Развитие туризма

Туризм, туристические услуги, факторы, влияющие на развитие туризма

Статьи по теме
Искать по теме

Туризм как мировое явление начал заявлять о себе еще с середины XVIII в., когда англичанин Томас Кук стал первым в мире организатором целевых групповых поездок по Европе, а затем и за океан, в Америку. По примеру Кука бюро путешествий появились и в других странах, рынок туристических услуг набирал обороты, чему способствовало развитие железнодорожного, пароходного, а затем и авиационного транспорта. Туристические поездки стали привычным делом для жителей экономически развитых стран с конца XIX в. Первая и Вторая мировые войны остановили развитие туризма в мировом масштабе, но уже вторая половина века XX ознаменовалась таким явлением, как международный туризм, поскольку передвижения людей в туристских целях охватили все страны земного шара [1. С. 56].

Несмотря на то, что однозначной трактовки понятия "туризм", принятой всеми странами без исключения, не существует (определения варьируются вплоть до несопоставимых: от всего, что связано с передвижением людей за пределами мест постоянного проживания на определенное расстояние без намерения получения доходов от своей трудовой деятельности до представления о туризме только как о туроператорской и турагентской деятельности), наиболее концептуальным считается определение туризма, данное в середине XX в. швейцарскими специалистами-исследователями туризма В. Хунцикером и К. Крапфом. Они определили туризм как "совокупность отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания их за пределами своего места проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода". В комплексной трактовке туризма ученые выделяли социально-экономическую доминанту [1. С. 57].

В современной России действующем Федеральном законе РФ от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" (в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ) (далее – Закон № 132-ФЗ) туризм определен как "временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания" [2, С. 2-3].

Многие специалисты сходятся в том, что в понятие "туризм" должны быть включены туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов во время их пребывания вне постоянного местожительства; экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг; факторы взаимодействия сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими макросредами.

Так или иначе, на настоящий момент можно отчетливо выделить четыре наиболее общие формулировки. Во-первых, узкоспециализированная, рассматривающая туризм в качестве инструмента для решения специальных, предметных задач. Во-вторых, односторонне потребительская, когда под туризмом понимается процесс потребления услуг и товаров в свободное от работы время за пределами постоянного местожительства, в-третьих, туризм как системное образование представляет собой организованную совокупность элементов системы туризма (субъектов, объектов и средств туризма, различных видов деятельности субъектов туризма и т.д.), и в-четвертых, под туризмом понимаются отношения в обществе по поводу использования свободного времени людей за пределами их местожительства, во взаимосвязи с условиями воспроизводства всего спектра необходимых для этого услуг и товаров. В связи с тем, что для современного развития экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование различных межотраслевых комплексов, в четвертой трактовке понятия "туризм", речь идет о том, что в сферу туризма вовлечен большой перечень отраслей, начиная от рекламно-информационных услуг, транспорта, строительства, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей и заканчивая такими отраслями, как образование, здравоохранение, спорт и культура (в соответствии с данными таблицы 1.1).

Таблица 1.1 – Определения понятия "туризм", отражающие его концептуальное значение [1, С. 58].

Содержательные определения понятия "туризм"

Литературный

источник

Туризм – это большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом

Азар В.И. Экономика и организация международного туризма. М.: Экономика, 1984.

Туризм – это взаимосвязанное объединение видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью, за пределами места постоянного проживания

Walters S.R. Travel Industry World Yearbook. The Big Picture. 1985.

Туризм – это совокупность, система, структура, отрасль, которая включает в себя следующие признаки или виды деятельности и услуги:

- деятельность туристских организаций – туроператоров и турагентов; – большинство услуг пассажирского транспорта, включая аренду автомобилей и использование транспорта для экскурсий; – средства размещения и питания; – рекреационные, культурные, спортивные и другие развлекательные услуги; – дополнительные и вспомогательные услуги, такие

как, услуги гидов, организация конгрессов, страхование, связанные с туризмом финансовые услуги – кредитные карточки, туристские чеки и вспомогательные службы, медицинское обслуживание, торговля товарами туристского назначения и для использования туристами (беспошлинная торговля, магазины в туристских центрах).

Trade in Tourism Service/GATT Secretariat NTN. 1989.

