Развитие и структура рынка услуг в России

Развитие и структура рынка услуг в России

Статьи по теме
Искать по теме

Развитие рынка услуг в российской экономике

Формирование долгосрочных предпосылок экономического развития России сопряжено со структурной перестройкой хозяйственной системы и интенсивным развитием рынка услуг. Анализ современной стадии развития, связанный с рассмотрением новой социально-экономической структуры общества, осуществлялся представителями самых различных научных направлений. Многочисленные дискуссии привели к формированию разных концептуальных подходов, содержательному анализу которых посвящено немало работ. Представителями одного подхода являются сторонники теории постиндустриального общества, формирование и развитие которого сопровождается снижением роли материального производства и расширением сектора услуг. Приверженцы другого подхода новый этап развития характеризуют как "информационное общество", поскольку информация превращается в ключевой экономический ресурс. Сторонники третьего подхода исследуют закономерности формирования общества, основанного на знаниях. Подобное противопоставление отражает реальные "поиски" науки, не охватывающей всего комплекса отношений и противоречий нового общества в условиях, когда оно еще не стало оформившимся целым. Одновременно происходит преодоление технократического подхода к экономическому развитию в научной теории, который не учитывал значимости и огромной роли социальных факторов.

Новый подход к пониманию сущности, источников, и факторов экономического развития призван разрешить противоречие между производством и потреблением на качественно другом уровне. Вместе с переходом к современной стадии экономического развития сектор услуг, в том числе информационных, занимает ключевое место в хозяйственной жизни страны и становится основой экономического развития.

Для углубленного исследования содержательной трактовки категории "структурные изменения" в диссертации выполнен сравнительный анализ таких понятий как "расширенное воспроизводство", "экономический рост", "экономическое развитие", "эволюция экономических систем". Необходимо отметить, что все понятия характеризуют движение экономической системы в социально – экономическом пространстве и социально – экономическом времени, это обстоятельство их объединяет. Процесс расширенного воспроизводства отражает не только рост производства, но и изменения в воспроизводстве рабочей силы, а также производственных отношениях. В связи с этим, в экономической литературе расширенное воспроизводство отождествляют с экономическим развитием в целом, а экономический рост – лишь с отдельными аспектами этого развития.

Экономический рост нередко противопоставляется понятию "развитие", на том основании, что рост это, прежде всего, количественные изменения, а развитие – это качественное изменения в экономике. Проблема заключается в том, что количественные и качественные сдвиги в экономике так тесно переплетены между собой, что их можно отделить друг от друга только на уровне научной абстракции. Не только развитие, т.е. возникновение качественно новых явлений в народном хозяйстве, невозможно без его роста, но и экономический рост невозможен без качественных и структурных изменений, формирующих переход к новым источникам и факторам.

Продолжаются дискуссии о "линейной" и "нелинейной" моделях структурных изменений в экономике. В первом случае экономическая динамика предстает в виде линейно-стадиальной схемы, а результат процесса структурных изменений повторяет основные черты индустриально развитых стран-лидеров. Дальнейшее углубление такой подход получил в теории догоняющего развития. В рамках этого подхода разрабатывались стратегии для развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Часто программы, разработанные в рамках этой стратегии, с трудом совмещались с реальной экономической жизнью страны. Противоречия между программными и реальными процессами изменений обострялись еще и потому, что цели, задачи, приоритеты экономических преобразований формулировались на базе опыта стран-лидеров, предполагая "линейный" характер экономической динамики развивающихся стран и государств с переходной экономикой в рамках однотипной схемы с универсальными стадиями и общими закономерностями.

Разграничение понятий "экономическое развитие" и "экономический рост", на наш взгляд, следует провести по нескольким направлениям. В диссертационной работе доказано, что развитие, во-первых, более широкое понятие, чем рост (включает цель, задачи, мотивацию, ценностные ориентации, институты, определяющие его направленность); во-вторых, в экономическом развитии определена двоякая роль человека: в качестве фактора производства (как в моделях экономического роста) и в качестве основного критерия и приоритета развития; в-третьих, развитие и рост основаны на разных механизмах взаимодействия "экономической системы" и "среды". Процесс развития помимо эволюционной стадии, включает качественные изменения в структуре экономики. При этом "структурные сдвиги" сопровождаются скачкообразными изменениями величин, которые характеризуют секторальную, отраслевую, технологическую структуру экономики, валовой добавленной стоимости, занятости и т.д.

