Развитие и проблемы международного туризма

Развитие и проблемы международного туризма.

Статьи по теме
Искать по теме

Туризм в начале 21 века стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств, а туристская индустрия – неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения. В то же время Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, по объемам доходов от туризма занимает еще незначительное место на международном рынке. Сдерживающим фактором для бурного и качественного роста является низкая информационная грамотность и слабые коммуникации.

Важным составным элементом туризма является международный туризм, который предусматривает выезд людей за пределы места постоянного проживания в другую страну. Важнейшей категорией международного туризма является его цель. Она позволяет четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные режимы, устанавливаемые государством. Главные цели международного туризма: развлекательная (аттрактивная), рекреационная и познавательная. Далее по степени значимости следуют цели оздоровительные и лечебные, профессионально-деловые, гостевые и пр.

Международный туризм обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Международный туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной местности и государству доход.

Понятие международного туризма

В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла следующее определение: "туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями".

Российское законодательство базируется в первую очередь на Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями на 5 февраля 2007 года).

Согласно данному закону: "туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания".

Международной туризм – это составная часть индустрии туризма, в рамках которой осуществляется перемещение туристов из родной страны в зарубежные страны с целями, не противоречащими целям туризма в целом.

Продукт или услуга по замыслу представляет собой то, что приобретает клиент на фирме; это реальный набор свойств, позволяющих реализовать замысел, т.е. удовлетворить некую потребность клиента. Международной туристский продукт характеризует уровень качества, комфорт, престиж, экономичность, безопасность, впечатление и др.

Для туристических фирм при оказании услуг в сфере международного туризма главным является исследование потребителей и их потребностей в различных услугах. С этой целью туристская фирма должна прогнозировать потребности в услугах, выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом, улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями, приобретать их доверие, выявлять причины предпочтения потребителем той или иной услуги, знать источники информации, используемые при принятии решения о покупке, знать, что оказывает влияние на выбор того или иного туристского продукта.

Помимо значительной статьи дохода международной туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах международного сообщества и рядовых граждан.

Как массовое явление международной туризм возник в XX в. благодаря сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди, трудящиеся по найму, повсеместно получили право на ежегодный короткий отпуск в среднем на 2–3 недели. После Второй международной войны уровень жизни повысился, что позволило выделять средства на отдых, в том числе на небольшие путешествия. Развитие авиации открыло эру трансконтинентальных перелетов, сделало доступными практически любые уголки мира.

На рисунке показаны все основные виды деятельности, которые в своей совокупности образуют международной туристический бизнес.

Туристический бизнес как единый комплекс

Развитие и проблемы международного туризма

Международный туризм как часть мирового хозяйства

Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей современного мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Международный туризм развит в разных странах современного мира крайне неравномерно. Это объясняется, во-первых, разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов, а во-вторых, различиями в обеспечении безопасности для туристов.

Специфика международного туризма обусловлена контактами с зарубежными фирмами, необходимость наличия высоких стандартов качества обслуживания и сезонными колебаниями спроса.

Для международного туризма характерна разработка специального туристского продукта на рынке и ориентацией его на конкретного потребителя, фактически туристам предлагается то, что отсутствует в их родной стране. Также существует и специализация в туристских услугах, когда страна делает основной упор на определенный туристический продукт и практически не занимается разработками других.

Основной результат деятельности в международном туризме – это создание туристского продукта, под которым следует понимать любые услуги, оказываемые туристу и подлежащие оплате: гостиничные, транспортные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и др.

"Туристский продукт в международном туризме – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку за рубеж. Основным туристским продуктом в этом случае является комплексное обслуживание, предусматривающее определенный набор стандартных услуг, которые предоставляются каждому туристу".

Международному туристскому продукту присущи общие характерные черты всех услуг: неосязаемость, изменчивость качества и неспособность к хранению. Однако услуги применительно к международному туристскому продукту имеют некоторые особенности: "предоставление международных туристских услуг характеризуется сложными взаимоотношениями между различными участниками; они эластичны по ценам, зависят от политических и социальных условий; предоставление туристского продукта осуществляется только в местах его производства; международной туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет свои коммерческие цели и находятся в разных странах; на качество международных туристских услуг значительно влияют внешние факторы: политика государства, природные условия, международная обстановка и др."

Всемирная организация по туризму выделяет три составных компоненты международного туристского продукта:

- убеждение клиентов в том, что предлагаемые поездки полностью отвечают требованиям приятного отдыха и установленным стандартам;

- использование нововведений в целях улучшения сервиса и максимального удовлетворения пожеланий клиентов;

- анализ результатов продвижения услуг на международной туристский рынок и их реализации.

Реализация международного туристического продукта происходит в условиях динамичной внешней среды. Внешняя среда оказывает на международной туризм влияние через политические, экономические, социальные и технологические факторы.

Влияние политических факторов обусловлено законодательной базой, которая различна в разных странах, устанавливающей правовые нормы и рамки отношений, дает возможность определить допустимые границы действий и приемлемые методы реализации потребностей туриста. Также необходимо учитывать политическое положение в разных странах.

