Региональное предпринимательство

Региональное предпринимательство.

Статьи по теме
Искать по теме

В России, являющейся крупнейшей по территории страной мира, с давних времен огромное значение имел учет региональной специфики различных территориальных образований при определении стратегий эффективного социально-экономического развития. Так было и при директивно-приказной экономике, и в переходный от социалистических к рыночным отношениям период, и в условиях уже сформировавшейся, достаточно зрелой рыночной среды. Это вполне понятно, т.к. каждый достаточно крупный регион отличается от других множеством социально-экономических параметров и характеристик, таких, как размер территории, демографические особенности, производственный, трудовой и природно-ресурсный потенциал, развитие информационной, энергетической, производственной и социальной инфраструктуры и пр.

Региональное предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к объединению нации, сохранению национального духа и национальной гордости. Тот факт, что надо развивать предпринимательство в регионах России, знают представители всех сколько-нибудь значимых властных структур, да и рядовая общественность, особенно озабоченная своим трудоустройством. Предпринимательство и бизнес сегодня стали привычными не только как экономические категории, но начали приобретать повседневный, бытовой характер. Но современное состояние регионального предпринимательства существенно отстает и коренным образом отличается от адекватных аналогов западноевропейского типа в отношении механизмов формирования и развития.

Современное положение нашей страны показывает, что без сильного предпринимательства на региональном уровне нет нормальной экономики, нет гарантированной социальной жизни, нет здорового общества. В связи с этим приходится удивляться, что в регионах России не создано и пока еще не наблюдается стремление к созданию так называемого предпринимательского пространства, включающего в себя правовую, социальную и экономическую сферы. Возрождение нормальных, естественных условий нашего бытия ориентировано на возврат в общее русло развития цивилизации. И в этом контексте тема регионального предпринимательства и перспектив его развития в России является очень значимой.

Предпринимательство как экономическая категория

За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). На западе предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Предпринимательство – форма проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

По законодательству РФ "предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

Таким образом, важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании. В то же время, обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

Признанные исследователи феномена П. – Дж.С. Милль, А. Маршалл, Й. Шумпетер, Ж.Б. Сэй и др. – полагали, что специфика этого явления, в отличие от хозяйственной деятельности как таковой, состоит в осуществлении новых комбинаций факторов производства и обращения. Логически завершенную версию этого подхода отражает позиция фон Хайека, который рассматривал предпринимательство как "деятельность своеобразного типа хозяйственника – предпринимателя, для которого главное – анализ и использование различных возможностей для выпуска новых товаров, открытие альтернативных источников сырья, рынков сбыта, новых способов организации производства и т.д.".

Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не рассмотреть главного действующего субъекта – самого предпринимателя.

При этом необходимо отметить содержание понятия "предприниматель". "Предприниматель – лицо, которое изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск".

По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющих второе высшее – 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.

Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

В разных странах применяют различные критерии для определения понятия малого и среднего бизнеса. Где-то учитывают оборот предприятия, где-то – уставный капитал, где-то – численность сотрудников, где-то применяется комбинация этих параметров. Также в разных отраслях экономики есть свои особые критерии, но в России, если сказать упрощенно, то принято считать, что предприятия численностью до 100 человек – относятся к малому, а понятия средний бизнес нет вообще.

Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание общества невозможно.

В настоящее время необходимо ускоренное формирование комплекса условий для предпринимательской деятельности, создание благоприятного предпринимательского климата.

Развитие предпринимательства способствует развитию конкуренции и "маркетизации", а также увеличению открытости национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка – основной элемент, из которого строится предпринимательское здание. При этом под сделкой понимается "основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды".

До сих пор, несмотря на узаконенность сделки законодательством РФ, в психологии многих людей остается устойчивое представление о сделке как о тайном противозаконном сговоре личностей сомнительного морального облика с целью поживиться за счет других. Так что большинству еще надо привыкать к пониманию сделки как не криминального, а напротив, полезного деяния, лежащего в основе предпринимательства.

Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.

Можно выделить базовые и вторичные свойства предпринимательства. К базовым следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д. являются вторичными свойствами предпринимательства.

Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса – это банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т.д. Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

Все существующие экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.

Приведем нешаблонное описание предпринимателя, предложенное профессором В.Богачевым: "Предприниматель – это бедолага и вечный должник: неуемный оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферу хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги; немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный работник".

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути – неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

Специфика регионального предпринимательства в современных условиях

Теперь переходим к непосредственному рассмотрению особенностей предпринимательства в России и возникающих в связи с этим проблем.

