Развитие социальной политики

Развитие социальной политики органа муниципальной власти.

Статьи по теме
Искать по теме

Характеристика моделей социальной политики

Социальная политика – политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением "социальная политика". Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Модели социальной политики:

1. Государственный патернализм

Патернализм (от лат. paternus – отцовский – pater – отец), покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным. В развитых зарубежных государствах патернализмом в трудовых отношениях называют систему дополнительных льгот и выплат на предприятиях за счет предпринимателей. Направлен на закрепление кадров, на смягчение трудовых конфликтов. В международных отношениях термин "патернализм" использовался для обозначения опеки крупных держав над более слабыми государствами, колониями, подопечными территориями.

То есть патернализм распространяется на межгосударственные отношения, и включает в себя взаимопомощь, поддержку, субсидии, между странами.

Без государственного патернализма не может существовать никакое общество – государство и возникло как система, обязанная наделять всех подданных или граждан некоторыми благами на уравнительной основе (или с привилегиями некоторым группам, но с высоким уровнем уравнительности). К таким благам относится, например, безопасность от целого ряда угроз. Богатые сословия и классы могли в дополнение к своим общим правам прикупать эти блага на рыночной основе (например, нанимать охрану или учителя), но даже они не могли бы обойтись без отеческой заботы государства. Государственный патернализм – это и есть основание социального государства, каковым называет себя Российская Федерация.

Формы государственного патернализма определяются общим социальным порядком и культурой общества. Они специфичны в разных цивилизациях. Например, хлеб как первое жизненное благо уже на исходе Средних веков даже на Западе был выведен из числа других товаров, и торговля им перестала быть свободной. Она стала строго регулироваться властью. В XVI веке в каждом крупном городе была Хлебная палата, которая контролировала движение зерна и муки. Дож Венеции ежедневно получал доклад о запасах зерна в городе. Если их оставалось лишь на 8 месяцев, выполнялась экстренная программа по закупке зерна за любую цену (или даже пиратскому захвату на море любого иностранного корабля с зерном – с оплатой груза).

2. Либеральная модель

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего, требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.

Либеральная теория представляет собой определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические и политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Отдельные составляющие либеральных доктрин приобретают большую или меньшую значимость в зависимости от конкретных обстоятельств. И хотя теории политического или экономического либерализма опираются на соответствующие онтологические концепции, они имеют, и свои собственные обоснования и потому иногда рассматриваются в отрыве друг от друга.

Северная Атлантика стала местом зарождения либеральной теории. Изначально она была той единой школой общественной мысли. Существовали значительные различия между английскими, американскими и французскими либеральными традициями, которые складывались примерно в одно и то же время, но базировавшихся на разных теоретических источниках. Данное обстоятельство является даже более важным, потому как на кон было поставлено решение различных исторических задач. Со временем либеральные идеи были внедрены в других странах, в том числе в Россию, тем не менее, распространение этих идей сопровождалось заметной трансформацией, потому как изначально данные идеи были даны в качестве ответов на вопросы, которые ставились в совершенно ином историческом контексте. В этой связи, рассуждая сегодня о либеральной теории, необходимо учесть те национальные особенности, которыми она обладала в разных странах мира.

На современном этапе идеи либерализма продолжают свое развитие на Западе, где традиции либеральной философии существуют уже столетия. Как и прежде идеи подвергают критике, опровержению и повторным доказательствам. В последние годы все чаще звучат высказывания о том, что либеральная традиция – скорее миф, нежели реальность, что она эклектична, что составляющие ее теории противоречат друг другу, а использовавшиеся ею способы аргументации несостоятельны, и потому задача современных философов – "защитить историческое наследие либеральной практики от крайностей чересчур либеральной идеологии". Впрочем, у этой точки зрения есть и противники, которые утверждают, что либерализм и в конце ХХ в. играет важную роль в обосновании ценностей западного общества и решении его проблем, и что даже если, вопреки долго бытовавшему предрассудку, не существует либерализма как единой и последовательной традиции, он может и должен быть реконструирован.