Влияние экономических факторов выражается в уровне развития деловых отношений в стране, в общем уровне экономического развития, климате в стране, структуре населения, уровень образования, доходов и других факторах. При этом изучение влияния экономических факторов должно быть связанным.

Изучение социальной ситуации в стране направлено на то, чтобы уяснить влияние существующих в обществе культурных норм и разделяемых людьми ценностей, отношения людей к качеству жизни, демографической структуры общества, численности населения и т.п. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она опосредованно влияет на все остальные компоненты внешней среды.

"Основная задача анализа технологического блока – своевременно увидеть те возможности, которые открывает развитие науки и техники для усовершенствования предлагаемого туристического продукта". Но многие туристские организации оказываются не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технический потенциал для осуществления принципиально новых изменений обычно создается за пределами туристической отрасли. Опоздав с усовершенствование или своевременно не решившись на осуществление коренных изменений, они постепенно теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям. Таким образом, в первую очередь, технологический блок необходим туристским организациям, а туристы определяют технологический уровень туристического продукта по соответствию современному уровню развития техники.

Также важно понимать, что все компоненты внешней среды сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что чуть раньше или чуть позже происходят изменения в других компонентах внешней среды. Поэтому их изучение и анализ должны вестись системно, с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах внешней среды.

Все эти факторы влияют на конъюнктуру международного туристского рынка. Конъюнктуру международного туризма характеризуют соотношение спроса и предложения туристских услуг, состояние конкурентной среды, степень государственного регулирования, коммерческие условия при реализации услуг, наличие сезонных колебаний и др. Изучается конъюнктура на текущий момент, и дается прогноз развития услуг на перспективу.

Ни одно туристское предприятие не может самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов транспортными средствами, жильем, предоставить необходимое питание и т.д. Для этих целей обычно привлекаются смежники, которые обеспечивают необходимые условия для обслуживания туристов. Основными контактными аудиториями туристских фирм являются общественность в лице союза потребителей, общественных формеждународнаний, жителей курортной зоны, СМИ, персонал фирм и др.

Привлекательность стран для туризма зависит от многих факторов. Одни из них (природно-климатические условия, наличие исторических достопримечательностей) являются "естественно данными". Другие же (гостиничное обслуживание, организация экскурсий, строительство пляжей, безопасность) сильно зависят от деятельности туристических фирм и от правительств тех стран, куда могли бы приехать туристы.

На рисунке представлена динамика и структура доходов от турпоездок во всем мире: тренды и прогнозы по данным Всемирной организации по туризму за 1950-2005 гг.

Динамика и структура доходов от турпоездок во всем мире: тренды и прогнозы, по данным Всемирной организации по туризму за 1950-2005 гг.

Развитие и проблемы международного туризма

Развитие международного туризма

Всемирная организация по туризму пришла к выводу, что 2006 год был очень благоприятным для международного туризма и данные тенденции сохранились в 2007 году. "Количество туристов, посетивших другие страны в 2006 году, по сравнению с 2005 годом выросло на 4,5% и достигло 842 млн. человек. Наибольший приток количества туристов был отмечен в южной Азии – по сравнению с 2005 годом, их число выросло на 10%. Индия является наиболее привлекательной страной для иностранных путешественников".

2007 год прошел даже успешнее, чем ожидалось: по предварительным данным ЮНВТО, международные туристские прибытия выросли в мире более чем на 6% и составили более 900 миллионов, что более чем на 50 миллионов больше, чем за 2006 год. Тон задал Азиатско-Тихоокеанский регион (+9%), за ним последовали Африка (+8%), Ближний Восток (+8%) и Европа (+6%). Наиболее слабые показатели за 2007 год у Американского региона (+4%), но и их можно назвать успехом, так как они вдвое превышают прогноз для региона на 2007 год (+2%).

В 2006 году заметный рост был отмечен в Африке – 8,1%. Большая часть иностранных путешественников посетила ЮАР, Кению и Марокко. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона число туристов увеличилось на 7,6%, в Европе – на 4%. Здесь лидером стала Германия, где проходил чемпионат мира по футболу. Традиционно много туристов посетили Италию и Испанию. Аналогичный результат был достигнут туристической индустрией Ближнего Востока. В 2006 году всего на 2% выросло число международных туристов в страны Южной и Северной Америки. Такие низкие показатели связаны с сокращением числа туристов, посетивших Канаду и Мексику.

В 2007 году сохранилась положительная динамика.

Европа (+6%) является самым посещаемым и зрелым турнаправлением мира, ее темпы роста прибытий в 2005 и 2006 годах несколько отставали от среднемеждународных. Укрепление роста в 2007 году обеспечено бурной активностью международной экономики, в которой Европа играет все более заметную роль благодаря высоким темпам роста ВВП в зоне евро.

Азиатско-Тихоокеанский регион (+9%) занимает лидирующую позицию Азии (+12%), Юго-Восточный и Северо-Восточный регионы Азии (по +9%) сохранили свои хорошие показатели 2006 года. В тенденцию мощного роста на вписалась только Океания (+2%).

