Развитие и рост организма

Развитие и рост организма.

Статьи по теме
Искать по теме

Организм человека

Организм человека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл – "онтогенез". Онтогенез (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis – происхождение, развитие)- процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти. Часть онтогенеза протекает внутриутробно, это антенатальный, или преднатальный, онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти. Это постнатальный онтогенез. В течение онтогенеза увеличиваются масса и размеры тела и отдельных органов, т. е. происходит их рост. Наряду с этим происходят качественные изменения, т. е. развитие отдельных физиологических систем и целостного организма. Именно в процессе развития осуществляется постепенная реализация наследственной информации, которая была заложена при оплодотворении. Эти изменения имеют первостепенное значение для формирования организма детей и подростков.

a) Организм как целое. Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически (соподчинено) организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения и выполняемой функцией. Элементом системы является клетка. В организме человека более 100 триллионов клеток. Клетки представляют собой, в свою очередь, микросистему, отличающуюся сложной структурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клетками. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Основные типы тканей: эпителиальная, соединительная, костная, мышечная и нервная. Каждая из тканей выполняет определенную функцию и обладает специфическими свойствами. Характерным свойством мышечной ткани является сократимость, нервной ткани- возбудимость и проводимость.

Ткани образуют органы. Органы занимают в теле постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани; почки осуществляют выделение конечных продуктов обмена веществ; легкие осуществляют газообмен организма с внешней средой, обеспечивая организм кислородом, и т. д. Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную, ведущую функцию.

Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Например, слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены в систему пищеварения, сердце и сосуды – в систему кровообращения.

Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая системой органов, согласованна и подчинена единому целому. Каждая структурная единица вносит свой вклад в функционирование организма, но организм – не сумма отдельных структур, а единое целое и как целое приобретает свои особые свойства, осуществляет свою жизнедеятельность и взаимодействует со средой.

Рост и развитие организма человека

С тех пор, как в ходе эволюции возникли многоклеточные организмы, превращение оплодотворенного яйца во взрослую особь совершается в каждом поколении в процессе роста и развития. Рост, т.е. увеличение размеров, достигается за счет повышения количества таких субъединиц, как молекулы и клетки. Развитие, т.е. качественное изменение, обеспечивается синтезом новых соединений и образованием клеток разных типов в результате дифференцировки.

Процессам роста и развития присущи определенные физические ограничения, удерживающие увеличение размеров и изменения формы в известных пределах. С увеличением линейных размеров вдвое площадь поверхности увеличивается в 4 раза, а объем в 8 раз. Это имеет важнейшее значение для таких параметров, как регуляция температуры и прочность структуры, необходимой для поддержания возрастающей массы организма. Хотя клетки бывают самых разных размеров – от крошечного сперматозоида до огромного яйца страуса – их размеры тем не менее ограничиваются теми расстояниями, которые могут быстро преодолеть питательные вещества и продукты распада, диффундируя в цитоплазме. Некоторые из самых крупных клеток нашего тела – нервные и мышечные – справляются с этими ограничениями, сочетая увеличение длины с сильным сокращением диаметра. С другой стороны, уменьшение размеров клеток тоже не может быть безграничным: необходим некий минимальный объем, где могли бы разместиться все разнообразные внутриклеточные структуры.

Рост и развитие традиционно воспринимаются как процессы, идущие по нарастающей (со знаком "плюс"); на самом же деле они могут идти и со знаком "минус". Поэтому в общем смысле рост представляет собой изменение, а не "приращение". Фундаментальное свойство роста – обновление, т.е. утрата отдельных частей и добавление новых. При росте с положительным знаком процессы синтеза идут активнее, чем процессы распада. При старении преобладает обратное соотношение. На протяжении большей части жизни взрослого организма синтез и распад сбалансированы. Можно сказать, что в состоянии равновесия организм в каждый данный момент чуть-чуть умирает и чуть-чуть возрождается. Время полужизни содержащихся в организме веществ измеряется периодами от нескольких минут до нескольких месяцев. В состоянии постоянного обновления находятся все органеллы клетки. Продолжительность жизни клеток многих типов ограниченна, а это означает, что их число остается постоянным только потому, что образуются новые клетки данного типа. Обновление возможно даже на тканевом уровне – например, в яичниках созревают новые фолликулы для замещения утраченных в предыдущем менструальном цикле.

