Региональная политика в РФ

Региональная политика в РФ.

Статьи по теме
Искать по теме

Основные понятия региональной политики

Каждый регион обладает природными, экономическими и социальными особенностями, особым географическим положением, политическими предпочтениям населения и т.д., другими словами по-своему уникален.

Знание специфики регионов позволяет сформулировать основные цели и задачи регионального развития: обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства для повышения благосостояния людей во всех частях страны; выравнивание уровней социально-экономического развития частей страны, сглаживание резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей, предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий; совершенствование территориального разделения труда между регионами и экономическая кооперация, направленные на достижение региональной и общей эффективности экономики страны.

Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.

Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

В современной науке под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации, а основными задачами признаются:

1. обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

2. обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

3. выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

4. предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

5. приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

6. максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

7. становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.

2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.

3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

В процесс регулирования региональных отношений на федеральном уровне в настоящее время фактически вовлечены:

– Президент Российской Федерации, опирающийся на своих полномочных представителей в семи федеральных округах, на специализированные структуры в своей администрации и созданные при нем консультативные органы;

– Федеральное собрание, обе палаты которого имеют специальные комитеты по региональной политике, федеративным отношениям и местному самоуправлению;

– федеральные министерства и ведомства, как специализирующиеся на региональной и национальной проблематике, так и выполняющие соответствующие функции в рамках более общей компетенции;

– образованные Правительством РФ консультативные и координационные органы как специализированные, так и неспециализированные на решении соответствующих проблем.

На деятельность федеральных органов власти по формированию и реализации региональной политики оказывают влияние многочисленные общественные организации.

Исходя из выше сказанного, региональная политика представляет собой сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Значимость региональной политики многократно увеличивается в период проведения реформ и утверждения основ рыночной экономики в России.

Этапы становления региональной политики за рубежом и в России

Современная региональная политика – закономерный результат исторического развития как страны в целом, так и такой сферы, как региональная политика. Исторический аспект наиболее ярко проявляется так называемый "эффект маятника" в соотношении интересов центра и регионов.

Первый этап (1920-1932 г.г.) В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно:

– необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе;

– создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц.

Второй этап (1933-1956 г.г.) характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление относительной экономической обособленности районов, а следовательно, их самостоятельности. В то же время, именно на этом этапе появляются теории управления региональным развитием, сохранившие значение до сегодняшнего момента. В частности, это концепция энергопроизводственных циклов территориально производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК).

Третий этап (1957-1964 г.г.) это очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно – отраслевого управления сохранились, предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на места, т.е. в регионы.

Четвертый этап (1965-1985 г.г.) характеризуется возрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития. Хотя приоритет ведомственно отраслевых интересов сохранялся, понятие ТПК вошло в директивные документы, и они стали рассматриваться, прежде всего, как непосредственно управляемые формы организации хозяйства. На этом этапе появляются работы по территориальным социально-экономическим системам. Сочетание теорий территориально-производственного и социально-экономического комплексообразования обусловило активизацию работ по территориальной организации общества, но и в этом случае не было ориентации на решение стратегических проблем территориального управления.

Следующий период (с 1986 г. по настоящий момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления.

Вступление России в трансформационный период послужило мощным толчком для начала глубоких преобразований, затрагивающих экономические отношения, политическую систему и идеологию общества. Практически одновременно с либерализацией экономики и появлением новых негосударственных субъектов собственности, приватизацией предприятий, в стране происходит децентрализация власти и управления, значительное расширение прав территорий в регулировании социально-экономических процессов. Однако формирующаяся система отношений, основанная на многосубъектном балансе интересов, потенциально обладая неизмеримо большими резервами социальной эффективности, одновременно создает предпосылки для резкого усиления пространственной дифференциации темпов социально-экономического развития, что в свою очередь требует разработки концептуально новых подходов к решению неизбежно возникающих проблем согласования интересов разноуровневых административно-территориальных и отраслевых структур.

Рассматривая этапы развития региональной политики в РФ нельзя не изучить опыт европейских стран в данном направлении.

Эволюция региональной политики на Западе в целом шла в общем русле трансформации роли контрактного государства в современной рыночной экономике. Факторами, смягчающими неизбежные противоречия между разноуровневыми властными структурами, стали спецификация и защита Федеральным Центром прав собственности, возникающих на региональном и местном уровне управления.