Американский регион (+4%) начал 2007 год с удвоения своих прошлогодних показателей. Успешно выступили Центральная (+7%) и Южная Америки (+9%), нельзя не отметить достижение Северной Америки (+4%) на фоне прошлогоднего роста в 1%. Есть, однако, и исключения. Карибы (-2%) оказались единственным субрегионом мира, давшим отрицательный результат, что вызвано снижением посещаемости его турцентров гражданами США.

Предварительные результаты 2007 года свидетельствуют о том, что международные прибытия на Ближнем Востоке опережают прогноз (+8% против +6% в 2006 году), необычайно высокие темпы здесь демонстрирует Египет (+14%).

Африка сохранила высокие темпы роста (+8%), хоть и чуть ниже за 2006 год (+10%). В краткосрочной перспективе континент ожидает активный рост. Растущий оптимизм вызывают страны южнее Сахары, где все больше внимания уделяется развитию людских ресурсов и туристского продукта, что должно увеличить вклад сектора в снижение уровня бедности.

По данным Всемирной организации по туризму, в 2006 году наибольшее число туристов приняли Франция (76 млн.), Испания (55,6 млн.), США (49,4 млн.), Китай (46,8 млн.), Италия (36,5 млн.), Великобритания (30 млн.), Мексика (21,9 млн.), Германия (21,5 млн.), Турция (20,3 млн.) и Австрия (19,9 млн.). В последние годы отмечено заметное увеличение числа туристов, посещающих страны Ближнего Востока, Азии и Африки.

Перечень стран, получивших наибольше доходы за счет приема туристов, выглядит несколько иначе. Здесь первенствуют США ($81,7 млрд.), Испания ($47,9 млрд.), Франция ($42,2 млрд.), Италия ($35,4 млрд.), Великобритания ($30,7 млрд.), Китай ($29,3 млрд.), Германия ($29,2 млрд.), Турция ($13,2 млрд.), Австрия ($15,5 млрд.) и Греция ($13,7 млрд.). Для сравнения, Россия заработала примерно $5,5 млрд., Украина – $3,1 млрд.

Наиболее щедро тратят деньги туристы Германии (в 2006 году они израсходовали $72,7 млрд.), США ($69,2 млрд.), Великобритании ($59,6 млрд.), Японии ($37,5 млрд.), Франции ($31,2 млрд.), Италии ($22,4 млрд.), Китая ($21,8 млрд.), Канады ($18,4 млрд.), России ($17,8 млрд.) и Нидерландов ($16,2 млрд.). По данным Международной Организации Труда, наибольший отпуск имеют жители Италии (в среднем, 42 дня), Франции (37), Германии (35), Бразилии (34), Великобритании (28) и Канады (26). В Южной Корее и Японии продолжительность среднего отпуска составляет 25 дней. В США – 13 дней. Отпуск среднестатистического американца продолжается 14 дней. Хуже всего обстоит дело в Мексике – 6 дней.

Почти 80% международных туристов приезжают из стран Европы и Северной Америки. Восточная Азия, Австралия и Новая Зеландия поставляют примерно 15% туристов.

По данным Всемирного Совета Путешествий и Туризма, на долю туризма и связанных с ним отраслей ныне приходится 8,3% рабочих мест мира, 9,3% международных инвестиций, 12% экспорта и 3,6% международного валового внутреннего продукта. Туристы расходуют 10,2% всех средств, которые тратятся международными потребителями.

Половина международных туристов приезжает в иные страны на отдых, 26% – в гости к друзьям и родственникам, на лечение или по религиозным причинам (например, в рамках паломничества), 16% – в командировку. Причины поездки оставшихся 8% неизвестны.

Среднестатистический турист, посетивший Европу, приносит местной экономике доход в размере $790, но для стран Восточной Европы и европейских республик бывшего СССР этот показатель составляет $370. Для Северной Америки доход с одного туриста составляет $1190, для Азии – $890, для Африки – $590, для Ближнего Востока – $710.

По словам Генерального секретаря ЮНВТО Франческо Франжиалли, "сильный рост подчеркивает крепнущую зависимость между туризмом, изменением климата и снижением уровня бедности. Ответственный и устойчивый рост турсектора обеспечит экспортные возможности и рабочие места для всей международной экономики и, в особенности, для беднейших стран, однако этот процесс должен сопровождаться решительными действиями по доли туриндустрии в выбросах двуокиси углерода. С этой целью мы создали программу для изучения путей и способов достижения сектором необходимого баланса в ближайшие годы. Начало этой работе должен положить Давосский саммит, который мы проводим в октябре текущего года совместно с Программой ООН по окружающей среде при поддержке Всемирного экономического форума".

Если в 2000 году в мире насчитывалось около 700 млн. туристов, в 2006 году – 842 млн., в 2007 – более 900 млн., то к 2020 году их число увеличится до 1,6 млрд.

На рост, отмеченный в 2007 году, повлиял ряд благоприятных обстоятельств, которые должны сохранить свое положительное действие до конца 2008 года.

Главной движущей силой здесь, безусловно, выступил рост международных доходов. Новые рынки и развивающиеся экономики вообще, и азиатские в частности, продолжили свое уверенное движение по восходящей. В то же время в континентальной Европе, особенно в Германии, появились обнадеживающие признаки восстановления экономического роста. Увеличение доли располагаемого дохода и распространение низко-бюджетных авиакомпаний открывают доступ к путешествиям все более широким слоям населения, что обещает международному туризму еще один год роста выше среднего.