Все живое состоит из клеток. Поскольку клетки не могут быть крупнее некоторых максимальных размеров, рост организма возможен только за счет увеличения числа клеток. Последнее достигается с помощью митоза – клеточного деления, при котором сначала на две части делится ядро, а затем цитоплазма.

Каждая из двух клеток, образовавшихся в результате митоза, вдвое меньше исходной. Поэтому прежде чем приступить к следующему делению, клетки должны пройти период роста, в ходе которого у них удваивается число органелл и пополняется количество цитоплазмы. Лишь после восстановления нормальных размеров клетки готовы к следующего делению.

Форма и размеры клеток зависят от их функции. Тело человека построено из клеток нескольких сот разных типов, которые по их способности к делению можно разбить на три категории. Наивысшей митотической активностью обладают клетки обновляющихся тканей, названных так потому, что они постоянно обновляются на клеточном уровне. Например, эпидермальные клетки делятся, находясь в базальном слое кожи; затем по мере продвижения к поверхности кожи они дифференцируются, а оказавшись на поверхности, отмирают и слущиваются, прожив лишь несколько недель. Эпителиальные клетки, выстилающие пищеварительный тракт, иногда живут всего несколько дней, после чего отмирают и выводятся с фекальными массами. Сперматозоидам, яйцеклеткам и клеткам крови уготована та же судьба: они рождаются, стареют и гибнут, и процесс замены их новыми клетками повторяется многократно.

Клетки второй категории способны к митозу, но потенциально могут существовать до тех пор, пока жив организм в целом. Такие клетки составляют т.н. разрастающиеся ткани: они растут только в период роста всего тела, а после того, как организм достигает окончательных размеров, митотическая активность прекращается. Разрастающиеся ткани образуют многие внутренние органы – печень, почки и железы, как эндо-, так и экзокринные.

К третьей категории относятся клетки, которые по окончании ранних стадий развития совершенно утрачивают способность к делению. Примерами могут служить клетки таких тканей, как нервная и мышечная. Хотя эти клетки могут оставаться живыми до тех пор, пока жив организм, они настолько высокоспециализированы, что митоз для них невозможен. Именно поэтому сердце и головной мозг не способны к регенерации. Их клетки могут увеличиваться в размерах, но не в числе, и эти органы, во всяком случае у высших животных, расходуют в процессе развития весь запас эмбриональных клеток, которые могли бы обеспечить в дальнейшем восстановление поврежденной ткани. У низших позвоночных животных – рыб и хвостатых амфибий – сохраняется достаточное количество недифференцированных клеток, чтобы обеспечить регенерацию некоторых частей как головного и спинного мозга, так и сердца. Среди тритонов есть виды, способные регенерировать даже хрусталик и сетчатку глаза после полного иссечения этих структур.

Процессы роста и развития организма человека

Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенеза. Организм не является простой суммой миллиардов клеточных элементов. Это качественно новый уровень клеточной формации. Ткани, органы и системы тесно связаны между собой и составляют единое анатомическое и функциональное целое, обуславливая работу всего организма. Вместе с тем, принцип целостности организма органично связан с признанием его индивидуальных особенностей, то есть – человек как отдельное, есть единство частного и общего, с потенциальным признанием индивидуального и особенного в каждом человеке.

Любой организм для своего роста, развития и жизнедеятельности нуждается в определенных условиях существования, представляя единое целое с окружающей средой. У высших животных и человека в согласованной работе всех органов и систем, а также в осуществлении связи с окружающей средой руководящую роль играет нервная система. Всякие изменения во внешней среде оказывают влияние на весь организм через нейро-эндокринный аппарат, в результате чего соответственно изменяются функциональные реакции, помогающие приспособиться организму к определенным условиям существования.

Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. Современный врач, призванный заботиться о здоровье ребенка, не может относиться к детскому организму как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду от рождения до зрелости свойственны свои специфические особенности строения и функционирования.

Являясь биологическим объектом природной экосистемы и членом общества, человек находится под воздействием сложного комплекса климатических, химических, радиоактивных, электромагнитных, шумовых и других факторов, своеобразной социально-экономической среды его обитания. Поэтому здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Институтом гигиены детей и подростков России предложено более конкретное определение здоровья: "здоровье – отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды". Подчеркивая индивидуальные аспекты состояния здоровья, Щедрина А.Г. (1996) дает такую характеристику понятия: "здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции".