Туризм – группа связанных отраслей:

- совокупность гостиниц и иных средств размещения; – средств транспорта; – объектов общественного питания; – объектов и средств развлечения; – объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков

Место и роль туристского комплекса в современной экономике. Авто – реф. дисс. канд. экон. наук. СПб., 1994.

Туризм в широком смысле – это социально-экономическая система, в рамках которой люди и их коллективы реализуют свои социальные, экономические, экологические, культурно-познавательные и другие интересы, а также удовлетворяют соответствующие потребности [1, С. 62].

Многие страны мира целенаправленно превращают территории своих государств в места постоянного привлечения мировых туристских потоков, исходя из выгодной для себя и мирового турбизнеса конфигурации их взаимодействия. Это проявляется в формировании транспортных, гостиничных, ресторанных цепей, культурно-развлекательной индустрии, создании систем безопасности, бронирования, информирования, связи и т.д. Вся деятельность перечисленных организаций в сфере туризма, включающая и производство туристских услуг, превращается в сформированный национальный туристский продукт, с которым страна выходит на туристский рынок. На туристском рынке происходит превращение товара – туристских услуг (туристского продукта) – в деньги и, соответственно, дальнейшее превращение денег в туристский продукт.

На практике под туристским продуктом понимают три основных вида возможных предложений туристских услуг на рынке [1, С. 61]:

- комплексную туристскую услугу, включающую в себя размещение, питание, транспортные, бытовые, экскурсионные, спортивные и оздоровительные услуги, объединенные единой целью и программой пребывания;

- отдельные туристские услуги, такие как размещение, питание, а также транспортные, экскурсионные, спортивные, оздоровительные и бытовые услуги, предлагаемые по отдельности, не в рамках одной программы;

- товары туристского назначения. К ним относятся карты, палатки, спальные мешки, рюкзаки и все остальное туристское и спортивное снаряжение, как индивидуальное, так и групповое, а также сувенирная туристская продукция.

В данном случае товаром является туристский продукт, который обладает экономической ценностью и стоимостью в денежном выражении.

В отличие от обычных товарных рынков туристский рынок не несет в себе движения товара от продавцов к покупателям: напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить туристский продукт, а именно – зарезервированные туристские услуги в данное время в определенном месте.

Туристская услуга – совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка [1, С. 331].

Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: 1) неосязаемость, 2) неразрывность производства и потребления, 3) изменчивость, 4) неспособность к хранению. Однако туристским услугам наряду со специфическими характеристиками услуг присущи также и отличительные особенности (в соответствии с приложением А):

- выделение достаточно четко выраженных туристских зон (например, "солнце –море" – Кипр, Болгария, Турция; "отдых-лечение" – Карловы Вары, Ессентуки; "спорт" – Домбай, Чехия, Югославия, Швейцария и т.д.);

- создание туристского пакета усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристского обслуживания выработают и будут придерживаться общих целей;

- преодоление покупателем расстояния, отделяющего его от туристской услуги и места ее потребления;

- зависимость туристской услуги от таких переменных как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности (маркетинговые мероприятия туристской организации будут отличаться в пик сезона и межсезонье). В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги и т.д.;

- значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, то есть не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события и т.д.

Эти специфические особенности, присущие туристским услугам, отражаются и на деятельности организаций индустрии туризма (в соответствии с приложением А).

К туристским относятся услуги: по размещению туристов; перемещению туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания и обратно; по обеспечению туристов питанием; по перевозке туристов от места их прибытия в страну (место) их временного пребывания до места размещения и обратно (трансфер), а также по любой другой перевозке в пределах страны (места) временного пребывания, предусмотренной условиями путешествия; по удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, памятников истории и культуры, парков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.); по удовлетворению деловых и научных интересов (участие в конгрессах, конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.); информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.) и предоставлению средств связи (пользование Интернетом, междугородной и международной связью, факсом); организационные (оформление паспортов, виз, страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.д.); торговых предприятий как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.); посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на раз- личные виды транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков, сувениров); бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.); спортивно-оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.) [1, С.334].

Характеристики туристских услуг определяют ряд особенностей туристской деятельности.