Растущее признание вклада туризма в экономический рост и создание рабочих мест означают, что национальные правительства, особенно в развивающихся регионах, начинают уделять туризму все больше внимания. Факторами, определяющими развитие туриндустрии, являются увеличение инвестиций в инфраструктуру, маркетинг и рекламу, развитие внутренних рынков, либерализация воздушного транспорта, рост межрегионального сотрудничества и государственно-частных партнерств.

Определяя, какие из туристских центров являются ведущими в международном туризме, следует оценивать, как минимум, два показателя. При распределении мест на основе двух основных туристских показателей – международных туристских прибытий и доходов от международного туризма – в обоих разрядах, хотя и в разном порядке, стоят девять из десяти ведущих туристских центров. США занимают первое место по доходам, но третье место по прибытиям, Франция стоит на первом месте по прибытиям, но на третьем по доходам, а Испания является второй в обоих разрядах. Различия между этими разрядами объясняются тем, что каждый туристский центр имеет свои особенности в отношении продолжительности пребывания и профиля посетителей, уровня расходов, стоимости жизни, размера доходов, получаемых от пребывания однодневных посетителей и круизных пассажиров и т. д. Франция, например, находится в окружении множества крупных европейских государств, поставляющих большое количество туристов за рубеж. Поэтому она привлекает относительно большое число туристов с кратковременным пребыванием. Пребывание международных посетителей в гораздо более крупных по размерам Соединенных Штатах является, как правило, намного более продолжительным.

Эксперты компании World Travel & Tourism Council считают, что основная проблема туризма в наши дни заключается в том, что отрасль не готова к такому быстрому росту. Туристическая инфраструктура не справится с ним, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. По оценке специалистов, чтобы справиться с возрастающим туристическим потоком, только на традиционных направлениях в ближайшие 10 лет необходимо построить около 80 новых аэропортов и 1000 отелей.

Опрос Группы экспертов по вопросам туризма ЮНВТО показал наиболее высокий уровень уверенности в будущем туризма с сентября 2004 года, когда был достигнут наивысший рост. Эта уверенность основана главным образом на перспективе экономического благополучия, которое обещает пятипроцентный прогноз роста экономики на 2008 и 2009 годы. При этом 2008 год будет пятым годом подряд, когда экономический рост опережает долгосрочные средние показатели.

Сейчас Европа и Северная Америка вступают в высокий сезон 2008 года. С учетом европейских и международных экономических перспектив и популярности путешествий у потребителя, в ближайшие месяцы нет оснований опасаться резкого снижения количества международных прибытий на европейских направлениях. Карибский бассейн и часть Северной Америки испытывают естественное беспокойство в связи с приближением сезона ураганов 2008 года и по причине неопределенности с Туристической Инициативой Западного Полушария (WHTI). В Азиатско-Тихоокеанском регионе перспективы до конца 2008 года представляются вполне оптимистичными. Краткосрочные перспективы также обещают активный рост в Африке, а на Ближнем Востоке ожидаются резкие колебания в зависимости о региона. Однако, несмотря на значительную напряженность на Ближнем Востоке, этот регион до настоящего времени демонстрировал высокую степень устойчивости, что подтверждается хорошими результатами за 2006 и 2007 год, показанными такими направлениями, как Египет, Иордания и страны Залива.

В соответствии с долгосрочным прогнозом до 2020 года (4,1%) рост международных прибытий в 2008 году должен составить примерно 4%. Ожидается повышение устойчивости роста за счет того, что бизнес, потребители, правительства и международные учреждения (такие, как ЮНВТО) в настоящее время научились лучше предвидеть возможные опасности и более эффективно применять антикризисные меры.

Путешественники лучше информированы и способны принимать более взвешенные решения, учитывая требования безопасности наравне с другими соображениями при выборе турнаправления.

Предполагается, что рост международной экономики сохранится на уровне прошлого года. При этом, некоторая неопределенность, сохраняющаяся в международной экономике, способна повлиять на перспективы турсектора. Рост процентных ставок в ряде стран может отрицательно сказаться на располагаемом доходе. Слабый доллар рискует снизить спрос на путешествия со стороны американцев. В то же время усиление евро должно положительно отразиться на международных поездках европейцев.

Благоприятный прогноз международной экономики говорит о том, что положительная тенденция, сложившаяся в туризме за последние три года, в 2008 году должна укрепиться.

Особенности международного туризма в РФ

В постсоветской России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд за границу. Внутрироссийский туризм резко сократился из-за потери курортов Крыма и Кавказа, высоких цен на транспорт и приватизации значительной части материальной базы старых домов отдыха. Участники прений о возрождении социального туризма отмечают, что сейчас выгоднее без особых забот продать две индивидуальных путевки на Кипр или в Турцию, чем с массой хлопот и с заметно меньшей прибылью организовать одну автобусную экскурсию школьников в Подмосковье. Поэтому подавляющее большинство действующих в России туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в нашу страну. Этот резкий дисбаланс между развитым внешним и неразвитым внутренним туризм коренным образом отличается от международных тенденций: в целом в мире внутренний туризм составляет более 80% всех туристских потоков, а расходы на внутренний туризм превышают расходы на международный туризм примерно в 10 раз.