Проблемы роста и развития организма человека

Появление термина "развитие" связано с именем У. Гарвея (1578-1657 гг.), который провозгласил известный принцип "Все живое происходит из яйца". Но как представлял он себе яйцо? В виде взрослого, но многократно уменьшенного организма, окруженного оболочкой. Причем все части такого микроскопического организма Гарвей считал водянистыми, прозрачными и такими спутанными и извитыми, что для того, чтобы стать видимыми, они должны были в буквальном смысле слова развиться, а потом уже стать непрозрачными, плотными. Так что в результате усиленного употребления слово "развиться" утратило свое первоначальное значение "распутаться" и "раскрутится, распрямится".

В настоящее время под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.

Понятие о росте и развитии организмов является одним из фундаментальных понятий в биологии. При этом под термином "рост" понимается увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их молекул, то есть количественные изменения. Рост и развитие, то есть количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. В этом случае рост, как и другие структурные и физиологические особенности организма являются генетически предопределенными в каждом из возрастных периодов. То есть, рост не представляет собой чего-либо самостоятельного, а лишь сопутствует основным качественным изменениям, характеризующим развивающийся организм. Например, формирование двигательной активности ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, участвующих в осуществлении двигательных функций. Качественное совершенствование двигательных функций, в свою очередь, способствует количественному морфофункциональному созреванию мозговых структур, так как вследствие увеличения двигательной активности ребенка более интенсивно идет формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и корковых образованиях головного мозга. Как и все в природе, всякое количество соответствует некоторому качеству.

Закономерности роста организма человека

Для понимания индивидуальных различий формы и функции у человека крайне важным является изучение процесса роста, поскольку многие из этих различий обусловлены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела. Рост – количественная сторона развития. Этот процесс непрерывен и носит волнообразный характер. При рождении рост ребенка равен 50 см и к концу первого года жизни он увеличивается в среднем на 50% и достигает 75-80 см, масса тела при этом утраивается. Затем темпы роста несколько снижаются (вплоть до периода полового созревания). С наступлением пубертатного периода начинается второй скачок роста. За год длина тела увеличивается на 7-8 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13- 14 -девочки и мальчики растут почти одинаково, а в 14-15 лет юноши обгоняют в росте девушек. В дальнейшем это превышение сохраняется у мужчин и женщин на протяжении всей жизни. Таким образом, на разных этапах онтогенеза показатели роста меняются с различной скоростью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.

Одно из самых ранних наблюдений динамики процессов роста было проведено в 1759 – 1777 годах графом Филибертом де Монбейяром. Объектом исследования был его сын, у которого каждые 6 месяцев с момента рождения до 18 лет регистрировался рост длины тела.

Развитие и рост организма

Рис. 1. Рост длины тела сына де Монбейяра с момента рождения /1759 г./ до 18 лет

На рис. 2А по вертикальной оси отложены абсолютные размеры длины тела в соответствующие годы, на нижнем графике (2Б) – прирост длины тела от одного возраста к другому. Если представить себе процесс роста, как некую форму движения, то верхний график дает нам представление о пройденном пути, а нижний – о скорости. Понятно, что скорость роста лучше отражает состояние ребенка в каждый момент, чем абсолютные значения длины тела, так как они во многом зависят от роста ребенка в предыдущие годы.

Исходя из этого, как показано на рисунке, скорость роста длины тела с возрастом неуклонно уменьшается. Но в самом конце ростового периода (в возрасте 13-15 лет) наблюдается выраженное ускорение роста, получившее название пубертатного скачка роста.

Аналогичный тип кривой скорости роста характерен и для внутриутробного развития. В этом случае максимальная скорость роста плода характерна для первых четырех месяцев внутриутробного развития. Таким же образом изменяется и вес плода, с той разницей, что максимальная скорость достигается несколько позже – обычно на 34 неделе внутриутробного развития. К моменту рождения скорость роста плода несколько замедляется. Сразу после рождения скорость снова увеличивается.