Во-первых, туристские услуги отличаются характером потребления. Товар в материальной форме готов к потреблению после завершения его перемещения от места производства к месту потребления. Туристские же услуги в большинстве случаев потребляются тогда, когда турист доставлен к месту их производства.

Во-вторых, предлагаемые в туризме услуги, как правило, разделены территориально. Одни из них (информационные, посреднические) туристы получают в стране (месте) постоянного проживания, другие – во время путешествия (например, транспортные), третьи – в стране (месте) временного пребывания (размещение, питание, экскурсионное обслуживание и т.д.). Кроме того, услуги предоставляются различными предприятиями и организациями сферы туризма, которые находятся в состоянии территориальной разобщенности.

Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических; культурного и общественно-психологического характера; социально-демографических; личностно-поведенческих. Значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как: информированность, высокий уровень образованности; высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуализм; экологизация мышления потребителя; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.

Современные специалисты в области туризма затрудняются определить и полный перечень всех существующих видов и направлений туризма, поэтому единой классификации видов туризма на сегодня нет. Вместе с тем возрастающее потребление объемов воспроизводимых туристских услуг и товаров рождает появление все новых форм и видов туризма. Тем не менее, туризм можно классифицировать по разным признакам (критериям): по географическому признаку, направлению туристского потока, цели поездки, способу передвижения, источникам финансирования, средствам размещения туристов, возрасту и числу участников путешествия, организационно-правовым формам и т.д.

Основные факторы, влияющие на развитие туризма, разделяют на две группы: статические и динамические [3, С. 36-37].

Статические факторы имеют неизменное во времени значение и совпадают по смыслу с понятием туристско-рекреационные ресурсы. Однако туриндустрия приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. К этой группе относятся рекреационно-географическое положение, природно-климатические условия, культурно-историческое наследие.

К динамическим факторам относятся:

1. Политическая обстановка в стране. Кризисы, политическая нестабильность, милитаризация экономики или политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики все это напрямую определяет возможности путешествий по стране [4, С. 46].

2. Демографические факторы. Возраст и занятость населения степень урбанизации определяют общую туристскую подвижность людей. Она достигает пика в возрасте 30–50 лет. В богатых странах среди туристов немало вышедших на пенсию людей. Такая возрастная группа отличается значительным количеством свободного времени, достаточной материальной обеспеченностью, а также заинтересованностью общеоздоровительный туристическими маршрутами, которые характеризуются комфортными объектами размещения (гостиницами) и богатыми познавательными ресурсами.

3. Финансово-экономические факторы. Развитие туризма очень чувствительно к экономической стабильности, от которой зависят покупательная способность туристов, объем средств, вкладываемых в развитие туристской инфраструктуры. Важна также фаза экономического цикла (подъема или спада), в котором находится национальная экономика.

4. Социальные факторы. Увеличение продолжительности свободного времени и продолжительности оплачиваемого отпуска определяют продолжительность и частоту туристских поездок. К числу социальных факторов развития туризма относятся также приоритеты в системе духовных ценностей общества, культурный уровень населения, его образованность, что обусловливает стремление к ознакомлению с природными и культурными ценностями.

5. Инновационные факторы, определяющие научно-технический прогресс и компьютеризацию туриндустрии создают необходимые условия для массового туризма. Их связывают с совершенствованием транспорта, использованием электронных средств связи, телекоммуникаций, созданием компьютерных систем бронирования мест, что значительно повышает роль индивидуума в распоряжении своим свободным временем [5, С. 67].

6. Международные факторы, степень взаимопонимания между отдельными государствами сильно влияют на конъюнктуру туристских потоков. Большинство стран, принимающих международных туристов, пытаются их привлечь не только комфортными условиями пребывания, но и упрощением визового режима.

7. Сезонность. В большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года, что ведет к колебаниям спроса на туристские услуги в течение года и удорожает содержание предприятий размещения и питания.

Анализ современного состояния туризма в России

Индустрия туризма вносит значительный вклад в общее экономическое развитие России. За последние годы туризм укрепил позиции в качестве экономически значимой сферы деятельности и начинает играть важную роль в социально-экономическом развитии регионов.