Предпринимательство – разнородное и исторически обусловленное социально-экономическое явление, суть которого (не говоря уж о частных проявлениях) нельзя понять, а развитие – действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места и времени его формирования. При наличии общих генетических и видовых черт оно имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если предпринимательство, скажем, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то в Москве и в Московской области, в Республике Татарстан, Нижегородской, Ростовской областях, Краснодарском крае, Хабаровском крае и других регионах России оно отличается и качественно, и количественно.

Сопоставляя предпринимательство в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.

Российскому предпринимательству свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом оно явно недостаточно охвачено официальными статистическими наблюдениями.

Территориальные особенности существенно повлияли на процесс развития предпринимательской деятельности в разных регионах России. Индустриальные и аграрные районы значительно различаются по темпам и качеству развития предпринимательства. "Лидирующие позиции в этом процессе в последнее время занимают Центральный федеральный округ (20%), Приволжский федеральный округ (16%), Уральский федеральный округ и Северо-Западный федеральный округ (по 12%), среди аутсайдеров – Дальневосточный федеральный округ, Южный федеральный округ, Сибирский федеральный округ (по 3-4%), Северо-Кавказский федеральный округ занимает промежуточные позиции (5-6%)".

Такого рода различия вызваны факторами объективного характера. Так, большое влияние на соотношение секторов экономики по формам собственности оказывает отраслевая структура производства в регионе и его географическое положение. Как правило, доля государственного и смешанного секторов оказывается выше в тех регионах, в экономике которых значительную роль играет ВПК, а также в экстремальных и отдаленных регионах страны. Кроме объективных факторов, на процессы развития предпринимательства существенное влияние оказывают также и факторы субъективного характера, например, такие, как выбор варианта региональной стратегии социально-экономического развития.

Все большая однородность в региональной политике, проявляющаяся в том числе и в отношении процесса развития предпринимательства в разных регионах России, во многом объясняется также и происходящим в последние годы приведением нормативно-правовых и законодательных актов в соответствие с общероссийскими требованиями. Все это также позитивным образом сказалось на унификации территориальных моделей развития предпринимательских структур в разных регионах Российской Федерации.

На темпы и уровень развития предпринимательства в различных регионах России существенное влияние оказывает большое количество разнообразных условий и факторов: экономических, политических, социальных, демографических и пр., причем наряду с объективными существенное значение имеют и субъективные факторы. С системных и комплексных позиций оценить степень привлекательности разных регионов для развития в них предпринимательских процессов и структур позволит использование группировки регионов, выявляющей степень привлекательности предпринимательского климата.

Перспективы развития предпринимательства в разных регионах во многом будут определяться их совокупными возможностями, которые зависят от социально-экономических, научно-технических, экологических условий. Например, для регионов Сибири специалистами СО РАН "была проведена экспертная оценка 20 позиций по 10-балльной системе, показавшая, что наиболее благоприятными позициями для развития предпринимательства в Сибири (рассматривались все субъекты РФ, в неё входящие, в т.ч. и автономные округа) обладают Тюменская, Кемеровская, Томская, Иркутская, Новосибирская области и Красноярский край". К основным факторам, влияющим на развитие предпринимательства региона, относится его географическое положение, транспортная оснащенность, научно-технический потенциал, обеспеченность ресурсами, информационная среда, масштабы ВПК, энергетическая обстановка и ряд других. При проведении экспертной оценки учитывались также региональные трудности для предпринимателей. В частности, было выявлено, что в Сибири к таким трудностям и ограничениям, блокирующим развитие регионального предпринимательства, относятся удорожающие ценовые факторы, прежде всего, связанные с транспортными затратами, слабая инфраструктурная обустроенность, ограничения экологического характера, весьма низкая инженерно-техническая освоенность территории.

Подобные ограничения, блокирующие развитие регионального предпринимательства, характерны также и для важного в стратегическом отношении дальневосточного региона. О весьма низком уровне транспортной обеспеченности этого региона свидетельствуют следующие данные: "если на 1000 км2 территории в Центральном экономическом регионе приходится 27 км железных дорог общего пользования, то на Дальнем Востоке – 1.1 км. В этом плане слабая обеспеченность характерна также и для Европейского Севера, тогда как Северо-Западный и Северо-Кавказский регионы России отличаются высокой транспортной обеспеченностью".

Кроме транспортной составляющей, на конкурентоспособность регионального предпринимательства влияют и иные факторы.