Безусловно, деятельность государства в сфере региональной политики не является априорно эффективной. К наиболее часто встречающимся в этой сфере провалам государства можно отнести:

– несоответствие между объемом закрепленных полномочий и источниками их финансирования для органов власти разных уровней;

– несовершенство критериев оценки эффективности деятельности федеральных, региональных и местных органов власти;

– вероятность достижения результатов, отличных от поставленных (например, в силу асимметричности информации в отношении особенностей социально-экономического развития отдельных территорий страны или, напротив, манипулировании на региональном и местном уровнях при выполнении предписаний Федерального Центра);

– неравномерное распределение ресурсов (например, при отсутствии или неэффективности систем межбюджетных отношений)

История формирования региональной политики Европейского Союза (ЕС) крайне насыщена и напряжена, хотя и не слишком длинна: зародившись в послевоенные годы в форме мероприятий чрезвычайного характера, фактически активно она стала проводиться только с середины 70-х годов. И сегодня региональная политика превратилась в постоянно действующий фактор, без которого немыслима полноценная интеграция.

Радикальная реформа структурных фондов (Секция гарантий Европейского фонда ориентации и гарантий в области сельского хозяйства; Европейский социальный фонд; Европейский фонд регионального развития) произошла в 1989 году, именно тогда были выработаны четкие принципы деятельности не только этих фондов, а, фактически, самой региональной политики. Так, эта реформа базировалась на четырех основных принципах:

1. всемерная концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;

2. программный, а не проектный подход;

3. партнерство на всех уровнях: от национального до местного;

4. дополнительность, то есть совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов.

Реформа предусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на мероприятия региональной политики; были выделены основные типы регионов, получающих помощь через структурные фонды. А несколько позже Маастрихтский договор предусмотрел создание нового фонда – Фонда Сплочения – специально для "подтягивания" четырех беднейших стран – Испании, Португалии, Греции и Ирландии.

В самое последнее время появились новые тенденции в развитии региональной политики в странах Европейского Союза. В настоящее время происходит изменение понятийного аппарата. Другими словами фактически политика сплочения означает переплетение региональной политики и социальной политики, когда они уже не рассматриваются изолированно друг от друга. Политика сплочения предполагает одновременное сплочение по горизонтали и по вертикали.

Новые вызовы ставит перед региональной политикой глобализация экономики. В новом глобальном контексте перед региональной политикой ставится задача не просто найти и мобилизировать внутренние ресурсы региона для повышения его конкурентоспособности в масштабах ЕС, но и повышение конкурентоспособности этого региона в мировом масштабе.

Однако региональная политика имеет и свои сложности.

Во-первых, за время своего существования ЕС пережил четыре расширения. Понятно, что постоянное подключение новых стран неизбежно несло с собой не только разрастание межрегиональных диспропорций, но и появление новых типов региональных проблем.

Во-вторых, региональная политика подразумевает необходимость вложения огромных финансовых средств, на что ЕС был готов далеко не всегда, особенно в первые годы своего существования, когда считалось, что интеграция автоматически ведет к выравниванию межрегиональных диспропорций. Соответственно, и мероприятия региональной политики считались второстепенными.

В-третьих, сложность заключается в том, что каждое направление региональной политики имеет территориально выраженный эффект. Выяснилось, что понять, каким будет этот эффект в регионах разного типа, а тем более этот эффект учесть и попытаться сгладить его возможные отрицательные последствия, крайне сложно, практически невозможно.

В-четвертых, региональное развитие вообще – процесс сложнейший, многофакторный, поэтому задать ему определенное направление удается редко. Такая особенность ведет к тому, что результат мероприятий региональной политики всегда будет отличаться от запланированного.

И в-пятых, сложность заключается в том, что первые результаты появляются спустя довольно продолжительное время после начала мероприятий региональной политики.

Опыт Европейского Союза может оказаться очень полезным для Российской Федерации. Прежде всего, именно на опыте ЕС Россия может оценить преимущества и недостатки того или иного концептуального подхода к сущности регионального развития. Очевидно, что наиболее оптимальным для сегодняшней России был бы подход стимулирования внутреннего потенциала регионов, к которому ЕС перешел после кризисов 70-80-х годов.