В первые два месяца внутриутробного развития скорость роста длины тела не очень велика. Стадия эмбриона с характерными для него процессами морфогенеза продолжается до взрослого состояния, а в некоторых частях тела – и до старости. Но в общих чертах он завершается на 8-й неделе внутриутробного развития и к этому времени эмбрион приобретает характерные признаки человека.

Большая скорость роста плода объясняется главным образом процессами дифференцировки органов и тканей. По мере роста плода число делящихся клеток во всех тканях уменьшается, и принято считать, что после 6-го месяца внутриутробного развития практически не происходит образования новых мышечных и нервных клеток. В это же время скорость роста линейных размеров резко падает. Таким образом, постнатальный рост по крайней мере некоторых тканей сводится к развитию и увеличению уже существующих клеток, а не к образованию новых. Косвенным подтверждением тому является изменение массы тела. Так, вес тела новорожденного больше массы зиготы примерно в 1 миллиард 20 миллионов раз, тогда как за 20 лет жизни едва ли увеличивается больше чем в 20 раз. При этом темпы роста тела в длину и изменение массы тела на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью. Наиболее интенсивно изменение длины и массы тела происходит на первом году жизни. Этот этап жизни часто называют периодом первого вытягивания. Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округления (в среднем от 1 до 3 лет). Новый скачок роста наблюдается в 5-7 лет – период второго вытягивания. Годовой прирост длины тела в это время может составить 7-10 см. С 7 до 11 лет рост тела в длину замедляется – второй период округления. И, наконец, возрастание темпов физического развития в период полового созревания – третий период вытягивания (с 11 – 12 до 15-16 лет). В последующие годы темпы физического развития снижаются и рост у женщин останавливается приблизительно к 18-22 годам, а у мужчин к 20 – 25 годам.

Известно множество факторов, оказывающих влияние на скорость роста и развития. Некоторые из них носят наследственный характер и с раннего возраста способствуют ускорению или замедлению физиологического созревания. Другие (питание, время года, психологический стресс) относятся к категории факторов внешней среды и влияют на скорость роста лишь в период своего действия. И, наконец, факторы, представляющие собой результат сложного взаимодействия факторов и среды (например, социально-экономическое положение).

При анализе многочисленных данных отмечается отчетливо выраженное влияние времени года на скорость роста. В среднем самый быстрый продольный рост происходит в весеннее время, а самые интенсивные прибавки в весе – осенью. Особенно важную роль в возрастном совершенствовании физиологических функций играет мышечная деятельность. Повышение экономичности физиологических функций при систематических занятиях физическими упражнениями приводит к усилению процессов анаболизма и снижению энергетических трат в условиях основного обмена (правило "скелетных мышц").

На темпы биологического созревания и старения оказывает влияние характер питания. Умеренное по калорийности с сохранением полноценного белкового состава питания благотворно сказывается на темпах роста, предупреждает наступление ранних старческих изменений. Ограничения в питании, особенно белковое голодание, приводит к задержке роста. Так, по данным Tanner (1962) ежегодные величины веса и длины тела штуттгардских школьников за период с 1911 по 1940 годы неуклонно повышались, но в последние годы второй мировой войны наблюдалась противоположная тенденция – снижение темпов роста. Таким образом, недоедание приводит к задержке роста. В свою очередь избыточное питание ускоряет инволюционные перестройки. По информации ВОЗ до 60 лет доживают 90% худых и 60% тучных людей, а долгожителями становятся 30% худых и только 10% тучных людей.

В последние годы было достоверно установлено, что у некоторых детей под влиянием психологического воздействия (эмоциональный стресс) происходит задержка секреции гормона роста, что сказывается, как и первичное отсутствие гормона, на их росте и развитии.

Одним из аргументированных и тщательно проверенных исследований о роли психологического воздействия на процессы роста являются работы Widdowson. После войны автор изучал влияние пищевого рациона на развитие осиротевших детей, получавших скудное питание, доступное в Германии в 1948 г (рис.2)

