Религии в Индии

Религии в Индии.

Статьи по теме
Искать по теме

Религии Индии, хотя и довольно условно, можно разделить на две больше группы – восточные и западные. К восточным религия мы относим индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, а к западным – иудаизм, зороастризм, христианство и ислам.

Отчасти это оправдано тем, что восточные религии, родились в Индии и произошли от индуизма. Среди западных религий иудаизм, христианство и ислам имеют общий корень в лице Авраама, поэтому иногда эти три мировые религии называют авраамическими.

Действительно, если рассмотреть различия в воззрениях, то окажется, что для восточных религий характерно существование Вселенной в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Здесь нет двойственности Бога и мира – они едины. Западные же религии считают, что мир создан Богом и когда-то в будущем будет им же разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Так подчеркивается двойственная природа мира.

1. Восточные религии в Индии

Индуизм

Индуизм – самая большая национальная религия в мире. Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80 процентов населения) и в Непале (около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов к концу XX века были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки – в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы – в Великобритании (500 тыс. последователей).

Индуизм возник в Индии между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в. до н.э. – V.в. н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия. Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.

Такой переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни. В Индии существовали и существуют касты (другое название "Варны"). Касты – это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди (сейчас власти борются с этим обычаем, но не всегда успешно). Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни могли быть служителями культа. Их покровителем считался и считается бог Брахма. Именно поэтому слово "брахман" (в переводе с санскрита – "отражение воли Брахмы") обозначало одновременно и человека из данной касты, и служителя культа.

Брахманы в древней Индии обладали большими преимуществами. Кроме монополии на профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на педагогическую и научную деятельность. Эти три вида профессиональных занятий приносили им большие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их касты и профессии служителей культа, которая монопольно принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным богом. Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии, которые в реальной жизни имели брахманы.

Представители трех других основных каст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные сложившейся ситуацией, совершили социальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть налогов, лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность. Все, что им оставили, – это право быть служителями культа.

Вместе с тем и в связи с этим три другие основные касты добились и понижения статуса бога Брахмы. Брахманы перестали быть самым привилегированным слоем общества, и их бог-покровитель перестал рассматриваться как верховный бог.

Вишнуизм и шиваизм – это самые большие и примерно равновеликие конфессии в индуизме. В них входят примерно по 40 процентов всех индуистов. Вишнуитские общины находятся по преимуществу на севере Индии, шиваитские – на юге Индии. Третьей по величине индуистской конфессией является шактизм. Шактисты поклоняются верховной богине, которая имеет несколько имён и одно из них – Шакти. В шактистские общины входит примерно 8 процентов всех индуистов. Они по преимуществу расположены в Бенгалии (это северо-восточная часть Индии) и на юге Индии.

Если в индуизме и можно обнаружить какие-то отличия в вероучении, то, скорее, не между конфессиями, а между различными храмами одной и той же конфессии. Особенности организации индуизма порождают и некоторые особенности в его вероучении. В индуизме масштабы религиозной организации ограничиваются рамками храмов. Ни одна конфессия не имеет централизованного руководства даже в масштабах штата, не говоря уже о стране в целом. Поэтому индуизм не имеет ни церковных соборов, которые принимали бы какие-то руководящие решения, в том числе и по вопросам вероучения, ни централизованной руководящей религиозной прессы. Конечно, брахманы всех храмов, в конечном счёте, опираются на одну и ту же священную литературу. И это обеспечивает единство в главном. Однако священные книги нуждались в прошлом и нуждаются сейчас в их толковании. Но в чем в чем, а в толковании были и остаются различия. А это значит, что положения вероучения в толковании брахманов разных храмов могут отличаться друг от друга.

Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов.

Демоны делятся на три вида: асуры ("небоги"), ракшасы ("те, кого сторонятся"), пишачи (перевод неизвестен). Асуры – противники богов, а ракшасы и пишачи – противники людей. Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а пишачи – главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Функции демонов: творить зло, быть противниками богов, быть противниками людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки.

Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души – вместе с гибелью Вселенной. Иногда люди воспринимают демонов органами чувств, иногда не воспринимают. Но если в иудаизме (а также в христианстве и исламе) делается акцент на то, что в подавляющем большинстве случаев люди демонов не видят и не слышат, то в индуизме такого акцента нет. Демоны делятся на старших и младших. Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве.

Что касается богов, то в священной литературе указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Наиболее же почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Как и в любой другой политеистической религии, каждый из богов имеет свои специфические функции. Одни боги выглядят как обычные люди, но, как правило, огромного роста, другие – в основном как люди, но с какими-то особенностями в строении организма (четыре руки, три глаза и др.), третьи – как животные (например, как обезьяны), четвёртые – как полулюди-полуживотные (например, царь птиц Гаруда изображается с головой и крыльями орла и с туловищем человека). Один из богов (Брахман) вообще не имеет видимого тела.

Вишну ("проникающий во всё", "вездесущий") – верховный бог в вишнуизме. Кроме функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции. Во-первых, он – охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он – помощник людям в решении их жизненных проблем.

Боги требуют поклонения, которое обозначается словом "пуджа". Богам поклоняются в храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др.

Джайнизм

Джайны ведут свою историю с самых отдаленных времен, с тех пор, когда Индия называлась страной Бхарат по имени сына Ришабха-девы –первого тиртханкара (санскр.-пророк). Они считают исторически достоверным или фактически жившим в VIII в. до н. э. Парсхванатха, самого первого проповедника религии Ахинсы – ненасилия над животными.

Джинизм (англизировано – Джайнизм), как и буддизм, возник в Восточной Индии в VI в. до н.э. Название произошло от имени полулегендарного пророка – Джины ("победитель кармы"). Его настоящее имя Вардхаман Махавир. По преданию он родился в 599 г. до н.э. и более 30 лет проповедовал свое учение.

Джайнизм возник как результат недовольства народа кастовой системой, особенно среди касты кшатриев (из которых происходит большинство раджей) против засилья касты брахманов (жрецов).

Джайнизм, как и буддизм, отверг догмат о непогрешимости вед (древнейших сборников религиозных текстов, придающих авторитет жрецам).

Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том, что причинение вреда живым существам является величайшим грехом, а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей добродетелью.

Несмотря на отказ от кастовости, джайнизм, хотя и был принят многими представителями военной аристократии и слоя зажиточных торговцев, так и не стал религией масс. Этому препятствовали суровость джайнистских принципов соблюдения "ненасилия".

Одеты джайны в белые тоги. Мужчины с непокрытой головой, женщины в белых платках. У каждого на шее белый шарф. Джайны постоянно закрывают им рот и снимают лишь во время молитвы или еды.

Внутри джайнистский храм чем-то напоминает православную церковь – те же притворы, клиросы, хоры, амвон и алтарь. В храме пахнет дымом, травами, вареным рисом, сандаловым маслом. Именно здесь можно увидеть как молящийся, сидя на мраморном полу перед небольшой квадратной медной плитой, которую берет у прислуги, высыпает на нее несколько горстей риса и, приговаривая какие-то священные тексты, все время водит рукой по медной плите, сооружая из риса четкую фигурку свастики и положив в центр этой фигуры серебряную монету. На этом молитва–заклинание заканчивается, и храмовый служка поочередно подходит к каждой плите, собирает рис в общий мешок и забирает монеты. Из этих остатков риса составляются продуктовые запасы храма.

Свастика же представляет собой древнеиндийский символический знак, широко распространенный не только в традиционном индуизме, но и в буддизме, и в джайнизме. Этот культовый знак (свастика от санскр. "суастик" – символ жизни, удачи, победы). Этот символ был широко распространен и в античном мире – Китае, в Индии, в Японии, в Греции и Риме. Джайны толкуют его как символ перевоплощения души из одной формы жизни в другую. Переход души после смерти тела в другую живую телесную оболочку (метам – психоз) – главная идея религии джайнов.