Россия имеет колоссальный туристический потенциал, но занимает скромное место на рынке туристических услуг. В конце 1990-х на нее приходилось менее 1% международного туристического потока.

В условиях, с одной стороны, полной открытости национального туристского рынка перед международным рынком туристских услуг и, с другой стороны, сохранением заметных различий между ценами на потребительские товары в России и за рубежом, российский туристский рынок стал не столько элементом индустрии досуга, сколько "челночной" формой международной торговли и средством перекачки валютных доходов за границу. Поскольку туристические поездки из России за рубеж многократно превосходят туристические поездки иностранцев в Россию, то современная отечественная экономика туризма выступает как одна из форм миграции капитала из России за рубеж.

Международная туристическая индустрия наконец оправилась от серии нанесенных по ней ударов – теракта 11 сентября в США, войны в Ираке, эпидемии атипичной пневмонии и пикирующей международной экономики. Индустрию путешествий в мире ждет здоровый рост. Причем России в исследованиях Всемирной организации по туризму отведено особое место. Как считают эксперты совета, туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, войдя в тройку международных лидеров. Более того, Россия имеет все шансы стать новой туристической меккой.

Однако туррынок в России, по прогнозам Всемирной организации по туризму, будет бурно развиваться. В 2009-2014 годах наша страна выйдет на второе место в мире по инвестициям в туристическую отрасль. При этом уже в 2010 году количество туристов удвоится. Как отмечают во Всемирной организации по туризму, особый оптимизм в отношении перспектив России на арене международного туризма вселяет бурный рост числа новых рабочих мест в отрасли: седьмое место в мире). К тому же на фоне показателей туррынка не только Центральной и Восточной Европы, но и всего мира российские цифры прироста в 10% в год выглядят просто рекордными.

Во Всемирной организации по туризму признают, что у России еще много проблем с туристической инфраструктурой, что серьезно замедляет развитие рынка. Но в то же время, считают в совете, у России есть как раз то, что в ближайшие десять лет будет пользоваться наибольшим спросом у путешественников: экстремальность, красота и неповторимое своеобразие.

Проблемы международного туризма

По мнению Франческо Франжиалли, "самой большой проблемой в международном туризме является состояние неопределенности". Помимо этого, международная экономическая ситуация не улучшается так быстро, как хотелось бы. Однако туристская индустрия быстро среагировала на серьезные структурные изменения сектора и на новые проблемы в плане соотношения предложения и спроса.

Туристическая индустрия четко реагирует на многие сначала неясные аналитикам факторы – изменения погоды, экономические проблемы, политические конфликты. Любая опасность, например, извержение вулкана или распространение какой либо болезни, не говоря уже о терактах или военных действиях, отпугивают путешествующих в широком смысле, как туристов, так и совершающих деловые поездки. Обычно такого рода спады в развитии индустрии туризма носят локальный или региональный характер. Однако, в последнее время как свидетельствуют аналитики, спад в желании людей путешествовать носит глобальный характер. Объяснения напрашиваются сами собой. После террористических актов в разных концах света и разных ситуациях стало ясно, что стопроцентная безопасность не гарантирована нигде, а об авиатранспорте говорить уж вообще не приходится.

Угроза террористических актов и уязвимость авиатранспорта отразились, как и следовало ожидать, и на индустрии туризма в Европе. Первая, и самая значительная, перемена заключается в уменьшении числа туристов, приезжающих в Европу из-за океана, при параллельном росте внутриевропейского туризма. Самым ярким примером этой новой тенденции является Франция, страна, которой принадлежит абсолютной международной рекорд посещаемости иностранными туристами. Среднегодовой показатель в последнее десятилетие составлял порядка 70 миллионов человек.

Главная перемена заключается в том, что сильно возросло число французских туристов, приезжающих провести отпуск во Франции. Параллельно наблюдается уменьшение числа туристов, приезжающих из США, и очень быстрый рост числа немецких, бельгийских, но главным образом – британских туристов.

Итак, проблема транспорта: туристы меньше доверяют самолетам, предпочитая поезда, а для передвижения на малые и средние дистанции – автомобили.

Еще 5 лет назад положение в отрасли было очень тревожным. Последствия теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 годы были для международного туризма столь тяжелыми, что эксперты всерьез говорили о его кончине. В первый год бронирования в Европе сократились как минимум на 25%. Восстановление же потоков в самих США началось только пару лет назад, а выездной американский поток стабилизировался только в 2006 году. Так что 5 лет, предшествовавшие нынешнему успеху туризма, о котором говорит ВТО, стали для отрасли настоящим испытанием.

Дело не только в теракте, и, как следствие, отказе туристов летать и путешествовать вообще. Здесь сказался целый комплекс проблем. К терроризму добавились война в Ираке, вспышки неизвестных ранее заболеваний. Таких глобальных явлений не было со времен 2 международной войны. Но главное, конечно, развитие Интернета и появление низкобюджетных перевозчиков. Интернет и он-лайн бронирование крупные туристические компании мира применяли уже давно, но развитие домашнего Интернета оказалось в начале нового тысячелетия той лавиной, которая грозила смести все прежние устои массового туризма. Люди могли, не выходя из дома забронировать тур, значит, турагентства не нужны. В этой ситуации многие ведущие туроператоры Европы поспешили снизить или даже вообще отменить агентствам комиссионные.

