Ремонт кипятильников

Ремонт кипятильников.

Статьи по теме
Искать по теме

Кипятильники в пассажирских вагонах

Обществом и государством с давних пор было возложено на железнодорожный транспорт выполнение социальных, политических и специфических функций, которые при отсутствии должной государственной финансовой поддержки ложатся дополнительным бременем на экономику транспорта.

Вагонному хозяйству отводится немаловажное место в организации перевозочного процесса, которое объединяет вагоны и материально – техническую базу их ремонта. Вагонное хозяйство сформировалось как самостоятельная отрасль в 1933 г. Сейчас основные фонды этого хозяйства составляют пятую часть основных фондов железнодорожного транспорта, создана мощная материально – техническая база. Совершенствуется структура вагонного парка, повысилась надежность вагонов и существенно возросла их грузоподъемность.

Большая работа проделана и ведется по созданию удобных и надежных новых типов пассажирских вагонов, которые смогут успешно конкурировать с другими видами транспорта.

Современные пассажирские вагоны могут эксплуатироваться со скоростями до 200км/час, а в зарубежных странах эта планка еще выше, например в Японии скорости постоянно курсирующих поездов – 275 км/час.

Вагон – это ключевое звено в цепи организации перевозочного процесса. В соответствии с комплексной программой развития отечественного вагоностроения современные вагоны оснащаются электрооборудованием с расширенным спектром предоставления услуг: Устанавливаются информационные табло, отображающие номер вагона, текущее время, температуру воздуха в вагоне и др. Кроме того пассажирские вагоны оснащаются микроволновой печью для обеспечения пассажиров горячим питанием, бытовым холодильником для хранения скоропортящихся продуктов. Современные вагоны имеют привлекательный внешний вид и удобную разнообразную внутреннюю планировку, подходящую под потребности любого пассажира.

В конструкции кузова используются нержавеющие стали и пожаробезопасные с высокими эстетическими качествами материалы для внутреннего оборудования. Разработаны новые типы тележек, букс, автосцепок, приводов генератора, компактные потолочные кондиционеры, экологически чистое санитарно-техническое оборудование.

В обеспечении необходимого уровня комфорта пассажира не последнюю роль играют санитарно-гигиенические условия. Для обеспечения этих условий в вагоне имеется система водоснабжения.

Система водоснабжения пассажирских вагонов является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим необходимые условия пассажирам во время их длительной поездки. Каждый пассажирский вагон оснащен самотечной системой водоснабжения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых нужд и пополнения системы отопления в промежутках между заправками.

Основным источником получения горячей питьевой воды в вагоне является кипятильник непрерывного действия с комбинированным (электрическим и на твердом топливе) отоплением.

В современных кипятильниках нет съемного водосборника питьевой воды, водосборник выполнен заодно с кипятильной камерой, трубчатые электронагревательные элементы расположены только посередине кипятильника над топочной камерой, изменены узлы присоединения приборов и узлов (указатели уровня воды, указатель температуры, поплавковая камера). Кипятильники в настоящее время изготавливаются из нержавеющей стали и имеют полированное покрытие наружных поверхностей.

На вагонах установлены кипятильники различных типов, например KS 30/9 устанавливается на вагонах постройки Германии. Кипятильники отечественного производства имеют следующие типы: КВ-1М (кипятильник вагонный) производства Алтырского механического завода; КНДМ (комбинированный непрерывного действия) производства "Долгопрудненское научно производственное предприятие" и других предприятий.

Для поддержания кипятильников в исправном состоянии в течении всего срока службы (10 лет) и более на вагоноремонтных предприятиях имеются отделения по ремонту кипятильников, которые обеспеченны необходимой технологической оснасткой для качественного ремонта.

В нормативной базе, регулирующей деятельность транспортного комплекса, действует приказ № 9Ц от 4 апреля 1997 года "О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов", который устанавливает сроки ремонта вагонов. Согласно приказу № 15 от 13 января 2011 года, который вносит изменения в приказ № 9Ц, пассажирские купейные, некупейные и межобластные проходят: ТО-3 –через 250 тыс. км. или 12 месяцев (что наступит раньше); ДР – через 500 тыс. км. или 36 месяцев; КР-1 – через каждые 6 лет от постройки; КР-2 – через 18 лет от постройки; КР-1 – через каждые 5 лет от производства КР-2; КВР – через 28 лет.

Современные кипятильники по принципу действия не отличаются от тех, которые были выпущены ранее, однако имеют различия в конструкции и использованных материалах.

Назначение и условия работы отделения по ремонту кипятильников

Деятельность пассажирского вагонного депо заключается в восстановлении работоспособности пассажирских вагонов и поддержании их в состоянии готовности выполнять перевозочный процесс при наименьших эксплуатационных расходах.

Ремонт и техническое обслуживание кипятильников производится на ремонтных позициях вагоносборочного участка и в специально оборудованном отделении ремонта кипятильников ремонтно-комплектовочного участка.

