Регулирование в сфере охраны культурного наследия в странах ЕС

Регулирование в сфере охраны культурного наследия в странах Европейского содружества.

Статьи по теме
Искать по теме

В настоящее время индустрию культуры составляют, как правило, финансируемые из частных источников фильмотеки и видеоархивы, портретные и скульптурные собрания, студии звукозаписи, средства распространения информации, центры радио- и телевещания, дизайнерские и издательские дома и так далее.

В целом, по Европе это составляет около 150 тысяч различных культурных центров, достопримечательностей, памятников культуры и т. д. Они содержат в общей сложности ни много ни мало около 10 миллиардов экспонатов, в содержании и обслуживании которых заняты до двух миллионов человек.

Ежегодное количество посещений этих объектов культуры достигает 6 миллиардов. В дополнение к этому, в Европе существует более полутора миллионов мелких предприятий, работающих в сфере культуры, и компаний, производящих мультимедийную продукцию, с общим количеством сотрудников, равным еще 5 миллионам человек. Все это, несомненно, представляет ценность для стран Европейского Союза, однако охрана культурного достояния ЕС находится под угрозой всвязи с глобализацией. Несмотря на то, что страны члены Европейского Союза пытаются сохранить свое культурное достояние, именно глобализация нарушает единство целостности и содержании культурного наследия.

В настоящее время культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы. Именно поэтому в ЕС ведется напряженная работа в сфере регулирования охраны культурного наследия

Основные задачи по сохранению и защите культурного наследия стран-членов ЕС прописаны в целом ряде официальных документов Европейского Союза. Они отражены в статье 151 Договора о Европейском Союзе. Кроме того, это следующие документы Совета ЕС:

1. Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1980 г. о защите европейского архитектурного наследия;

2. Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1986 г. о сохранении произведений искусства;

3. Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 7.06.1991 г. о подготовке руководящих работников в сфере культуры;

4. Решение Совета от 17.06.1994 г. о составлении плана действий Сообщества по охране культурного наследия;

5. Резолюция Совета от 25.07.1996 г. о свободном доступе к культурным ценностям;

6. Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 2.04.1998 г. по использованию культурной политики в целях развития.

В настоящее время базовыми задачами по сохранению культурного наследия в странах Европейского является следующее:

1. создать и принять новую культурную политику либо пересмотреть существующую политику таким образом, чтобы она стала ключевым компонентом устойчивого развития в рамках существующей системы;

2. сотрудничать с ЮНЕСКО в рамках программ культурного развития;

3. обеспечить участие деятелей искусства и их профессиональных организаций в реализации нового взгляда на национальную культурную политику;

4. способствовать развитию и совершенствованию координации между различными направлениями культурной политики;

5. сотрудничать на международном и региональном уровнях, чтобы средствами культуры решать проблемы, связанные с урбанизацией, глобализацией и стремительными переменами в области технологий;

6. расширять понимание населением и органами, ответственными за принятие решений, важности фактора культуры для процесса устойчивого развития;

7. способствовать обмену и диалогу между гражданами стран-членов Евросоюза в области культуры.

8. обеспечивать уважение ко всем частям нации и предоставлять им равные возможности развития, поощряя местные инициативы, отражающие культурное многообразие;

9. укреплять связи между культурой и системой образования для того, чтобы культура и искусство получили признание как фундаментальные дисциплины в составе всеобщего обязательного образования, развивать художественное образование и творческие дисциплины в образовательных программах на всех уровнях;

10. обращать большее внимание на роль культуры в процессе социальных преобразований;

11. пропагандировать достижения женщин в области культуры и развития и обеспечить участие их в формировании и претворении в жизнь культурной политики на всех уровнях;

12. изыскивать необходимые средства на образование, исследования в области культуры и информации, необходимые для выработки и реализации культурной политики.

13. выполнять национальные обязательства по применению Конвенций и Рекомендаций ЮНЕСКО и Решений Совета ЕС и Европарламента, направленных на сохранение движимого и недвижимого культурного наследия, защиту традиционной и массовой культуры и статуса деятеля искусства;

14. усилить эффективность работы культурного сектора посредством программ обучения национальных работников культуры и деятелей искусства, администраторов и руководителей в области культуры и предоставить женщинам равные возможности с мужчинами в этой области.

Решение данных задач требует большого количества усилий со стороны Европейского союза.

В современной Европе идет сложный процесс самоструктурирования культуры. Его можно наблюдать сегодня в связи с принятием Евросоюзом Лиссабонской хартии.

