Развитие предпринимательства в РФ

Развитие предпринимательства в РФ.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности предпринимательства в РФ

Предпринимательство – разнородное и исторически обусловленное социально-экономическое явление, суть которого (не говоря уж о частных проявлениях) нельзя понять, а развитие – действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места и времени его формирования. При наличии общих генетических и видовых черт оно имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если предпринимательство, скажем, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то в Москве и в Московской области, в Республике Татарстан, Нижегородской, Ростовской областях, Краснодарском крае, Хабаровском крае и других регионах России оно отличается и качественно, и количественно.

Сопоставляя предпринимательство в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.

Российскому предпринимательству свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом оно явно недостаточно охвачено официальными статистическими наблюдениями.

Особенности развития предпринимательства в России:

1. Занятость на одном малом предприятии в среднем по России колеблется в широком интервале.

2. Наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия работают в Дальневосточном округе, а самые мелкие – в Северо-Западном округе. В сельском хозяйстве лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский округ.

3. Наименьшая дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания.

4. Наибольшие объемы оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одно малое предприятие свойственны регионам, особо удаленным от экономического центра страны.

5. Во многих регионах сложившаяся отраслевая структура деятельности предпринимательства вроде бы не поддается объяснению на основе факторов, традиционно характеризующих региональные различия. В ряде случаев процесс формирования отраслевой структуры малого предпринимательства проходит стихийно.

Закономерности, характеризующие параметры дифференциации малых предприятий:

1. В большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании – в отрасли, которой свойственна самая низкая дифференциация регионов России по доле в общем числе малых предприятий и которая крайне слабо зависит от общеизвестных факторов отраслевой дифференциации регионов, в первую очередь от сложившейся специализации хозяйства.

2. Объемы производства в расчете на одно промышленное малое предприятие растут темпами, опережающими динамику этого показателя в других отраслях экономики. Результатом стало существенное увеличение доли промышленности в отраслевой структуре малого бизнеса при снижении удельного веса строительства, а также торговли и общепита.

3. Изменения экономических условий, в том числе благоприятная ситуация для развития импортозамещающих производств в промышленности. При этом в группу с наиболее значительными показателями роста (выше среднероссийских) попали именно те ее отрасли, в которых широко распространены малые формы хозяйствования: текстильная, кожевенная, меховая и обувная, пищевкусовая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Поэтому объемы производства на малых предприятиях в различных регионах тесно связаны с мерой развития в региональной экономике именно этих отраслей.

Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний.

В России в предпринимательстве "сложилась новая система внутрикорпорационного управления и финансирования, оттеснившая традиционные методы управления на второй план". Вместе с этим появился новый институт рискового, или венчурного, капитала.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства являются поддержка инновационных и экспортных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.

Поддержка предпринимательства в РФ

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия на развитие предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.

На протяжении последних 10–15 лет на разных уровнях очень много говорится о важности малого и среднего бизнеса для развития экономики России. К сожалению, реальных шагов, направленных на существенную поддержку, – недостаточно. Выход из данной ситуации из данной ситуации заключается прежде всего в разработке продуманной политики, а также настойчивость и последовательность в ее реализации со стороны государства.

Основным направлением государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса являются "бизнес-инкубаторы" и их различные вариации. Такая методика поддержки малого и среднего бизнеса давно и успешно применяется в мире. Суть в том, чтобы обеспечить начинающим предпринимателям максимально благоприятную среду, снять с них многие административные барьеры, позволить им снизить накладные расходы, дать доступ к новейшим инновационным технологиям и методикам, предоставить возможность обучить персонал современным методам управления и создать пространство информационного обмена, где они могли бы делиться опытом и совместно решать накопившиеся проблемы.