Отделение по ремонту кипятильников входит в состав ремонтно-комплектовочного участка, который в свою очередь относится к основному типу производственного участка, так как в нем выполняются операции производственного процесса по ремонту вагонов и его частей.

Расположение и планировка отделения предусматривает поточность технологических процессов и сокращение путей транспортировки деталей и узлов при их ремонте.

Отделение по ремонту кипятильников служит для производства разборочных, сборочных, регулировочных, испытательных и большинства ремонтных работ с кипятильниками. Также в отделении проводятся работы по ремонту деталей кипятильника, восстановление работоспособности отдельных его узлов.

Для оптимизации времени ремонта отделение разделено, условно, на участки проведения определенных операций, таких как дефектация, разборка, ремонт, сборка, регулировка, испытание и окраска. Эти участки размещены последовательно и рабочие на этих участках выполняют определенную операцию, на некоторых участках выполняется несколько операций, что обусловлено трудоемкостью некоторых операций. Время на проведение определенной операции, прежде всего, зависит от того в каком состоянии поступили для ремонта детали или узлы.

Расположение и планировка отделения предусматривает поточность технологических процессов и сокращение путей транспортировки деталей и узлов при их ремонте. В отделении имеется необходимая технологическая оснастка, которая требуется для проведения качественного ремонта кипятильников.

На участке работают слесаря по ремонту подвижного состава (р.п.с.), которые выполняют основные технологические операции по ремонту, также в отделении выполняют свои профессиональные обязанности транспортировщик и уборщица.

Руководит отделением мастер вагоносборочного участка, контролирует качество ремонта бригадир отделение по ремонту кипятильников.

Работы в отделении по ремонту кипятильников проводятся в соответствии с разработанным технологическим процессом ремонта.

Технологический процесс ремонт кипятильника

Настоящий технологический процесс описывает процесс ремонта и технического обслуживания в объёме ДР (КР) кипятильников пассажирских вагонов в пассажирском вагонном депо.

Данный технологический процесс разработан на основании нормативной документации: "Вагоны пассажирские. Руководство по капитальному ремонту (КР-1) 051 ПКБ ЦЛ/ПКТБВ-2007 РК, "Вагоны пассажирские. Руководство по деповскому ремонту" 055 ПКБ ЦЛ-04 РД.

Все изменения и дополнения в настоящий технологический процесс вносятся в установленном порядке в соответствие с требованиями Р-50-92-88 на основании приказов и указаний ОАО ''РЖД'', ОАО "ФПК"

Основные составляющие детали и узлы кипятильника.

Основные операции по ремонту кипятильников.

Ремонту подлежат все кипятильники пассажирских цельнометаллических вагонов, поступающие с вагонами в ремонт, за исключением кипятильников, которые по техническому состоянию должны быть заменены новыми.

Объём ремонтных работ, выполняемых с кипятильниками, зависит от технического состояния кипятильников. Дефектацию кипятильника, составных частей и деталей производит слесарь в отделении ремонта кипятильников.

Дефектацию составных частей и деталей кипятильника производят по следующим признакам:

- годные для сборки без ремонта;

- требующие ремонта и восстановления;

- не годные для дальнейшей работы и не подлежащие ремонту и восстановлению.

Объем обязательных работ при ремонте кипятильников предусматривает:

- демонтаж кипятильника с вагона;

- разборку кипятильника на составные части и детали с последующей их дефектацией и очисткой;

- наружную обмывку корпуса кипятильника, очистку от накипи внутренней поверхности, механическую очистку наружной поверхности и внутренней поверхности кипятильника (при необходимости);

- ремонт поврежденных, неисправных составных частей и деталей в соответствии с рабочими чертежами или замену на новые;

- контроль отремонтированных составных частей и деталей кипятильника;

- сборку составных частей кипятильника;

- сборку кипятильника;

- испытание кипятильника;

- окраску кипятильника;

- монтаж кипятильника на вагон;

- испытание кипятильника на вагоне в рабочем состоянии, нанесение трафарета (условный номер предприятия, вид и дата ремонта);

- окончательная приемка кипятильника.

Демонтаж кипятильника с вагона производится на ремонтных позициях слесарями вагоносборочного участка и на специальной тележке транспортируются транспортировщиком в отделение ремонта кипятильников.

Для демонтажа кипятильника на вагоне необходимо: перекрыть подачу воды к трехходовому крану с фильтром сырой воды; слить воду (сырую и кипяченую) из кипятильника; открутить пять гаек М8, крепления кипятильника к кронштейну; отсоединить трубку для отвода водяных паров; выкрутить винт М6 из дымогарной трубы; открутить накидную гайку питающего трубопровода с трехходового крана; отсоединить трубопровод подачи кипяченой воды к ручному насосу; вынуть кипятильник из ниши; открутить трехходовой кран с фильтром сырой воды.

Привезенные кипятильники укладывают на накопительный стеллаж для кипятильников поступивших в ремонт.

