсов.

К мелким участникам относятся частные спекулянты, проводящие сделки купли-продажи в собственных спекулятивных целях, небольшие брокерские и инвестиционные компании. Независимо от торговых подходов (инвестиционные или спекулятивные), частоты совершения сделок (долгосрочные инвестиции или HFT – алгоритмы), они оперируют незначительными средствами и не оказывают большого влияния на стоимость активов.

Государственное регулирование финансовых рынков

Одной из самых важных и приоритетных задач государства является государственное регулирование финансового рынка. Стратегически грамотный контроль функционирования финансовых рынков способствует успешному развитию и функционированию экономики страны.

Существует две модели регулирования финансовых рынков. Первая модель заключается в доминировании государственных органов, и при которой лишь небольшая часть полномочий может быть передана объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая модель, напротив, предполагает возложение основных функций на саморегулирующиеся организации, а за государством остается право контроля и возможность вмешательства в любое время.

В России регулирование финансового рынка и рынка финансовых услуг до недавнего времени обеспечивалось Федеральной Службой по финансовым рынкам (ФСФР), а с 2012 года Службой Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29 ноября 2013 года с 3 марта 2014 года названная служба была упразднена. Полномочия, которые ранее осуществляла СБРФР по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 3 марта 2014 года были переданы сформированным структурным подразделениям Банка России.[42]

Рассмотрение документов, которые связаны с процедурами допуска на финансовый рынок некредитных финансовых организаций, осуществляется центральным аппаратом Департамент допуска на финансовый рынок. С 3 марта 2014 года в этот департамент направляются все заявления, уведомления, сведения и другие документы по следующим вопросам:

- допуск к работе на финансовом рынке (лицензирование, аккредитация, присвоение статуса, включение в реестр, выдача разрешений) и осуществление иных разрешительных полномочий в отношении некредитных финансовых организаций, их саморегулируемых организаций и иных объединений, а также по вопросам переоформления выданных ранее разрешительных документов;

- регистрация (согласование, утверждение) документов некредитных финансовых организаций, которые подлежат регистрации (согласованию, утверждению) Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- ведение (внесение, исключение, изменение сведений) государственных и иных реестров (за исключением государственного реестра бюро кредитных историй);

- аттестация граждан для работы в некредитных финансовых организациях (в том числе по вопросам аккредитации организаций, осуществляющих соответствующую аттестацию).

Рассмотрение документов, связанных с процедурами допуска на финансовый рынок эмиссионных ценных бумаг, осуществляется центральным аппаратом Департамента допуска на финансовый рынок и территориальными учреждениями Банка России, расположенными в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Казани, Самаре.

Полномочия на проведение инспекционных проверок деятельности всех некредитных финансовых организаций, за исключением эмитентов и бюро кредитных историй, с 1 февраля 2014 года возложены на Главную инспекцию Банка России.

С 3 марта 2014 года полномочия по контролю над соблюдением законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как кредитными, так и некредитными организациями осуществляет Департамент финансового мониторинга и валютного контроля.

Обеспечению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также выявление случаев инсайдерской торговли и манипулирования рынком осуществляет Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке. Также к функциям Главного управления относятся мониторинг и выявление деятельности организаций, которые имеют признаки "финансовых пирамид".

Контроль и надзор за страховыми организациями осуществляет Департамент страхового рынка Банка России. Все страховые организации в настоящее время делятся на две группы: крупные страховые организации и прочие страховые организации. Надзор за страховыми организациями первой группы осуществляется центральным аппаратом Банка России – Департаментом страхового рынка. Надзор за страховыми организациями второй группы осуществляется исходя из их территориальной принадлежности, для чего функционируют 3 центра компетенции, расположенные в городах Москва (Центральный федеральный округ); Санкт-Петербург (Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский федеральные округа); Новосибирск (Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа).

Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления с 3 марта 2014года осуществляет регулирование деятельности инвестиционных фондов, управляющих компаний по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, деятельности агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, а также государственный контроль и надзор за указанными видами деятельности.

Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности с 3 марта 2014 года осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Рассмотрение обращений и жалоб потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также жалобы иных физических и юридических лиц с 3 марта 2014 года осуществляет Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Таким образом, в современных условиях новой индустриализации и инновационного развития одним из определяющих конструктов развития современной России является финансовый рынок, который определяется в экономической теории как система отношений, возникающих в процессе обмена экономических благ с применением денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве.

Основной функцией финансового рынка является накопление и перераспределение денежных капиталов при помощи таких институтов, как банки, валютные фонды, пенсионные и страховые фонды и т.д. Основным регулирующим органом национального финансового рынка является Центральный банк страны.