Либерализм – определенная часть политического спектра, представленная приверженцами постепенных, умеренных, сугубо легальных перемен. В России практике данный смысл слова "либерал" верно понят: в определенной степени сказывались особенности дореволюционного русского либерализма, последовательно влиявший на представление о тесной взаимосвязи либеральных ценностей и "либеральных", то есть постепенных, умеренных, опирающихся на право методов их осуществления. Тем не менее существенную роль сыграла радикальная критика либерализма, которая прочно закрепила за ним ярлыки, вызывавшие пренебрежительное отношение.

Само понятие "либерализм" трактуют в качестве определенного типа политической практики и институтов, который включает в себя религиозную терпимость и свободу дискуссий, ограничение вмешательства государства в частную жизнь, конституционное правление, опирающееся на разделение властей и свободные выборы, а также экономику, основанную на частной собственности, рынке и свободе контракта.

В этой связи, "либеральными" называют те политические силы, которые настаивают на развитии такой практики и институтов. Данные институты в странах Запада складываются, начиная с XVII в. (а в некоторых аспектах – и раньше), отчасти под влиянием либеральных (но также и консервативных, социалистических и др.) идей, и варьируются в широких пределах.

Основные ценности и принципы либеральной демократии сегодня признаются практически всеми странами мира, в которых либеральная демократия давно стала обычной реальностью. Критика исходит только от крайне правых и крайне левых. Либерализм здесь "победил", хотя и ценой утраты собственной идентичности: в современных условиях ему трудно предложить оригинальную программу, которая могла бы выгодно его отличать от других политических течений. Из идеологии он превратился в мета-идеологию, некую сумму принципов, определяющих рамки и правила идеологической и политической коммуникации. Вместе с тем, там, где имеется опыт либеральной политики, требуются какие-то специфические основания, чтобы называть себя либералом. По словам Е.Шацкого, хотя точного определения либерализма нет нигде, однако, там, где он "имеет долгую историю, этот недостаток восполняется прецедентами и стереотипами, которые мешают людям использовать либеральную концепцию для обоснования чего угодно. Здесь менее склонны включать в нее все, что не является государственным социализмом или сводить либерализм к капитализму как таковому".

Социально-экономическая система региона

Развитие социальной политики органа муниципальной власти

Функции социальной политики

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики:

Первой из главных её функций является обеспечение социальной устойчивости населения и его социальной безопасности. В разных обществах преобладает своя социальная структура, она может подвергаться качественным изменениям на протяжении всей истории одного и того же общества под воздействием революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

Все ныне существующие общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации). Отношения принудительного социального донорства в корне своём антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых форм антагонизма, включая войны между странами и гражданские войны.

Господствующие классы накопили исторический опыт силовой консервации антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX веке, накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путём компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная помощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства – бывший канцлер ФРГ Вилли Брандта писал:

...История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение большинства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы прогресс мог осуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индивидуальной свободы остаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне неравномерно в пользу этого меньшинства.

... Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство....Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...

По мысли В.И. Ленина, суть выбора и проведения той или иной социально-экономической политики – нахождение властями подходящего "подхода к массе". Ленин стремился к максимальной социальной активизации масс. Социальное рыночное хозяйство смягчает социальное неравенство в обмен на социальное партнёрство. Социальная политика "шоковой терапии" погружает массы в режим выживания и тем самым отключает их от активной социальной жизни на период проведения радикальных рыночных реформ. Но какой бы ни была конкретная модель социальной политики, её задача всегда – обеспечить социальную устойчивость, динамизм социального развития.

Второй основной функцией социальной политики является обеспечение политической устойчивостью власти. Данная устойчивость достигается разными путями, в зависимости от типа общества и его исторической принадлежности. Однако суть всегда сводилась к такому распределению, при котором реальное участие социальных групп (и классов) в политических решениях, удерживало доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В обратном случае изменяется классовый тип власти, что приводит к революционным преобразованиям. Эти преобразования так же направлены на обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.