С накопительного стеллажа кипятильники поочередно подаются на позицию для разборки и дефектации кипятильников 4. С кипятильника снимают крышку корпуса, трехходовой кран с фильтром сырой воды, регулятор подачи сырой воды (поплавковая камера), питательные трубопроводы, двухходовой кран (спускной кран), трубчатый электронагревательный элемент, указатели уровня воды, термометр, кран для отбора кипяченой воды из кипятильной камеры достают водосборник питьевой воды.

Производят визуальный осмотр трубчатого электронагревательного элемента (ТЭНа) и проверяют на отсутствие обрыва спирали (между двумя контактами), сопротивление изоляции, которое должно быть не менее 1,0 МОм (измерение производят мегомметром на 500В между одним из контактов и корпусом нагревателя).

В случае необходимости ремонта или замены с кипятильника снимают дверцы топки с запорным механизмом и другие составные части и детали.

Внутренние поверхности кипятильника, изготовленного из листовой меди с луженой внутренней поверхностью, оцинкованные и с корпусом из нержавеющей стали, а также внутреннюю поверхность поплавковой камеры, очищают от накипи растворами уксусной кислоты (1,2л на 6л воды), муравьиной (1,8л на 5,4л воды) или ингибированной соляной кислоты (концентрация этого раствора не должна превышать 7%)в стенде для очистки кипятильников ДШАК, 9 (описание стенда в приложении В). Опускание и подъем кипятильника, в ванну стенда производится при помощи кран-балки, 8. Для ускорения процесса очистки раствор в стенде подогревается до 70 градусов. Затем кипятильник промывают содовым раствором 5% каустической соды подогретой до 60 градусов, во втором баке стенда ДШАК и окончательно обмывают водой в ванне для обмывки, 10.

Допускается, в случае не работы стенда, внутренние (от накипи) и наружные (от разрушившегося покрытия) составные части и детали кипятильника, требующие очистки очищать механическим способом с применением скребков, приспособлений и угловой шлифовальной машины (с насадками).

После механической очистки производят обмывку деталей кипятильника водой в ванне для обмывки под проточной водой с применением капроновой щетки или ерша, с последующей обдувкой сжатым воздухом. Полуда внутренних поверхностей кипятильника и поплавковой камеры должна быть чистой, гладкой, не иметь раковин, пор и других видимых дефектов.

После дефектации и обмывки составных частей кипятильника производится их ремонт. При невозможности ремонта отдельных частей в отделении ремонта кипятильников производится их ремонт или изготовление в специализированных отделениях ремонтно-комплектовочного участка.

После ремонта составные части и детали кипятильника направляют на стеллаж для исправных деталей, 6, контроль качества отремонтированных деталей кипятильника производится до сборки. Сборка кипятильника производится на позиции, 11 сборки.

Собранный кипятильник регулируют на позиции сборки. При этом клапан поплавка регулируют таким образом, чтобы уровень сырой воды был от 40 до 50мм ниже верхнего края конуса водосборника. На водомерном стекле наносят красную нижнюю черту на 5мм ниже установившегося при этом уровня сырой воды в поплавковой камере. На водомерном стекле поплавковой камеры наносят красную верхнюю черту, соответствующую верхней кромке горловины конуса водосборника.

Собранный кипятильник испытывают на автоматизированном стенде для испытания кипятильников, 11 (инструкция по эксплуатации стенда приведена в приложении Г). В случае неисправности стенда данное испытание проводится после постановки кипятильника на вагон при окончательной приемке кипятильника.

С кипятильника, прошедшего испытания на стенде, через спускной кран сливают воду, устанавливают крышку кипятильника, снимают термометр, указатель уровня воды, стеклянный колпак фильтра сырой воды и окрашивают.

Окраску и сушку кипятильника производят в окрасочно–сушильной зоне, где находится окрасочная камера, 13 и сушильный шкаф, 15. Кипятильник устанавливают на подставку, которая позволяет вращение на 360º.

Перед окраской наружную поверхность корпуса кипятильника обезжиривают путем протирания ветошью, смоченной в уайт-спирите, и дают высохнуть обработанной поверхности в течение 20 минут.

Краска наносится равномерно без подтеков при помощи пневматического краскораспылителя. Разрешается окраска кипятильника белым цветом или цветом слоновой кости следующими марками лакокрасочных материалов:

- эмаль КО-8101, КО-8104,

- лак ПФ-170 с добавлением 15% алюминиевой пудры ПАП-1 или ПАП-2,

- эмаль ПФ-115 или ПФС "Стрела" с добавлением 15% алюминиевой пудры ПАП-1 или ПАП-2.

Окраску корпуса кипятильника производят в 2 слоя с интервалом нанесения между покрытиями 15 минут.

Окрашенный кипятильник по ленточному транспортеру, 14 подается в сушильную камеру. Сушильная камера позволяет производить сушку трех

кипятильников одновременно. Сушка кипятильника производится при температуре 80Сº с принудительным обдувом в течение 3-х часов.

На высушенный кипятильник устанавливают термометр, указатель уровня воды, стеклянный колпак фильтра сырой воды и подают на стеллаж исправных кипятильников, 16.