Развитие и рост организма

Рис. 2. Изменение веса у детей из двух сиротских приютов

По плану эксперимента детям из приюта 2 после восьмимесячного контрольного периода давали прибавку к пищевому рациону, а затем сравнивали их вес и рост с ростом и весом детей из приюта 1, не получивших прибавки. Результат оказался прямо противоположным предполагаемому. Хотя дети из приюта 2 во время первого, контрольного периода лучше прибавляли в весе, чем дети из приюта 1, во время второго периода, когда калорийность их рациона была увеличена на 20%, они стали хуже прибавлять в весе. Причина, по мнению автора, заключалась в том, что как раз на рубеже двух периодов одна из воспитательниц была переведена из приюта 1 и стала во главе приюта 2. Она воспитывала детей розгами и обычно выбирала обеденное время для публичного и зачастую несправедливого наказания провинившихся. Исключение составляли лишь восемь ее любимцев, которых она взяла с собой из приюта 1. Эти восемь всегда весили больше, чем другие, и при повышении рациона в приюте 2 стали прибавлять в весе еще быстрее. Тот же эффект, но менее выраженный, наблюдался и в отношении длины тела. Как пишет Виддаусен: "лучше скудный обед, приправленный любовью, чем жирный окорок, нашпигованный ненавистью".

Таким образом в процессе роста и развития организма реализуются сложные формы взаимодействия наследственных факторов и влияние внешней среды.

Изменение пропорций тела является внешним показателем развития. С возрастом уменьшаются относительные пропорции головы: если у новорожденного высота головы составляет 1/4 длины туловища, то в 2 года – 1/5, в 6 лет – 1/6, а у взрослых – 1/8. Также с возрастом увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног.

До начала периода полового созревания отличия в пропорциях тела отсутствуют. В период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, таз уже чем у девушек. Следует учесть, что половое созревание девочек наступает на 1-3 года раньше чем у мальчиков, что характеризуется и более высоким их ростом. К 14-15 годам мальчики догоняют, а затем и перегоняют девочек по этому показателю, хотя продолжают отставать в физическом развитии в целом.

Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей мозаикой условий человеческой жизни. Именно поэтому выяснение типов, причин и механизмов изменений, происходящих в организме современного человека, представляется наиболее актуальным. Эти явления подтверждаются сопоставлением людей разных поколений – детей и взрослых разных лет жизни. Подобные наблюдения устанавливают неравномерность темпов развития с его ускорением (акселерация) или замедлением (ретардация), менее отчетливо проявляют себя сдвиги в интенсивности процессов старения органов и систем организма.

Общие представления о гетерохронии

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит неодновременно и неравномерно, то есть гетерохронно (от греч. гетерос – другой, хронос – время).

Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее. Существует ряд тканей и органов, кривые роста которых существенно различаются. К ним относятся: мозг, череп, органы размножения, лимфатическая ткань и подкожная жировая клетчатка. Эти различия представлены на рис. 1, где мы можем видеть размеры, достигаемые различными тканями к каждому возрасту, выраженные в процентах от общего прироста всей ткани за период от рождения до зрелости. Как видно из графика, изменение длины тела и большей части других его размеров характеризуется одной "общей" кривой (III). Рост органов размножения, как внутренних, так и наружных, в принципе идет по кривой, сходной с общей кривой, но имеет и явные отличия. Так, в предпубертатном периоде рост этих органов замедлен, а в период полового созревания, наоборот, ускорен (кривая IV). Мозг развивается раньше других частей тела и имеет характерные особенности в постнатальном периоде. У новорожденных мозг уже достигает 25% своего дефинитивного веса, у 5-летнего ребенка – 90%, у 10-летнего – 95%.

Лимфатическая ткань миндалин, червеобразного отростка, кишечника и селезенки (кривая I) характеризуется совершенно иначе. Данная ткань достигает максимального развития еще до наступления подросткового периода. Затем она подвергается некоторому обратному развитию до уровня, характерного для взрослых. Гетерохрония развития касается не только различия в темпах роста разных органов и тканей, но и созревания функциональных систем.

Развитие и рост организма

Рис.3. Кривые роста различных тканей и органов тела, иллюстрирующие основные четыре типа роста.

Выводы

В периодах развития до достижения зрелого возрасти, наиболее интенсивно развивается, человек растет и в этих периодах родителям следует особо пристально наблюдать за своими детьми, если не принимать нужных мер в эти периоды то последствия окажутся неприятными, как для самого ребенка, так и для его родителей. Самые трудные для родителей периоды- это "новорожденный","грудной" и "подростковый".

