Реализация государственной культурной политики

Реализация государственной культурной политики на региональном уровне.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности формирования культурной политики современной России

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего – взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк – от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другой стороны экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообще переживала в середине 90-х годов острый кризис. Стремление направить страну к рыночному развитию привело к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в госуд. поддержке.

Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В силу приведенных выше причин первое место в культуре стали занимать средства массовой информации, получившие название "четвертой власти".

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако, конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом. Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.

По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и её особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.

С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в "провинцию" по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.

В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.

Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. Многое в культуре проистекает стихийно, отсюда возникает спор: нужно ли управлять институтами, формирующими культуру и ее продукт, и должно ли это делать государство? В условиях нестабильности Российского государства оно, видимо, еще долго будет главным субъект культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества.

Неоднократные изменения в органах управления культурной сферой разрушили ее структуру. В регионах источники ресурсов и организационные механизмы, посредством которых осуществлялась государственная культурная политика, себя изжили. Это свидетельствует о том, что в настоящее время важнейшими задачами государства в культурной политике являются создание социально-оправданных учреждений культуры (т.е. тех, которые отвечают требованиям современности и пользуются спросом у потребителя), поддержки социального партнерства, общественных организаций для поддержки учреждений культуры, формирования понимания "духовных и культурных ценностей"; сохранение культурного наследия, организация предпринимательской деятельности.

Сегодня подход к культуре в высших эшелонах власти меняется. Возрастает значение понимания роли государственного управления в развитии культуры и политики. Принципиальное значение имеют культурные процессы, происходящие в обществе, воплощение которых в жизнь осуществляют социальные институты, институты культуры. Следовательно, необходимо иметь четкую программу преобразований, технологий, подготовки кадров, которые могли бы создать условия для благоприятного развития культурной политики государства.

Государственная культурная политика по-прежнему представляет собой комплекс действий по решению проблем в ряде институтов специализированной сферы культуры. Это развитие культурных связей с зарубежными странами, поддержка театральных коллективов и концертных учреждений, работа библиотек и музеев, деятельность по охране исторических комплексов и мемориалов, содействие в профессиональной подготовке специалистов в области творческой деятельности и культурных услуг. Данные институты культуры призваны обеспечить воспроизводство ряда актуальных форм культурной активности в пределах ведомственной компетенции, финансовых средств, кадрового инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день. Специфика культурной политики в немалой степени сопряжена с наличием ряда институциональных направлений управленческого воздействия.

Направления культурной политики, которые не закреплены за Министерством культуры Российской Федерации, а входят в круг ответственности других министерств и ведомств, требуют разработки общих межведомственных программ. Речь идет о поддержке развития этнонациональных культур, культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, молодежной программе, об образовательной политике, охране культурных памятников и использовании историко-культурного наследия, о поддержке деятельности архивов, о развитии народного творчества и культурно-досуговой деятельности населения, деятельности федеральной службы по телевидению и радиовещанию.

В период реформирования заметно ослабла политика, направленная на формирование общенационального уровня российской культуры; не развиваются те сегменты общенациональной художественной практики, которые ориентируются на региональные и муниципальные образования, на такую категорию населения, как дети и молодежь.

Но неверно считать, что в управленческих структурах не было попыток проанализировать место культурной политики государства в преобразования. Целый ряд ведомств, регулирующих деятельность разных учреждений культуры, ведут интенсивный поиск тех направлений и форм управленческой активности, которые отвечали бы новым запросам отечественной практики. Министерство культуры Российской Федерации инициирует обсуждение проблем культурной политики, материалы которого публикуются в ведомственной печати. Анализируя культурную политику государства на федеральном и региональном уровнях, следует признать, что пока она остается пассивной, имеет зачастую весьма опосредованное отношение к процессам самообновления культурных сторон локального развития. Одни ученые и эксперты, разрабатывая технологии государства в культурной политике, говорят о необходимости перехода от политики сглаживания региональной дифференциации к стратегии выравнивания, стимулирующей региональное развитие с опорой преимущественно на собственный инновационный потенциал. Другие же говорят о необходимости сохранения единого социального культурного пространства страны с сильным центром и развитыми регионами, сравниваемыми по качеству и уровню жизни.

Эти два направления региональной культурной политики – сохранение механизма выборочной помощи центра, с одной стороны, и формирование структур самостоятельного локального развития с упором на активизацию своего внутреннего потенциала – другой, должны объединяться в рамках общих усилиями той и другой стороны по умножению региональных ресурсов, взаимно дополняя, а не конфликтуя друг с другом. Центру предстоит разработать единую политику распределения полномочий в культурной сфере и перераспределения трансфертов при одновременном углублении практики выполнения целевых федеральных программ культурного развития регионов и государства.