Уплотнительную резину под съёмной крышкой кипятильника при необходимости заменяют новой ГОСТ 17133-83.

Окончательную приемку кипятильника производят в рабочем состоянии на вагоне.

Ремонт составных частей и деталей кипятильника

Корпус кипятильника

Вмятины на корпусе кипятильника, поплавковой камере и других деталях выправляют. Пробоины заваривают. Мелкие пробоины разрешается запаивать. При наличии износа стенок более чем на 1/3 по толщине, наличии запаянных свищей в конусе огневой камеры, ее заменяют. Пробоины на корпусе кипятильника из нержавеющей стали ремонтируют аргонно-дуговой сваркой согласно "Инструкции по сварке и наплавке узлов и деталей при ремонте пассажирских вагонов" ЦЛ-201-03, с зачисткой сварного шва от шлака и брызг и последующей шлифовкой (работы производятся в сварочном отделениях ремонтно-комплектовочного участка).

Краны.

Трехходовой кран с фильтром сырой воды, двухходовой кран (спускной кран), кран для отбора кипяченой воды разбирают, промывают и осматривают.

Конуса (пробки) кранов с оборванными хвостовиками или изношенной резьбой заменяют.

Разрешается восстанавливать отломанные хвостовики конусов (пробок) кранов путем сверления отверстий и нарезания резьбы для ввинчивания нового хвостовика.

На рабочих поверхностях конуса и корпуса крана не должно быть рисок, раковин, выработок, при наличии данных неисправностей краны подлежат замене. Неглубокие риски устраняют путем притирки корпуса и конуса крана с применением тонко измельченных абразивных материалов или специальных паст.

Сетчатый фильтр промывают под проточной водой с применением капроновой щетки и производят осмотр. Фильтр с порванной сеткой и с другими механическими повреждениями заменяют.

Стеклянный колпак фильтра сырой воды промывают под проточной водой с применением капроновой щетки или ерша, с трещинами и отколами – заменяют.

Указатели уровня воды, термометр.

Стеклянные трубки указателей уровня воды промывают под проточной водой с применением капронового ерша и производят осмотр. Неисправные (разбитые) или отсутствующие указатели уровня воды заменяют или пополняют.

Термометр осматривают, разбитые или имеющие следы прилипания ртути к поверхности капилляра заменяют, отсутствующие пополняют.

Регулятор подачи сырой воды.

Регулятор подачи сырой воды разбирают, детали промывают под проточной водой с применением капроновой щетки, осматривают. Вмятины на корпусе поплавковой камеры выправляют.

Поплавок, утративший герметичность, освобождают от попавшей внутрь воды через специальное отверстие с пробкой и пропаивают дефектные места оловом марки О2 ГОСТ 806-75, затем полностью обслуживают. Поплавки, не подлежащие ремонту, заменяют на новые.

Поплавки перед постановкой на место (в корпус поплавковой камеры) проверяют на герметичность погружением от 10 до 15 минут в ванну с горячей водой при температуре от 50 до 80Сº, наличие воздушных пузырьков не допускается.

Клапан регулятора подачи сырой воды при механических повреждениях заменяют. Разрешается восстанавливать уплотнение клапана постановкой прокладки (Ø 20мм; h=5мм) из листовой резины ГОСТ 7338-90.

Уплотнительную резину под съемной крышкой кипятильника при необходимости заменяют новой ГОСТ 17133-83.

Трубчатые электронагревательные элементы осмотреть, проверить на отсутствие обрыва спирали или пробоя на корпус. Деформированные с признаками поджога металла, имеющие пораженные коррозией стенки трубок, обрыв спирали, пробой на корпус, а также другие неисправности, заменить новыми с аналогичными техническими характеристиками.

Резиновую прокладку под ТЭНом заменяют новой.

Топка, зольник

Топку, зольник, дверцы, колосниковую решетку и механизм встряхивания колосниковой решетки очищают от окалины и осматривают. Колосниковые решетки, имеющие трещины, отколы, коробление, заменяют. Заедание механизма встряхивания решетки не допускается. Разрешается ставить накладки на прогоревшие места дна топки. Прогоревший рассекатель пламени заменяют на новый, прогоревшее крепление рассекателя восстанавливают.

Неисправные дверцы зольника и топки (трещина в зоне ушка) ремонтируют (работы производятся в сварочном отделении участка ремонта и изготовления деталей) или заменяют. Запорный механизм должен легко и надежно запирать дверцу. Разрешается в случае износа резьбы в запорном механизме устанавливать затяжной винт ручки большего диаметра (М8 кл.3 или М10 кл.3), рассверливая и нарезая под него соответствующую резьбу.

Выбор и расчет основного оборудования для ремонта кипятильников

Основное оборудование выбираем на основании разработанного технологического процесса по ремонту кипятильников с учетом технической литературы и действующих инструкций. Рассчитанную общую мощность, занимаемую площадь в отделении и стоимость заносим в таблицу 2.4.1.

Таблица 2.4.1 – Оборудование для ремонта кипятильников

№ п/п

Наименование

оборудования

Кол-во,

шт.