Процесс формирования Лиссабонской хартии выглядит насквозь иррациональным, и иным ему не быть. Он хочет казаться упорядочиванием, приведением к наиболее оптимальному знаменателю, достижением баланса благ и затрат, поиском наиболее адекватных форм управления. Евросоюз имеет все шансы превратиться в культурно-политическое единство, но через череду иррациональностей, страхов, через отвержение очевидного. Мы еще долго будем наблюдать, как кризисы один за другим станут сотрясать Евросоюз. Сквозь эти кризисы Евросоюз будет становиться культурным единством культурным. Именно оно представляет собой то явление, которое всегда в значительной степени иррациональное. Не будем уходить вглубь времен, обратимся лишь к первой половине 2003 года, как к крайней точке, когда иррациональность процесса еще почти никем не осознавалась. Это было время горячих споров и истинных схваток представителей тех или иных концепций Европейской Конституции. Но за ними стояла определенная логика. Можно было понять, кто чего хочет.

Сейчас в ЕС ситуация существенно осложняется тем, что ряд стран постепенно теряют свою национальную идентичность. Всвязи с этим возникает проблема осознания ценности культурных памятников и других элементов культурного наследия. Несмотря на единое культурное пространство стран ЕС на их территории процветает вандализм, неуважение к культурным памятников одних государств членов Европейского Союза другими государствами членами ЕС. Это базируется на том, что, несмотря на громкие заявление о единстве всех стран Европейского Союза идет процесс уничтожения уникального менталитета ряда стран. В частности это можно сказать о странах Балтии, которые, несмотря на свою богатую культуру недостаточно защищены от культурного вандализма и нигилизма.

Если внимательно изучить базовые нормативные документы в сфере сохранения культурного наследия Европейского Союза, то можно четко выделить систему задач, внедренную во все документы. Итак, в блоке нормативно-правовых документов в сфере культуры ЕС можно выделить следующие наиболее значительные задачи:

1. поощрение сотрудничества между государствами-членами ЕС в сфере культуры и искусства, что предполагает:

2. расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;

3. сохранение и защита культурного наследия европейской значимости;

4. некоммерческий культурный обмен;

5. художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор;

6. проведение практических мероприятий по трем основным направлениям:

7. содействие расцвету культуры на пространстве Евросоюза;

8. культурное наследие, литература, аудивизуальный сектор;

9. сотрудничество с третьими странами и международными организациями;

10. защита и сохранение культур и языка малых европейских народов;

11. отстаивание на конференциях ВTO принципа, запрещающего доминирующие позиции в отношении торговли в культурной сфере.

Для решения этих задач нужна соответствующая культурная политика, опирающаяся на законодательство в сфере культуры к которому относятся нормативно-правовые документы и судебные решения.

Исходя из анализа существующей ситуации на современном этапе развития ЕС, политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась. Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура.

Культурная политика Европейского Союза действует одновременно с политикой национальных и региональных властей, эффект от работы которых, по мнению ряда исследователей данного вопроса, на порядок больше по сравнению с работой общесоюзных чиновников от культуры. Культурная политика, проводимая на уровне страны-члена Европейского Союза, менее пафосная и лучше учитывает реалии, а национальное культурное законодательство более масштабное и структурированное, нежели законодательство в сфере культуры ЕС. Проблема сохранения культурного наследия от негативного влияния глобализационных процессов гораздо лучше решается на уровне отдельно взятой страны ЕС, нежели на уровне самого Европейского Союза.

Для увеличения степени эффективности культурной политики Европейского Союза развитие следующих программ:

1. специальные культуно-сберегающие программы и мероприятия, обязательно учитывающие специфику каждой отдельной страны Европейского Союза;

2. следует существенно расширить финансирование сферы культуры;

3. необходима кодификация общесоюзного культурного законодательства;

4. культурное движение снизу должно быть дополнено взаимным согласованием интересов муниципальных, государственных и общеевропейских организаций.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что сохранение культурного наследия должно стать основной плановой задачей и даже официально признанной государственной необходимостью. В последние годы многие культурные образования уже приняли на себя ответственность за такую меру как сохранение цифрового материала. В ближайшие годы ожидается, что остальные учреждения культуры сделают тоже самое.

Однако очень немногие учреждения культуры имеют подробно разработанную концепцию преобразования имеющейся информации в цифровой формат, комплектования, хранения, обновления или перемещения электронных фондов. В целях сохранения культурного достояния ЕС необходимо разработать новые организационные стратегии и процедуры, которые бы позволили обеспечивать в течение длительного времени доступность, корректность и аутентичность информации при одновременном сохранении культурного многообразия и плюрализма. Именно возможно сохранить описание и/или содержание культурных памятников позволит сохранить непреходящую ценность культурного наследия стран Европейского содружества