В сфере типологии регионов и критериев районирования опыт ЕС просто бесценен. В России было предпринято уже несколько попыток районирования территории страны, однако они были либо неполными, то есть выделяли лишь какой-то тип регионов, либо проводились не для целей региональной политики.

Возможно, принципы региональной политики, которыми руководствуется ЕС, не совсем годятся для России, однако ключевой момент в данном случае заключается в том, что эти четкие и единообразные для всех регионов принципы обязательно должны существовать и неукоснительно соблюдаться. В России же сегодня средства выделяются в зависимости от близости того или иного региона к "верхам", что просто недопустимо. Примером здесь может служить выделение средств Москве на "выполнение столичных функций".

Наконец, важным моментом является изучение российского регионального развития, российских регионов и последующее опубликование этих результатов. Данные региональных исследований долгое время считались секретными, сегодня же не изученность региональных проблем ведет к тому, что мы просто не знаем точно, что происходит в стране на уровне регионов, не говоря уже о местном уровне.

Состояние и актуальные проблемы современной региональной политики РФ

Сейчас экономика России должна оцениваться и восприниматься как многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр – регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий. Центр должен выполнять роль опытного дирижера, обеспечивающего гармонию интересов региональных социумов, создавать условия для решения вопросов общенационального уровня, способствовать развитию межрегиональных взаимосвязей. Он должен объединять регионы для решения общих задач и стимулировать региональное развитие. Обоснованность взаимоотношений центра и регионов в большой мере определяет эффективность региональной политики. При этом регионы могут иметь собственную экономическую политику в пределах их компетенции, делегируя центру права на выработку общероссийской и межгосударственной стратегии экономического развития.

В настоящее время, несмотря на множественные попытки усовершенствовать региональную политику в РФ, она представляет собой нечетко обозначенный предмет деятельности органов государственной власти. К сожалению, региональная политика до сих пор не получила непосредственного конституционного и законодательного оформления. В Конституции РФ упоминаются внешняя, внутренняя, ценовая, финансовая, денежная, кредитная политика, государственная политика в области культуры, науки, образования, социального обеспечения, но ни разу не использовано понятие "региональная политика". Упоминается лишь "федеральная политика и федеральные программы национального развития".

Единственным правовым источником разработки и реализации региональной политики является подзаконный акт "Основные положения региональной политики в РФ", утвержденный в июне 1996 г. Указом Президента РФ. В этом документе приводится следующее определение региональной политики: "Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации". При этом дается понятие региона, как части территории, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В качестве основных целей региональной политики определяется обеспечение основ федерализма, создание единого экономического пространства, обеспечение единых социальных стандартов, выравнивание условий социально-экономического развития, защита окружающей среды, развитие местного самоуправления.

Очень остро стоит проблема имиджа регионов и России в целом. Сегодня Россия на государственном уровне уделяет много внимания продвижению позитивного имиджа страны, но одними лишь повышенными затратами наинформационные имиджевые кампании переломить ситуацию сулучшением образа страны нельзя. Попытки создания региональных брендов чрезвычайно важны для разработки полноценной коммуникативной стратегии России. Однако жизнеспособность и эффективность любого бренда напрямую зависит от актуальности и продуманности концептуального содержания, качества исполнения и последовательности продвижения. Эксперты считают, что на сегодняшний день по указанным базовым принципам региональные бренды не выдерживают никакой критики. Утвержденные недавно логотипы Алтайского края и Татарстана пополнили печальный список неудач территориального брендинга.

В рамках региональной политики имиджем региона можно и нужно управлять. Многие эксперты полагают, что именно культура может стать реальным локомотивом развития российских городов и территорий. Российские города обладают колоссальным неиспользованным символическим капиталом культуры. И не всегда городские власти понимают: культура обладает таким потенциалом, который фактически по долговременности и значимости перевешивает потенциал собственно индустриального или торгового секторов экономики.