Размеры занимаемой площади, м2

Мощность,

кВт.

Стоимость за единицу,

тыс. руб.

Общая стоимость,

тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

1

Стенд для очистки кипятильников ДШАК

1

3х2,5=7,5

32,0

295,00

295,00

2

Станок настольный сверлильный СУС-1

1

0,6х0,7=0,42

1,0

15,60

15,60

3

Станок заточной

ТШМ-1,3-300

1

0,7х0,8=0,56

1,3

34,90

34,90

4

Стенд для испытания кипятильников ДШАК

1

2,3х1,5=3,45

2,0

360,20

360,20

5

Вытяжка для удаления паров

1

-

1,0

170,00

170,00

6

Верстак слесарный 2-х тумбовый

ВСД-01-02

2

(1,4х0,75)х2=2.1

-          

15,80

31,60

7

Стеллаж для неисправных кипятильников

1

1,5х0,6=0,9

-          

2,45

2,45

8

Стеллаж для исправных кипятильников

1

1,5х0,6=0,9

-          

2,45

2,45

9

Стеллаж для исправных деталей

1

1,5х0,4=0,6

-          

2,1

2,1

10

Стеллаж для неисправных деталей

1

1,5х0,4=0,6

-          

2,1

2,1

11

Стол для ведения документации

1

1,2х0,6=0,72

-          

1,8

1,8

12

Тиски слесарные 160мм, поворотные, чугунные, ТСМ-160

2

-

-

6,7

13,4

13

Шкаф сушильный ШС-50/250-1500 

1

1,5х0,95=1,4

7,5

298,00

298,00

14

Краскораспылитель пневматический

1

-

-

3,8

3,8

15

Кран – балка г/п 0,5 т.

1

-

1,3

242,2

242,2

16

Окрасочная камера с вытяжкой

1

1,2х1,2=1,44

-

6,9

6,9

17

Ванна для обмывки кипятильников

1

2,0х1,0=2,0

-

6,0

6,0

18

Транспортер ленточный

1

0,7х0,6=0,42

0,5

14,85

14,85

ИТОГО:

20

24,06

46,6

1503,35

Для заданной годовой программы ремонта кипятильников необходимо 20 единиц оборудования стоимостью 1503350,00 рублей, потребляемая мощность которого составила 46,6 кВт и занимаемая площадь 24,06 м2.

При ремонте кипятильников используется инвентарь и инструменты количество и стоимость которого сведем в таблицу 2.4.2.

Таблица 2.4.2 – Инвентарь и инструменты для ремонта кипятильников

№ п/п

Наименование

Количество

Стоимость одной единицы, руб.

Общая стоимость, руб.

1

2

3

4

5

1

Набор ключей

4

904,00

3616,00

2

Молоток слесарный 0,6 кг

3

172,00

516,00

3

Набор спиральных сверл по металлу

1

532,00

532,00

4

Дрель пневматическая

1

3400,00

3400,00

5

Угловая шлифовальная машина

2

3800,00

7600,00

6

Фен промышленный

1

4350,00

4350,00

7

Набор слесарного инструмента

2

2880,00

5760,00

Итого

14

25774,00

При проектировании производственных помещений, выборе и размещении оборудования учитываем требования по охране труда, производственной санитарии, противопожарной профилактике и производственной эстетике.

Размеры помещений, определяемые в основном количеством и объемом выбранного технологического оборудования, его размещением и характером производства, должны соответствовать требованиям санитарных норм: площадь не менее 8м2 для станка, 4м2 для одного работающего, а объем не менее 13м3 на одного работающего.

При планировке производственных участков и отделений должны обеспечиваться поточность ремонтных операций, максимальная их механизация и возможность транспортировки. Должны предусматриваться удобные, безопасные подходы к оборудованию для осмотра, смазки и ремонта. Проходы между технологическим оборудованием должны быть не менее 0,8м. Оборудование размещают так, чтобы обеспечивались кратчайшие пути движения ремонтируемых узлов, не допуская их встречных кольцевых или петлеобразных перемещений, создающих повышенную опасность.

Выполняя планировку депо, необходимо учитывать требования строительных норм: ширина прохода не менее 1 метра (максимальная не ограничена); ширина дверного проема не менее 0,8 метра и не более 2,4 метра; длина помещения должна быть кратной 6, а ширина – 3.

После выбора оборудования участка, необходимого для соблюдения технологического процесса, при соблюдении необходимых проходов между позициями площадь Sу, м2., помещения составит 72м2.

Ширина участка Ву,  м., принимаем равным 6 метров.

Длину Lу, м., определим по формуле:

Lу = Sу / Ву

6)

Lу = 72 / 6 = 12 м.    

Высота участка Hу, м., принимаем 4,8 м.

Объем участка Vу, м3, находим  по формуле:

Vу = Sу ∙ Hу

7)

Vу = 72 ∙ 4,8 = 345,6 м3.