Важной особенностью современной экономики является тенденция к интеграции денежного, кредитного, валютного, фондового, страхового секторов и формированию единого национального финансового рынка. В современных условиях новой индустриализации и инновационного развития одним из определяющих конструктов развития современной России является финансовый рынок, который определяется в экономической теории как система отношений, возникающих в процессе обмена экономических благ с применением денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве.

Финансовый рынок является чрезвычайно сложной системой, где деньги и иные финансовые активы предприятий и остальных его участников находятся в самостоятельном обращении, в независимости от характера обращения реальных товаров. На этом рынке функционируют многообразные финансовые инструменты, он обслуживается специфическими финансовыми институтами, а также имеет достаточно разветвленную и разнообразную финансовую инфраструктуру. Российский финансовый рынок характеризуется многообразием своих участников и представленных для инвесторов финансовых инструментов.

Таким образом, государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных и приоритетных задач государства. Стратегически грамотный контроль за функционированием финансовых рынков способствует успешному развитию и функционированию экономики страны.

Литература

1. Конституция Российской Федерации

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

4. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

5. Федеральный закон от 09.07.1999 года № 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 18.07.2006 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2013) "Об экспорте газа"

7. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

8. Федеральный закон от 05.05.2014 № 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности"

9. Федеральный закон от 05.05.2014 № 86-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям"

10. Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

11. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 г. № 645 "Об упразднении федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившим силу некоторых актов Президента Российской Федерации

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"

13. Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 № 1105-р "О Плане реализации государственной программы РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

14.. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р (ред. от 06.06.2015) "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации"

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 1874-р "О заключении "Соглашения об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала"

16. Приказ Минфина России от 18.07.2014 № 219 "Об утверждении детального плана-графика государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

17. Указание Банка России от 07.07.2014 N 3311-У "О порядке уведомления Центрального банка Российской Федерации организациями финансового рынка о факте регистрации в иностранном налоговом органе"

18. Указание Банка России от 25.10.2013 N 3087-У "О раскрытии и представлении банковскими холдингами консолидированной финансовой отчетности"

19. Указание Банка России от 6.09.2013 № 3057-У "О порядке назначения уполномоченных представителей Банка России в случае, предусмотренном пунктом 7 части первой статьи 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), осуществления ими деятельности и прекращения осуществления ими своей деятельности"

20. Указание Банка России от 25.10.2013 № 3089-У (ред. от 07.11.2014) "О порядке осуществления надзора за банковскими группами"

21. Проект Федерального закона N 652159-6 "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков"

22. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. – М.: Флагман Трейд, 2013. – 560 с.

23. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для студентов экономических вузов / под. ред. А.З. Селезнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 354 с.

24. Васильцова В.М. Институциональная экономика / под ред. В.М. Васильцова, С.А. Тертышный. – СПб.: Питер, 2012. – 256с.

25. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического роста //Вопросы экономики. 2013. №1. С. 4-12.

26. Государственное регулирование экономики: учебник / под ред. В. И. Кушлина. – М.: Экономика, 2013. – 495 с.

27. Кондратьев В.А. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики: электронное научно-практическое периодическое издание //Экономика и социум. 2014. №2 (11) [Электронный ресурс] URL: http://www.iupr/ru

28. Котова А.А. Интеграция финансового рынка России в мировую финансовую систему // Финансы и кредит. 2012. № 44. С. 24.

29. Кушу С.О. Тенденции развития финансового рынка России // Новые технологии. Майкоп: Изд-во ФГБОУ ВПО "МГТУ". 2012. № 2.

30. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник. – М.: кономика, 2013. – 495 с.

31. Лепешкина К.Н. Особенности современного кризиса на мировом финансовом рынке: дис…. канд. экон. наук. – М., 2011. – 193 с.

32. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2012. – 311 с.

33. Рождественская Т.Э. Банковский надзор в Российской Федерации: теоретико-правовые основы: Монография. М.: Юридическое издательство "ЮРКОМПАНИ", 2012. – 211 с.

34. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие / В. М. Соколинский. – М.: КноРус, 2010. – 243 с.

35. Соколовская Е.К. Уроки четвертого антимонопольного пакета // Конкуренция и право. 2014. №1. 214 с.

36. Тесля П.Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 122 с.

37. Финансовые рынки и экономическая политика России: монография / Под ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2013. – 454 с.

38. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Государственное регулирование экономики: учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 296 с.

39. Шимширт Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами: учебник / Н. Д. Шимширт, Н. В. Крашенникова. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. – 352 с.

40. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: goverment.ru

41. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: www.minfin.ru

42. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс] URL: www.cbr.ru

43. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: www.gks.ru

44. Сайт аналитического портала Seorate [Электронный ресурс] URL: www.seorate.ru/

45. Сайт рейтингового агентства "РИА Рейтинг" [Электронный ресурс] URL: riarating.ru

46. Сайт информационного агентства "АК&М" [Электронный ресурс] URL: www.akm.ru