Третьей основной функцией социальной политики является обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), при котором бы признавалось большинством голосов справедливость, не требующая борьбы за передел.

Четвёртая основная функция социальной политики – налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки – эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

Пятая основная функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Шестая основная функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Содержание социальной политики: основные сферы осуществления социальной политики

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

Социальная политика РФ

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики". В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.

Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. В статье 7, пункт 1 отмечается: "Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В пункте 2 говорится: "В Российской Феде- рации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы". В статье 39, пункте 1 говорится: "Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом". В статье 41, пункте 1 записано: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь". Правом законодательной инициативы в области социальной защиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие законопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Социальная защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и экономически активной части населения. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска.

Решающее значение для реализации системы социальной защиты имеет формирование и использование государственных минимальных социальных стандартов, включающих наиболее важные социальные нормы и нормативы. Система государственных минимальных социальных стандартов охватывает трудовые отношения и оплату труда (минимальный размер оплаты труда и пр.); условия и охрану труда (нормальная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочей недели и пр.); сферу занятости (пособие по безработице, размер стипендии на период профессиональной подготовки и пр.); пенсионное и другие виды социального обеспечения (минимальный размер пенсии, трудовые пенсии и пр.), систему государственного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по уходу за больным ребенком и пр.); пособия семьям с детьми и другим категориям населения (пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие матерям и пр.); стипендии; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры; другие социальные пособия и выплаты.

В конце 1991 г. перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стратегии. Основной целью реформ изначально была необходимость повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в качестве явной цели реформ, несмотря на многочисленные декларации о "социально ориентированной экономике" и "социальном государстве". В качестве мотивов, позволивших отложить решение социальных проблем можно назвать слабое имущественное и доходное расслоение общества (разд. 20.2), означающее более или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; "запас прочности" отраслей социальной сферы.

Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После 15 лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблеме Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Проводимая сегодня государством социальная политика противоречит не только Конституции РФ, но и ряду международных актов, определяющих положение населения в стране. Речь идет о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение средней пенсии и средней оплаты труда не должно быть ниже 40 %; базовый стандарт современного государства должен обеспечивать основные компоненты условий жизни (питание, одежду, жилище, минимальные услуги образования и здравоохранения).

Минимальная заработная плата (MPОТ) – установленный законодательно минимальный уровень зарплаты работников за выполнение минимальной нормы труда. Минимальная заработная плата устанавливается в виде минимальной тарифной ставки и должностного оклада и является обязательной для всех предприятий, независимо от их форм собственности. Минимальную заработную плату в нашей стране начали устанавливать в стране с 1975 г. в соответствии с решениями XXIY съезда КПСС. Согласно ст. 133 Трудового Кодекса минимальная заработная плата с учетом других выплат должна соответствовать прожиточному минимуму.

Рассмотрим соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. По данным Минтруда России, в 1990 г. прожиточный минимум составлял примерно 60 руб., а минимальная заработная плата – 90 руб. Следовательно, минимальная заработная плата превышала прожиточный минимум на 15 %. Из приведенных данных следует, что минимальная заработная плата не обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и ее биологическое выживание. В ходе реформ минимальная заработная плата утратила свой социально-экономический смысл и используется в качестве расчетной величины при определении разного рода социальных выплат, расчета окладов и пр.

При определении минимальной заработной платы необходимо учитывать ее соотношение со средней. На необходимость этого указывается в конвенции МОТ N 131. В 1985 г. она составляла 70 руб. и не менялась до развала СССР. II 1985 г. минимальная заработная плата составила почти 37 % от средней по народному хозяйству, которая в тот момент равнялась 190 руб.

За годы реформ минимальная заработная плата составляла не более 10 % от средней заработной платы. Ни в одной из развитых стран разрыв между минимальной и средней заработной платой не достигает такой степени. Уровень минимальной заработной платы по отношению к средней составляет за рубежом приблизительно 40 %.

