Региональная инновационная политика.
Региональная инновационная политика
- Основные задачи региональной экономики и управления
- Территориальная организация общества
- Региональные особенности хозяйства
- Межрегиональные связи
- Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Сущность специализации и комплексного развития
- Природно-ресурсный потенциал России. Проблема его рационального использования
Инновация – процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новации.
Доля расходов на реализацию инновационного процесса в ведущих странах мира доходит до 3 % ВВП, но не менее 1 % ВВП – в противном случае – развал научно-технического потенциала.
Доля государства в этих расходах – 35-40 %, причем доля НИОКР занимает все больший вес в инновационных расходах.
В РФ существует Федеральный Закон от 20 июля 1995г. "О государственном прогнозировании и прогнозах социально-экономического развития РФ" – прогнозирование развития инноваций и инвестиций.
Эта доля впитывается в долгосрочные цели структурных региональных преобразований для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.
В РАН – 18 программ фундаментальных исследований по проблемам общей физики, астрономии, ядерной физики, экономики, машиностроения, механики и процессов управления.
Государственная сетевая инновационно-инвестиционная инфраструктура формируется во всех регионах страны.
Для реализации задач, стоящих перед ней, в группе субъектов РФ создаются государственные инновационно-инвестиционные комиссии (комплексы), на базе существующих ВУЗов, многопрофильных исследований и проектных организаций.
Инновационный отдел комплексов формируется с необходимым использованием ресурсов предприятий и организаций. Перечень последних определяется генеральным директором соответствующего Комплекса при согласовании с местными органами, законодательной и исполнительной власти.
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории РФ, опираются на Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ.
В соответствии со статьей 11 этого закона, регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации использования амортизационных начислений;
- установления субъекта инвестиционной деятельности;
- защиты интересов инвестора;
- представление субъектам инвестиционной деятельности льгот на пользование землей и другими природными ресурсами;
- расширения использования средств населения и других внебюджетных источников финансирования, жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- создание и развитие сети информационно-аналитических центров для проведения рейтингов субъектов инвестиционной деятельности;
- принятие антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с инфляцией;
- создания возможностей формирования субъектами деятельности собственных инвестиционных фондов.
Таким образом, под региональной инновационно-инвестиционной политикой понимается система мер на уровне региона, включающая мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Особенности инновационно-инвестиционной политики в каждом регионе связаны с:
- разнообразием и сложностью географического пространства России;
- географическим разделением труда на основе природного, этнического и хозяйственного разнообразия, обуславливающим взаимосвязь территориальных комплексов, районов, узлов;
- индивидуальностью районов и отдельных местностей России, как в природном, так и в социально-экономическом отношении;
- неоднородностью обеспечения ресурсами и уровнем хозяйственной и социальной освоенности;
- пространственной иерархией социально-экономических центров, существенно влияющих на виды и масштаб природной деятельности;
- с инерционностью и особенностями территориальной структуры хозяйства, поэтому для трансформации сельского хозяйства необходимо длительное время и крупномасштабные инвестиции;
- многообразными экономическими связями между регионами и центрами – вкладывая деньги в какой-либо из них, необходимо учитывать, как изменятся эти связи, и как это отразится на эффективности предпринимательства;
- комплексным влиянием географических, социально-экономических и других факторов на предпринимательство.
С учетом объемов капиталовложений были проведены расчеты расширенных индексов инвестиционной привлекательности регионов России.
Значительная часть регионов России имеют средние или ниже среднего показатели, что говорит об общей тяжести положения в инвестиционной сфере. Поэтому хотелось бы, чтобы инвестиционная политика способствовала сокращению разрывов в уровнях развития инвестиционных сил регионов. Таким образом, основными предпосылками формирования региональной инвестиционной политики, являются:
1. объективная оценка глубины инвестиционного и структурно-технологического кризиса в регионах и адекватных антикризисных мер – инвестиционные программы;
2. создание на федеральном и региональном уровнях организационно-экономических условий для активации инвестиционной деятельности;
3. обеспечение интеграции инвестиционной и инновационной деятельности.
Следует учитывать, что в первую очередь, необходима прямая инвестиционная поддержка наукоемких отраслей промышленности, от которых зависит формирование новой прогрессивной структуры экономики. Поэтому для решения этих задач государство должно быть стратегическим инвестором и инициатором инновационных программ и проектов.
Мировой опыт показывает, что в условиях кризисных ситуаций, при реформировании экономики, роль государства возрастает. Однако, в силу ограниченности федеральных объемов инвестиций, главную роль должны играть бюджеты регионов. Поэтому необходимо регулировать федеральный и региональный инвестиционные процессы.