Эти программы, как правило, спонсируются из государственного бюджета или на средства местных органов управления, иногда также за счет отраслевых организаций и международных программ поддержки. Обычно поддержка осуществляется в первые два-три года, потом компания отправляется в самостоятельное плавание и зачастую спустя несколько лет может продолжать участвовать в работе тех же самых "бизнес-инкубаторов", но уже в роли консультанта, специалиста, на собственном опыте знающего, каким образом нужно развивать компанию и что хорошего и полезного можно почерпнуть в "инкубаторе".

При этом все зависит от отрасли, к которой принадлежит компания, и финансирования таких инкубаторов. Обычно в такие программы попадают наиболее перспективные компании, компании, работающие в тех отраслях, где необходимы серьезные вложения в развитие, где требуется применение высоких технологий и в развитии которых заинтересовано государство. В некоторых случаях отбор ведет специальная независимая конкурсная комиссия, иногда программа может быть доступна всем желающим.

Существуют и другие варианты поддержки развития предпринимательства. Например, Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

ЗАО "Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса" (РАПМСБ) является одной из крупнейших российских консалтинговых компаний. Агентство было создано в 1992 году по инициативе Правительства Российской Федерации и при содействии фонда "Ноу-хау" правительства Великобритании. В числе учредителей – Торгово-промышленная палата РФ, Академия имени Плеханова и ряд крупных промышленных компаний.

Всё это время Российское Агентство успешно работает на рынке консалтинговых услуг для малого и среднего предпринимательства, являясь ведущей компанией в этой области. Основная деятельность Агентства заключается в консалтинговой поддержке малых и средних предприятий в России, содействии в установлении деловых связей с российскими и зарубежными партнерами. Агентство ведет большую работу по развитию информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживанию межрегионального и международного делового информационного обмена между предприятиями малого и среднего бизнеса. Эксперты Агентства также активно помогают малым предприятиям на территории России и за рубежом в решении экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.

Агентство имеет налаженные международные и региональные связи и хорошую деловую репутацию, проверенную временем. Большой профессиональный опыт, высокая компетентность, глубокое понимание региональных проблем малого предпринимательства – основные отличительные качества экспертов Агентства. Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса является инициатором и участником многих международных проектов, сотрудничает со многими ведущими зарубежными консалтинговыми компаниями, международными фондами, государственными, общественными и коммерческими организациями стран – членов Европейского союза, ключевых стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Америки.

Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса оказывает комплексную поддержку предприятиям с момента создания компании, можно даже сказать, на этапе ее создания, когда возникает бизнес-идея и под ее реализацию компании требуется, например, получить кредит в банке. Компания помогает в подготовке бизнес-планов, может сориентировать по кредитным программам того или иного банка, а также провести необходимые маркетинговые исследования. В дальнейшем компания оказывает весь комплекс юридических услуг – от регистрации, предоставления юридического адреса и до консультирования по вопросам развития бизнеса.

Направления совершенствования развития предпринимательства в РФ

Предпринимательство в России, вместе с его огромной инфраструктурой, сегодня вряд ли может активно развиваться в необходимом направлении. Для его полномасштабного и всемерного развития, конечно же, в настоящее время требуется поддержка со стороны государства и правительства. В данном случае подразумевается помощь не только организационно-правовая, политическая, геополитическая, но и инвестиционно-финансовая, с учетом целого ряда факторов и причин, ныне влияющих на всю социально-хозяйственную инфраструктуру страны. Но как бы сложно ни развивалась российская пространственность сегодня, какие бы преграды ни стояли перед ней, государство и правительство должно изыскать резервы и финансовые арсеналы, при помощи которых можно оказать содействие предпринимательскому рынку страны, его инфраструктуре не только в их надежной стабилизации, но и в дальнейшем стратегическом развитии.