Охраны труда и техника безопасности при ремонте кипятильников

Руководители пассажирского вагонного депо, осуществляющие организацию и контроль проведения ремонта кипятильников, обязаны обеспечивать надлежащее техническое оснащение оборудованием рабочих мест, организацию труда на них и создать безопасные условия работы, соответствующие Указаниям "О мерах по улучшению охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте" №52у, "Правилам техники безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании и ремонте вагонов" ЦВ/64 и "Типовой инструкции по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в пассажирском хозяйстве" ТОИ Р-32-ЦЛ-800-00.

При ремонте кипятильников должны выполняться требования "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте" ЦУО/112 и "Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов" ЦЛ-ЦУО/448, "Ведомственных норм пожарной безопасности. Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности" ВНПБ-03, "Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения" № Г-822у.

Ответственным за состояние техники безопасности в отделении по ремонту кипятильников является мастер (бригадир) участка ремонта и изготовления деталей. Организующий и контролирующий выполнение законодательства по охране труда, действующих Правил и инструкций.

Основой обеспечения безопасных условий труда является четкое выполнение работниками отделения по ремонту кипятильников Правил и инструкций по технике безопасности.

Каждый работник, вновь принятый на работу обязан пройти вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, изучить Правила ("Отраслевые правила по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта" ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02 и др.) и инструкции ("Инструкция по охране труда для слесаря ремонтника оборудования вагонов" ИОТ-ЛВЧД-6-092-2000 и др.) и пройти испытание на знание безопасных условий труда.

Для каждого работника должно быть обеспечено удобное рабочее место, не стесняющее его действия во время работы. Рабочее место должно быть обеспечено достаточной площадью для размещения вспомогательного оборудования, а также необходимым инвентарем для хранения деталей, оснастки, инструмента, приспособлений (стеллажи, столы, верстаки и т.д).

Рабочее место должно постоянно содержаться в чистоте и порядке.

Всё электрооборудование в отделении должно быть заземлено. Ежесменно перед началом работы каждый эксплуатирующий электроустановку должен визуальным осмотром убедиться в исправности заземления данной единицы оборудования.

Все работы должны производиться исправным, отвечающим требованиям соответствующим стандартам, инструментом.

Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин, забоин; губки ключей должны быть строго параллельны и не должны быть закатаны. Бойки молотков должны иметь гладкую поверхность, без сколов и выбоин, трещин и заусенцев.

Не допускается использование напильников, отверток без рукояток и бандажных колец на них или с плохо закрепленными рукоятками.

Ручной слесарный инструмент и приспособления, повседневного применения, должны быть закреплены за работающими для индивидуального или бригадного пользования.

Ручной слесарный инструмент, находящийся в инструментальной, должен осматриваться не реже одного раза в десять дней, а также непосредственно перед применением. Неисправный инструмент подлежит изъятию.

При работе пневматическим инструментом (шлифовальная машинка и т.д.) необходимо, чтобы шланги были мерные, крепление их к инструменту и к трубопроводу должно быть выполнено способом, не допускаемым срыва шланга под давлением воздуха.

Пневматические инструменты должны быть хорошо отрегулированы. Клапаны пневмоинструмента должны быть плотно пригнаны и не пропускать воздуха в закрытом положении. Клапаны должны легко открываться при прекращении нажима на управляемую рукоятку.

При проведении слесарных работ по разборке, сборке, дефектации, зачистке поверхностей, выпрямлению вмятин, изгибов следует применять очки защитные ГОСТ 12.4.013, рукавицы ГОСТ 12.4.010.

Индивидуальные средства защиты работающих должны отвечать требованиям ГОСТ 12.4.011-89.

Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой, отвечающей требованиям ГОСТ 27574-87 и ГОСТ 27575-87.

Запасные части и материалы должны доставляться на рабочие места в производственной таре, отвечающей ГОСТ 12.3.010-82.

Каждый работник, связанный с движением поездов, должен хорошо знать и уметь применять на практике ПТЭ, инструкцию по сигнализации и по движению поездов, должностную инструкцию и другие документы, устанавливающие его обязанности, а также правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии.

Решающее значение в организации безопасности движения поездов имеет технологическая и трудовая дисциплина работников железнодорожного транспорта: порядок приема и сдачи дежурств, допуск и отстранение от работы с оформлением соответствующих документов, регламент телефонных переговоров, проверки исполнения распоряжений, приказов и др. Экология – наука, изучающая среду обитания живых существ, соотношение их между собой и окружающей природной средой. Инженерная экология занимается разработкой норм и нормативов допустимого воздействия на природные комплексы технических, технологических, организационных, экономических, санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению загрязнения природной среды, методов и средств контроля состояния природных комплексов, методов и средств управления экологическими системами и отдельными природными комплексами. К нарушению экологического равновесия и экологической безопасности могут приводить катастрофы на транспорте, воздействие на природу мощной промышленной и транспортной инфраструктуры и др. Поддержание экологической безопасности на заданном уровне достигается охраной окружающей среды, которая осуществляется органами управления и базируется на законодательных актах и утвержденных нормативах.