В первые два периода организм только становится. И не известно как будет развиваться организм- ведь он еще ослаблен и не готов к жизни.

В "подростковый" интенсивно формируется личность подростка, возникает чувство взросления, изменяются отношения к представителям противоположного пола.

В переходный период детям нужно особенно чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, психике, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо. Искусство воспитателя в этих случаях заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание детей на различные и многообразные виды деятельности, отвлекали их от сексуальных переживаний. Это прежде всего повышение требований к учению, труду и поведению школьников.

Вместе с тем очень важно тактичное, уважительное отношение взрослых к инициативе и самостоятельности подростков, умение направить их энергию в правильное русло. Ведь подросткам свойственно переоценивать и свои силы, и меру своей самостоятельности. Это тоже одна из особенностей переходного периода.

Литература

1. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов"/ Под ред. Хрипкова А. Г. и др. – М; Просвещение, 1990

2. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов"/ Под ред. Хрипкова А. Г. и др. – М; Просвещение, 1990

3. Анатомия и физиология детского организма:(Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорнодвигат. аппарат): Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология"./ Под ред. Леонтьева Н. Н, Мариновой К. В. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986.

4. "Анатомия и физиология детского организма:(Внутренние органы)"/Под ред. Леонтьева Н. Н, Мариновой К. В. – М: Просвещение,1976

Приложение

Развитие человеческого организма

Внутриутробный (антенатальный) период

Длина зародыша (плода)

Масса зародыша (плода)

Раннее половое развитие или прогенез

Созревание мужских и женских половых клеток

Оплодотворение

Развитие плода

(1–8-недельный плод называется
зародышем или эмбрионом)

1-ая неделя

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) начинает дробиться и опускается по яйцеводу к матке

(6-7 день)

Зародышевый пузырек (бластула) срастается со слизистой оболочкой матки

2-ая неделя

Эмбрион начинает обосабливаться от зародышевых оболочек, образуются зачатки скелета, мышц, нервной системы

5-ая неделя

Четко различаются зачатки головы, хвоста, жаберной щели, рук и ног

~6*

7-ая неделя

Появляются грудь и живот, пальцы, развиваются зачатки глаз

~12

8-ая неделя

Формируются ушные раковины и лицо, атрофируются зачатки жаберных щелей, зародыш окружен амнионом (водной оболочкой). Эмбрион связан с развивающейся плацентой при помощи пупочного канатика

20

1

9-ая неделя

Сформировалось лицо, атрофируется хвост, плод по внешнему виду напоминает человека

30

2

14-ая неделя

Сформировались конечности с пальцами и ногтями

18-ая неделя

Чувствуется движение плода, слышно биение сердца, кожа плода покрывается тончайшими (пушковыми) волосками (особенно в области бровей и ресниц)

190

180

23-я неделя

Появляются волосы на голове

300

450

27-ая неделя

Развиваются глаза

350

880

32-ая неделя

Преждевременно родившийся плод при правильном уходе может выжить

450

2380

40-ая неделя

Плод полностью сформирован, кожа покрыта первородной смазкой, длина волос на голове достигает 25 мм

500

3250

* Все размеры и масса приблизительны

Послеродовой (постнатальный) период

Годы жизни

Возрастная классификация

Характеристика

До года жизни

Грудной возраст (первые 10 дней – новорожденный)

Быстрый рост и духовное развитие

1–3 года

Ранний детский возраст

Развиваются фантазия (воображение), воля и характер

3–6 (7)

Первый детский возраст (дошкольный)

7 (8)–11 (12)

Второй детский возраст (школьный)

Возникает потребность в серьезной деятельности, произвольное внимание еще слабое

13–16м, 12–15ж

Переломный или подростковый (старший школьный возраст)

Развиваются вторичные половые признаки, усиленный рост организма

17–21м, 16–20ж

Юношеский возраст

Продолжается созревание организма

22–35м, 21–35ж

Возраст ранней зрелости

Период относительной стабильности телосложения

36–60м, 36–55ж

Возраст поздней зрелости

Продолжается до появления старческих изменений (окостенение черепных швов, выпадение зубов)

61–71м, 56–74ж

Преклонный возраст (пожилой)

75–90

Cтарческий возраст

Кончается смертью в связи с вырождением органов и затуханием функций

Cвыше 90

Возраст долгожительства