Развитие малого предпринимательства в РФ

Развитие малого предпринимательства в РФ.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Особенности развития малого предпринимательства в РФ

В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В РФ по федеральному закону к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Число малых предприятий в России по отраслям экономики за последние годы не увеличивается, так как имеются серьезные трудности в организации их деятельности. Число малых предприятий по отраслям экономики приведено в приложении 1. За последние годы уменьшилось число малых предприятий в ведущих отраслях экономики: промышленность, строительство, наука и научное обслуживание, образование.

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики характеризуется данными представленными в приложении 2.

Положительным фактором деятельности субъектов малого предпринимательства является рост среднесписочной численности работников.

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности (ОКВЭД) за 2006 г. приведены в приложении 3.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), основные экономические показатели деятельности малых предприятий России за 2001-2006 гг. характеризуются данными, приведенными в приложении 4.

Усиление роли малых предприятий в экономике страны обеспечивается увеличением объемов производства продукции (работ, услуг). Как видно из таблицы, объем продукции (работ, услуг) в 2006 г. по сравнению с 2001 г. увеличился в 6,4 раза, хотя число малых предприятий за этот период времени увеличилось всего на 2,5%. Эти данные свидетельствуют о росте эффективности деятельности малых предприятий.

Повышение роли малых предприятий в экономике страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий. Так, в 2006 г. инвестиции в основной капитал малых предприятий увеличились по сравнению с 2001 г. почти в 3,1 раза, однако за этот период времени удельный вес инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций страны сократился с 4,7 до 2,7%, что не позволяет необходимыми темпами обновлять основные фонды малых предприятий, внедрять новое оборудование.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства.

Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Факторами, ограничивающими рост производства у малых предприятий промышленности, являются отсутствие и изношенность оборудования; недостаточный спрос на внутреннем рынке, общая экономическая и политическая нестабильность, недостаточный спрос на внешнем рынке, высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий, высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий. Факторы, ограничивающие рост производства у малых предприятий промышленности, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, ограничивающие рост производства у малых предприятий промышленности

Развитие малого предпринимательства в РФ

Факторами, ограничивающими производственную деятельность малых строительных организаций, во II квартале 2007 г. были названы следующие (в % от общего числа опрошенных малых предприятий): высокий уровень налогов – 69%; неплатежеспособность заказчиков – 38 (в IV квартале 2006 г. – 64); высокая стоимость материалов, конструкций оборудования – 30 (в IV квартале 2006 г. – 51); недостаток заказов на работы – 24 (в IV квартале 2006 г. – 43); нехватка строительных машин и механизмов – 10; недостаток квалифицированных рабочих – 41; конкуренция со стороны строительных фирм – 45; высокий процент коммерческого кредита – 6 (в IV квартале 2006 г. – 23); плохие погодные условия – 31%.

Факторами, препятствующими нормальной работе малых торговых организаций во II квартале 2007 г., были названы следующие (в % от общего числа опрошенных малых предприятий): высокий уровень налогов – 47 (в IV квартале 2006 г. – 52); недостаточный платежеспособный спрос – 57 (в IV квартале 2006 г. – 61); недостаток финансовых средств – 47 (в IV квартале 2006 г. – 60); высокая арендная плата – 28; высокие транспортные расходы – 24; высокий процент коммерческого кредита – 19; недостаточный ассортимент – 12; отсутствие или нехватка торговых, складских помещений – 10%.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий свидетельствуют, что свыше 80% участников опроса нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% – в надежных законодательных гарантиях. Исследования показали, что около 75% малых предприятий постоянно нуждается в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% – в предоставлении налоговых льгот, 57% – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

Данные опроса руководителей малых предприятий свидетельствуют, что первое место среди факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях, занимает Высокий уровень налогообложения, второе место – неплатежеспособность заказчиков, затем следует недостаточный спрос на предложение (работы, услуги) на внутреннем рынке и высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предприятий. Конечно, при проведении опроса учитывались не все факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства, часть из них установлена в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.

2. Направления развития малого предпринимательства в РФ

Малый бизнес нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государственной власти. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства, что решит многие проблемы, стоящие перед отечественными предпринимателями.