Расчет производственной программы отделения по ремонту кипятильников

Расчет производственной программы отделения заключается в том, чтобы определить, сколько кипятильников поступает в ремонт за год и за смену.

Программа отделения определяется из расчета – с каждого цельнометаллического вагона, проходящего деповской (капитальный) ремонт, поступает в отделение 1 кипятильник. Предусмотрим увеличение программы деповского ремонта в потребности эксплуатации на 3%

Годовая программа ремонта кипятильников 1236 кипятильников

Сменная программа ремонта кипятильников на участке ≈ 5 кипятильников

Количество отремонтированных кипятильников составляет 1236 для годовой программы ремонта и примерно 5 кипятильников за смену, с учетом односменного графика работы и 247 рабочих дней в году (для 2016 года).

Установление режима работы отделения по ремонту кипятильников

Под режимом работы понимается определённое чередование времени работы и отдыха.

В отделении по ремонту кипятильников пятидневная односменная рабочая неделя, продолжительностью смены 8 часов.

Годовой фонд рабочего времени для списочного работника отделения по ремонту кипятильников составляет 1816 часа, для явочного рабочего годовой фонд рабочего времени составляет 1974 часа, для оборудования годовой фонд рабочего времени 1914 часов.

Таблица – Фонд оплаты труда

Должность

Кол-во работников

Разряд

Должностной оклад, руб.

Доплата, руб.

Премия,  руб.

Годовой фонд зарплаты с учётом районного  коэффициента, руб.

Общий годовой фонд зарплаты всех работников, руб.

1

2

3

4

5

6

7

1

Слесарь (неосвобожденный бригадир)

1

6

13515,32

4054,49

1621,83

391511,61

391511,61

2

Слесарь р.п.с.

1

5

12436,97

994,95

1865,54

312068,18

312068,18

3

Слесарь

1

4

11142,95

1671,44

261413,55

261413,55

4

Слесарь (по совм.

транспортировщик)

1

4

11142,95

2,228,59

1671,44

307488,79

307488,79

Итого:

4

Фгод. з/п =

1272482,13

Вывод: общий фонд заработной платы всех работников, Фгод. з/п руб., составил 1272482,13руб

Определение потребностей материалов и запасных частей

Для ремонта кипятильников требуются определенное количество материалов и запасных частей, рассчитанных на ремонт одной единицы детали (узла) – кипятильника.

Согласно нормам расхода на ремонт одного кипятильника, в пассажирском вагонном депо, расходуется следующее количество материалов и запасных частей, указанных в таблице, с расчетом стоимости на заданную годовую программу1236 кипятильников.

   Таблица – Норма расхода на ремонт кипятильника

№ п/п

Наименования материалов и запчастей

Единица

измерения

Количество материалов и запчастей

на один

вагон

Количество материалов и запчастей на годовую

программу

Стоимость

единицы,

руб

Общая

стоимость,

руб.

1

2

3

4

5

6

7

1

Кран трехходовой

шт.

0,4

494,4

338,50

167354,4

2

Кран двухходовой

шт.

0,3

370,8

279,00

103453,2

3

Кран отбора питьевой воды

шт.

0,5

618

192,00

118656

4

Пластина ТМКЩ 3мм. ГОСТ 7338-90

кг.

0,2

247,2

49,60

12261,12

5

Фильтр сетчатый отстойника

шт.

0,4

494,4

98,50

48698,4

6

Пластина

пищевая 4мм. ГОСТ 17133-83

кг.

0,8

988,8

172,80

170864,64

7

Стеклянный колпак фильтра (отстойник)

шт.

0,6

741,6

167,30

124069,68

8

Сталь листовая 1,5мм. Ст 3 сп

кг.

0,2

247,2

46,00

11371,2

9

Сталь листовая 3мм. Ст 3 сп

кг.

0,3

370,8

41,00

15202,8

10

Кислота муравьиная

кг.

7,2

8899,2

79,00

703036,8

11

Сода кальцинир.

кг.

2,0

2472

37,60

92947,2

12

Трубка стеклянная

м.

0,2

247,2

249,50

61676,4

13

Указатель температуры (термометр)

шт.

0,3

370,8

268,40

99522,72

14

Олово марки О2

кг.

0,2

247,2

1396,00

345091,2

15

Трубчатый электро-нагревательный элемент

шт.

0,5

618

624,80

386126,4

16

Эмаль КО-8101

кг.

0,4

494,4

176,3

87162,72

Итого

2547494,88

Для ремонта заданной программы кипятильников, в количестве 1236 штук, необходимо материалов и запасных частей на сумму   2547494,88 руб.

Устройство автоматизированного стенда для обмывки кипятильников ДШАК

На раме стенда установлены пульт управления 13, две одинаковые по конструкции ванны 9, объемом 500 л каждая (одна – для моющего раствора, другая – для промывочной воды) и стойка 12 с кронштейном крепления моечного шланга 11 для подачи воды при мойке баков после слива рабочих жидкостей.

К раме двумя болтами крепится помост 14 оператора.