По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (ВСПП) доходы от туризма в России в настоящее время составляют 5,9% всего ВВП, что означает примерно $106 млрд в год, – гораздо больше, чем дают автомобильная и химическая промышленность, составляющие, соответственно, 4,8% и 3,3% ВВП. Каждый миллион долларов, потраченный туристами в России, оборачивается полутора миллионами долларов российского ВВП, из них на розничную и оптовую торговлю приходится 187 000$. Кроме того, каждый миллион создает 53 рабочих места, что значительно больше традиционных секторов экономики, например, финансового (35 рабочих места) или химического (26 рабочих мест) [6].

Для дополнительного стимулирования туристского рынка и развития внутреннего и въездного туризма в 2011 г. было выделено из бюджета страны около 2,5 млрд. рублей, которые были направлены на реализацию принятой федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)". В 2013 г. финансирование туристской индустрии уже составило 4 млрд. рублей, а к 2020 г. ожидается израсходовать в сумме – 807, 21 млрд. руб. [8]. Таким образом, правительство стремится добиться стабильности и устойчивого развития туризма, который сможет приносить бюджету хорошие доходы, а капиталовложения в туристскую сферу являются важным индикатором ее развития и характеризуются тесной взаимосвязью с государственными стимулирующими мерами, как в экономике, так и социально-политической сфере.

По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 г. Россия

может войти в первую десятку стран самых популярных направлений туризма [9].

Далее представлена структура поездок иностранных граждан

в Россию по целям в 2013 г. по странам дальнего зарубежья. 40% занимают

поездки со служебными целями, лишь 24% с туристскими (по данным рисунка 1.1) [8].

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

На рисунке 1.2 представлена структура поездок российских граждан

по целям в 2013 г. по странам дальнего зарубежья. Из них равное количество 45% и 46% занимают поездки с частными и туристскими целями (по данным рисунка 1.2) [8].

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

По данным Федерального агентства по туризму, в 2013 г. Россию посетили в целях туризма 2 млн 570,469 тыс. иностранных граждан [8]. Прошедший год подтвердил положительную динамку во въездном туризме в Россию.

Согласно данным Росстата, число туристов, приехавших в Россию в 2013 г., выросло в среднем на 10% по сравнению с 2012 г. Это лучший результат за последние пять лет. В 2012 г. этот показатель составлял 9%, в 2011 лишь 2%, а в 2010 г. резкий спад до – 8%, в 2009 г. рост не превысил 4% [10].

При выезде россиян за рубеж в 2013 г. каждая третья поездка была с туристскими целями. Въезд за этот период с туристскими целями составил десятую часть от общего числа иностранных гостей. За рубеж 2013 г. выехало 15,3 млн. российских туристов, а прибыло всего 2,6 млн. [8].

В 2013 г. подтвердилась еще одна тенденция, наметившаяся в 2012 г. – активизация азиатских, восточных и новых для России рынков.

Самый заметный рост показали [8]:

1) Индия (111%); 2) Китай (47%); 3) Турции (25%); 4) Австралия (33%); 5) Япония (18%); 6) Израиль (14%); 7) Гонконг (12,6%).

Согласно данным Росстата, поток индийских туристов в Россию, начиная с 2009 г. постоянно растет и в 2013 г. составил 47 тыс. [10].

Спрос на поездки в Россию у жителей Китая увеличился практически

в два раза по сравнению с предыдущими показателями. Стимулом для этого

стал 2012 г.- Год российского туризма в Китае. Китайцы интересовались не только традиционным маршрутом из Москвы в Санкт-Петербург, но и городами Тверь, Новгород, Суздаль и Владимир.

Начал формироваться поток из Ирана, для которого Россия оказалась

одной из немногих "открытых" стран. Заметно активизировался туризм из Вьетнама и стабильно растет поток из Турции. Нельзя не заметить, что активнее всего увеличивается турпоток из безвизовых стран. Единственной страной Шенгена, увеличившая поток туристов из России на 10% оказалась

Швейцария, все остальные до этой планки не дотянули.

Из Германии туристов приехало больше всего 375,3 тыс. (+8%). Вырос

поток туристов на 5% из Великобритании и Франции. Уменьшилось число

туристов из Финляндии на 10%, Дании на 5%, продолжается снижение и по прибалтийским странам – Эстонии на 12%, Латвии на 4%. Туристы из Северной Европы стали реже ездить в Россию – сказывается кризис [10].