В настоящее время производство конкурентоспособной качественной массовой продукции обрабатывающей промышленности, химической и машиностроительной для отечественного и внешнего рынка способны развернуть, прежде всего, предприниматели следующих регионов: Центр, Северо-Запад, Поволжье, Урал и Западная Сибирь. Повышение уровня конкурентоспособности и развитие регионального предпринимательства тесно связано с созданием условий для улучшения инвестиционного климата этого региона. Следует отметить, что в некоторых субъектах РФ, например, в Новгородской области, действуют региональные законы о налоговых льготах предприятиям и организациям, находящимся на их территории.

В России повышенная инвестиционная активность характерна для следующих разновидностей регионов:

– финансовоемких (таких, как Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Самарская, Волгоградская области);

– регионов, добившихся особых налогово-бюджетных отношений с Центром (к ним относятся республики Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия);

– слаборазвитых, в значительной мере существующих за счет федеральных дотаций (в эту группу входят, например, республики Северного Кавказа – Дагестан, Ингушетия и т.д.).

Одним из существенных сдерживающих факторов развития регионального предпринимательства является недостаточно высокий уровень обеспеченности финансово-кредитной инфраструктуры. Важно и то, что рыночная инфраструктура крайне неравномерно развита по регионам страны. Например, "значительная часть кредитно-финансовой инфраструктуры сосредоточена в Москве, где уровень развития банковской инфраструктуры в три раза выше, чем в отдельных регионах России. Обеспеченность торгово-складской инфраструктуры в регионах в 1.6-3.6 раза ниже, чем в Московской области". Недостаточно высокий уровень развития рыночной инфраструктуры сдерживает развитие деловой активности во многих отраслях экономики и не способствует развитию предпринимательства в регионах.

Рассматривая вопрос об особенностях развития предпринимательских структур в разных регионах, необходимо отметить, что сами эти структуры весьма неоднородны. В частности, различают крупный, средний и мелкий бизнес. Для развития предпринимательства в разных регионах большое значение имеет учет территориальной специфики структуры форм хозяйствования, т. к. от этого зависит результативность работы производственно-коммерческих организаций в этих регионах. В регионах России преобразование крупных государственных предприятий в акционерные общества, являющиеся одними из основных коммерческо-организационных структур крупного предпринимательства, получило наибольшее распространение в районах Поволжья, Урала и Сибири, специализированных на отраслях тяжелой индустрии.

Недостаточно высокие показатели развития малого бизнеса в России, несмотря на предпринимаемые усилия, во многом объясняются объективными особенностями отечественной экономики: гипертрофированным развитием добывающих отраслей, суровыми природно-климатическими условиями, необходимостью интенсивного развития объектов производственной и социальной инфраструктуры и пр. Поскольку малый бизнес преимущественно развивается в таких отраслях, как торговля, общественное питание, ремонтные производства, сфера услуг, вспомогательные и обслуживающие производства, понятно, что российская специфика не очень способствует развитию малого бизнеса. "В настоящее время более 40% малых предприятий России функционирует в сфере торговли и общественного питания, и около 35% – в промышленности и строительстве. В производство промышленной продукции наибольший вклад вносят малые предприятия Центрального экономического района (около 30%), Поволжья и Урала (более 10%). В большинстве регионов России в малом бизнесе преобладает частный сектор, а в таких областях, как Самарская, Свердловская и Омская, его доля составляет более 90%".

Особенно большое влияние на региональное предпринимательство оказывают следующие специфические факторы и условия:

– географическое положение региона,

– отраслевая структура его экономики,

– выделение отраслей специализации, вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств и некоторые другие.

Так, например, к отраслям рыночной специализации Приволжского федерального округа относятся такие отрасли, как машиностроение, топливная промышленность, электроэнергетика, химическая промышленность, черная и цветная металлургия. К отраслям, дополняющим территориальный комплекс, относятся лесная промышленность, промышленность строительных материалов, АПК. Характерной особенностью структуры промышленности данного округа является большая доля предприятий ВПК. В Южном федеральном округе к отраслям специализации относятся машиностроительный комплекс, АПК, курортно-рекреационный комплекс, а к дополняющим комплекс отраслям относятся топливно-энергетический комплекс, транспорт, металлургический комплекс, химическая промышленность. Аналогично можно выделить отрасли специализации как в других федеральных округах, так и в субъектах федерации. Например, в Удмуртской республике к ведущим отраслям экономики относятся машиностроение и металлообработка, лесная промышленность, АПК, транспорт.