В каждой ванне установлены по три электронагревателя 3 (ТЭНы), отделенные от основной емкости решетками 2, датчик температуры 7, датчик уровня жидкости 6. Ванны закрываются крышками 10.

Подача воды в ванны производится через магистрали подвода воды 6. Слив жидкостей из ванн производится через магистрали слива 4. Избыток жидкости при переполнении ванн отводится по магистралям перелива 5.

На пульте управления размещен автоматический выключатель сети, сигнальные лампы наличия фазного напряжения, терморегулятор задания и автоматического поддержания температуры жидкостей в ваннах, а также раздельно для каждой ванны: кнопки включения ВКЛ и выключения ВЫКЛ нагрева и световые индикаторы.

Ремонт кипятильников

Инструкция по эксплуатации автоматизированного стенда для испытания кипятильников

Использование стенда

Проверить исправность заземления оборудования, целостность сетевого и испытательных кабелей.

1. Закрепить на стенде:

- на кронштейне 2 – кипятильник в вертикальном положении;

- на кронштейне 5 – поплавковую камеру;

- на кронштейне 6 – фильтр, при этом требуемое положение кронштейнов 5 и 6 зафиксировать имеющимися стопорными винтами.

Соединить гибкой подводкой поплавковую камеру и кипятильник.

Соединить гибкой подводкой кран подачи воды и фильтр.

Открыть кран подачи воды и заполнить водой полость кипятильника.

Выбрать испытательный кабель на требуемое напряжение 60 или 120 В (см. маркировку на оболочке кабеля).

Подсоединить свободные концы испытательного кабеля к кипятильнику.

Вставить вилку испытательного кабеля в розетку стенда.

Ремонт кипятильников

Инструкция

Включить автоматический выключатель сети, при этом включается нагреватель кипятильника, загорается лампа ВКЛ. стрелка вольтметра показывает напряжение в соответствии с используемым кабелем.

Проверить нагреватель на наличие тока утечки поочередным переключением тумблера в положения "Фаза 1", "Фаза 2".

При наличии тока утечки загорается лампа УТЕЧКА. При исправном нагревателе ток утечки отсутствует и лампа не загорается.

Зафиксировать и сверить с установленными нормами время от начала включения нагревателя до закипания воды в кипятильнике.

По окончании работ отключить стенд от сети автоматическим выключателем, перекрыть кран подачи воды, отсоединить испытательный кабель, гибкие подводки, слить воду и снять со стенда кипятильник, поплавковую камеру и фильтр.

Меры безопасности при использовании стенда

К работе на стенде допускается только специально обученный персонал, изучивший требования настоящего руководства, имеющий группу по электробезопасности не ниже второй и прошедший в установленном порядке инструктаж по технике безопасности.

Стенд при работе должен быть заземлен согласно ГОСТ 12.2.007.0.

Литература

1. Алексеев В.Д., Сорокин Г.Е. Ремонт вагонов. М.: Транспорт, 1978. – 280 с., ил. табл.

2. Быков Б.В., Пигарев В.Е. Технология ремонта вагонов. М,: Желдориздат, 2001, 559 с.

3. Быков Б.В. Устройство и техническое обслуживание пассажирских вагонов. М.: Желдориздат, Трансинфо, 2006. – 344 с.

4. Вагоны пассажирские. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту 021 ПКБ ЦЛ-2007 РЭ

5. Вагоны пассажирские цельнометаллические. Руководство по деповскому ремонту 033 ПКБ ЦЛ -044 РД, 2005. – 193 с.

6. Гридюшко В.И., Бугаев В.П., Сузова А.Ф. Экономика, организация и планирование вагонного хозяйства. М.: Транспорт, 1980, 279 с.

7. Инструкция по сварке и наплавке узлов и деталей при ремонте пассажирских вагонов ЦЛ-201-03, 2004. – 208 с.

8. Либман А.З., Демченков Г.И. Вагонное хозяйство. – М.: Транспорт, 1983. 104 с

9. Карягина Н.С., Медведев В.В. Охрана труда в вагонном хозяйстве. М.: "Транспорт", 1971, 264 с.

10. Митяш Ю.И., Клюка В.П. Системы кондиционирования и водоснабжения пассажирских вагонов. М.: ГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2008. – 286 с.

11. Попов А.И., Королев А.Н. Экономика, организация и планирование вагонного хозяйства. М.: "Транспорт", 1975, 224 с.

12. Сергеев К.А., Чернова Т.Г., Кривич О.Ю. Инструктивный материал в вопросах и ответах. М.: ИПЦ "Желдориздат", 2002 – 99 с.

13. Стрекалина Р.П. Экономика и организация вагонного хозяйства. М.: маршрут, 2005. – 436 с.

14. Терешкин Л.В., Зеленин И.Г. Механизация и автоматизация производственных процессов при ремонте пассажирских вагонов. М.: "Транспорт", 1974, 286 с.

15. Устич П.А., Хаба И.И., Ивашов В.А. и др. Вагонное хозяйство. М.: Маршрут, 2003. – 560 с.

16. Методические указания для специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Установки и электрические аппараты вагонов.