Отмечается нестабильность въездного потока из Испании, который

в 2012 г. вырос на 16%, а в 2013 г. упал на 30% и из Норвегии, показавший

рост в 2012 г. на 4%, а в 2013 г.– падение на 12%. При этом с 2009 г. поток

снизился почти на 50% [8].

По результатам исследований Всемирного экономического форума,

Россия занимает 63 место в мире по уровню развития туризма (в соответствии с данными таблицы 1.3). Это лучший результат среди стран СНГ.

Таблица 1.3 – Страны СНГ в рейтинге стран мира по уровню развития туризма, 2013 г. (по данным Всемирного экономического форума) [8].

Государство

Место в рейтинге стран мира по уровню развития туризма

Россия

63

Украина

76

Азербайджан

78

Армения

79

Казахстан

88

Молдавия

102

Киргизия

111

Таджикистан

114

Если же сравнить конкурентоспособность туристской отрасли России

со странами дальнего зарубежья, то среди стран Европы Россия занимает 33 место, а среди стран БРИКС ее опережают Китай и Бразилия (в соответствии с данными таблицы 1.4).

Таблица 1.4 – Страны БРИКС в рейтинге стран мира по уровню развития туризма, 2013 г. (по данным Всемирного экономического форума) [8].

Государство

Место в рейтинге стран мира

по уровню развития туризма

Китай

45

Бразилия

51

Россия

63

ЮАР

64

Индия

65

Внутренний турпоток в России в 2013 г. увеличился примерно на 10% и опережает по темпам роста выездной [8]. Примечательно, что большая часть российских туристов предпочитает проводить на родине новогодние каникулы, посещая как крупные, так и малые города России.

Темпы роста внутреннего туризма опережают рост выездного. В 2012 г. разница в темпах роста равнялась 1%, а в 2013 г. она увеличилась до 3% [8]. Наиболее привлекательными туристскими объектами на территории России по-прежнему являются курорты Краснодарского края, а также Москва и Санкт-Петербург, однако с каждым годом активность малых городов России становится все заметнее.

Государственная целевая программа развития туризма оказывает помощь малым городам, за счет чего создаются целые туристско-рекреационные комплексы, в которые сегодня уже входят такие города как Плес, Елец, Переславль-Залесский и др.

В России лидируют направления экскурсионного туризма – города

Золотого кольца, Великий Устюг – родина Деда Мороза, горнолыжные курорты Урала и Алтая – именно сюда в новогодние праздники направляются жители ближайших регионов. В числе популярных новогодних зарубежных направлений – Египет, Таиланд, ОАЭ, Австрия, а также Чехия.

Согласно разработкам Всемирной туристской организации, для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция в туристском потоке: один въездной турист – один выездной – четыре внутренних (1:1:4). В России в 2013 г. на 2570,469 тыс. въездных туристов приходилось 15 332,136 тыс. выездных и 33 млн. внутренних туристов. Следовательно, эта пропорция составила (1:6:13). Таким образом, очевидно, что въездной туризм в России пока является недостаточно развитым и требует более эффективных методов продвижения [9].

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в Россию могут в основном представлять следующие виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный, этнический, учебный, научный и др.) (по данным рисунка 1.3) [8].

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Социально-экономическое положение россиян, характеризуется существенной дифференциацией населения в материальной обеспеченности. Высокие цены на транспортные расходы и на оказание туристских услуг внутри России по сравнению со многими зарубежными странами, привели к тому, что представители среднего класса и даже малообеспеченные граждане стремятся выехать в зарубежные туры, где стоимость турпакета значительно ниже по сравнению с отдыхом в стране. Отечественные курорты в зависимости от их состояния и набора услуг ориентированы либо на малобюджетных туристов, проживающих в соседних регионах, либо на "высокий" сегмент потребителей. Проблема нехватки (или полного отсутствия) отелей средней категории, предлагающих сервис уровня две или три звезды по ценам, приемлемым для среднего класса актуальна для российского рынка туристских услуг.

Число гостиниц и аналогичных средств размещения, по данным Росстата, ежегодно увеличивается на 10% (от 15% в 2008 г. до 6% в 2011 г.). В 2011 г. число гостиниц и аналогичных средств размещения в России составило почти 8 тыс., в 2012 г. – 8,4 тыс. [10].