Исследование развития российской экономии в 1990-2005 гг. позволяет выявить два качественно различных периода: этап суженного воспроизводства (1990-1998 гг.) и этап восстановительного развития (1999-2005гг.). Каждый из этих этапов сопровождался структурными изменениями.

На первом этапе рыночных реформ (1990-1998 гг.) объем промышленного производства сократился в два раза. При этом производство продукции обрабатывающих отраслей уменьшилось еще более, например, легкой промышленности – в пять раз. На втором этапе (1999-2005 гг.) объем промышленного производства увеличился, однако не достиг докризисного уровня. Наиболее динамично развивались отрасли услуг (приложение 1).

Структурные сдвиги являются не только результатом, но и предпосылкой развития экономики страны. Трансформация структуры российской экономики отражает количественные и качественные закономерности, позволяя выявить тенденции изменений. В экономически развитых странах на долю отраслей услуг приходится две трети валового внутреннего продукта. Рост сектора услуг является общей закономерностью социально-экономического развития стран и регионов на протяжении ХХ-XXI вв. Этот вектор определяет ключевые направления структурных сдвигов в экономике индустриальных государств. Именно услуги занимают наибольший удельный вес как в структуре валового внутреннего продукта (ВВП), добавленной стоимости, так и в товарной структуре экспорта.

Развитие рынка услуг имеет определенные экономические предпосылки. Во-первых, высокий рост производительности труда в сфере материального производства, обусловливает снижение относительной стоимости товаров, что обеспечивает достаточный уровень "насыщения" в потреблении товаров. Во-вторых, вместе с ростом уровня жизни населения и прибыльности фирм увеличивается платежеспособный спрос и потребление услуг. Рост доходов и уровня жизни повышает приоритетность услуг в иерархии потребностей фирм и домохозяйств.

Обобщение и систематизация теоретических подходов, существующих в экономической литературе, а также использование межсекторального критерия классификации в диссертационной работе позволили представить структуру экономики в виде взаимосвязанных и взаимозависимых секторов. Первичный сектор включает производство сырья, в его состав входят такие отрасли как сельское хозяйство, лесное хозяйство, добывающая промышленность. Первичный сектор экономики был доминирующим на определенном этапе экономического развития, когда хозяйственная система всецело зависела от природного фактора, который выступал существенным ограничением экономического роста и определял границы развития национальной экономики. Вторичный сектор включает обрабатывающую промышленность, то есть отрасли, преобразующие сырьё в конечную продукцию. Этот сектор доминировал на индустриальной стадии развития, когда технико-экономические особенности развития отраслей, во многом зависимые от размеров капитала, существенно влияли на темпы роста. Развитие третичного сектора становится доминирующим на постиндустриальной стадии развития экономических систем, когда существенно возрастает роль "человеческого капитала". Под влиянием третичного сектора происходят качественные изменения как в первом, так и во втором секторах экономики, трансформируются количественные пропорции, меняются поведенческие стереотипы как фирм, так и домохозяйств. Вместе с изменением "экономической архитектуры" в результате дифференциации сферы услуг, специализации и интеграции отраслей, в экономике появляются новые сектора, а в научных теориях и исследовательских разработках – более детализированные классификации.

Структура сектора услуг в Российской экономике

Структура сектора услуг является сложной и неоднородной. Третичный сектор включает производство материальных услуг, а именно: транспорт, связь (коммуникации) и коммунальные услуги. Четвертичный сектор включает торговлю, финансы, страхование и операции с недвижимостью. Пятеричный сектор включает отрасли здравоохранения, образования, науки и научного обслуживания, сферу рекреаций, управление (правительственные учреждения).