Мировой опыт показывает, что культура в виде культурных проектов и сценариев развития может вывести депрессивные территории и города на новый уровень развития. Широко известен опыт испанской Барселоны, которая за двадцать лет из грязного, задымленного промышленного центра превратилась в чистый, открытый культурный город мирового значения. Программа ребрендинга Барселоны была основана на активизации культурных и экологических факторов: демонтаж морально и технически устаревшей промышленной зоны, вывод промышленных предприятий за черту города, регулярное проведение музыкальных и театральных фестивалей, реставрация памятников, организация Олимпиады, привлечение туристов. Следствием этой культурной и экологической имиджевой программы стала капитализация территории, приток новых капиталов и людей, привлеченных новым имиджем города.

Эксперты рекомендуют, выстраивая имидж территории, обратиться к истории, в которой есть много полузабытых выдающихся событий и героев, которыми можно и нужно гордиться. Информация об истории и культуре может использоваться как отправная точка для разработки имиджа территории. Таким образом, важно помнить о том, что современный имидж территории должен выполнять социокультурные функции. Среди важнейших социокультурных функций отметим создание целостного впечатления о территории, формирование ее культурного образа; презентация территории с целью создания благоприятного впечатления о ней; развитие социокультурных коммуникаций, акцентирующих связь с историей и культурой; облагораживание территории.

Согласно данным Росстата, во II квартале 2012 г. в большинстве регионов России продолжала замедляться экономическая активность. Так, индекс базовых отраслей (ИБО), разработанный ЦМИ с целью оперативного мониторинга экономической ситуации в регионах России, свидетельствует о замедлении экономической динамики практически во всех федеральных округах за исключением Северо-Кавказского ФО. Замедление экономической активности во многом определялось замедлением промышленного производства и, прежде всего, обрабатывающих производств. Это, в первую очередь, касается регионов ЦФО, Северо-Западного ФО, Приволжского и Сибирского ФО.

Региональная политика в РФ

Рисунок 1. Динамика экономической активности

Региональная политика в РФ

Рисунок 2. Факторы экономического роста

На динамику экономической активности во II квартале как в России в целом, так и по ее регионам заметное влияние оказывала ситуация в строительстве и в торговле. По России в целом эти сектора росли во II квартале опережающими темпами (4,2%гг и 6,9%гг соответственно), являясь основными факторами экономического роста. В регионах, где доля этих секторов относительно высока, наблюдалось повышение индекса базовых отраслей (Северо-Кавказский ФО) или более плавное его снижение (Северо-Западный ФО). С другой стороны, снижение объемов строительства во II квартале в Уральском ФО и Дальневосточном ФО предопределили низкий уровень экономической активности: ИБО составил 0,9% и 0,2% соответственно относительно 4,3% в целом по России.

У региональной политики РФ можно выделить четыре основных приоритета. Первый из них – ускоренное развитие стратегически важных районов, второй – создание региональных центров роста. Третий приоритет –– это проблема моногородов.

Моногорода нельзя считать чисто российским явлением. Они существуют и в других странах, причем есть и опыт их успешного развития. Изначально моногорода создаются как высокоэффективные производственные центры. Однако экономическая выгода при этом неизменно сопровождается и определенными рисками – ведь с течением времени конъюнктура меняется..

В таких городах в РФ проживает почти 50 миллионов человек, что составляет почти треть населения страны. В моногородах существует единственное крупное предприятие, вокруг которого сосредоточена вся жизнедеятельность.

По данным на 2013 год в перечень моногородов РФ включены 333 города, где численность безработных превышает 100 тысяч человек. В среднем уровень зарегистрированной безработицы в России в 2012 году составил на 1 октября 1,3% или 1,022 млн. человек. В 144 моногородах уровень зарегистрированной безработицы превышал среднероссийский, а в 44 – в два и более раза.

Несмотря на то, что для решения проблем моногородов в 2010–2011 годах был разработан и реализован "пилотный" этап господдержки, в результате которого удалось, по крайней мере, временно снять острую напряженность в этой сфере, создав около 60 тысяч постоянных рабочих мест, положение в 2012 осталось катастрофическим.

В общей сложности расходы федерального бюджета на эти цели превысили 24 миллиарда рублей. В 2010 году господдержка была оказана 35 городам, в 2011 году – еще 15 и в 2012 16,5 миллиардов рублей.