В настоящее время минимальная заработная плата составляет 1000 руб.; предполагается ее дальнейшее повышение. Для сравнения, минимальная заработная плата в странах Западной, Центральной и Восточной Европы установлена в следующих размерах: во Франции – 1090 евро, Великобритании – 980 евро, Словакии – 148 евро, Литве – 125 евро, на Украине – 44 долл.

При любом экономическом строе пенсионеры, особенно одинокие, – наиболее нуждающаяся в социальной защищенности и социальных гарантиях часть общества. Например, еще в 1976 г. средняя заработная плата работающего пенсионера по народному хозяйству составляла 112 руб., а средний размер выплаченной им пенсии – 70 руб., что в совокупности давало доход, обеспечивающий в те годы уровень потребления, значительно превосходящий минимальный.

Таким образом, средняя пенсия за годы реформ не позволяла пенсионерам выйти на минимальный уровень потребления, рассчитанный для всего населения, и совсем незначительно превышала прожиточный минимум пенсионера, обеспечивающий простое физическое выживание.

Литература

1. Барышкова К. В., Подсумкова А. А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М.: Омега-Л, 2008, с. 224

2. Васильев В. П., Деханова Н. Г., Холоденко Ю. А. Государственное управление. М.: Дело и Сервис, 2009, с. 320

3. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2009, с. 210

4. Глазунова Н. И. Система государственного управления. М.: Юнити-Дана, 2002, с. 552

5. Гомола А. И., Гомола И. А., Борисова Е. В. Правовые основы государственного и муниципального управления. М.: Академия, 2009, с. 336

6. Государственное и муниципальное управление. / Под редакцией А. В. Сурина Краснодар: КДУ, 2008, с. 368

7. Грицюк Т. В. Система государственного и муниципального управления. М.: РДЛ, 2004, с. 592

8. Дидык М. Е. Система государственного управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, с. 352

9. Ершов В. А. Государственное и муниципальное управление. М.: РОСБУХ, 2009, с. 256

10. Зеленев Е. И. Государственное управление. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003, с. 420

11. Кабашов С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. М.: Дело АНХ, 2009, с. 216

12. Кайль Я. Я. Система государственного и муниципального управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, с. 368

13. Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления. М.: Экзамен, 2005, с. 416

14. Комментарий к ФЗ "Об основах государственной службы в РФ"/Отв. ред. В. И. Шкатулла. М.: Экономика 2009. 365с.

15. Кузнецова И. А. Государственное и муниципальное управление. М.: Эксмо, 2008, с. 160

16. Маршалова А. С. Система государственного и муниципального управления. М.: Омега-Л, 2009, с. 128

17. Мокрый В. С., Сапожников А. А., Семкина О. С. Государственное и муниципальное управление. М.: КноРус, 2007, с. 216

18. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления. М.: Юнити-Дана, 2006, с. 576

19. Одинцов А. А. Государственное и муниципальное управление. М.: Экзамен, 2007, с. 416

20. Омельченко Н. А. История государственного управления в России. М.: Проспект, 2009, с. 464

21. Очкин О. А., Уварова Г. Г. Статистика в системе государственного и муниципального управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, с. 384

22. Пикулькин А. В. Система государственного управления. М.: Юнити-Дана, 2007, с. 640

23. Подсумкова А. А., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" М.: Ось-89, 2008, с. 672

24. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2007, с. 368

25. Сарафанов В. И. Информатизация системы государственного управления России. М.: ИНИОН РАН, 2006, с. 118

26. Суркина Ф. Ж. Введение в специальность "Государственное и муниципальное управление". СПб.: Питер, 2008, с. 240

27. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика. М.: Юрайт-Издат, 2009, с. 143

28. Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления. М.: Флинта, 2008, с. 448

29. Харченко Е. В., Вертакова Ю. В. Система государственного и муниципального управления. М.: КноРус, 2009, с. 272

30. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Норма, 2009, с. 432

31. Экономическая теория. / Под редакцией В. Д. Базилевича М.: Рыбари, 2009, с. 217

32. Яновский В. В., Кирсанов С. А. Введение в специальность "Государственное и муниципальное управление". М.: КноРус, 2009, с. 208