Еще один удар массовому организованному туризму в том виде, каким его сформировали ведущие игроки, нанесли низкобюджетные перевозчики.

Сейчас в Европе не менее 60 авиакомпаний-дискаунтеров. Вот, например, как оба эти фактора – Интернет и низкобюджетные перевозчики – отражается на одной из ведущих туристических держав мира – Великобритании. В 2005 году 80 млн. человек прибыли или покинули Великобританию рейсами дешевых авиакомпаний. Растет и число агентств, бронирующих отдых с дешевым перелетом. Легкость бронирований привела к тому, что число агентств вообще по стране уменьшается, а операторов – растет. Агентства теряют клиентов – те уходят к операторам, которые все чаще работают и с прямыми клиентами. Одновременно в период с 2002 года до 2007 года вдвое выросло число клиентов, готовых самостоятельно бронировать свои туры, как пакетные, так и по частям. Не менее стремительно британский рынок скатывается и к бронированию прямо перед отъездом. Другими словами, если российские туристы еще не научились планировать свой отдых заранее, то англичане уже разучились это делать. Виза почти никуда не нужна, Европа – давно одна на всех, разницу между выездным и внутренним туризмом видят только чиновники, а билет в авиакомпании-дискаунтере можно заказать и оплатить по мобильному телефону.

Как следствие всего этого, резко сокращается объем пакетных туров. Компании, предлагающие пакеты, вынуждены адаптироваться – или уходить в узкую специализацию, предлагать нишевые продукты, или ориентироваться на более состоятельных клиентов. Дорогой или комбинированный отдых туристу гораздо труднее сделать самостоятельно.

Скажем, главным пляжным направлением англичан и сейчас остается Испания, но они все меньше интересуются "простыми" турами "море, солнце, пляж" и некогда любимой Коста-Бравой, с которой когда-то вообще начался массовый туризм. Сегодня в 90% случаев отдых в Испании для англичан – не престижно. "Продвинутые" и состоятельные туристы едут на Ближний Восток, в Латинскую Америку, на Карибы.

Эксперты в один голос говорят: после 2001 года турист стал другим. Привычный пакетный пляжный отдых стал распадаться на фрагменты. Лучше всего продаются различные специализированные версии пляжного отдыха – скажем, "Клубы для молодежи" или тихие курорты с избранными отелями или апартаменты без питания.

Главная тенденция последних нескольких лет – отказ от пакетных семейных путешествий на две недели. Сегодня, например, редкая английская турфирма рекламирует себя, выдвигая на первый план такие туры. Детей в семьях, а соответственно, семейных отпускников становится все меньше, да и сами пакетные туры сейчас воспринимаются как что-то очень банальное. Но главное, большинству англичан теперь неинтересно так долго быть на одном месте, да еще с семьей.

Главные тенденции последних лет в международном туризме, прежде всего, европейском, который традиционно задает тон в этой индустрии, – это низкобюджетная авиаперевозка, увеличение числа выходных в году, расширение Евросоюза. Все эти факторы зародили в европейцах тягу к частым и коротким поездкам, как на пляж, так и на экскурсии в свои и европейские города. Так лондонец может отправиться в Рим на выходные всего за 97 фунтов, то есть за 5. тыс. рублей, включая питание, страховку, перелет и все таксы.

В итоге, для той же Испании, которая, можно сказать, выросла на массовом туризме, настали очень непростые времена. Когда-то ведущий курорт страны – Коста-Брава – страдает от недозагрузки. Зато растет спрос на короткие экскурсионные туры по стране. Основные низкобюджетные авиакомпании Европы сделали Испанию одним из своих главных направлений. Каждый год они увеличивают не только объемы перевозки, но и число маршрутов и направлений в этой стране. Возьмем тех же англичан: Ryanair летает в 13 испанских аэропортов, Easyjet и MyTravelLite – в 12, Jet2 – в 6, Thomsonfly – в 5, а немецкая Air Berlin -в 21. По официальной испанской статистике, авиакомпании-дискаунтеры в 2006 году совершили 116 тыс. рейсов и доставили 29,7% всего турпотока (55,6 млн.). Темпы сумасшедшие – это на 30% больше, чем год назад.

Еще одной проблемой международного туризма является продолжающаяся монополизация международного туристического рынка.