Особенности локальной культурной политики отличаются большей конкретностью и многообразием форм решения жизненных и культурных проблем населения, нежели политика центра.

Перечисляя важнейшие направления культурной политики региональных властей, в качестве главных следует выделить следующие:

- регулирование занятости населения и снижения уровня безработицы;

- налаживание социального партнерства между разными субъектами культурно-досуговой деятельности;

- политика в области охраны семьи, материнства и детства;

- принятие мер по социальной защите населения;

- развитие системы культурно-досуговых учреждений;

- политика в области градостроительства, современной инфраструктуры, решение задач архитектурно-планировочного характера, постройка жилья, совершенствование дорожно-транспортных сетей, сетей связи, бытовое обслуживание, торговля, центр досуга;

- политика в области воспитания и общего образования детей, молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки молодежи и взрослого населения;

- эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование художественно-творческих процессов;

- развитие инфраструктуры досуга; организация отдыха и свободного времени, проведение праздников, памятных дат;

- сохранность исторических памятников культурного наследия, поддержание культурной среды в целом.

Вместе с тем существует перечень ряда проблем, которые решаются в тех регионах, где они особенно актуальны, или для этого существуют объективные предпосылки, зачастую создаваемые в рамках процесса самоорганизации, а также там, где проявляется политическая воля местных властей. К таким проблемам следует отнести проблемы миграционной политики, межнациональных отношений и сохранение традиционных культур ряда этносов (например, народностей Северного Кавказа), проблемы социоэкологической политики. Целый ряд региональных администраций в условиях социальной нестабильности особое внимание уделяет массовому настроению и социальному самочувствию населения. Помимо этого местные власти некоторых регионов задаются вопросом повышения доходов, уровня и безопасности жизни населения, а также разрабатывают меры по устройству переселенцев и иностранных граждан. Весьма часто в регионах приходится вести борьбу с криминалом и распространением наркотиков, по-новому осмысливать вопросы поддержания здоровья и воспитания подрастающего поколения и организовывать досуг населения.

Таким образом, наличие стратегических целей развития благотворно отражается на управленческой деятельности: властные структуры государства и региона обретают видение состояния, в котором находится российское сообщество, понимают, какие направления социокультурного развития следует развивать в первую очередь, чего следует достичь к определенному моменту. В условиях выборной демократии степень достижения позитивных целей служит эффективным средством тестирования руководящих органов власти на предмет их профессиональной пригодности к управлению современной культурной политикой государства, региональных и муниципальных образований.

Место и роль органов государственного управления в процессе реализации культурной политики

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере культуры осуществляются по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере культуры относятся:

1) обеспечение прав и свобод человека и культурных сообществ в сфере культуры;

2) установление основ федеральной государственной культурной политики, принятие федерального законодательства в сфере культуры, а также федеральных целевых и ведомственных целевых программ сохранения и развития культуры;

3) правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения культурным достоянием Российской Федерации;

4) утверждение государственных образовательных стандартов в сфере культуры и искусства;

5) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности;

6) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения;

7) охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

8) формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

9) создание целевых бюджетных фондов для поддержки культуры;

10) координация внешней политики в сфере культурного сотрудничества;

11) определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда в сфере культуры, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

12) создание единой государственной автоматизированной информационной системы в сфере культуры в Российской Федерации;

13) государственный учет в сфере культуры;

14) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

15) определение условий проведения общероссийских творческих соревнований по выдаче грантов, размеров и порядка выплаты грантов.

Федеральные органы государственной власти вправе участвовать в осуществлении мер государственной поддержки учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры и искусства.

Федеральные органы государственной власти, на которые Правительство Российской Федерации возлагает государственное регулирование в сфере культуры, создаются в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации. Полномочия указанных государственных органов определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ. Программы утверждаются Верховным Советом Российской Федерации и публикуются. Федеральное собрание Российской Федерации ежегодно рассматривает отчет Правительства Российской Федерации о ходе выполнения программ.

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций – школ искусств, студий, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества);

стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы;

осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры;

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

публиковать для сведения населения ежегодные данные о культурной ситуации.

Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В целях создания благоприятных условий для их развития органы государственной власти и управления могут вводить квоты и таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства, лицензирование и в соответствии с налоговым законодательством дифференцированные ставки налогообложения при их распространении.