В основе джайнистского учения лежат 4 принципа: Ахисма – ненасилие и непротивление злу насилием, Сатья – правдивость мысли и речи, Астейя – запрет воровства ("не укради") и Апариграха (аскетизм) – отвращение от мирской суеты. Джайнисты соблюдают строжайший запрет на употребление в пищу мяса. Они никогда не прикасаются к мясу или к телу убитого животного, не участвуют в делах или действиях, могущих повлечь за собой насилие или убийство какой-либо жизни (будь это человек, животное, насекомое или микроб).

Главная идея джайнизма состоит в достижении нирваны, до которой необходимо пройти путь многих земных перерождений и перевоплощений, победить и подавить все человеческие слабости и грехи, а главное – жажду власти и насилия.

В отличие от джайнизма главная идея последователей буддизма состоит в том, чтобы пройти все этапы и периоды перевоплощений, в том числе и период нирваны, и наконец раствориться в небытии, то есть прекратить всякое существование.

Буддизм

По преданию в VI веке сын правителя мелкого княжества Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни (623-544 годы до н.э.) обрел "просветление" и призвал к самосовершенствованию души: "Пробуждай душу и развивай свое я". Проповеди Будды проникли в самые отдаленные уголки Азии. Буддизм выступал за равенство людей по рождению, что привлекало на его сторону представителей не только третьего сословия, но и воинов-кшатриев. В буддийскую общину, именуемую "сангхой", допускались представители всех варн.

В центре буддизма лежит учение о "четырех благородных истинах": есть страдание, есть причина страдания, есть освобождение от страдания и есть путь к освобождению от страдания. Путь к освобождению подразделяется на восемь ступеней, прохождение которых ведет к уничтожению незнания и пристрастий, просветляет ум, порождает невозмутимость и спокойствие, что прекращает страдание. Новое рождение становится невозможным, чем достигается вечное блаженство (нирвана). Однако в раннем буддизме на такое спасение мог рассчитывать только монах-отшельник.

Мирянин при условии соблюдения 5 моральных принципов: воздержание от причинения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и употребления спиртных напитков мог надеяться только на лучшее перерождение.

Пропаганда буддизма началась при императоре Ашоке. Буддизм с самого начала не был однородным явлением, в нем всегда шла борьба сект и течений. Наиболее древним течением является хинаяна ("малая колесница"), или монашеский буддизм, где основное значение имеют усилия индивидуума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары) и достичь через множество промежуточных воплощений окончательного спасения (нирваны).

Другим течением явилась махаяна ("большая колесница"). Основное положение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, но и любой мирянин, соблюдавший обеты духовного совершенства, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. По целому ряду причин буддизм не смог закрепиться в Индии и вынужден был уступить свое место индуизму. Сейчас в Индии насчитывается чуть более 6 млн. буддистов.

Сикхизм

Среди обитателей Дели довольно резко выделяются своим внешним видом и поведением так называемые сикхи. Они носят костюмы и обувь полуевропейского фасона, но зато головы мужчин отмечены особыми признаками их касты и религии: окладистыми пышными бородами, иногда заправленными в сетки и подвязанными к подбородку, длинными нестрижеными волосами, собранными в пучок, поверх которого красуется яркий цветной тюрбан. Женщины вместо сари носят своеобразные брючные костюмы (паджам) с длинными шарфами (камаз), перекинутыми за спину.

Сикхизм возник в Индии в XVI веке как протест мелких торговцев, ремесленников и крестьян против кастового строя и феодального гнета. Сикхизм – религия, провозгласившая равенство верующих перед богом и отвергающая кастовые различия, иерархию, отрицающая поклонение иконами статуям индуистского Пантеона.