Среди множества факторов и их составляющих, готовых оказать содействие нынешнему бизнесу, особые рыночные позиции занимают банковские структуры, различные организации и институты подобного типа. Последние не только озаботились проблемами предпринимательства вообще, вопросами конкретного бизнеса в особенности, но и начали активно развивать кредитование небольших компаний. Собираются самые разнообразные сведения, начиная от выборочных наблюдений и кончая специальными опросами руководителей малых структур и приоритетных групп бизнесменов. Отечественные банки сегодня, как никогда, прониклись особым уважением к предпринимательской когорте, к организациям малого бизнеса и начали выдавать им деньги, дивиденды в долг. Объемы денежных средств, выданных подобным организациям в долг, ежегодно растут. За последние два года крупные банка проявляют все большую активность, направленную на формирование и дальнейшее развитие банковской инфраструктуры. Причем на счету каждого из них нынче уже значатся несколько вспомогательных финансовых структур. Интенсивная деятельность банковских структур в этом отношении подстегивается и стимулируется надвигающейся острой конкуренцией со стороны соседних и других адекватных финансовых институтов. И поэтому каждая банковская структура стремится не уступить свой куш, отсечь свой сегмент в данной банковской борьбе на фоне весьма подвижно развивающегося бизнеса делового формирования, на горизонте рыночно обустраивающегося или пытающегося это сделать малого бизнеса, бизнеса будущего, бизнеса, массовое развитие которого в ближайшие годы позволит кардинально изменить существующее положение дел с занятостью и безработицей, с определенными сдвигами в лучшую сторону в отношении уровня жизни и благосостояния российского народа.

Банки и вся банковская система кредитуют не самого предпринимателя как такового, не самого бизнесмена, даже не фирму, предприятие, а сам бизнес. Последний же воплощает в себе совокупный результат работы, предпринимательскую деятельность за определенный период времени. Ссуды же на развитие компаний с нуля в практике отечественного кредитования пока не выдают совсем. И получается, что тот или иной бизнесмен в ходе формирования своего предприятия, своего дела, бизнеса или предпринимательства должен располагать определенными дивидендами для покрытия издержек, связанных с намерением открыть свой бизнес, свое дело, свое направление рыночно-хозяйственной деятельности, свой предпринимательский арсенал, свою бизнес-специализацию и свой уклон предпринимательского характера. В создавшихся инвестиционно-финансовых и социально-экономических условиях скромный бизнес, малый бизнес, бизнес микроформатного типа создать, сформировать и далее должным образом развить оказывается не очень легко, так как стартовым капиталом ни государство, ни правительство, ни тем более банковские формирования обеспечить не могут. У каждого из них, по-видимому, свои заботы, свои интересы, свой круг единовременных и систематических издержек. Последние, конечно же, свободны от инвестиционно-финансовых элементов, которые могут рассматриваться нами даже в качестве тех, которые именуют сегодня остаточными. Но даже при наличии подобных предпринимательство и бизнес сильно и серьезно вряд ли можно продвинуть и радикально изменить в лучшую сторону.

При этом нельзя запамятовать основную значимость бизнеса, малого предпринимательства, вообще всей системы предпринимательства на селе и то, какую помощь сегодня оказывает городской бизнес сельскому. В зависимости от этого и складывается современная социально-хозяйственная обстановка в деревне. А отрывать сельский бизнес от городского равносильно тому, чтобы игнорировать отдельные сегменты российской экономики, абстрагироваться от их реального существования и рыночного развития.

Предпринимательство в своей основе, конечно, будет находиться в выигрыше, если городской бизнес будет помогать сельскому. Несмотря на то, что городской бизнес, уже повернувшись лицом к селу, не окажется в проигрыше, на местах все же предстоит создать принципиально новое сельское хозяйство, которое "станет бороться с супердотируемыми зарубежными конкурентами в условиях роста цен на энергоносители".

В рамках подобных программ и саммитов, круглых столов и форумов на передовые позиции выдвигаются довольно своеобразные и новые для современного общества и бизнеса идеи, модели, версии, настроения, стратегии. Самой важной среди них является отказ от поддержания, как это было прежде, всего того, что находится на плаву, взамен внедрения новейших технологий во все сферы деятельности. Эти мысли и идеи поддерживают сегодня все участники общенационального общероссийского рынка, все представители деловых и предпринимательских кругов, бизнесмены и предприниматели разного уровня, толка и настроения.