Наконец, развитие предпринимательства в конкретном регионе зависит также и от того, относится ли он к группе проблемных регионов, т.е. встречаются ли на его территории специфические условия. Так, особую проблемную зону, охватывающую регионы, неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд общих острых забот, образуют территории Севера. Другой особой зоной являются приграничные регионы, в которых более интенсивные, чем обычно, хозяйственные контакты с сопредельными территориями пограничных государств, однако степень этой активности в разных приграничных районах во многом зависит от потенциала приграничного государства и выбранного варианта стратегии его развития. Так, если в Мурманской области и Республике Карелия немало совместных предприятий с бизнесменами соответственно из Норвегии и Финляндии, на Дальнем Востоке – с бизнесменами из Японии и Китая, то в Белгородской области, граничащей с Харьковской и Луганской областями Украины, таких совместных предприятий гораздо меньше, что объясняется сравнительно невысоким потенциалом Украины по сравнению с развитыми государствами.

Поддержка регионального предпринимательства

Проблема поддержки регионального предпринимательства очень актуальна в современной России. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне в целом соответствуют направлениям этой деятельности на региональном уровне. Разница заключается в том, что муниципалитеты в большей степени настроены на развитие малого предпринимательства в соответствии с отраслевой структурой их экономики и в сферах, обеспечивающих производство товаров и услуг для населения.

Учитывая, специфику задач муниципальных образований, для большинства из них стратегия развития включает создание условий для комплексной поддержки малого предпринимательства. В этой связи к приоритетным направлениям системы поддержки малого предпринимательства должны быть отнесены: развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; формирование положительного отношения населения к предпринимательству; широкое информирование граждан об основных приоритетах и существующих возможностях развития предпринимательства; укрепление действующих муниципальных Фондов поддержки малого предпринимательства, развитие системы микрокредитования; принятие мер по защите прав и законных интересов предпринимателей от неправомерных действий государственных и криминальных структур; подготовка кадров, консультационное и информационное обслуживание начинающих и действующих предпринимателей; организация эффективного бизнес-инкубирования субъектов малого предпринимательства; техно-инженерных и социально-инженерных парков.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста роли объединений предпринимателей в развитии малого предпринимательства.

Это связано с одной стороны, с "созреванием" субъектов малого предпринимательства к объединению для совместного решения общих проблем. С другой стороны, органы государственной и муниципальной власти проявляют все большую готовность к диалогу с предпринимательским сообществом.

В настоящее время на региональном и муниципальном уровнях действует не менее 1000 объединений предпринимателей (союзы, ассоциации, лиги, и пр.). На федеральном уровне Торгово-промышленной палатой зарегистрировано более 100 объединений предпринимателей, имеющих представительства или участников в регионах России и нацеленных на защиту интересов малого предпринимательства.

Их основные усилия направлены, на взаимодействие с органами власти в вопросах создания благоприятной среды для развития предпринимательства и защиту интересов конкретных субъектов малого бизнеса. Среди объединений предпринимателей наиболее эффективными являются объединения, созданные по профессиональному признаку (например, объединения предприятий строительной индустрии, сферы торговли), по территориальному признаку (союзы предпринимателей области, города, района), по признаку социального статуса (союзы молодых предпринимателей, ассоциации женщин – предпринимателей).

На уровне федеральном, и во многих территориях налаживаются координационные связи между различными объединениями, что позволяет более эффективно решать общие задачи, и отстаивать интересы определенных групп и слоев предпринимателей.

На уровне региональных и муниципальных органов власти очень важно организовать диалог между всеми объединениями, выражающими интересы определенных групп предпринимателей.

Вместе с тем, многие объединения предпринимателей испытывают проблемы и трудности. В частности, далеко не все предприниматели готовы к совместным действиям и предпочитают свои проблемы решать индивидуально. Объединениям предпринимателей недостает опыта в организации деятельности, ресурсов, опытных консультантов для отстаивания интересов предпринимателей.

Поэтому, на региональном и местном уровнях в программах развития предпринимательства объединения предпринимателей целесообразно рассматривать не только в качестве соисполнителей, но и в качестве объектов поддержки.

Перспективные направления развития регионального предпринимательства

Развитие предпринимательства в стране в целом складывается из развития ее отдельных регионов, в которых процессы онтогенеза происходят весьма неравномерно. Региональное развитие предпринимательства, в свою очередь, определяется ролью и местом региона в социально-экономическом развитии страны. Не в последнюю очередь региональная специфика развития предпринимательства обусловлена этническим фактором.