Основатель сикхизма гуру Нанак признавал единого бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак выступал против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей, а также сложного ритуала и кастовой дискриминации в индуизме. Пятый гуру (всего их было 10) Арджун составил "Грантх" (святую книгу сикхов), в которую включил гимны индуистских и мусульманских святых, а также сочинения сикхских гуру, главным образом гуру Нанака. Говинд Сингх, десятый гуру, превратил сикхскую общину в военное братство и назвал его "Халса" (чистое).

При жизни последнего гуру Гобинда сикхи создали мощную повстанческую армию (так называемое "военное братство") и в начале XVI в. стали полновластными хозяевами в Пенджабе.

С целью выделить себя среди индусов и мусульман сикхи начали строго соблюдать принцип "пяти Ка": никогда не стричь волосы (кеш), расчесывать их специальным гребнем (кангха), носить особый вид нижнего белья (качха), надевать на запястье стальной браслет (кара) и всегда иметь при себе кинжал (кирпан). В настоящее время этот принцип соблюдают только ортодоксальный сикхи. Все мужчины сикхи добавляют специальную приставку к своему имени "сингх" ("лев"). Женщины могут присоединять к своему имени приставку "каур" ("львица").

Слово "сикх" берёт свое начало из санкрита (термин "шишъя" – последователь, послушник).

Общая численность сикхов в Индии составляет около 17 млн. человек. Они совершают религиозные отправления в своих храмах (гурудварах), которые расположены повсюду в северных районах страны. В сикхских храмах нет изображения бога. Церемония богослужения сводится к чтению "Гуру Грантх Сахиба".

В 1699 г. произошло полное отделение сикхов от индуизма, и образовалась единая для всего Пенджаба религиозная община сикхов – "Хальса" (от араб. "чистый, искренний"), которая существует и сейчас.

2. Западные религии в Индии

Ислам

Ислам – вторая по распространенности религия в Индии. Ей следуют 13,4% населения или около 160 млн. чел. По количеству мусульман Индия находится на третьем месте в мире после Индонезии и Пакистана.

Ислам прибыл в Индию в 8 веке н.э. вместе с торговцами с Ближнего Востока. Широкое распространение новая религия получила в первую половину второго тысячелетия после прихода мусульманских завоевателей, которые силой обращали население Индии в ислам.

Ислам оказал огромное влияние на культуру и жизнь средневековой Индии. Индийская музыка, архитектура, литература, социальный уклад – все это и многое другое приобрело современные формы во многом под влиянием исламской культуры. На территории Индии находится несколько значимых исламских святынь, таких как гробница великого суфия Моинуддина Чисти в Аджемере (штат Раджастан).

Вкратце, учение ислама сводится к соблюдению заветов основателя религии – Пророка Мухаммеда (Магомета), которые записаны в священном писании мусульман Коране и своде исламских законов – Шариате.

Большое число мусульман в Индии живут в штате Джамму и Кашмир на границе с Пакистаном, в районе Дели и других центральных областях, территории которых в древние времена входили в Делийский султанат, в штате Западная Бенгалия, в Керале и некоторых других штатах Индии.

Последователи ислама делятся на две большие группы – сунниты и шииты. В Индии, как и в большинстве других стран с мусульманским населением, преобладают сунниты. Разница между суннитами и шиитами – в основном в трактовке значимости преемников Пророка Мухаммеда. Сунниты выступают за непосредственное постижение божественного через буквальное следование Корану и Шариату, а шииты – за приобщению к божественному через имамов (или наместников Аллаха на земле).

По всей Индии построены мечети, где мусульмане собираются на молитву в специальное время, наступление которого громко возвещается с минаретов. Прилежные мусульмане совершают намаз (молитву) пять раз в день.