Макроэкономическое развитие закономерно сопровождается структурными сдвигами в национальной экономике, изменением количественных пропорций, усложнением взаимосвязей между частями, сменой секторов, определяющих развитие (локомотивов). Необходимо учитывать, что закономерности сохранения целостности системы, поддерживающие устойчивость, и закономерности развития системы, стимулирующие изменчивость ее структуры, обеспечиваются действием качественно различных механизмов.

Современное развитие сферы услуг сопровождается структурными изменениями экономических систем, которые включают: межсекторальные, межотраслевые, межрегиональные, технологические, институциональные сдвиги; превращение отраслей услуг в один из локомотивов экономического развития, усложнение и дифференциация их структуры; расширение информационных технологий, радикально меняющих принципы организации производства товаров и услуг, повышение их роли в системе факторов экономического развития. В современных условиях важно сформировать адекватную "вызовам времени" структуру экономического развития. Механизмы структурных изменений в обобщенном виде включают следующие сдвиги в экономических системах вообще и в национальной экономике России, в частности, во-первых, резко сокращается доля и роль отраслей материального производства как в валовом внутреннем продукте (ВВП), так и в структуре занятости населения. На стороне "предложения" происходит рост производительности индустриального труда, что обусловливает сокращение численности занятых в отраслях материального производства. На стороне "спроса" происходит сдвиг в пользу услуг, поскольку вместе с ростом уровня жизни и увеличением прибыльности фирм изменяется структура производственного и личного потребления. Вместе со снижением относительной роли материального производства происходит ускоренный рост и развитие рынка услуг – образовательных, медицинских, туристических, инфраструктурных, деловых финансовых, информационных, консалтинговых. Происходит изменение природы экономического развития, формирование новых его полюсов, источников и факторов.

Рынок услуг представляет собой один из видов рынка, функционирующих в экономике, где объектом купли-продажи выступает многообразие различных услуг фирмам, домохозяйствам, государству, общественным организациям. Анализ современной научной литературы свидетельствует о том, что среди исследователей рынка услуг не существует единого подхода к его определению. Обобщая и систематизируя существующие в зарубежной и отечественной литературе точки зрения, по меньшей мере, можно выделить два различных подхода. В одних работах понятие "рынок услуг" трактуется как сфера обмена услугами, в других публикациях оно определяется как система экономических отношений между производителями услуг и их потребителями. В диссертации отмечается, что рынок услуг является тем механизмом, который осуществляет взаимосвязь между спросом и предложением на услуги, соединяя для заключения рыночной сделки производителей и потребителей услуг. В диссертационной работе при анализе рынка услуг выделены различные уровни его функционирования, среди которых важнейшими являются: метауровень (международный рынок услуг); макроуровень (национальный рынок услуг); мезоуровень (региональный); микроуровень (локальный, местный). Типология рынков услуг включает: во-первых, рынок потребительских услуг, ориентированный на потребительский спрос домохозяйств, при этом экономическая деятельность субъектов рынка осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей населения; во-вторых, рынок производственных услуг, спрос на котором формируют фирмы, а экономическая деятельность субъектов рынка ориентирована на поддержание функционирования отраслей производства. Стоимостной эквивалент затрат транспорта, связи, торговли, направленных на доведение товара до потребителя, включается в конечную рыночную стоимость продукта, находящегося на рынке. Наиболее динамично в последние годы развивается сегмент платных услуг.

Общий объем и структура платных услуг, предоставляемых населению РФ, представлены в приложении 1.