Государство ответственно за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимые их них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, законодательно регулирует права и обязанности владельцев.

Органы государственной власти и управления ведают всей официальной статистикой культуры в Российской Федерации, обязаны обеспечить ее достоверность, своевременность и открытость.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, с передачей ему функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства культуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, преобразуемой Федеральной архивной службы России, а также по вопросам межнациональных отношений.

Как следует из постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 157, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.

Положение "О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 289.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме; положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию; единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации; порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда Российской Федерации, а также деятельности музеев в Российской Федерации; порядок выдачи разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий; правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов Российской Федерации; правила информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов архивов Российской Федерации; перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел; нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр культуры Российской Федерации является председателем специализированной Государственной комиссии по реституции культурных ценностей, созданной для урегулирования взаимных претензий России и иных государств по реституции (возвращение имущества, захваченного во время войны), предусмотренной международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация. Состав комиссии утверждается Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждено Положение о Государственном своде особо важных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Министр имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Структурными подразделениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации являются департаменты (до пяти) по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Министерство культуры также осуществляет функции по сохранению культурных ценностей страны, во взаимодействии с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. При этом оно руководствуется Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Оно составляет перечень культурных ценностей, подлежащих вывозу или ввозу; принимает решения о возможности вывоза (в том числе временного) культурных ценностей; обеспечивает их экспертизу; выдает специальные свидетельства на право вывоза культурных ценностей; контролирует соблюдение правил внешнеэкономической деятельности, относящихся к культурным ценностям; регистрирует ввозимые культурные ценности. Экспертиза культурных ценностей осуществляется Государственной экспертной комиссией Минкультуры России.

Следующим звеном системы органов государственного управления в сфере культуры является Государственный комитет Российской Федерации по печати (Роскомпечать), созданный в целях реализации государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения. Действует он на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 3 марта 1994 года.

В ведении Роскомпечати находятся государственные издательства, полиграфические предприятия, предприятия оптовой книжной торговли. В структуре Комитета функционирует Управление средств массовой информации (СМИ).

Роскомпечать разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения; обеспечивает защиту свободы слова и независимости прессы; разрабатывает и участвует в реализации федеральных издательских программ выпуска литературы; создает условия организации и функционирования федеральных, межрегиональных, региональных, местных издательств, газет и журналов; содействует выполнению государственных программ приватизации в сфере своей деятельности; организует международное сотрудничество в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книжной торговли.

К функциям Роскомпечати относится: разработка и реализация генеральной схемы организации и функционирования отрасли; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам своей компетенции; размещение государственных заказов по профилю своей деятельности; регистрация и перерегистрация периодических изданий; лицензирование издательской и полиграфической деятельности; обращение в суд на предмет признания недействительными свидетельств о регистрации изданий периодической печати, прекращении или приостановлении их деятельности, аннулировании выданных лицензий на осуществление издательской и полиграфической деятельности; внесение письменных предупреждений учредителям или редакциям (главным редакторам) изданий периодической печати в случаях нарушения действующего законодательства, международных договоров. В своей деятельности Роскомпечать руководствуется общими положениями федерального Закона Российской Федерации от 25 января 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации".

Полиграфическая и издательская деятельность регламентированы специальными правительственными актами. Так, 22 сентября 1993 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление "О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым открытие полиграфических предприятий осуществляется на основе лицензий, выдаваемых Роскомпечатью и его территориальными органами. Одновременно утверждено Положение о порядке открытия полиграфических предприятий, распространяющееся на все предприятия данного профиля, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Полиграфическая деятельность – это набор, подготовка печатных форм, печать и изготовление тиражей печатных изданий любого вида. Лицензии на полиграфическую деятельность выдаются сроком на 5 лет. Аннулирование лицензий возможно, если они выданы с нарушением установленного порядка их выдачи либо нарушены условия лицензии. Контроль за соблюдением установленного порядка полиграфических предприятий возложен на Роскомпечать.

Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Роскомкино) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематографии. Положение о нем утверждено Правительством Российской Федерации б января 1993 года.

Основными задачами Роскомкино являются: разработка и реализация федеральных программ в области кинематографии, в том числе – по совершенствованию кинообслуживания населения; содействие развитию международных связей в области кинематографии.