В то же время для успешного внедрения городского бизнеса в сельскую среду следует, конечно же, снять целый ряд преград, препон и рубежей, которые в своей совокупности тормозят предпринимательство все более масштабно и негативно, мешая идти по пути формирования и развития социально-экономической стабильности регионов России, в том числе ее сегментов на селе. Среди глобальных штрихов подобного типа и рода следует выделить нескончаемый поток постоянно проверяющих, а также отсутствие нормальной законодательной базы на селе, в сельском бизнесе и предпринимательстве, не позволяющих современному селу эффективно и оптимально развиваться, с каждым днем и годом выглядеть в рыночно обустроенном виде.

Вместе с тем определенная часть участников современного общероссийского рынка к некоторым проблемам предпринимательского толка относится довольно сдержанно, если не сказать, скептически. Это в большей часть касается всего того, что связано с игнорированием тех предприятий бизнеса, того предпринимательского формирования, тех бизнес-структур, которые сегодня, в данный момент как бы находятся на плаву, но при соответствующей поддержке их со стороны государства и правительства они смогли бы реабилитироваться, как-то оздоровиться, прийти в себя с тем, чтобы затем принять активное участие в деловом рынке страны и ее сегментов на местах. Так процесс формирования и развития бизнеса сам по себе не приостанавливается, а как бы продолжается. И то, что было и есть не под силу одним малым структурам в данный момент времени, автоматически переходит в ведение другого вида бизнеса, сам же процесс предпринимательской технологии, от начала и до его конца, является двуединым, общим, неразрывным без элементов прерывности, застоя и депрессии.

И далее отечественный бизнес, судя по всем программным документам, на основе этих инвестиционных программ должен приумножить свои возможности, расширить диапазон своего влияния, стать иным, чем прежде, даже в системе АПК. Безусловно, хочется верить во все это. Но ведь с другой стороны никакие, даже суперпрограммы новейшего образца, если они имеют единовременную основу, не способны обеспечить и обезопасить современный бизнес от всевозможного нашествия в его структуру факторов разного порядка, которые в конечном итоге могут выхолостить его и свести прежние результаты на нет. В ряде стран предусматривается целая система мер, нивелирующих факторов данного направления действия. В качестве одного из подобных факторов, выступающего в качестве одного из глобальных, выделяют государственные дотации, которые действуют на постоянной основе. Подобные меры и пути стимулирования аграрного сектора экономики сегодня актуальны для России.

В отличие от России, развивающимся странам Африки, Азии и других регионов планеты, по-видимому, следует довольствоваться теми ресурсами экономики, которые сегодня им подвластны. Там, где есть дотация на постоянной основе, где экономика села стабильно питается инвестициями со стороны государственного сектора экономики, там и социально-хозяйственная морфология выгодно отличается от стран третьего порядка.

Предпринимательство вообще, а отдельные его составляющие в частности, сегодня представляют весьма важную силу и направление, которые в своей совокупности оказывают всемерное воздействие на состояние и динамизм современного рыночного общества, на сложившуюся и складывающуюся, его территориальную систему, на уже сформировавшийся веками социально-экономический менталитет стран и народов, на стиль, характер, структуру, образ мыслей и чаяний проживающего на той или иной территории населения. Самые многочисленные элементы предпринимательства сегодня по-особому влияют, причем в позитивную сторону, на повседневный статус населения, на его трудовую композицию, на его динамику, на степень подвижности. Именно предпринимательство в период рыночных отношений являет всему миру свою изворотливость, необыкновенную эластичность, способность ориентироваться в особо сложных условиях развития, свойства появляться и исчезать в периоды особой напряженности труда, на этапе своеобразного рыночного обустройства и вхождения целой серии предприятий в его маркетинговую инфраструктуру.