Европейскому туристическому бизнесу вообще, как и туристическому бизнесу отдельных стран региона сегодня присуща высокая консолидация. Концентрация капитала в туризме началась еще в середине 60-х годов прошлого века, когда стали возникать вертикально интегрированные туристические холдинги, объединяющие гостиницы, воздушный флот, транспортные компании и агентства. Например, 3 ведущих туроператора: Travelplan, Iberojet, Soltour – держат на испанском рынке более 60%. Крупнейшей компанией к 2000 году в мире был немецкий концерн TUI. В конце 90-х лет прошлого века и начале нового тысячелетия он активно скупает фирмы в соседних странах. Купил крупнейшего английского оператора Thomson, а затем – имея виды на Средиземноморье, отправляя туда самые большие потоки туристов, – поглотил лидирующего французского оператора – Nouvelles Frontieres, отправляющего ежегодно почти 2,5 млн. туристов в разные страны мира, в том числе на Средиземное море. Nouvelles Frontieres – единственная во Франции вертикально-интегрированная туристическая группа с многоканальной дистрибуцией через 237 офисов продаж, Интернет, системы Teletext, Minitel и call-центры. Ей также принадлежит 22 отеля сети Paladin на 6900 мест, 2 авиакомпании (Corsair и Aerolyon) с парком из 15 самолетов, 6 из которых "Боинги-747".

Но кризис, вызванный 11 сентября, был столь велик, что даже такой гигант как TUI начал работать с прибылью только в 2005 году и только тогда смог продолжить расширение своих активов. Для того чтобы выживать в условиях позднего бронирования и резко изменившихся покупательских предпочтений, растущего влияния Интернета и низкобюджетных авиакомпаний международным мега-компаниям нужен максимальный контроль за всей цепочкой: агентство-транспорт-отель.

В 2007 году два ведущих британских туроператора массового отдыха – Thomas Cook и MyTravel – объявили о слиянии, в результате которого возникнет одна из крупнейших в Европе туристических компаний. Thomas Cook – вторая по величине туристическая группа в Европе после концерна TUI. Это крупнейшая в Великобритании фирма со штатом в 11 тыс. человек и 615 точками продаж, тремя центрами поддержки клиентов, собственным телеканалом. Thomas Cook, один из ветеранов туристического рынка Великобритании, принадлежит немецким акционерам – авиакомпании Lufthansa и розничной сети KarstadtQuelle. По официальному заявлению сторон, в результате этой сделки, которая будет завершена к июню 2007 года, новая компания получит лидирующие позиции в Великобритании, Ирландии, Германии, Скандинавии, странах Бенилюкса, Франции и Канаде.

MyTravel Group – вторая на английском рынке массового отдыха после Thomas Cook. В компании работают более 14 тыс. человек, причем 5 тыс. – за пределами Великобритании. В прошлом году пакетные туры этого оператора приобрели 6 млн. человек. В его распоряжении 31 самолет, 81 гостиница.

Надо сказать, что обе компании после теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке смогли стабилизировать положение и выйти на прибыль в 2006 году.

Реакция крупнейшего в мире туристического концерна TUI на действия конкурентов оказалась молниеносной. Еще в феврале 2007 года он сообщил о приобретении британской компании First Choice, которая на европейском рынке занимает четвертую позицию. После завершения предстоящей сделки TUI Travel – так будет называться новая компания – уйдет в отрыв от своего ближайшего конкурента Thomas Cook. В 2006 году совокупная прибыль Thomas Cook и Mytravel составила 12 млрд. долларов, TUI и First Choice вместе заработали 18 млрд. долларов. Новая объединенная группа TUI-First Choice будет обслуживать порядка 27 млн. туристов на 20 рынках и 200 направлениях.

Еще одной проблемой международного туризма становятся растущие рынки новых туристических направлений. Это вызывает увеличение потоков туристов в новые туристические зоны и, как следствие, такие ведущие направления недорогого пляжного отдыха европейцев, как Испания и Италия, стали испытывать все большую конкуренцию со стороны растущих рынков – Египта, Турции, Хорватии, Туниса, Болгарии. Отдых здесь дешевле, а экология лучше.

Меняется и картина въездного туризма в Европу. Если раньше основной въездной поток составляли туристы из соседних стран, то есть французы ехали к испанцам, немцы – к итальянцам, англичане – к французам, то сейчас все большую долю с ежегодным ростом не менее 20% составляют китайцы, японцы, корейцы и восточная Европа, в том числе Россия. Так, в 2006 году из азиатских стран в Европу и Великобританию приехало 14 млн.

В некотором смысле Европа оказалась не готова к такому потоку. Например, китайские туристы обычно выбирают 10-дневные туры по Европе или Великобритании, объединяя в нем сразу несколько стран. При этом они стараются экономить на размещении, чтобы основную часть денег истратить на покупки в торговых центрах известных международных брендов. А во многих странах, включая Великобританию, выбор размещения в диапазоне от дешевого до недорогого очень невелик и в последнее время только сужается. По этой причине и поток туристов из Китая сюда снижается. Во Франции выбор недорогого размещения больше, соответственно, на китайском рынке растет спрос на туры в эту страну. Китайцы любят путешествовать массово, большими группами на нескольких автобусах, не теряя времени при осмотре достопримечательностей. А во многих европейских городах нет больших стоянок для автобусов, нет доступа в центр города и т.д. Интересно, что многие отели и даже операторы из европейских стран настолько не готовы к специфическим требованиям азиатских туристов, что даже отказываются с ними работать.

Дело также в том, что туристы из азиатских стран массово путешествуют по миру не так давно, а китайцы – вообще не более 5 лет, причем, на государственной основе – им каждый год дают новые направления в некий обязательный список разрешенных для путешествий стран – и в этом отсутствии опыта они напоминают наших туристов начала 90-х годов. Сейчас мы – туристы уже с солидным опытом. Приобретут этот опыт и азиатские страны, которые, кстати, уже преуспевают в создании собственной инфраструктуры туризма.