Негативная тенденция заключается в том, что рост выездного туризма в основном происходит за счет увеличения численности российского среднего класса, желающего получить недоступный на родине конкурентный по соотношению цены и качества туристский продукт.

По мнению экспертов [8], Россия сможет по-настоящему выйти на международный рынок лишь через развитие внутреннего туризма. В настоящий момент сохраняется тенденция преобладания выездного потока над потоком въездного туризма. Основными факторами, сдерживающими развитие, как въездного туризма, так и внутреннего туризма, являются:

- недостаточно развитая инфраструктура;

- высокие тарифы на пассажирские перевозки (авиа-, ж / д-, авто-);

- недостаточное продвижение национального турпродукта за рубежом;

- дефицит квалифицированных кадров;

- низкое качество предоставляемых услуг;

- отсутствие конкуренции на туристском рынке России;

Россия обладает уникальными целебными ресурсами. Это позволило создать в стране систему санаторно-курортного лечения разной направленности. На сегодняшний день рынок санаторно-курортных услуг России насчитывает около 1,9 тыс. оздоровительных и санаторно-курортных учреждений на 420 тыс. мест. Большая часть этих здравниц находится в Приволжском (22%) и Южном (28,8%) федеральных округах [8].

Такое распределение объясняется плотностью проживания населения страны и благоприятными природно-климатическими условиями данных регионов.

По данным Международного рейтинга "Индекс конкурентоспособности туризма", созданного Центром по глобальной конкурентоспособности и эффективности при Всемирном Экономическом Форуме (г. Давос,2013) Россия занимает 63 место по уровню развитию туризма из 140 участвующих в рейтинге стран. Рейтинг составлен на основе 75 показателей, характеризующих различные аспекты туризма. Например, по числу природных объектов мирового значения Россия занимает 4 место и 16 место по числу культурных объектов мирового значения. По качеству природной среды Россия занимает 120 место, по поддержке развития туристской индустрии – 126 место. Что касается инфраструктуры наземного транспорта, то по этому показателю Россия получила низкую оценку, по качеству дорог находится на 134 месте, по плотности дорожной сети на 125. Вопросы политической среды и гарантий безопасности туристов также являются важным фактором развития туризма. Россия оценивается как страна, имеющая неблагоприятную политическую среду, например, из за крайне редко встречающейся иностранной собственности, плохо защищенных имущественных прав, а также визовых требований для многих стран [11].

Россия занимает 130 место по распространенности иностранной собственности, также 130 место по защите прав собственности, по надежности службы полиции 129 место [8].

Кроме того, одну из самых низких оценок 136 место Россия получила по показателю "отношение населения к иностранным посетителям". По рекомендованной продолжительности деловых поездок Россия занимает 129 место. Наконец, по показателю "приоритетность индустрии туризма для государства" Россия также заняла одно из последних мест 124, по эффективности маркетинга и брендинга – 126, по расходам государства на туризм 89. Россия обладает большим туристским потенциалом в части природных и культурно-исторических ресурсов, но проигрывает в конкурентоспособности по многим другим факторам [8].

Обладание значительными туристскими ресурсами не всегда гарантирует территории постоянный поток туристов, в то время как территории кажущиеся малопримечательными, могут войти на туристский рынок благодаря грамотному продвижению. Также следует учитывать тот факт, что какими бы уникальными ни были туристские ресурсы, если территория не имеет развитой инфраструктуры (дорог, телекоммуникаций, бытового обслуживания и т.д.), это сильно снижает шансы страны на получение конкурентного преимущества. Этим объясняется феномен равной значимости туристско-рекреационных ресурсов, инфраструктуры и продвижения турпродукта.

Однако до сих пор остается нерешенной проблема организации туризма на различных территориальных уровнях, что требует разработки новых подходов в организации туризма на уровнях области, края, города.

Одним из таких методов является кластерный подход. В мире есть территории, уже зарекомендовавшие себя как успешные туристские кластеры: побережья Средиземного и Адриатического морей, Карибского бассейна; Объединенные Арабские Эмираты; горнолыжная индустрия Альпийского региона; развлекательная индустрия в Лас-Вегасе и Голливуде. В России кластерный подход к организации туризма только начинает развиваться.