Роскомкино оказывает государственную финансовую поддержку производству и прокату отечественных кино-, видеофильмов; координирует деятельность кинорынков; осуществляет контроль за выполнением требований законодательства Российской Федерации по вопросам своей компетенции; принимает участие в создании фондов для поддержки российской кинематографии; издает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для всех органов и организаций кинематографии независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Правительство Российской Федерации 28 апреля 1993 года утвердило Положение о регистрации кино- и видеофильмов. Роскомкино осуществляет регистрацию художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации. При регистрации выдается прокатное удостоверение. Нарушение установленного порядка регистрации влечёт отказ в выдаче удостоверения Роскомкино ведет Государственный регистр кино- и видеофильмов.

Правительством Российской Федерации утверждены также 17 ноября 1994 года Правила по кинообслуживанию населения. Ими определен порядок кинообслуживания населения Российской Федерации, распространяющийся на все киновидеозрелищные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Киновидеообслуживание осуществляется на основе лицензий. Публичная демонстрация кино- и видеофильмов без лицензии не допускается. Контроль в данной области возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) действует на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 мая 1994 года. В соответствии с ним ФСТР России обеспечивает реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществляет контроль за техническим качеством вещания.

ФСТР разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию этой политики; разрабатывает и осуществляет меры в области развития, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы телевидения и радиовещания; регистрирует и лицензирует государственные и негосударственные телерадиовещательные организации; координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиорганизаций; осуществляет руководство подведомственными организациями, предприятиями и учреждениями.

К компетенции ФСТР относится разработка долгосрочных программ и планов развития телевидения и радиовещания в Российской Федерации, содействие предпринимательской деятельности в сфере телерадиовещания, осуществление контроля за выполнением теле- и радиоорганизациями обязательств по лицензиям. Контрольные функции и полномочия реализуются образованной в составе ФСТР Государственной технической инспекцией по телерадиовещанию.

ФСТР выступает в качестве государственного заказчика по разработке и формированию программ телевидения и радиовещания.

Во всех областях культурной деятельности активно действуют разнообразные организации творческих работников – ассоциации, творческие союзы, гильдии, федерации и конфедерации. Органы исполнительной власти предоставляют им возможность участвовать в разработке политики в области культуры, обеспечивают социальную защиту творческих работников, не вмешиваются в их деятельность. Для этих организаций устанавливается льготное налогообложение прибыли предприятий, находящихся в их ведении и т.п.

Федеральное архивное агентство находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела. В установленной сфере деятельности оно осуществляет:

а) оказание государственных услуг в сфере архивного дела;

б) государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;

в) обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральное архивное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное архивное агентство России обеспечивает государственное регулирование развития архивного дела, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных и ведомственных архивов, контролирует соблюдение законодательства в области архивного дела. Федеральная служба осуществляет свою деятельность на основе Положения о ней. В систему Росархива входят федеральные и центральные государственные архивы, центры хранения документации, районные и городские архивы.

Росархив осуществляет формирование, обеспечение сохранности и использование Архивного фонда Российской Федерации. Архивный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части. Разграничение архивных фондов на указанные группы производится в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих хранение документов.

Высшим должностным лицом Росархива является руководитель Федеральной архивной службы России, который по должности обладает статусом Главного государственного архивиста России.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации" установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.

Министерство Российской федерации по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций (МПТР России) образовано Указом Президента от 6 июля 1999 г. вместо ликвидированных Государственного комитета РФ по печати и Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию.

Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 26 июня 1998 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ межотраслевую координацию деятельности по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в сфере кинематографии.

Госкино России действует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, в сотрудничестве с Союзом кинематографистов РФ и другими творческими союзами и общественными объединениями, а также с органами местного самоуправления.

Основными направлениями деятельности Госкино являются:

разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии;

разработка и реализация федеральных целевых программ в части, относящейся к сохранению и развитию кинематографии;

участие в разработке федерального бюджета в части расходов на кинематографию;

координация развития инфраструктуры кинематографии;

ведение Государственного регистра фильмов и выдача прокатных удостоверений на них в целях регулирования проката фильмов и показа фильмов на территории страны, защиты обладателей прав на фильм, определения возрастной категории зрительской аудитории;

содействие развитию образования в области кинематографии, кинематографической науки и подготовке творческих и инженерно-технических кадров;

разработка системы государственной статистической отчетности в области кинематографии, ведение реестра организаций кинематографии;

развитие международных связей в области кинематографии.

Госкино России действует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, в сотрудничестве с Союзом кинематографистов РФ и другими творческими союзами и общественными объединениями, а также с органами местного самоуправления.

Таким образом, государственное регулирование должно охватывать все сферы культурной деятельности как традиционные, так и новые направления.

Итак, в современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.

В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.