Христианство

Христианство по преданию достигло Индии с прибытием туда апостола Фомы, которому приписывается создание сирийской христианской церкви на юге страны. Термин "сирийская" возник потому, что в богослужении используются литургия и писания на арамейском, или сирийском, языке. В XVI веке, с приходом португальских колонизаторов, начинается процесс насильственной "христианизации" индийцев, проводившийся под эгидой папства в течение нескольких столетий. С XVIII века в Индии активизируется деятельность протестантских миссионеров как из Европы, так и из США. Сейчас в Индии насчитывается около 20 миллионов христиан самых различных направлений – католики, протестанты, православные и т.п.

Иудаизм

Первые контакты последователей иудаизма с жителями Малабарского побережья Индии (ныне штат Керала) относятся к 973 году до нашей эры. Уже тогда купцы с торговых кораблей царя Соломона закупали специи и другие товары у местного населения. Ученые утверждают, что вскоре после захвата Иудеи вавилонянами в 586 году до нашей эры иудеи поселились в Кранганоре на Малабарском побережье. В Индии иудаизм распространен в основном в штатах Керала и Махараштра, хотя представителей этой религии можно встретить и в других частях страны.

Зороастризм

На улицах Бомбея довольно часто можно увидеть мужчин довольно странного вида. Они одеты в черные, застегнутые на все пуговицы казакины и носят на голове подковообразные высокие шапки. Это парсы – потомки древних персов, бежавших в VIII в. от преследования иранских мусульман во времена Халида Омара III за отказ принять мусульманскую веру. До арабских завоевателей зороастризм был широко распространен в Персидской империи, Азербайджане, Средней Азии.

В настоящее время около 100 тыс. парсов проживают в Бомбее. Они занимают привилигированное положение в торговле и финансовой жизни этого штата, а также в управлении почт, железных дорог и страховых компаний.

Парсы исповедуют зороастризм – учение Заратуштры, изложенное в Зенд-Авесте – священных текстах с комментариями его пророчеств и поучений. Он возник во II-I тысячелетиях до н.э. в Средней Азии. Основатель – легендарный пророк Зороастр (перс. Заратуштра).

Эта религия основана на представлении о борьбе двух начал – добра (бог Ормузд) и зла (бог Ариман). Боги ведут между собой постоянную борьбу, и люди вольно или невольно попадают под влияние либо одного, либо другого бога. Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробную жизнь и конец мира.

Поскольку их предки были выходцами из Персии, зороастрийцы в Индии стали именовать себя парсами. Сейчас их численность в мире не превышает 130 тысяч человек. Большая часть из них живет в Индии, причем большинство – в городе Мумбаи. Парсы сыграли важную роль в превращении Мумбаи в деловой и процветающий город-порт.

Для обрядовой практики парсов характерно почитание 4 элементов Вселенной – воды, огня, земли и воздуха. Отсюда проистекает и особый похоронный обряд парсов: тела покойников размещаются на ярусах специальной башни (дакмы), которую в обиходе называют "башней молчания", где их поедают грифы. Тем самым "чистые" элементы стихий не соприкасаются с "нечистым" трупом. В храмах парсов постоянно горит вечный огонь.

Выводы

Итак, главное различие между восточными и западными религиями – в том, что восточные монистичны и интроспективны, а западные – дуалистичны и экстравертивны. Восточный ум имеет тенденцию видеть бога повсюду и во всем, а следовательно, рассматривать все вещи, как священные. Для западного же ума это неприемлемо – верить, что бог пронизывает все вещи. Такой ум делает твердое различие между сакральным и обыденным. Восточное мировоззрение основывается на понятиях кармы, реинкарнации и освобождения, западное же постулирует единственную жизнь души, за которой последуют награда или наказание.

Литература

Все об Индии. Сост. Царева Г.И.- М., 2002

Желябовская Л.В. Религии Индии. – М., 2006

Жоль К.К. Индуизм в истории Индии: учеб. пособие для вузов. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006

Народы и религии мира: Энциклопедия. Гл. ред. В.А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998

Томас П. Индия. Эпос, легенды, мифы. – СПб.: Евразия, 2000

Эрвад Рамияр Первез Каранджия. Введение в Зороастризм (пер. Е. Лугова)