Пропорции между рыночными и бюджетными услугами как в странах западной Европы и США, так и в России определяются политикой либерализации и приватизации. Усиление процессов "дерегулирования" способствовало сокращению ряда функций государства. В то же время государство по определенным направлениям сохраняет прочные позиции в сфере услуг. Несмотря на это, научных разработок, посвященных анализу "бюджетных услуг", теоретическому осмыслению институциональных особенностей функционирования инвестиционного механизма сектора государственных услуг, недостаточно. Если механизмы формирования и развития рынка услуг представлены в аналитических работах многих авторов, то сфера государственных услуг (особенно муниципальных) является наименее изученной. В отечественной литературе государственные услуги рассматриваются как часть услуг, оказываемых потребителям на безвозмездной и безвозвратной (полностью или частично) основе, за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и целевых бюджетных фондов. В процессе оказания государственных услуг используются элементы рыночного механизма, что проявляется в возмездном характере оказания услуг со стороны государства, внедрении и расширении практики платного обслуживания по отдельным услугам и конкретным потребителям, присутствии организаций, оказывающих государственные услуги на "платной основе". Портфель государственных услуг включает важнейшие виды обслуживания: социальные, медицинские, коммунальные, поддержание правопорядка и др.

В РФ услуги делятся по принципу платности: бесплатные, частично оплачиваемые и полностью оплачиваемые услуги. К бесплатным государственным услугам относятся: дошкольное и школьное образование, социальное обслуживание, базовый набор медицинских услуг, библиотечное обслуживание, противопожарная защита, управление, в т.ч. общественная и экологическая безопасность, и др. Услуги государственных учреждений профессионального образования, музеев и театров, учреждений физкультуры и спорта, жилищно-коммунальные и другие услуги входят в состав частично оплачиваемых. Полностью оплачиваемыми являются услуги негосударственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, спорта и др. Отраслевая структура государственных услуг (также как и услуг в целом) включает: образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культуру и искусство, жилищно-коммунальное хозяйство, физическую культуру и спорт, охрану правопорядка и поддержание общественной безопасности, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, включая пожарную безопасность, оборону, природоохранную деятельность, нацеленную на поддержание экологической безопасности, государственное (региональное, муниципальное) управление. По целевой направленности государственные услуги (и услуги в целом) разграничивают на услуги домохозяйствам, фирмам и услуги обществу. По степени персонификации выделяют, адресные (персонифицированные), которые включают: услуги социального обеспечения, здравоохранения, образования и неперсонифицированные услуги, т.е. те, которые потребляются коллективно (например, услуги культуры и искусства). Следует разграничивать также источники финансового возмещения государственных услуг, которые включают три группы: во-первых, бюджеты различных уровней, во-вторых, целевые бюджетные фонды, в-третьих, доходы населения и фирм, из которых финансируются частично и полностью оплачиваемые услуги. Группировка услуг по уровням бюджетной компетенции включает федеральный, региональный и муниципальный уровни. Социальные льготы, предусмотренные федеральным законодательством, возмещаются в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Социальные льготы, предусмотренные региональными законодательством или правовыми актами муниципальных образований, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов. Определяющее влияние на качество человеческого капитала оказывают услуги образования и здравоохранения.

В России не только вырос объем образовательных услуг, но и изменилась их структура. Число ВУЗов в РФ возросло с 535 (1992 г.) до 1068 (2005 г.), из них 413 являются негосударственными. Число студентов за тот же период соответственно увеличилось с 2638 тыс.чел. до 7064 тыс. чел., в том числе в негосударственных ВУЗах в настоящее время обучаются 1079 тыс. студентов.

Запасы здоровья и способностей человека создаются в результате наличия благоприятной социальной организации общества, инвестиций в системы здравоохранения и образования, собственных накоплений, обусловленных полученным образованием и др. Таким образом, запас здоровья и способностей определяет возможность использования человеком его трудовых качеств, а значит, влияет на производительность труда человека и в целом на процесс экономического развития.

Во всем мире, безотносительно к типу экономической организации общества, объективно возрастает потребность в рекреации, реализуемая посредством оказания медицинских и туристических услуг. Цель туристического бизнеса – максимизация прибыли в результате удовлетворения специфических туристических услуг. Все предприятия и организации туристического бизнеса составляют систему, которую принято называть отраслью экономики туризма. Субъектами рассматриваемого бизнеса являются – производители (поставщики) услуг (предприятия и организации в местах пребывания, транспортные компании, гостиницы и пр.); фирмы, организующие туристическую деятельность (туроператоры, туристические агентства); учреждения, которые специализируются на обслуживании туристов и обеспечивают их ночлег, питание, перевозки; работники и их коллективы предприятий, осуществляющие обслуживание туристов; управленческие структуры (государственные, частные, общественные) регулирующие сферу туристического бизнеса; конечные потребители туристического продукта – туристы, население.