Меры, принимаемые государством в отношении моногородов, в целом правильные и давно назревшие. В работе над проблемой надо шире задействовать представителей моногородов: мэров, ученых, экономистов, экономикогеографов, психологов, социологов – чтобы составить как можно более полное представление о причинах проблем и подобрать правильный рецепт их решения.

Направления совершенствования региональной политики России

Как известно, Россия, являющаяся федеративным государством, включает в свой состав 83 субъекта РФ, отличающиеся разнообразием природно-климатических факторов и значительными колебаниями в уровне социально-экономического развития. В настоящее время одними из главных причин сложившихся региональных диспропорций являются неудовлетворительное состояние государственного управления и несовершенство нормативно-правовой базы в сфере регионального развития.

Региональная политика в РФ

Рисунок 3. Структура региональной политики

В качестве наиболее приемлемой формы реализации государственной региональной политики целесообразно рассматривать общегосударственную систему стратегического планирования, обеспечивающую формирование важнейших общенациональных приоритетов социально-экономического развития РФ и ее регионов. Стратегическое планирование осуществляется путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и проектов (планов) развития страны и отдельных территорий. Однако необходимо отметить, что в субъектах РФ накапливаются трудноразрешимые проблемы, научный инструментарий для преодоления которых в наибольшей степени востребован применительно к территориально-хозяйственным комплексам макрорегионов. Стратегические проблемы России, направления решения которых целесообразно разрабатывать на уровне федерального округа, представлены на рисунке1

Одной из актуальных проблем управления макрорегионами является формирование единого комплекса документации нормативно-методической направленности, который на федеральном уровне до настоящего времени пока не согласован и в федеральных округах в полном объеме практически не разрабатывается.

Региональная политика в РФ

Рисунок 4. Направления решения стратегических проблем России на уровне федеральных округов как объектов государственной региональной политики.

В состав общегосударственных документов стратегического планирования предполагается включить: прогнозы научно-технологического и социально-экономического развития РФ на долгосрочный период; концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ; долгосрочную бюджетную стратегию РФ; отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период; стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий; схемы территориального планирования РФ; федеральные целевые программы и т.д.

Особое значение в системе стратегического планирования территорий приобретают стратегии социально-экономического развития федеральных округов, призванные обеспечить синергетический эффект от сложения и взаимодополнения природно-ресурсного и производственного потенциалов входящих в них субъектов РФ. Эти документы должны формироваться с учетом территориального распределения ресурсной базы, рационального межрегионального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции.

В стратегиях развития макрорегионов, которые рекомендуется разрабатывать в разрезе федеральных округов, должны быть детализированы перспективные экономические специализации субъектов РФ, выделены зоны опережающего экономического роста, в границах которых должны быть скоординированы направления развития федеральной, региональной и муниципальной производственной и социальной инфраструктуры. Строительство инфраструктурных объектов относится к первоочередным направлениям инвестирования. При этом необходимо увязывать мероприятия, предусматриваемые отраслевыми стратегиями развития, с приоритетными направлениями экономической деятельности в рамках отдельных территорий (регионов, муниципальных округов) и обеспечивать их взаимную согласованность для сбалансированного функционирования территориально-хозяйственных комплексов макрорегионов.

В структуре государственной региональной политики выделяется направление, связанное с программированием экономического развития – это деятельность по формированию и реализации федеральных, межрегиональных и региональных целевых программ. Такое внимание обусловлено повышением значения целевых программ в проведении ключевых установок государственного регулирования на мезоуровне экономической деятельности, возрастанием их влияния на процессы нормализации социально-экономического положения в федеральных округах и субъектах РФ.

Согласно нормативным положениям, разработка и реализация федеральных целевых программ территориального развития становится возможной при наличии следующих условий:

1. показатели социально-экономического развития региона ниже пороговых значений показателей, предусмотренных критериями национальной безопасности;

2. угрозы дестабилизации социально-экономической и социально-политической ситуации в регионе приоритетной геополитической значимости нарастают;

3. в регионе не преодолены экономические и социальные последствия чрезвычайных ситуаций природного/техногенного характера, требуются дополнительные комплексные меры по профилактике их возникновения;

4. регион относится к районам нового хозяйственного освоения; освоенность и заселенность территории входит в число приоритетов государственной региональной политики, соответствует долгосрочным геополитическим интересам РФ;

5. в регионе планируется реализовать крупные инвестиционные проекты, связанные с выполнением международных обязательств РФ и предусматривающие комплексное развитие территорий проекта.