В любом случае темпы роста туризма в развивающихся странах почти в 3 раза выше, чем в Европе и США. Всемирная туристическая организация опубликовала список из 10 стран, туристический сектор которых в 2009-2016 гг. будет развиваться наиболее стремительно. Вот этот перечень, проценты показывают ежегодный прирост индустрии туризма: Черногория – 10,2%, Китай – 8,7%, Индия – 8%, Румыния – 7,9%, Хорватия – 7,6%, Вьетнам – 7,5%, Латвия – 7,3%, Мальдивы – 7,2%, Албания – 7%, Камбоджа – 7%. В Азии наиболее активными участниками международного рынка будут оставаться Китай и Индия, в Европе эта роль отведена Черногории.

На российском рынке многие из этих направлений уже освоены как массовые: Хорватия, Китай, Вьетнам, Черногория, куда очень активно идут сейчас российские инвестиции. В Албании и Румынии пока слабовата гостиничная база. Но все очень быстро меняется, и по оценкам наших экспертов, эти направления будут серьезно представлены на нашем рынке уже через два-три года.

Главным фактором развития новых рынков выступил рост доходов населения. Новые рынки и развивающиеся экономики вообще, и азиатские в частности, продолжат свое уверенное движение в туриндустрии по восходящей, считают эксперты Всемирной туристской организации. В то же время в континентальной Европе, особенно в Германии, появились обнадеживающие признаки восстановления экономического роста. Увеличение доли располагаемого дохода и распространение низкобюджетных авиакомпаний открывают доступ к путешествиям все более широким слоям населения, что обещает международному туризму еще один год роста выше среднего прогноза.

"В то время как жители Северной Америки, судя по всему, стремятся вновь в путешествие, главное препятствие на пути реализации их желаний – состояние экономики", – говорит Скотт Мейс (Scott Meis), директор департамента исследований Канадской туристической комиссии. То есть главным препятствием для развития туризма сейчас является уже не террористический, а экономический фактор.

Выводы

Международной туризм имеет в настоящее время колоссальное значение. Помимо повышения экономического состояния стран, принимающих туристов со всего мира, он способствует улучшению отношений между разными странами. Туризм обогащает культурный мир участников международного туризма и развивает представление о других странах.

Также следует отметить, что для международного туризма очень важна ориентация туристского предприятия на нужды и потребности клиентов, пользующихся услугами с целью осуществления поездок в другие страны. Для этого необходимо иметь свою концепцию по отношениям с клиентами и определять свои возможности для организации им наиболее комфортных условий в стране будущего отдыха.

Развитие международного туризма в наши дни связано с развитием глобализации – туризм является одновременно и ее порождением, и фактором ее дальнейшего развития. Чтобы стимулировать развитие туризма, многие страны взяли курс на упрощение визового режима: например, в западноевропейских странах Шенгенской зоны действует единый визовый режим – получение визы в одну из этих стран дает туристу возможность "заехать" и в любые другие страны этой зоны.

В настоящее время для России характерен рост выездного туризма при сокращении внутреннего. При этом на рынке РФ работает около 8 тыс. фирм, 6 тыс. из которых имеют лицензии на международную туристскую деятельность.

Проблемы, которые встают на пути дальнейшего развития международного туризма, имеют больше экономический характер, и уже менее обусловлены террористической угрозой как пять лет назад.

Литература

1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями на 5 февраля 2007 года) // Парламентская газета. – N 20. – 08.02.2007

Учебники и монографии

2. Биржаков М.Г. Индустрия туризма. – СПб.: Герда, 2005.

3. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса. – М.: "Лотос", 2004.

4. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. – М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник для сутдентов системы СПО. – М.: Гардарики, 2007.

6. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / под ред. А.Д. Чудновского. – М.: Юркнига, 2004.

7. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов. – М.: Инфра-М, 2004.

8. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: Кнорус, 2006.

Периодические издания

9. Ахмедов Н.А., Карпушенко П.Б. Маркетинг туристических услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – №9. – С. 36-48.

10. Гаранин Н.И. Бодрый выезд. // Ведомости. – 19 марта 2007. – № 47 (1821). – С. 18-20.

11. Дерен И.И. Социально-экономическое влияние маркетинговых факторов на формирование инфраструктуры туристской индустрии / Сб. науч. ст. "Проблемы развития управления маркетингом в России" – М: ВЗФЭИ, 2004.

12. Куканов Д.С. Современный международной гостиничный рынок и перспективы его развития // Сборник научных статей "Экономика. Управление. Культура". Вып. 14. Часть 1. М.: ГУУ, 2006.

13. Пальчук М.И. Особенности туристического маркетинга // Современные аспекты экономики. – 2007. – №9. – С.37-43.

14. Формин С.Ю. Мировая туриндустрия: анализ тенденций и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №3. – С. 21-30.

15. Яковлев Г.А. Еще один рекордный год для международного туризма // Вопросы экономики. – 2007. – №10. – С. 51-58.