Для уменьшения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов следует:

- создать единую нормативную правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров, а также по вопросам снижения налогового бремени;

- осуществлять регулирование преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не в подзаконных актах; отменить подзаконные акты, препятствующие развитию малого предпринимательства и нарушающие положения действующих законов, в том числе в сферах лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода;

- ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий, а также обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с превышением должностными лицами полномочий при проведении проверок;

- установить упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих кредиторской задолженности;

- законодательно закрепить безвозмездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ;

- установить ограничения на принятие органами государственного контроля (надзора) решений об остановке производственной деятельности малого предприятия при выявлении нарушений;

- установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции;

- ввести дифференцированные размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних; исключить практику установления контролирующими органами "вилок" для величин взимаемых штрафов, практическое применение которых не должно иметь жесткого регламента.

В России на сегодняшний день созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К данным предпосылкам относятся:

- традиционно высокий уровень предпринимательских способностей граждан;

- конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

- законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;

- наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;

- достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства способны стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

Целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

- повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности;

- повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:

- формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;

- финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;

- формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

- повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Существует необходимость снижения налогового бремени, применения упрощенных процедур налогообложения и представления отчетности, создания благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) развития малого предпринимательства. Необходимым условием является улучшение налогового климата для субъектов малого предпринимательства. Это должно быть обеспечено путем разработки и введения в действие соответствующих глав специальной части НК РФ, регламентирующих применение следующих видов систем налогообложения субъектов малого предпринимательства: упрощенной системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и системы налогообложения для определенных видов деятельности (единый налог на вмененный доход). При этом НК РФ не должен содержать норм, напрямую обязывающих субъекты малого предпринимательства переходить на указанные системы налогообложения. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности должны стать валовая выручка или совокупный доход (по выбору самого налогоплательщика), полученные за отчетный период.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, следует организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

- содействие созданию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства;

- разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями; апробация такого механизма в отдельных субъектах РФ с последующим анализом эффективности и выработкой предложений по внедрению на всей территории РФ;

- субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;

- внедрение в сфере малого предпринимательства типовых схем финансовой аренды (лизинга);

- содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;

- развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;

- развитие системы формирования кредитных историй предприятий (в том числе малого бизнеса) специализированными организациями (кредитными бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.

Реализация данных мер позволит существенно улучшить государственную поддержку развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Выводы

Малый бизнес в России уже стал значимым социальным сектором. Он кормит семьи мелких предпринимателей, снимая тем самым нагрузку с государственного бюджета на содержание армии безработных.

Малый бизнес является сегодня самым перспективным сектором экономики. Он держится на свежих идеях, предприимчивости. Когда мы решаем, что может быстро вывести нас из кризиса, обеспечит большое количество рабочих мест, стабильные налоги и экономический рост, предоставляет широкие возможности для молодежи, ответ один: это малый бизнес.

Однако существует немало препятствий для динамичного развития малого бизнеса. Во-первых, этому мешает нестимулирующая налоговая система. Во-вторых, труднодоступность кредитов. В-третьих, негибкая политика в области лизинга.

Но можно приветствовать оптимизацию налогового законодательства.

Развитию малого бизнеса мешает не отвечающая требованиям времени сложившаяся структура предпринимательства. В России основную долю малого предпринимательства составляет торговый бизнес, далее по убывающей следуют переработка сельскохозяйственного сырья, услуги всех видов, промышленное производство, строительство и, наконец, наукоемкий бизнес.

В российском обществе возможны любые реформы, если есть слой инициативных, предприимчивых, способных к инновациям людей. Задача государства – поддержать их. Это нужно сделать не потому, что они просят нас об этом, не потому, что правительство обладает властью, а потому что это – правильно.

Литература

1. Блинов А.С. Малое предпринимательство: Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2007.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: учебник. – М.: Инфра-М, 2006.

3. Гандилов В.И. Правовые проблемы малого предпринимательства. – М.: Экзамен, 2005.

4. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. – М.: Юнити, 2007.

5. Лялин В.Е., Ляшенко В.И., Павлов К.В., Хахулин В.В. Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт. – М.: Инфра-М, 2006.

6. Малое предпринимательство. Сб. норм. акт. – М.:Приор, 2006.

7. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити, 2006.

8. Рунов А.В. Социально-экономические факторы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. – СПб.: Питер, 2006.

9. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2007.

10. Торкановский Е.М. "Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России" // Бизнес и политика – 2006 г. № 3-4 с. 53-56.

11. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. – М.: Вита-Пресс, 2005.

Приложение 1

Число малых предприятий по отраслям экономики, тыс.

Развитие малого предпринимательства в РФ

Приложение 2

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях

Развитие малого предпринимательства в РФ

Приложение 3

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности (ОКВЭД) за 2006 г.

Развитие малого предпринимательства в РФ

Приложение 4

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

Развитие малого предпринимательства в РФ