В завершении подчеркнем что продуктивное и качественное обновление в региональной политике, перевод ее на принципиально иную основу принятия и реализации решений возможны только в случае кардинальной децентрализации всей системы отношений, решительного и существенного перераспределения прав, ответственности и ресурсов в пользу регионов и городов. Вне всякого сомнения, самостоятельное решение регионами своих собственных проблем окажется намного эффективнее централизованно навязываемого регионам способа решения тех же проблем с помощью инициатив федеральных властей.

Выводы

Государственную региональную политику правомерно рассматривать как систему ценностей и целей в увязке с необходимыми для их достижения государственными управленческими мерами. Реализация последних возможна с помощью нормативных положений и инструкций, стратегических планов, разноуровневых целевых программ и иных документов, направленных на региональное развитие, законодательная база которого регламентируется системой государственных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также муниципальных постановлений, направленных на регулирование разнообразных вопросов функционирования административно-территориальных образований.

В качестве объекта государственной региональной политики России выступает территория страны, разделенная на федеральные округа, в составе которых выделяются национально-государственные и административно-территориальные образования (субъекты РФ), в свою очередь состоящие из муниципальных округов, а также механизмы их согласованного функционирования. Государственная региональная политика строится на принципах федерализма, в сочетании с социально-экономической самостоятельностью субъектов РФ и развитием форм местного самоуправления.

Федеральная региональная политика (ФРП) является, как известно, одним из важнейших факторов социально-экономического развития регионов. Но в России, несмотря на уже довольно длительный период развития рыночных отношений, ФРП до сих пор продолжает находиться в стадии активного становления.

Характерная особенность государственной региональной политики состоит в опоре на инициативу различных ветвей власти отдельных субъектов РФ, а также местного самоуправления и учете в интегрированной форме интересов всех участников экономической деятельности. Задача властных структур состоит в обеспечении согласованного проведения государственной региональной политики федеральными министерствами и ведомствами во взаимодействии с органами исполнительной власти в регионах.

Литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.

2. Федеральный закон Российской Федерации "О государственном стратегическом планировании" (проект). Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".

3. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации (проект) / Министерство регионального развития Российской Федерации

Учебная и научная литература:

4. Алексеева Е.Н. Региональная экономика. Региональная политика: понятие, цели и задачи

5. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. – М.: Независимый институт социальной политики, 2011

6. Клоцвог Ф. Н., Магомедов Г.М. Пути активизации российской региональной политики. Сборник научных трудов – М.: МАКС Пресс, 2009

7. Кордонский С.С Административно-территориальная структура России: "в реальности" и "на самом деле". – М.: Издательство "Европа", 2012

8. Тургель И.Д. Региональная экономика и управление – М.: Финансы и статистика, 2010

Периодические издания и интернет-источники:

9. Всемирный Банк в России Доклад об экономике России // [Электронный ресурс] www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2012/10/10/000333038_20121010011348/Rendered/PDF/731210NWP0RUSS0C0disclosed010090120.pdf

10. Казанин И.Ю. О показателях безопасного и устойчивого регионального развития // Экономический вестник РГУ том 6, 2008 – С. 306-308

11. Молчанова Н.П. Государственная региональная политика и ее роль в управлении социально-экономическим развитием макрорегиона (на примере Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) // [Электронный ресурс] vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/01/03/

12. Обзор экономики регионов России за II квартал 2012 года//[Электронный ресурс] www.worldbank.org.russia

13. Основные положения региональной политики в Российской Федерации

14. Становление региональной политики России. Опыт ЕС в проведении региональной политики // [Электронный ресурс] eulaw.edu.ru/documents/scient_effort/conf_26-04-01/markova.htm

15. Стародубцев А.В. Региональные интересы в российском парламенте: депутаты – одномандатники как бюджетные лоббисты // Полития. 2009. №2. С. 90 – 101

16. Тургель И.Д. Региональная экономика и управление – М.: Финансы и статистика, 2010

17. Яшина Галина Анатольевна Моногорода: необходим индивидуальный подход и инновационное решение // [Электронный ресурс] www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/176782