Уже сейчас в западных странах определены перспективные направления предпринимательства на XXI столетие. Так, в Японии делается ставка на информационный бизнес. Используя мировой информационный рынок, японские предприниматели быстрее и лучше других внедряют все технологические новинки. В Германии, Великобритании и Франции упор делается на промышленные технологии (считается, что кто силен в промышленном производстве, тот будет иметь успех во всех областях науки и техники). В США в центре внимания – наращивание интеллектуального уровня работников, их образования и квалификации, ибо от этого зависит технологический потенциал бизнеса.

Индустрия информационных технологий (IT) и телекоммуникации является одним из наиболее быстроразвивающихся секторов экономики. Последнее десятилетие наблюдается ежегодный 20–30 % прирост в этой отрасли. В последние годы постоянно растет и объём экспорта в этом секторе. Главный актив этой отрасли высококвалифицированные людские ресурсы. Поддержка IT через систему образования, ключевой элемент дальнейшего развития, о чем свидетельствует удвоение числа студентов на специальностях инженерного программирования в латвийских университетах и колледжах за последние 3 года, и растущая популярность профессий в сфере IT среди подающих надежды выпускников школ.

Важной перспективой для развития регионального предпринимательства является развития предпринимательства на селе. Именно малый бизнес, считают специалисты, будет содействовать повышению уровня доходов и занятости сельского населения. Эту проблему следует рассматривать в двух аспектах. Первый – насколько заполнен товарами и услугами потребительский рынок на селе. Второй – развитие каких направлений негосударственной предпринимательской деятельности наиболее перспективно в сельской местности. Безусловно, материализация этого направления деятельности потребует решения целого ряда вопросов, таких как ликвидация административного сдерживания развития малого бизнеса и его льготирование в первые годы; содействие в подготовке рабочих и специалистов, прежде всего перерабатывающего и торгово-сбытового профиля; приоритетное кредитование проектов; достаточно детальная технологическая проработка наиболее реальных направлений использования сельскохозяйственных ресурсов. Иными словами – соответствующей государственной политики по отношению к проектам, ориентированным на местную сельскую и сельскохозяйственную ресурсную базу.

Выводы

Территориальные особенности существенно повлияли на процесс развития предпринимательской деятельности в разных регионах России. И хотя по мере развития рыночных отношений различия между разными региональными моделями и стратегиями нивелируются, и сами эти модели приобретают все более унифицированный характер, тем не менее, определенные социально-экономические различия между регионами, а, тем самым, и некоторые различия в стратегии их развития будут иметь место в любой момент времени. Это вызвано рядом объективных причин: различиями в географическом положении, транспортной оснащенности, научнотехническом потенциале, обеспеченности ресурсами, информационной среде, масштабах ВПК, энергетической обстановке и рядом других

В секторе крупного частного бизнеса концентрируются огромные объемы производства, что обеспечивает устойчивость и стабильность функционирования системы общественного воспроизводства. Высокий уровень эффективности развитой рыночной экономики непосредственно связан с относительно небольшой долей государственной собственности, необходимой прежде всего для содержания низкорентабельных, но нужных для нормального функционирования общества производств. Повышению эффективности предпринимательской деятельности на своих территориях могут способствовать властные структуры субъектов федерации и органы местного самоуправления. В их распоряжении имеются довольно широкие возможности для стимулирования предпринимательской активности. При этом в современных условиях исключительное значение приобретает выборочный характер использования механизмов поддержки предпринимательских структур.

Литература

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

2. Авагян А.Н. Развитие государственного предпринимательства в России: сущность, формы, особенности // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. – Ростов н/Д.: изд-во ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", 2007, № 47 С.45-54

3. Авдеев С.В. Основы бизнеса. – М.: Юрайт, 2011

4. Андерс Ослунд. Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. – 2005. – № 12. С. 17 -19.

5. Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2009.

6. Визер Т.В. Перспективные направления развития предпринимательства в этнотерриториальных образованиях Камчатского края. Дис. канд. экон. наук Владивосток: 2008

7. Красюков Дмитрий Викторович. Статистические методы оценки состояния и перспектив развития малого предпринимательства в России: Дис.... канд. экон. наук: 08.00.12 Москва, 2005

8. Левкин Н. В. Национальные особенности и организационная культура российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2009. – апрель. – С. 55-59.

9. Райан Д.Д. Предпринимательство: план предпринимателя / Пер с англ. под ред. Д.О. Ямпольской. – 6-е изд. – СПб.: Нева, 2008.

10. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М.: Международные отношения, 2009.

11. Юрьева Е.Н. Региональная экономика- М.: Прогресс, 2010

12. Сергеев А.П. Проблемы развития регионального предпринимательства в РФ //