В России, после некоторого спада, обозначился рост туристских услуг, увеличились объемы их экспорта и импорта. В 2004 г. удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг составил 2,6% (1995 г.-4,6%; 2000 г. -3,0%; 2001 г. – 3,2%; 2002 г. – 3,4%, 2003 г. – 3,0%). Удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг составил 12,0% (1995 г.14,0%; 2000 г. -14,5%; 2001 г. – 12,5%; 2002 г. – 13,4%, 2003 г. – 12,5%).

В России в ближайшей перспективе планируется создать туристско-рекреационные зоны в таких регионах как Республика Бурятия, Иркутская область, Ставропольский край, Краснодарский край, Алтайский край, Республика Алтай, Калининградская область. Объем инвестиций, который предусматривается выделить на эти цели, составит 336 млрд. рублей.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что такой сегмент, как рынок гостиничных услуг развивается медленно и не удовлетворяет платежеспособного спроса населения. В основном развиваются гостиницы для богатых и очень богатых. Потребности "среднего класса" в доступных по цене гостиницах до сих пор не удовлетворяются. За последние годы динамика основных показателей деятельности гостиниц и санаторно-курортных организаций является нисходящей (приложение 2).

Потенциал этого сегмента рынка услуг используется не в полной мере. Особенности географического положения России определили значительную долю транспортных затрат в стоимости товаров и услуг. В России доля транспортных издержек в валовой добавленной стоимости выше, чем в других странах и составляет более 8%. Развитие транспортных услуг в настоящее время направлено на обеспечение растущих потребностей экономики РФ, снижение издержек транспортировки товаров и грузов по территории страны, улучшение качества транспортных услуг, предоставляемых населению. Транспорт является стратегически важной отраслью экономики РФ.

По протяженности железнодорожных путей РФ уступает лишь США, однако в России невелика плотность железных дорог. Необходима модернизация и развитие всей транспортной инфраструктуры – железнодорожных путей и автомобильных дорог, морских торговых портов, внутренних судоходных путей, а также воздушного транспорта.

Спрос на услуги в разработке программного обеспечения будет возрастать как в связи с развитием процессов информатизации страны, так и развитием услуг по "оффшорному программированию" – то есть разработку программного обеспечения по заказу зарубежных фирм, действующих в этой сфере. Развитие услуг в сфере образования и культуры несет очевидные положительные внешние эффекты. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного сокращения доли лиц, занятых в промышленном секторе экономики. Деятельность консалтинговых фирм важна для распространения организационно-управленческих нововведений, обеспечивающих повышение гибкости производства, конкурентоспособности и экономического роста.

Современную экономику все чаще называют "обществом сервисного хозяйства" или "цивилизацией услуг". Следует признать, что концептуальные основы формирования "сервисной экономики" пока еще не созданы. Вместе с тем изменения, вызываемые в экономике развитием сферы услуг, протекают стремительно. Это придает особую значимость своевременности теоретических и эмпирических обобщений процессов ее формирования. Эффективное функционирование рынка услуг оказывает положительное влияние на экономическое развитие, создавая необходимые условия для сбалансированности спроса и предложения на услуги.

Развитие разных сегментов сектора услуг отличается разным горизонтом действия. Так, наибольший временной лаг имеет развитие отраслей и рынков, направленных на инвестиции в человеческий капитал. Речь идет об образовании, здравоохранении и др. Их влияние на экономический рост нарастает постепенно, по ходу проведения преобразований. Развитие рынка услуг кроме непосредственного влияния на экономику, оказывает косвенное влияние на некоторые важные факторы экономического роста – инвестиционную привлекательность экономики, деловой климат в стране, конкурентоспособность отраслей, регионов, предприятий, товаров. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что ближайшей перспективе экономический рост и структурные изменения в России могут быть обеспечены во многом за счет опережающего развития отраслей услуг.