Туристско-рекреационными зонами, на территории которых начинают формироваться кластеры, являются культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), рекреационные зоны на побережье Черного моря (курорты Краснодарского края) и озера Байкал, а также регионы Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай).

Недостаток современного кластерного подхода при планировании развития туризма в российских регионах состоит в том, что внимание акцентируется на развитии единичных территорий с высоким уровнем туристского потенциала, в то время как другие части региона остаются за пределами проектов.

Туристский потенциал страны является залогом ее долгосрочной глобальной конкурентоспособности. Каждая туристско-рекреационная территория России требует разработки стратегии продвижения на внутренний и международный туристский рынок, что предполагает следующие действия [8]:

1. Обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования туристско-рекреационной сферы.

2. Повышение качества сервиса, развитие системы подготовки кадров для нужд туризма.

3. Формирование и поддержание благоприятного имиджа туристско-рекреационных территорий.

4. Расширение ассортимента туристского предложения и развитие новых видов туризма.

5. Обеспечение государственной поддержки туристской сферы, увеличение доходов туристских регионов.

6. Развитие государственно-частного партнерства и создание финансовых основ для привлечения инвестиций в сферу туризма.

7. Увеличение въездного и внутреннего туристского потока, сглаживание сезонных колебаний турпотока.

8. Применение инноваций в туристско-рекреационной сфере, развитие материально-технической базы туристских территорий.

9. Развитие международного сотрудничества в туризме, создание благоприятного инвестиционного климата.

10. Совершенствование правоприменительной практики (реестр туроператоров, ужесточение юридической ответственности туроператоров, совершенствование системы классификации объектов туристской индустрии и стандартизации туристских услуг, развитие стандартов страхования в сфере туризма, повышение мер безопасности, аттестация инструкторов проводников, гидов-переводчиков и др.).

Таким образом, несмотря на положительные тенденции развития туризма в России, огромный туристский потенциал страны пока еще находится в начальной фазе его освоения. Большая часть проблем развития туризма носит комплексный характер, и их решение зависит от всех участников туристского рынка: государственных структур, турбизнеса, общественных организаций, научного сообщества. Отечественный туристский бизнес по уровню сервиса и развитию инфраструктуры уступает зарубежному. Для создания конкурентоспособной национальной туриндустрии важна четкая и ясная государственная политика в этой сфере, закрепленная в соответствующих нормативно-правовых актах, включающая в себя стратегические цели и задачи, сформированные механизмы и инструменты их решений, подбор квалифицированных кадров для их реализации и др.

Важно осуществлять стратегическое планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития и тенденциями мировой туриндустрии; предусматривать долгосрочные инвестиции в эту сферу и обеспечивать соответствующий благоприятный инвестиционный климат; формировать новые направления развития туризма; готовить высококвалифицированные кадры всех уровней в достаточном для отрасли объеме; продвигать российский туризм на внутреннем и международном рынках.

Анализируя социально-экономические факторы и современное состояние развития туризма в России можно сделать следующие выводы:

1. Туристский рынок в России окончательно не сформирован, однако на фоне стабильного роста благосостояния населения и при активной государственной поддержке можно прогнозировать его устойчивое и успешное развитие.

2. На сегодняшний день в стране намечаются тенденции к трансформации культуры потребления, что в будущем может привести к значительному увеличению затрат на продукцию предприятий туриндустрии среди населения.

3. Структура туристского рынка России характеризуется преобладанием выездных туристских потоков над въездными, география туристских направлений достаточно стабильна в последние годы, ключевое значение имеют массовые купально-пляжные дестинации.

4. Въездные туристские потоки представлены, в основном, бизнес-поездками, четко реагирующими на изменение мировой экономической ситуации.

5. Внутренние потоки стали развиваться и имеют концентрацию в Южном Федеральном округе.

6. Основные направления государственной политики, положения Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)", включают меры по развитию туристской инфраструктуры и повышению качества услуг, продвижению России как туристского направления на внутреннем и международном рынках, совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере туризма, международное сотрудничество.

7. Возможности государственной поддержки в сфере туризма весьма разнообразны и включают в себя целый комплекс механизмов стимулирования: программно-целевой метод, формирование и развитие особых экономических зон туристско-рекреационного типа, туристско-рекреационных кластеров, применение государственно-частного партнерства.